В храмах с крещальней (баптистерием) крещение проводится именно в этом специальном помещении со святой купелью, которое представляет собой отдельное здание или пристройку к церкви. В большинстве же случаев крещение ребенка проходит непосредственно в храме путем троекратного погружения в чашу или обливанием святой водой через голову. С точки зрения фотосъемки лучше выбирать церковь, где крестят в основном храме и выбирать будний день, чтобы было меньше людей.
Содержание
- Подготовка к таинству — что нужно знать
- Как проходит крещение ребенка в церкви — основные этапы обряда
- Особенности крещения детей разного возраста
- Крещение — значение слова
- Крещение — не просто обряд
- Первоисточник знаний о крещении — Библия
- Суть крещения по Библии:
- Необходимо разобраться в вопросе крещения
- Напишите нам, чтобы узнать все о крещении
Подготовка к таинству — что нужно знать
Дату для крещения можно выбирать любую, так как таинство разрешено проводить на Великие Божественные праздники, и в периоды постов. Учесть только стоит следующее:
|
![]() |
Крестным родителям перед крещением обязательно нужно пройти огласительные беседы, исповедаться и причаститься. За три дня до таинства необходимо соблюдать пост: не употреблять пищу животного происхождения, не сквернословить, не вступать в интимную близость.
Подготовка к крещению девочки
Главным восприемником для девочки является крестная мама. Она принимает малышку от купели и держит ее на руках до окончания обряда. В ее обязанность входит приготовить новое белое полотно (крыжму), чтобы вытереть ребенка после окунания. Летом это может быть пеленка, зимой – махровое полотенце или теплая фланелевая простынка. Для новорожденных лучше выбрать модели с уголком-капюшоном, чтобы более плотно прикрыть мокрую головку и промокнуть влажные волосики.
Крестной маме также необходимо купить белую крестильную рубашку и головной убор, которые надевают срезу после купели, как символ чистоты и безгреховности души. Для девочки можно выбрать платье. Крой одежды должен быть выполнен так, чтобы обеспечивать доступ к груди, рукам и ногам для миропомазания.
Нательный крестик полагается купить крестному отцу. Изделие может быть из серебра, золота или менее драгоценных металлов и даже деревянным. К крестику необходимо подобрать веревочку или цепочку. Для новорожденных шнурок с застежкой предпочтительнее, поскольку более приятен к телу.
Подготовка к крещению мальчика
Подготовка к крещению мальчика проходит аналогичным образом. Крестильное полотенце и рубашку приобретает крестная мама, крестик необходимо купить крестному отцу.
После окунания в купель мальчика принимает в крыжму крестный, как главный восприемник. После облачения в крестильную одежду держит ребенка на руках также крестный отец.
Кроме того, крестному отцу нужно быть готовым оплатить обряд крещения.
Как проходит крещение ребенка в церкви — основные этапы обряда
Таинству крещения предшествует чин наречения именем.
ОглашениеПеред таинством ребенка полностью раздевают и держат в одних пеленках. Если в храме прохладно, то разрешается некоторую одежду оставить, оголив грудку, ручки и ножки. |
![]() |
Само таинство крещения начинается чином оглашения. Священник возлагает руку на крещаемого и произносит слова молитвы, в которой просит Бога разрешить крещаемому приступить к Его имени Господнему и заручится Его защитой.
Отречение от дьявола и сочетание с Христом
По церковной традиции вместо младенца восприемники отрекаются от диавола и сочетаются с Христом.
Вначале священник просит крестных родителей с крещаемым повернуться на запад, став спиной к алтарю (символически эта сторона считается обителью сатаны) и произнести слова отречения от дьявола и его злых деяний, затем дунуть и плюнуть в знак презрения нечистого. После батюшка говорит повернуться к востоку, к стороне Господа, и дать согласие на сочетание с Христом. Данный этап завершается прочтением молитвы «Символ веры», которую крестным необходимо знать наизусть и понимать ее смысл.
Само КрещениеДалее батюшка проводит освящение елея и воды в купели. Перед погружением младенца в купель елеем помазывает грудь, ушки, руки, ноги, чтобы укрепить ребенка на борьбу с дьяволом, которую православному христианину придется вести на протяжении всей жизни. Наступает кульминация таинства:
|
![]() |
Миропомазание
Сразу после крещения следует таинство Миропомазания, наделяющее новокрещенного благодатной силой Святого Духа:
- Кистью, смоченной священным благоуханным маслом, батюшка наносит крестики на лицо и другие части тела с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь».
- Затем священник с восприемниками и новокрещенным три раза обходят купель, после чего батюшка омывает и обтирает миро с тела ребенка, проговаривая: «Ты крестился, просветился, миропомазался, освятился, омылся, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
- Завершается обряд крещения крестовидным пострижением волос с головы ребенка в знак служения Богу со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) (Имя), во имя Отца и Сына и Святого Духа». Священник состригает небольшие локоны волос с четырех сторон головы, скатывает их в шарик с воском, который после опускает в купель.
В заключение читается молитва о восприемнике и новокрещенном, упоминая имя небесного покровителя ребенка, сугубая ектения и отпуст.
ВоцерковлениеНад крещеным ребенком после 40-го дня от рождения проводится чин воцерковления. Батюшка трижды приподнимает младенца и изображает им крестное знамение в притворе храма, посреди храма и у Царских Врат со словами: «Воцерковляется раб Божий (раба Божья) во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Далее чинопоследование для девочек и мальчиков разнится:
|
![]() |
Причастие
Иногда причастие проходит сразу после крещения, но чаще всего священник приглашает родителей прийти с ребенком в другой день, например, через неделю. В назначенный день маме с малышом разрешается подойти ближе к окончанию утренней службы, после которой следует Причащение, где младенца причащают вином (Кровью Христа).
Сколько длится обряд крещения
Длительность обряда зависит от количества крещающихся. Индивидуальное таинство занимает около 40 минут, групповое – до 1 часа.
Особенности крещения детей разного возраста
Крещение ребенка возрастом от 7 до 14 лет (отрока) проводится схожим образом, как и у взрослых. Ему также нужно пройти огласительные беседы, выучить молитвы, выполнить подготовку к обряду: посетить службу в храме, выдержать трехдневный пост (при отсутствии медицинских противопоказаний).
Согласие на проведение таинства должен дать и сам ребенок, и его родители. Самостоятельно решить принять крещение могут дети старше 14 лет. Согласие родителей для этого не потребуется.
По церковным канонам, детям до 12 лет, чтобы принять крещение, нужны восприемники. В случае с младенцами крестные произносят обеты вместо крестников, в случае со старшими детьми – поручаются за их слова перед Господом. Сам обряд крещения отроков в одних храмах может проводиться путем полного погружения, в других – через обливание через голову (когда размер чаши недостаточный). В случае окунания в купель ребенку разрешено погружать в нательном белье. Девочке-подростку рекомендуется надеть маечку. После ребенка обтирают и переодевают в крестильную одежду, в которой он пребывает до окончания обряда. |
![]() |
Набор крестильных принадлежностей для подростка включает:
- полотенце (крыжму);
- рубашку или сорочку;
- косынку (для девочки);
- нательный крест;
- тапочки.
Видео: как проходит таинство крещения ребенка
Запечатлеть светлое таинство на видео в некоторых храмах можно только с благословения батюшки, поэтому согласовать данный вопрос необходимо заранее.
Фото предоставлены Олесей Пантелеевой.
НЕ ДЕТЕЙ КРЕСТИТЬ кому с кем Не иметь в дальнейшем никаких общих дел. Имеется в виду, что лицу, группе лиц (Х) не придётся вступать в доверительные отношения с другим лицом, другой группой лиц (Y). Говорится в качестве категорического заявления, чтобы объяснить или оправдать свои действия. неформ. ✦ Х-у с Y-ом детей не крестить. неизм. В роли сказ. в односоставном предлож. Порядок слов-компонентов фиксир.
культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к одной из древнейших форм культуры — к архетипическому противопоставлению «свой — чужой»; образ фразеол. связан также с противопоставлением «сакральный — профанный». Компонент фразеол. дети соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, а также с семейным, домоустроительным кодом; компонент крестить — с религиозным кодом культуры. Религиозный обряд крещения символизирует принятие христианской веры, единение верующих в Святом, Благом и Животворящем Духе. Участники обряда — духовные отец и мать — являются крёстными по отношению к своему духовному сыну или дочери. Связь между крёстным и крестником, крёстными отцом и матерью, которые по отношению друг к другу и к родителям крестника становятся кумовьями, носит вневременной, освящённый таинством обряда характер. см. в фольклоре: Духовное родство пуще плотского; Добрая кума прибавит ума; Кума да кум наставят на ум. Образ фразеол. создаётся метафорой, уподобляющей отсутствие закреплённой обрядом связи между людьми отсутствию общих интересов, совместных занятий, взаимных обязательств. фразеол. в целом символизирует независимость человека от мнения чужих для него людей. М. Л. Ковшова
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.
Православная Церковь учит, что таинство крещения должно быть совершаемо чрез троекратное погружение крещаемого в воду3. Сие учение и сообразное с ним действование православной Церкви основывается: 1) на священном Писании и 2) на примере и свидетельствах о сем древней Церкви вселенской, показывающих апостольское предание.
Пример крещения подал верующим Сам Богочеловек – Установитель сего таинства, приняв крещение во Иордан от Иоанна (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22). Повествуя о сем событии, Евангелисты говорят: «и крестився Иисус взыде» (ἀνέβη) «абие от воды» (Мф.3:16); «и aбиe восходя от воды, виде разводящася небеса» (Мк.1:10). Но это восхождение Иисуса Христа от воды само собою предполагает нисхождение Его в воду, – как говорит Константинопольский Патриарх Иеремия4. Теперь спрашивается: для чего же Спасителю нужно было сходить в воду, если бы Он крестился не посредством погружения? Очевидно, для обливания не требовалось сего. Это так ясно, что и из среды западных писателей более беспристрастные сознаются, что словами: «взыде от воды» и: «восходя от воды» – Евангелисты означают именно погружение Христа Спасителя, а не какой-либо другой способ крещения5.
К тому же заключению приводит рассмотрение способа крещения Иудеев Предтечею Иоанном вообще. Без сомнения, он крестил Иисуса Христа таким же образом, как крестил и прочих иудеев, приходивших к нему; в противном случае. Евангелисты не преминули бы упомянуть об особенности крещения Иисусова сравнительно с другими Иудеями, если бы в самом дел была какая-либо особенность (чего однакоже не видим). Но Евангелист, говоря о крещении Иудеев Иоанном, между прочим замечает, что он крестил в Энопе близ Салима: «яко воды многи бяху ту» (Ин.3:23). Нет сомнения, что Иоанн избрал это многоводное место для крещения Иудеев потому, что здесь удобнее было крестить посредством погружения6. Ибо если бы Предтеча крестил посредством обливания, или окропления: то не было бы нужды во множестве воды; так крестить Иоанн мог бы во всяком месть Иордана, даже не в реке, а везде, где было сколько-нибудь воды для обливания, или окропления. Таким образом и здесь представляется немалое доказательство того, что Спаситель крестился именно посредством погружения.
Древняя Церковь не имела никакого сомнения в том, что Христос крестился чрез погружение в струях Иорданских. Блаженный Иероним говорит: «и Сам Спаситель наш Иисус Христос, Который не очищался в крещении, но крещением Своим очищал все воды, тотчас как только поднял главу из потока (statim ut сарut ехtulit de fluеntо), приял Духа Святого7». В канонах, составленных древними св. песнопевцами на Богоявление Господне и в честь св. Иоанна Крестителя, ясно также выражается предание, что Спаситель крестился чрез погружение. Так в каноне на Богоявление Господне Космы Маиумского говорится: «огнем Божества невещественным в плоть вещественну одеявся, Иорданского облагается водою»8. Преподобный Иосиф песнописец (IХ-го века) в своих канонах Иоанну Крестителю говорит, – в одном: «бездну погрузивый (καταδύσας) благоутробия Христа в речных струях»9; в другом; «погрузивый во Иорданских струях бездну милосердия, пророче»10. В ином каноне тому же Пророку воспевается: «каплю спасения одожди ми, Предтече, погрузивый в струях Иорданских сладости потока Иисуса»11; «во главу усчен был еси без правды, блаженне, погрузивый главу Христову в водах»12.
Так Сам божественный установитель таинства крещения на Себе показал пример, как должно совершаться оно в Церкви Его.
Освятив крещение собственным примером, Спаситель, по воскресении Своем, торжественно установил таинство крещения, когда сказал Апостолам: «шедшее научите вся языки крестяще их (Βαπτιζοντεσ) во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Здесь понятие крещения выражено таким словом, которое само собою показывает образ совершения сего таинства. Слово ΒαπτίΖω, по сознанию и самих западных писателей13, значит собственно погружаю. LХХ толковников сим словом переводили еврейское слово tаbаl, которым означается погружение, напр. «и сниде Нееман и погрузися (ἐβαπτίσατο) во Иордане седмижды» (4Цар.5:14). Тоже значение, без сомнения, имеет слово βαπτίζω и в заповеди Иисуса Христа о крещении (Мф.28:19.). Так как Господь изрекая сию заповедь, не присовокупил никакого особенного объяснения касательно внешнего действия, выражаемого словом: «крестяще»: то Апостолы с сим словом, необходимо, соединяли понятие о том же действии, какое употреблял Иоанн при крещении Иудеев, и каким был крещен Сам Иисус Христос, т. е. понятие о действии погружения.
Приняв от Спасителя заповедь крестить «вся языки», Апостолы крестили обращающихся к вере во Иисуса Христа посредством погружения. Это особенно можно видеть в примере крещения Евнуха св. Филиппом. Писатель книги Деяний Апостольских св. Лука, повествуя о сем событии, говорит: «и снидоста оба на воду, Филипп же и каженик: и крести его. Егдаже изыдоста от воды, Дух Святый нападе на каженика» (Деян.8:38–39). Здесь говорится, что Филипп и каженик сошли в воду (κατέβησαν εὶς τὸ ὕδωρ), один для совершения, другой для принятия крещения. Но для чего им нужно было сходить в воду, если бы Филипп хотел крестить каженика, и действительно крестил его, не чрез погружение? Выражения: «вошли в воду» и «вышли из воды» сами собою показывают, что здесь говорится о крещении не чрез обливание, или окропление водою.
Что́ касается до обратившихся ко Христу в день Пятидесятницы трех тысяч человек (Деян. 2:41): то нет никакой необходимости с некоторыми из западных писателей14 предполагать, будто крещение их, по причине их множества, не могло совершиться чрез погружение. Так думают и более беспристрастные из западных писателей. Вот слова одного из них: «богословы, которые в крещении трех тысяч уверовавших видят крещение чрез окропление, не примечают, что св. Лука отнюдь не говорит, будто св. Петр крестил сии три тысячи человек в один день и притом без помощи других Апостолов. Вероятнее, что и прочие Апостолы в разных местах во Иерусалим крестили новообращенных и, может быть, не в один день»15.
О крещении домов – Корнилия (Деян.10:47–48) и темничного стража (Деян.10:32–33), в котором хотят видеть следы обливательного крещения, мы воспользуемся кратким замечанием одного из западных же писателей, что при сем ненужно опускать из виду употребления на восток домашних ванн, в которых удобно было крестить и посредством погружения16.
Что Апостолы, как сами совершали, так и преемникам своим предали совершать таинство крещения чрез погружение, сие видно так же из того, что в древней Церкви, ближайшей ко временам апостольским, крещение обыкновенно совершалось чрез погружение. Так оно совершаемо было ближайшими преемниками Апостолов, конечно, по примеру и наставлению св. Апостолов.
Спаситель говорит: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5). Очевидно, Господь говорит здесь о духовном возрождении человека в крещении. Точно также и святый Апостол Павел называет крещение «банею пакибытия» или возрождением (Тит.3:5). Но если приложить к понятию возрождения употребления воды, при посредстве которой оно совершается: то нетрудно приметить, что понятию возрождения никакое действие не соответствует так точно, как действие погружения. Святые Отцы Церкви, сравнивая действие крещения с действием рождения естественного, соответственным сему последнему находят именно действие погружения: ибо, кроме сего действия, они не говорят ни о каком другом. Святой Златоуст говорит; «погрузившись к купель вод, он (грешник) восходит из божественных струй чище лучей солнечных; – потому она и называется банею пакибытия, что в ней как будто снова родились мы»17. И в другом месте: «мы как из утробы матерней, так и от воды раждаемся»18. Сие сравнение духовного рождения с естественным, очевидно, указывает на погружение. – Равным образом, когда св. Дионисий Ареопагит именует купель матерью сыноположения19 и когда св. Григорий Богослов сопоставляет три рождения – из тела, из купели и из гроба (в воскресении)20: то оба разумеют именно действие погружения, как вполне соответствующее действию рождения естественного.
Святой Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «или неразумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть. Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим. 6:3–4). Чтобы внешним действием крещения вполне изобразить погребение и воскресение Христово и наше спогребение и совоскресение с Ним, очевидно, нужно погружать тело в воду, как бы во гроб, и восклонять его – как бы воздвигать из гроба. И о сем именно действии единогласно говорят святые Отцы и Учители Церкви, как образ, вполне соотвествующем изображаемому. Погружение в воду (κατάδυσις – immersio), по их учению, соответствует погребению Иисуса Христа и нашему с Ним спогребенно; а восклонение из воды (ἀνάδυσις – emersio, еlеvаtио) – Его воскреcению и нашему с Ним совоскресению, Приведем некоторые из их свидетельств. Так св. Григорий Нисский говорит: «входя в воду, сродную земле стихию, мы в ней, как Спаситель в земле, скрываемся, и сделав сие трижды, изображаем тридневную благодать воскресения»21 Но особенно подробно и ясно раскрывает сей предмет св. Кирилл иерусалимский: «вы исповедали, говорит он новокрещенным, спасительное исповедание, и погружались троекратно в воду, и снова из воды изникали изображая сим тридневное погребение Христово: ибо, как Спаситель наш «три дни и три нощи» пребыл во чрев земли (Мф.12:40): так и вы первым из воды изникновением изобразили первый день, а погружением – первую ночь Христова пребывания в земле… В тоже время вы и умирали, и рождались; и оная спасительная вода была для вас и гробом и матерью… Новое и необычайное дело! Не истинно мы умерли, не истинно погребены были, и не истинно распятые воскресли; но уподобление бывает только в образе, а спасение в самой вещи. Христос действительно был распять, действительно погребен и истинно воскрес, и все сие даровал нам, чтобы, приобщившись страданий Его уподоблением, на самом деле приобрести нам спасение»22. Такое объяснение погружения, как образа погребения Христова и нашего с Ним спогребения, и – восклонения, как подобия воскресения Христова и нашего с Ним совоскресения, встречается и у западных Отцов и Учителей Церкви. Так св. Лев, Папа римский, говорит: «тридневному погребению соответствует троекратное погружение, а восклонение от вод есть подобие востающего из гроба»23. Другой учитель западной Церкви, блаж. Августин говорит: «после того, как вы обещались веровать, мы трижды погрузили главы ваши в священном источнике. Вы правильно трижды погружены: потому что крестились во имя Иисуса Христа, Который в третий день воскрес из мертвых; ибо погружение, трижды повторенное, выражает образ Господня погребения, чрез него вы спогреблись Христу в крещении и с ним совоскресли в вере»24. Таки образом, как восточные, так и западные Отцы и Учители Церкви, раскрывая мысль св. Апостола Павла о спогребении нашем Христу и совоскресении с Ним в крещении, видят образ и подобие сего именно в погружении и восклонении крещаемого.
Вот основания, заключающиеся в св. Писании, по которым православная Церковь учить и заповедует совершать таинство крещения чрез погружение. Если Сам Спаситель крестился посредством погружения, и заповедь Его о крещении указывает также на погружение; если сим способом крестили св. Апостолы и предали своим преемникам крестить так; если погружением в воду ясно изображается внутренняя сила и действие таинства крещения, – наше духовное возрождение, спогребение и совоскресение со Христом: то, очевидно, что крещение чрез погружение есть самый правильный и вполне совершенный способ совершения сего таинства.
Другим основанием, по которому православная восточная Церковь совершает, и заповедует совершать, таинство крещения чрез погружение, служат пример и свидетельства о сем древней Церкви вселенской.
Из свидетельств древности о способе совершения таинства крещения мы убеждаемся, что обычай погружения был во всеобщем употреблении в древней Церкви, как на восток, так и на западе, начиная с 1-го века. Всеобщее сие обыкновение, без сомнения, не могло основываться ни на чем другом, кроме того, что сей именно способ крещения древняя Церковь признавала законным.
Что обычай крестить чрез погружение был во всеобщем употреблении в древней Церкви, церковная древность представляет столько ясных доказательств, что нельзя иметь ни малейшего сомнения в сей истине. Из многочисленных свидетельств о сем достаточно представить здесь, кроме изложенных уже выше, еще некоторые. Так, в 1-м веке: св. Варнава говорит: «крещение преподается во оставление грехов; мы нисходим в воду отягченные грехами и нечистотою, а восходим плодоносящими в сердце страх и имея в дух надежду на Иисуса»25. Эрма говорит: «прежде, нежели человек приимет имя Сына Божия, он определен к смерти. Но когда приемлет сию печать, тотчас освобождается от смерти и приемлет жизнь. Печать же сия есть вода, в которую нисходят люди подлежащими смерти, а восходят определенными к жизни»26. Св. Дионисий Ареопагит, описывая обряды, с которыми совершалось таинство крещения в его время, между прочим говорит: «Священноначальник трижды погружает крещаемого, призывая при троекратном его погружении (καταδύσεσι) и восклонении (ἀναδύσεσι) три Лица Божественного Блаженства»27. И в другом месте: «тремя погружениями (καταδύσεσι) крещаемый подражает Богоначальной смерти и тридневному погребенно Жизнодавца Иисуса, сколько вместительно для человека сие подражание»28.
В 2-м веке о всеобщем обычае крестить чрез погружение свидетельствуют Тертуллиан и Климент александрийский. Первый говорит: «намереваясь приступить к воде, мы прежде свидетельствуем, что отрекаемся от диавола и гордыни и ангелов его; потом трижды погружаемся»29. Климент александрийский говорит: «будучи погружаемы в воду (καταδυόμενοι), мы просвещаемся, просвещаясь, усыновляемся Богу»30.
В 3-м веке Св. Ипполит говорит: «кто с врою входит в купель (καταβαίνων εἰς τὴv κολημβήθραν) возрождения, тот разлучается с лукавым, вступает в союз со Христом, – совлекается рабства и облекается в усыновление. Он восходит (ἀνέρχεται) от купели крещения светел как солнце, сияя лучами правды»31. Здесь выражения: «входит в купель» и «выходит», очевидно, указывают на обычай погружения. Довольно важным свидетельством всеобщности обычая погружения в 3-м век должно также почесть сомнение африканского епископа Магнуса в истинности обливательного крещения, разрешенное св. Киприаном карфагенским32. Видно, что крещение чрез обливание было в это время еще редким, когда многие, и притом такие люди, каковы епископы, не знали, как о нем думать, В 4 и 5 веках. Св. Василий Великий говорит: «великое таинство крещения совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями»33. Св. Златоуст: «когда мы погружаем главы (καταδυνόντων ἡμω ν τὰς κεφαλὰς) в воде, как бы в некотором гроб, ветхий человек погребается, и потом, когда мы восклоняемся (ἀνανευόντων ἡμω ν), – востает новый»34. Блаженный Иероним: «мы крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа, и при сем трижды погружаемся»35. Свидетельства св. Льва Папы римского и блаж. Августина мы уже имели случай привести выше36.
В 6–8 веках погружение было во всеобщем употреблении, как это видно из свидетельств св. Григория Двоеслова и других. В послании к епископу испанскому Леандру Григорий писал: «о троекратном погружении в крещении нельзя отвечать правильные того, как вы думаете. Мы, погружая троекратно, означаем сим таинство тридневного погребения, чтобы троекратным восклонением младенца из воды изобразить тридневное воскресение»37 – В требнике его говорится: «священник должен крестить троекратным погружением (baptizet sub tгinа mеrsиоnе), призывая только однажды имя св. Троицы. Он должен говорить так: я крещаю тебя во имя Отца, – и погрузить в первый раз (mergat semel), – и Сына, – и погрузить в другой раз (mergat iterum), и Святого Духа, – и погрузить в третий раз (mergat terbio)»38. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «крещение есть образ смерти Христовой; ибо в крещении троекратным погружением означается тридневное Господне пребывание во гроб39.
Из сих свидетельств св. Отцов и Учителей Церкви первых восьми веков видно, что погружение было обыкновенным и всеобщим способом крещения в древней Церкви. Они нигде не сопоставляют сего способа с другими, и сие-то самое показывает всеобщее употребление именно погружения: ибо в противном случае св. Отцы и Учители Церкви говорили бы безразлично как о погружении, так и об обливании, но писания их не подтверждают сего.
Обычай совершать таинство крещения чрез погружение является и в следующих веках всюду господствующим, не только в восточной Церкви, в которой он и доныне соблюдается неизменно, но и в западной, в которой имел полную силу до конца ХIII-го века40. Употреблять вместо погружения обливание, кроме случаев крайней нужды, запрещалось на самом западе. Так, в Англии Собор Целихитский (816 г.) предписывает: «пусть знают священники, что, совершая святое крещение, они должны не возливать воду на главы младенцев, но всегда погружать их в купели, как Сын Божий подал всякому верующему пример в Себе Самом»41. В требник Галенском, который относят к IX веку, предписывается: «потом (после вопросов о вере) священник должен крестить троекратным погружением (bartizet sub trina mersioneа), призывая только однажды имя Святыя Троицы»42. Тоже предписывается и в других требниках, относящихся к IX-XII векам43.
На поместных западных Соборах ХIII-го века предписывалось совершать крещение также чрез погружение. Так, в Англии Собор Ворчестерский (1240 г.) постановил: «всегда должно быть троекратное погружение при крещении». Во Франции Собор Нимский (1284 г.) постановил: «трижды погружая младенца в воде, крестящий должен говорить так» – и проч. В Нидерландах Собор Утрехтский (1293 г.) определил, чтобы голову младенца трижды погружать в воде, если только он не будет немощен. В Германии Собор Кёльнский (1280 г.) определил: «постановляем, чтобы крестящий, когда погружает крещаемого в воде, произносил сии слова», и пр.44
Знаменитый богослов западной Церкви XIII века Фома Аквинский говорит: «хотя крещение может совершаться не только чрез погружение, но и обливание и окропление: однако безопаснее крестить способом погружения, потому что сие находится во всеобщем употреблении»45.
По с конца ХIII-го века дело приняло другой оборот: обычай погружения начал терять свою силу на запад, и стало входить в общее употребление крещение чрез обливание, Иоанн епископ литтихский, на Собор 1287 г. постановил: «тот, кто крестит, когда погружает крещаемого в вод, должен произносить сии слова: «я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа. А чтобы предохранить крещаемого от опасности, да не погружается глава младенца в воде, но священник должен трижды возливать на темя его воду из какого-либо чистого сосуда». – Собор Камбрейский (1300 г.) постановил: «слова (я тебя крещаю) произносить должен тот, кто погружает крещаемого, и когда погружает; а для предохранения крещаемого от опасности, пусть он не погружает главу младенца в вод, но возливает трижды на темя его воду из чаши, или другого какого-либо чистого сосуда»46.
Западные Соборы XIV – XVI веков, то предоставляли произволу частных Церквей и лиц – совершать крещение посредством погружения, или обливания, смотря потому, какой где обычай существовал47, то решительно говорили (особенно в XVI-м веке) об одном обивании48. Следствием было то, что обычай погружения, с течением времени, все более и более уступал место обливанию, и обычай обливания распространился наконец на всем западе.
Достопримечательное исключение в сем отношении на западе представляет Церковь медиоланская. В конце ХVI-го века, когда на западе уже распространился обычай крестить чрез обливание, предстоятель медиоланской Церкви кардинал Карл Барромео установил навсегда, чтобы крещение в медиоланской Церкви совершалось не иначе, как посредством погружения, исключая только крайние нужды, какова напр. тяжкая болезнь. «Крещение, говорится в определении кардинала, совершается трояким способом: чрез погружение в воде, чрез возлияние воды и окропление. Но так как способ погружения есть древнейшее установление и обычай в святой Божией Церкви, и постоянно был соблюдаем в Церкви Амвросиевой: то от обычая погружения отступать не следует, разве будет настоять угрожающая опасность смерти; в таком случае крещение совершается или чрез возлияние воды, или чрез окропление». О самом погружении кардинал дает такое предписание: «при погружении священник должен наблюдать, чтобы стоять на той сторон купели, откуда можно смотреть прямо на востоке». В погружении он должен наблюдать, чтобы, держа обеими руками младенца, трижды погружать его, говоря: при первом (погружении): во имя Отца; при втором: и Сына; при третьем: и Святого Духа»49. Cих постановлений и доныне держится медиоланская Церковь, и, несмотря на то, что обливание принято теперь на всем западе, она соблюдает древний обычай и крестит чрез погружение50.
Протестанты, отторгшись от единения с Римскою Церковию, многие из нововведений ее усвоили себе». Они приняли в последствии и обливательное крещение. Но первые виновники реформации открыто сознавались, что сей способ крещения противоречит и словопроизводству и таинственному значению крещения, и что посему нужно бы крестить посредством погружения. Так Лютер о таинстве крещения говорит: «крещение называется по-гречески βαπτισμὸς, по латыни – mеrsио, то есть, если какой-либо предмет погружают в воду так, что она обнимает его со всех сторон. И хотя во многих местах нет более обычая погружать младенцев при крещении, а только возливается на них рукою вода из купели; но делу надлежало бы происходить так, чтобы младенец и всякий, кто крестится, весь погружаем был в воду и опять восклоняем. Этого требует и самое значение крещения: ибо оно означает, что ветхий человек наш совершенно должен быть потоплен благодатию Божиею»51. В другой раз, советуя Генр. Генезию, как должно крестить ему одну Евреянку, Лютер говорит: «я думаю, что она, покрытая платом, должна сесть в ванну, наполненную водою так, чтобы вода достигала ей до шеи; а потом крещающий должен трижды погрузить голову ее в воду с произнесением обычных слов»52. Другой реформатор Кальвин в одном месте так говорит о крещении: «и самое слово – крещение (vеrbum bарtizаndi) означает погружение (mergere), и обычай погружения соблюдаем был в древней Церкви»53. Так и отступившие от Православия признавали важность погружения, при совершении таинства крещения.
Все, сказанное нами доселе, приводит к тому заключению, что таинство крещения должно быть совершаемо чрез погружение, так как чрез погружение крестился Сам Христос от Иоанна, чрез погружение крестили св. Апостолы, чрез погружение совершалось сие таинство в древней Церкви вселенской, наконец, погружением в воду точно выражается внутренняя сила и действие крещения – наше духовное возрождение, спогребение со Христом и совоскресение с Ним, как изъяснено нами выше.
Дорогой А.!
Господь призрел на Вас, и жизнь пошла по другому руслу. Слава Богу! А Вам, чтобы успокоить свою душу, надо сознательно и ответственно подготовить себя к Таинству крещения, чтобы взять пред Богом обеты осмысленно.
Но священнику, который будет совершать Таинство, скажите, что крестить Вас надо с такой формулой: «Крещается раб Божий А., аще не крещен».
Непременно перед крещением исповедуйтесь за всю жизнь свою. Так и будет хорошо. Божие благословение Вам.
Дорогая А. В.!
Не смущайтесь – делается это просто, и повторно креститься не надо. На исповеди С. произносит свое имя, записанное в документе, и священник читает разрешительную молитву.
Во время крещения дается ангел-хранитель, и он неизменно пребывает при крестившемся, а имя земного покровителя святого меняться может. Ведь при пострижении имя может меняться несколько раз: в послушника, в монашество, в схиму.
И с какой стати С. быть Э.? Посмотрите по календарю православному, день памяти какого святого ближе ко дню рождения С., того и молите быть покровителем внука.
Утеши Вас Господь!
Дорогой о Господе N.!
Получил Ваше письмо. Ваша проблема решается очень просто: священнику надо все объяснить, и он при исповеди произносит Ваше имя — Олег.
И у чаши, когда Вы причащаетесь, это имя узаконивается для Вас пред Господом. Крещение Ваше остается в силе, а имя менять можно, у монашествующих имя меняют иногда трижды.
Так что не смущайтесь.
А бабушка Ваша, очевидно, или в прелести, или заболела на головку.
ПИСЬМО
Дорогой о Господе отец Иоанн!
Побеспокоить Вас на этот раз меня подтолкнула просьба церковной старосты поселка Е. Я Вам уже писала о молодом священнике отце (иерее) И., который идет своим невероятным по сложности и путанице путем. Все мы в Промысле и в воле Господа. Е. по возможности помогает ему. В наших краях бывают случаи, когда в церковь приходят печатать некрещеных умерших. Тогда, бывает, священник посмертно совершает Таинство крещения. Я слышала, что крестили уже погребенных. А затем уже печатали. Я над этим не задумывалась. Наверное, это неправильно. Так думает и Е. Но спросить не у кого. Е. не хочет обходить отца И. и ставить под возможный удар и старается оградить его от возможных неверных действий.
К Вам без благословения она обратиться не рискнула и попросила об этом меня. Думаю, что крестить умершего взрослого человека, не проявившего в свое время доброй воли в этом вопросе, это как бы насильственное действие, хотя вроде бы и благо. А как быть с детьми? Но это мои мудрования. Прости, Господи! Хотелось бы ответить Е., опираясь на Ваши указания. Простите за беспокойство. Низкий земной поклон Вам, вашей благословенной обители, всем ее обитателям и самой земле, на которой обитель стоит. Да хранит Вас Господь!
Т. и В. Ответ. Т.!
То, что пишете Вы в отношении крещения мертвых, кощунство и хула! Чтобы Вам и Е. не быть соучастниками страшного дела, непременно и срочно поставьте в известность об этом своего правящего архиерея. Остальное будет уже его дело. Молчать нельзя никак. В книге «Практическое руководство для священнослужителей» Нечаева, 1915 года издания, написано: «Крещеные неправильно или же умершие вовсе без крещения не должны быть ни поминаемы, ни погребаемы по христианскому обряду».
А я о Вас и о В. молюсь и помню!
Господь с Вами!
Дорогая о Господе Р. Г.!
Просьбу Вашу выполнить невозможно — рождение чад Бога и Церкви совершается в Таинстве св. крещения, а кто в свое время жизни не родился от воды и Духа, о том в церкви молиться бесполезно и грешно.
Поэтому подавайте за супруга милостыню нуждающимся и этим ограничьтесь, но не дерзайте подавать за него в церкви и не просите молитв о нем у других, чтобы ни Вам самой, ни другим не сделаться игралищем бесов.
Умудри Вас Господь!
В чем заключается смысл и суть крещения человека? Зачем надо креститься и что об этом говорит Библия? Почти все люди рано или поздно задумываются о духовных вещах и духовных ценностях в этом мире. О существовании духовного мира. Причины у всех разные. Бог по-разному дает людям веру. Некоторые начинают верить оттого, что они разочаровались в этом мире, некоторые из-за надежды на лучшее будущее. Некоторые начинают верить из-за смерти близкого человека или осознания того, что они не вечно будут на этой земле.
Крещение — значение слова
Креще́ние (греч. βάπτισμα — «погружение в воду»).
Крещение — не просто обряд
Крещение – не просто обряд, не просто действие, которое совершается в январе в крещенские морозы. Вы решили креститься? Это отличное решение, но крещение это настолько что-то большее, чем просто обряд, что нельзя легкомысленно к нему относиться.
Быть может у вас родился ребенок, и вы решили крестить его, потому что вы хотите ему добра и всего самого лучшего. Мы надеемся, что это действие защитит его от всех бед. И хотя у детей, скорее всего, есть свои ангелы-хранители, которые заботятся о них, само крещение должно совершаться во взрослом возрасте, с принятием собственных решений.
Первоисточник знаний о крещении — Библия
Библия – вот первоисточник знаний о крещении. Если вы не изучали Библию на эту тему, если вы просто посоветовались «со знающими» родственниками или знакомыми или даже сходили в храм – у вас все еще нет необходимых знаний о крещении и его смысле.
Вот несколько отрывков из Библии о крещении (если у вас есть дома Библия — посмотрите там):
Кто поверит и примет крещение, тот будет спасён, а кто не поверит, будет осуждён. (Евангелие от Марка 16:16)
Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать?» «Покайтесь ответил Пётр и каждый из вас должен быть крещён во имя Иисуса Христа во искупление грехов ваших, и получите вы в дар Святого Духа. (Деяния 2:37,38)
Эта вода есть образ крещения, которое и сегодня спасает вас. Крещение это не омовение тела от грязи, а просьба к Богу о чистой совести. Всё это приходит через воскресение Иисуса Христа… (1 Петра 3:21)
Есть лишь один Господь, одна вера, одно крещение… (Послание Ефесянам 4:5)
Суть крещения по Библии:
- Крещение – это просьба к Богу о чистой совести
- Истинное крещение дарует прощение грехов и спасение в вечности
- Крещение – полное погружение под воду, само слово переводится как «погружение» или «полное погружение «
- При крещении мы крестимся, чтобы подобно Христу потом воскреснуть из мертвых.
- Перед крещением необходимо иметь веру во Христа, в Его Божественную природу, в то, что Он – Сын Бога.
- Перед крещением необходимо покаяться в своих грехах – и не просто признать их, но и всю оставшуюся жизнь больше стремиться их не совершать. Иначе так легко потерять только что обретенное спасение.
- Нет никакого смысла креститься без истинной веры (в Библии сказано, что без веры невозможно угодить Богу), поэтому крещение в детстве не имеет смысла.
- После крещения человек всю оставшуюся жизнь должен хранить свою верность Богу и Церкви, за которую Иисус Христос отдал Свою жизнь.
- До крещения необходимо решить стать учеником Христа, как об этом говорится в Библии, а после всю жизнь жить согласно Его учению.
Необходимо разобраться в вопросе крещения
Если вы не знали хотя бы несколько из этих вещей, то может быть вам отложить ваше решение креститься и лучше разобраться в этом вопросе, с обязательным личным изучением Библии на эту тему. Жизнь у вас одна, а люди могут разного наговорить.
Когда мы просто погружаемся под воду, пусть даже с самыми благими намерениями или даже с верой, что это очень духовное и таинственное действо – то это не является истинным крещением, о котором говорится в первоисточнике – Слове Бога – Библии. Такое происходит, например, в январе, когда буквально все люди охвачены этой идеей – креститься в «святых» водах близлежащего озера, реки или купели.
Напишите нам, чтобы узнать все о крещении
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Библейский курс для начинающих
Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.
Курсы для начинающих