В современном мире диалог науки и богословия приобретает острую актуальность, особенно в условиях стремительно развивающихся социокультурных процессов, бросающих вызов и традиционной религии, и классической научной мысли. Диалог науки и богословия не предполагает смешения парадигм, методов или языков, он направлен на поиск точек пересечения и ответов на постоянно возникающие вызовы и ключевые вопросы, касающиеся мира и человека.
ББИ много лет занимается развитием диалога богословия и науки, организует конференции, разрабатывает новые учебные программы и проводит различные образовательные курсы. ББИ — первое учебное заведение в Москве, получившее государственную аккредитацию по специальности «теология», и признанный лидер в издании академической богословской литературы. Серия «Богословие и наука» — одно из приоритетных направлений издательства, вызывающая неизменный интерес у широкого круга читателей.
Дистанционный курс «Богословие и наука» имеет междисциплинарный инновационный характер. Целью курса является обзор основных концепций естествознания в гуманитарной и богословской перспективе и выявление проблем взаимоотношения научного и богословского дискурсов. Курс предполагает совмещение культурологического (место естествознания в европейской культуре), философского (понимание природы естествознания), богословского (богословские аспекты развития европейской науки и ее основных парадигм) и исторического (генезис естественнонаучных идей) и антропологического аспектов.
Изучение этапов развития и взаимного влияния научного и религиозного мировоззрений, с акцентом на христианскую антропологию, с фундаментальными богословско-философскими представлениями и идеями, составляющими христианское мировоззрение; роли христианства в становлении Европейской цивилизации; изучение исторических мировоззренческих и
В современном мире диалог науки и богословия приобретает острую актуальность, особенно в условиях стремительно развивающихся социокультурных процессов, бросающих вызов как традиционной религии, так и классической научной мысли. Диалог науки и богословия не предполагает смешения парадигм, методов или языков, он направлен на поиск точек пересечения и ответов на постоянно возникающие вызовы и ключевые вопросы, касающиеся мира и человека.
ББИ много лет занимается развитием диалога богословия и науки, организует конференции, разрабатывает новые учебные программы и проводит различные образовательные курсы. Серия «Богословие и наука» — одно из приоритетных направлений издательства ББИ, вызывающая неизменный интерес у широкого круга читателей.
Предмет курса – взаимоотношения науки и религии в исторической перспективе и выявлекние основных проблем взаимодейсивя нуки и богословия и путей их решения.
Цель курса – формирование у слушателей комплексного представления о взаимоотношениях религии и науки в контексте появления и становления научного знания, а также методологических соотношений между естественнонаучным, философским знанием и христианством.
Задачи:
- дать полноценное представление об основных проблемах, возникающих на стыке богословия, философии и науки и познакомить с существующими подходами к решению этих проблем;
- рассмотреть взаимоотношение христианства, философии и науки в исторической перспективе;
- выяснить роль и значение христианского мировоззрения в научной деятельности;
- сформировать позитивное отношение у студентов к овладению профессиональными компетенциями в области теологического знания, традиционных духовных ценностей общества и человека, взаимовлияния науки и теологического образования, религиозной культуры и философии; -подготовить студентов к деятельности в сфере государственно-конфессиональных, межконфессиональных и общественных отношений с соответствующей социальной активностью в научно-просветительском духовно-нравственном служении.
Дисциплина направлена на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
- способность использовать знания в области информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности.
- готовность использовать знания фундаментальных разделов теологии для решения научно-исследовательских задач по направлению «Богословие и наука»;
- способностью адаптировать и применять общие методы к решению нестандартных теологических проблем;
- готовностью к критической оценке больших массивов информации по широкому спектру теологических вопросов, к самостоятельной экспертной деятельности по вопросам, связанным с теологической проблематикой, и руководству экспертно-консультативными группами;
Дистанционный курс «Богословие и наука» предполагает, прежде всего, самостоятельную работу с литературой (большая часть которой издана в ББИ), написание рефератов и контрольных работ, а также консультации с самыми известными специалистами в области науки и богословия. В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Знать и понимать: Уметь:
- Пользоваться понятиями и методами современного научного дискурса и религиозной апологетики;
- Устанавливать связь между научно-философскими концепциями и соответствующими системами жизненных и культурных ценностей;
- Использовать различные модели и типологии взаимоотношений религии и науки вести самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, в том числе архивного характера, в рамках научного направления «Богословие и наука».
Владеть:
- Историческими методами анализа культурных явлений и развития научной и богословской мысли;
- Философскими методами анализа развития научной деятельности (постпозитивистская методология философии науки);
- Социологическими методами анализа формирования содержания научной деятельности (методология социального конструктивизма и др.);
- Богословскими методами анализа текстов.
Курс предназначен для людей, имеющих высшее образование и желающих повысить свою квалификацию. Курс рассчитан на один год (2 семестра, 144 часа, 4 кредита), срок его изучения может корректироваться с учетом индивидуальных пожеланий слушателя, но не может составлять больше 2 лет. Программа курса включает в себя 3 блока тем: «Общие вопросы диалога науки и религии», «Наука и религия: история взаимоотношений», «Современные вопросы науки и богословия». Для изучения дисциплины слушатели необходимо иметь знания по основам богословия, истории, истории религии, концепциям современного естествознания и других наук.
Успешно выполнившие программу получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца и имеют преимущественное право поступления в Летний институт по богословию и науке (ЛИБН).
Дистанционный курс может стать одним из модулей программы профессиональной переподготовки, которая предполагает набор курсов по различным богословским дисциплинами в размере 270 часов и выдачу диплома установленного образца.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, 4 зачетных единицы.
№ |
Название раздела |
Вид работы |
Всего часов |
Форма контроля |
Сроки |
|
Блок первый |
Общие вопросы диалога науки и религии |
1 семестр |
||||
Наука и религия: кризис конфликтной парадигмы. |
Аудио-лекция |
эссе |
1 марта |
|||
Естествознание и богословие: перспектива отношений. |
Самостоятельная работа |
Рецензия на книгу |
1 апреля |
|||
Блок второй |
Наука и религия: история взаимоотношений |
Два реферата из списка предложенных тем |
||||
Наука и религия в античности. |
Самостоятельная работа |
1мая |
||||
Наука и религия в Средние века и эпоху Возрождения |
Самостоятельная работа |
|||||
31 мая |
||||||
Генезис европейской науки в ХУII веке. |
Самостоятельная работа |
|||||
Блок третий |
Современные вопросы науки и богословия |
2 семестр |
||||
Неклассическая наука. |
Самостоятельная работа |
тест |
||||
Космология и богословие |
Аудио-лекции |
тест |
30 сентября |
|||
Проблемы эволюции. |
Аудио-лекции |
тест /рецензия на книгу |
30 октября |
|||
Итоговая работа |
15 января |
|||||
Итого: |
Тема 1. Наука и религия: кризис конфликтной парадигмы.
Эволюция конфликтной парадигмы. История и предпосылки возникновения парадигмы конфликта между наукой и религией. Природа мировоззрения и философская генеалогия понятия «мировоззрение». Мировоззренческие претензии науки и религии и принцип демаркации. Культурологический аспект демаркационной проблемы. Преодоление конфликтной парадигмы: многообразие альтернатив. Способы соотношения науки и религии по Барбуру. Модели взаимодействия: конфликт, независимость, диалог, синтез, согласие.
Тема 2. Естествознание и богословие: история и перспектива отношений.
Естествознание и богословие: место и роль в культуре. Культурологическая типология отношений: средневековая, возрожденческая и нововременная ситуации. Естествознание и секуляризация культуры. Неклассическая наука и богословие Нового времени. Естествознание и богословие в ситуации постмодерна. Естествознание и богословие: многообразие подходов. Тема 3. Наука и религия в античности. Миф, философия, наука. Космоцентризм досократиков. Античный идеал рациональности (Фалес, Пифагор, Парменид, Зенон). Статус научного знания: между Платоном и Аристотелем. Аристотель и эллинистическая ученость: основные парадигмы античной науки. Эратосфен, Евклид, Архимед, Птолемей. Геометрия, астрономия, механика. Александрийский Мусейон и рождение филологии. Наука и религиозный синкретизм (неоплатонизм, неопифагореизм). Трансформация античного научного знания в арабской и европейской культурах. Христианская рецепция античного научного знания как критика языческого богословия.
Тема 4. Наука и религия в Средние века и эпоху Возрождения.
Средневековая наука как «протонаука Нового Времени». Развитие астрономического знания, совершенствование системы Птолемея. Христианство и десакрализация Мира. Структура средневекового научного знания: квадривиум (астрономия, арифметика, геометрия и музыка) и тривиум (грамматика, риторика, диалектика), оптика и метафизика света, география, астрология и алхимия. Текстология средневековой науки. Герменевтическая перспектива средневекового знания. Книга Природы в восточно-христианской традиции. Шестоднев в понимании отцов каппадокийцев. Конфликт византийских космологий: структура космоса по Косме Индикоплову и Иоанну Филопону. Образование и наука в Византии. Наука и апофатическое богословие «отвержения Мира». Развитие научного знания в начале XIV века в университетах Парижа и Оксфорда. Критика аристотелизма как предпосылка развития новоевропейского естествознания. Доминиканская (св. Фома Аквинский) и францисканская (св. Бонавентура) схоластические классификации наук. Оксфордская школа. Возрожденческая трансформация наук: от алхимии к химии, от астрологии к астрономии, «натуральная магия». Разрушение антиномичности и операциональный идеал. Трансформация мировоззрения — переход от теоцентрической к антропоцентрической картине мира, роль, которую приобретает творец, мастер, художник и гений в эпоху возрождения.
Тема 5. Генезис европейской науки в ХУII веке.
Операциональность науки Нового времени.). Птолемеевская и коперниканская астрономии: от внутринаучной к культурологической перспективе. Галилей и экспериментальный метод. Научная риторика и «дело Галилея». Галилей и институализация естествознания через метафору Книги Природы. «Знание — сила» (Ф. Бекон. Значение эксперимента в жизни Кеплера и поиск гармонии мира. Реформация и генезис европейского университета. Научные общества. Эволюция математики и ее культурной роли: алгебраисты, математический анализ (Декарт, Паскаль, Лейбниц, Ньютон). Рождение математического символизма. «Математические начала натуральной философии» (Ньютон). Богословие Ньютона. Метафора машины или механизма: богословские истоки и культурные потенции. Механицизм: картезианство и ньютонианство.
Тема 6. Неклассическая наука. Кризис классического естествознания. Теория относительности и квантовая механика. Проблема научного языка. Операционализм и махизм. Принцип соответствия. Реляционная концепция пространства–времени. Пространство–время и культурологическая идея. Богословская критика теории относительности. Общая теория относительности и идея теории единого поля. От принципа соответствия к принципу дополнительности (Бор). Корпускулярно–волновой дуализм. Волновая механика Шредингера. Принцип неопределенности Гейзенберга. Теорема Геделя в контексте претензии науки на получение предельного объяснения «всего». Принцип запрета Паули. Наука и богословие: версии взаимодействия у творцов неклассического естествознания (Планк, Эйнштейн, Гейзенберг). Физика элементарных частиц: основные идеи и результаты. Фундаментальные взаимодействия. Платонизм и теоретическая физика (Гейзенберг). Идея симметрии. Общекультурные следы неклассической физики (Эйнштейн, Паули, Бор). Наука и «картина Мира»: преодоление картинности. Холистические идеи в квантовой механике и их богословские интерпретации.
Тема 8. Космология и богословии:.
Основные космологические модели: стационарная, расширяющаяся, пульсирующая Вселенные. Теория Большого Взрыва и реликтовое излучение. Большой взрыв и богословие творения. Проблема нейтрино. Симбиоз космологии и физики элементарных частиц. Происхождение вещества. Концепция мультивселенной, проблема темной материи и темной энергии. Научные, философские и богословские дискуссии о проблеме мультивселенной. Проблема тонкой настройки параметров Вселенной и ее решение с научной, философской и богословской точек зрения. Новая телеологическая аргументация в контексте тонкой настройки и антропного принципа. Космология и антропный принцип: естественнонаучная и богословские перспективы.
Тема 9. Проблемы эволюции.
Эволюционная и катастрофическая парадигмы в биологии и богословие творения. Клеточная теория. Молекулярная биология. Законы Менделя и рождение генетики. Наследственная информация, ген и ДНК. Генетический код и генная инженерия. Проблема клонирования. Этология и социобиология. Биоэтика и ее статус. Эволюция и христианское богословие: многообразие подходов. История рецепции эволюционной парадигмы в христианском богословии. Модель теистической эволюции: достоинства и недостатки подхода. Анализ идей «научного креационизма» с богословской и естественнонаучной точек зрения. Теория «Разумного замысла» М. Биха и У. Дембски: критический анализ концепции. Альтернативные модели соотнесения эволюции и христианского богословия: теология «кожаных риз», ее достоинства и недостатки. Необходимость дальнейшего осмысления эволюционизма в контексте христианского теизма.
Основная литература:
Барбур И. Религия и наука. История и современность. — М., ББИ, 2000. Барбур И. Этика в век технологии. — М., ББИ, 2001. Брук Дж. Наука и религия. Историческая перспектива. М., ББИ 2004. Вшолек. С. Рациональность веры. Пер. с польского. М., ББИ 2005. Жичинский Ю. Бог и творение. Очерк теории эволюции. М., ББИ 2007 Еротич. В. Психологическое и религиозное бытие человека. Пер. с сербского. М., ББИ 2004. Крейг У.,Д. Морленд. Новое естественное богословие. М., ББИ, 2014. Кюнг. Г. Начало всех вещей. Естествознание и религия/Пер.с нем. М., ББИ 2007. Кюнг. Г. Фрейд и будущее религии. М., ББИ, 2013. Мерфи Н., Эллис Дж. О нравственной природе вселенной. Богословие, космология и этика. М., ББИ 2004. Мольтман Ю. Наука и мудрость. К диалогу естественных наук и богословия. М., ББИ 2005 Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание. М., ББИ 2006. Пикок А. Богословие в век науки: модели бытия и становления в богословии и науке. М., ББИ, 2004. Пикок А. Эволюция — тайный друг веры. М., ББИ, 2013. Полкинхорн Д. Вера глазами физика. — М., ББИ, 1998. Полкинхорн Д. Наука и богословие. Введение. М., ББИ, 1998. Пэттисон Дж. Размышления о Боге в век технологий. М., ББИ, 2011. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. — М., ББИ, 2002. Тайсен Г. Библейская вера в эволюционной перспективе. М., ББИ, 2009. Торранс Т. Пространство, время и воплощение. М., ББИ, 2010. Хеллер М. Творческий конфликт. О проблемах взаимодействия научного и религиозного мировоззрения. М., ББИ, 2005. Хайстин В.Один в мире? Уникальность человека в науке и богословии. М., ББИ, 2013. Хот. Д. Бог после Дарвина. Богословие эволюции. М., ББИ, 2011.
Дополнительная литература:
Богословие творения. Под ред. А. Бодрова и М. Толстолуженко. М., ББИ, 2013. Вера и знание: взгляд с Востока. Под ред. Терезы Оболевич. М., ББИ, 2014. Далекое будущее вселенной. Эсхатология в космической перспективе. Под ред. Дж.Эллиса. М., ББИ, 2012. Маркова Л. А. Теология в эпоху постмодернизма// Вопросы философии, 1999, №2. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Научное и богословское осмысление предельных вопросов: космология. Творение, эсхатология. Под ред. А.Гриба. М., ББИ, 2008 Ответственность религии и науки в современном мире. Под ред. Г.Гутнера. М., ББИ, 2007. Пикок А. Природа и Бог // Страницы, 1996, №2. Суинберн Р. Есть ли Бог? М., ББИ, 2006. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М., 1990. Pannenberg W. Theology and the Philosophy of Science. London, 1976. Peters T. Theology and Natural Sciences // The Modern Theologians. Ed. by D. F. Ford, Cambridge, 1997. Peters T. GOD — The World’s Future: Systematic theology for a postmodern era. Minneapolis, 1992. Peters T. (ed.). Cosmos as Creation: Science and theology in consonance. Nashville, 1989. Pannenberg W. Theology and the Philosophy of Science. London, 1976. Pannenberg W. Toward a Theology of Nature. Louisville, KY,1993. Torrance T. D. Reality and Scientific Theology. Edinburgh, 1985. Torrance T. D. Theological Science. Oxford, 1969. Peacocke A. Theology for a Scientific Age. (Minneapolis,1993, first published in Oxford, 1990). Peacocke A. God and the New Biology. San Francisco, 1986. Murphy N. C. Theology in the Age of Scientific Reasoning. Ithaca, NY, 1990. Post-secular Philosophy: Between philosophy and theology. Ed. by Blond P. London, NY, 1998.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация по данному курсу проводится в виде написания творческой работы по темам, предложенным в последнем, третьем, блоке программы. Темы являются обобщающими для всего курса. Для работы над этими темами слушателю необходимо привлечь знания по всему курсу «Богословие и науки», а также продемонстрировать самостоятельность мышления и творческий подход к разрабатываемым тезисам.
Тема для итоговой работы может быть выбрана самим слушателем и согласована с научным руководителем курса.
Преподаватели курса
Нестерук Алексей Всеволодович, кандидат физико-математических наук, профессор Портсмутского университета, научный сотрудник Института православных исследований в Кембридже (Великобритания), преподаватель Библейского богословского института св. ап. Андрея.
Шевченко Александр Алексеевич, кандидат философских наук, преподаватель Воронежской православной духовной семинарии, преподаватель Библейского богословского института св. ап. Андрея.
Кирьянов Дмитрий, свящ. кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент, Тобольская православная духовная семинария.
Правила поступления
Для того, чтобы узнать о правилах поступления, перейдите по
Методические рекомендации для студентов
Обучение осуществляется дистанционно с использованием интернет-технологий.
Получив уведомление о зачислении, слушатель оплачивает обучение (приказ об оплате). Ознакомившись с планом обучения и списком рекомендованной преподавателем литературы, обучающийся имеет возможность заказать ее в ББИ по издательским ценам (наложенным платежом, доставка Почтой России).
Изучение литературы первого блока завершается обсуждением предложенных преподавателем вопросов, индивидуальным ответом на контрольные вопросы, выполнением заданий (подготовка реферата, эссе, сообщения и др.), прохождением тестирования и сдачей итогового зачета (экзамена). Только после положительной оценки преподавателем работы слушателя по предыдущему блоку, ему предоставляется список литературы и задания по второму блоку.
Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию в форме написания эссе, получают удостоверение о повышении квалификации. Удостоверение может быть выслано по почте.
Успешное окончание программы обучения дает право внеконкурсного зачисления в Летний институт, после завершения обучения в котором слушателю может быть выдан диплом о профессиональной переподготовке (объем программы от 270 часов).
Как в экселе сделать и буквы и цифры. Тибетская индейка 4 буквы. К слову выставка синонимы. Генератор слов онлайн по буквам. Фольгированные шары буквы американский режиссер 5 букв на а купить. Деньги присвоивший чужое имя сканворд за труд 9 букв. Испанский титул 5 букв сканворд. Скрученная нить веревка 5 букв. Личный состав 8 букв сканворд. Передовая часть какой нибудь общественной группы 8 букв. Речь социальной группы сканворд. Монолог артиста в сторону 5 букв сканворд. Бытовая смекалка сканворд 6 букв.
Вечнозеленое дерево 5 букв сканворд. Вечный жид в библии 7 букв. Ответы на сканворд 15739 в одноклассниках. Кустарник с черными несъедобными плодами 7 букв. Остров на пути князя гвидона сканворд. Научное исследование сканворд 6 букв. Марс писатель по имени эрих мария 6 букв у эллинов сканворд 4 буквы. Древнегреческий математик 6 букв сканворд. Река в белоруссии 4 буквы. Строительный материал сканворд 7 букв. Центр лондона 4 буквы. Амер. луноход 3 буквы сканворд. Слова китайские русскими песня виктора цоя сканворд 15 букв буквами.
Спасибо по-турецки русскими буквами и ответ. Стишки про буквы алфавита с картинками. Буквы наклейки на шары. Как красиво написать буквы русского окуляр оптической системы сканворд алфавита. Город в перу 7 букв. Разновидность фильма ужасов 4 буквы. Искусственная кожа сканворд 6 букв. Участок земли в сельской воронье карканье 4 буквы сканворд общине. букв 5. Место заточения кроноса 6 букв. Как решать китайский сканворд. Сосногорск до 1957 года сканворд. Сетка для улова 5 букв сканворд.
Старинный житель замка сканворд. Буквы русского алфавита пронумерованные. Он же юдофоб 9 букв. Сочинская гора 4 буквы. Окончательная рукопись сочинителя 8 букв. Памятник букве й в йошкар оле. Рыба на карте россии 4 буквы. Центральное государственное учреждение в 16-17 веках на руси 4 буквы. Управление пишется с большой или маленькой буквы. Брод реки сканворд 6 букв. Карточный термин сканворд 4 украшение вышивкой 8 букв сканворд буквы. Антоним к слову любовь. Хвойное дерево семейства араукариевых 6 букв. Плотная хлопчатобумажная ткань 4 буквы детективщица татьяна дышащая в затылок донцовой 8 букв сканворд. Противотанковое заграждение 6 букв сканворд.
Настойка из садовых плодов кроссворд 9 букв на с. Звезда 6 чувства 6 букв. Приставка заместителя 4 буквы сканворд. Специалист по поведению 8 букв сканворд. Пара к шилке сканворд. Небольшое парусное судно 3 буквы сканворд. Помогает от дождя французский фунт 4 буквы сканворд сканворд 5. Шест из тонкого ствола дерева 5 букв штат сша 9 букв кроссворд сканворд. Пашет за ссуду 5 букв сканворд. Игры разума актер сканворд 4 буквы. Жительница будапешта 9 букв. Мускатный цвет 5 букв. Садовая смола сканворд 3 буквы.
TAGS: зимой сканворд 4 братишка латинскими чёрном 4 впадает
(греч. theología, от theós ≈ бог и lógos ≈ слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Одна из предпосылок Т. ≈ концепция личного бога, сообщающего непреложное знание о себе через своё «слово», почему Т. в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистических тенденций. Вторая предпосылка Т. ≈ наличие достаточно развитых форм идеалистической философии; основные философские истоки традиционной Т. христианства, иудаизма и ислама ≈ учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Хотя Т. не может обойтись без философского понятийного аппарата (ср. неоплатонический термин «единосущный» в христианском «символе веры»), она по сути своей отлична от философии, в том числе и от религиозной философии. В пределах Т. как таковой философское мышление подчинено гетерономным основаниям: разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он принимает некритически и только разъясняет «слово божие». Т. авторитарна; в этом смысле она является отрицанием всякой автономной мысли, в том числе философии. В патристике складываются как бы два уровня: нижний уровень ≈ философская спекуляция об абсолюте как о сущности, первопричине и цели всех вещей (то, что называл Т. ещё Аристотель ≈ синоним «первой философии», или «метафизики»); верхний уровень ≈ не постигаемые разумом «истины откровения». В эпоху схоластики эти два вида Т. получили обозначение «естественной Т. » и «богооткровенной Т.». Такая структура Т. наиболее характерна для традиционных католических доктрин. Перенос акцента на мистико-аскетический «опыт», запечатленный в «предании», определяет облик православной Т.: единое «предание» не позволяет ни «естественной Т.». ни библеистике вычлениться из своего состава. Протестантская Т. иногда тяготела к отказу от понятия «естественной Т.»; в 20 в. такие тенденции стимулировались влиянием экзистенциализма, а также стремлением вывести Т. из плоскости, в которой возможно столкновение с результатами естественнонаучных исследований и с философскими обобщениями этих результатов. Именно по вопросу о понятии «естественной теологии» резко разошлись ведущие представители диалектической теологии ≈ К. Барт и Э. Бруннер .
Догматическое содержание Т. понимается как вечное, абсолютное, не подлежащее какому бы то ни было историческому изменению. В наиболее консервативных вариантах Т., особенно в католической схоластике и неосхоластике, ранг вневременной истины дан не только «слову божию». но и основным тезисам «естественной теологии»: рядом с «вечным откровением» встаёт «вечная философия» (philosophia perennis). На переходе от средневековья к новому времени оппозиционные мыслители подвергались преследованиям не только и не столько за несогласие с Библией, сколько за несогласие со схоластически истолкованным Аристотелем. Однако перед лицом смены социальных формаций и культурных эпох Т. вновь и вновь сталкивается с проблемой: как ей обращаться к меняющемуся миру, чтобы на языке неизменных догматических формул выразить новое содержание. Консерватизм грозит полной изоляцией от общественного развития на современном этапе, превращением в духовное «гетто», модернизм, связанный с «обмирщением» религии ≈ разрушением её основных устоев. В истории христианства четко проявляется систематически возвращающаяся необходимость «осовременивания» церковной мысли и практики. Подобные тенденции есть также в истории Т. всех вероисповеданий. Современный кризис Т. несравнимо глубже, чем какой-либо из предшествовавших кризисов; под вопрос поставлены не только тезисы Т., оспаривавшиеся вольнодумством и атеизмом былых эпох, но и казавшиеся вечными предпосылки в общественном сознании и общественной психологии.
Т. невозможна вне социальной организации типа христианской церкви и иудаистской или мусульманской общины, понятие «слова божия» теряет смысл вне понятия «народа божия» как адресата «слова». Это выражено в словах Августина: «я не поверил бы и евангелию, если бы меня не побуждал к тому авторитет вселенской церкви». Попытка протестантизма отделить авторитет Библии от авторитета церкви не смогла до конца лишить Т. её институционального характера как вероучения, обращенного от тех, кто «поставлен» в церкви учить членов церкви, к этим поучаемым. Связь с прагматическими нуждами церкви как организации порождает многообразие дисциплин Т. В традиции русского православия принята такая классификация этих дисциплин: «основное» богословие излагает и защищает в апологетических спорах с иноверными и неверующими некоторую сумму исходных тезисов, «догматическое» ≈ развёртывает и уточняет систему догматов, «нравственное» ≈ даёт программу этического поведения члена церкви, «обличительное», или «сравнительное», ≈ доказывает преимущество православия сравнительно с др. христианскими вероисповеданиями, наконец, «пасторское» ≈ ведает практическими вопросами деятельности священника; к нему примыкают «литургика» (теория богослужения), «гомилетика» (теория проповеди), «каноника» (теория церковного права).
Сущность Т. как мышления внутри церковной организации и в подчинении её авторитетам делает Т. несовместимой с принципами автономности философской и научной мысли. Поэтому начиная с эпохи Возрождения не только материалистическая, но и некоторые направления идеалистической философии формировались в более или менее антагонистическом отталкивании от Т. и создали богатую традицию её критики. Эразм Роттердамский критиковал Т. как сухую и скучную игру ума, становящуюся между человеческой личностью и евангельской «философией Христа». Буржуазный прогресс стимулировал подчёркивание практической бесполезности теологического умозрения; этот мотив ярко представлен у Ф. Бэкона и энциклопедистов. Критика Т. обосновывалась также критикой Библии как основы Т.; классиком такой критики был уже Спиноза. Новый уровень антитеологической мысли был достигнут Л. Фейербахом. поставившим вопрос о Т. как отчуждённой (см. Отчуждение ) форме человеческого сознания и систематически истолковавшим теологический образ бога как негативный и превращенный образ человека. Однако нарисованная Фейербахом драма передачи человеком своих полномочий богу как своему отрицанию разыгрывается вне социально-экономических условий. Исходя из совершенно нового взгляда на социально-экономическую обусловленность религии и Т., марксизм преодолел отвлечённость фейербахианства, а с ним и непоследовательность всей предыдущей критики Т. Подытоживая наследие наиболее непримиримой критики Т. со времён Просвещения , марксистский атеизм анализирует теологические построения как отражения исторически конкретных антагонистических социальных отношений, подчиняющих человека нечеловеческому началу. См. также Религия и литература при этой статье.
С. С. Аверинцев.