От автора
Предисловие
Глава I. Введение в сравнительное богословие Сравнительное богословие как дисциплина Содержание курса и цель изучения сравнительного богословия Отношение Православной Церкви к инославным конфессиям Три чиноприема инославных Глава II. Римский католицизм ОСНОВНЫЕ ДОГМАТИЧЕСКИЕ И ОБРЯДОВЫЕ ОТЛИЧИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ВЛАСТИ ПАПЫ НАД ЦЕРКОВЬЮ Различие в понимании учения о Церкви православием и католицизмом Догматические предпосылки римско-католического учения о власти папы Папа как преемник апостола Петра Получил ли апостол Петр власть от Христа? Отношение апостола Петра к другим апостолам Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви Светская власть папы. «Дарственная Константина» Конфликт пап с Константинопольской Церковью Константинопольский Свято-Софийский Собор 879г. После Свято-Софийского Собора Завершительный акт разделения Церквей Римско-католическая церковь как абсолютная монархия Догмат об учительной непогрешимости папы РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА ОТ ОТЦА И СЫНА (FILIOQUE) Догматическая сущность учения о Filioque Filioque и православный Восток РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ Римско-католическое учение о первородном грехе Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи Римско-католическое учение о чистилище Римско-католическое учение о сокровищнице заслуг и индульгенциях КАТОЛИЧЕСКАЯ МАРИОЛОГИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ САКРАМЕНТОЛОГИЯ Таинство крещения Таинство миропомазания Таинство Евхаристии Таинство исповеди Таинство соборования Таинство священства Таинство брака Особенности римско-католического нравоучения ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ И ЦЕРКОВНОЙ ПРАКТИКИ Священное Писание и Священное Предание Посты РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СТРУКТУРА РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Епархиальные структуры, духовенство, монашество Пресвитеры и диаконы в Римско-католической церкви Монашеские и полумонашеские организации Римско-католической церкви Глава III. Протестантизм РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НАКАНУНЕ РЕФОРМАЦИИ. МЕСТО ПРОТЕСТАНТИЗМА В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА ПРЕДВЕСТНИКИ И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ РЕФОРМАЦИИ НАЧАЛО ПРОТЕСТАНТИЗМА. ОТ ПЕРВОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ЛЮТЕРА ДО НЮРНБЕРГСКОГО ДОГОВОРА 1532 г. НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ОТ НЮРНБЕРГСКОГО МИРА 1532 г. ДО ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРА 1648 г. РАЗБОР ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ЛЮТЕРАНСТВА Источники Учение о Священном Писании и Священном Предании Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой Учение о Церкви Учение о Таинствах и их числе Отвержение живой связи между Церковью земной и небесной ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ РЕФОРМАЦИИ ШВЕЙЦАРСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ. УЛЬРИХ ЦВИНГЛИ (1484–1531) РЕФОРМАЦИЯ ЖАНА КАЛЬВИНА Вероучение кальвинистов. Символические книги кальвинистов РЕФОРМАТСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЛЬВИНИЗМА. ГУГЕНОТЫ. ПУРИТАНЕ АНГЛИКАНСТВО История английской Реформации Англиканское вероучение Церковная иерархия. Проблема женского священства Англиканское содружество Глава IV.Русская Православная Церковь и экуменическое движение: обзор истории отношений и сегодняшнее состояние. Римско-католическая церковь как экуменический партнер Русской Православной Церкви ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ I. Суждения иерархов, богословов и подвижников благочестия Русской Православной Церкви XIX–XX вв. об отношении к инославию, экуменическому движению, а также по вопросу о восстановлении межхристианского единства Свт. Филарет Московский А.С.Хомяков Свт. Игнатий (Брянчанинов) Прп. Амвросий Оптинский Свт. Феофан Затворник О .Ключевский Св. прав. Иоанн Кронштадтский (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Правда о Боге, мире и человеке. Кронштадт, 1899. Гл. 18); Обличение ересей, расколов, папства, лютеранства и др.) Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской Патриархии Митр. Антоний (Храповицкий) Архиеп. Иларион (Троицкий) Патр. Сергий (Страгородский) Архиеп. Серафим (Соболев) Прот. В. Шпиллер Н. Бердяев Митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) Межправославная комиссия (IVВсеправославное совещание). 08.06.1968. Шамбези. Обращение Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви к Центральному комитету ВСЦ (По поводу Бангкокской конференции «Спасение сегодня». 29.12.1972–8.01.1973) Протопресв. А. Шмеман Прот. Георгий Флоровский Проф. А. Осипов Приложение II. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 2. Стремление к восстановлению единства 3. Православное свидетельство инославному миру Диалог с инославием 5. Многосторонние диалоги и участие в работе межхристианских организаций Отношения Русской Православной Церкви с инославием на ее канонической территории Внутренние задачи в связи с диалогом с инославием Заключение ПРИЛОЖЕНИЕ III. История и характеристика богословских диалогов с инославием Отношения с Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами Отношения с Римско-католической церковью Участие в международных христианских организациях и диалогах с экуменическим движением ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям
От автора
Настоящая книга составлена как развитие учебных курсов моих предшественников по кафедре Сравнительного богословия МДАиС, в частности профессора Московской духовной академии Дмитрия Петровича Огицкого (1908– 1994), курс семинарии и курс аспирантуры при МДА сотрудника Издательского отдела Германа Феодоровича Троицкого (1934–1995). Учебное пособие Д.П.Огицкого было использовано преимущественно в части, посвященной католичеству, лекции Г.Ф.Троицкого – протестантизму.
Кроме того, при написании отдельных разделов привлекались статьи и материалы, собранные в издании «Хрестоматия по сравнительному богословию» (М., 2005), в особенности следующих авторов:
архимандрита Плакиды (Дезей) «Блаженный Августин и Филиокве»;
монаха (ныне иеромонаха) Саввы (Тутунова) «Современная римско-католическая сотериология»;
архиепископа Нафанаила (Львова) «О латинском догмате непорочного зачатия»;
В.Н.Лосского «Догмат о непорочном зачатии».
За основу раздела, посвященного англиканству, были взяты статьи, помещенные в «Православной энциклопедии».
По сравнению с предыдущими изданиями курса, дважды выходившими под названием «Православие и западное христианство» (М., 1995; 1999), курс был значительно переработан и дополнен двумя приложениями.
Принципиально расширен раздел о экуменическом движении и межконфессиональных контактах. Внесены дополнения в другие главы, прежде всего касающиеся положений нового катехизиса католической церкви.
В предлагаемом пособии рассматриваются догматические, канонические и церковно-практические особенности инославных исповеданий, отличающие их от Вселенского Православия: римского католицизма и основных ветвей протестантизма (лютеранства, кальвинизма, англиканства). Приведены сведения об экуменическом движении.
Пособие предназначено для слушателей духовных школ и всех интересующихся вопросами православного богословия.
Предисловие
На протяжении многовековой истории Церкви Христовой, от начала ее исторического бытия и до наших дней, она проходит сложный процесс постоянного преодоления вероучительных, канонических и практических заблуждений, затрагивающих фактически все стороны ее существования.
Уже в апостольское время единство веры и единство Церкви Христовой подвергались испытаниям вследствие деятельности лжеучителей и наличия греховных разделений в христианской среде. Об этих лжеучителях и разделениях часто упоминается в апостольских посланиях (например, 1Ин.4:1, 2Пет.2:1; Рим.16:17). Конечно, не всякий спор вел к разделению и отпадению от Церкви. В некоторых случаях богословские споры служили даже большему углублению в спорный предмет и лучшему выявлению истины. «Надлежит быть и разномыслиям между вами, – говорит апостол Павел, – дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Необходимо, однако, чтобы диалог между разномыслящими велся в духе взаимной любви и сопровождался чувством ответственности перед Богом и Церковью. Греховное разномыслие вело к возникновению ересей и отпадению от Церкви. История Церкви знает много таких примеров.
Крупнейшее отпадение от православия западной части христианского мира на почве преувеличенных представлений о власти Римского папы произошло в XI в.
В XVI в. от Римско-католической церкви отделились в результате реформационного движения протестанты (лютеране, кальвинисты, англикане), раздробившиеся потом на ряд конфессий и деноминаций.
Значение ересей и расколов в церковной истории состоит в том, что они побуждали Церковь к более подробному раскрытию и более точному формулированию своего учения, к его систематизации.
Следует отметить, что вероучительные споры всегда волновали Восток гораздо больше, чем Римскую церковь, которая с самого начала более бдительно следила за всем, что касается земного устроения и порядка. Вся тяжесть многовековой борьбы за догматические устои Церкви почти всецело выстрадана одним греческим Востоком.
Высота точки (отметка) — Расстояние, отсчитанное по направлению отвесной линии от данной точки до поверхности отсчета.
Визир — Приспособление, устройство для визуального наведения угломерного, дальномерного или наблюдательного прибора на определенную точку в пространстве.
Вершина — Верхняя точка горы или наиболее высокая часть горного массива или отрога.
Верньер — Приспособление, с помощью которого отсчитывают доли делений основной шкалы лимба в геодезических приборах. Действие верньера основано на способности глаза уверенно устанавливать совпадение 2 штрихов, когда один из них является продолжением другого и концы их совпадают.
Водораздел — Линия на земной поверхности, проходящая вдоль хребта по гребню и соединяющая его наиболее возвышенные точки.
Вектор — Прямолинейный отрезок с определенным направлением, выходящий из начальной точки и приходящий в конечную точку. Характеризуется числовым значением и направлением.
Векторное изображение — Цифровое представление точечных, линейных и полигональных пространственных объектов в виде набора координатных пар.
Высшая геодезия — Раздел геодезии занимающийся определением фигуры, размеров и гравитационного поля Земли. В задачи высшей геодезии входит также изучение теорий и методов основных геодезических работ, служащих для построения опорной геодезической сети и доставляющих данные для решения научных и практических задач геодезии.
Вертикал — Большой круг небесной сферы, проходящий через зенит и надир. Вертикал, плоскость которого перпендикулярна меридиану называют первым вертикалом. Пересечение первого вертикала с небесным горизонтом дает точку запада и востока.
Водосбор — Линия на земной поверхности, с которой поверхностные и подземные воды стекают в определенный водоем.
Высотная сеть — Сеть пунктов земной поверхности, высоты которых над уровнем моря определены из нивелирования. Пункты нивелирной сети закрепляют на местности марками нивелирными и реперами, которые закладывают в стены долговечных сооружений или непосредственно в грунт на некоторую глубину. Нивелирная сеть служит высотной основой топографических съёмок, а при повторных определениях нивелирных высот её пунктов используется также для изучения вертикальных движений земной коры.
Вертикальный угол — Угол в вертикальной плоскости (угол наклона, зенитное расстояние и прочее).
Военная топография — Отрасль топографии, изучающая способы и средства получения информации о местности в интересах боевой деятельности войск.
Величина геодезическая — Физическая величина, подлежащая измерению в процессе геодезических работ. Например, горизонтальный угол, длина, приращение координат и т. д.
Высотная разбивочная основа — Геодезическое построение на строительной площадке, обеспечивающее определение высотных отметок проектных элементов комплекса. Отметки пунктов высотной разбивочной основы определяются нивелированием IV класса. Пункты государственной нивелирной сети (ГНС) дополняются строительными реперами из расчетов не менее 2-х для каждого объекта строительства, а для многосекционных зданий по одному строительному реперу на каждую станцию.
Вращение земли — вращение Земли вокруг своей оси с запада на восток, или против часовой стрелки, если смотреть с Северного полюса мира. Вращение Земли вызывает смену дня и ночи, определяет длительность суток. Происходит неравномерно: под влиянием главным образом лунных и солнечных приливов (приливного трения) длительность суток непрерывно возрастает на 1-2 мс в столетие, а из-за сезонных изменений (выпадения осадков и т.п.), тектонических процессов и других в течение года колеблется в пределах 1-2 мс. Положение оси вращения Земли, а следовательно и земных географических полюсов, меняется из-за прецессии и нутации.
Высокоточная геодезическая сеть — Сеть, обеспечивающая следующую по точности после фундаментальной сети реализацию координатной системы, опирающаяся на пункты ФАГС. Основную часть методики создания ВГС составляют спутниковые определения.
Фрагмент из книги «Геополитические особенности Центральной Евразии»
Наряду с естественным геолого-геофизическим делением суши Земного шара на континенты существует условное ее деление на части света. Деление на части света сложилось исторически и отличается от деления на континенты. Древнегреческие географы различали три части света — западнее Эгейского моря — Европа, восточнее — Азия, а южнее Средиземного моря — Африка. К Европе (от финикийского «эреб» — закат) они относили страны, лежащие к западу и северу от мест поселения греков, а к Азии (от финикийского «асу» — восход) страны, расположенные к востоку. В эпоху Великих географических открытий эта условность стала очевидной, но сохраняется и через полтысячелетие. Понятие «Европа» впервые приобрело специфическое не геолого-геофизическое, а расово / религиозно / цивилизационное содержание в контексте конфронтации греков с персами.
Традиционно Европой считались территории в границах Римской империи, т.е. нынешняя Западная Европа. Ее идентичность основывалась на культурных (христианство, латинский алфавит, римское право) и климатических факторах.
Д.И.Менделеев, например, полагал, что «…отделение Европы от Азии во всех случаях искусственно и с течением времени непременно сгладится и, вероятно, даже совсем пропадет». Дискуссия об относительности границы Европа — Азия на материке Евразия до сих пор не потеряла актуальности. Потому что, например, у американских исследователей Азия начинается порой восточнее Польши3.
В природном отношении сколько-нибудь отчетливой границы между Европой и Азией не существует. Континент объединён непрерывностью суши, сложившейся на настоящий момент тектонической консолидированностью и единством многочисленных климатических процессов. Полтысячелетия попыток «демаркации на местности» границы между «Азией» и «Европой» доказали изначальную выморочность концепции «частей света». Со школьной скамьи мы помним, что Европа кончается за Уралом. Но интересно, почему? Это написано на Уральском хребте?4 Совершенно неубедительны не только такие демаркаторы, как Уральский хребет, но и р.Эмба (эта речонка видна не на всякой карте), Кума-Манычская впадина (а почему не водораздел Кавказского хребта?), западное побережье Каспия (а почему не восточное?). Уральский хребет вообще не «тянет» ни на внутри- континентальную, ни на региональную границу из-за смехотворной высоты (на 7 км ниже Гималаев) и однородности климата с обоих сторон хребта. Наивысшая вершина Урала — гора Народная — 1895 м (всего-то), а Джомолунгма в Гималаях — 8848 м — почти в 5 раз выше.
Попробуем тем не менее, разобраться с названиями на основе понятия «Азия» в понятиях пространства-времени, в том числе в отношении территории пяти постсоветских стран.
Средняя Азия (без Казахстана): смысл — середина по одной оси кодон.it (пусть «х»), в данном случае долготы местности. Азия наиболее протяжена на широте 40°с.ш. Середина Азии находится в районе точки с координатами 40° с.ш. и 60° в.д. — в Заунгузских Каракумах точно на границе Туркмении и Узбекистана.
Центральная Азия: смысл понятия «центр» — точка симметрии геометрической фигуры — середина по двум осям координат («х» и «у»). Центр Азии по китайским данным находится в Синьцзяне, в районе Турфанской впадины — за пределами анализируемых пяти постсоветских стран. Согласно советским (политизированным) данным, центр Азии находится в г.Кызыл (столица Тувы). Это не соответствует действительности, но не соответствует и нынешнему ложному пониманию «Центральная Азия». Китайская версия «Центра Азии» похожа на правду. В 1992 году местные географы определили «Центр Азии» в пригороде Урумчи.
Таким образом, действительный Центр Азии находится за пределами ложной «Центральной Азии» — в 600 км восточнее ее восточной границы.
Т.к. Азия по «ширине» (меридиану) простирается на 77° или 8560 км, то Центр Евразии должен находиться примерно в 38°30′ или 4280 км от северной и южной окраины. Афганистан же, включаемый в «Центральную Азию», расположен в 4°10′ или 470 км от южной окраины — побережья Индийского океана, т.е. ни в каком ни центре, а на самой, что ни на есть окраине Азии.
Высокая Азия: территория наиболее приподнятая по координате «z». Впервые этот термин введен немецкими геологами братьями Шлагинтвейтами в 1861 году применительно к району сочленения Гималаев, Гиндукуша, Каракорума, Куньлуня и Памира. Это регион, объединяющий территории Таджикистана, Южного Кыргызстана и Западного Китая, Афганистана, Пакистана, Северной и Восточной Индии, Непала, Бутана.
Внутренняя Азия: территория с наибольшим транспортным сопротивлением (исчисляемое временем пути) по координате «t» на пути к морским транспортным артериям. «Внутренность» этой части Азии обусловлена большим количеством впадин, расположенных внутри этого горного участка земной коры: Таримская, Джунгарская, Ферганская, Чуйская, Турфан-Хамийская и др.
Теперь о терминах, имеющих в своей основе понятие «Восток».
В работе Эдварда Сайда «Ориентализм» есть методологическое предупреждение о том, что как географические, так и культурные сообщества, не говоря об исторических сообществах, такие места, регионы, географические секторы, как Восток, являются выдуманными. «Поэтому так же, как и сам Запад, Восток есть идея, которая имеет историю и традицию мышления, представление и понятия, которые дали ему жизнь и присутствие на Западе и для Запада».
Изначально Восток (orient) — одна из сторон света (там, где восходит Солнце). Складывается алогичная картина, ибо ясно, что при подобном указании всякое явление чего-либо может происходить в середине от наблюдателя, а не вблизи или вдали. В противном случае Среднего Востока вообще не должно быть. Противопоставление «Восток» — «Запад» закрепилось первоначально из противопоставления Древнего Рима (Запад) и Древней Греции (Восток).
Географически «Восток» как макрорегион — это все страны Азии и большая часть стран Северной Африки. Ближний Восток — название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Правда непонятно, кому это в Европе Ирак, например, ближе, чем Тунис? Средний Восток — условное наименование района Западной Азии, расположенного между Европой и Пакистаном; иногда, особенно в англоязычной литературе, заменяет собой термин Ближний Восток, но чаще понимается как обозначение совокупности стран Ближнего Востока вместе с Ираном, Пакистаном и Афганистаном и поэтому большей частью применяется не отдельно, а в составе объединённого термина «Ближний и Средний Восток». Как следствие, «Средний Восток» применяется часто только к Ирану, Пакистану и Афганистану, про остальных говорят «Ближний Восток». Топонимическая путаница связана с заимствованиями из французского «Proche Orient» — «Ближний Восток» и из английского «Middle East» — Средний Восток.
Словосочетание «The Middle East» было впервые применено в нач. 20 века британскими и американскими военными для описания угроз на пространстве к югу и юго-востоку от Европы. С той поры в русской научной литературе, как ни странно, прижилась искаженная калька английского термина — «Middle East». То есть дословно читаемый «Средний Восток» на русский язык не точно переводят как «Ближний Восток»1.
Существует понятие «Большой Ближний Восток», под которым подразумевают большую группу государств и территорий от Марокко до Синьцзяна (что между ними общего-то?!). Государства нашего региона и частично Центрального Кавказа также иногда неправомерно относя данному региону. Если «Greater Middle East» перевести правильно получится «Большой Средний Восток». Так все-таки большой или средний? Тогда может, «полусредний»? Такая вот «терминология». Так образом, понятия «Средний Восток» и «Ближний Восток» — это колонтально-терминологический «сэконд хэнд». Для России это «Средний Юг а для Кыргызстана, например, — это «Дальний Запад». Для нас Ближний Восток — это Синьцзян. Очевидно, что это относительные понятия, основанные на архаизмах и европоцентризме-неполиткорректности!
Появилась также традиция выделения «Западной Центральной Азии» и «Восточной Центральной Азии» — с конца 1990-х гг. последи термин внедряется экспертами из КНР2. Это связано с понятным стремлением идентифицировать китайскую часть этого пространства, избегая использование понятия «Туркестан», ассоциирующегося с сепаратизм — независимостью Восточно-Туркестанской Республики в 1944-1949 т.е. мотивы избегания понятия «Туркестан» схожи с мотивами руководства СССР.
Принимая искаженное название «Центральная Азия» регион можно в конечном итоге, потерять свою европейскую составляющую. И уже теряет. Потому что категория «Центральная Азия» является средством переориентации стран региона «от» Евразийского пространства. Было бы неважно куда — если бы не Китай. Поэтому есть два варианта — на запад (Турция, ГУАМ) или на юг («Большой Ближний Восток», «Большая Центральная Азия»). С Турцией проблема — нет общей границы, а ГУАМ — организация ну очень эфемерная. Поэтому используется единственно возможный для Запада вариант — на юг.
То, что эта категория несет в себе геополитический смысл видно хотя бы из того, что в эту «Центральную Азию» упорно не включается изначальная «Центральная Азия» в понимании «основоположников» термина А.Гумбольдта и Ф.Рихтгофена (Монголия, провинции Ганьсу, Цинхай и автономные районы Синьцзян и Внутренняя Монголия КНР). То, что этим «сэконд хэндом» — названием «Центральная Азия» продолжают пользоваться постсоветские аналитики (некоторые даже воинствующе, как и положено прозелитам), вызывает удивление, если не сказать больше, — т.к. является проявлением туземного менталитета.
Ясно, что проанализированные выше территории от Китая до европейской части России (нижнее Поволжье) слишком велики, чтобы принадлежать какому-то отдельному региону, они принадлежат макрорегиону. «Макрорегион мира — это исторически сложившийся комплекс территорий соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях». При региональном (более детальном) делении появляются культурно-цивилизационные и политико-географические основания, которые в силу исторических причин не всегда совпадают с природно- обусловленными рубежами или вытесняют их. На территории этого макрорегиона было только два «комплекса территорий соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации»: Монгольская империя и Туркестан — оба перестали бы геополитическими реалиями, последний — 2,5 века назад. Поэтому макрорегион существует географически, но не геополитически.
С точки зрения географических условий, эта природная страна находится между Урало-Монгольским и Средиземноморским (Альпийским — Гималайским) горными поясами. Её можно назвать Внутренней Евразией (Inner Eurasia). Эта часть Евразии может быть названа Внутренней из-за большого количества впадин, расположенных внутри окружающих горных цепей. Эти впадины — то, что осталось от Тетиса — древнего океана, существовавшего в эпоху мезозоя (более 65 млн лет назад) между древними континентами Гондвана (южнее океана) и Лавразия (севернее) Для Внутренней Евразии характерна географическая изолированное хребтами и/или расстояниями, как следствие — аридность климата, к; следствие — рассеивание стока рек (бессточность), как следствие — полупустынный и пустынный характер осевой части территории со всеми вытекающими последствиями. Здесь исторически образовался «комплекс соседних народов», «развивающихся в определенных географических условиях»: в полупустынях и пустынях — узбеки и туркмены, в обрамлении полупустынь и пустынь — казахи (в степях) и кыргызы с таджиками ( горах). Интересно, что степи, населенные казахами, с востока и запада обрамлены холодными полупустынями и пустынями (этноформирующим ландшафтом джунгаров / калмыков). Внутриконтинентальность в пределах крупнейшего материка Земли и изолированность от мировых морских транспортных коммуникаций предопределяли формирование общности географической судьбы.
Этот макрорегион полностью изолирован от влияния Индийского океана и находится в зоне влияния Арктики. При этом в середине его находится граница, разделяющая сферы влияния Атлантического океана с запада и Тихого океана — с востока. Эта граница на 40-й параллели представляет собой восточную часть Памира — почти меридианальный Сарыкольский хребет. (Ф.Рихтгофен определил ее как западную границу «его» Центральной Азии). Но севернее граница смещается на восток
Л.Гумилев отмечает: «…культура народов восточной и западной частей региона во все исторические эпохи различна, причем граница проходит в восточной Джунгарии, через которую в меридиональном направлении тянется экстрааридная полоса (осадков меньше 100 мм в год). Эта полоса неширока, однако способ пастьбы скота по сторонам от этой полосы был неодинаков». Эта граница является некоей зоной минимального влияния Мирового океана и почти совпадает с линеаментом «90-го меридиана», который в Индийском океане выражен в виде океанического хребта Ninety East Ridge. Здесь в Джунгарии эта граница проходит по 91- му меридиану и является меридианальной частью монгольско-китайской границы. Нетрудно заметить, что западная государственная граница Китая в регионе несколькими ступенями также смещается на северо-восток.
91-й меридиан как раз проходит по Турфанской впадине — центру Азии (42° северной широты). А географический Центр Евразии можно определить следующим образом: разницу в долготе между западными точками Азии и Европы (35°) поделить пополам (17°) и отнять от координат центра Азии. Таким образом, Центр Евразии имеет координаты 42° с.ш., 74 в.д. и находится в нашем регионе, в районе озера Сон-Куль. Более точная оценка требует оцифровки контуров криволинейной фигуры Евразии. Раз оценки приблизительные и центром Азии можно считать Турфанскую впадину, то и центром Евразии можно принять озеро Иссык-Куль, расположенное в 2-3° восточнее озера Сон-Куль.
Структурируя геополитическое пространство системой концентрических кругов, Х.Маккиндер условно располагал в центре планеты «осевой ареал», включающий бассейны рек (Волги, Енисея, Амударьи и Сырдарьи) и двух морей (Каспийского и Аральского). Указанный «осевой ареал» «был недосягаем для нападений морских держав и при этом был в состоянии прокормить и защитить весьма значительное количество населения — кочевников, передвигающихся по этим огромным просторам на лошадях и верблюдах и вполне готовых к набегам на Европу, при том что они не встречали практически никакого сопротивления». Итак, пространство «осевого региона» и его сегментов, подобно «зрачку глаза», времени то расширялось, то сужалось, то смещалось, то есть было перманентно подвижным. Это и является одной из причин того, что территории современных государств и сегментов Центральной Евразии совпадают с их исходными историческими границами2.
Раз центр континента находится в анализируемом нами регионе «Атлантической зоне» Внутренней Евразии, правильно называть его не «Центральная Азия», а «Центральная Евразия». Будем называть «Центральной Евразией» атлантическую и постсоветскую часть Внутренней Евразии. Это значит минус северные бессточные части Ирана и Афин стана и плюс юг Западной Сибири (имеющий сток в Северный океан, что отражает культурно-цивилизационные и политико-географичкие основания. Этот термин негативной реакции в России не вызывает, не будет вызывать и в странах региона3, и в Китае. Аналитики США то пользуются этим термином для обозначения нашего региона (the Central Eurasia). И, самое главное, термин вполне научный — в его основе лежат не мифические «части света» и «востоки», он также соответствует культурно-цивилизационным и современным политическим реалиям.
За последние 1,5 века регион сдвинулся с юго-востока (Китайски! Афганский Туркестаны) на северо-запад (Букеевская Орда и руст Южная Сибирь). Изменился этнический баланс: из преимуществен персидского в раннесредневековый период на преимущественно тюркский. Изменился и внутриэтнический (тюркский) баланс: из преимущественно карлукского в средневековый период на существенно кыпчакский.
Сегодня, как и много веков назад, между людьми Востока и людьми Запада существует огромная пропасть, и это является одной из характерных особенностей современного мира. И дело не только в явном, открытом противостоянии, каким, к примеру, являются военные действия Соединенных Штатов Америки в Ираке или пресловутая борьба с международным терроризмом. Противостояние происходит и на более глубоком, социокультурном уровне между консервативным и чтящим традиции Востоком с одной стороны и анти-традиционной и технократической цивилизацией Запада с другой. О причинах перманентного конфликта рассказывает заведующий кафедрой истории Высшей школы экономики Леонид Васильев
Сегодня, как и много веков назад, между людьми Востока и людьми Запада существует огромная пропасть, и это является одной из характерных особенностей современного мира. И дело не только в явном, открытом противостоянии, каким, к примеру, являются военные действия Соединенных Штатов Америки в Ираке или пресловутая борьба с международным терроризмом. Противостояние происходит и на более глубоком, социокультурном уровне между консервативным и чтящим традиции Востоком с одной стороны и анти-традиционной и технократической цивилизацией Запада с другой. О причинах перманентного конфликта рассказывает заведующий кафедрой истории Высшей школы экономики Леонид Васильев:
— Чтобы понять различия между Востоком и Западом, необходимо проанализировать историю развития этих регионов, начиная с глубокой древности.
Начну с Востока. Восток — это историко-географическое понятие. Если честно говорить, это все, что в древности было «не античностью». А уже в нашу эру — это та часть мира, которая подверглась энергичной экспансии со стороны резко выдвинувшейся вперед Европы.
Из школьного курса истории известно, что история началась на Востоке. Когда, например, в Древнем Египте или Шумере, возникали государства, то они складывались из двух противостоящих друг другу слоев: управителей и управляемых производителей.
Надо сказать, что в свое время Маркс, который занимался современным ему Востоком и пытался кое-что узнать о Востоке вообще, оказался довольно близко к этой моей точке зрения. (Разумеется, я не хочу сказать, что Маркс от меня что-то взял, это было бы смешно). Маркс сочинил свою знаменитую теорию об азиатском способе производства, в котором он не видел ни классов, ни частной собственности. И правильно делал, потому что их там и нет. Маркс говорил о том, что это было общество, которое разделялось на государственный аппарат и подчиненную ему общину производителей. А государственный аппарат — это был аппарат, который я как раз и называю управителями.
Вначале слой управителей формировался из приближенных и родственников правителей, то есть из тех, кто был в «ближнем круге» и жил перераспределением (переделом) произведенного обществом продукта. Значительная часть этого продукта доставалась правящей верхушке, остатки распределялись между производителями. По такому пути развивались древние восточные государства: Шумер, Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и Персия.
Теперь о Западе. Запад — это античность. Ранняя история свидетельствует, что первоначально в районе Греции возникли почти одинаковые с Востоком государственные образования. Мелкие, слабые. У Гомера описано следующее: чуть ли не тысяча царей собралась со своими кораблями, для того чтобы воевать с Троей. Это были правители мелких государственных образований, в значительной степени восточного типа. После того как проблема Трои закончилась, на территорию Греции хлынули северные племена, создавшие совершенно новые структурные общины — полисы. В отличие от восточного типа государств, где были управляющие и управляемые, полисы были гражданскими общинами свободных людей. Произошло то, что я называю социально-политической мутацией. Появилось понятие «человек свободный» , которого Восток не знал. (На Востоке, вообще, слова «свобода» нет. Есть «воля» , «разгул» , «размах» , «всевластие». Но «свободы» как понятия человека, имеющего самомнение, самопредставление о себе, самоуважение и, главное, достоинство, нет… )
Полисы выбирали себе правителей из самых достойных. Само избрание было почетным. Можно провести аналогию с советскими временами, когда выбирали комсомольских и партийных работников. Они тоже обычно начинали свою карьеру с того, что работали не за страх, а за совесть, и считали, что их выдвижение — это для них почетно и за это не платят. Хотя, конечно, подразумевалось, что что-то потом тебе за это перепадет. А в античном полисе даже этого не было. В полисах был изобретен суд присяжных. Это был первый в истории человечества суд не начальства над подчиненным, а суд равных над равными.
Полисы положили начало новой структуре общества, которой не было на Востоке. На Востоке власть рождала собственность, а собственность — это право распределять. Для иллюстрации лучше всего подойдет секретарь райкома. У него была власть: в своем райкоме он все делал так, как считал нужным. Это, в сущности, была почти его собственность. И сегодня возьмите какого-нибудь туркмен-баши, и вы увидите, что происходит нечто в том же роде. У кого много власти, у того появляется собственность. Почему на Востоке не любят частника? Потому что он часть денег, которые должны идти в казну на содержание начальства, оставляет в своем кармане. С точки зрения восточных чиновников и бюрократов, частник — это паразит, и его надо давить. Поэтому на Востоке, в отличие от античного мира, не наблюдалось ни прав, ни привилегий, ни гарантий. А в античности все это было, поэтому Запад быстро развивался.
Хотя демократия античного мира была очень ограниченной: рабы, женщины, чужестранцы не имели никакого права голоса, тем не менее, это было начало той самой великой демократии, той самой великой свободы, тех самых больших возможностей, которые есть в гражданском обществе. Неограниченный в правах, привилегиях, а наоборот, поддерживаемый властью частный собственник мог совершать чудеса. И он их, действительно, совершал.
За два-три века Греция сумела добиться огромных успехов и в производстве, и в предпринимательстве, и в освоении колоний в Средиземноморье и Черноморье, и во многих других сферах. Когда Александр Македонский пришел и объединил полисы против персов — главных врагов Греции, то оказалось, что греки, во-первых, сильны, во-вторых, умелы, а в-третьих, заполучили еще и Александра.
Меньше всего я хочу сказать, что Запад лучше Востока, античность лучше Востока. Я это подразумеваю, потому что античность была динамичнее, энергичнее, она была свободной, она была демократией, она имела систему выборов.
Прошло несколько веков. Греция сошла с исторической арены как великая античная держава. Ее место занял Рим, который создал великую империю и вторично завоевал весь Ближний Восток. Он стал называться Римским Востоком. На смену греческой культуре пришла романская, потом — более крепкая и жизнеспособная христианская культура в лице Византии. Рим разделился тогда на западный и восточный. И тут, если хотите, начался обратный ход истории.
Во время великого переселения народов — где-то в IV-V веках нашей эры — огромное количество варварских, восточных по структуре племен сдвинулись с места. В основном, это были полукочевники. Они стали громить Западную Римскую империю, обходя, почти не трогая Византию. А Западная Римская империя была уже в состоянии упадка, накануне своего крушения. Восток уничтожил Западную Римскую империю, создав в раннем средневековье кучу всяких королевств: Франкское, Бургундское, несколько германских, скандинавских и проч. Запад ушел на задний план, Восток вышел вперед.
Но вот в Европе началась эпоха Возрождения, Ренессанса. Возродилась не только античная культура, но и античные нормы бытия — свобода и демократия. У Запада появились свои гении, великие мыслители. На этот же период пришлась реформация церкви. Она сыграла огромную роль в истории, и особенно в истории Запада.
Реформация породила пуританскую этику и протестантизм. Протестанты верили в то, что бог наказывает тех, кто не работает, он на стороне тех, кто старателен, стремится к труду. Это убеждение и породило, в конце концов, дух капитализма. Капитализм воспринимался не как эксплуатация класса, лишенного частной собственности, а как стремление произвести нечто наилучшее, стремление не тратить время попусту. Именно к протестантской этике восходит известное выражение «Время — деньги». Этот лозунг, который в России никогда не был понятен и никогда не был в ходу, для всего западного мира был основополагающим.
Запад продвигался вперед и благодаря географическим открытиям. Колумб открыл Америку, Васко да Гама — путь в Индию. Начался процесс освоения Западом, уже поднаторевшим, уже обогатившемся, новых территорий. Европейцы стали осваивать Восток. Восток оказался в состоянии шока: он привык жить спокойно, тихо, а тут вдруг толпа алчных иноземцев, которым все требуется, которые все хотят, за все платят. Конец XV-XVI века и значительная часть XVII века были периодом торгового колониализма, когда европейцы везли с Востока пряности и благовония. Благо, что из Америки они вывезли столько серебра и золота, что им хватило на век-полтора закупать все восточные товары. Это было постепенное движение Запада на Восток.
Восток отбивался: Япония не пускала, Китай. Но зато Индия всегда была самой слабой страной, с политической точки зрения. Кастовая система и система индийской общины оказались настолько удачными охранительными формами существования индийского общества, что в Индии было очень легко управлять, и при этом там не возникло ни сильной бюрократии, ни сильной политической власти. А богатства были, наоборот, очень большие. И все это привлекало в Индию захватчиков. Англичане поработили Индию, и практически весь Восток превратился в потенциальных колониальных данников, должников. После чего торговый колониализм превратился в колониализм политический и экономический.
И это уже было полное поражение Востока. Запад абсолютно господствовал, он вышел в мировой истории на первое место, начиная с XV-XVI века. Запад развивал науку, технологии, промышленность. И чем больше Запад развивался, тем дальше от него оказывался Восток, который, помимо всего прочего, стал еще и сырьевым придатком Запада. Восток отстал настолько, что в середине XX века в учебниках истории про Восток вообще не писалось. Его как бы не существовало. «Восток, — говорил великий философ Гегель, — это не историческое понятие».
Европа скоро станет мусульманской
Во второй половине XX века, после Второй мировой войны и создания ООН, произошла деколонизация Востока. Жители западных стран оказались в положении русских интеллигентов, которые в середине XIX века испытывали чувство неполноценности из-за того, что они не могли помочь вчерашним крепостным рабам стать свободными людьми. Именно этот синдром стал доминирующим в Европе. Сначала англичане, после войны с Алжиром — французы, потом немцы, скандинавы и, вообще, все страны Европы стали не то чтобы приглашать к себе, но терпимо относиться к тому, что жители Востока постепенно начали переселяться в Европу. И вот тут сказал свое слово ислам. В Европу, вроде бы, мигрировали из разных мест, но как-то так получалось (это вообще загадка истории), что мигрировали в основном мусульмане.
Сегодня в европейских странах мусульман примерно 10 %. Огромные кварталы, иногда целые города и пригороды в районе столиц населены мусульманскими общинами. И добро бы, если бы представители этих общин были тихими. Но нет! К примеру, недавно в Голландии они взяли и среди бела дня зарезали режиссера Ван Гога, потомка великого художника Ван Гога, за то, что он снял фильм о том, как в мусульманских районах Голландии обращаются с женщинами. Свой фильм Ван Гог не придумал, но он посмел «влезть» в мусульманскую жизнь.
Во всем мире происходит страшная вещь, которую у нас деликатно называют «международным терроризмом». А почему его так называют? Попробуй, назови исламским! Будет нехорошо. В России своих мусульман достаточно: кроме Кавказа, они живут в Татарстане и Башкортостане, и других регионах. У американского президента Буша мусульман не меньше, а, может быть, и больше. Но он тоже политкорректен, не говорит о мусульманском терроризме. В Лондоне та же история: взорвали полметро и — ничего: «Это не мусульманские, это какие-то международные террористы».На самом деле все гораздо сложнее.
Мусульман становится все больше. Вы знаете, что Арафат говорил перед своей смертью? «Главное оружие против евреев, которых мы должны сбросить в Средиземное море сегодня или завтра, рано или поздно, — это чрево арабской женщины». Если учитывать, что Восток еще не дошел до контрацепции, но уже хорошо снабжен современными средствами медицины, гигиены, и там умирает гораздо меньше детей, чем раньше, нетрудно понять, что слова Арафата — это не пустой звук. Когда полвека назад возникло государство Израиль, евреев было раза в три меньше, чем сегодня. Но их было примерно столько же, сколько рядом арабов. Сегодня ситуация совершенно другая: евреев стало в три раза, а арабов, исповедующих ислам, — раз в восемь больше.
Еще тысячу лет назад, в период крестовых походов христиан, из мусульман — молодых, сильных, энергичных — готовили федоинов, воинов, которые должны были умереть во имя Аллаха. Что с ними проделывали? Их одурманивали гашишем, потом приводили в сад, где их встречали прекрасные женщины, которые очень ласково с ними обращались. Когда будущие федоины приходили в себя, им объясняли, что они побывали в раю. И если они хотят туда вернуться, пусть выполнят приказ начальства, которое скажет им к кому подкрасться, кого поразить кинжалом. «После этого тебя могут убить, но зато ты попадешь к Аллаху» — вот критерий, который стал характерным для восприятия мира мусульманами. Попасть к Аллаху — высшая цель, высшая социально-духовная ценность. Отдать свою жизнь ради этого блага — не такая уж высокая плата. Те, кто сегодня занимается террором, с помощью психотропных средств готовят огромное количество людей, которые рады отдать себя во имя победы ислама, во имя великого Аллаха. Во имя того, чтобы, как некоторые муфтии открыто говорят, «создать во всем мире Всемирный Халифат, который покажет, наконец, неверным, как надо правильно жить».
Я не хочу очернить всех людей, исповедующих ислам (это миллиард населения планеты, а, может быть, и больше). Мусульмане в массе своей — миролюбивые люди. Но поскольку они в целом ряде мест, в целом ряде позиций чувствуют себя ущемленными, и поскольку среди них появилось много радикальных экстремистов, которые готовы эту ущемленность компенсировать с помощью террора, возникает весьма сложная ситуация.
«Их мало, но за ними сила!»
Распался Советский Союз — великая страна, на которой держался мировой баланс сил. Кто мог подхватить знамя? Китай был не готов, Индия тоже. В Европе еще не было сегодняшнего Европейского Союза. Из супердержав — одни Соединенные Штаты Америки. В итоге создалась система Запада, ведомого одной великой державой. А все остальные страны мира ушли в сторону, стали незаметными.
Эта ситуация превратила радикально настроенных мусульман в экстремистский кулак ислама, в претендента если не на мировое господство, то, во всяком случае, на то, чтобы стать силой, которая может бросить вызов всем державам, начиная с США и стран всей Европы. (Россия в этом плане всерьез не котируется). На передний план выходит не просто противостояние Востока и Запада, а жесткое противостояние. И самое главное — Запад не знает, что делать с этим пробудившимся и крайне раздраженным исламским началом на современном Востоке.
На самом деле, что делать? Никто не знает, что и где случится завтра. От кого и чего ждать? О себе заявляет очень серьезная сила. Иногда говорят: «Исламистов-экстремистов не много». Я на это всегда отвечаю: «А сколько было большевиков в 1917 году?». То, что их не много, это не аргумент. На их стороне сила. Конечно, сегодня Запад ощетинен и танками, и ракетами, и бомбами. А завтра какая-нибудь группка экстремистов завладеет каким-нибудь ядерным чемоданчиком и — что тогда?…
Запад скукоживается
Мы живем в мире, в котором только один «золотой миллиард» , а все остальные пять с лишним — не «золотые». Проще говоря: люди Запада, люди европейской, североамериканской цивилизаций составляют процентов 15 от населения Земли, остальные 85 % — это другие люди, с которыми приходится считаться. Некоторые из них — я уже говорил, китайцы, которых больше всего, индийцы, которых станет вот-вот чуть ли не больше, чем китайцев — ведут себя сравнительно спокойно. Но некоторые представляют уже сегодня не только потенциальную, но явную угрозу безопасной жизни многих. Запад скукоживается, и это печально. Создается впечатление, что, несмотря на его огромные технические, интеллектуальные, технологические достижения, он становится все более хрупким, а Восток, наоборот, расправляет плечи.
Да возьмите тот же Китай. Во Владивостоке, Улан-Удэ он «чайна-таунов» не обустраивает, он просто туда приходит. А сколько осталось нашего народа за Уралом? Говорят, миллионов 30. Из них значительная часть все время старается перебраться в европейскую часть страны. Потому что жизнь неудобная и тяжелая, климат суровый. А трудолюбивые китайцы в этом климате арбузы выращивают. Приходят работящие, непьющие, не сквернословящие, не бьющие жен, не бросающие детей мужчины, находят себе женщин. (В Китае испокон веков женщина была дефицитом, а у нас в стране всегда «на 10 девчонок — 9 ребят»). Это не война, это не захват. Это проникновение не наших, но нормальных людей. Что будет дальше — важный вопрос без ответа.
… То одна сторона, то другая по разным причинам, в разных обстоятельствах выходит вперед. Если верить Арафату, что «сила мусульман в чреве арабской женщины» , если спроецировать это на Африку, Китай, Индию, то очень легко можно представить, что через каких-нибудь 40 лет, уже в середине нашего века Земля будет населена людьми настолько, что просто не выдержит. Что будет тогда? Что останется? Это сложные футурологические вопросы, к которым надо относиться серьезно. Особенно, когда уже сегодня очевидна хрупкость Запада.