Святитель Давид
Святой Давид (Дейви) Уэльский, архиепископ Меневийский, чудотворец (память 1/14 марта), живший в VI веке, был славен своим благочестием и многими подвигами во имя Божие. Об этом повествует его житие. Написанное через 500 лет после преставления святителя – примерно в 1090 году – Ригифархом, старшим сыном епископа Сулиена из Сент-Дейвидс, это житие хотя и изобилует ссылками на политические обстоятельства времени его создания и указаниями на события, вовсе не имеющие отношения к святителю, тем не менее содержит немало интересных подробностей о жизни и служении святого. Между прочим, в него входит и проповедь святого Давида против пелагианства. Кроме того, житие считается одним из лучших источников сведений об устройстве кельтских монастырей в раннехристианскую эпоху.
Монашеская жизнь началась в юго-западной части Британии около 475 года – в местечке Тинтаджел в Корнуолле. Тинтаджел, подобно многим другим ранним монашеским центрам Британии, расположен на берегу, и до него легко добраться морским путем. Из Тинтаджела монашество позднее пришло в такие места, как Ллантвит-Фор, Лланбадарн-Фор (ныне Лампетер), Лланкарван, Лландафф, Кэлди (монашеский остров), Гластонбери и Сент-Дейвидс, и далее продвинулось в южную и центральную Ирландию.
В 5-й части жития святого Давида Ригифарх пишет: «Подражая египетским монахам, Давид вел жизнь, подобную их жизни». Аскетическая традиция, которой следовал святой Давид, как и все кельтские святые, пришла из Египта – родины монашества, от преподобного Антония Великого. Эта традиция быстро распространилась по всему восточному Средиземноморью, далее к областям, где сейчас расположена Румыния, и на запад, к территории современной Франции и к кельтским землям.
Собственно, связи между восточным Средиземноморьем и западом Британии существовали задолго до воплощения Христа: финикийцы здесь торговали оловом и, возможно, другими металлами. Естественно, сохранялись и развивались эти связи и позднее, в раннехристианскую эпоху. Археологи на побережье Корнуолла, а также южного Уэльса и южной Ирландии находили амфоры, датируемые V и VI веками, в которых привозили вино для причащения из восточного Средиземноморья. Морские пути в Британию через Гибралтар к этому времени уже были хорошо освоены. Египет, Палестина, Кипр, Малая Азия, Родос, Эгейские острова, Тарс, Афины, Антиохия и Константинополь были в прямом общении с прибрежными землями юго-западной Британии. Если гончарные изделия и вино попадали в монастыри юго-запада Британии по Бристольскому проливу, то же самое можно сказать и о паломниках, монахах и идеях.
В житии святого Давида рассказано о том, как он вместе со святыми Тейло и Патерном посетил патриарха Иерусалимского и как патриарх посвятил святого Давида в архиепископа. Достоверность этого рассказа ставится под сомнение многими историками, которые считают его прямым проявлением политической борьбы конца XI века: в нем видят стремление убедить в некогда существовавшей независимости Уэльса от Кентербери. Возможно, это и так. Но данная версия предполагает, что патриархат Иерусалима был согласен рукоположить епископа из области, как минимум «на бумаге» принадлежавшей другому патриархату – Римскому. Это кажется неправдоподобным, но, тем не менее, в этой истории рукоположения архиепископа Уэльского в Иерусалиме можно увидеть глубокий смысл.
Святой Давид родился в начале VI века в Уэльсе. Точный год его рождения неизвестен. Некоторые ученые утверждают, что он родился около 500, либо около 510, либо около 520 года, другие считают, что святой родился в 487 году. Матерью святого Давида была святая Нонна, происходившая из королевской семьи области Дайфед (память 3 марта). Она впоследствии приняла монашество и подвизалась в монастыре Ти Гвин; преставилась в Бретани. Часовня и святой источник святой Нонны находятся до сих пор рядом с кафедральным собором во имя святого Давида, ее сына, в городе Сент-Дейвидс. Такие же часовня и источник есть и в местечке Алтарнум в Корнуолле, где хранятся святые мощи Нонны.
Святая Нонна
Столь великими дарами был наделен святой, что еще во чреве матери творил чудеса. Однажды беременная Нонна вошла в церковь послушать проповедь, и тут же священник на некоторое время онемел. Это был знак свыше, что ребенку, которого носит Нонна, надлежит превзойти всех валлийских учителей веры и стать духовным отцом своего народа.
Святой Давид с детства отличался благочестием и любовью к валлийской Церкви. Он в весьма молодом возрасте стал священником, принял монашество. Он проходил школу монашеского жития в разных монастырях. Ведь и до святого Давида в Уэльсе существовала довольно развитая церковная и монашеская жизнь, но Давиду было Господом определено стать величайшим уэльским святым, основать более десяти монастырей, создать в стране единый духовный центр – архиепископию и, самое главное, наполнить всю уэльскую землю духом святости и аскетизма, обеспечив на многие столетия эту страну высоким духовным потенциалом. Кто же были наставниками святого Давида?
Промыслительно, что два даровитых епископа из Галлии – святой Герман Оксеррский (378–448; память 31 июля) и святой Луп Труаский (383–478; память 29 июля), давшие православный ответ распространенной в то время ереси пелагианства, посетили Британию в 429 году. Святой Герман, сделавший Оксерр, наряду с Туром, прославленным монашеским центром северной Галлии, вернулся в Британию в 447 году вместе со святым Севером Трирским, чтобы навсегда искоренить тут ересь. Здесь учеником святого Германа стал святой Иллтид Уэльский. Святой Иллтид стал для Уэльса тем же, кем был святой Энда для Ирландии, – основателем и организатором монашеской жизни. У святого Иллтида учились такие великие святые, его духовные преемники, как Кадок и Дубриций, Патерн и Павел Аврелий († 575), а также Гильдас и Давид.
Святой Давид обучался монашеской жизни у многих подвижников. Так, по преданию, святой побывал на острове Уитленд у святого Павлина (которого исцелил от слепоты) и в Лланилтут-Фор (ныне город Ллантвит Мейор) в монастыре и школе святого Иллтида. Выучившись монашеским правилам и богословским наукам, святой Давид отправился странствовать по стране, основывая монастыри. Во время странствия по югу Уэльса святой исцелил от слепоты одного тамошнего правителя.
Святой Тейло
На юго-западе страны, где сейчас расположено графство Пемброкшир, Давид, вместе со своими спутниками, среди которых были святой Тейло и святой Айдан Фернский, основал знаменитейший монастырь – в Меневии (Минив), ныне Сент-Дейвидс. Жившие в Меневии монахи следовали очень строгому монашескому правилу. Автор жития святого подчеркивает, что Давид и его ученики во всем подражали обычаям монахов египетских пустынь. Монастырь в Меневии, в котором практиковался ручной труд и поощрялось образование, стал настоящим рассадником святых. Святой Давид ввел устав, согласно которому в монастырях велась строгая монашеская жизнь под духовным руководством аббата. Физическим трудом никто не пренебрегал. Вполне вероятно, что святой Давид сам тянул плуг, неся хомут на своих плечах. Простую пищу братия делили поровну, она состояла из хлеба, зелени и воды. Вино полностью исключалось. Рыбу давали только больным и старым. Одежда святого была очень простой, любая собственность им презиралась, и все вещи у монахов были общими. «Работать усердно, ничего не иметь. Добровольная нищета и нестяжательство», – таким было правило монахов. Монахи посещали церковные службы каждый день. Одной из любимых форм аскезы святого Давида было в холодной речной воде, даже в зимнее время, прочитывать наизусть всю Псалтырь. «Когда работа на открытом воздухе заканчивалась, монахи возвращались в свои кельи, где читали, писали и молились», – говорит Ригифарх. Любые разговоры, кроме крайне необходимых, запрещались; монахи тренировали ум и сердце во внутренней молитве. Сам Давид совершал частые многочисленные коленопреклонения.
Монахами, однако, не забывались ближние: бедным и нуждающимся помогали. Еще одним правилом монастыря было «кормить обделенных, сирот, вдов, нуждающихся, слабых, больных и всех паломников во время их путешествий».
Слава о замечательном святом разнеслась по всей Британии и Ирландии. И тогда он уже творил много чудес: например, одному путнику он дал лошадь, которая перенесла его через море.
Известно, что святой Давид участвовал в церковном Соборе в Брефи (ок. 545; по другим сведениям – ок. 560 года), созванном для обсуждения вопросов церковной дисциплины и для того, чтобы сокрушить пелагиеву ересь. По преданию, святой Давид на Соборе говорил собратьям так красноречиво и был так вдохновлен свыше, что под ним вырос холм. На Соборе присутствовали и святые Дубриций, Даниил Бангорский, Павлин. На этом Соборе святой Давид был всеми единодушно избран архиепископом, а его монастырь был объявлен духовным центром страны. В Меневию было решено перенести архиепископскую кафедру. Решения этого собора актуальны и сегодня.
Святой Давид боролся за чистоту Церкви от всяческих ересей, поэтому его называют еще и «врагом монофелитов». Возможно, святой Давид дружил со святым Финианом Клонардским, «отцом святых Ирландии». Считается, что среди основанных святым Давидом монастырей один мог находиться в Гластонбери нынешнего графства Сомерсет. По крайней мере, достоверно известно, что святой посещал обитель Гластонбери.
Святой Давид совершал многочисленные чудеса в течение всей земной жизни и после того, как она завершилась. Почил святитель 1 марта 589 (по другим сведениям – 601) года. После кончины святого его почитание распространилось по всему южному Уэльсу, но его чтили также в Ирландии, Корнуолле и Бретани: некоторые ученые считают, что святой Давид совершал поездки в Корнуолл и Бретань, где тоже основывал монастыри.
«Будьте радостными, братья и сестры. Храните святую веру и делайте малое добро», – любил повторять святитель.
Святой Иллтид Уэльский
Святой Давид и его ученики проповедовали Евангелие в различных частях южного Уэльса, так что «слава о добром имени Давида разносилась в другие страны; короли и принцы призывались оставить свои королевства ради монашеской жизни, подобно святому Константину, королю Корнуолла, брату святого Иллтида». Не будем забывать, что святой Давид сам был королевского происхождения: он был праправнуком короля Кунедды. Будучи королевских кровей, настоятелем большого и известного монастыря, архипастырем, святой Давид сам возделывал истощенную землю Уэльской возвышенности, точно так же, как это делали многие его соотечественники до и после него. Он говорил: «Радуйтесь и храните вашу веру. Делайте те малые дела, что делал я: их вы видели и о них слышали. Я иду той дорогой, которую наши отцы прошли до нас». Для каждого валлийца святой Давид – олицетворение Уэльса.
Мощи святого Давида почивают в раке в кафедральном соборе Сент-Дейвидса. В конце XX века святому была составлена православная служба на английском языке. Во второй половине XX века не менее 50 храмов были освящены в честь святого Давида.
День памяти святого – 1/14 марта – является национальным праздником Уэльса. К сожалению, в наше время духовная составляющая праздника забыта, осталась лишь внешняя его атрибутика: так как эмблемой святого Давида издавна считается нарцисс (возможно, из-за сходства названия цветка с именем святого, которое по-валлийски звучит как «Дафид»), в этот день валлийцы носят в петлице желтый нарцисс (daffodil).
В 1920 году Уэльс вышел из-под юрисдикции Кентерберийского архиепископства. По этому случаю в Сент-Дейвидс прошла встреча христианских лидеров, на которую приехали и многие представители православного духовенства: патриарх Иерусалимский Дамиан, патриарх Александрийский Фотий, митрополит Антоний (Храповицкий) – первый первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, другие православные архиереи. Встреча прошла в том месте, где когда-то жили аскет и подвижник святой Давид, старавшийся очистить свое сердце, и те, кто искал с ним спасения.
Будущий священник Иоанн Каледа родился в Москве 20 января 1954 г. на Собор Иоанна Крестителя в семье научного сотрудника (позднее отец принял сан священника и получил звание профессора). Был крещен 18 февраля 1954 г. в храме Ризоположения на Донской протоиереем Николаем Голубцовым. Окончил среднюю физико-математическую школу № 2 г. Москвы. В 1977 г. окончил 1-й Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова по специальности «лечебное дело». Работал в учреждениях системы здравоохранения. В 1981 г. женился. С матушкой Ириной вырастил четырех детей: Екатерину, Павла, Василия и дочь Александру.
В 1990 г. стал прислуживать в храме Спаса Преображения в Тушине у протоиерея Федора Соколова. В 1994 г. на Вербное воскресение рукоположен во диакона, а 14 февраля 1995 г. – в сан иерея. Служил в тушинском храме. 27 декабря 1996 г. назначен временно исполняющим обязанности настоятеля храма Живоначальной Троицы на Грязех, а с 1997 года — исполняющим обязанности настоятеля. В 1999 г. закончил Московскую Духовную семинарию. В 2000 г. награжден правом ношения камилавки, в 2004 – правом ношения наперстного креста; в 2009 г. возведен в сан протоиерея.
С 1995 г. несет послушание в храме иконы Божией Матери «Споручница грешных» при Краснопресненской пересыльной тюрьме, в 2003 г. назначен старшим священником этого Храма. В январе 2003 г. награжден серебряной медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы» Министерства юстиции. В 2006 г. Патриархом Алексием «во внимание к трудам на ниве духовного просвещения заключенных» был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
В октябре 2000 г. и в октябре 2003 г. принимал участие в Крестных ходах Москва – Владикавказ – Тбилиси – Мцхета. В 2001 г. с сестрами Марфо-Мариинской обители сопровождал партию гуманитарного груза в Итум-Калинский погранотряд в Аргунском ущелье. С того же года является внештатным сотрудником Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами — заведующим сектором пограничной службы.
В Храме Живоначальной Троицы на Грязех Протоиерей Иоанн Каледа служит молебны преподобному Давиду Гареджийскому. Женщины пожилого возраста, совсем юные, молодые женщины (порой с мужьями) чаще всего просят у святого помощи в женских недугах, по большей части – связанных с чадородием.
Протоиерей Иоанн Каледа вот уже двадцать лет несет тюремное служение в Краснопресненской тюрьме. О своем необычном опыте он рассказывал в 2015 году в газете МК.
Сегодня Протоиерей Иоанн Каледа является также и слушателем магистерской программы по направлению «Каноническое право». О своих впечатлениях о программе он рассказал нам в видеоинтервью.