Содержание
- «Не лучший вариант» для устройства в семью
- У органов опеки подозрений не вызывал
- Дети не для тревожных и вспыльчивых
- Школы приемных родителей помогают оценить себя
- Тестами пытаются решить недоработку опеки
- А семьям могут помочь только хорошие специалисты
- Подготовка семей к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи
«Не лучший вариант» для устройства в семью
Тоше пять с половиной лет. Подвижный мальчик с большими голубыми глазами, какие могли бы быть у совсем взрослого человека, и обычной детской страстью капризничать. Маме Яне Антон достался тревожный, замученный и запущенный системой.
С рождения у него сложный диагноз: хроническая почечная недостаточность, требующая трансплантации, и тугоухость четвертой степени. В детском доме в Мурманске, где жил Антон, историю болезни знали, но почему-то ничего не делали: ни диализ, который на тот момент уже был ему необходим, ни кохлеарную имплантацию, чтобы восстановить слух, хотя она положена по квоте и не требует особых условий реабилитации.
Антона даже не учили жестовому языку как глухого малыша. Если бы не фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», который привез мальчика в Москву и поставил в очередь на пересадку почки, он бы медленно умирал в тишине и одиночестве, считает мама Яна.
Когда Яна увидела Антона в первый раз, она не почувствовала, что это ее ребенок. Она уверена, что любовь и духовная связь возникают потом, после непонимания, после проблем с адаптацией, приступов паники и долгой совместной работы. А тогда, в первый раз, это был чужой, тревожный и уставший ребенок. Он уже полгода жил то в одной, то в другой московской больнице.
Гулять и ходить в общую столовую было нельзя, а если бы фонд не предоставил няню, то в палате Антон оставался бы совсем один. Он мог прожить так год, два, пока не придет очередь на пересадку. После операции его ждал детдом и месяцы изолятора, в котором держат детей с ослабленным иммунитетом, чтобы они не заразились от других воспитанников учреждения.
«Была детская мечта взять ребенка из детдома. Сначала я мечтала, чтобы это сделала мама, потом выросла и поняла, что могу и хочу сама. Три года назад я пришла работать в благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», руководила группой больничных волонтеров, — рассказывает Яна. — На тот момент я долго искала ребенка. Я не взяла бы здорового, потому что на здоровых малышей и так очереди стоят, а мне хотелось помочь кому-то, кто без меня точно останется в детском доме. И не взяла бы подростка, потому что, наверное, чтобы справиться с подростком, самому нужно быть достаточно взрослым человеком. И еще важно отталкиваться от того, к каким диагнозам ты спокойно относишься, а какие вызывают ужас. Двигательные нарушения, умственная отсталость вызывают у меня ощущение, что я не справлюсь. А диагноз Антона меня не пугал, и уже через 10 минут после нашей встречи я решила, что возьму его».
С точки зрения стандартов Яна Дворкина — не лучший вариант для устройства ребенка в семью. Ей 28 лет, у нее не было своих детей, она не замужем. Но тем не менее органы опеки в Москве и Мурманске пошли ей навстречу и помогали в процессе усыновления, потому что всем очень хотелось, чтобы у Антона появилась мама.
Яна говорит, что помощь в тот момент была ей необходима: «Я очень нервничала в процессе, переживала, получится ли. Хорошо, что вокруг были люди, которые меня поддерживали и направляли, — психологи школы приемных родителей, директора детских домов в Москве и Мурманске, органы опеки».
У органов опеки подозрений не вызывал
В конце ноября стало известно, что Минобрнауки готовит законопроект, согласно которому психологическое тестирование для кандидатов в опекуны или приемные родители станет обязательной процедурой и будут установлены санитарные и технические требования к жилплощади.
До сих пор органы опеки интересовали только условия, в которых будет жить ребенок, — чисто ли, всего ли достаточно, а психологические тесты родители могли пройти по своей воле и их результаты носили рекомендательный характер. Если же законопроект одобрят, то заключение психолога будет иметь юридическую силу.
Авторы и сторонники инициативы считают, что более тщательная проверка «родительских компетенций и воспитательных навыков» поможет предотвратить случаи домашнего насилия и сократить число возвратов. О том, чтобы прописать психологическое освидетельствование потенциальных приемных родителей в законе, говорили еще в 2013 году. Говорили, правда, недолго, а потом забыли.
Тема стала актуальной в июне этого года, когда в Хабаровске задержали мужчину, который пять лет насиловал приемных дочек. Всего в этой семье воспитывалось двенадцать детей: трое родных и девять приемных. Подчеркивается, что на «сиротские» деньги, а это почти 20 тысяч в месяц на ребенка, он снимал другую квартиру, где насиловал девочек. У органов опеки мужчина подозрение не вызывал.
Для совершенствования семейного законодательства в закон «Об опеке и попечительстве» и Семейный кодекс планируется внести поправки, согласно которым кандидаты в приемные родители и члены их семей должны будут проходить психологическое обследование.
David Bleasdalea/flickr.com
Предполагается, что это оптимизирует процесс подбора замещающей семьи для ребенка, поможет своевременно скорректировать те или иные действия граждан, а также составить органам опеки обоснованное заключение о возможности гражданина принять на воспитание ребенка, заявили в ведомстве.
По словам члена общественного совета Минобрнауки по вопросам защиты детей Галины Семьи, в 50 регионах уже прошло пилотное исследование, в котором приняли участие 300 психологов. В результате выяснилось, что большое количество граждан не говорят на русском языке, из-за низкого образовательного ценза многие вопросы тестов могут быть непонятны и, кроме того, тесты могут противоречить религиозным представлениям граждан. Все это планируется учесть в разработке методики тестирования.
Инициативу Минобрнауки поддержал Совет семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также члены некоммерческой организации «Союз приемных родителей, усыновителей, опекунов и попечителей».
Дети не для тревожных и вспыльчивых
Специалисты по работе с сиротами выступили резко против психологического тестирования и даже написали по этому поводу открытое письмо в Минобрнауки.
Автор письма — научный директор Института семейных просветительских и правовых программ Антон Жаров, а подписали его член Общественной палаты, президент Благотворительного фонда «Отказники в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, руководитель образовательных программ, соучредитель Института развития семейного устройства Людмила Петрановская, соучредитель и руководитель БФ «Найди семью» Елена Цеплик, президент НГОО «День аиста», тренер Школы приемных родителей Евгения Соловьева и другие специалисты, психологи и приемные родители из Москвы и регионов.
Елена Альшанская
«Мы не знаем еще закона, его по сути нет. Есть некое обоснование, поясняющее, какие виды у законодателей в отношении планируемого законопроекта, и там звучит слово «тестирование». Оно насторожило многих специалистов, потому что с точки зрения решения задач семейного устройства не видится адекватным, — говорит Елена Альшанская. — Какие это будут тесты? Если их нужно специально разработать под закон, то кто сможет это сделать? На какой вопрос нужно отвечать тесту в отношении потенциально приемного родителя и как можно оспорить результаты? Пересдать другому психологу? Обратиться в суд? Пока у меня вопросов больше, чем ответов».
Сейчас потенциальные приемные родители обязаны посетить психиатра, но чаще всего эти визиты абсолютно формальны.
Врач смотрит, не состоит ли на учете гражданин, задает вопросы из серии «Зачем вы решили взять ребенка? в своем ли вы уме?» или вообще не задает, просто пишет заключение.
Елена считает, что людей с психическими расстройствами возможно отсеять только на этом этапе, если подойти к нему более серьезно, но для этого уровень квалификации районных психиатров должен быть достаточно высоким. Психологические же тесты действительно способны показать особенности личности, акцентуации характера, помочь родителям лучше узнать себя, но максимум, что это могло бы дать, — рекомендации, на что обратить внимание в процессе родительства. Запрещать, например, тревожным или вспыльчивым людям брать детей было бы неправильно, считает Елена.
«На самом деле у меня нет даже версии, что в тесте может быть такого, что бы говорило о том, что человек потенциально не может стать родителем. Тогда должен быть какой-то консенсус в обществе, что людям с такой-то структурой характера мы детей в принципе не даем. Возникает следующий вопрос: а что, если у людей с такой структурой характера появляются собственные дети?» — отмечает она.
Людмила Петрановская также отмечает, что по-настоящему валидных, верифицированных на больших выборках тестовых методик существует не так много, и обращает внимание на то, что обязательных на уровне закона стандартизированных тестов нет нигде в мире. Кроме того, она обеспокоена переменой роли психолога, если его обяжут проводить тестирование.
Людмила Петрановская. Фото Евгения Раздобарина для «Спектра»
«Если тех, кто проводит подготовку, обяжут проводить тестирование, отношения с кандидатами изменятся необратимо. Психологи службы устройства превратятся для них из помогающих специалистов в контролеров. Это снизит в разы обращение за помощью и, соответственно, в разы повысит риски возврата ребенка или жестокого обращения с ним со стороны «дошедшего до ручки» родителя», — говорит психолог Людмила Петрановская.
Школы приемных родителей помогают оценить себя
Проведенный Минобрнауки мониторинг показал, что 92% школ приемных родителей уже проводят психологическое обследование кандидатов, но носит оно добровольный и рекомендательный характер, а его результаты предоставляются в опеку только с согласия граждан. В ШПР с семьями беседуют, направляют, действительно показывают сильные и слабые стороны — им остается только прислушиваться.
Няня Галина, Рита и Александра, лето 2013 г. Фото проекта «Дети в беде»
Педагог-психолог школы приемных родителей в ЦССВ «Найди семью» Ольга Русаковская говорит, что есть несколько случаев, когда слушателям школы могут порекомендовать вернуться к идее устройства ребенка позже или отказаться от нее совсем. Во-первых, когда приходят люди, потерявшие детей, значимых близких.
«Существует рекомендация ждать 2-3 года, а потом брать детей, но важно, чтобы опыт потери был переработан, горе завершилось, — говорит Ольга. — Однако чаще всего люди приходят с открытой раной, и в таком случае они нересурсны для приема, потому что дети, которые живут в системе, сами травмированы и нуждаются в том, чтобы им отдавали. А человек, который переживает горе потери, не может давать, ему самому нужно.
Бывает, что супруги хотят справиться с кризисом в отношениях и заполнить образовавшуюся пустоту ребенком. Они думают, что это сблизит семью, однако трудности адаптации, напротив, разобщают и часто приводят к разводу. Бывает и так, что за ребенком идут как за наследником, связывая с ним свои личные ожидания, которые вообще-то к нему не относятся и заведомо не могут быть оправданы. Такие истории ведут либо к возврату, либо к большим проблемам в семье, особенно когда ребенок достигнет подросткового возраста.
Иногда уже на первом собеседовании появляется подозрение, что граждане «не про ребенка». Тогда мы пытаемся помочь им посмотреть на свои проблемы под другим углом, оценить трезво свои возможности и возможности своей семьи. Если за время обучения ничего не меняется, на последнем собеседовании я категорически настаиваю, чтобы человек пересмотрел свое решение. Я это не делаю, исходя из субъективных соображений, я пытаюсь для человека высветить проблему, подкрепляя фактами.
Бывает так, что граждане не хотят слушать наши рекомендации, берут детей и сталкиваются с проблемами носом к носу. Но чаще, конечно, слышат. Был такой случай, когда женщина, потерявшая близкого человека, услышала наши рекомендации и обратилась за помощью для переработки своего горя. И потом, когда ее работа с психологом завершилась, она сказала, что вернется к вопросу об усыновлении, но не сразу», — рассказывает психолог.
Ольге Филимоновой и ее мужу тоже рекомендовали одуматься, правда, не психологи, а сотрудники службы опеки. Ольге было 28, мужу 29, они решили взять 9-летнюю девочку с особенностями.
«С опекой по месту жительства у нас проблем не было. Супруг спокойно получил заключение, просто так было удобнее на тот момент, чтобы он был опекуном. А в опеке у ребенка сотрудницы посчитали, что мы слишком молоды и ребенок для нас слишком взрослый. И у него инвалидность. И вообще супруг очень молодо выглядит. И почему опека на него, а не на жену или на обоих, потому что это редкость, обычно же жены этим занимаются.
Чтобы не идти на конфликт, пришлось собирать документы на меня и дополнительно предоставлять документы, которые не входили в перечень обязательных. Они нам ребенка отдали. Со скрипом, нехотя, но отдали. Сейчас я понимаю, что это от страха», — вспоминает Ольга.
Она не осуждает сотрудников опеки: они субъективно на основании своего житейского и профессионального опыта насторожились. Как еще они могут проверить благонадежность семьи, если те документы, которые кандидаты предоставляют, ничего о них не говорят, кроме как то, что они не асоциальные люди? Поэтому психологический тест Ольгу бы не испугал.
«Прошло три с половиной года, как мы взяли под опеку первую девочку, воспитываем еще двоих приемных детей, и сейчас, по прошествии времени, я понимаю, что приемное родительство — штука сложная. Если бояться на первых этапах, бояться собирать документы, бояться тестов, то лучше и не соваться туда», — считает она.
Тестами пытаются решить недоработку опеки
Правозащитники, чиновники, психологи и родители сходятся в одном — систему устройства в семью надо менять. И перемены действительно есть, только вот последствия от них не всегда положительные. Федеральные и региональные власти регулярно повышают выплаты на детей-сирот, в отдельных субъектах усыновителям дают, например, земельные участки.
В результате усыновление и опека становятся бизнесом, а дети, когда взрослый решает свои проблемы, возвращаются в систему.
По данным федерального статистического наблюдения, в 2013 году по инициативе родителей в учреждения вернулся 3 921 ребенок, в 2014 году — 3 543, в 2015 году — 3 646, в 2016 году — 3 909 детей.
Историй, когда семья «набрала» приемных детей и живет на сиротские деньги, много и в быту, и на форумах, и в новостях. В Москве опекуны вернули государству сразу семерых детей. Семья переехала из Калининграда в столицу и потребовала увеличить пособие. Получив отказ от московских властей, мужчина и женщина, вероятно, решили, что дети им больше не нужны.
Mindaugas Danys/flickr.com
А семья из Новосибирска вернула в интернат приемного сына из-за серьезных психических расстройств, найденных у него после усыновления. Когда 8-летний мальчик задушил новорожденных котят и щенков — всего 13 животных, приемные родители отвели его к психиатру. Выяснилось, что у ребенка садистские наклонности и непреодолимое желание убивать. Могло ли быть хорошо, если родная мама мальчика во время очередного запоя пыталась отрезать ему ухо?
«Много возвратов, которые проходят через наш фонд, выглядят так: семья берет ребенка с очень завышенными ожиданиями от него, а главное, она совершенно не проинформирована не только о теоретических проблемах в процессе адаптации, но и об особенностях в судьбе и личности ребенка, например, о том, что у него был опыт сексуального насилия в учреждении или семье, что у него есть поведенческие проблемы, — рассказывает Елена Альшанская. — Такая информация обычно подается куце или вообще опускается.
Надо хорошо готовить, надо понимать, какие есть семьи и дети, какие у этих детей потребности — это должны слышать родители в опеке, а не вопрос, с каким цветом глаз они хотят ребенка. Это не магазин, а система помощи детям, попавшим в беду».
Елена считает, что в основе решения проблемы возвратов должна быть переподготовка и подготовка кадров. Когда будет выстроена грамотная система сопровождения, когда появятся специалисты, которые знают и понимают каждого конкретного ребенка и его проблемы, когда с кандидатами будут честно проговариваться все возможные риски, а в договорах будут прописаны все условия и про потребности ребенка, и про его общение с кровной семьей, и про возможный возврат в эту кровную семью, тогда проблем станет меньше.
«Если для приемной семьи становится сюрпризом тот факт, что кровные родители, выйдя из мест лишения свободы, хотят забрать ребенка, значит, опека недоработала вообще. Чем мы пытаемся решить такую недоработку? Тестами. Видим в них спасение и ждем, что они помогут отделить всех овец от козлищ. Нет, так это не сработает», — утверждает Елена Альшанская.
А семьям могут помочь только хорошие специалисты
Антон уже полгода живет у Яны. Вместе они прошли три госпитализации, пересадку почки и кохлеарную имплантацию. Все это время Яна была сильной и уверенной, потому что иначе нельзя. Когда очередная клиника отказывалась делать операцию по восстановлению слуха — «Зачем мы потратим на вас имплантаты (они дорогие, около 2 млн рублей), если у вас ребенок может не выжить из-за почки?» — Яна шла в другую, третью, пока наконец Антона не прооперировали.
Когда Антон по сто раз в день на каждом шагу пытается подорвать Янин авторитет и показывает, как сильно он не верит, что они семья, Яна снова и снова доказывает и себе, и ему, что все-таки они семья.
«Если говорить о том, с чем тяжело, это как раз не диагнозы и лечение, а моя и его адаптация. Антон травмирован физически и психологически. Прошло больше полугода, но я не вижу у него привязанности. Он очень много делает для того, чтобы саботировать наши отношения. Например, он может ненадолго остаться с кем-то из моих родственников, и когда я возвращаюсь, вместо того чтобы обрадоваться, он выгоняет меня из квартиры, на днях стукнул кулаком по голове со злости, чтобы я ушла.
Антон не говорит, не слышит, я не могу с ним все это обсудить. Вот с этим сложно. Надо постоянно оставаться спокойной и вдумчиво объяснять, почему так, а не по-другому, насколько это возможно сделать примитивными жестами», — отмечает Яна.
Слух у Антона еще не восстановился. Если бы операцию сделали до трех лет, эффект был бы сразу. Теперь, после стольких лет тишины, мозг может и не отреагировать на появившиеся звуки. Впрочем, все зависит от Антона, а он очень активный и общительный мальчик, и от Яны, от того, какую реабилитацию она сможет дать сыну. В этом Яне помогают фонды «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и ИРСУ.
«У «Волонтеров в помощь детям-сиротам» есть проект «Близкие люди», который помогает семьям, взявшим детей с инвалидностью. Я бы не решилась взять ребенка, если бы такой поддержки не было. Это мой тыл. Проект оплачивал дорогие лекарства, обследования, которые не входили в полис. Я знаю, что, если что-то случится, нужна будет срочная операция или узкопрофильный врач, я могу обратиться и мне помогут.
Психологически помогают специалисты фонда ИРСУ. Я заканчивала у них школу приемных родителей, сейчас хожу на группы поддержки для родителей, которые приняли ребенка и находятся в состоянии адаптации. Очень ресурсные занятия», — рассказывает она.
Сейчас жизнь Яны и Антона – это самые обычные будни мамы и ребенка. Они гуляют, лепят снеговика, наряжают новогоднюю елку, радуются и грустят вместе. Разве что учиться друг у друга им нужно чуть больше. Но сначала, когда Яна только решила стать мамой Антона, ей было страшно.
«Успокоиться и расставить все по своим местам помогали хорошие психологи в ШПР. На занятиях я смогла лучше подготовиться к жизни с ребенком, понять, какая мне нужна поддержка, и на нее опереться.
А психологический тест мне бы не помог никак, потому что, как я понимаю, у него нет помогающей, а есть контролирующая функция. Он бы добавил тревожности, а я и без того нервничала. Хотя в такой ситуации больше всего хочется поддержки. И в том, чтобы принять решение отказаться от усыновления или отложить эту идею на время, тоже нужна поддержка, бережная и аккуратная».
Подготовка семей к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи
Подготовка семей ведется на нескольких уровнях, выявляется возможность кандидатов быть приемными родителями.
Круг семей, обращающихся в Центр с просьбой об усыновлении, опеке, довольно широк: это представители различных регионов республики Коми, других регионов страны (Архангельская область, Башкирия, Санкт-Петербург). Различен статус семей: полные, неполные, бездетные — имеющие детей.
Следует отметить, что все кандидаты, особенно из сельских районов, очень волнуются при встрече. Поэтому специалист Центра начинает свою работу с того, что дает семье возможность освоиться, осмотреться, успокоиться, почувствовать себя более уверенно. Никогда нельзя предугадать, как будет проходить беседа, каждый раз это индивидуально и по времени и по содержанию. Но в одном психолог старается убедить сразу — супруги должны знать, что задача специалистов — не отказать, а помочь в решении вопроса об усыновлении. Все вопросы будут решаться совместно, только на доверии.
В работе используются такие критерии и методы как беседа, анкетирование, психологическое тестирование, некоторые техники семейного консультирования (техники рефлексивного общения, активного слушания, рефлексирование переживаний и чувств клиента), элементы игровой, семейной психотерапии.
Строить беседу помогает карта первичной консультации кандидатов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи, разработанная специалистами Центра. Она включает в себя несколько блоков, характеризующих семью с разных сторон — социальный (сведения о кандидатах, их условиях жизни), психодиагностический блок (использование тестов), рекомендации и выводы.
Естественно, во время встречи ничего не записывается, кроме первичных данных (Ф.И.О., возраст, адрес, телефон), чтобы получился живой, доверительный разговор.
Позднее, при повторной встрече, с кандидатами проводится индивидуальное интервью, по которому складывается портрет кандидата в родители. Обязательно выясняются и проверяются следующие критерии: возраст, семейное положение, жилищные условия, профессия и род занятий, информация о членах семьи, информация об образе жизни, выясняются пожелания по полу и возрасту ребенка, отношение членов семьи к принятию ребенка, выясняется предпочтительный вид воспитания (опека, патронатный воспитатель, приемный родитель), каковы будут отношения к кровным родственникам ребенка.
Одновременно необходимо выяснить такие вопросы как истинная мотивация кандидата и его ожидания, серьезность намерений и степень его готовности к приему ребенка в семью, характер и личностные особенности потенциального родителя (гибкость, терпение, готовность к сотрудничеству в органами опеки) и пр.
Один из наиболее сложных моментов в работе с семьей – выявление сознательных и бессознательных мотивов усыновления. Для бездетных пар это удовлетворение естественной потребности — иметь ребенка, создать полноценную семью.
Возможно, это желание заполнить пустоту (смерть кого-то из близких), желание под старость иметь опору и родного человека рядом. У кого-то это стремление при помощи ребенка укрепить распавшуюся семью, самоутвердиться и изменить отношение с окружающими, изменить имущественное и жилищное положение (имущественный интерес), религиозная направленность и т.д.
Специалисты должен рассмотреть правильность мотивов решения. Иногда к приходят отчаявшиеся супруги, прошедшие не одну программу дорогостоящего лечения от бесплодия, решившиеся на искусственное оплодотворение и не получившие положительного эффекта. У таких пар заложено чувство неполноценности, прежде всего, они нуждаются в коррекции ложного чувства неполноценности, вины за себя. Затем необходимо принятие новой программы – программы усыновления. Мы убеждены, что наш путь прибавления семьи не самый плохой, а, возможно самый правильный для данной семьи.
Следует отметить наличие некой особенности, требующей изучения. Известны случаи, когда при усыновлении ребенка происходит внутренняя перестройка организма, всплеск физиологии, психики, если можно так сказать, – в семье появляется свой ребенок.
Когда обращаются семейные пары, имеющие детей, тем более необходимо выяснить мотивы их поступка. В одних случаях это желание реализовать себя еще раз в качестве родителя, высокий воспитательский, педагогический потенциал, желание иметь девочку (если в семье мальчик) и наоборот, иногда это попытка решить проблемы взаимоотношений с родными детьми за счет приемного.
Опыт работы подсказывает, что если в семье есть дети, именно они помогают понять мотивы усыновления, а, возможно, вскрыть проблемы семьи. Бывают обращения после семейной трагедии – смерти ребенка. Иногда семьи приходят сразу после несчастья, в состоянии явного открытого горя, с неадекватными желаниями, поступками. В таких случаях проводится психокоррекционная работа, предлагается отложить на время решение вопроса. По истечении времени мы находим общий язык с супругами – в семью помещается ребенок противоположного пола. Приходят супруги, обиженные собственными детьми, одинокие в душе, ждущие благодарности от приемного ребенка за то, что его возьмут в семью. В этом случае смеем предположить, что с приемным ребенком они тоже не найдут понимания. В последнее время чаще стал звучать как один из компонентов, а иногда, как и главный мотив – религиозный. Один, сам по себе, он не является правильным, но его можно рассматривать как дополнение к другим. В целом это направленность требует глубокого изучения и проработки.
Группа риска – одинокие женщины (мужчины). К сожалению, иной раз женщина – не чаша, полная любви к ребенку, а разбитые надежды, попытка таким образом стать как все, не понимая, что надломленная жизнью женщина не сможет дать ребенку чувство любви и защищенности. В этой ситуации необходима коррекционная работа, направленная на изменение отношения женщины к самой себе и окружающим, наработки позитивного отношения к жизни.
Есть и сильные, уверенные в себе женщины, которые, создавая семью посредством ребенка, представляют этого самого ребенка, как некий недостающий элемент или компонент в композиции жизни. Статистика: за 5 лет работы в Центр обратились 65 одиноких женщин, в 31 случае они стали любящими, понимающими, познавшими счастье материнства мамами.
Правильно выявленный мотив помогает правильно оценить ситуацию и дать рекомендации семье.
В процессе работы с семьей необходимо учитывать ряд нюансов:
- Семейный стаж (учет кризисных периодов семейной жизни).
- Возраст кандидатов (предполагает определенный возраст ребенка)
- Образовательный уровень (большое значение в вопросах воспитания ребенка играет общая осведомленность в вопросах педагогики, медицины, психологии)
- Умение быстро перестраиваться
- Желание самообразования
- Информация о родительской семье (место, которое каждый из супругов занимает среди братьев и сестер, для прогноза предполагаемого стиля поведения с учетом факторов сегодняшнего социального окружения – составляется генограмма семьи, определяется комплементарность брака, кто в семье занимает лидирующие позиции)
- Стиль воспитания в родительской семье.
- Ценностные ориентации супругов и еще многое другое.
Большую информацию о взаимоотношениях в семье, т.е. гармоничности семейных отношений можно получить, наблюдая поведение супругов: кто первый зашел, начал разговор, как и куда сели супруги, жесты, мимика и т.д. В беседе с семьей психолог старается почувствовать их «изюминку», их интересы, тогда общение проходит намного легче и эффективнее.
Среди вопросов, задаваемых при встрече, есть вопрос об опыте воспитания детей. В случае, если есть сомнения в педагогических возможностях семьи, предлагается поработать с педагогическими ситуациями.
Имеются трудности с разрешением вопроса о тайне усыновления. Кандидатам известно, что тайна усыновления охраняется законом, т.е. биологические родители не должны знать, в какую семью усыновлен ребенок. Все так же понимают, что от соседей, родных, знакомых утаить это трудно. Со временем встает другой вопрос – говорить или не говорить ребенку о том, что он усыновлен? Нужно ли скрывать от ребенка правду о его происхождении?
В период подготовки усыновителей этот вопрос обязательно обсуждается с будущими родителями. Принимается во внимание мотивы усыновления, возраст ребенка, возраст родителей, место их проживания и многое другое. Одни не видят в этом никакой проблемы, говорят так: «Скрывать нет смысла. У нас поселок маленький, уже все знают, куда и зачем мы поехали». Другие категоричны: «Никто не должен знать. Ребенку ничего не скажем, зачем его травмировать». Третьи сомневаются в принятом решении, просят совета.
Принимая во внимания такие разные мнения, будем очень осторожны в суждениях на эту тему. Все зависит от решения родителей.
Чем больше получено информации о семье, тем легче делать вывод об ее особенностях, составить психологический портрет, выявить воспитательный потенциал – дать прогноз на психологическую совместимость с ребенком.
Исходя из того, на каком этапе готовности находится семья, важную роль играет психокоррекционная работа. Кратко отметим некоторые, часто встречающие семейные проблемы, требующие коррекции. Зачастую кандидаты не представляют, какие трудности их ожидают. Уже с первых встреч появляется необходимость коррекции нереальных ожиданий.
- Возрастная психокоррекция, т.е. возраст кандидатов предполагает и определенный возраст ребенка, тогда успешнее и эффективнее пойдет процесс адаптации и воспитания.
- Психоккорекция нужна тогда, когда супруги приходят в состоянии не пережитого, острого горя. В большинстве случаях их желание не соответствует реальной действительности, они не осознают поспешности этого шага.
- Одинокая женщина встает на учет с целью усыновления, например, двоих детей.
Позитивное отношении семьи к вопросу об усыновлении, желание исправить ситуацию, помогает совместно выработать тактику коррекционной работы. Здесь используются техники семейного консультирования. Коррекционной работа – это неоднократное проговаривание травмирующих ситуаций, реконструкция отношений, поведения, желаний, поддержка «я» в человеке (хочу, могу и сделаю). Стандартных решений в работе нет. Очень важен индивидуальный подход и творчество.
Диагностические мероприятия также направлены на решение профессиональных задач:
- Получение «психологического портрета» семьи.
- Выявление качеств кандидата, существенных для «воспитательного потенциала».
- Получение прогноза стиля взаимоотношений с ребенком, создания прочных родительско-детских отношений.
- Исключение отказа усыновителей, опекунов от взятых на воспитание детей.
- Определение у супругов психопатологического профиля.
Анализируя информацию, можно получить ответы на вопросы:
-
- Какой человек может взять на воспитание ребенка, будет ли он хорошим родителем.
- Является ли эта семья конструктивной по отношению к ребенку, что она из себя представляет.
- Воспитание ребенка — это цель, или средство личной реализации.
Диагностика на этом этапе работы носит экспертный характер, что ведет к актуализации психологических защит и, как следствие, испытуемые выдают желаемый результат, который не обязательно отражает ту реальность, в которой они живут. Работа будет эффективнее, если совмещать проективные методики с опросниками.
Следующий момент, с которым приходится постоянно сталкиваться на консультации – недостаточность знаний кандидатами особенностей ребенка из детского дома. Большинство представляют розовеньких, пухленьких, улыбающихся грудничков, постарше – милых, с бантиками (галстучками) детей, обязательно вежливых, умеющих говорить «здравствуйте» и «спасибо». Кандидаты, конечно, понимают, каковы причины сиротства, но не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей. Поэтому, специалисты центров усыновления должны сказать о том, что большинство детей, которые испытали отлучение от матери до двухлетнего возраста, в более старшем возрасте переходят в разряд «трудных», но с этим можно справиться, если знать, что может быть.
Характерные, повторяющиеся ситуации при помещении ребенка в семью, позволяют говорить о «синдроме отторжения» или в другом варианте «синдром приемного ребенка». В общих чертах, это последствия эмоциональной травмы, сниженная самооценка, потеря чувства защищенности, трудности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, беспомощность, плохая успеваемость и т.д.
Приемные родители не предполагают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия.
Обнаруживая ограниченные знания об особенностях развития ребенка в разные возрастные периоды, не зная особенностей психофизического развития вообще, родители часто теряются и не видят выхода из затруднительной ситуации, предлагая ребенку вместо мудрого совета и решения вопроса только доброе отношение и любовь (хотя и это не мало). В связи с этим в программу подготовки к родительству, которая создана с учетом опыта многих регионов и имеющегося родительского опыта, включается разработка «Адаптация ребенка в приемной семье».
Тема «Яблоня от яблони» также часто волнует родителей. По научному – наследственный фактор. Необходимо правильно относиться к этой проблеме. Никто не отрицает, что наследственность есть, она обязана быть. Если рассматривать с философской точки зрения, вспомнить родословную не очень просто, еще не известно какая у большинства из нас наследственность. Важно спокойно принять тот факт, что наследственность (имеется в виду неблагополучная) останется нереализованной при положительном социальном окружении, если ребенок не будет испытывать частые эмоциональные стрессы и перегрузки. Многое зависит от того, кто рядом. В связи с этим, родителям предлагаются методические материалы на эту тему.
Обсуждаются медицинские проблемы детей. Не секрет, что в детских домах и домах ребенка здоровых детей практически нет. Надо быть готовыми при необходимости проводить обследование и лечение ребенка, организовывать правильное питание, режим, занятия спортом. Немаловажно и то, что сам ребенок «здоровеет», ощутив поддержку, внимание и любовь со стороны приемных родителей и на этом фоне происходит частичная компенсация нарушений психического и физического развития.
На весь процесс подготовки необходимо использовать несколько встреч. К сожалению, по многим причинам это не всегда удается. Учитывая удаленность некоторых районов республики, невозможность выезда на длительный период времени, нежелание руководителей отпускать работника, приходится решать вопросы не так последовательно и планомерно, как хотелось бы. В связи с этим специалисты Центра:
— поддерживают тесную связь со специалистами по охране прав детей, которые готовят пакет документов кандидатам, дают первичную информацию, посещают семью до и после помещения ребенка;
— консультируют приемных родителей по телефону;
— предлагают методички, педагогическую, психологическую, специальную литературу.
В случае успешного решения всех вопросов ведется беседа о конкретном ребенке (по анкете). Это характеристика, данные о биологических родителях, родственниках, здоровье ребенка, его местонахождении и т.д.
Акцентируется внимание кандидатов на то, что беседа будет продолжаться с руководителем учреждения, где находится ребенок, с психологом, медицинским работником, воспитателем, чтобы будущие родители имели полную информацию о ребенке.
Итогом работы является выдача направления на знакомство с конкретным ребенком – официального документа, на основании которого родители посещают детский дом и общаются с ребенком. Полагаю, что очень важно дать напутствие взволнованными супругам (попробуйте встать на их место) и обязательно пригласить после знакомства с ребенком встретиться еще раз – разобраться в тех вопросах, которые возникают после встречи.
Специалисты — психологи знают о том, что идеальных семей нет и, исходя из особенностей семьи, определения факторов обуславливающих потенциальные трудности усыновления (опеки), строят свою работу.
Многие приемные семьи, взявшие детей на воспитание, все-таки не имеют необходимого педагогического опыта, хотя имеют опыт общения с детьми родственников или знакомых. Совершенно очевидно, что приемный ребенок, отличается от родительского.
У детей зачастую наблюдается отставание в развитии. Они не имеют позитивного опыта проживания семьи. Наблюдается социокультурная депривация.
У родителей в процессе воспитания детей возникают проблемы психологической направленности. Вдруг откуда-то зарождается межличностный конфликт, происходит искажение детско-родительских отношений, возникает непонимание или негативное отношение к ребенку.
Испытывая трудности, семьи обращаются за психологической помощью уже после приема детей в семью. Проблемы случаются очень разные, поэтому перед тем, как устроить того или иного ребенка в семью, с родителями проводят дополнительные беседы. И все равно родители обращаются с просьбами о помощи, потому что бывают разные ситуации: отягощенная наследственность, дисгармоничность развития, нарушение познавательной и эмоциональной сферы, детская тревожность, вопросы выявления индивидуальных особенностей, темпераментальные особенности, выбор жизненного и профессионального пути, неврозы, неуспеваемость, трудности в обучении, поведенческие расстройства, трудности общения со взрослыми и со сверстниками, конфликтность, агрессивность, ранние сексуальные проблемы, задержка психического развития и т.д.
Можно отметить, что воспитание ребенка вне семьи часто сопровождается (90%) нарушениями социального, физического, психического развития. Только в семье ребенок получит поддержку и полноценное развитие, видя пример семейных отношений, сможет в дальнейшем создать полноценную семью.
Итак, ребенок, до вчерашнего дня «ничейный», обретает любящих родителей, бабушек, дедушек, других родственников, которые зачастую не представляют себе, с каким трудностями им придется сталкиваться.
Задача специалистов, которые готовят родителей к этому шагу – не напугать родителей, а научить правильно реагировать на ситуацию, быть готовыми к ней, постигать науку родительства. Зачастую ситуации и соответственно совет и рекомендации педагогов и психологов взяты из практического опыта приемных семей.
Знакомство с ребенком в детском доме
Этапы знакомства с ребенком можно разделить на две части:
Заочное знакомство с ребенком
На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату нужно обеспечить все условия для возможности принятия взвешенного решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию, но и слишком не драматизировать ее.
Социальный педагог — наиболее компетентный человек во всем, что касается биографии и социально-юридических дел ребенка. Он знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом ребенка, рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни, о наличии или отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.
Психолог рассказывает о психологических особенностях ребенка, о том, как его прошлый травматический опыт может проявляться в поведении, предлагает конкретные рекомендации.
Детский врач рассказывает о состоянии здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, питанию, гигиене и т.д.
Воспитатели, которые наблюдали этого ребенка в условиях детского дома, рассказывают о характере ребенка и особенностях его поведения.
Педагоги, учителя, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования рассказывают об особенностях развития ребенка, его способностях, увлечениях, отношениях со сверстниками и взрослыми. Кандидату необходимо предоставить время для обдумывания полученной информации и принятия решения. Кандидат обычно советуется со своими членами семьи, близкими друзьями. Не следует торопить его с ответом, поскольку для принятия решения разным людям требуется разное время.
После получения и обдумывания информации кандидат имеет право на отказ. Если вся полученная информация о ребенке приемлема для кандидата, начинается очное знакомство с ребенком.
Очное знакомство с ребенком
Нет стандартной процедуры очного знакомства с ребенком. Этот процесс индивидуален и требует творческого подхода. Многое зависит от возраста и характера как ребенка, так и кандидата. Обычно, если ребенку не требуется срочного помещения в семью, этот процесс занимает достаточно длительное время, так как ребенку и кандидату необходимо присмотреться друг к другу, пообщаться.
Будущие родители должны знать, что дети ведут себя по-разному. Это зависит от возраста и особенностей нервной системы. Рекомендуем обязательно побеседовать со специалистами детского учреждения, как можно больше узнать о ребенке, записать всю необходимую информацию с тем, чтобы в первое время новым родителям легче было общаться с сыном или дочкой.
Иногда родители теряются, не знают, как начать общение, как познакомиться, о чем говорить и тогда сами дети приходят к ним на помощь.
В иных случаях помогают игрушки, книги, совместная прогулка, сладости. Возможна организация знакомства в естественной обстановке, в группе с другими детьми. Многие приемные мамы и папы говорят о своих ощущениях, отмечали, что сердце подсказало «своего» ребенка.
Родителям приемных детей потребуется много усилий, чтобы создать полноценную, счастливую семью. Не стоит ждать результатов сразу, нужно терпение и время. Чем больше вкладывать в воспитание ребенка сейчас, тем легче будет в будущем.
Кому нельзя отдавать детей
Наряду с требованиями Семейного кодекса к кандидатам на усыновление, патронатным воспитателям, опекунам, при их отборе, оценке учитываются многие факторы как объективные, так и субъективные. Конечно, в первую очередь важно, когда люди сами приходят с четкой целью усыновить или воспитывать сироту, при этом у них «правильная» мотивация.
Те, кто никогда не получит ребенка это люди, которые имеют собственные проблемы, которые классифицируются как объективные:
а) проблемы с алкоголем или наркотиками;
б) психическое нездоровье;
в) серьезные соматические заболевания, в соответствии с медицинской формой, утвержденной Министерством здравоохранения;
г) криминальное прошлое и настоящее;
д) отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки;
е) недостаточная жилплощадь (для ребенка необходимо отдельное спальное место и место для занятий);
ж) несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом.
Также учитываются и субъективные критерии, к ним относятся следующие ограничения:
а) особенности личности и характера кандидата (ярко проявляющиеся: недостаточная гибкость, отсутствие рефлексии, агрессивность и другие личностные проблемы);
б) проблемы семьи (явные неудачи в воспитании собственных детей, серьезные проблемы в супружеских отношениях или в отношениях с другими, совместно живущими родственниками и т.д.);
в) неготовность к сотрудничеству со специалистами учреждения;
г) неопределенная, расплывчатая и негативная мотивация.
Сейчас во многих регионах России практически в каждом городе и при большинстве детских домой действуют центры по усыновлению, опеке и попечительства, во многих детских домах есть «Школы приемных родителей», куда пары, осознавшие необходимость иметь ребенка приходят несколько месяцев и готовятся стать полноценными родителями. Примеров этому великое множество. Пройдя обучение в таких центрах и школах, новоявленные родители становятся более подготовленными к трудностям и испытаниям, которые их ждут, сюда они всегда смогут прийти и проконсультироваться со специалистами: педагогами, психологами, юристами.
Если вы решились взять ребенка в свою семью, будьте готовы предоставить в органы опеки следующие документы:
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСЫНОВЛЕНИЯ
1. Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем.
2. Краткая автобиография.
3. Справка с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копия декларации о доходах.
4. Копия финансового лицевого счета.
5. Если жильё муниципальное — Выписка из домовой (поквартирной) книги. Если жильё приватизировано, то документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, обычно это Свидетельство о регистрации права собственности.
6. Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
7. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (форма №164/у-96).
8. Копия свидетельства о браке. Если усыновитель в браке не состоит, предоставляется его копия свидетельства о рождении.
9. При усыновлении ребенка одним из супругов — заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление. Согласие супруга может быть вписано в заявление усыновителя. Если супруги фактически прекратили семейные отношения, требуется документ, подтверждающий, что они не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты).
При усыновлении ребёнка возраста 10 лет и старше необходимо его согласие на усыновление и изменение личных данных (имени, фамилии, отчества, места рождения) согласие ребёнка получается усыновителями и визируется органом опеки, если ребёнок проживал в семье усыновителя, например, был до этого на опеке, является падчерицей/пасынком усыновителю. Если ребёнок проживает в учреждении, то получение такого разрешения не входит в компетенцию усыновителя и занимаются этим органы опеки и государственный опекун ребёнка (например, директор детского дома).
Никакие другие документы органы опеки требовать с усыновителей права не имеют т.к. этот список дан в пункте 6 Постановления Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 и не подлежит расширительному толкованию, при необходимости органы опеки могут и обязаны САМОСТОЯТЕЛЬНО запрашивать нужные им инстанции.
Суд при наличии оснований может потребовать предоставить иные документы.
Документы на ребенка, получаемые усыновителем:
Эти документы усыновителю передаёт администрация учреждения, в котором находится ребёнок или органы опеки по месту его пребывания.
1. Свидетельство о рождении.
2. Медицинское заключение на ребёнка, оформляющегося на усыновление, форма 160/у
3. Справка о состоянии здоровья матери и течении родов.
4. Сведения о родителях, подтверждающие возможность усыновления. Это могут быть:
5. Заявление родителей ребёнка с выражением согласия на усыновление;
6. Решение суда о лишении родительских прав родителей, признании их недееспособными;
7. Копия свидетельства о смерти родителя или решение суда об объявлении умершим;
8. Справка о розыске родителей;
9. Акт о подкидывании;
10. Если мать одиночка то справка из ЗАГСа, что у ребёнка единственный родитель, а отец записан со слов матери.
11. Заявление с выражением согласия на усыновление от ребенка, достигшего 10-ти лет.
12. Документы о закреплении жилплощади за ребёнком, наличия доли собственности на жильё: копия финансово-лицевого счета, выписка из домовой книги, договор о купле-продаже, дарения, другие документы.
13. Опись имущества, принадлежащего ребёнку и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность.
-Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьезными стрессами. К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики. Обобщение опыта работы детских домов, школ-интернатов, социологические и психологические исследования свидетельствуют, что дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается. В детском доме разработана и успешно реализуется программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе «Шаг в будущее». Данная программа предназначена для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома. Цель программы: «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе» — оказание помощи в социальном становлении выпускников детского дома, подготовки их к решению сложных социальных и психологических проблем, которые ждут выпускников детского дома на их жизненном пути. Основными задачами данного курса являются: Создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; подготовка выпускников детского дома к самостоятельной жизни, успешной адаптации в социуме; осуществление воспитанниками своих конституционных прав и обязанностей, защиты нарушенных прав, ответственности за неисполнение возложенных на гражданина обязанностей; формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, гражданского мировоззрения, преодоление иждивенческих, потребительских качеств воспитанников. знакомство юношей и девушек с основами брачно–семейных отношений, воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей; овладение детьми навыками самообслуживания по уходу за собой, своим жилищем; знакомство с миром профессий и овладение элементарными профессиональными умениями; воспитание потребности в здоровом образе жизни; становление навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях. Программа составлена по принципу дифференциального подхода — с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников детского дома, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Программа «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе «Шаг в будущее» обеспечивает создание целостного воспитательного процесса и состоит из совокупности взаимосвязанных элементов. Основу ее содержательного компонента составляет идея подготовки к семейной жизни, которая способствует развитию у воспитанников социально-бытовых умений и навыков, организации домашнего труда, самообслуживания, санитарно-гигиенических требований, межличностного общения и социального взаимодействия, формирует позитивное отношение к семье. Содействует развитию творческих способностей, обеспечивает эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью вовлечения воспитанников в активную разнообразную деятельность 2. Содержание программы. Требованиями к содержанию данной программы являются: — совместная деятельность воспитателей, педагога психолога, медицинских работников, социального педагога и других специалистов детского дома; — ориентация на современные образовательные технологии и инновационные методики, как способы воспитания; — опора на потенциалы каждого ребенка, создание условий для его самореализации, раскрытие всех возможностей, воспитание инициативы, дисциплинированности, чувства ответственности, самостоятельности, уверенности в себе. В программу «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе «Шаг в будущее» включены следующие разделы: 1. Социально – бытовая ориентировка. Основная задача – овладение детьми знаниями, умениями и навыками самообслуживания, труда по уходу за собой, за своим жилищем. Данный раздел включает в себя следующие составляющие: «Кулинария», «Домоводство», «Техника безопасности быта. Бытовые приборы и работа с ними». 2. Здоровье. Раздел предусматривает изучение необходимых видов лекарственных препаратов, основных методов и видов оказания первой медицинской помощи, использование нетрадиционных методов лечения в различных знакомых и незнакомых ситуациях. 3. Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами. Раздел направлен на получение знаний о предприятиях и учреждениях города и района, которые призваны помочь в успешной адаптации выпускника детского дома в социуме; формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. В этом разделе рассматривается проблема развития навыков ориентировочного поведения, знакомство и отработка норм поведения в наиболее типичных ситуациях. Параллельно идет знакомство воспитанников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий. 4. Подготовка к созданию семьи и семейной жизни. В этом разделе воспитанники знакомятся с историческими традициями семейных отношений, современными взглядами на семью, основами семейного права. Ведущим методологическим подходом является личностно-ориентированный подход. Раздел предусматривает изучение навыков общения «мальчик-девочка», «юноша-девушка»; решение психологических проблем молодой семьи. 5. Итоговый контроль. 3. Формы и методы занятий. В данной программе учитывается необходимость таких форм и методов занятий, которые позволяют активизировать познавательную деятельность воспитанников, развивать креативные качества личности. Самые разнообразные формы и методы используются в реализации курса: лекционные, дискуссионные, творческие работы, игровые занятия, ролевые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, моделирование и анализ проблемных ситуаций, тренинги. Срок реализации программы 3 года, она рассчитана на систематические занятия в группе, по 2 занятия два раза в неделю (4 часа). Ежегодная продолжительность обучения 144 часа. Занятия рассчитаны на три основные возрастные группы детей, воспитывающихся в ГКУ «Детский дом № 1 «Колосок»: Младшая и дошкольники – дети в возрасте 5 – 10 лет; Средняя – дети в возрасте 10 – 14 лет; Старшая – дети в возрасте 14 – 18 лет. 4. Формы итогового контроля. Предлагаются следующие формы контроля: в процессе изучения разделов программы – текущий контроль; итоговый контроль: анкетирование, тесты, ролевые игры, смотр – конкурс, панорама идей, построение проектов. 5. Ожидаемые результаты. Результатами успешного освоения программы являются: 1. Формирование у воспитанников позитивного образа семьи и правильное определение своего места в ней. 2. Повышение учебной мотивации для продолжения учебы, получения хорошего образования и достойной работы, карьерного роста. 3. Создание у воспитанников адекватной оценки себя как личности. 4. Успешное и эмоционально устойчивое прохождение адаптации воспитанников-выпускников в новых учебных и рабочих коллективах. Оценка полученных знаний и умений воспитанников в результате реализации программы осуществляется через мониторинг качества знаний и практических навыков воспитанников и их личностных достижении, проведения динамики психо-физического состояния детей, участие воспитанников в делах детского дома, школы, села.
«По-моему, над нами просто издеваются» и «добровольно обязуют»…
Это — цитаты из комментариев под одним из постов на фейсбуке, где потенциальная приёмная мама спрашивает, а обязательно ли проходить это самое психологическое тестирование, на которое гонят всех потенциальных приёмных родителей (всех форм устройства) в Москве? И тут же опытная приёмная родительница ей отвечает: мол, да, обязательно. А документ, спрашивают, какой, установил эту самую обязательность? Потому, что похоже это на издевательство, а не на помощь. А не помню (!), говорит, можно на сайте Департамента посмотреть…
Ещё раз повторю то, что говорил не раз.
Психологическое тестирование кандидатов в приёмные родители, опекуны, усыновители — дело добровольное. Совсем добровольное. Совершенно добровольное. То есть — ТОЛЬКО по желанию самого потенциального родителя.
Люди (в основном, сотрудники органов опеки Москвы, а также ГБУ «Детство», проводящие это самое «тестирование»), которые говорят, что это обязательно — ВРУТ. Вот прямо так — ВРУТ!
Каждого, кто идёт на это самое психологическое тестирование, заставляют (сказкой ли, лаской ли) заполнять добровольное согласие на такое тестирование. Люди подписывают — и получают … то, что получают.
А что в этом страшного, спросите вы? Ну, протестируют вас психологи, может, чего умного скажут. Проблема ровно одна: всё, что эти психологи (которых выбирали не вы! уровень подготовки которых нам неизвестен! добросовестность по отношению к вам, учитывая, что работают они в структуре органов опеки — весьма сомнительна, и мне не стыдно за это слово — СОМНИТЕЛЬНАЯ ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ!), так вот, все эти психологи, о чём-то вас спросив, что-то напишут на бумаге, и отправят… в орган опеки! НЕ вам, чтобы вы «подумали» или, там, «в себе разобрались», а в орган опеки!
Дальше, как это уже было и не раз, и таких дел в судах Москвы уже десятки, а будут — обещаю — сотни, орган опеки переписывает «рекомендацию психологов» в своё заключение.
Беда в том, что вы не можете никак спорить с тем, что напишут эти государственные психологи. Никак. Даже если их заключение настолько ужасно по качеству, что глаза расширяются до блюдец: перепутаны имена, родственные связи, «забыт» при описании семьи, муж, совершеннолетний сын (и всё это в одном заключении! и это мы ещё про методики не начали говорить!).
Если решение органа опеки, который тоже бывает неправ, вы можете оспаривать, то «заключение» неизвестно-безымянных «специалистов» из «Детства» — никак. И именно эти люди будут решать вашу судьбу как усыновителя.
Итак:
- Всякого рода «психологические тестирования» — дело добровольное. СОВСЕМ добровольное. Если не хотите — достаточно сказать: не хочу.
- Орган опеки обязан выдать заключение о возможности быть усыновителем в течение установленного срока после подачи в орган опеки документов по перечню, установленному Постановлением правительства № 423 (опека, приемная семья) или № 275 (усыновление). Ни в одном, ни в другом перечне никаких «обследований» нет. Не берут документы — настаивайте, сдавайте через МФЦ, шлите по почте — вариантов сейчас много.
- Отказать «за отсутствием психологического тестирования» в выдаче ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО заключения органа опеки — НЕЛЬЗЯ. А вот отказать вам на основании того, что понапишут госпсихологи по результатам вашей добровольной явки на «процедуру» — МОЖНО. И ещё как отказывают!
Я лично убеждён, что все эти танцы с бубнами направлены ровно на одно — экономию бюджета. Слишком много стали «завозить детей» из других регионов (московские-то кончились почти), и столица, в лице ДТСЗН, стала экономить деньги. Но лично мне кажется, что это какая-то не вполне людская «экономия»…
Мария Радзивил решила взять в семью слепую девочку-сироту. «Зачем вам это?!» — пришли в ужас чиновники из отдела опеки и попечительства Новосибирского района. «Вот у меня свои дети есть, и чужих мне на дух не надо! И вы своих рожайте!» — заявила начальница отдела и отправила Марию на психологическое тестирование.
И действительно — психологи государственного центра обнаружили у Марии, у которой двое кровных и двое приемных детей, целых восемь рисков, препятствующих увеличению приемной семьи. Главный из них — «наличие неконструктивной мотивации». Что это значит, из заключения понять невозможно. Документ состоит из полутора страниц, и на первой написано: «Основная мотивация осталась до конца не ясна». А уже на следующей неясная мотивация превращается в неконструктивную. Еще один риск: «формальность желания». В риски записали и трехлетнюю дочку Марии (кризисный возраст!), и 12-летнего мальчика, который находится у нее под опекой (тоже по причине переходного возраста). И то, что еще один приемный сын Марии живет в семье меньше года — не адаптировался еще.
Документ состоит из полутора страниц, и на первой написано: «Основная мотивация осталась до конца не ясна». Еще один риск: «формальность желания»
— Ну, с таким заключением вам даже не стоит документы собирать, — сказали Марии Радзивил в опеке. Между тем Мария сама выросла в семье незрячих, ее родители ведут вполне полноценную жизнь, и она могла бы научить этому сироту. Что такое «формальность желания» и «неконструктивная мотивация», она не понимает. Но понимает, что психолог, который видит ее впервые и не знает ее семью, написал какую-то филькину грамоту. Тем самым легко и непринужденно поставив крест на судьбе ребенка, у которого был шанс распрощаться с детдомом. Кстати, еще один аргумент чиновников: «Да этим детям в детдомах хорошо!»
Мария бороться с чиновниками не стала, а вот другая приемная мама, столкнувшись с теми же чиновниками и с той же проблемой, проявила характер. У Галины Денисовой четверо своих детей и трое приемных, брат и две сестры-близняшки, которые едва не погибли с родной мамой, ВИЧ-инфицированной наркоманкой. Когда она три года назад забирала этих ребятишек, они весили вдвое меньше нормы, почти не говорили и, проголодавшись, не просили есть, а привычно шарили по мусорным ведрам в поисках объедков. Сейчас мальчик учится на пятерки, а девчонки приносят грамоты из детского сада. «Я бы хотела взять еще детей, потому что у меня получается им помочь, — говорит Галина. — Кто-то родился для того, чтобы быть космонавтом, а я — чтобы воспитывать детей». Но психологи из того же государственного центра ее мотивацию тоже сочли «неконструктивной», а саму Галину назвали «импульсивной и раздражительной» (видимо, после того, как она отказалась в пятый раз собирать одну и ту же фигуру из кубиков, сложив их в коробку и заявив: я лучше это время проведу с детьми!).
«Раздражительной» Галине на основании этого заключения отказали в расширении приемной семьи, а она понесла этот отказ в суд. И потребовала признать его незаконным, поскольку тестирование федеральными законами для приемных родителей не предусмотрено. Суд с доводами Галины согласился.
— Приемные родители могут отказаться проходить тестирование, тем более в том центре, который им навязывают. И районная администрация должна вынести решение на основании тех документов, которые предусмотрены федеральным законом, — говорит адвокат Ольга Диулина. — К сожалению, люди не знают об этом и выполняют незаконные требования чиновников.
Суд Новосибирского района решил, что заключение психологов не содержит никаких доказательств того, что Галина Денисова не может быть приемным родителем. Хотя, отстаивая свою точку зрения, чиновники заявляли: ну нам же нужно как-то отсеивать тех, кто берет детей, а потом бросает их как котят. Очевидно, что качество такого «отбора» не выдерживает никакой критики.
Вывод суда: заключение психологов не содержит никаких доказательств того, что Галина Денисова не может быть приемным родителем
Любопытно, что Галина Денисова по собственной инициативе прошла психологическое тестирование в школе усыновителей, и там ей выдали вполне позитивное заключение. Возможно, дело в мотивации тех, кто это обследование организует? Настроены ли они помочь или видят своей главной целью отказ. По словам представителя общественной организации «День аиста» Евгении Соловьевой, их психологи провели 2,5 тысячи тестирований, и отрицательное заключение получили только четыре претендента.
Между тем
Поголовное психологическое тестирование для усыновителей, приемных родителей и опекунов предусмотрено федеральным законопроектом, который может быть принят уже в этом году. Вокруг него уже сломано немало копий. Цель новации — защитить детей от насилия в приемных семьях. Однако, как справедливо замечает один из противников законопроекта адвокат Антон Жаров, преступления нельзя предотвратить психологическим тестированием, иначе мы бы уже избавились от тюрем. А результатом введения тестов (результаты которых всегда сомнительны, психология — совсем не точная наука) будет только то, что дети останутся в детдомах.
Источник информации: «Российская газета» https://rg.ru/