Когда я разговариваю со своими друзьями и с их детьми (которым по 20-25 лет) о взаимных чувствах и добрачных отношениях, то всегда слышу одно и то же — без секса нельзя.
Удивительно, что так думают не только молодые. Недавно, рассказывая семейному психотерапевту (с сорокалетним стажем работы) об одной девушке, которая, имея безусловный успех у мужчин, не вступала ни с кем в близкие отношения, неожиданно для себя наткнулась на пренебрежительное «фи».
Власть гормонов столь велика, что с ней очень трудно справиться. Пусть перебесится мой отпрыск — скажет заботливая мамаша. Ну, хорошо. Только почему она никогда не согласится, чтобы ее сын женился на этой первой подвернувшийся для отправления его похоти?
Да очень просто, потому что эта девушка (в большинстве случаев) не отвечает никаким нормам элементарной морали. Вы не чувствуете здесь едкого привкуса лицемерия? И этой мамаши и ее чувственного отпрыска и унижения этой девушки?
Те девушки, которые считают, что «это» необходимо для здоровья или, что отношения обязательно должны сопровождаться близостью, даже потерпев много скорбей и разочарований, остаются в полном заблуждении и не видят реальной причины своих неудач в личной жизни.
На прием приходит девушка 22 лет. Ее бросил молодой человек (мусульманин, приехавший на заработки), когда она забеременела. Девушка жалуется мне, что ее любимый не готов был стать отцом, потому что не знал, какой прекрасный ребенок у нее родится. Но если бы он увидел его, думает она, он бы вернулся и стал примерным семьянином.
Не знаю, не знаю. Однажды ко мне на консультацию пришел посол одного из восточных государств, прося совета, как найти идеальную девушку для брака. В свои 47 лет он перепробовал бесчисленное количество молодых и очень красивых московских девушек, но так и не встретил своей судьбы, хотя к этому времени уже очень хотел иметь детей. Я консультировала его в христианской традиции, а он все твердил о чувственности, о блаженном сексе, о том, что он очень добрый и хороший, а вот женщины не могут его понять и после месяца всегда бурного секса, наступает охлаждение по причине испорченности женщины… в связи с ее излишней болтливостью или из-за ее нескромных желаний и просьбах что-нибудь купить ей и т.д.
И когда после моих попыток что-то объяснить ему, я спрашивала его — что же самое главное должно быть в женщине, от которой он хотел иметь детей и с которой планировал бы прожить всю жизнь? Он неизменно отвечал — внешность, способная пробудить сумасшедшие сексуальные чувства, и чтобы секс с ней был верхом блаженства до конца его дней…
А ведь и некоторые русские мужчины зрелого возраста с незрелой психикой, развитие которой заторможено блудом, считают так же.
Иногда хочется крикнуть. Ау! Люди, вы заблудились! (От слова блуд, которое означает близость без брака).
Вы, наверное, слышали о таком устаревшем и малоупотребляемом слове — целомудрии.
Какие чувства вызывает у вас это слово? Улыбку? Желание отмахнуться и поговорить о чем-нибудь более интересном и глубоком? Например, чем отличается мужчина от женщины? Или, если он козерог, а я рыба, подойдем ли мы друг другу? Оставим эти размышления популярным гламурным журналам, достойных тех, кто их читает.
Так все-таки о целомудрии.
В словаре Ожегова написано, что целомудрие это то же, что девственность.
Если это так, тогда это тривиальное сохранение некой физиологии до брака или выполнение закона, который где-то кем-то записан, и несоблюдение которого не карается ни штрафом, ни тюрьмой. Так кому же нужен такой закон?
Подобное целомудрие есть в исламе, в котором существуют наказания, предусмотренные законами шариата (исламское законодательство, разрабатываемое на основе Корана и хадисов). Например, 100 ударов плетью за прелюбодеяние для незамужней женщины или мужчины, который не женат.
Что же означает целомудрие для христиан, для русских, для людей, воспитанных в православной традиции?
Целомудрие — это цельность мудрости, сакральный смысл которой лежит за чертой поверхностного взгляда сегодняшнего обывателя, избравшего своим девизом — дай нам, Господи, что поесть и что попить, а Царствие Небесное приложится нам…
Целомудрие — это соблюдение человеком сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу. В основе целомудрия лежит стыд, благодаря которому душа человека остается целостной, так как стыд удерживает ее от впадения в состояние разврата. Целомудренное состояние отличают целостность, гармоничность, чистота. Основное назначение целомудрия — защитить неокрепшую душу человека, дать ей сформироваться. Это некая «дымка, укрывающая молодую душу от пока непосильных ей испытаний», благодаря чему способности человека могут спокойно и плавно развиваться.
Целомудрие направлено на поддержание целостности человека, единства в нем сексуального и личностного. Оно проявляется в предрасположенности избегать осуществления сексуального желания, когда желанным оказывается лишь тело другого, ибо такое желание нарушает целостность обоих участников и обезличивает их.
Т.е. это то, что из скотины превращает в человека, когда он научается управлять своими инстинктами (так же, как он посредством труда учится читать и писать).
Почему родители не готовят своих чад к самому главному периоду их жизни? Ведь как мы заботимся о своем теле! Особенно наши бабушки и дедушки. Надень шапку! Покушай! Не пей пепси-колу — козленочком станешь. Все о теле и его величестве чреве. И ни слова о хотя бы легком воздержании в пост. «Ребенок должен кушать мясо! Иначе не созреет его мозг. И он вырастет дебилом». Иными словами, если есть мясо, то душа этого дитяти станет чистой и прекрасной… Хотя, думаю, о душе никто в данном случае не думает. У ребенка есть тело, а что до души, ее нельзя же потрогать руками, ну и Бог с ней.
Мне очень нравится, как доктор вершинной психологии Виктор Франкл (выживший в нечеловеческих условиях концлагеря) описывает один из распространенных сегодня видов отношений, основанных на внешних эффектах.
Франкл говорит о том, что любой флирт игнорирует внутреннее содержание партнера. В нем люди избегают любви. Во флирте предпочитается тип. Очень часто предпочитается тип хористки (сегодня это блондинка на высоких каблуках с длинными накрашенными ногтями, большой грудью и пухлыми губами). Как и хористка в ревю, такая женщина в жизни легко может быть заменена другой. Это женщина, которую мужчина может «иметь»; поэтому у него нет необходимости ее любить. Она — собственность без индивидуальных черт характера, без личной ценности. Любить можно только личность; безликий тип хористки нельзя любить. С ней не встанет вопрос о верности: неверность допускается самой безликостью. Неверность в таких отношениях необходима. Там, где отсутствует счастье в любви, его пытаются компенсировать количеством сексуального удовольствия.
Импульс любви пробивается к тому слою личности, в котором каждый человек представляет собой не тип, а самого себя, обладающего всем достоинством своей неповторимости, достоинством ангела. А ангелы не представляют вид.
Так почему же, к примеру, не начать с дружбы? С постепенного открытия друг друга? С познания уникальности и глубины любимого человека (если он окажется таковым!). Почему такое познание надо начинать с физического удовольствия, минуя тот замечательный трепетный эротизм, не омраченный грубым вторжением и который доставляет непередаваемое наслаждение для души? Ведь близость, не скрепленная раствором самопожертвования ради любимого, заканчивается пресыщением. Близость, причина которой — эгоизм, трагична.
Что же мешает молодым людям дружить, наслаждаясь интересами друг друга? Дружить с восхищением, потому что это новый опыт, потому что этот человек интересен тебе как ЛИЧНОСТЬ?
Дружить им мешает повреждение ума современного мира, который говорит людям — вы всего лишь млекопитающие, произошедшие от шимпанзе.
Впрочем, это повреждение отнюдь не является свойством современного момента.
Содом и Гоморра существовали несколько тысяч лет назад. Все жители в этих городах были развращены. Но все же один человек среди них — праведный Лот — сохранил чистоту.
Кстати, сохранив чистоту, он сохранил себе жизнь.
Нет, убивают за блуд теперь редко. Но умирает душа. И умирает любовь.
Внебрачные отношения в 80% случаев оканчиваются после получения удовлетворения мужчиной, и, оставшись одна, женщина вынуждена делать аборты. При нормальном течении событий мужчину это должно беспокоить, он должен иметь мужественность и ответственность за жизнь своего ребенка и недопущение его убийства.
Но мужчины хотят снять с себя ответственность и прикрываются ложным безответственным принципом о «желательных» и «нежелательных» детях, принуждая женщину использовать контрацептивы (таблетки, инъекции, имплантаты), что приводит к сбою в процессе овуляции, резкому эндокринному расстройству, по причине ложной беременности от химических продуктов в контрацептивах.
Ввиду того, что в организме женщины не выделяется естественный эстроген и не усваивается кальций, возникает остеопороз, плохое кровообращение, постоянная сухость кожи, полнота, депрессия и фригидность, из-за которой ее бросает мужчина.
Некоторые женщины используют специальные устройства и кольца, которые, являясь абортивными средствами, постоянно вызывают воспаление и стерилизацию матки, из-за чего происходят выделения, зуд, кровотечения от 10 до 15 дней и до месяца, а также анемия.
Надо понимать, что похоть — это мужская естественная страсть. За нее мужчины готовы платить любые деньги — не за женщину, а за свое удовольствие.
Да сейчас это стоит так дешево! Цветочки, колечко с дешевеньким бриллиантиком, пару ужинов в недорогом кафе — и на восьмой день она твоя! А потом через пару месяцев он ее бросил. А так красиво ухаживал! И как же ей, бедной, понять, что он ее не любил…
Это такая изощренная девичья глупость или что-то еще? Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума.
Когда же мы начнем ценить себя немножечко больше?
Ведь любовь — это то, что отражается в глазах. Это усилие души. Это то же, что защита Родины. Это готовность отдать свою жизнь за свою любимую. Иначе это есть профанация, подлог или действие гормонов или еще для некоторых, чья мимолетная жизнь ограничивается среднестатистической продолжительностью — расчет. Т.е. что угодно, только не любовь, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»… И НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАЕТ.
© Realove.ru
( 81 голос: 4.31 из 5 )
Статья помогла? Поддержите работу сайта!
Перевести средства на работу сайта
Помочь делом
Последние сообщения в форуме
| Главная | Наши книги | Волонтерская помощь | Аудиокниги | Аудиотека | Авторы | Станьте автором! | Помочь проекту | Наши баннеры | | Карта сайта | О проекте | © «Настоящая любовь». 2007-2016. Группа сайтов «Пережить.ру».
Без разрешения редакции допускается использование на одном сайте не более одного материала с www.realove.ru.
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на www.realove.ru
- Святые отцы о целомудрии
- Целомудрие Энциклопедия изречений
- Целомудрие игумен Марк (Лозинский)
- О нетленной чистоте и целомудрии прп. Иоанн Лествичник
- О целомудрии прп. Пётр Дамаскин
- О Сусанне и Иосифе, с увещанием о целомудрии блаж. Августин
- Христианская добродетель целомудрия и чистоты Гермоген Шиманский
- Целомудрие и телегония Галина Муравник
- Воспитание целомудрия Татьяна Макиенко
***
Целому́дрие – 1) добродетель; непорочность, нравственная и телесная чистота; 2) девственность; 3) благоразумие.
Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия.
Целомудрие и благородство – две аксиологические категории, составляющие понятие чести.
***
Можно ли достичь подлинного целомудрия вне Церкви?
Целомудрие, в высшем значении этого слова, признаётся в христианстве одной из важнейших личностных добродетелей. Как следует из самого наименования, целомудрие сопряжено с внутренней целостностью, цельностью. Что же это за цельность, в чём она состоит?
Как известно, только что созданный человек, до того, как дерзнул согрешить, не испытывал ни малейших внутренних противоречий в душе. Все его душевные силы действовали слаженно и гармонично, плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе. Пребывая в таком состоянии, человек жил и действовал в соответствии со своим естеством, наслаждался естественной для него радостью богопознания, богообщения.
Омрачившись скверной греха, человек подверг себя не только внешнему отлучению от Бога, но и внутреннему разладу: разладились его душевные способности и силы (волевая, разумная, желательная, чувственная), разладились отношения плоти с душой (см.: Грехопадение). Естественная для него склонность к общению с Богом и следованию нравственному закону, звучащему в голосе совести, изменилась до неузнаваемости. Вместо этого человек подвергся противоестественному для него стремлению ко злу.
Для того, чтобы возвратить человека в достойное его званию состояние нравственной чистоты, необходимо было вернуть ему прежнюю цельность. Собственно, это и явилось одной из ближайших целей Пришествия Христа. Само слово «спасение» — греч. «σωτηρία» — имеет одним из переводов значение «целение», «приведение в цельность».
Целомудрие как один из аспектов личностной цельности вообще, обнаруживается, помимо прочего, в точном соответствии деятельности человека побуждениям голоса совести. Ведь в случае противоречия мыслей и желаний голосу совести ни о какой внутренней цельности душевных сил и движений не может быть речи.
Ввиду того, что совесть является выразительницей естественного нравственного закона, вкорененного в человеческое естество Самим Богом, понимаем, что подлинное целомудрие возможно не иначе как при соблюдении требований Божьего закона, при послушании Богу.
Поскольку понятие целомудрия, как добродетели, подразумевает, что голосу совести должны быть созвучны не только душевные побуждения человека, но и телесные, постольку очевидно, что оно достижимо лишь в случае освобождения человека от плотских страстей, через отвержение от мирских похотей и нечестия (Тит.2:12)
О том, что целомудрие достигается не иначе как путем стяжания праведности, человеку было возвещено ещё во времена Ветхого Завета (Прем.8:7). Но Ветхозаветная Церковь не обладала той полнотой благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь Христова, и конечно же, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности, свойственной христианским святым.
Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Господь: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).
***
Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью. Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и именно к этому надо готовиться!
Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свои желания, иначе потом они просто могут выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией. Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора — помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.
епископ Пантелеимон (Шатов)
Дьявол слабее Бога, но его тактика — раздробить, размельчить внутреннее состояние человека. Поэтому если читаешь молитву — заключай ум в слова молитвы, и не отвлекайся, не блуждай мыслями. Точно так же и в миру: слушаешь лекцию — слушай, а не мечтай о вещах более приятных. Всякая небрежность, разболтанность — и в работе, и в одежде — это умаление духовной сущности. Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести — это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру.
Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление «плюрализма». Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий.
митрополит Питирим (Нечаев)
Слово «целомудрие» состоит из двух корней: «целостность» и «мудрость». To есть можно сказать, что это знание о целостности. В святоотеческой литературе под стяжанием целомудрия подразумевается процесс собирания человека в ту гармоничную личность, которую изначально задумывал Творец. Бог — Личность, и потому человек, лишь становясь целостной личностью, обретает способность к подлинному богообщению.
— To есть изначально, в раю, человек был целомудренным, а после грехопадения утратил это свойство? И взращивание целомудрия — это, по сути, возвращение в райское состояние?
— Именно так. Первородный грех передается из поколения в поколение, человек уже рождается с искаженной слабостями душой. Беззаконие, нарушение заповедей Божиих, удовлетворение раздраженной похоти и противопоставление себя Богу — такая жизнь неизбежно ведет к распаду личности. С христианской точки зрения человек собирается в целостную личность именно в свете Личности Бога, становясь отражением Божества, через прямое действие Бога на человека. Дух Божий оживотворяет человеческую природу: разум наполняет мудростью, тело — здравием, а психику — радостью и возможностью реализовывать данные Господом таланты.
протоиерей Сергий Ксенофонтов
Как святые отцы понимали добродетель целомудрия? Каким образом взращивали это важное качество в себе и в детях? Беседа с кандидатом педагогических наук игуменом Киприаном (Ященко).
Остров невезения
Господь, предвидя, что люди будут уклоняться от продолжения рода, дал им влечение друг к другу. Правда, современный человек все исказил, превратив естественную потребность во множество извращений, в целую индустрию. В Европарламенте узаконены однополые браки, усыновление детей в таких браках. Содомский грех оказался законодательной нормой. Во многих американских университетах абитуриенты нетрадиционной ориентации пользуются преимуществом при поступлении. Множество мэров европейских городов, епископов, священников были брошены за решетку за то, что выступили против гей-парадов, выразили свое недовольство. Грех стал нормой, а нормальный человек, который реагирует на грех, оказался преступником.
Ко мне как-то одна наша прихожанка пришла с проблемой: у нас, говорит, семья распадается. Они очень обеспеченные люди, глава семьи – крупный банкир, у них все есть. И жена говорит: «Батюшка, познакомьте нас с нормальной православной семьей, чтобы мы с них брали пример, пригласили бы в гости, сами бы пришли. Потому что в нашем окружении – только ненормальные семьи». И я не смог, к сожалению, посоветовать ни одной семьи, которая могла бы стать для них образцом. Сложно найти нормальную целомудренную семью, которая так же, в целомудрии воспитывает детей. В такой реальности мы сейчас живем.
– Батюшка, а как же многодетные семьи священников?
– Есть, конечно, замечательные священнические семьи, которые передают традицию из поколения в поколение, – слава Богу. Но что произошло? У нас священников, епископов репрессировали, а потом говорят: давайте пастырей. А где их взять-то? Чтобы возникло священство, надо нескольким поколениям трудиться, передавать традицию. И все священники современные – как бы «новоделы», без корней. Я, к несчастью, такой же. Пути Господни неисповедимы, бывает, что из несвященнической семьи выходит хороший пастырь.
Ты на свете всех милее
Иоанн Лествичник говорит, что целомудрие – это целостное воззрение на мир. Нецеломудренный человек не может в целости воспринять ни другого человека, ни самого себя. Он видит фрагментарно, выхватывает какой-то аспект и абсолютизирует его. Но как Козьма Прутков говорил, всякий специалист подобен флюсу.
А как проявляется целомудрие? Как ведет себя целомудренный человек? Скромно, глаз потупя. Амвросий Медиоланский в «Увещевании к девству» пишет о том, что целомудренный человек молчалив и стыдлив. «Сусанна была в опасности и молчала, чтобы тем красноречивее можно было ей говорить своим молчаливым целомудрием. И вот стыдливость нашла себе защитника, который защитил ее целомудрие. И именно в приложении к ней прекрасно говорится в Писании, что Господь скрыл ее от бича языка». Действительно, целомудренный человек защищен Господом.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что ничто так не выражает эту добродетель, как любовь к своей жене, мужу: «Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех на свете. И станет смотреть на нее с великой любовью. И иметь с ней большое согласие. А с миром и согласием войдут в дом все блага». Еще Иоанн Златоуст пишет, что есть «две цели, для которых установлен брак. Чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами. Но главнейшая из этих двух целей – целомудрие».
Действительно, в благочестивой семье, когда спросишь супруга, кто самая красивая в мире? «Ну конечно, моя жена». А жену – «Конечно, мой муж». И люди любят друг друга, и эта любовь заслоняет им всех. И наоборот, у нецеломудренных людей: только совершили брак, только их повенчали, начинает корабль штормить. Приходят и рассказывают истории: «Ничего не могу с собой поделать, остыл к жене, полюбил другую, все сердце горит. Батюшка, сердцу не прикажешь. Благословите». Как благословить, на что?! Человек, в блуде находящийся, просит еще благословения на этот блуд.
Мир вообще очень подвержен этой страсти. Один из старцев Печерского монастыря, отец Андриан, мне рассказывал, что было ему видение. Над Россией летает демон и кричит: «Я всю молодежь утоплю в блуде! Всех до единого, никто от меня не уйдет!»
Действительно, такое демонское воздействие, окружение влияет на многих молодых людей. Пребывая на дискотеке или даже в каких-то общественных местах, в транспорте, например, человек может заразиться этим духом.
Как приобрести целомудрие для себя, воспитать детей в целомудрии? Забор высокий построить? Такой опыт описан в житиях святых, когда некоторые отцы, дабы уберечь своих детей, их ограждали, строили заборы, и дети ни с чем грязным не соприкасались. Но так не может продолжаться до самой смерти.
Сейчас мы вторгаемся в область педагогики, где нет общих рецептов. Для некоторых детей как раз и нужна плотная опека, а для других – такой «прессинг» смерти подобен. Им, наоборот, надо дать возможность быть самостоятельными.
Существует педагогический закон: чем выше духовность, нравственность человека, тем больше степень его свободы. Чем ниже нравственность и духовность – тем ниже степень свободы. Если он совсем безнравственный и не может не совершать преступлений, то общество ограничивает его свободу стенами тюремной камеры. Вообще закон духовной жизни – это, прежде всего, свобода. Невольник – не богомольник.
Жизнь или добродетель?
В Хабаровске на праздник мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба беседовал с молодежью. Зал собрался тысячный, и я рассказывал о подвиге исповедничества, о мученичестве. После беседы ко мне подошла молодая девушка Женя, у которой было много накипевших вопросов. И мы с ней проговорили, наверное, часа три, вышли на улицу, ходили вокруг храма. Главным образом ее интересовала степень нашей жертвы Христу. Если мы преданы Спасителю, действительно ли эта ценность выше, чем человеческая жизнь? Человек ведь слаб, страстен. Что будет, если ему подставят нож к горлу? Ради того, чтобы спасти жизнь, можно отказаться от ценностей, кошелька, но можно ли отказаться от целомудрия и предать Христа? Она выясняла много таких подробностей, деталей.
Святитель Лука-Войно-Ясенецкий
На следующий день я улетел из Хабаровска в Москву. Прошло буквально три дня, и мне пришла телеграмма о том, что ее зверски убили. Она поехала в православный лагерь, но внезапно заболела мама. И девушка темным лесом, напрямую, пошла к электричке, чтобы навестить ее. И попала в руки даже непонятно кого, трудно сказать, как происходили события. Но в результате на следующий день нашли ее труп: несколько десятков ножевых ран, изуродованное, изнасилованное тело. Но лицо ее сияло, на нем была улыбка. Она мученица, да. Я помню ее последние слова, которые она произнесла, когда мы прощались: «Теперь мне все понятно. Действительно, за Бога можно даже жизнь отдать. Можно пострадать».
И вот Господь, видя ее решимость, взял ее в такой твердости, фактически причислив к лику святых, – она действительно пострадала как мученица. Многие ее любили, она была лидером – красивая, умная.
Господь даже намерения видит. Она дерзала, помню, пострадать. Я говорю: «Ничего не ищи, никаких приключений, не надо. Господь Сам все устроит, каждому Он дает по силам».
Вот Господь и дал по силам.
Неприкасаемые
Целомудрие начинается с простых вещей – поменьше говорить, смеяться, глазеть, отвлекаться, слушать. А как же быть с интернетом, без которого мы не можем творить ничесоже? Там же множество картинок. Вот отцы и говорят: не нужно заострять на них внимание, пусть мелькают, главное – чтобы не зацепили и не стали образом, который вошел бы в сердце.
«Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не обращайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется по страсти похотения…» – пишет преподобный авва Дорофей. А что такое свободное обращение? Можете привести пример? Тактильное, да. Вроде бы дружеские у нас приветствия, поцелуи при встрече, при прощании. Но они могут передавать страсть. Особенно если мы к этому человеку питаем какое-то расположение. Это тоже некая вольность.
Некоторые священники в Москве строго запрещают юношам и девушкам друг до друга дотрагиваться, ходить ручка в ручку. И под ручку не разрешают. Как быть? Предложить клюшку, палочку спутнице, чтобы та не поскользнулась? Начинается с невинных прикосновений, надо же как-то выразить чувства. Они бурлят у молодежи. Потом молиться не могут, сон теряют, у них фантазии играют, целое кино в голове крутится. Это называют любовью. Но это не любовь, а влюбленность, страсть. И она подпитывается через тактильные ощущения, взгляды, через свободное или развязное общение.
– А смотреть человеку в глаза можно?
– Детям надо смотреть в глаза. Если виноваты – они сразу взор опускают. А в транспорте, при общении с людьми страстными я бы вам не рекомендовал долго смотреть глаза в глаза. Через такой взгляд передаются страсти.
Порок не должен именоваться
«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3), – пишет апостол Павел в послании к Ефесянам. Если кто-либо где-то грешил блудной страстью или помыслами, святые отцы запрещают оказываться в этих местах. Это может всколыхнуть воспоминания и быть причиной того, что страсть воспламенится. Я уж не говорю про разглядывания своих «возлюбленных», каких-то школьных, юношеских увлечений.
Редко сейчас кто минует блудных пороков в своей жизни. И если уж человек впал в блуд, но все-таки пришел к созданию семьи, малой церкви, венчается – надо забыть все, перечеркнуть, больше никогда не вспоминать. Как будто этого ничего не было. Перед тобой супруг, супруга – и все.
Иногда приходит – поссорились. «Почему?» – задаю вопрос. «А он у меня спрашивал, не было ли кого у меня?» Оказывается, и она у него тоже допытывалась. «Вы что – сумасшедшие, зачем вы об этом говорите? Что за любопытство? Это же разрушение семьи!»
Старец Фаддей Витовницкий пишет, что «мысли, настроения, желания управляют жизнью нашей. Какие мысли нас занимают, такова и жизнь наша». А Паисий Святогорец дополняет: «Надо ежедневно вытеснять из своей души что-либо мирское или нечистое и заменять чем-то духовным, заменять коренящиеся в памяти греховные картины святыми образами, мирские песни – церковными песнопениями, вместо светских журналов читать духовную литературу».
Природа не терпит пустоты. Одна раба Божия страдала любовью к рок-музыке. Вообще подобная музыка, ритмичные произведения возбуждают блудную страсть, они на это направлены. Мы с ней два года боролись, чтобы перейти на классику. Вначале на бардовскую песню переключились, на Жанну Бичевскую – с «легким ударом», потом – к классическим произведениям. Через три-четыре года перешли к духовным песнопениям.
Потушить страсть
Святой старец Паисий пишет: «Юноша, повстречав красивую девушку, должен включить в работу добрые помыслы, чтобы смотреть на нее, как на живой образ какой-либо святой. А встретив девушку развращенную, он должен посмотреть на нее как на свою сестру. Ибо все мы дети Адама. И пожалеть ее, как сделал бы, если бы его родная сестра дошла до такого».
Один из монахов на Афоне обладал такой молитвой, что поднимался над землей. Его спрашивают: «Ты как этого достиг?» А он отвечает: «Да у меня был грех, я очень любил рассматривать красивые женские лица. Пришел к духовнику – как побороть такую страсть? А тот советует: «Ты, когда смотришь на красивое лицо, возводи молитву благодарения Богу, говори: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты создал такую красоту». Она ж не сама себя вылепила такой, это Господь создал ее». И вот он начал с искренностью, с той силой, которую питал к красоте, молиться Богу, благодарить его, и достиг такой молитвы, что стал подниматься над землей.
А как еще можно потушить страсть?
– Некоторые подвижники сжигали себе руки, лишь бы не согрешить. Вплавь удалялись в море…
– Да, если сильное разжение плотское – причиняли себе физическую боль.
– Поклоны поделать.
– Поклоны земные помогают. Дрова поколоть, душ принять холодный, в источнике искупаться – тоже отрезвляет.
– Старцы советуют представить себе этого человека в гробу, чтобы возникло чувство временности земной жизни, понимание, что плоть наша – тленна.
– Еще, говорят, если нравится девушка, сразу вспыхивают чувства – представь ее старухой. И у тебя ничего не будет вспыхивать.
– А если по-прежнему вспыхивает, то женись…
– Это тоже сразу охлаждает, да? Мысль о браке трезвит. Это действительно так. Если относиться к объекту своего вожделения, пристрастия как к настоятелю будущей малой церкви, отцу твоих детей, то все выглядит совсем иначе. Если бы юноша смотрел на девушку как на мать, которая родит детей, продолжателей его рода, это был бы совсем другой взгляд, другие отношения, иное общение. Господь дал потребность в продолжении рода, вот где корень-то. Такое понимание охлаждает, конечно, страсть блудную.
Силы души
«Я думаю, что страсти – это силы души. Бог дает человеку не пороки, но силы», – пишет святой старец Паисий. Бог же не создал блудную страсть. Он дал влечение, расположение, а это мы, искажая дары, превратили их в страсти.
Педагог и психолог начала XX в. протоиерей Василий Зеньковский писал, что энергия пола может быть преобразована, сублимирована в духовную творческую силу. И вообще – может ли человек молиться, вместо того чтобы перемалывать ненужные мысли? Вот приходят ко мне юноша и девушка. «Ты ее любишь?» – «Люблю». – «А ты?» – «До смерти люблю». – «Ну давайте тогда, молитесь друг за друга всеми силами своей души, просите, чтобы Господь вас соединил. Каждый вечер и каждое утро ты молись за него. А ты – за нее. И днем, когда вспоминаешь, говори: Господи, дай ей благодать быть моей святой женой». И они начинают молиться. Когда сила любви к другому человеку (может быть, не совсем чистая, так как к ней примешана физиология) начинает вливаться в слова молитвы, соединяться с именем Христа, Божией Матери, то происходит чудо. Действительно, Господь соединяет. А бывает, и разъединяет.
У меня одна прихожанка, чадо мое с малых лет, Наталья, очень хотела стать матушкой. Удивительной красоты и ума девица, такая русская красавица. Я преподавал в семинарии, думаю – познакомлю ее с хорошим семинаристом. Делал это не раз. Все время разворачивался один и тот же сценарий. Ее не полюбить невозможно, она очень красивая, умная и очень тихая, женственная. Семинарист влюблялся, начинал за нее молиться. Она молилась за него, но потом что-то происходило, никто не мог объяснить – что, какая-то тайна, и этот семинарист принимал монашество. Семь монахов для Русской Православной Церкви подготовила эта девица. Таковы плоды благочестивой молитвы. Если разобрать этот случай: у нее было сильное желание быть матушкой. У семинаристов – желание сделать ее матушкой. А Бог решал нечто третье – полезное для спасения души.
Вышла замуж за военного. Сейчас трое детей у нее.
Еще один важный момент, касающийся силы молитвы. Одна девушка, тоже удивительной красоты, пожаловалась: «Батюшка, не могу выйти замуж, мне уже 28 лет». Я спрашиваю: «С твоей-то внешностью? На тебя что, внимания не обращают?» – «Наоборот, проходу не дают. Но я не могу понять почему: с кем только ни начинаю дружить – ничего не получается». – «Ты сама-то замуж хочешь?» – «Да я мечтаю об этом, это главное дело моей жизни. Я детей хочу, мужа». Спрашиваю: «Как, сильно хочешь?» – «Каждый вечер с этим ложусь, каждое утро – встаю». По страсти ничего хорошего не бывает, и я ей говорю: «Давай мы это дело прекратим. Будем молиться, чтобы Господь устроил так, как полезно для спасения твоей души. Может, тебе в монахини надо пойти. Если Господу угодно, Он тебе Сам даст твоего спутника жизни, твою половинку».
Она серьезно к этому отнеслась и начала молиться. И у нее возникло спокойствие… Она приходила, исповедовалась частенько. Даже какие-то ребята появлялись, интересовались, а ей было все это неинтересно. Два или три месяца прошло – находится богатырь. Она его привела, говорит: «Батюшка, вот, не отстает». – «Тебе-то нравится?» – «Нравится». – «Ну давайте, полгода подружите». Полгода подружили, приходят. «Как, чувства прошли?» – «Нет, еще больше». – «Ну, Бог благословит». И хороший брак получился. Как страсть остыла, пошла молитва друг за друга, так Господь и соединил.
Или еще одна моя прихожанка пришла: «Батюшка, полюбила мусульманина». Я говорю: «Зови». Приходит азербайджанец, красивый, вежливый. Они умеют ухаживать. Я его спрашиваю: «Ты любишь Таню?» – «Ой, люблю, больше жизни, все отдам». Я спрашиваю: «А кто у тебя папа?» А папа у него – муфтий в мечети. Вся семья верующая, не просто рядовой мусульманин. Я говорю: «Слушай, тогда сделай доброе дело по любви к ней. Если ты ее любишь, оставь ее. Я не могу благословить ее на брак с иноверцем. У нее найдется жених, мы ее отдадим замуж». Он спрашивает: «Другой вариант есть?» – «Есть. Принимай Крещение, и мы вас с радостью повенчаем». – «А третий вариант есть?» – «Нет, третьего нет. Либо-либо». – «А сколько я могу подумать?» – «Месяц хватит тебе?» – «Хватит». Пришел через месяц: «Батюшка, крести». Я говорю: «Тебя же убьют». – «Господь меня защитит».
Вот пример настоящей любви. Действительно, Господь защитил, живут счастливо. Вот что по молитве бывает.
Хватай себя на месте преступления
«Научившись хватать нашего ветхого человека на месте преступления, мы поймаем и прочих грабителей, похищающих те блага, которые делает нам Господь. Таким способом мы сохраним наш духовный капитал».
Это пишет старец Паисий. Как только возник грязный помысел, здесь же, на месте, кайся перед Богом, не жди, когда в субботу будет исповедь. Хватай себя на месте преступления: «Ах ты такая, паршивая, что ты думаешь-то!»
Есть знаменитая афонская молитва от блудной страсти: «Иисусе мой, Господи, сладчайший мой Иисусе, ускори на помощь мне, и не даждь врагам моим полонить меня».
Паисий Афонский говорит, что если в юности человек поборол страсть, сохранил целомудрие, то Господь дает ему благодать на всю жизнь. За это полагается величайшая награда, потому что в старости плоть уже не восстает, пожилой человек живет в целомудрии естественным образом.
«Молодые люди, с ранних лет подогревающие в себе интерес к другому полу, спускают курок, не дождавшись благоприятного для этого времени, – пишет старец Паисий Афонский. – А когда должный срок подходит, они уже не могут ощутить радость, потому что пережили это раньше времени. А вот те юноши и девушки, которые были осмотрительны в этом вопросе, сохраняют душевный покой, а дождавшись подходящего времени, переживают большую радость. Посмотрите на женщин, которые до свадьбы сохранили целомудрие. Они имеют мирный дух, хотя обременены множеством забот… Пока девушка не примет решение, станет она инокиней или добродетельной женой и матерью, она должна жить целомудренно. Поэтому до этого она должна постараться по возможности всю себя посвятить учебе».
Важно найти детям достойное занятие. Безделие, праздность, неимение каких-то постоянных обязанностей в доме – почва для всех пороков. Святитель Лука Войно-Ясенецкий пишет: «Православные воспитатели всегда советовали родителям: держите дочь подальше от мира грез и фантазий. Постарайтесь лучше заинтересовать ее естественными науками, приучить к полезному рукоделию, дайте постоянное поручение домашнему хозяйству, требующему времени и ответственности. Девочка-подросток охотно принимает на себя такое постоянное поручение, особенно когда чувствует, что оно дано не в воспитательных целях, а всерьез, что она приносит реальную пользу семье».
А вот что сказал святитель Иоанн Златоуст: «Будем удалять детей и не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных, развратных песен, чтобы у них не польстилась душа».
Важно сохранить детскую стыдливость. Преосвященный Ириней в своей книге о воспитании детей дополняет: «Не допускайте, чтобы дитя перед другими показывалось голым или раздетым, чтобы дети одевались и раздевались вместе. Не оскорбляйте никогда чувство стыдливости ребенка, требуя от него сделать то, что противно его врожденной стыдливости. Не смейтесь над ним, когда он обнаруживает чувство стыда. Напротив, благодарите Бога, что имеете такое дитя и хвалите его за это».
Наши жены – ружья заряжены
Какова награда целомудренным? Об этом мы узнаем из жития преподобной Марии Египетской, которая поднималась в воздух во время молитвы. Целомудренному Господь дает благодать, в нем открываются духовные дары. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
В Киево-Печерской Лавре был монах Иоанн Многострадальный, который долго боролся против блудной страсти, пока, наконец, в ночь Христова Воскресения ему не явился Господь.
«И нисшел на меня неизреченный свет, в котором пребываю я, и теперь не нуждаюсь в свете ни днем ни ночью, и все приходящие ко мне достойно восхищаются этим светом, видя явное утешение, осветившее меня в ту ночь Воскресения, как надежда будущего света», – пишет Иоанн Многострадальный.
Когда меня постригли в монахи, старец Кирилл (Павлов) сказал: «Я тебя благословляю никогда не снимать подрясник, где бы ты ни находился».
Я не понял вначале всего замысла старца, но потом в своей жизни испытал множество удивительных моментов. Идешь в подряснике, например, по перрону вокзала, а бомжи, пьяницы вдруг встают и начинают креститься на меня, как на икону. Некоторые бегут за мной, каются, грехи называют. То есть человек, видя что-то достойное, начинает к этому тянуться. В этом мы действительно можем быть неким светом миру.
Поэтому я вас благословляю вести себя целомудренно, поскольку это вообще основа существования народа. Чтобы народ прекратил свое существование, его надо развратить. Иоанн Златоуст говорил: если в народе есть целомудренные жены, то этот народ непобедим.
Сейчас появились написанные и уже осуществляемые целые «программы» развращения молодежи. Мы наблюдаем, что множество умов не в состоянии сформулировать, куда идти, какова цель, даже если речь идет о простых вещах. У людей нет цельной картины мира. А спросите любого батюшку, любого монаха, любого духовного человека – и они вам скажут, что нужно сделать, чтобы народ воспрял.
Божие вам всем благословение, укрепляй, Господь, хранить целомудрие в себе, в своих детях, во вверенных людях. Если мы будем это в тихости сохранять, тем самым окажем великую помощь всему нашему Отечеству.
Мне много приходится ездить по миру, и я могу сказать: все-таки до сих пор русский народ – один из самых целомудренных в мире. Генетически это заложено в нас. И как бы этот народ ни развращали, он таким и остается. Будем благодарить Господа за это, будем достойными восприемниками нашего народа и Отечества.