См. раздел О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
Смысл жи́зни человека заключается в богопознании, богоуподоблении (обожении) и богообщении. Бог — Творец мира и человека и только в Боге мы можем обрести гармонию и бесконечную радость бытия.
***
Смысл человеческого существования как живого соединения с Богом утвержден Иисусом Христом: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» (Ин.17:21).
«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас».
апостол Павел (Деян.17:26-28).
«Ничто сотворенное удовлетворить нашего духа не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает, и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нём успокаивается. Когда достигнет сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может».
свт. Феофан Затворник
«Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Августин блаженный
«Мы созданы на земле чтобы быть радетелями безсмертной красоты и участниками тайных Божиих бесед».
преподобный Максим Грек.
«Наша жизнь лишь тогда имеет смысл, когда она ставится в связь с жизнью вечной, и каждый наш поступок оценивается по этому критерию: идет ли он на пользу душе, или во вред? Если на пользу – делай; если во вред – откажись».
Энн МакЛеллан Лардас
Содержание
Будем готовиться к жизни иной
—Геронда, один юноша исчез, оставив своим родителям
записку, что хочет покончить с собой, потому что он некрасив, а виноваты в этом
они…
— Люди не постигли еще глубочайшего смысла жизни. Они не
верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого. «Я несправедливо обижен,
— говорит человек, — другие радуются, а я нет”. Люди недовольны тем, что имеют,
подмешивается эгоизм, и они мучаются. Бог любит всех людей. Каждому человеку Он
дал то, что ему полезно: рост ли, отвагу ли, красоту или что-то еще. Он дал
человеку то, что может помочь ему спастись, если он употребит это с пользой.
Однако мир терзается: «Почему я такой, а он такой?” Но ведь у тебя есть одно, а
у него другое. Один Христа ради юродивый румын, подвизавшийся на Святой Горе,
рассказал кому-то из терзавших себя подобными помыслами такую историю: «Увидела
лягушка буйвола и сказала: «Я тоже хочу стать буйволом!” Дулась, дулась и под
конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом. А лягушка чего
учудила: захотела стать буйволом! Ну и лопнула!” Пусть каждый радуется тому,
каким сделал его Творец.
Как только человек использует данную ему
благоприятную возможность уверовать в Бога и в будущую вечную жизнь, то есть,
когда он постигнет глубочайший смысл жизни и, покаявшись, перестроит ее, так
сразу же придут божественное утешение с Благодатью Божией, и Благодать изменит
его, изгоняя и все его наследственные недостатки. Многие покаявшиеся грешники
смиренно подъяли любо-честный подвиг, прияли Благодать, стали святыми, и сейчас
мы с благоговением поклоняемся им и просим их молитв. А прежде они имели немало
страстей, в том числе и наследственных. К примеру, преподобный Моисей Мурин.
Будучи кровожаднейшим разбойником с наследственной злобой, он, едва лишь
уверовал в Бога, сразу покаялся, стал подвизаться, все страсти его покинули, а
Благодать Божия посетила. Он даже удостоился приятия пророческого дара, а
чуткостью превзошел и самого Арсения Великого, который происходил из
великосветского римского семейства, имел наследственные добродетели и обладал
большой внешней ученостью.
— То есть, Геронда, в чем конкретно
заключается смысл этой жизни?
— В чем? В том, чтобы подготовить себя
для нашего Отечества, для неба, для рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот
глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь,
человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт
для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы
не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы
сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять
следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со
спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда. Когда Христос
благословил пять хлебов и насытил столько тысяч людей, народ тут же сказал:
«Царь бы из Него вышел что надо!” Съели пять хлебов и две рыбы и воодушевились.
Однако Христос сказал им не заботиться о сей пище, потому что здесь мы не
останемся. В этой жизни каждый из нас подвергается испытаниям: соответствует ли
он тому, чего требует Бог.
— Геронда, что человек должен всегда иметь
в своем уме для того, чтобы творить волю Божию?
— Он должен иметь
свой ум в Боге, думать о том, ради чего он вступил в эту жизнь. Мы пришли сюда
не для того, чтобы заниматься всем на свете и устраиваться по теплым местечкам.
Мы пришли, чтобы подготовиться к жизни иной. Итак, наш ум должен непрестанно
находиться там, в будущей жизни, и в том, что способно помочь нам ее достичь. С
любочестием относясь ко всему, любочестно и смиренно подвизаясь, человек
понимает смысл жизни духовной. Духовная жизнь есть безудержная отвага, духовный
пир. Знаете, что такое пир? Познайте глубочайший смысл монашества, стяжите
духовное благородство, святоотеческую чуткость. А глубочайший смысл жизни (не
монашеский, а вообще) обязаны уяснить все люди. Если бы они это сделали, то
совсем бы исчезли мелочные придирки, грызня и прочие проявления самости. Раз
есть божественное воздаяние, то будем думать о том, как заработать маленько
«денежек” для будущей жизни, а не о том, как в жизни этой держаться с
достоинством и принимать человеческую славу от других. Когда человек движется в
плоскости действительной жизни, он всему радуется. Тому, что живет. Тому, что
предстоит умереть. Не потому радуется, что он устал от жизни, нет, он радуется
тому, что умрет и пойдет ко Христу.
— Геронда, он радуется оттого,
что не противится тому, что попускает Бог?
— Он радуется, видя, что
эта жизнь преходяща, а жизнь иная — вечна. Он не устал от жизни, но, думая: «Что
нас ожидает, разве мы не уйдем?”, он готовится идти туда, понимая, что в этом
его предназначение, смысл жизни.
Вот, к примеру, взять женщин,
работающих в системе социальной помощи. У них есть доброта: бегают, бедняжки,
убиваются ради других. По образованию они психологи, но бывают случаи, когда тот
способ, которым они хотят помочь другим, не действует. Идет она, к примеру,
утешать человека, которому отрезали ногу, а он ей говорит: «Ты вот пришла на
двух ногах и говоришь мне: «Добрый день”, — а у меня-то нога только одна”. Что
она сможет ему ответить? Как она поможет ему психологией? Если этот человек не
уловит глубочайший смысл жизни, то ему ничто не сможет помочь. Он должен понять,
что за это попущенное Богом увечье он, если не будет роптать, получит в иной
жизни накопленную небесную мзду. Поняв это, он должен радоваться. Да хоть бы и
на четырех ногах ходили остальные, он должен говорить: «Благодарю Тебя, Боже
мой, за то, что я хожу на одной”. Но, воспринимая жизнь недуховно, эти бедняжки
идут утешать людей и не знают, что им сказать.
Идет такая «социальная
утешительница”, к примеру, облегчить страдание тридцатипятилетней больной раком
женщины, у которой трое детей. Что она ей скажет? Если эта мать не уловит
глубочайший смысл жизни, то она будет отчаиваться, думая о том, что станет с ее
детьми. И сама психолог, пришедшая ее утешать, впадет в то же самое отчаяние,
если она не поймет чего-то высшего, чего-то духовно более глубокого. Ведь, не
расположив сначала более глубоко саму себя, она не сможет правильно помочь и
ближнему так, чтобы к нему пришло божественное утешение. Так эти бедняжки
психологи не только устают телесно, но и расстраиваются, видя, что они не могут
оказать людям серьезной помощи. То есть устают вдвойне.
Мы должны осознать добро необходимостью
Человек должен осознать добро необходимостью, иначе он будет мучиться. И
сказать, что не все могут осознать добро необходимостью, было бы неправдой. Я
такого мнения оправдать не могу. Добро в состоянии осознать необходимостью даже
пятилетний ребенок. Скажем, у какого-то малыша поднялась температура. Родители
зовут врача, тот говорит: «Держите ребенка крепко” и — раз! — делает ему укол.
После этого малыш, едва завидев врача, пускается в рев и убегает. Но если ему
сначала скажут: «Послушай-ка, ты болен, у тебя температура. Ты не можешь ни в
школу пойти, ни играть. Другие-то дети вон играют. А если ты дашь врачу
чуть-чуть тебя уколоть, то температура спадет и потом ты тоже сможешь пойти
играть”, то ребеночек тут же зажмурит глазки и сам протянет врачу свою ручку для
укола. Я хочу сказать, что если уж малыш может осознать добро необходимостью, то
насколько более это доступно человеку взрослому.
С того момента, как
человек поймет, что правильно, а что нет, — все, вопрос закрыт. Предположим, я
вам говорю: «Я вышвырну вас из окна”. Что это значит, вы понимаете. Даже
умственно отсталый понимает, что если он выпадет из окна верхнего этажа, то
переломает себе ноги. Он понимает, что такое обрыв и что такое ровное место, что
такое хорошо и что такое плохо. Человек взрослый, читавший святых отцов,
Евангелие, знает, что правильно и что нет. С этого момента надо себя
переключать. Но часто, когда говоришь некоторым особам: «Почему ты это делаешь?
Разве ты не понимаешь, что это неправильно?” — они начинают: «Вот, к несчастью,
я такая. А почему я такая? Ведь и раньше я была такая…” — «Да оставь ты, какая
ты была раньше! Сейчас, когда я тебе это говорю, что ты делаешь, чтобы
исправиться?” Если у них не соображает голова, то это другое дело, тогда у них
есть оправдание. Но только младенец схватит вместо карамельки уголек по той
причине, что у него не соображает голова.
— Геронда, ваша мать была
очень чутким человеком, любила вас. Как же она с самых пеленок воспитывала вас в
строгости?
— С младых ногтей человек может помочь себе в том, чтобы
постичь глубочайший смысл жизни и радоваться по-настоящему. Когда я был
маленьким и бегал с ребятами наперегонки, то оставлял их позади. Они не давали
мне бегать, прогоняли меня, дразнили «эмигрантиком”, беженцем. Я приходил к маме
в слезах. «Что ты плачешь?” — спрашивала меня она. «Мне ребята не дают с ними
бегать”, — отвечал я ей. «Тебе хочется побегать? Вот двор, бегай. Почему ты
хочешь бегать на улице? Чтобы на тебя смотрели и говорили «молодец”? В этом есть
гордость”. В другой раз мне хотелось играть в мяч, а ребята опять меня
прогоняли. Я снова плакал и шел к маме. «Что случилось, что ты опять плачешь?” —
спрашивала меня она. «Ребята не дают мне играть в мяч!” — говорил я. «Двор у нас
большой, мячик у тебя есть, играй здесь. Что, хочешь, чтобы на тебя смотрели и
любовались? В этом есть гордость”. И тогда я подумал: мама права. И потихоньку
мне расхотелось и бегать, и играть в мячик, чтобы меня видели, потому что я
понял, что в этом есть гордость. «И правда, — думал я, — какая же все это
чепуха! Мама права”. И после, видя, как другие дети носятся, бьют по мячу и
хвалятся этим, я не очень переживал. Я смеялся и говорил: «Ну чего вытворяют?” —
а сам был тогда маленьким — в третий класс начальной школы ходил. Потом я жил
естественной жизнью. И сейчас, если меня спросят: «Что выберешь: подняться в
августе месяце босиком по колючкам на вершину Афона или же поехать на
какое-нибудь торжество, где тебя облачат в мантию и осыплют почестями?” — то я
скажу, что предпочитаю босиком подняться на Афон. Не от смирения, а от того, что
мне это по душе.
Люди, имеющие гордость, в детстве не получили помощи в
семье. Мирское мышление человека мучает. Если кто-то запустит себя в этом
отношении, если родители не помогут своим детям, когда те еще маленькие, то
после это станет уже состоянием. Одно дело — это маленько похвалить ребенка,
чтобы он не падал духом, другое — раздувать его эгоизм. Скажем, ребенок
спутался, читая стишок, и теперь унывает. Его мама, видя это, говорит ему: «Ну
все, все. Хорошо прочитал”.
Однако если он прочитал стихотворение
хорошо, и мать начинает нахваливать его перед другими: «Ну какой же ты молодец!
Ты прочитал лучше всех детей! Мой ребенок лучше всех!” — то это плохо. Так
родители часто культивируют в детях гордость. Или, к примеру, ребенок
наозорничал в школе, и его за это отчихвостил учитель. Он приходит домой и
жалуется отцу: «Учитель несправедливо меня отругал”. Если отец и мать встают на
сторону ребенка и к тому же в его присутствии говорят про учителя: «Я вот ему
покажу! Да как он смел, да моего ребенка!..” — то ребенок потом считает свое
озорство правильным, а в итоге мучается из-за пустяшных вещей. Основа всему в
том, чтобы дитя кое-что поняло еще в родительском доме. Если человек с юных лет
усваивает глубочайший смысл жизни, то потом все идет как нужно. В противном
случае он получает удовольствие от тленного, от человеческих похвал, которые в
действительности не приносят ему покоя, и остается тленным человеком.
Поможем миру в покаянии
— Геронда, что сегодня способно помочь миру больше всего?
—
Если бы миру преподавалось сегодня покаяние, то помочь могло бы только оно.
Чтобы получить пользу, будем читать как можно больше житий тех святых, которые
обращают особое внимание на покаяние. Просить у Бога покаяния — это значит
просить просвещения. Испрашивая покаяния и сильнее каясь, мы, естественно,
придем в большее смирение. А тогда по необходимости придет большая Божественная
Благодать, просвещение от Бога. Пребывая в покаянии, человек хранит Благодать
Божию. Люди-то ведь хорошие. Вон большинство: не исповедуется, не причащается,
находится в великом неведении, но, с другой стороны, приходят ко мне и просят
помощи. Что-то в этом кроется.
— Геронда, может быть, поводом для
того, чтобы люди приблизились к Богу, становятся испытания?
— Тем, в
ком есть доброе расположение, испытания помогают. Те, в ком такого расположения
нет, начинают обвинять Бога, хулить Его, оправдывать себя. Зло в том, что люди
не признаются: «Согреших”, но терзаются. Диавол имеет в мире великую власть. Мы
дали ему много прав. Во что же превратился сегодняшний человек! Зло в том, что
он, не имея покаяния, препятствует Богу вмешиваться и помогать ему. Если бы было
покаяние, то все бы наладилось. Нас ждут грозы, грозы! Да прострет Бог Свою
руку! Будем просить покаяния всему миру. Будем молиться и о тех, кто сознательно
делает зло Церкви и не намерен исправляться, чтобы Бог дал им покаяние, а потом
забрал их в лучший мир.
Поможем, насколько это возможно, миру в
покаянии, чтобы приять Божии благословения. Покаяние и исповедь — вот что нужно
сегодня. Мой неизменный совет людям: кайтесь и исповедуйтесь, чтобы диавол был
лишен прав, а вы прекратили подвергаться внешним бесовским воздействиям. Чтобы
люди поняли и покаялись, им требуется встряска. К примеру, человек исповедуется
в том, что совершил прелюбодеяние. Духовник читает над ним разрешительную
молитву, накладывает на него епитимью и на этом останавливается. Но духовник
должен помочь ему понять, что зло не заключалось лишь в прелюбодеянии. Кающийся
должен осознать, что, сделав это, он стал преступником, разрушил две семьи. Но
некоторые духовники ни сами не копают глубже, ни людей не заставляют задуматься.
— Геронда, есть люди добрые, однако редко ходящие в храм, не
принимающие регулярного участия в церковных Таинствах…
— Бывают
случаи, когда кто-то нечасто ходит в церковь, но имеет в себе благоговение,
доброту, и поэтому Бог находит Себе место и обитает в нем. Если бы эти люди
участвовали в таинственной жизни Церкви, то они бы весьма преуспели в жизни
духовной. А другие ходят в храм, исповедуются, причащаются, делают все, что
нужно, и, однако, Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, поскольку в
них нет смирения, доброты, настоящего покаяния. Для того, чтобы прийти в
надлежащее устроение, одной исповеди перед духовником недостаточно. Должно быть
и покаяние. И каждую молитву надо начинать с исповеди Богу. Не так, конечно,
чтобы, не переставая, плакаться: «Я такой, сякой, эдакий!..” — а потом
продолжать свою старую песню. Это не переживание греха. Переживая, человек
становится хоть немного, да лучше.
Помните, с какой простотой молились
израильтяне? «Востани, вскую спиши, Господи”, то есть «Проснись, Господи, что же
ты спишь?” И Господь после «воста… яко силен и шумен от вина и порази враги
Своя вспять…”. С какой простотой, с каким смирением, но и с каким дерзновением
рекли они: «Господи, что мы теперь скажем язычникам? Ты спас нас в Чермном море,
а что нас ждет сейчас? Умирать в пустыне или же попасть под меч иноплеменных? Не
выставляй же нас на посмешище!” Но только не вздумаем и мы открыть свой рот и
ляпнуть подобное: «Что же ты спишь, Господи, и не видишь?” — потому что за это
мы можем получить по макушке. Это будет бесстыдством. Израильтяне рекли это со
смирением и простотой. Они не перекладывали ответственность на Бога, не говорили
Ему: «Зачем Ты так сделал? — но каялись и просили: — Мы достойны зол много
больших, но что мы теперь скажем язычникам?” И видите? Они сразу же приклонили
Бога на милость. Вам это понятно?
Присутствовало признание ошибки,
покаяние, Бог вмешался и «порази враги…”. А если и мы окажемся в трудной
ситуации и не поведем себя духовно, то люди мира сего скажут о нас: «Ну и где же
ваша молитва? Вы ведь говорите, что молитесь. Что же вы, а?”. Так мы становимся
посмешищем.
Покаяние содействует исчезновению зла
Прося миру покаяния, будем причислять к провинившимся и себя. В молитве не
надо говорить: «Помоги миру, миру, который грешен”. Три библейских отрока
родились в вавилонском плену, однако не говорили: «А чем виноваты мы? — но
исповедовались пред Богом: — Нам досталось поделом, мы были достойны и
большего”. Они говорили так, как если бы до вавилонского пленения находились
среди тех, кто преступил Божии заповеди, как если бы и они соучаствовали во
грехе, хотя на деле они были ему непричастны, поскольку в те годы еще не
родились на свет.
Их молитва в вавилонской пещи трогает меня за сердце.
«Праведен ecu Господи о всех, яже сотворил ecu нам… Яко согрешихом и
беззаконновахом… И ныне несть нам отверзти уст… Не предаждь убо нас до
конца… И не отстави милости Твоея от нас, Авраама ради возлюбленного от Тебе”.
То есть: «Поделом, Господи, ты нас наказываешь, ибо мы согрешили. Но только лишь
ради Авраама, которого Ты любишь за то, что он не согрешил, не оставляй нас”.
Они причисляли ко грешникам и себя и верили в то, что говорили устами. Потому и
стала пещь прохладной, тогда как язычников, пришедших на нее посмотреть, опалило
пламя. Не совершая такой работы над собой, человек начинает постоянно находить
себе оправдания. «Меня подтолкнул на грех диавол”, или «Виноват Адам”, или
«Виновата Ева, а не я виноват”. Один «богослов-профессионал” заявил мне как-то
раз: «А почему мы должны теперь страдать из-за Евы?” — «Мил человек, — ответил
ему я, — тебе это, что, мешает спастись? Что ты прицепился к горемыке Адаму и к
страдалице Еве? За одну погрешность — и столько веков томиться в аду! А к нам
пришел Христос и спас нас”.
«Если согрешите семьдесят крат седмерицею, —
сказал Он, — и покаетесь, то Я вас прощу”. Мы грешим тысячи раз, но, только бы
мы каялись искренне, Христос нас прощает. А мы будем говорить, что виноваты Адам
и Ева? И глядите: ведь никому не дают имя Ева. Давайте-ка мы назовем
какую-нибудь послушницу при постриге Евой или, по крайней мере, Зоей, если имя
Ева кажется тяжелым. Ведь это же очень несправедливо так относиться к Еве! Она
родительница всех нас, она матерь всего мира, а мы даже имени ее не хотим
слышать! И проклятию Бог, в сущности, подверг диавола. «Змей был мудр”. Диавол
вошел в змею, чтобы обмануть человека. Смотри: ведь как все валят на Еву.
Говорят, что это она нас погубила, что если бы не ее преслушание, то мы сейчас в
раю жили – не тужили бы. А вот если бы и мы услышали от Христа: «Один раз
допустили погрешность — отправляйтесь-ка на столько-то веков в ад!” Вот тогда бы
пусть поговорили!.. Какой же все-таки неблагодарный мир!..
Так или
иначе, покаяние — это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек
может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, — это не шутка.
Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь «согреших”? Бог изменяет
гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный
ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с
любовью ласкает и утешает его. Уклонившиеся от заповедей Божиих израильтяне
семьдесят пять лет прожили в вавилонском плену. Но в конце концов, когда они
покаялись, царем стал Кир, о котором можно сказать, что он повел себя лучше, чем
сыны Израилевы, осквернившие жертвенные святыни. Бог изменил образ мыслей Кира и
соделал его верующим в Бога Небесного.
И вот Кир дарует израильтянам
свободу, дает им деньги, дерево для строительства храма, возводит им стены
вокруг Иерусалима и проявляет такую доброту и такое благоговение, которого, да
будет позволено сказать, не проявляли даже сами израильтяне. И все потому, что
народ покаялся и изменился. Видите, как покаяние содействует исчезновению зла!
Источник: Блаженной памяти старец Паисий Святогорец «СЛОВА» Т.I-IV
Монастырь
Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Суроти,
Салоники
Издательский дом «Святая Гора», Москва 2002-04гг.
АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.
При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).
26.1 ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.
Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.
В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.
1.Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:
грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Эпитеты могут также выражаться:
—существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);
—деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;
—местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:
Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);
—причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
2. Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)
Сравнения выражаются различными способами:
— формой творительного падежа существительных:
Соловьем залетным Юность пролетела,
Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)
— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель… (М. Ю. Лермонтов);
— при помощи слов подобный, похожий, это:
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза (А. Ахматова);
— при помощи сравнительных придаточных предложений:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)
3.Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
Все метафоры делятся на две группы:
1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):
И меркнет звезд алмазный трепет
В безбольном холоде зари (М. Волошин);
Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)
Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.
4. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:
Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)
5. Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:
— между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов);
— между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);
— между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);
— между предметом и материалом, из которого сделан предмет: …не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов);
6. Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:
— с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… (А. С. Пушкин);
— с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)
7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах
А. С.Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».
8.Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).
9. Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)
И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)
10. Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)
26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!
11. Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый —отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.
Синонимы могут быть контекстными.
12. Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.
Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.
Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной,
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной.
13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности
Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:
1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);
2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).
14. Стилистически окрашенная лексика
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:
1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:
а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька
б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные/
2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:
б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий
15. Лексика ограниченного употребления
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:
— лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);
— лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);
— лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);
— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);
— лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).
26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств— это уровень предложения или нескольких предложений.
Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.
16.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
17.Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);
Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)
18.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:
Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);
О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)
19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.
Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);
Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);
Досталась им буханка светлого хлеба — радость!
Сегодня фильм хороший в клубе — радость!
Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли— радость! (А. И. Солженицын)
Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);
20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской… (М. Ю. Лермонтов);
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)
Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).
21. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:
— согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);
— дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);
22.Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)
23.Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)
В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:
Зато и внук,и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту… (П.Г. Антокольский)
24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:
Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)
25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:
Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);
Вчера еще в глаза глядел,
А ныне — все косится в сторону,
Вчера еще до птиц сидел,
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)
26.Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)
Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)
27.Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);
Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);
Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)
28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).
29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…
Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:
—восклицательные предложения;
— диалог, скрытый диалог;
—вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;
—ряды однородных членов;
—цитирование;
—вводные слова и конструкции
—Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.
В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.
Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.
Новогодний праздник связан с осмыслением еще одного прошедшего года нашей жизни, покаянием. Какой будет новая страница нашего бытия? Произойдет ли в ней обновление?
Редакция портала «Русский Афон» подобрала пять изречений афонских отцов об обновлении и смысле жизни.
1. Дни, годы, века проходят как тень и все мы приближаемся к своему концу. Жизнь любого человека — книга, а каждый день жизни — одна её страница. У каждой книги есть конец, конец есть и у человеческой жизни. На страницах этой книги есть и плохое и хорошее, записаны и светлые и тёмные дела человека. А когда окончится жизнь, тогда откроется пред Богом эта книга и на основании того, что в ней написано, человек даст ответ.
Архимандрит Ефрем (Мораитис)
2. Самое главное — человек должен познать глубочайший смысл жизни, который заключается в спасении души. Уверовав в Бога и вечную жизнь, человек осознаёт, что земная жизнь бренна, и готовится к путешествию в мир иной. Мы редко вспоминаем о том, что никто из нас не избежит смерти. Эта жизнь дана нам не для того, чтобы безмятежно наслаждаться ею, а для того, чтобы сдать экзамен на пригодность к жизни вечной, поэтому мы всегда должны иметь перед собой цель: подготовиться к этому испытанию так, чтобы когда Христос призовет нас к себе, беспрепятственно вознестись к Нему и пребывать с Ним вечно.
Преподобный Паисий Святогорец
3. Живет только тот, кто переделывает себя; без этого любая жизнь всего лишь – самораспад. … Чтобы обрести духовную жизнь, не думай о том, сколько времени это займет, лучше используй каждое мгновение своей жизни, и Христос не оставит тебя.
Монах Симеон Афонский
4. Вся наша земная жизнь от рождения до последнего вздоха в своем конечном завершении предстанет как некий единый, непротяженный акт. Его содержание и качество возможно увидеть в один миг. Представьте себе сосуд идеально чистого стекла полный воды; с первого взгляда можно сказать – чиста ли вода, или нет, и насколько. Так будет с нами по переходе в иной мир. Всякое движение, даже мимолетное, сердца или мысли оставляет некий след в общей сумме нашей жизни. … когда мы полны заботы приготовления к вечности, тогда все меняется, и мы стремимся освободиться от всякой тьмы внутри нас.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
5. Когда люди хранят страх Божий, тогда тихо и сладко жить на земле. Но ныне народ стал жить по своей воле и разуму, и оставил заповеди святые, и без Господа думают найти радость на земле, не ведая, что единый Господь есть радость наша, и только в Господе веселится душа человека. Он согревает душу, как солнце греет полевые цветы, и как ветер, качая их, придает им жизни.
Преподобный Силуан Афонский
Смотри также
1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», — говорит преподобный Серафим. Предлагаем …12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую … 11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию … 8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять … Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика …Неконтролируемый гнев — величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения …Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят …Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. … 27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше …21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …
О любви
Св. Апостол Павел (1 послание к Коринфянам, 13:4)
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему верит, уповает, все терпит. Любовь никогда не проходит».
Митрополит Антоний Сурожский
И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была ЛЮБОВЬ!
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Именно любовь, — ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного — любви к человеку.
Архимандрит Рафаил Карелин
Когда Господь дает испытать любовь, то понимаешь, что это есть истинная жизнь, а остальное — серый сон. Только любовь делает жизнь глубокой, только любовь делает человека мудрым, только любовь дает силы с радостью нести страдания, только любовь готова страдать за других.
Святитель Николай Сербский
Когда любовь спешит навстречу любви, все теряет свое значение. Время и пространство уступают дорогу любви.
Святитель Николай Сербский
«Истинно любит тебя тот, кто втайне молится о тебе Богу».
Преподобный Сергий Радонежский
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».
Монах Симеон Афонский
«Лить колокола и золотить купола храмов – хорошо, но это еще далеко от Любви.
Строить храмы и возводить монастыри – еще лучше, и это уже недалеко от Любви.
Утешать детей, стариков, больных и заключенных – это очень близко к настоящей Любви.
Помогать всю жизнь хотя бы одному страдающему человеку – это и есть истинная Любовь».
Преподобный Амвросий Оптинский
Ты должна иметь любовь, а любовь с крыльями: с одной стороны — смирение, а с другой — милостыня и всякое снисхождение к ближнему.
Митрополит Антоний Сурожский
Любить – значит, перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить – значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого.
Митрополит Антоний Сурожский
«Если человек несет в себе большую любовь, эта любовь окрыляет, и все жизненные испытания переносятся с большей легкостью, поскольку человек несет в себе великий свет. Это и есть вера: быть любимыми Богом и позволять Богу любить себя во Христе Иисусе».
О Жизни
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
«Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу. Ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой».
Императрица Александра Феодоровна Романова
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи».
Преподобный Амвросий Оптинский
Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову Апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.
Монах Симеон Афонский
«Истинная дверь всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими».
Преподобный Серафим Саровский
«Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный».
Преподобный Амвросий Оптинский
Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.
Святой праведный Алексий Мечёв
Господь сталкивает нас с людьми не напрасно. Мы вот все относимся к людям, встречающимся с нами в жизни, равнодушно, без внимания, а между тем Господь приводит к тебе человека, чтобы ты дал ему, чего у него нет. Помог бы ему не только материально, но и духовно: научил любви, смирению, кротости — словом, привлек ко Христу своим примером.
Если ты ему откажешь, ни в чем не послужишь, то помни, что он все-таки не будет лишен этого. Господь дает тебе случай сделать добро, приблизиться к Богу. Если ты не хочешь, Он найдет другого человека, который даст требующему должное и нужное ему.
Старец Паисий Святогорец
Когда человек осуждает, отгоняет от себя благодать Божию, становится беззащитным и потому не может исправиться.
Святой праведный Иоанн Кронштадский
Когда идёшь в гости к кому-либо из родных или знакомых, иди не для того, чтобы у них хорошо поесть и попить, а для того, чтобы разделить с ними дружескую беседу, чтобы беседою любви и искренней дружбы оживить свою душу от житейской суеты, чтобы соутешаться верою общею.
Об отношении к ближнему
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя. Согрей его душу!
Митрополит Антоний Сурожский
Приучи себя при первом взгляде на человека всегда от души желать ему добра.
Святитель Николай Сербский
Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие!
Святой праведный Иоанн Кронштадский
Когда в глазах твоих люди впадают в различные грехи против тебя, против Господа, против ближних и против себя самих, — не озлобляйся на них, ибо и без тебя много злобы в мире, но жалей их от души и извиняй их, когда они обижают тебя, говоря сам себе: Господи! отпусти им, ибо их путает грех, они не знают, что делают.
Преподобный Амвросий Оптинский
«…Потребно держаться совета святого Исаака Сирина: «стараться не видеть злобы человека». В этом состоит чистота душевная».
Преподобный Силуан Афонский
«Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них».
Святой праведный Алексий Мечёв
Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет тебе благодарен.
О браке и семье
Святитель Иоанн Златоуст
«Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение».
Митрополит Антоний Сурожский
«Если дать Богу быть хозяином в доме, дом становится раем».
Святой праведный Иоанн Кронштадский
Которого ребенка не прогрели (любовью) родители и ближние до корня души, до корней всех чувств его, тот так и останется мертв духом для Бога и добрых дел.
Священник Александр Ельчанинов
Каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, постоянная работа над собой.
Старец Паисий Святогорец
Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, — родительское благословение.
Святитель Тихон Задонский
Если хотите, чтобы дети ваши были благочестивыми и добрыми, будьте сами благочестивыми и добрыми, и себя в пример им ставьте.
Святитель Иоанн Златоуст
Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесённом ущербе, потому что сам он — лучшее для тебя приобретение.
Святитель Феофан Затворник
Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлет.
Святитель Тихон Задонский
Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова.
Святитель Иоанн Златоуст
Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.
Святитель Григорий Богослов
Если у тебя необуздан язык, всегда будешь ненавистна мужу. Дерзкий язык причинял зло часто и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не даёт места нескромному слову.
О Боге и богопознании
Старец Ефрем Святогорец
Цель молитвы состоит в том, чтобы соединить человека с Богом, принести Христа в сердце человека. Где действие молитвы, там и Христос со Отцом и Святым Духом — единосущная и нераздельная Святая Троица. Где Христос — Свет мира, — там вечный свет мира: там мир и радость, там ангелы и святые, там веселье Царства.
Блаженны те, которые облачились в Свет мира — в Христа — еще в настоящей жизни, потому-что они уже начали носить одежду нетления…
Свт. Иоанн Златоуст
Послушай Бога в заповедях, чтобы Он тебя услышал в молитвах.
Митрополит Антоний Сурожский
«Бог приближается к нам всегда, Он всегда близок, но мы Его ощущаем только сердцем любящим и смиренным. Искорка любви у нас бывает, а вот смирения очень мало».
Святитель Николай Сербский
Для духовного человека в небесах существуют три окна: в первое смотрит верующий разум, второе открыто для уповающего сердца, третье — для любящей души. Тот, кто смотрит только в одно окно, увидит лишь треть неба. Кто смотрит сразу в три, тому открыто небо целиком. Святая Варвара прорубила три окна в башне, в которую ее заточил отец–язычник, чтобы так исповедовать свою веру во Святую Троицу. Чтобы увидеть Божественную Троицу в Ее Единстве, мы должны узнать самих себя как троицу в единстве. Ибо только троица может созерцать Троицу.
Митрополит Антоний Сурожский
«В Ветхом Завете увидеть Бога значило умереть; в Новом Завете встреча с Богом означает жизнь».