— Когда я полз к алтарю во время пострига в монахи, меня охватил настоящий страх. Даже когда в Афгане я шел на свое первое задание 19-летним пацаном, я так не боялся. Тогда думал: подорвусь — так подорвусь. А тут боялся. Сверху слышал голос одного из монахов: «Да, ползет, как настоящий сапер», — так передает свои чувства сегодняшний монах Митрофан, вчерашний послушник Николай. — Страх ответственности, видимо, что такой важный шаг в жизни делаешь. Это же ответственность за всех вас. За каждое слово, которое я скажу людям. То, что оставляю навсегда светскую жизнь, я знал более чем три года назад, когда только переступил порог Никольского монастыря. Внутренне я давно уже был готов к этому шагу. В этом большая заслуга игумена Феодорита (Золотарева), моего духовного учителя.
В честь первого епископа Гомеля Митрофана (Краснопольского) получил новое, монашеское имя Шамиль Джалалов, обитатель гомельского Свято-Никольского монастыря. Чуть раньше здесь он принял таинство святого Крещения с именем Николай. О совсем непростом пути к православной вере человека, который родился в Туркмении, мы писали почти два года назад (2 июня 2015 года).
В 1980 году судьба испытывал его в Афганистане, где боец получил тяжелую контузию, но солдат-новичок спасся. После была чернобыльская зона, которую он вместе с другими резервистами охранял от мародеров — в 1986 году. Кстати, именно тогда Беларусь стала для него второй родиной. При этом туркменский язык из его уст сейчас ежегодно звучит во время пасхальной службы, когда в храмах торжественно читается Евангелие от Иоанна на самых разных языках мира.
Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан во время пострига отметил, что имя первого гомельского епископа Митрофана новому монаху досталась случайно:
— Оно будет связывать его с историей этой церкви, в которой когда-то святитель Митрофан совершал литургии, постриги, молился и просил, чтобы Господь всегда помогал всем гомельчанам. В конце концов жизнь епископа закончилась мученической смертью в 1919 году. Когда будет трудно, вспоминайте свой постриг, как вы двигались к алтарю и распинались на этом пути.
Кстати, монашеский путь точно не для всех. Но в нем есть своеобразная красота, считает известный публицист и проповедник, архимандрит Савва (Мажука).
Сам он постриг принял более чем два десятилетия назад тоже здесь, в Свято-Микольком монастыре Гомеля:
— Древние монашеские тексты в отношении монахов применяют античную философскую терминологию: монахов называют «любомудрыми». А это есть точный перевод слова «философ». Красота монашества — это красота истины и святости. Если мы говорим про святого человека или о святости как свойстве человека, места или предмета — это всегда опыт переживания красоты. Увидеть святого человека — это глубинное эстетическое потрясение. Тот самый момент, когда в одной точке сходятся истина, добро и красота. Вот что я имею в виду, когда говорю о красоте монашества.
— Но ведь многие видят только черную одежду, глаза в землю… Может, это просто определенные стереотипы общественного восприятия монашества?
— Так думают те, кто никогда не слушал внимательно классическую музыку, кому никогда не рассказывали, как правильно смотреть на картины импрессионистов… Что в них красивого? — спросят они… То же самое с монашеством. Причина живучести таких стереотипов — невежество, недостаточное знакомство с темой. Впрочем, оно есть и в среде монашества. Люди сталкиваются с суррогатом и принимают его за истину. Но ведь на самом деле любые отклонения или искажения какой идеи не дискредитирует саму идею.
— Монашество существует и в других религиях. Как бы вы сформулировали принципиальную отличие православной аскезы от других?
— Монашество — это универсальная культурная форма, которая может иметь место даже не в религиозном контексте. Например, школа пифагорейцев, которая существовала в шестом веке до Рождества Христова, по всем признакам была монашеской общиной. Со старцем, с определенными нормами дисциплины, с послушничеством и так далее. Важно, каким содержанием мы наполняем эту форму. Монашество не выше христианства. Это только форма вероисповедания.
— Монах — от греческого μοναχός — единичный. Но при этом часто говорят, что монах спасается именно в общине, общине, как светский человек — в семье. Для многих есть в этом противоречие.
— Это противоречие сформулировал еще поэт IV века Палладий Александрийский. У него есть даже стихи антимонашеского содержания. Он говорил: «Посмотрите, вот толпа одиноких». Толпа моносов. Что за оксюморон? Что за чушь? Монахам это всегда ставили в вину, но на самом деле это термин, который показывает направление жизни. Мне кажется, для описания опыта монашества лучше подходит древнерусское слово «инок», что означает иной. Иоанн Лествичник, живший в VII веке, говорил о самых разных стилях монашеской жизни, в том числе о жизни вместе и затворничестве… Он считал, что отдельным людям вредно и даже опасно жить в общине. Это о том, что в католицизме стало системой различных «орденов». В восточном монашестве в древности было куда проще. Там каждый монастырь был отдельным «орденом». В русском монашестве такой пестроты нет. Мы к ней только понемногу подходим. Таким образом, в монашестве нет какой-то абсолютной канонической формы, единственно верной. У каждого человека есть свои таланты, склонности, и этот стиль нужно находить.
Наше монашество теперь только на определенном этапе развития, оно только-только начинает раскрываться. Золотого века русского монашества еще не было, он только на горизонте и появится не очень скоро. Но он будет, и все предпосылки для этого есть.
— Когда-то услышала, что будто в монастырь идут люди, которые имеют склонность к определенному образу жизни, стилю мышления. Будто есть какой психотип. Поспорите?
— Конечно, поспорю. Возьмите описания жизни святых подвижников-монахов и сравните их. Есть и экстраверты и интроверты… Есть такие, как патриарх Тихон, который был шутником и начинал утро с интенсивной гимнастики. Он был монахом. Но были и подвижники, которые жили в Киево-Печерской лавре и давали обет молчания. А Серафим Саровский разные стили монашества пробовал: затворничество и жизнь вместе с другими монахами, общественную деятельность и работу по учреждении монастыря… Таким образом, говорить об определенном психотипе нельзя. В нашем монастыре, как и в любом, большая проблема людям сойтись. Если бы у нас был один психотип, проблемы не было бы, а так мы должны друг к другу подстраиваться. У каждого свой ритм, свои вкусы, свое представление о юморе… И мы учимся жить друг с другом, потому что все очень разные. Но мы выбрали для себя такой путь, потому что был какой-то призыв. Почему такой призыв происходит? А почему Пушкин начал писать стихи? Может, это влияние дяди или избыток французской литературы в библиотеке отца? Почему это произошло? Можно бесконечно разбирать, как Фрейд разбирал биографии различных известных деятелей культуры или Сартр писал о Флобере и пытался разложить его по полочкам. Это занятие неблагодарное. На самом деле нельзя эти вещи понять. Такая биография. То же самое с монашеством.
— Говорят, монашество — это полное отречение от себя прошлого…
— Скорее всего, это задание, а не данность. Это занятие на много лет: забыть себя прошлого. Одним тем фактом, что на тебя надевают черные ризы и дают новое имя, ничего не происходит. Ты только получил какой-то определенный аванс для дальнейшей работы и подвига. Ты еще не стал новым человеком. Должны пройти годы, десятилетия, чтобы перестроить себя, переродиться.
— В 90-е годы, когда вы пришли в монастырь, постригов было много. Много людей в то время вообще пришло к вере. Сегодня постриги — единичное явление. Почему?
— Для этого очень много причин. Мы стали жить очень комфортно, и отречься от мира сейчас действительно очень тяжело.
— Тогда, когда нечего было терять, было легко?
— Да, гораздо легче. Но есть другой момент. Мне кажется, что в будущем монашество обречено на малочисленность. Почему я так считаю? Потому что в средние века, когда был расцвет христианского монашества, оно взяло на себя социальные функции. Все знаменитые европейские университеты основаны монахами. Науку развивали монахи. Они же занимались благотворительностью: первые больницы, аптеки, лепрозории, приюты, библиотеки, дома ухода основали и обслуживали монахи. Крупнейшие монастыри были промышленными, образовательными, культурными, еще и пенитенциарными центрами. Сейчас общество под воздействием христианства научилась ответственности за своих стариков, сирот, детей, одиноких женщин, инвалидов и так далее. Монахам уже незачем заниматься теми вещами, которые в свое время не было кому кроме них делать. К тому же многочисленность монастырей в средние века и даже в новое время была связана с тем, что для многих людей это был единственный вариант социального лифта или обустройства в жизни. Особенно актуально это было для девушек-бесприданниц или одиноких мужчин, которые уходили в монастырь. В этом не было ничего плохого, так как люди были верующие и к этому склонные. Сейчас другая ситуация.
Жизнь стала куда более безопасной. Мать-одиночка может себе позволить поднимать пятерых детей, потому что ей помогает в этом государство. Есть библиотеки, больницы, пенсионные, благотворительные фонды и так далее. Человеку, чтобы выжить, не обязательно вступать в какую-то общину.
— А зачем тогда идти в монастырь?
— Монашество осталось для идеалистов. В том его и ценность. Сейчас все социальные роли от нас отпали, мы долги раздали и можем заняться тем, чем монашество и должно заниматься.
— Молитвой за весь мир?
— Можно и так сказать, но это неверная формулировка. Монашество — это гимн любви к Богу. Расшифровать не берусь, так как это то же самое, что дать краткое содержание Вивальди «Времена года». Монашество — это музыка. Как рассказать о музыке человеку, который ее не слышал? А люди, которые слышали, таких вопросов не задают. Это определенный стиль жизни, когда человек всего себя целиком отдает Богу. В чем это проявляется? В молитве, или в подвиге, или в преданности?.. Он просто не может иначе жить.
— Не противоречат ли черные монашеские ризы пасхальному духу христианства?
— Христианство — это действительно религия Пасхи, радость Пасхи. Иоанн Лествичник говорил: «Бог не хочет, чтобы люди плакали. Он хочет, чтобы они улыбались чистым смехом». Но из-за того, что мы повреждены грехом, мы вынуждены плакать, чтобы потом там научиться улыбаться. Поэтому монашество — это добровольный пост перед главной Пасхой, это путь к ее радости. Это путь к чистому детскому смеху сквозь слезы взрослого человека, который оплакивает свои грехи.
Ирина АСТАШКЕВИЧ
Agionoros.ru начинает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). По просьбе автора мы изменили название книги с «Подвижники-миряне» на «Подвижники в миру».
Её автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца.
Первый том «Подвижников в миру» был опубликован в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим, но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский, еврейский и арабский языки.
В 2011 году I том «Подвижников в миру» был опубликован Издательским Домом «Святая Гора». С главами из второго тома мы планируем знакомить читателей по мере их перевода на русский язык.
ПОДВИЖНИКИ В МИРУ. Том II
Посвящается благоговейным матерям,
Которые вскормили своих детей
Собственным христианским примером
И ключевыми водами Православной веры.
Предисловие
Четыре года назад был опубликован первый том книги «Подвижники в миру». Амбициозных планов и каких-то сверхзадач перед этим изданием не ставилось. Единственное чего хотелось – сохранить духовный опыт тех, кто стал примером настоящей христианской жизни – современных подвижников в миру. Но вопреки всем прогнозам и ожиданиям книга была встречена читателями с большой любовью и интересом.
Так что же нашли читатели в этих простых и смиренных людях подвизавшихся среди мира?
Наверное, они увидели в них живые примеры добродетели, которым можно подражать (что редкость в наше время). Познакомились с действенными способами аскезы. Узнав о том какие беды и испытания им пришлось пережить, обрели утешение в собственных страданиях.
Видимо, существует духовный закон: добродетель возрастает не в условиях комфорта и удовольствий, а в печали, трудностях и лишениях. Это правило в полной мере нашло отражение в жизни этих благословенных людей. Они с любовью соблюдали Заповеди Божии и показали бесконечное терпение перед лицом данных им испытаний. Они получили у Бога Благодать и жили с доверием Его Промыслу. Их не заботило мнение мира. Единственное к чему они стремились – быть послушными Воле Божией и сохранить любовь ко Господу.
Мир считает таких людей отсталыми и лишними, но их пример актуален всегда. Поражает то, с какой лёгкостью они смотрели на жизненные трудности, как легко преодолевали испытания, перед которыми современные люди (со всей своей мудростью и знанием) отчаиваются и опускают руки. Чем тяжелее были их беды – тем больше у них было терпения. Они стали сосудами благодати, побеждали искушения и поддерживали немощных. Своей простотой, жизненной мудростью и духовным подвигом они смогли воплотить Евангельские заветы и сделать веру содержанием собственной жизни.
К сожалению, в наше время люди тонут в своих многочисленных заботах и проблемах. Но вместо того, чтобы исправить свою жизнь покаянием и попросить помощи у Бога, они подчас ищут решения своих проблем «по мановению волшебной палочки»: прибегают к колдунам и тем самым дают диаволу права над собой, обрекая себя на вечные мучения. Смертно согрешают, умножая этим число своих проблем и разрушая семьи.
Ещё одна популярная ловушка – поиск харизматиков. Сегодня люди готовы ехать хоть на край света чтобы найти харизматичного старца и решить свои житейские проблемы, но не желают покаяться, изменить свою жизнь и найти постоянного духовного руководителя. К сожалению, многие из тех, кого считают харизматиками – лжестарцы, впавшие в прелесть. Они строят из себя прозорливых, чудотворцев и экзорцистов. Впадая в прелесть сами, они вводят в соблазн множество людей (порой, даже священников). Эти лжехаризматики не имеют ничего общего со смиренными подвижниками в миру.
Разница в образе жизни между певдохаризматиками и настоящими подвижниками бросается в глаза. Подлинность благодатных даров людей, о которых рассказывает эта книга, проявлялась в их смирении и стремлении скрыть данные им Богом дары от окружающих. Псевдо-харизматики, напротив, занимаются саморекламой и обогащаются за счёт своих жертв.
Эта книга содержит двадцать четыре жизнеописания подвижников в миру. Из них один епископ, один иеромонах, пять пресвитеров, два подвизавшихся в миру монаха (удостоившихся принятия ангельского образа в конце своей жизни) и пятнадцать мирян (мужчин и женщин). Рассказы о них помещены в хронологической последовательности (по дате их блаженной кончины).
Всё написанное в предисловии к первому тому «Подвижников в миру» актуально и в отношении второго. Подвижники, о которых пойдёт рассказ, жили в разных странах и исторических эпохах. У каждого из них был свой жизненный путь, но всех объединяла общая цель: соблюдение заповедей Божиих и достижение обожения. Восхищение вызывает их терпение, самоотверженность, сила молитвы и стойкость перед трудностями. Достойно подражания и то с какой простотой они принимали Благодатные дары, как смиренно и непытливо относились к сверхъестественным событиям в своей жизни, не считая себя какими-то избранными или особыми людьми обладающими какими-то уникальными качествами. Любовь к Богу побуждала их жертвовать собой ради окружающих, бескорыстно и самоотверженно оказывая им духовную и материальную помощь.
Подвижники и сегодня помогают нам своим примером и молитвой. Вечная им Память! Да удостоит нас Господь по их молитвам Царствия Небесного. Аминь.
БИОГРАФИИ ПОДВИЖНИКОВ В МИРУ
Василики Кузари
Василики Кузари родилась в 1891 году в городе Фамагуста на острове Кипр1. Её родители были бедняками. Помимо Василики (которая была самой младшей) они воспитывали ещё четырёх детей.
Василики была ещё совсем маленькой, когда умерла её мать. Некоторое время спустя одной из её старших сестёр по имени Милиа сделал предложение Константин Псарас – вдовец, воспитывавший двоих детей. Милиа согласилась при одном условии: если будущий муж разрешит ей взять с собой в новую семью десятилетнюю Василики.
Переселившись в новый дом, Василики взяла на себя заботы по домашнему хозяйству. Кроме того, она воспитала двух детей Константина и семерых детей, родившихся в его браке с Милией. Дети были привязаны к ней даже больше чем к своим родителям, они ценили Василики за её искреннюю и бескорыстную любовь ко всем окружающим.
В благодарность за помощь в воспитании его детей Константин купил Василики дом в центре Фамагусты. Он любил её как собственного ребёнка и постарался обеспечить приданным.
Василики была высокой и красивой девушкой. У неё были большие косы, светлая кожа и множество веснушек.
Василики вышла замуж за Поливия Параскеваса из селения Лапифо. Несмотря на то, что юноша был на тринадцать лет её младше, это не стало препятствием для их семейного счастья. Супруги всегда жили в любви и взаимопонимании.
Василики была добрым и бесхитростным человеком. Несмотря на свою бедность она была очень милосердной. Всё что у неё было женщина раздавала нищим. Её вера в Бога была очень глубокой, а доверие Его промыслу – безграничным.
Больше всего Василики любила на много часов оставаться в храме. Там она убиралась, зажигала лампадки и молилась. Василики не пропускала ни одного богослужения и соблюдала все посты. Она была очень смиренной и по всем вопросам спрашивала совета у священников. Всё, что они ей говорили, она не обсуждала а неуклонно исполняла. Для неё слово священника – было проявлением Воли Самого Бога.
Василики ни разу в своей жизни ни на кого не накричала и ни с кем не поссорилась. У неё не было врагов. Ко всем без исключениям людям она относилась с любовью. Она была готова помогать окружающим и дать им то, что они попросят, даже в ущерб собственной семье. Когда Василики видела, как кто-то гневается или кричит, она очень расстраивалась.
Смирение Василики было таково, что она не хотела чтобы о ней знали и говорили окружающие. Все свои добрые дела она тщательно скрывала. Василики всегда говорила правду. Она не могла соврать даже когда понимала, что правда принесёт ей только вред.
Кроме девяти детей Константина, Василики воспитала и двух собственных чад, а впоследствии и несколько внуков. Видимо, воспитание было её главным призванием и предназначением. Общий язык она легко находила не только с детьми, но со всеми окружающими.
При всех достоинствах Василики был у неё и один недостаток – она любила поговорить. Её многословие даже вошло в деревне в поговорку – «Прямо как Василики» говорили о болтливых людях. Заболтавшись Василики иногда забывала еду на плите и она сгорала. Муж приходил домой пообедать, а Василики трогательно и ласково говорила: «Поливако, милый, я сожгла еду. Давай я тебе пожарю яичницу». Он не ругался, съедал что-нибудь приготовленное на скорую руку и уходил на работу.
Василики любила говорить на церковные темы, о Христе, Богородице, Святых, своей семье. Но ни разу в жизни она никого не осудила. В этом отношении она была к себе очень строга. Осуждение она считала великим прегрешением и никогда не рассуждала о делах других людей. Своей дочери она говорила: «Андрула, я никогда не буду тебя бить (и она действительно не применяла к своим детям телесных наказаний). Но если услышу как ты говоришь про кого-нибудь что-то плохое – дам тебе по губам».
Сын Василики полюбил женщину с тремя детьми, которая была старше его на десять лет. Василики приняла её с большой любовью, дала молодым своё благословение и помогла наладить семейную жизнь. О своей невестке женщина говорила: «Её нам послал милосердный Господь. Она очень хорошая».
Присутствие Бога в жизни Василики было зримым и ощутимым. В зрелом возрасте она совершила паломничество в Иерусалим. Во время посещения одной из Святынь города паломники оставили женщину одну и она заблудилась. Но Василики нашла дорогу сама и на удивлённые расспросы паломников отвечала что ей помогла Богородица. Люди засомневались, и тогда Василики рассказала, что чувствовала как кто-то держит её за руку и помогает идти вперёд.
Вера Василики была такой крепкой, что она не спешила идти к врачам, а сначала просила помощи у Бога. Её врачом была Сама Богордица. Заболев, Василики говорила своему сыну: «Панайоти, не надо врача. Пойдём к Богородице». Он отводил или (если ей было совсем плохо) относил её в церковь Пояса Богородицы в Вароси. Василики молилась, помазывалась маслом из лампадки и возвращалась домой совершенно здоровой.
После того как в 1974 году греки-киприоты были изгнаны из своих домов турками-оккупантами, Василики с супругом и семьёй сына нашли убежище в пригороде Лимасола – Птолемаиде. Там она прожила четыре года и скончалась в 1978 году в возрасте 87 лет. На похороны Василики собрались все дети, которых она воспитала.
Через пять лет скончался супруг Василики. Чтобы его похоронить, открыли гроб жены покойного. Все были потрясены увиденным: одежда и волосы Василики остались нетленными, а её кости благоухали. Это в один голос подтверждают десятки людей присутствовавшие на похоронах. Сын Василики впоследствии рассказывал своей сестре, которая не смогла присутствовать на похоронах: «Андрула, я человек не очень церковный. Но что говорить! Когда открыли гроб мамы, всё вокруг заблагоухало».
Вечная ей память. Аминь.
Приложение 1
Список святых мирян
По месяцеслову всех святых 1891 г.
1. Авенир, царь Индийский, отец св. царевича Иоасафа. 19 ноября .
2. Авив, сын Гамалиила. 2 августа.
3. Александр, отец мч. Аистиона Монаха († ок. 290). 7 июля.
4. Александр Невский (в схиме Алексий), великий князь. 23 ноября.
5. Андрей, юродивый Цареградский. 2 октября.
6. Андрей Боголюбский. 4 июля.
7. Андрей, князь Смоленский. 27 октября.
9. Артемий Веркольский (12-летний мальчик, убит молнией). 23 июня.
10. Ахаз праведный. 1 апреля.
11. Борис и Глеб, страстотерпцы. 24 июля.
12. Василий и Константин Ярославские. 3 июля.
13. Василий Блаженный Московский. 2 августа.
14. Василько, князь Ростовский. 4 марта.
15. Вячеслав, князь Чешский. 28 сентября.
16. Владимир-Василий, великий князь Киевский. 15 июля.
17. Всеволод-Гавриил, князь Псковский. 11 февраля.
18. Гамалиил. 2 августа.
19. Георгий, князь Владимирский, убит татарами. 4 февраля.
20. Глафира дева, праведная († ок. 322). 26 апреля.
21. Давид, сын князя Феодора Смоленского. 19 сентября.
22. Дамиан и Косма из Асии, бессребреники. 1 ноября.
23. Даниил, князь Московский. 4 марта.
24. Димитрий, царевич Московский. 15 мая.
25. Еввула, мать вмч. Пантелеймона. 30 марта.
26. Евфросиния, княгиня Полоцкая. 23 мая.
27. Евфросиния, княгиня Суздальская. 25 сентября.
28. Евфросиния (в миру Евдокия), княгиня Московская. 7 июля.
29. Елена, царица. 21 мая.
30. Елена (Ольга), Великая княгиня Киевская. 11 июля.
31. Зинон и Зоил, скончались в мире, неизвестно когда и где. 3 марта.
32. Иоанн (в иночестве Игнатий), князь Волоцкий или Угличский († 1523). 19 мая.
33. Игорь, князь Киевский и Черниговский. 5 июня.
34. Илья Муромец. 19 декабря.
35. Исидор Твердислов, юродивый Ростовский.14 мая.
36. Иаков, Боровицкий чудотворец, праведный († ок. 1540). 23 октября.
37. Клеопатра и ее сын Иоанн, умершие в мире в Палестине (связаны с мч. Уаром, IV век). 19 октября.
38. Иоанн пресвитер. 9 октября.
39. Иоанн Воин, жил при Юлиане в Константинополе. 30 июля.
40. Иоанн, царь Персидский (до Крещения Моавия). 9 июля.
41. Иоанн Устюжский, юродивый. 29 мая.
42. Иулиания, княжна Ольшанская, праведная, дева, умерла в 16 лет. 6 июля.
43. Иуния, помощница ап. Андроника.17 мая.
44. Юстиниан, император. 14 ноября.
45. Константин Великий, император. 21 мая.
46. Константин, сын Феодора, князя Смоленского. 19 сентября и 5 марта.
47. Константин, князь Муромский. 21 мая.
48. Константин Всеволодович, князь Ярославский. 3 июля.
49. Корнилий сотник. 13 сентября.
50. Лазарь, князь Сербский. 15 июня.
51. Лонгин сотник. 16 октября.
52. Людмила, княгиня Чешская. 16 сентября.
53. Максим, юродивый Московский. 11 ноября и 13 августа.
54. Мариамна, сестра ап. Филиппа. 17 февраля.
55. Мария Магдалина. 22 июля.
56. Марфа праведная, мать Симеона Дивногорца. 4 июля.
57. Михаил воин, болгарин, праведный. 22 ноября.
58. Михаил, князь Муромский. 21 мая.
59. Михаил Тверской, князь. 22 ноября.
60. Михаил Черниговский, князь. 20 сентября и 14 февраля.
61. Михаил Клопский, юродивый. 11 января.
62. Муза, блаженная отроковица (V век). 16 мая.
63. Нада и Нестор, родители мч. Конона, современники апостолов. 5 марта.
64. Никита блж. Цареградский, сокровенный угодник Божий (XII век). 8 сентября.
65. Николай Качанов, юродивый Новгородский. 27 июля.
66. Нонна, праведная, мать свт. Григория Богослова. 5 августа.
67. Олимпиада, диаконисса Цареградская († ок. 410). 25 октября.
68. Петр Мытарь (VI век). 22 сентября.
69. Петр Афирский, близ Царьграда. 5 сентября.
70. Петр, князь Муромский. 25 июня.
71. Поплия, диаконисса Антиохийская. Жила при Юлиане Отступнике (IV в.). 9 октября.
72. Прокопий Устюжский, юродивый. 8 июля.
73. Пульхерия, императрица. 10 сентября.
74. Роман, князь Рязанский. 19 июля.
75. Руфина и Феод от, родители мч. Маманта. 2 сентября.
76. Симеон Одесский, юродивый (Сирия, VI век). 21 июля.
77. Таисия св., бывшая блудница, обращенная прп. Пафнутием (IV век). 8 октября.
78. Таисия блж., обращенная св. Иоанном Кодовым (V век). 10 мая.
79. Феврония, княгиня Муромская. 25 июня.
80. Филарет Милостивый. 1 декабря.
81. Фулвиан, князь Эфиопский, обращен евангелистом Матфеем. 16 ноября.
82. Феодора, супруга императора Юстиниана. 14 ноября.
83. Феодор Ярославич, князь. 5 июня.
84. Феодор, князь Смоленский. 19 сентября и 5 марта.
85. Феодор, князь Муромский. 21 мая.
86. Феодор, боярин Черниговский. 20 сентября.
87. Феозва, диаконисса, сестра свт. Григория Ниского (IV век). 10 января.
88. Феофания, царица. 16 декабря.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- Приложение : Заклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых
- 28. Общий список некоторой части умученного российского духовенства и мирян, претерпевших мученическую кончину во время гонения на церковь от безбожников-большевиков
- Визиты мирян
- Молитвы мирян
- Приложение 3. Список рекомендуемой литературы
- Приложение 2 Сведения о святых мирянах
- Приложение 7. Список публикаций в периодической печати, посвященных деятельности некоторых деструктивных религиозных объединений
- Причащение мирян.
- ПРИЛОЖЕНИЕ I Список основных работ Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура с датами публикации:
- Страдание двадцати шести святых преподобномучеников Зографских — игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян
- Приложение 3 Список библейских текстов с указанием принятых сокращений
- Этика мирян
- Взаимоприветствия мирян
- Причащение мирян
Приложение : Заклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых
Приложение: Заклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была
28. Общий список некоторой части умученного российского духовенства и мирян, претерпевших мученическую кончину во время гонения на церковь от безбожников-большевиков
28. Общий список некоторой части умученного российского духовенства и мирян, претерпевших мученическую кончину во время гонения на церковь от безбожников-большевиков (В свое время каждый город и каждая область должны дать подробные списки своих мучеников).Протоиерей
Визиты мирян
Визиты мирян Среди посетителей конечно же были не одни только монахи. После того как монах снискал себе духовную славу, к нему устремлялись и миряне, чтобы получить от него слово спасения, а иногда — испросить исцеление, телесное или духовное. Случалось так, что
Молитвы мирян
Молитвы мирян Молитвы, знакомые Владимиру Мономаху, — это моления монастырского типа: ночные земные поклоны, покаянные возгласы и т. п. Наставления Домостроя на эту тему ставят своей целью превратить семейный дом в маленький монастырь. Там мы можем прочесть: «По вся
Приложение 3. Список рекомендуемой литературы
Приложение 2 Сведения о святых мирянах
Приложение 2 Сведения о святых мирянах 1. Византийские императоры.• Равноапостольный император Константин.• Равноапостольная царица Елена.• Св. Пульхерия.• Св. император Юстиниан.• Краткие сведения об остальных византийских императорах.2. Английский
Приложение 7. Список публикаций в периодической печати, посвященных деятельности некоторых деструктивных религиозных объединений
Приложение 7. Список публикаций в периодической печати, посвященных деятельности некоторых деструктивных религиозных объединений «Комсомольская правда»: 1 июля 1994 субботн.(№1 17), 20 апреля 1994, 4 декабря 1993, 3 ноября 1993, 29 июля 1993, 18 апреля 1996, 9 декабря 1995, 2 марта 1996, 26 декабря
Причащение мирян.
Причащение мирян. Непосредственно за причащением священнослужителей следует причащение мирян. Издавна, с самой седой древности установлено причащать народ именно в этот момент Литургии, сразу же после совершившегося причастия клириков. O том свидетельствуют Этерия
ПРИЛОЖЕНИЕ I Список основных работ Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура с датами публикации:
ПРИЛОЖЕНИЕ I Список основных работ Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура с датами публикации: Этот список перепечатан из книги Тридандибхикшу Шримад Бхакти Прадип Тиртхи «Шрила Сарасвати Тхакур (Краткий очерк его пути и учения)», изданной Шри Джагадджибан Дасом в
Страдание двадцати шести святых преподобномучеников Зографских — игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян
Страдание двадцати шести святых преподобномучеников Зографских — игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян Византийский император Михаил Палеолог в 1261 г. успел неожиданно отнять у латинян Константинополь, завоеванный ими, но, как бы по роковой неизбежности, от них же чаял
Приложение 3 Список библейских текстов с указанием принятых сокращений
Приложение 3 Список библейских текстов с указанием принятых сокращений Книга Бытия (Быт)Книга Исход (Исх)Книга Левит (Лев)Книга Чисел (Чис)Книга Второзаконие (Втор)Книга Иисуса Навина (ИсНав)Книга Судей (Суд)Книга Руфи (Руфь)Первая книга Царств (1 Цар)Вторая книга Царств (2
Этика мирян
Этика мирян Монашеская религия по всем направлениям притягивала и мирян, вовлекая их в круг своего влияния. Византия никогда не знала дуализма монашеской и светской этики, но считала, что христианский идеал воплощен в совершенном монахе. Монашество было подлинной и
Взаимоприветствия мирян
Взаимоприветствия мирян Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «брат» или «сестра». Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему
Причащение мирян
Причащение мирян Дьякон (и священник), выйдя с Дарами на солею, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!»Хор: «Благословен Грядый во Имя Господне. Бог Господь, и явися нам».Священник читает молитву пред Причащением: «Верую, Господи, и испове?дую…».Хор: «Тело