Педагогический совет «Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики», 10 января 2015 года
Порядок проведения педсовета
- Предварительная анкета. Приложение №1.
- Обобщение предварительных анкет. Приложение №2.
- Сообщение заместителя директора по воспитательной работе Гуткиной Л.Д.
«Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики»
- Толерантность как философское понятие
- Толерантность как бытовое понятие.
- Толерантность как педагогическое понятие.
Основные черты и отличия толерантной и интолерантной личности. Приложение №3.
- Решение педагогических ситуаций, в которых, очевидно, необходимо проявление педагогической толерантности.
Правила толерантности для учителей. Приложение №4.
- Воспитание толерантности у учащихся – одна из педагогических задач.
Правила толерантности для учащихся. Приложение №5.
- Заключение: если учитель не умеет проявлять толерантность, то какой же это учитель.
Цветок толерантности. Приложение №6.
Содержание
«Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики»
Сообщение заместителя директора по воспитательной работе Гуткиной Л.Д.
- Толерантность как философское понятие.
- Толерантность как бытовое понятие.
- Толерантность как педагогическое понятие.
-
Толерантность как философское понятие.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — Toleranz; французское — tolerance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.
Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.
Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века.
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.
- В переводе с французского «tolerance” – это терпимость, в том числе, веротерпимость; это также допущение, льгота; в технике это допуск, в медицине – устойчивость, выносливость организма, допустимая для организма доза.
- Терпимость по отношению к людям другой расы, другого вероисповедания, других политических взглядов, других социальных групп.
- Уважительное отношение к иному мировоззрению (способностям, внешнему виду, нации, расе и так далее).
- Толерантность – уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верования, отказ от сведения их к одной точке зрения.
- Толерантность предполагает проявление уважения к любым взглядам, к чести и достоинству каждого народа и каждого человека. Важно уважительно, спокойно, взвешенно относится к инакомыслию, вообще к чужому мнению, оставаясь при своих убеждениях.
- Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
- Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Таким образом, толерантность является многоплановым понятием, в котором сконцентрировано множество смыслов, но все они объединены одним — желанием понимать и принимать что-то отличное от своего.
-
Толерантность как бытовое понятие.
Толерантность – искусство жить в мире с непохожими на тебя людьми.
Терпимое отношение к поведению (а также внешнему виду и другим характеристикам человека), которое не отвечает собственным представлениям о «правильном» поведении, но при этом не нарушает общественного порядка, не угрожает безопасности окружающих.
- Терпение, терпимость к поведению или мнению других людей, проявление сдержанности и беспристрастность в общении, соблюдение своего эмоционального самоконтроля.
- Толерантность – это бережное отношение к окружающим, понимание, что люди могут быть любыми, принятие людей такими, какие они есть, внимательное отношение к людям, умение не задеть грубостью другого.
- Толерантность – это, прежде всего, уважение мнения другого человека, это понимание причин того или иного поступка.
- В более узком смысле терпимость, понимание чужого/иного мнения, умение выслушать и так далее.
- Уважение и понимание чужих взглядов, мнений, традиций.
- Это отсутствие мысли о том, что такое «толерантность».
- Терпимое (спокойное) отношение к людям другой национальности, возраста, пола, веры и жизненных принципов. Толерантность не всегда необходима в жизни.
- Толерантность – терпимость (по отношению к другим людям). Терпимость к их мнению, позиции, выбору.
- Вся наша современная жизнь, включая работу – это проявление толерантности везде и во всем. Очень сложная ситуация всегда и везде.
- Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
- «Терпимость – это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма» (Жюль Франсуа Леметр).
-
Толерантность как педагогическое понятие.
Есть два вида толерантности: философская и педагогическая. Педагогическая толерантность – это умение никогда не показывать кому то, что Вы кого-то не любите или, что Вам что-то в ком-то не нравится.
Педагогическая толерантность – одно из профессионально важных качеств личности учителя, означает умение принимать другого человека, понимать его, сочувствовать ему, выражается в открытом и доверительном общении с учениками и коллегами.
Высокий уровень коммуникативно-педагогической толерантности способствует повышению эффективности педагогической деятельности учителя и является профессионально важным качеством. Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает также благоприятный климат в педагогическом коллективе.
- Толерантность имеет пики, зависящие от возраста человека. У учителя четко существует два пика. С возрастом терпимости становится больше. Некоторые учителя говорили о том, что чувствуют это по своему жизненному опыту.
- Толерантность не должна проявляться педагогом ситуативно, а должна составлять рабочий фон.
- Педагогическая толерантность – это необходимая составляющая работы любого педагога, которая способствует формированию гармонично развитой личности не только ребенка, но и самого учителя.
- Проявление терпимости в нашей профессиональной жизни иногда (довольно часто) находится в конфликте с задачами воспитания и образования.
- Гуманная (человечная) педагогика не всегда на пользу одному ребенку и даже всему классному коллективу: если Ученик N с тройкой, то все другие…???
- В моем понимании, это терпение, терпимость, ассоциируется с личностью. Принятие, доверие.
- Педагогическая деятельность тесно связана с этим понятием. Преподавание химии в гуманитарных классах – одна сплошная толерантность. Иногда важнее не знание химии, а поддержка ребенка, некоторый воспитательный момент.
- Спокойное отношение к проявлению «иного» во всем: от идейной ориентации до внешнего вида. Умение признавать, что иное отношение к миру – не обязательно дурное. Естественно, включает уважение к национальным традициям и обычаям, но исключает национализм.
- Отсутствие неприязни к людям, отличающимся от меня по статусу (национальность, социальное положение), религии, взглядам, манерам. Именно к людям, а не к их поступкам.
- С одной стороны, это умение принять человека таким, как он есть. С другой, если речь идет о негативных качествах ребенка, найти такт, способы для исправления ситуации.
- Буквальный перевод с латинского – терпение. В современном русском языке: терпимость, снисходительность. Уместно употреблять в общественно-политической лексике в значении «желание понять человека, принимая его взгляды».
- Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям. Умение учитывать мнение другого, уважительно относиться к иной точке зрения, умение решать проблемы, не ущемляя интересы других людей.
- Умение понять и принять иной, отличный от собственного, взгляд на самые разные стороны жизни. Интересный вопрос – всегда ли толерантное отношение ведет к лучшему?
- Это доброта и терпимость, терпимость и сдержанность, умение все видеть, но далеко не на все реагировать. Не допускать менторского тона, уничтожающей иронии, бестактности, быть готовым всегда понять и помочь.
- Толерантность – способность принимать без осуждения людей, события, жизнь. Толерантность по отношению к людям – способность быть внимательным и терпимым.
- Толерантность – это терпение и терпимость. Но не безразличие и равнодушие. Педагогика не позволяет ломать человека, но требует наших действий по корректировке личности.
- Толерантность – это умение мириться с кем-то, вызывающим у тебя отторжение (мнение, манера поведения), но при этом вполне допустимым с точки зрения педагогических целей.
В Приложении № 3 показаны черты толерантной и интолерантной личности. Посмотрите внимательно на табличку и попробуйте сопоставить ее со своей педагогической деятельностью.
Основные черты и отличия толерантной и интолерантной личности.
Качества |
Толерантная личность |
Интолерантная личность |
---|---|---|
1. Знание самого себя. |
Относится к себе критически, сами старается разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках. |
Замечает у себя только достоинства, обвиняют других. |
2.Защищенность. |
Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. |
Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу. |
3.Ответственность. |
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки. |
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят. |
4. Потребность в определении. |
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. |
Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я). |
5.Эмпатия |
Способность к сопереживанию, готовность оказать помощь человеку, который в этом нуждается. |
Интолерантная личность имееет ограниченные Способности к эмпатии, ограничена своим внутренним миром. |
6. Чувство юмора |
Толерантный человек способен посмеяться над собой. |
Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен. |
Авторитаризм |
Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. |
Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью. |
Вывод: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, доброжелательно относится к другим культурам, взглядам и традициям.
Постоянно стремитесь совершенствовать черты толерантности своей личности и формируйте толерантность у своих воспитанников. Роль учителя при этом очень высока.
Думается, что теперь Вам будут более близки слова Н. Бердяева «Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам и их жизненному пути, всегда сложному и мучительному».
Решение педагогических ситуаций, в которых, очевидно, необходимо проявление педагогической толерантности
I. Проявление толерантности при решении национального вопроса.
Учитель становится свидетелем ссоры в классе. В ходе ссоры звучат оскорбления националистического характера. Как следует поступить учителю?
- . Проявление толерантности к внешнему виду, манерам учащихся.
- Часто приходится сталкиваться с такими проявлениями нетолерантности как критические замечания некоторых учителей по поводу «неподобающего» стиля одежды или поведения (слишком свободного – громкий смех, школьники, которые обнимаются в коридоре). Прав ли учитель, выражая свое отношение к происходящему вслух и публично?
- Девушки приходят в школу в брюках с сильно заниженной талией. Некоторых учителей это раздражает настолько, что они позволяют себе сделать замечание. Казалось бы, такое право есть лишь у близкой подруги. А как Вы думаете, нужно ли в этом случае сделать замечание?
- Учитель, услышав грязную, нецензурную речь из уст девочки, отказывается вести урок, уходит из класса. Правильно ли он поступил? Возможно ли здесь проявление толерантности?
- Как, по-вашему, можно ли заставляя ученика быть другим при этом проявлять педагогическую толерантность?
- . Проявление толерантности к детям, отличающимся от других.
- Дети (особенно младшие) бывают особенно нетерпимы по отношению к другому, если тот не такой, как все. Практически в каждом классе (5,6,7, иногда 8) встречаются проявления нетерпимости к особенностям какого-то ученика. Как Вы поступаете, если у Вас в классе есть случаи нетерпимого отношения к другому, отличающемуся от остальных ребят?
- В сильном классе присутствует слабый ребенок с неуравновешенной психикой. Как найти его таланты и раскрыть возможности, чтобы с их помощью создать комфортные условия для обучения ученика.
- В одном из 5-х классов учатся два мальчика очень особенные, проблемные, конфликтные. Большинство детей не принимает их, задевает, хотя некоторые дети проявляют толерантность, они очень мягко и тактично стараются (хотя это трудно дается) не обижать этих ребят. Какова должна быть позиция учителя?
- Часто бывает ситуация, когда быстро соображающие дети не дают возможности найти ответ детям, которым нужно немного больше времени, чтобы подумать. Является ли это проявлением нетолерантности учащихся? Какова должна быть позиция учителя?
- 5 класс. Ученик на инвалидной коляске. Как обучить детей помогать, не демонстрируя превосходство?
- В школе учится психически больной мальчик. О его болезни знают давно, но никто ни разу его не обидел, не высмеял. Считаете ли Вы это проявление толерантности результатом работы всего коллектива гимназии?
- . Проявление толерантности по отношению к инакомыслящим.
- Предвыборная пора. Не совпали политические предпочтения учителя и ученика. Учитель проявляет бестактность, убеждая ученика в том, что его (ученика) родители не правы. Необходимо ли для решения данного конфликта проявление толерантности?
- На уроке создается ситуация высказывания разных мировоззренческих позиций (религиозных и материалистических). Приведите пример из своей практики, когда у Вас возникала подобная ситуация.
- В старшем классе ученик – шовинист, с «активной жизненной позицией». Как самому правильно реагировать на его высказывания, не теряя самообладания, и как уберечь от его влияния коллектив класса?
- Ученик написал сочинение на свободную тему, в котором убедительно и последовательно изложил точку зрения, которую учитель считает аморальной (например: «только неудачники делают низкооплачиваемую работу» или «здоровое общество не должно заниматься социальной поддержкой «слабых» и тому подобное). Как оценить такое сочинение и обосновать свою оценку?
- Самая обычная ситуация – высказывание учащимся обоснованной точки зрения, не совпадающей с точкой зрения учителя. Как, по-вашему, необходимо поступить в данной ситуации? Нужно ли здесь проявление толерантности?
Пример из жизни. Когда я был учеником 7 класса, к нам на практику пришли студенты пединститута. Я горячо доказывал, что Маяковский – плохой поэт, и студентка (хотя и не была со мной согласна), поставила «пять». С тех пор я изменил точку зрения на Маяковского, а студентку вспоминаю с нежностью.
- Ученица на протяжении всего Великого Поста отсутствует в школе по субботам. Мама объясняет пропуски необходимостью присутствия в храме. Как быть классному руководителю?
- . Проявление толерантности при организации дел, репетиций .
- Постановка спектакля. Канун. Невыученный текст. Учитель раздражен, кричит. Наверное, неважно, если постановка провалится. Понимание того, что главное – процесс, а не результат, должно снять напряжение. Важны отношения, потенциал этих отношений. Надо ли быть терпимым?
- При подготовке к капустнику дети из разных классов вынуждены проявлять толерантность по отношению к традициям, укладу жизни, способу самовыражения детей из другого класса. В противном случае результат не может быть достигнут. Выступление не получится, если нет взаимопонимания и поддержки, которые не могут сложиться при отсутствии толерантности. Как проявить толерантность, чтобы помочь участникам обрести взаимопонимание и научить поддерживать друг друга?
- . Проявление толерантности при привлечении учащихся к делам.
- Надо ли самых сложных ребят брать с собой в театры и поездки, показывая им свое доверие, несмотря на некоторые сложные моменты в поведении? Как Вы поступаете в подобных случаях?
- Ребенок категорически отказывается участвовать во внеурочных делах (экскурсиях, выездах, посещениях театров). Как выяснить у него причины, оставаясь толерантным?
- . Проявление толерантности при оценке знаний.
- «Натягивание» удовлетворительной оценки, по-вашему, есть педагогическая толерантность или отсутствие педагогической принципиальности.
Естествознание в гуманитарном классе – проявление толерантности и ангельского терпения; подвижничество. Важенин А.А.
Толерантность по отношению к гуманитарию, несильному (мягко говоря) в точных, математических науках, при оценивании не способностей, а трудолюбия и роста ребенка над собой. Терещенко Е.В.
- Ученик, считающий, что оценка за сочинение занижена, задает учителю вопрос, почему такая оценка. Учитель раздраженно отвечает: «Ты сам знаешь» и не вступает в дальнейшие объяснения с учеником. Прав ли учитель?
- Ученик 11-го класса приходит с несделанным домашним заданием и говорит, что у него нет времени. Как поступить? Можно ли проявлять толерантность в случае невыполненного домашнего задания? Нужно ли оценивать причины невыполнения, дать возможность сделать и принести его.
- . Опасности, возникающие при проявлении толерантности.
Когда и в каких ситуациях толерантное отношение может быть опасным?
К сожалению, иногда (пусть и не очень часто), приходится наблюдать ситуации, когда учитель в силу своего положения, давит на учеников, навязывает им свое мнение в недопустимо резкой форме.
В Приложении № 4 даются правила для учителя, которые помогут ему быть более толерантным в той или иной педагогической ситуации.
Правила толерантности для учителей.
- Принимайте особенности равного, просвещайте недостойного, учитесь у лучшего.
- Никогда не сравнивайте детей друг с другом. Оценивайте знания, поступки, но не самих детей, не делите их на умных и глупых, хороших и плохих.
- Постоянно стремитесь вселять в учеников оптимизм, веру в свои силы, поддерживайте учеников своим искренним участием в их судьбе, помогайте детям выстраивать доверительные отношения в семье.
- Старайтесь на уроке признать свою ошибку и правоту ученика.
Учитель может и должен:
- воспитывать в духе мира;
- признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
- быть примером для детей;
- уметь слушать;
- поддерживать эмоциональные привязанности;
- развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
- давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
- избегать жестких иерархических отношений;
- не допускать проявлений авторитаризма;
- поощрять совместную деятельность.
Результатом педагогической деятельности учителя должна стать личность, которой присущи:
- принятие себя и других людей такими, какие они есть;
- установление доброжелательных отношений с окружающими;
- способность к глубокому пониманию жизни;
- активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
- развитие творческих способностей;
- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
- способность брать на себя ответственность;
- приложение усилий для достижения поставленных целей.
Иными словами толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между людьми разных национальностей, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Воспитание толерантности у учащихся – одна из педагогических задач.
«Современный мир жесток, жестокими стали и дети. Нормой же жизни каждого человека – взрослого и ребёнка – должна стать толерантность»
Формирование культуры толерантности – одна из задач воспитания. Существуют диагностики уровня сформированности толерантности у учащихся. Существуют специальные упражнения на тему, как проявлять толерантность. Однако, в целом, это тема другого специального педсовета. Мы не будем сегодня говорить об этом. Хотелось бы только заметить следующее. Человек на протяжении всей жизни учится быть терпимым к другим людям, уважать и принимать других такими, каковы они есть. И очень важно, чтобы в юношеском периоде человек понимал, что от уровня толерантного сознания и поведения зависит не только жизненный успех, карьера, но и подчас сама жизнь.
В Приложении № 5 к материалам педсовета мы предлагаем вам Памятку по развитию толерантности у ученика. Может быть, она пригодится вам при беседах с учащимися на эту тему.
Памятка по развитию толерантности у ученика.
Пути преодоления конфликтов между людьми:
1) Уважай собеседника.
2) Старайся понять то, о чем говорят другие.
3) Отстаивай свое мнение тактично.
4) Ищи лучшие аргументы.
5) Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
6) Стремись учитывать интересы других.
Правила толерантного общения:
1. Научись понимать другого человека.
2. Научись прощать.
3. Будь терпимым к чужому мнению.
4. Уважай пожилых людей.
5. Умей слышать и слушать.
6. Умей дать совет, выслушать совет другого человека.
7. Прислушивайся к мнению старших.
8. Не повышай голос на другого человека.
9. Будь милосердным.
10. Принимай людей такими, какие они есть.
11. Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
12. Уважай права другого человека.
13. Сотрудничай с родителями, гордись ими.
И тогда твоя жизнь изменится к лучшему!
Закончим же эту часть разговора словами «Высшим результатом образования является терпимость» (Хелен Келлер, американская писательница ХХ в., слепоглухая).
Заключение:
Если учитель не умеет проявлять толерантность, то какой же это учитель.
- Учитель без толерантности по отношению к детям не может и не имеет права работать с ними.
Приложение № 6. Цветок толерантности
Приложение №1
Педсовет 10 января 2015 года, 10:00.
«Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики»
Спасибо за ответы.
С уважением, Л.Д.
Приложение № 3
Основные черты и отличия толерантной и интолерантной личности.
Качества |
Толерантная личность |
Интолерантная личность |
---|---|---|
1. Знание самого себя. |
Относится к себе критически, сам старается разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках. |
Замечает у себя только достоинства, обвиняют других. |
2.Защищенность. |
Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. |
Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу. |
3.Ответственность. |
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки. |
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят. |
4. Потребность в определении. |
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. |
Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я). |
5.Эмпатия |
Способность к сопереживанию, готовность оказать помощь человеку, который в этом нуждается. |
Интолерантная личность имеет ограниченные способности к эмпатии, ограничена своим внутренним миром. |
6. Чувство юмора |
Толерантный человек способен посмеяться над собой. |
Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен. |
|
Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. |
Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью. |
Вывод: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, доброжелательно относится к другим культурам, взглядам и традициям.
Постоянно стремитесь совершенствовать черты толерантности своей личности и формируйте толерантность у своих воспитанников. Роль учителя при этом очень высока.
Приложение № 4
Правила толерантности для учителей.
- Принимайте особенности равного, просвещайте недостойного, учитесь у лучшего.
- Никогда не сравнивайте детей друг с другом. Оценивайте знания, поступки, но не самих детей, не делите их на умных и глупых, хороших и плохих.
- Постоянно стремитесь вселять в учеников оптимизм, веру в свои силы, поддерживайте учеников своим искренним участием в их судьбе, помогайте детям выстраивать доверительные отношения в семье.
- Старайтесь на уроке признать свою ошибку и правоту ученика.
Учитель может и должен:
- воспитывать в духе мира;
- признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
- быть примером для детей;
- уметь слушать;
- поддерживать эмоциональные привязанности;
- развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
- давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
- избегать жестких иерархических отношений;
- не допускать проявлений авторитаризма;
- поощрять совместную деятельность.
Результатом педагогической деятельности учителя должна стать личность, которой присущи:
- принятие себя и других людей такими, какие они есть;
- установление доброжелательных отношений с окружающими;
- способность к глубокому пониманию жизни;
- активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
- развитие творческих способностей;
- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
- способность брать на себя ответственность;
- приложение усилий для достижения поставленных целей.
Приложение №5
Памятка по развитию толерантности ученика.
Пути преодоления конфликтов между людьми:
1) Уважай собеседника.
2) Старайся понять то, о чем говорят другие.
3) Отстаивай свое мнение тактично.
4) Ищи лучшие аргументы.
5) Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
6) Стремись учитывать интересы других.
Правила толерантного общения:
1. Научись понимать другого человека.
2. Научись прощать.
3. Будь терпимым к чужому мнению.
4. Уважай пожилых людей.
5. Умей слышать и слушать.
6. Умей дать совет, выслушать совет другого человека.
7. Прислушивайся к мнению старших.
8. Не повышай голос на другого человека.
9. Будь милосердным.
10. Принимай людей такими, какие они есть.
11. Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
12. Уважай права другого человека.
13. Сотрудничай с родителями, гордись ими.
И тогда твоя жизнь изменится к лучшему!
29 октября 2019
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В современном обществе (особенно западом) пропагандируется толерантность, как проявление цивилизованности и культуры личности (что это?).
Хорошо бы еще разобраться, что это такое. А еще, всегда ли нужно вести себя толерантно?
Давайте посмотрим.
Значение слова толерантность
В латинском языке слово tolerantia означает «терпение». Чего проще? Одна из наивысших добродетелей действительно может считаться признаком цивилизованного современного человека — терпимость. Однако слову толерантность Википедия придает несколько значений. Толерантность, например:
- в социологии – это терпимость к другому миропониманию, традициям, правилам поведения. Отдельно отмечается, что принятие, понимание, терпимое отношение к чужим привычкам и мировоззрению не означает равнодушия либо изменения своих собственных принципов. Это признание за другими людьми права жить по своим собственным убеждениям;
- в медицине – состояние иммунитета человека, при котором защитный механизм не может вырабатывать антитела, противостоящие какому-то антигену. Абсолютная толерантность – это смерть. Вдумайтесь, эта медицинская трактовка вполне быть отнесена к нашему обществу (особенно сегодняшнему европейскому);
- в экологии – способность любых организмов адаптироваться к изменяющимся факторам среды;
- в наркологии, фармакологии, иммунологии – привыкание;
- в технических науках – разница между предельно допустимыми значениями, задаваемая для характеристик и параметров деталей.
Наши современники применяют этот термин в измененном виде даже в качестве оскорбления (заканчивается на «…аст» и «…ла»), как знак неуважения за излишнюю терпимость. Многие ученые мужи оставляют за собой право осуждать и оценивать чужие убеждения, привычки, которые отличны от их собственных и считают, что это толерантность.
Тут нужно разделить на общее и частное. Например, я могу толерантно относиться к человеку, совершившему преступление (что это такое?) или какой-то еще не поддерживаемый в обществе акт. Это частное. Я могу его по-человечески пожалеть, посочувствовать, понять.
Но я не могу толерантно относиться к самой сути преступления (я его должен осуждать). Это общее. Тут я имею право осуждать, быть нетерпимым, высказывать свое мнение. И никакие проникновенные речи о толерантности мне не вправе заткнуть рот. Преступник может быть достоит сожаления (вспомните Юрия Деточкина), но само преступление — нет.
В этом плане меня умиляет попытка через толерантность пропихнуть в умы людей мысль, что нельзя говорить плохо, например, о половых отклонениях. Чушь. Я могу терпимо и даже хорошо относиться к тому, у кого эти отклонения есть. Но у меня есть право оспаривать, выражать свое мнение и даже осуждать саму идею популяризации отклонений.
Определение толерантности простыми словами
Моральные нормы поведения, определяющиеся терпимостью людей, принятие принципов, веры, традиций, ощущений других, как их неотъемлемое право.
Основное в толерантности – признавать право и свободу открыто выражать свои взгляды.
То есть, быть толерантным — это испытывать нормальные человеческие чувства и положительно относиться ко всему, кроме попирания моральных и общечеловеческих устоев.
Интересно, что в 1995 году в ЮНЕСКО (что это?) была зачитана и принята Декларация, излагающая основные принципы толерантности. В документе сказано, что толерантность это:
- отказ от агрессии;
- терпение;
- спокойное восприятие мира;
- философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.
Так можно сказать об этом определении простыми словами. Звучит, правда, как ответ на вопрос: «Что значит быть человеком?», согласитесь. Не согласны? Тогда мы вас убедим.
Что входит в понятие «толерантный»
Толерантного человека с уверенностью можно считать наиболее человечным потому, что он:
- терпимый и сострадательный;
- милосердный и прощающий;
- воспринимающий недостатки окружающих (сильный эмпат);
- уважающий чужие права и свободы;
- желающий взаимодействовать;
- поддерживающий принципы партнерства и равности отношений.
Искренняя приверженность этим факторам дает полную картину идеального человека. Это доказывает важность наличия толерантности в характере людей. Главное тут не перебарщивать и не использовать это как оружие, затыкающие рты инакомыслящим, создавая табу на осуждение и даже обсуждение некоторых тем.
Еще раз подчеркну, что толерантное отношение приветствуется по отношению к конкретным людям, но нельзя навязывать терпимость к самим идеям, которые эти люди продвигают. Это ваше право оспаривать мировоззрения, научные догмы, даже религиозные взгляды и многое другое. Спор — это работа иммунной системы, которая помогает родить истину (победить вирус).
Иначе толерантность становится универсальным оружием в руках тех, кто его используется. Может доходить до абсурда (что это такое?), как наглядно показано в этом видеоролике:
Толерантность — это понятие многогранное
Применение термина в различных сферах деятельности, науки и жизни настолько обширно, что его детальной классификацией необходимо заниматься отдельно. Здесь мы отметим, что различают несколько категорий этого понятия, например:
- педагогическая;
- врачебная;
- научная;
- политическая;
- управленческая и другие категории.
Кроме того, распространены типы, виды, подтипы и подвиды. В психологии, например, толерантность бывает следующих видов:
- Естественная – доброта (что это?), милосердие и доверчивость, характерная поведению маленького человечка;
- Моральная — развивающаяся у мудрых самодостаточных людей. Они терпимы к окружающим;
- Нравственная. Не путать с моральной. Этот вид показывает, насколько человек доверяет другим. Люди, обладающие таким видом терпимости, стремятся принимать взгляды и ценности другого. Такие люди не реагируют на скандалы и стрессы;
- Этническая, предполагающая терпеливое отношение к обычаям, культуре и образу жизни, принятых у других народностей. Такие люди могут сколько угодно долго жить в чужеродном культурном пространстве.
Каждый из этих видов делится на подвиды в зависимости от того, как человек относится к:
- обстоятельствам и их участникам;
- людям по разным признакам (типологический подвид);
- сотрудникам и сослуживцам (профессиональный подвид);
- ко всему в общем (собирательная).
По результатам указанных подвидов анализируется, насколько человек толерантный.
Интолерантность (нетерпимость) и как ее распознать
В своем стремлении достичь терпимости люди порой упускают из виду, что не обладают нравственной толерантностью, требующей принять и простить чужие взгляды. Усилием воли они заставляют себя принимать чужие убеждения, которые не могут терпеть. Это происходит на уровне моральных ценностей, которые подавляются насилием над собственной личностью и сопровождаются стрессом.
Такое состояние не может долго продолжаться. Порой человек не выдерживает напряжения и срывается – поступает абсолютно не толерантно. Он резко высказывает свое мнение, как единственно правильное, отвергая мнение других. Если такое происходит с вами – вы можете считать себя интолерантным.
Подобное происходит повсюду, мы видим, как люди не принимают ничьих доводов, насаждают свою точку зрения и не слышат оппонентов.
Как распознать толерантного или интолерантного человека
Личности, которым присущи эти противоположные черты, обладают рядом особенностей характера. Чтобы понять, толерантен человек либо интолерантен, обратите внимание на следующие признаки:
- Чувство юмора. Умение посмеяться над собственными недостатками – это самая очевидная особенность толерантности;
- Реализация себя. Целеустремленность и открытость, способность откликаться на просьбы о помощи. Интолерантные личности не сопереживают, не знают чего хотят и не стремятся развиваться;
- Гармония внутри. Интолеранты обвиняют весь мир, а себя восхваляют, приписывая себе всякие достоинства (почти как социопаты);
- Трезвая оценка себя. Терпимый индивид точно знает свои недостатки и хочет от них избавиться;
- Чувство безопасности. Открытость позволяет терпимым людям чувствовать себя защищенными в обществе. Нетерпимые личности везде видят угрозу;
- Ответственность. Поиск причины и резона во всем отличает толерантного человека, он не боится отвечать за свои и даже за чужие слова, поступки;
- Демократичность. Выслушать мнение оппонента и остаться при своем. Толерантные люди не станут убеждать любой ценой. Нетерпимые по природе диктаторы, подчиняющие окружающих своему мировоззрению.
Всегда ли нужно вести себя толерантно
Все мы в той или иной степени сталкивались с проявлением нетерпимости в своей жизни, оно и понятно, ибо понятие толерантности для нас – это нечто новое и пришло к нам с «просвещенного запада». У нас в обществе терпимость считалась проявлением мягкотелости.
Многие путают толерантность с прощением и милосердием в религии. Однако отцы церкви не приемлют терпимость к любой точке зрения, считают ее угрозой моральным устоям. А принятие чужой культуры порицают, как опасность.
В семьях, обществе, политике других современных государств (особенно европейских) мы видим яркие примеры превращения толерантности во вседозволенность. В итоге то, что еще десять лет назад казалось невероятным, теперь становится непререкаемой нормой.
Это заставляет задуматься, есть ли границы, за которыми терпимость не приносит личности гармонии и мира внутри? Эти рамки каждый устанавливает для себя самостоятельно, руководствуясь воспитанием, моралью, может быть Законом Божьим и законами общечеловеческими. Так что, вам есть о чем подумать!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
«Главное правило поведения — это взаимная терпимость, понимание того, что люди не могут думать одинаково и что все мы видим фрагменты единой истины под разными углами зрения» – Махатма Ганди.
Последствиями нетерпимости в обществе являются войны, насилие, преступления на этой почве, различного рода дискриминации и многое другое. Один из известных гуманистов 20 века Л. Рон Хаббард в 1981 году писал: «Терпимость-это краеугольный камень, на котором держатся отношения между людьми». Возможно, трудно удержать в себе чувства нетерпимости к чему-то или кому-то, но если помнить, что сама она не решает проблемы, а создает их, то все может быть по-иному и лучше.
Каждый человек в основе своей уникален. Биологически мы имеем разные наборы генов, уникальный жизненный опыт, дарования и способности. Это бесконечное разнообразие всегда манит и притягивает. Это многообразие форм составляет ценность нашего мира и гармонию.
Своей уникальностью многие заработали себе большую известность и даже вошли в Книгу рекордов Гиннесса. К примеру, Чан Ван Хэй известен своими самыми длинными волосами. А 75-летний воронежец Василий Шишкин известен как родоначальник семейства, которое насчитывает 135 детей. Это самая многочисленная семья в России. Подобные примеры вы обнаружите и в своем городе или стране, они очевидны.
Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Такое определение закреплено в Декларации принципов терпимости, принятой ООН 16 ноября 1995 году в Париже.
Возникает вопрос, к чему или кому человек должен проявлять терпимость? К беспорядкам, потворству или идти на уступки чужим убеждениям? Как это должно быть? Эти взаимоотношения, должны быть построены на взаимном уважении и принятии основных прав и свобод человека, иметь свои убеждения и признавать такое же право за другими. Это значит, что взгляды одного человека не могут навязываться и безоговорочно приниматься всеми другими людьми. И люди разных национальностей, религий, традиций и нравов имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность и этнические особенности. Дух терпимости воспитывается уже с раннего возраста. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. А справедливое и беспристрастное законодательство должно поддерживать этот дух на государственном уровне.
Существуют и памятные даты, посвященные терпимости и толерантности. В 1996 году Организация Объединенных Наций предложила государствам, входящим в свой состав, ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия (резолюция от 51/95 от 12 декабря). Повышенный уровень понимания прав человека, важности уважения и создания общества без войны и насилия — вот, что дают такие дни.
В 1995 году в ознаменование Года ООН, посвященного терпимости, ЮНЕСКО учредила Премию имени Маданжита Сингха за поощрение терпимости и ненасилия. Маданжит Сингх получил пост Посла доброй воли в ноябре 2000 года в знак признания своих усилий по продвижению толерантности и взаимопонимания в мире, особенно в Южной Азии.
В Южной Азии в 2000 году он создал Фонд, призванный способствовать участию молодежи в проектах по продвижению устойчивого экономического развития и образования. Этот фонд имеет сейчас отделения во всех восьми странах региона. Эта премия присуждается за активную деятельность в научной, художественной, культурной или коммуникационной областях и в 2018 году премии были удостоены канадский режиссер Манон Барбо и кенийская НПО «Инициатива сосуществования».
Если придерживаться принципов терпимости и сохранять доброту в сердце, всегда есть шанс на более светлое будущее.
Елизавета Шаламова
Технология уничтожения
Как легализовать что угодно — от каннибализма до инцеста.
Американский социолог Джозеф Овертон описал технологию того, как можно изменить отношение общества к вещам, которые раньше считались абсолютно неприемлемыми.
Технология, получившая название «Окно Овертона». Возможно, после прочтения полностью изменится ваше представление о мире, в котором мы живем.
— Согласно Окну Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует так называемое окно возможностей. В пределах этого окна идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах.
Это не промывание мозгов как таковое, а технологии более тонкие. Эффективными их делает последовательное, системное применение и незаметность для общества-жертвы самого факта воздействия.
Ниже я на примере разберу, как шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое.
Возьмём для примера что-то совершенно невообразимое. Допустим, каннибализм, то есть идею легализовать право граждан на поедание друг друга. Достаточно жёсткий пример?
Но всем очевидно, что прямо сейчас (2014г.) нет возможности развернуть пропаганду каннибализма — общество встанет на дыбы. Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей. Эта стадия, согласно теории Овертона, называется «Немыслимое». Смоделируем теперь, как это немыслимое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.
Технология
Ещё раз повторю, Овертон описал ТЕХНОЛОГИЮ, которая позволяет легализовать абсолютно любую идею.
Обратите внимание! Он не концепцию предложил, не мысли свои сформулировал некоторым образом — он описал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерного заряда.
Как это смело!
Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.
У нас ведь есть свобода слова.
Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?
Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.
Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.
Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному.
Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.
Во-первых, это ещё один факт высказывания. А во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но о пугалах чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.
Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого».
Почему бы и нет?
Следующим шагом Окно движется дальше и переводит тему каннибализма из радикальной области в область возможного.
На этой стадии продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания? Про каннибализм. Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.
Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название. Чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомыслящих ярлыки со словом на букву «Ка».
Внимание! Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.
Нет больше каннибализма.
Теперь это называется, например, антропофагия. Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.
Цель выдумывания новых названий — увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка. Каннибализм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию, подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.
Параллельно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента — исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного. Он будет найден или придуман как «доказательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.
«Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?»
«А истории античных богов, поедавших вообще всех подряд — у римлян это было в порядке вещей!»
«Ну, а у более близких нам христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете в чём-то христианскую церковь? Да кто вы такие, чёрт вас побери?»
Главная задача вакханалии этого этапа — хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.
Так и надо
После того как предоставлен легитимирующий прецедент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального.
Это третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.
«Желание есть людей генетически заложено, это в природе человека»
«Иногда съесть человека необходимо, существуют непреодолимые обстоятельства»
«Есть люди, желающие чтобы их съели»
«Антропофилов спровоцировали!»
«Запретный плод всегда сладок»
«Свободный человек имеет право решать что ему есть»
«Не скрывайте информацию и пусть каждый поймёт, кто он — антропофил или антропофоб»
«А есть ли в антропофилии вред? Неизбежность его не доказана».
В общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства.
Реальных противников — то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабуирования людоедства — стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал — активно создавать образ сумасшедших психопатов — агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации.
При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».
«Учёные» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.
В хорошем смысле
Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности и с современными медиаперсонами.
Антропофилия массово проникает в новости и токшоу. Людей едят в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.
Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!».
«Разве вы не знали, что один известный композитор — того?.. антропофил.»
«А один всем известный польский сценарист — всю жизнь был антропофилом, его даже преследовали.»
«А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства!.. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»?
На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП и она начинает автономно самовоспроизводиться в массмедиа, шоубизнесе и политике.
Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, общественников и тд), отсекая от дискуссии специалистов.
Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» — и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».
Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников посредством создания им положительного образа через не сопряжённые с преступлением характеристики.
«Это же творческие люди. Ну, съел жену и что?»
«Они искренне любят своих жертв. Ест, значит любит!»
«У антропофилов повышенный IQ и в остальном они придерживаются строгой морали»
«Антропофилы сами жертвы, их жизнь заставила»
«Их так воспитали» и т.д.
Такого рода выкрутасы — соль популярных ток-шоу.
«Мы расскажем вам трагическую историю любви! Он хотел её съесть! А она лишь хотела быть съеденной! Кто мы, чтобы судить их? Быть может, это — любовь? Кто вы такие, чтобы вставать у любви на пути?!»
Мы здесь власть
К пятому этапу движения Окна Овертона переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики.
Начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма. Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы. В общественное сознание вводят новую догму — «запрещение поедания людей запрещено».
Это фирменное блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений.
Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.
Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежно докатится до школ и детских садов, а значит следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание.
Как сломать технологию
Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.
Вы хотите поговорить о том, что ваша мать — шлюха? Хотите напечатать об этом доклад в журнале? Спеть песню? Доказать в конце концов, что быть шлюхой — это нормально и даже необходимо? Это и есть описанная выше технология. Она опирается на вседозволенность.
Нет табу.
Нет ничего святого.
Нет сакральных понятий, само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание — пресекается немедленно. Всего этого нет. А что есть?
Есть так называемая свобода слова, превращённая в свободу расчеловечивания. На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие общество от бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.
Ты думаешь, что в одиночку не сможешь ничего изменить?
Ты совершенно прав, в одиночку человек не может ни черта.
Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И что не сумеет один — сделают люди, объединённые общей идеей. Оглянись по сторонам.
Именно расовая толерантность помогает людям с разным цветом кожи, говорящим на разных языках, жить по соседству без войн и конфликтов. На уровне межличностного общения для этого достаточно уважать мнение своего оппонента. На уровне межнациональном или внутригосударственном:
- не вмешиваться во внутренние дела других государств или народностей, проживающих на территории государства;
- уважать суверенные права соседних государств или право народов на самоопределение;
- не проводить политику, направленную на разжигание межнациональной ненависти.
На первый взгляд, подобная концепция может показаться утопической, поскольку всегда люди будут тыкать пальцем в того, кто не похож на них, а сильные государства всегда будут стремиться поглотить слабые. Однако на подобные поползновения можно воздействовать и это уже происходит.
Уголовные Кодексы в правовых государствах содержат в себе статьи, предусматривающие наказание за разжигание межнациональной и межрасовой ненависти, пропаганду превосходства одной группы людей над другим по расовым или национальным признакам.
На международном уровне создаются совместные организации государств, главной задачей которых является предотвращение новых войн и сохранение мира.
Таким образом, если национальную толерантность не получается воспитать, значит, к ней можно принудить.
С учетом изложенного выше можно попытаться сформулировать понятие национальной толерантности. Ею можно считать готовность представителей различных наций взаимодействовать между собой, которая основывается на терпимости, признании и принятии различий, существующих в их культуре, образе жизни, мировоззрении.