Оптинские старцы высказывали свое мнение о посещении мирянами театра, о пристрастии к чтению романов, об увлечении полотнами живописцев, о желании часами или даже постоянно слушать музыку.
Чтобы не повредить душе
Отдых необходим, но увлечения, по совету преподобного Варсонофия, следует выбирать очень осторожно, чтобы не повредить своей душе. Старец приводил пример безгрешного отдыха святых:
«Однажды святой апостол Иоанн Богослов на крыльце своего дома сидел с птичкой на руках. Проходивший человек удивился и сказал:
– Что ты делаешь? Словил птичку и гладишь?
Апостол ответил:
– Ты охотник, кажется: у тебя лук и стрелы. Если перетянуть лук, что сделается с ним?
– Он оборвется, – был ответ.
– Так и человек не может упражняться только в духовном. Не выдержит – сорвется, – пояснил апостол Иоанн Богослов.
Надо всё делать с рассуждением, а то бывает и ревность не по разуму».
Не забывать о мире горнем
Преподобный Варсонофий объяснял, что нет греха в наслаждении красотой природы – это невинное утешение даровал человеку Сам Господь, но «нынешний мир есть лишь слабое подобие мира, бывшего до грехопадения», и мы не должны забывать о мире горнем, где «высшее блаженство»:
«Правда, есть и земные радости, облагораживающие душу. Нет греха, например, наслаждаться красотами мира сего. Есть на земле необыкновенно красивые местности…
Хороша и наша северная природа. Тургенев живо и ярко описал ее в своих произведениях. Он, между прочим, был в Оптиной и восхищался красотою нашей обители. Но нынешний мир есть только слабое подобие мира, бывшего некогда до грехопадения. Есть мир горний, о красотах которого мы не имеем понятия, а понимают его и наслаждаются им только святые люди. Этот мир остался неповрежденным, но земной мир после грехопадения резко изменился.
Всё равно как бы кто-нибудь лучшее музыкальное произведение, например Бетховена, разделил на отдельные тона, тогда впечатления целого не получилось бы. Или картину, например Рафаэля, разорвал на клочки и рассматривал отдельные кусочки. Что увидели бы мы? Какой-нибудь пальчик, на другом лоскутке часть одежды и т.д., но величественного впечатления, которое дает произведение Рафаэля, мы, конечно, не получили бы. Разбейте великолепную статую на части – впечатления прекрасного не получится. Так и нынешний мир».
За мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть
Преподобный Анатолий (Зерцалов) в письме к духовной дочери предостерегал ее от излишних светских удовольствий. Музыка и театр, танцы и балы развлекают, и за развлечениями люди забывают о духовной жизни, которая одна – во спасение души:
«…Ты там всё пляшешь. Я… советовал указать тебе басню Крылова «Стрекоза и Муравей”. К тебе она подходит. Та тоже любила Масленицу и не жаловала поста – всё плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом. На что крепок зуб, и тот у сладко ядущих поддается и рассыпается, как песок.
…И Крылов, светский писатель, сказал свою «Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».
Об этом же напоминал преподобный Варсонофий:
«Светские развлечения совершенно закружат человека, не давая ему времени подумать о чем-либо духовном. А после этого времяпровождения остается пустота на душе. Воспоминаются суетные разговоры, вольное обращение, увлечение мужчинами, а мужчин – женщинами. И такая пустота остается не только от греховных удовольствий, но и от таких, которые являются не очень грешными. А что, если среди таких развлечений призовет к Себе Господь? Слово Господне говорит: «В чем застану, в том и сужу”. А потому такая душа не может пойти в обитель света, но в вечный мрак преисподней. Страшно подумать! Ведь это на всю вечность!»
С точки зрения полезности для души
Оптинские старцы не отвергали искусство, но рассматривали его с точки зрения полезности для души человека, с точки зрения спасения. Старцы критиковали лишь те произведения искусства, которые распаляли страсти человеческие, привязывали сердца к земному, тварному, вместо того чтобы возносить сердца людей горе, к духовному. Преподобный Варсонофий ценил то искусство, которое отрывает душу от житейских мелочей и устремляет к Богу:
«Поэзия и художество отрывают душу от житейских мелочей и доставляют человеку эстетическое наслаждение. В XVIII веке, при распространении материалистического направления, создался такой взгляд на поэтов и художников, будто это ненужные люди – сидят и ничего не делают.
Виктор Гюго в защиту сказал: «Взгляд на небо – это уже дело”.
…Серьезная музыка, как Моцарта, Бетховена и других, действует облагораживающим образом на душу, часто под влиянием ее хочется плакать и молиться».
Преподобный Варсонофий говорил о том, что для понимания серьезной музыки нужно иметь художественный вкус, и вспоминал следующий случай:
«В одном богатом семействе был вечер. На нем одна талантливая девушка удивительно хорошо исполнила одно из лучших произведений Моцарта. Все были в восхищении, а у притолоки стоял лакей, подававший папиросы и вообще прислуживавший гостям, и позевывал: «И что это господа слушают такую скучную музыку? Вот бы поиграли на балалаечке…”
Он был прав в своем суждении, так как серьезная музыка была ему непонятна. Чтобы понимать произведения даже земного искусства, и то надо иметь художественный вкус».
Старец Варсонофий напоминал о том, что душа наша ищет в произведениях искусства «выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух». Старец утверждал, что у художников всегда есть «огонек религиозного мистицизма», и ему самому в течение всей жизни нравились только те люди и разговоры, которые пробуждали высшие идеальные стремления:
«У художников в душе есть всегда жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиозного мистицизма».
«В течение всей жизни я замечал в себе то, что мне всегда нравились только те люди и те разговоры, которые пробуждали в моем сердце высшие идеальные стремления, имевшие в основе своей веру в бессмертие человеческой души, веру в истину, благо и красоту. И напротив, всегда мне антипатичны были люди, мысли которых и разговоры вертелись на одном лишь упорядочении жизни: временном и внешнем. Это стремление к высшему, идеальному выражалось в моей душе склонностью ко всему таинственному, мистическому в жизни».
Старец сравнивал некоторых людей искусства с теми, кто пришел в храм, но остановился на его пороге, не войдя внутрь. Он сокрушался о тех, кому было так много дано, чьи души вспыхивали от малейшей искры, но они «эту искру не раздували», не трудились в выполнении заповедей:
«Огромное большинство наших лучших художников и писателей можно сравнить с людьми, пришедшими в церковь, когда служба уже началась и храм полон народа. Встали такие люди у входа, войти трудно, да они и не употребляют для этого усилий. Кое-что из богослужения доносится и сюда: Херувимская песнь, «Тебе поем”, «Господи, помилуй”; так постояли, постояли и ушли, не побывав в самом храме… Души их, как динамит, вспыхивали от малейшей искры, но, к сожалению, они эту искру не раздували, и она погасла».
Всё надо делать как бы перед взором Божиим
Преподобный Нектарий наставлял творческих людей:
«Заниматься искусством можно, как всяким другим делом, например столярничеством или выпасом коров. Но всё надо делать как бы перед взором Божиим. Есть большое искусство и малое. Вот малое бывает так: есть звуки и свет. Художник – это человек, могущий воспринимать эти еле уловимые цвета, оттенки и неслышимые звуки. Он переводит свои впечатления на холст или бумагу. Получаются картины, ноты или поэзия. Здесь звуки и свет как бы убиваются. От света остается цвет. Книга, ноты или картина – это своего рода гробница света и звука.
Приходит читатель или зритель, и если он сумеет творчески взглянуть, прочесть, то происходит воскрешение смысла. И тогда круг искусства завершается. Перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук. Поэтому художнику или поэту нечем особенно гордиться. Он делает только свою часть работы. Напрасно он мнит себя творцом своих произведений – один есть Творец, а люди лишь убивают слова и образы Творца, а затем от Него полученной силой духа оживляют.
Но есть и большее искусство – слово оживляющее и воодушевляющее (например псалмы Давида). Путь к этому искусству лежит через личный подвиг художника – это путь жертвы, и лишь один из многих достигает цели…»
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Приглашаем посетить сайт «Церковный композитор», посвящённый современной православной музыке.
Под современной православной музыкой создатели сайта подразумевают религиозную по содержанию музыку, написанную православными композиторами за последние годы. Хронологически отправной точкой православной современности мы считаем 1988 год, год 1000-летия Крещения Руси.
Какая же существует современная православная музыка?
Во-первых, это музыка богослужебная, предназначенная, прежде всего для исполнения в храме. Её задача — дополнять и усиливать молитвенное состояние. Согласно традиции православного богослужения, это музыка для хора без сопровождения.
Во-вторых, духовная музыка для концертного исполнения. Самодостаточная, стремящаяся донести богословское и нравственное содержание богослужебного или религиозного текста через эмоциональное переживание слушателей в условиях концертного зала. Такая музыка имеет безусловное миссионерское значение. Эта музыка может использовать певческие голоса в сопровождении различных инструментов или оркестра. Сюда же можно отнести и инструментальную музыку без текста, использующую узнаваемые мелодии православного богослужения.
И, наконец, в-третьих, музыка, совмещающая богослужебные особенности и концертные достоинства.
Нужна ли Церкви и обществу новая духовная музыка, написанная современниками? Ведь есть знаменный и производные от него распевы, есть обиходное пение, да и духовных концертов со времён Бортнянского написано немало.
Представляется, что сейчас, в начале XXI века, когда мы многое знаем и многое можем, новая духовная музыка нужна и востребована.
Репертуар церковных хоров, так же как и концертный репертуар, нуждается в обновлении. На клиросах и на духовных концертах звучат в основном произведения авторов XIX века. Что же касается духовной музыки XX-начала XXI веков, то она еще не вошла в богослужебную практику, да и на концертах звучит редко.
Распространение современной духовной музыки в электронном виде через Интернет делает эту музыку доступной как для церковных регентов, так и для светских музыкантов, желающих исполнять религиозную музыку на концертах.
На сайте «Церковный композитор» каждому композитору, пишущую православную духовную музыку, посвящена отдельная страница, где публикуются ноты, а также аудио и видеозаписи представленных песнопений. Музыка проходит экспертизу в Экспертном Совете, куда входят священнослужители, регенты и члены Союза композиторов России. На сайте будут также публиковаться статьи, посвящённые актуальным проблемам современной православной музыки.
«Пора уже становиться настоящей, «взрослой» православной и читать Святых Отцов, а не детские сказки», — говорила я себе, стоя в храмовой лавке. Передо мной стоял выбор — купить «Поучения аввы Дорофея» или роман Джорджа Макдональда «Донал Грант». Деньги были только на одну книгу.
Роман Джорджа Макдональда, духовного учителя Льюиса! Льюиса! Человека, который говорит о Боге через литературу, да так, что при чтении реально ощущаешь Божье Присутствие! Но авва Дорофей… это — классика. Это — твердая пища в вере. Каждый порядочный православный должен его прочесть и … жить по нему, наверно? Но прочесть точно должен.
И вот я выхожу из храма и сразу утыкаюсь в «Донала Гранта». Мне очень стыдно и виновато за выбор, сделанный мной. Кажется, что я предала Православие. Но спустя 10 минут читаю размышления главного героя о том, как ему жить после невзаимной любви — проблема, актуальная для меня в тот момент — и понимаю, что эту книгу я купила не зря.
Мы не монахи, нас волнуют отношения с противоположным полом, выбор профессии, обращение с деньгами, семейная жизнь, отношения с другими людьми. И если мы христиане, мы должны выстраивать все это в свете веры во Христа и Евангелия. Практически ничего из этого не волновало древних монахов, кроме разве отношений с другими людьми. Но отношения в монашеской общине отличаются от отношений с друзьями или отношений на работе. А значит, и здесь нам трудно будет найти подходящий совет.
Однако, найти совет мало. Пример действует лучше, чем наставление. История больше трогает, чем совет. Именно поэтому из Евангелия в первую очередь запоминаются притчи. Христианская художественная литература хороша тем, что дает нам примеры христианской жизни более близкие к нам, чем жизнеописания отцов пустыни. Герои любят, ненавидят, страдают, завидуют, тщеславятся, раскаиваются в обстоятельствах, похожих на наши. И поэтому, кроме удовольствия от чтения художественной литературы, мы можем чему-то у них действительно научиться. Вот мой личный топ-5 христианской литературы.
Джордж Макдональд
«Донал Грант»
Второй роман из дилогии «Поэт и бедняк». Донал Грант, главный герой, после того, как его любимая девушка выходит замуж за его друга, уходит из родительского дома искать свое место в мире. Он находит это место, а также новую любовь. В комплекте замок с привидениями, поиски потерянной комнаты и похищение героини.
Попутно становится понятно, что:
- смирение ≠ униженности и безгласности,
- прощение ≠ попустительству и примирению,
- забота о других ≠ сплетни о них,
- послушание Богу и другому человеку ≠ бездумному подчинению.
Макдональд писал свои романы из-за невозможности проповедовать с кафедры. Поэтому он очень много говорит о Боге. О Боге милостивом, справедливом и невыразимо прекрасном. Многие из его рассуждений еретичны с точки зрения протестантизма, но верны с точки зрения православия.
Арчибальд Кронин
«Ключи царства»
Если Макдональд — проповедник и романтик, то Кронин — художник и реалист. Он родился в семье протестанта и католички, учился в иезуитском колледже и 13 лет работал врачом. Эти факты его биографии так или иначе нашли отражение в повести «Ключи Царства».
Священник Фрэнсис Чисхолм — сын католика и протестантки и не выносит религиозную нетерпимость, ведь она стала причиной смерти его родителей. Закончив семинарию, он серьезно относится к своему призванию и старается служить Богу и людям — сначала в шахтерском поселке в Шотландии, а потом и в Китае. Трудности, одиночество и неудачи преследуют его, и благодаря им видны его вера и смирение. У него нет ярких свершений, и миссионерствует он скорей через дружбу и уважение, чем через проповедь.
Книга учит нас отличать подлинное золото веры, любви и служения от блестящих подделок, ставит вопросы об оправдании и осуждении войны с точки зрения христианства и может быть большим утешением для каждого, кто чувствует себя одиноким в своем служении.
Луиза Мэй Олкотт
«Маленькие женщины»
Книга для семейного чтения
Свою самую известную книгу Луиза Мэй Олкотт написала в 34 года, по просьбе знакомого издателя, заказавшего «книгу для девочек».
В Америке идет Гражданская война, отец-священник вдали от дома служит капелланом, а мать воспитывает четырех дочерей, списанных с сестер писательницы и неё самой. Девочки дружат с соседским мальчиком, ставят спектакли, катаются на коньках, ходят в гости, работают и зарабатывают на жизнь.
И вся эта повседневность пронизана светом Евангелия, желания стать как можно лучше и добрее, борьбой со своими недостатками. В этом девочкам помогают мать и отец, поддерживая их собственным примером.
Николай Лесков
Рассказы о праведниках
В 1883 году в письме Лесков пишет о русской жизни: «Нет ни умов, ни характеров и ни тени достоинства… С чем же идти в жизнь этому стаду, и вдобавок еще самомнящему стаду?».
Не ограничиваясь осуждением, он начинает искать живые примеры праведности, находит и делает из них цикл рассказов о праведниках.
Рассказы основаны на реальных историях.
К.С.Льюис
Пока мы лиц не обрели
Кажется, что Льюис писал в основном сказки и фантастику. Но есть у него малоизвестное произведение, которое, хоть и основано на мифе, можно назвать реалистическим. Это его последний роман «Пока мы лиц не обрели”.
Главная героиня, некрасивая царская дочь Оруаль, рассказывает о том, как боги отняли у нее сестру и всех, кого она любила. Страница за страницей сочувствуешь ей и укоряешь богов. И вдруг в последний момент видишь ту же историю глазами богов… или Бога. И это совсем другая история.
Основываясь на древнегреческом мифе об Амуре и Психее, Льюис говорит о покаянии, о том, что мешает нам встретить Бога, о настоящей любви и о подделке под любовь. Хороший шанс взглянуть на себя со стороны и измениться.
Конечно, все сказанное выше не означает, что надо забросить отцов Церкви подальше и читать только романы. Ими накоплен колоссальный опыт, и его тоже надо осваивать. Но на это нужны годы, а жить по-христиански надо уже сегодня. Поэтому мне больше не стыдно, что я купила в христианской лавке роман вместо классики аскетики. И тогда, и сейчас роман для меня актуальней.
Кстати, авву Дорофея я потом тоже купила.
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Автор статьи: Татьяна Зайцева (Пашковская)
Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Богослов, поэт, нарративный практик.