В 1238(9) году, когда хан Батый двинул свои полчища на Смоленск, военноначальник смоленского князя воин Меркурий, родом из Рима, по повелению Пресвятой Богородицы выступил на защиту Ее города и сразился с татарами у Долгомостья, что в 25 верстах от Смоленска. Сразив татарского исполина, Меркурий, поддерживаемый Божией Матерью, которая явилась на небе вместе с ангелами во время битвы, стремительно одолевал татар, так что те вынуждены были спасаться бегством. Но вместе со славной победой доблестному воину Меркурию Святая Дева перед сражением предсказала и мученический венец. После успешной битвы Меркурию суждено было умереть – его обезглавил убегавший татарин.
Мощи святого Меркурия были положены в Мономаховом соборе, там же находились и его воинские доспехи. После нашествия поляков мощи были утеряны. Возможно, сейчас они находятся где_то под спудом нынешнего Свято_Успенского собора. Воинские же доспехи мученика Меркурия – копье, шлем и сандалии из поколения в поколение бережно сохранялись смолянами в кафедральном соборе как особо значимая и дорогая для них святыня. Но, тем не менее, и доспехов коснулась печальная участь: в 1812 году французы забрали копье, а в 1954 году был похищен шлем. Однако сандалии Меркурия по_прежнему хранятся в Свято_Успенском кафедральном соборе. До наших дней сохранилось предание, гласящее, что до тех пор, пока воинские доспехи святого мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.
Практически при полной утрате государственного суверенитета Руси удалось сохранить социально-культурную самобытность, главным ядром которой явилась Русская Церковь.
Татары не проводили открытого гонения на христианство. Официально они даже брали его под свою защиту.
«Веротерпимость монголов обусловливалась прежде всего тем, что они были язычниками, и как таковые, следовательно, должны были считать все религии одинаково истинными, одинаково связующими людей с Богом».
Сам Чингисхан не исповедовал ни одной из религий, но признавал существование «высшего разума» и старался задобрить богов всех религий. Подобное отношение к религии он устанавливает еще на курулате 1206 г. Это постановление в дальнейшем во многом определит судьбу Русской Церкви. Его будут придерживаться и приемники Чингисхана. Яса, или книга запретов, предписывала ханам с одинаковым уважением относиться ко всем религиям. Преемники великого хана, при своем вступлении на престол, давали клятву в точности следовать Ясе под опасением, в противном случае, лишиться престола.
«Такая веротерпимость замечается в монгольских ханах не только тогда, когда они были язычниками, но и тогда, когда они приняли магометанство. Магометанин Берге с удовольствием слушал христианские рассказы епископа Ростовского Кирилла, вторично пригласил его к себе для исцеления своего сына и дозволил открыть в своей столице Сарае епископскую кафедру (1261 г.). Узбек, вообще благосклонно относясь к христианству, не возбранял своей сестре Кончаке не только выйти за московского князя Юрия Даниловича, но даже принять крещение; Чанибек же выдал ярлык митрополиту Алексию, обращался к его помощи для исцеления своей жены Тайдулы и вообще, по свидетельству летописи, был «добр зело ко христианству и многу льготу сотвори земле русской”».
Монголы еще до нашествия на Русь были знакомы с христианством. Известно, что при ханском дворе были и христианские священники. Несториане, бежавшие из Персии от гонений, занесли христианство далеко на Восток. Несториане распространили христианство среди монгольского племени Уйгуров. «Из среды же Уйгуров Чингисхан, нуждавшийся с расширением государства в грамотных людях, заимствовал грамоту и набирал администраторов, знавших письменность».
Когда Чингисхан покорил второй христианский народ Монголии – Кераитов, то одну из племянниц нового своего вассала взял в жены себе, а двух – в жены двум своим сыновьям. Таким образом, два последних великих хана, Мангу и Хубилай, были детьми христианки. Батый фактически признал русскую веру, не выдавая ярлыка. Духовенство не подлежало проведенной им переписи, как свободное от дани.
Практически на протяжении всего монгольского ига судьба Церкви будет неразрывно связана с судьбой государства. В северных областях Руси, меньше всего пострадавших от нашествия, приоритетными направлениями были борьба с западными завоевателями и папством. Великий русский князь Александр Невский пошел на подчинение Орде, сконцентрировав усилия на отражении угрозы с Запада.
В целом начальный период татарского ига характеризуется для Русской Церкви сильным упадком. Это было частью общего духовного упадка Руси. «Ревностный митрополит Кирилл, обозрев состояние Церкви почти во всех пределах своей обширной митрополии, заметил, к прискорбию своему, значительные беспорядки в совершении таинств и обрядов, недостаток должной разборчивости при посвящении в духовный сан и даже самое святокупство».
В 1274 г. во Владимире созывается Собор епископов. Основной целью Собора было наведение должного порядка в Церкви и духовной жизни всего народа.
Роль митрополита Кирилла в деле восстановления Церкви трудно переоценить. Ему удавалось не только смягчать положение христианства на Руси, но и проповедовать его в самой Орде. Он был принят ханом Бергаем и рассказал ему о вере Христовой. Позже он излечил ханского сына. Племянник хана был настолько поражен проповедью Кирилла, что бежал из Орды в Ростов и спустя продолжительное время принял крещение с именем Петра.
Все это происходит, несмотря на принятие ислама ханом Бергаем и его быстрым распространением в Орде. Кириллу удается добиться учреждения в столице Орды Сарае епископской кафедры. Эта кафедра получила большие полномочия. Из постановлений КПл собора 1276 г. видно, что Сарайскому епископу подчинены были кавказские христиане, проживавшие между монголами, за ним же числилась прежняя Переяславская епархия. «Фактически это была узаконенная резидентура, и поэтому когда с конца XIII столетия русские князья начнут регулярно ездить в Орду за ярлыками, они будут иметь всю необходимую информацию именно через представителей Русской Церкви».
Однако принятие ислама не повлекло за собой коренных изменений в сознании Ордынских ханов. Так, преемники Берке, умершего в 1266 г., до хана Узбека снова были язычниками. Узбек (1312–1342) утвердил магометанство как родовую религию ханов.
«Открытие Сарайской епархии было тесно связано с двумя одновременными, но отдаленными по месту событиями, важными для судеб Европы и Ближнего Востока. То, что хан ориентировался на союз с православной Русью и Византией, помогло императору Михаилу Палеологу вернуть Константинополь (25 июля 1261 г.). Одновременно хан Берке отозвал свое войско из монгольской армии хана Хулагу, предпринявшего в те годы так называемый «желтый крестовый поход» на Палестину. Это позволило египетским мамлюкам, войска которых формировались в основном из русских пленных, проданных в рабство на рынках Крыма, разгромить монголов на подступах к Иерусалиму в 1260 году».
Первым епископом Сарайским митрополит Кирилл поставил Преосвященного Митрофана. «Некоторые памятники ясно показывают, что пастырь сей епархии жил в самом стане Орды». С этого времени епископы сами должны были заботиться о христианской миссии, и она пошла настолько успешно, что крестились многие татары даже в глухих местах, где трудно было достать воду для крещения. Сарайский епископ Феогност в 1301 г. уже предлагал патриарху вопрос относительно крещения татар и прямо говорил, что из них некоторые изъявляют желание креститься.
Хан Менгу-Темир (1266–1281) первым выдает русскому духовенству ярлык на имя митрополита Кирилла. С одной стороны, это подтверждает лояльность ханов к Русской Церкви, с другой же, указывает на многочисленные злоупотребления ордынских чиновников, т.к. ярлык представлял собой охранную грамоту.
После смерти Кирилла митрополитом становится Максим, родом грек. Он продолжал политику Кирилла, во многом способствуя восстановлению Русской Церкви. Одним из наиболее важных его дел было перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир. Несмотря на то, что Максим был грек и мог не разбираться в тонкостях внешнеполитического положения Руси, он делает весьма дальновидный шаг. Киев в то время был полностью разорен и уничтожен. Владимир же находился значительно северней, это было место, меньше других пострадавшее от нашествия татар.
Следует отметить, что митрополиты, присланные из Греции, всегда гармонично вписывались в управление делами Церкви. Практически всегда они продолжали политику русских митрополитов.
На протяжении почти всего татарского ига положение Церкви усугублялось еще и княжескими междоусобицами. Споры князей о престолах часто оборачивались татарскими набегами.
С 1308 г. русским митрополитом становится Петр. Он не только получает от Орды подтверждение прежних грамот, освобождающих духовенство от дани, но и опережает послов папы, «которые могли испросить себе у хана вредные для Православия преимущества в южных областях Руси». С именем святителя Петра (1308—1326) связано окончательное перенесение центра Русской Митрополии из Владимира в Москву. Князь Московский Иоанн Данилович Калита, внук святого Александра Невского, понимая, какое огромное историческое значение для Москвы будет иметь пребывание в ней Предстоятеля Русской Церкви, убедил святителя Петра переселиться в Москву (в конце 1325 г.), так как «пребывание Митрополита в Москве давало этому городу значение главного города всей земли, потому что князей было много, а Митрополит был один».
Несмотря на принятие ханом Узбеком ислама в качестве династической религии, большого изменения в отношениях Орды и Русской Церкви не происходит. Этот же хан выдает ярлык митрополиту Петру. И, по свидетельству летописи, митрополит Петр был в Орде «в чести велицей». Узбек ввел закон, по которому русский митрополит должен был получать ярлык при воцарении нового хана. После того, как митрополит Феогност получил ярлык в 1343 г., а в 1357 г. при воцарении следующего хана Джанибека такой же ярлык получил митрополит Алексий. Закон был отменен. В ярлыках, выданных ханами-мусульманами, подтверждался первый ярлык. Добавлено было только право митрополита судить по уголовным делам принадлежавших ему людей.
Во многом хорошее отношение ханов-мусульман к христианству объясняется все тем же языческим отношением к самому исламу. Придавая исламу статус династической религии, хан Узбек руководствовался сугубо прагматически интересами государства. Монотеистическая религия давала хорошие рычаги борьбы с сепаратизмом на местах. Вряд ли можно говорить о каком-либо пересмотре истин и исключительно идеологических соображениях в принятии ислама. Ведь само магометанство требует борьбы с другими верованиями, объявляя их ложью. А ханам с их отношением к любой религии вообще ничего не стоило, приняв ислам, проводить определенный протекторат христианству.
Политика замирения с Ордой и борьбы с западной угрозой, начатая Александром Невским, была продолжена Русской Церковью. В этот период, пожалуй, только Церковь будет предпринимать реальные попытки по консолидации усилий с целью объединения русского народа и сохранения национальной независимости.
Несмотря на отсутствие официальных гонений на христианство, Орда иногда принимала попытки обложения данью Православной Церкви. Так, сын хана Узбека Джанибек продолжительное время удерживал у себя митрополита Феогноста. От него добивались отказа от прежних привилегий, пытаясь обложить духовенство данью. Терпя истязания, Феогност остался непоколебим, так и не отказавшись от прежних ханских ярлыков. Предание говорит о том, что Феогност потратил на подарки ханским чиновникам 600 рублей. По тем временам фантастическая сумма. Следует отметить, что в начале правления Джанибек продолжает политику своего отца. Его отношение к Русской Церкви было хорошим. Уже будучи мусульманином, он вызывает к себе митрополита Алексия в качестве лекаря для своей жены.
С распространением ислама отношение Орды к Русской Церкви начинает охлаждаться. Но нельзя говорить, что попытка отобрать прежние привилегии духовенства была связана именно с этим. Из летописи мы видим, что такая попытка происходит по вине русских князей. Во времена Феогноста увеличение церковного землевладения было основой государственной политики. Таким образом государственные земли уходили от обложения данью. В итоге Церковь действительно владеет небывалым количеством земель. Завидуя этому, отдельные князья пишут хану донос на митрополита, указывая на Феогноста как на объект обложения. «Неции русстии человецы оклеветаша Феогноста митрополита к царю Чанибеку, яко много бесчисленно имать дохода – и злата и сребра и всякого богатства, и достоит ему тебе даваши в Орду на всяк год полетныя дани».
Были у Феогноста враги и в церковной среде. За время отсутствия митрополита в Церкви начинаются различные злоупотребления и расхищения владений. После возвращения из Орды Феогност жестко наводит порядок. Разумеется, многим это не нравилось. Феогност полностью продолжает политику своего предшественника митрополита Петра. Ему даже удается добиться от Константинополя внесения митрополита Петра в месяцеслов.
Заглядывая вперед, можно сказать, что в основе борьбы с татарским игом лежало объединение Руси вокруг Москвы. Свержение ига татар могло стать возможным при наличии войска с единым главнокомандующим. Отношение удельных князей к великому князю не должно было ограничиваться признанием его первым среди равных. Он должен был располагать царской властью. В противном случае конфедерация князей была бы непрочной и при малейшем изменении политической ситуации обязательно распалась бы.
Если татарам не удалось добиться от Русской Церкви отказа от своих привилегий в обложении податью, то подчинить себе церковно-административную власть они даже не пытались. Орда ограничивала свои отношения с завоеванными народами сбором дани. Она не стремилась переделывать их государственную структуру. Это относилось и к Русской Церкви. Если что-то и было изменено, то в сторону увеличения прав Церкви относительно домонгольского периода. Так, например, были расширены полномочия церковного суда.
По мнению Карташева, Русская Церковь испытывала гораздо больше неприятностей от русских князей, чем от татарских ханов. Освобождение Русской Церкви от татарской дани лишь давало повод князьям обирать духовенство.
Если татары не принимают каких-либо усилий по изменению церковного устройства, то угроза с Запада постоянно о себе напоминает. На время Феогноста приходится несколько попыток нарушить церковное единство. Два раза с интервалом в 15 лет в Галиче открывается независимая митрополия. За этими попытками стоял литовский князь Ольгерд. Оба раза Феогносту удается упразднить эту митрополию. Далее в 1352 году в Константинополе появляется некий монах Феодорит. Он заявляет, что Феогност умер, и он его ставленник. Его стараются задержать под благовидным предлогом и проверяют эту информацию. В итоге монах бежит из Константинополя в Болгарию, где назначается на митрополию непризнанной иерархией.
К периоду второй половины татарского ига относится изменение ордынской политики в отношении к Православной Церкви. «Более опасностей открылось для церкви русской тогда, как монголы стали мусульманами. К счастью последнее сделалось не вдруг и без отмены Ясы Чингисхана, как государственного закона». В начале татарских завоеваний, когда покорялся один народ за другим, захватчики демонстрировали максимальную веротерпимость. Главным образом это делалось во избежание сепаратизма на завоеванных территориях. Теперь, когда о серьезном сепаратизме не могло идти речи, варвары начинают показывать свое истинное лицо. Началу политики гонения препятствовали лишь прежние ханские ярлыки, даровавшие определенные свободы Церкви. Не желая отказываться от этих ярлыков, понижая тем самым свой престиж, татары с помощью давления и угроз пытаются добиться отречения от этих грамот самой Церкви.
После Феогноста митрополитом становится Алексий. Феогносту удается поставить своим приемником русского митрополита. Вопрос о назначении Алексия был решен Феогностом. Константинополь лишь санкционировал это решение. На долю митрополита Алексия приходится не только забота о церковных делах, но и управление самим государством. Он фактически выполняет роль регента при малолетнем князе Дмитрии. Перед смертью князь Иван Красный оставил завещание, согласно которому правителем государства назначался митрополит Алексий.
В отношениях с Ордой Алексий продолжает политику своих предшественников. Оправданность этого будет особенно видна, когда к концу его правления от Церкви будут отторгнуты огромные территории. И сделано это будет не татарами, а литовским князем. Алексий несколько раз ездит в Орду. После исцеления ханской жены Тайдулы он получает в дар ордынский двор, где основывает Чудов монастырь. После убийства Джанибека собственным сыном Алексий снова едет в Орду. К этому времени преемник Джанибека уже разрабатывает план военного похода на Русь. Алексию удается не только подтвердить прежние ярлыки, но и отговорить нового хана от военного похода.
Алексий понимал, что избавление Руси от татарского ига может совершиться только путем консолидации усилий всего государства. Для этого необходимо было объединение удельных князей под властью великого князя.
Митрополит видел будущее русской земли как единодержавного государства. Ему удается использовать внутриордынские смуты в этих целях. «В это время Золотая Орда волновалась смутами: в 1363 году явилось вдруг два хана. Один из них, Муруд, или Мюрид, признал малолетнего Дмитрия Московского великим князем и главою князей русских. Дмитрий Суздальский удалился из Владимира в свой удел, а святитель с радостью благословил своего питомца на великое княжение чудотворною Владимирскою иконою Богоматери».
Постепенно отношение удельных князей к Димитрию меняется. К нему начинают относиться не как к первому среди равных, а как к государю. Разумеется, имели место выпады отдельных князей. Нередко это приводило к военным столкновениям.
Московские князья, увеличивая свои земли, уходившие от удельных князей, постепенно сколачивают единое государство, усиливая возможность сопротивления татарам. Свержение их ига было заветной мечтой московских князей. Одобряя стремление потомков святого князя Даниила установить единодержавие на Руси и тайные помыслы относительно татар, святые митрополиты начиная с Петра поддерживали их.
Русских князей, виновных в нарушении мира и непокорных великому князю Московскому, святой митрополит Алексий иногда предавал церковному отлучению. Так, в 1365 г. князь Суздальский Борис отказался мирно уступить своему брату Димитрию отнятый у него Нижний Новгород, и митрополит Алексий послал к Борису преподобного Сергия Радонежского с указанием закрыть в Нижнем Новгороде все храмы. В 1366 г. князь Тверской Михаил Александрович и князь Смоленский Святослав Иоаннович были преданы митрополитом Алексием церковному отлучению за то, что нарушили договор с великим князем Московским и вместе с князем Литовским Ольгердом участвовали в походе на Москву. Еще при жизни Алексия князь избирает ему преемника – архимандрита Митяя. Несмотря на фактическое вступление в права, рукоположен он так и не был. По дороге в Константинополь он умирает. Известно, что митрополит Алексий был категорически против данной кандидатуры. В результате происходит определенный разлад в отношениях митрополита с князем. Но самое важное, что это никак не отразилось на государственных интересах. Так, в отношении с Ордой Дмитрий полностью продолжает политику своего воспитателя. Во многом это было возможно благодаря уже имевшемуся фундаменту, созданному предшественниками и окончательно оформленному митрополитом Алексием.
Митрополит Алексий скончался 12 февраля 1378 года. Но можно с уверенностью сказать, что князь Дмитрий в отношениях с Ордой продолжил политику Алексия. Дмитрий постепенно начинает проявлять непокорность татарским ханам. Новое столкновение становится неизбежным. Далее следует период постоянных смен митрополитов, в конце которого во главе митрополии утверждается Киприан.
Несмотря на явное усиление позиций Русской Церкви и всего государства в целом под гнетом ига, христианство на Руси понесло огромный урон. Пошатнулись вековые устои христианской жизни. У целых поколений было выработано рабское сознание. Можно сказать, что произошел определенный отрыв жизни церковной от повседневной. В домонгольский период жизнь русских христиан органически переплеталась с жизнью Церкви. Сейчас же роль Церкви начинает сводиться к сохранению христианских традиций и устоев для будущих поколений, т.к. поколение существующее не способно было в полной мере их принять. «Неудивительно, что под игом тяжкого рабства, под властью дикого своеволия… бедные христиане восточной и средней России не имели мягкости в нравах. Отсюда нужда заставила добросердечного князя Дмитрия ввести смертную казнь, тогда как Мономах говорил: «не убивайте виновного, – жизнь христианина священна”».
Также происходит упадок в богослужении. Монгольское нашествие стало следствием уничтожения огромного количества книг. От первого периода монгольского ига до нас дошло сравнительно ничтожное число письменных источников. Следовательно, постоянно присутствовала необходимость в создании собственных богослужебных книг. Разумеется, это не могло обойтись без ошибок при переписывании. С целью более точного соответствия богослужебных книг проводились сверки с греческими образцами. Это снижало количество искажений, но не исключало их.
Последним сильным ханом Орды был хан Узбек. После его смерти Орду начинают волновать междоусобицы. Используя эту ситуацию, русские князья прекращают уплату дани. К власти в Орде приходит темник Мамай. Он не принадлежал к княжескому роду Чингисханов. Для увеличения собственного авторитета и укрепления власти он решает совершить военный поход на Русь.
Перед решающим боем на р. Дон Дмитрий посещает Троицкого игумена Сергия и получает от него благословение на битву. Здесь особенно проявилось единение русского народа. Игумен Сергий, прежде отказавшийся от чина митрополита, не желая вмешиваться в политические дела, все же поддерживает Дмитрия. Более того, он благословляет двух иноков присоединиться к войску Дмитрия. Сергий видел в татарском иге угрозу русской государственности и христианству на Руси. Несмотря на отказ Сергия возглавить митрополию, он оказал огромное влияние не только на церковные дела, но и на государственные. Князь Дмитрий во многом советовался с игуменом.
«Любовь и вера Донского героя к основателю Лавры Троицкой была так велика, что он имел преподобного Сергия восприемником детей своих от святой купели и свидетелем при своем духовном завещании».
После разгрома татарских войск на Куликовом поле сильного изменения соотношения сил не происходит. В течение еще почти ста лет периодически совершались татарские набеги на Русь. Иногда они заканчивались обложением данью князей. Но Куликовская победа имела огромное психологическое значение для всего русского народа. Она показала необходимость объединения всех усилий в борьбе за независимость.
Укреплению позиций Руси способствует феодальная раздробленность, начавшаяся в Орде. Это лишний раз подтверждает необходимость совместных действий в любом государстве и гибельность политики обособления удельных князей.
Изменение положения Русской Церкви происходит еще и за счет охлаждения отношений с константинопольским патриархатом. Несколько раз Константинополь в угоду литовскому князю производит назначения, влекущие за собой нарушение единства Русской Церкви. Подобные действия заставляют русских митрополитов задуматься об автокефалии. Несмотря на то, что фактическое учреждение патриаршества на Руси произойдет только при Борисе Годунове, русские митрополиты все больше начинают проявлять самостоятельность в решении церковных дел. Фактическая независимость Русской Церкви будет приобретена уже при митрополите Ионе. Константинополь утратит возможность назначения митрополитов на московскую кафедру. Его роль заключалась в утверждении уже назначенных кандидатур. Можно сказать, что основа автокефалии была заложена еще при монгольском иге.
Даже после резкого обострения политических отношений между Русью и Ордой проповедь христианства в татарской среде не прекращалась. «В 1393 г. Св. митрополит Киприан, в присутствии вел. князя Василия I Дмитриевича и массы народа совершал в р. Москве крещение над знатными татарами – постельниками ханскими». При митрополите Киприане были уже храмы христианские в некоторых татарских поселениях.
После Куликовской битвы наблюдается ослабление ордынского влияния на Русь. Набеги, погромы, обложения данью все еще имеют место, но постепенно начинают носить разовый характер. Набеги уже перестают быть столь опустошительными. Это связано с тем, что монголы уже не могут собрать все силы для нанесения удара. В Орде начинается период феодальной раздробленности. Набеги на Русь совершают удельные ханы, объединившие под своей властью часть монголов. Орда становится неспособной к крупному нашествию и ограничивается грабительскими набегами.
Великий князь все меньше считался с татарами. В 1408 г. хан Эдигей дошел до Москвы, но не смог взять ее. В 1412 г. великий князь Василий I в последний раз ездил в Орду с дарами к сыну Тохтамыша Зелени-Салтану. Падение татаро-монгольского ига произошло при Иване III. К этому времени Орда не была уже той Золотой Ордой, которая угрожала Руси в XIII-XIV столетии. Татары стали менять тип своей цивилизации, становясь оседлым земледельческим народом. Освобождение от Орды произошло в 1480 году. К решительным действиям Ивана III склонял архиепископ Ростовский Вассиан, написавший ему послание, в котором привел Ивану III на память примеры и князя Игоря, и князя Святослава, и князя Владимира Святого, Владимира Мономаха, Дмитрия Донского.
Чудесным образом закончилось стояние на Угре русских и татарских войск. При отступлении русских войск от левого берега Угры татары, решив, что их заманивают в засаду, объятые странным ужасом, бежали. «Нет, не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию!» В благодарность Богоматери, с помощью заступления Которой произошло освобождение от монголов, установлен был ежегодный крестный ход в Москве с чудотворной Владимирской иконой.
Свергнув с себя иго ордынского рабства, восстает Русь, свободная извне и сильная внутри своей целостностью, под скипетром единого самодержца. Православная Церковь перестает страдать от нашествия варваров, которые обращали в груды пепла храмы Божии и обители иноческие, и от междоусобиц князей; она находит себе защитников в благочестивых государях, помазанниках Божиих.
Литература:
Карташев А.В.Очерки по истории Русской Церкви. в 2 тт. М Наука,1991. т.1 стр.279
Тальберг Н. История Русской Церкви в 2 тт. Репринт с изд. 1959 г. Издание Псково – Печерского монастыря, 1994 г. Стр. 83
Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви М., 1999 стр. 90
Тальберг Н. История Русской Церкви в 2 тт. Репринт с изд. 1959 г. Издание Псково – Печерского монастыря, 1994 г. Стр. 83
Толстой М.В. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского м-ря. 1991 г. Стр.120.
Воробьев М.Н. Русская История Ч1. ПСТБИ М.,1999 стр.30.
Русская Православная Церковь под управлением митрополитовwww.pagez.ru
Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. История Русской Церкви. М.,1999. стр.197.
Толстой М.В. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского м-ря. 1991 г. Стр.151.
Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. История Русской Церкви. М.,1999. стр.190.
Толстой М.В. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского м-ря. 1991 г. Стр.170.
Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. История Русской Церкви. М., 1999, стр. 280.
Толстой М.В. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского м-ря. 1991, стр. 176.
Тальберг Н. История Русской Церкви в 2 тт. Репринт с изд. 1959 г. Издание Псково – Печерского монастыря, 1994 г., Стр. 95.
Очерк
«Владимир раздели землю сыном своим, и посажа их по градом,
по княжением: …Станислава, Святославля брата, в Смоленске».
Тверская летопись
По преданию крещение народов, проживавших по всей Смоленской земле, произошло в 1013 году при правлении князя Станислава Владимировича.
В 1882 году в «Смоленском вестнике» и в 1883 году в «Смоленских епархиальных ведомостях» историк-краевед И. Красноперов опубликовал статью «Учреждение в Смоленске епископии (1137 г.)». В ней, на основании рукописи, хранившейся в фонде М.П. Погодина в Санкт-Петербургском отделении Императорской публичной библиотеки, он писал: «святой Владимир крести (л) всю землю смоленскую в 6521-е лето», т.е. в 1013 году. (1)
Исторических документов, подтверждающих факт крещения всей Смоленской земли именно в 1013 году к настоящему времени не обнаружено. Но опираясь на предания и относя к этому времени управление Смоленской землей сыном святого Владимира князем Станиславом, как верным чадом своего отца, нельзя исключить, что в период его правления (989 (995-?) -1014 гг. -?) были приложены многие усилия для крещения всех народов, находившихся в подчинении Смоленску.
1013 год, как дату крещения всей Смоленской земли, приводит И.О. Осипов, автор статьи «Краткая история г. Смоленска и Смоленской губернии», в Приложении XIV, фрагмента книги без выходных данных, вероятно учебника истории для высших и других начальных училищ Смоленской губернии, вышедшего начале XX века. В главе «Христианство в Смоленске (990 г.)» он пишет: «В 988 г. положено было на Руси начало христианства Св. Владимиром. Из Киева христианство быстро стало распространяться и по другим областям и городам русским. В Смоленске христианство было введено при Владимире Св. в 990 г., а по всей Смоленской земле в 1013 г., когда кривичи приняли крещение от проповедников и священников, посланных Владимиром Св. по всей Русской земле и, значит, в Смоленскую область». Материал к учебнику, о христианстве в Смоленске, подготовлен И.О. Осиповым позже, чем опубликована статья И. Красноперова, и возможно, что он составлен не без ее влияния. (2)
О том, что святой князь Владимир, обходя Русские земли в 990 году, мог посылать и в Смоленские земли епископа и священников для крещения всех народов, населявших их, можно судить по фрагменту Московского летописного свода. В начале летописи по Эрмитажному списку указывается: «В лето 6498 (990). Иде Володимер в Суздальскую землю и постави град в свое имя Володимер … и вси людие крести Руския, и наместници по всеи земли». Вероятно, в этот год начато крещение земель и вверх по Днепру от Киева, в том числе и Смоленска. (3)
В книге священника Никифора Адриановича Мурзакевича «История города Смоленска» есть глава «О княжении в Смоленске Станислава Владимировича». Он пишет: «989. Станислав I, князь. Сей князь, прибыв в Смоленск, основал в нем княжеский престол и веру христианскую и по велению отца своего выбрал из княжения Смоленского людей честных и достаточных, выслал им на житье во вновь устроенные пограничные города при реках: Десне, Остру, Трубеже, Суле и Стругене. Он в правлении своем старался быть только исполнителем воли родителя своего. Когда св. Владимир проходил для усмирения Чуди, то и он с кривичами своими в помощь ходил. Станислава Владимировича по смерти родителя своего во временя братоубийства Святополкова, был ли Смоленским Владетелем, где и когда Скончался – все историки, описующие убиение Глебово, случившееся в предместии Смоленска, о нем умалчивают». В примечаниях к этой главе, указывается, что в рукописи, хранившейся в Смоленском губернском архиве, писалось: «990 г. Владимир Великий, путешествуя в Новгород, заехал в Смоленск с митрополитом Михаилом …и просветил смольян с принадлежащим народом святым крещением». Здесь же, читаем: «Св. Владимир после крещения в Смоленске не был, а еже и был, проходя с войском для усмирения Чуди 997 году, то по смерти уже митрополита Михаила. Во всех летописях видно, что Михаил митрополит, получа позволение от Владимира 991 года с Добрынею и другими боярами, ездил по северным городам России для основания веры христианской …Михаил же был ли в Смоленске, неизвестно, а известно из древнего летописца: Владимир, отправляя на княжение детей своих, отправил с ними священников, которым дано было повеление учить вере, крестить всех, строить церкви, а капища идолов и неблагопристойные обычая искоренять». (4)
В «Историческом словаре», составленном в конце XVIII века Иваном Нехачиным, сообщается: «Станислав Владимирович, сын Владимира I Святославовича. Удел получил от родителя своего в 995 году в Смоленске». Иван Нехачин считал, что от разделения Руси на уделы «произошли в Государстве между родными ненависти, ссоры и кровавыя войны; а таковое несогласие было причиною великаго в разныя времена России разорения и опустошения». По кончине князя Станислава, последовавшей до 1015 года, исчез и удел. Вероятно, поэтому и не утвердилась в Смоленске сразу, в 995 году, епископская кафедра, а учреждена окончательно только в 1135 году при князе Романе. Составители «Истории иерархии Русской Православной Церкви» предполагают, что хотя точная дата учреждения Смоленской епархии неизвестна (не позже 1101 г.?), эта «кафедра принадлежит к числу древнейших, а основателем ее был первый глава «Митрополии России» – митрополит Св. Михаил». (5)
Считается, что князь Станислав Владимирович получил Смоленск в удел около 989 года (по другим данным около 995 г.). Назаренко А.В. в примечаниях к первому тому «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) пишет: «По сказанию преподобного Нестора святой Владимир отдал Новгород сперва Вышеславу, а по смерти его – Ярославу, Ростов – сперва Ярославу, потом – Борису, Полоцк – Изяславу, Туров – Святополку, землю древлянскую – Святославу, Владимир Волынский – Всеволоду, Тмутаракань – Мстиславу, Муром – Глебу. Позднейшие летописи прибавляют, что Смоленск отдан Станиславу, Псков – Судиславу, Луцк – Позвизду. Эти уделы, без сомнения, розданы были не вдруг, но одним князьям – прежде, другим – после, и самые князья были тогда еще малолетни». (6)
Ермолинская летопись так сообщает об этом событии: «И потом раздели землю и грады сыном своим: старейшему, от Чехини, Вышеславу Новъград, Изяславу Полтеск, Святополку Туров, Ярославу Ростов, Вышеслав же умре, и даст Новъград Ярославу, а Борису Ростов, а Глебу Муром, Святославу Деревы, Всеволоду Володимер, Мстиславу Тмуторакань, Станиславу Смоленеск, Судиславу Пьсков». В Синодальном списке Родословной книги читаем, что в 988-990 годах князь Владимир «…повеле Святыя Церкви поставити, и крести вся люди Русские земли и святую Христианскую веру утверди. И быша у Великаго Князя у Владимера 12 сынов: 1. Князь Вышеслав. …10. Князь Станислав». (7)
В Рогожском летописце (Летописце Рогожском) князь Станислав также упоминается в списке сыновей святого князя Владимира, после великого события Крещения в 988 году: «…И повеле князь церкви ставить. И поставили в Киеве митрополита Михаила, а по другим городам епископов и попов. И была радость великая на Руси. Было же у Владимира 12 сынов: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Василько, Судислав». В примечании к переводу этой части Рогожского летописца Исаков В.З., автор вступительной статьи, переводов и примечаний к «Тверским летописям», отмечает: «Станислав– достоверных сведений о некоторых из сыновей Владимира I нет. «Новейшие летописцы, – пишет Карамзин, – не хотев обделить и трех меньших сыновей Владимироавых, дают Станиславу Смоленск, Позвизду Луцк, Судиславу Псков». (8)
Новгородская первая летопись младшего извода (Комиссионный список) сообщает, что в 988 году «Володимер же просвещен сам и сынов его с ним 12», среди которых указан и Станислав «десятои». После принятия крещения князь Владимир «…поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду». Во втором приложении к Новгородским летописям, составители приводят «Статьи, находящиеся в рукописи Археографической комиссии перед Комиссионным списком Новгородской первой летописи». В них помещено Родословие Великих Князей Русских: «Сынове Володимеровы: Вышеслав, Станислав, Ярослав…». (9)
В сборнике «Смоленский край в памятниках и источниках (с древнейших времен до второй половины XIX в.)», изданном в 1949 году в Смоленске, авторы Андреев Н.В. и Маковский Д.П., приводят фрагмент текста якобы из Лаврентьевской летописи: «Володимер раздели землю свою сыном своим, и посади Станислава Святославля брата в Смоленсце». Но в современном переиздании Летописи по списку Лаврентия (Лаврентьевской летописи), такого фрагмента о 988 годе нет: «И посади (Владимир) Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске…» и т.д. Упоминания о Станиславе, кроме указания его в списке имен сыновей великого князя Владимира не приводятся. Похоже, Андреев и Маковский составили этот текст из двух фрагментов, взятых в Тверской летописи: «988. Об удельных князех. Потом же Владимер раздели землю сыном своим, и посажа их по градом, по княжением: Вышеслава, иже от Чехини, сего, яко старейшаго, посади в Новогороде, …Станислава, Святославля брата, в Смоленске». (10)
На период 988-1013 годов приходится служение трех иерархов Русской Церкви. Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси, по Иоакимовской летописи, был родом из Сирии. В 988 году его прислал в Корсунь патриарх Константинопольский Николай Хрисоверг. После крещения великого князя Владимира вместе с ним прибыл в Киев. Из Несторовой летописи известно, что «святитель Михаил был мудр и тих, хотя и строг, где подобало; насадил христианскую веру в России и устроил первые училища». Скончался 30 сентября 992 года и погребен в Киеве в Десятинном храме Пресвятой Богородицы. Затем его мощи перенесены в Антониевы пещеры, и позже в соборный Успенский храм Киево-Печерской лавры (+ 992; память 30 сентября/ 13 октября). Вторым митрополитом Киевским стал Леонтий – грек по происхождению. Он вероятно так же прислан патриархом Николаем, и управлял с 991 года по 1007 (1008) год. При нем великий князь Владимир перенес мощи святой равноапостольной великой княгини Ольги (+ 969; память 11/24 июля) в Десятинный храм. Скончался митрополит Леонтий в 1007 (1008) году. Следущим управляющим Киевской митрополией стал Иоанн I. Он направлен на Русь при патриархе Константинопольском Сергии. В своей работе «Русские православные иерархи» Митрополит Мануил (Лемешевский) предполагал, что митрополит Леонтий был русским или болгарином. Он скончался в 1035 году. (11)
По мнению митрополита Макария (Булгакова) первые священники, диаконы и причетники, сопровождавшие Киевских митрополитов «были у нас с самого начала из греков и, вероятно, из болгар, и одни назывались царицыными, потому что пришли с царевною Анною из Греции, другие – корсунскими, как прибывшие из Корсуня. Но через несколько лет, без сомнения, начали появляться на этих церковных степенях и русские…». (12)
В статье, посвященной святому князю Владимиру митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) отмечал: «…в условиях неблагоприятных для Церкви, среди народа дикого и не расположенного к обращению, в стране враждебной православной Византийской империи, произошло событие не объяснимое естественным ходом вещей, – Крещение Руси». Благодаря этому событию, впоследствии произошло не только образование Поместной Русской Православной Церкви, но и Русского государства, в которое входили и Смоленские земли. (13)
В молитве святому князю Владимиру, написанной после 1000-летия Крещения Руси, её автор, обращаясь к святому, писал: «Како похвалим тебе, в земных владыках премужественный, Владимире? …Виждь люди твоя, како живут, како храними суть Господем, како благоверие хранят по преданию твоему, како славят Христа, како поклоняются Имени Его. Виждь и грады, величеством сияющия, виждь церкви цветущия, виждь христианство растущее». Край Смоленский, имевший в первые десятилетия крещения Руси лишь десятки небольших деревянных храмов, за прошедшее тысячелетие украсился сотнями каменных храмов и десятками монастырей. И хотя десятилетия «безбожной смуты» принесли непоправимый ущерб, на Смоленской земле, как и по всему Отечеству, вновь возрождается Православие. (14)
Примечания
Иеромонах Даниил (Сычёв)
Располагается на территории деревни Николо-Яровня Нетризовского сельского поселеления Кардымовского района Смоленской области Координаты:
|
Николо-Яровня – ныне не существующая деревня, в которой есть храм Святителя Николая Чудотворца, построенный еще на пожертвования Александра I. В нескольких километрах от него – святой источник. Данное место, словно магнит, притягивает паломников со всех уголков России и Зарубежья. Источнику с целебной радоновой водой уже почти 400 лет. По преданию, на этом месте, где забил ключ, явился Николай Угодник. Две купели: для мужчин и женщин. Известны множественные случаи исцеления.
Источник прячется от любопытных глаз в Кардымовском районе, а по факту совсем недалеко от смоленской кольцевой автодороги. В деревне Святая Яровня (ее чаще называют Николо-Яровня) живет всего несколько человек. Основное население — послушницы Свято-Никольского женского скита, который относится к Свято-Троицкому монастырю на Большой Советской в Смоленске.
Каменный храм, вместо деревянного, сожженного французами, появился в селе в 1816 году благодаря императору Александру I, который узнал историю чудесного обретения иконы Николая Чудотворца посреди колосившегося ржаного поля. На месте обретения иконы забил родник, который много лет притягивал к себе паломников. До революции к источнику ходили крестные ходы.
После 1917 года Никольский храм был действующим. Он закрылся в 1939 году, а в 1941 году там открыли колхозный мяльно-трепальный пункт. Во время немецкой оккупации храм был открыт для богослужений.
Говорят, что в советские годы сюда автобусами возили паломников даже из Прибалтики. Вокруг этого места витает много историй о чудесных исцелениях. Одна из таких историй гласит о некоем крупном бизнесмене, который был болен раком. Было это в начале 1990-х годов, когда страна еще только начинала возвращаться к вере. Кто-то посоветовал ему приехать в Николо-Яровню и окунуться в целебный источник. После нескольких омовений в купели страшная болезнь ушла, а этот человек в благодарность святому дал много денег на восстановление храма Николая Чудотворца, который находится немного выше источника на холме. И действительно, когда в Николо-Яровню попадаешь в первый раз, просто удивление берет: как среди полей и тишины, которая прорезается лишь редкими проезжающими автомобилями, может стоять такой красивый храм в отличном состоянии.
— Я часто бываю на святом источнике в Николо-Яровне, — рассказывает член смоленского отделения Союза фотохудожников России Николай Дементьев. — С каждым погружением я все больше ощущаю силу молитв святителя. Я верю в то, что через купание в святом источнике любой человек может получить благодать. В будущем планирую только чаще ездить туда.
Источник в Николо-Яровне известен своей силой в борьбе с онкологическими заболеваниями:
— В Николо-Яровню я впервые съездила в прошлом году с друзьями, была наслышана о целебных свойствах святой воды в источнике Николая Чудотворца. Мне кажется, это один из самых лучших и наиболее благоустроенных источников в Смоленской области, — рассказывает журналист Виктория Самуйленкова. — Во время поездки нам удалось пообщаться с батюшкой, который раньше служил там в храме. Он рассказал много историй об исцелении людей в этом месте. Мне очень запомнилась история женщины, у которой был неоперабельный рак. Она приехала в монастырь с последней надеждой. После посещения церкви и святого источника она полностью исцелилась.
11 мая 2007 года по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — патриарх Московский и всея Руси) в Николо-Яровне был открыт Свято-Никольский женский скит, преобразованный в 2008 году в монастырь, сообщает официальный сайт Свято-Троицкого женского монастыря в Смоленске. Его настоятельница — монахиня Николая (Саттерова).