Песни, рожденные в пламени военного времени, – бессмертные герои и свидетели той Великой войны. Нежные и лиричные, шутливые и патриотические, походные и строевые – они воодушевляли бойцов на атаку, напоминали о доме и близких, согревали души солдат в минуты боевого затишья. Окрыляя на передовой и в тылу, фронтовая песня прошагала в строю до первых залпов победного мая.
Нам, поколению, знакомому с ужасами Войны по кинофильмам, произведениям и рассказам ветеранов, очень важно помнить и знать эти вечные песни, каждую из которых отличает своя особенная история.
Содержание
«Священная война» (1941г.)
Говоря о песнях военных лет нельзя не вспомнить самую первую песню, написанную в суровые годы Великой Отечественной Войны, настоящий музыкальный символ защиты Отечества и мужества советского народа. Бессмертные строки Василия Лебедева-Кумача были опубликованы в передовых советских газетах уже спустя два дня после рокового оглашения. Известно, что черновые наброски стихотворения были написаны еще в довоенную пору: потрясенный кадрами кинохроники налета нацистской авиации на Варшаву и города Испании, поэт занес в свой блокнот отдельные строфы будущей песни.
Проникновенные и могучие строки глубоко впечатлили композитора Александрова, который тотчас сел за рояль – так, на четвертый день войны родилась нетленная песня – гимн бессмертного народного подвига. Уже через сутки «Священная война» звучала на площади Белорусского вокзала, провожая солдатские эшелоны на фронт.
«Смуглянка» (1940г.)
Жизнерадостная и необыкновенно лирическая «Смуглянка», гимн легендарной «поющей» эскадрильи, была создана в сороковом году, как часть песенной сюиты о молдавских партизанах. К началу войны партитура вокального цикла у композитора Анатолия Новикова затерялась, но, воссоздав ноты по памяти, автор показал свои наброски на радио. Однако руководству задорная песенка показалась чересчур фривольной и несерьезной, несоответствующей тяжести военного времени. И лишь позднее, в 1944 году «Смуглянку» оценил и включил в свой репертуар руководитель Ансамбля песни и пляски В. Александров.
Мелодичная и веселая песня о любви партизана и молдавской девушки облетела фронтовые концертные площадки, полюбилась бойцам и труженикам в тылу. В 1974 году песня получила новое дыхание – после выхода всеми любимого фильма «В бой идут одни «старики» ее подхватила вся страна. Лирическая история о смуглянке-молдаванке и поныне звучит каждую годовщину Великой Победы.
«Случайный вальс» (1943г.)
История рождения этой душевной фронтовой песни удивительна и необычна. Несмотря на суровые условия и тяготы, война не могла убить самые важные человеческие чувства и лирику жизни – радость знакомств и первых свиданий, робкое чувство влюбленности и танцы до утра… Именно так называлось стихотворение Евгения Долматовского, в названии которого поэт отразил популярное объявление на дверях клубов и танцевальных площадок прифронтовых городков.
Вскоре после победного завершения битвы при Сталинграде Долматовскому и композитору Марку Фрадкину было поручено написать песню, способную усыпить немецкую бдительность перед наступлением на фашистов в Курском сражении. На основе стихотворных зарисовок поэта родилась новая песня – «Офицерский вальс», которая моментально распространилась по станциям, фронтовым участкам и полустанкам, обогнав в пути своих «отцов». Изначально в тексте песни, вместо ладони, рука незнакомки лежала на погоне офицера. Но когда Сталину дали прослушать песню, верховный главнокомандующий отметил, что хрупкой девушке не достать до плеча статного советского офицера. Подверглось критике и название – офицерам не пристало вальсировать во время войны. Так «Офицерский вальс» стал «Случайным».
«Алеша» (1966г.)
В старинном болгарском городке Пловдиве на вершине холма возвышается памятник – монументальная фигура советского солдата, символ памяти всех павших воинов, ценой своих жизней освободивших Болгарию от ужаса фашизма. Это место священно и дорого для жителей Пловдива. Каменный солдат получил в народе ласковое и певучее имя Алёша, под которым его знает каждый болгарин.
Советский композитор Эдуард Колмановский, посетивший Болгарию в 1962 году был очень тронут историей «Алеши», и, вернувшись на Родину, поделился душевным откликом со своим другом и поэтом К. Ваншенкиным. Красивые поэтичные строки родились на одном дыхании, и уже вскоре, в 1966 году появилась новая песня, впервые прозвучавшая в Болгарии, у подножия русского воина-освободителя.
«Журавли» (1969г.)
Каждый год 9 мая как реквием всем погибшим и не вернувшимся с поля боя звучит песня «Журавли» – эмблема неугасающей Памяти и вечной благодарности от нас, живых. Особенна и история этой легендарной песни. В 1965 году советский поэт Расул Гамзатов посетил город Хиросима в Японии, где его глубоко поразила история девочки, погибшей от самого страшного в мире оружия, и тысяче журавликов, которых она так и не успела сложить из бумаги. Вернувшись на Родину, поэт написал стихи о своих соотечественниках, однополчанах, ставших жертвами кровавой войны.
Переведенное на русский язык, стихотворение было напечатано в журнале «Новый мир», где его и прочел Марк Бернес. Проникновенные и печальные строки затронули сердце Бернеса, который был в это время уже безнадежно и тяжело болен. В 1968 году по просьбе актера композитором Яном Френкелем была написана музыка и родилась песня, последняя в жизни великого исполнителя. Через месяц после записи «Журавлей» Марка Бернеса не стало.
Военные песни, глубокие и вечные, будут живы всегда, пока жива память о тех, кто ценой своих жизней даровал мир и возможность счастливого будущего всем поколениям – нынешним и грядущим.
Советский военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Кукрыниксы. 1941 г.
Сорок первый год разделил жизнь страны и народа на две эпохи. «До войны» — говорили люди о том, что было до 22-го июня. С оружием в руках уходили на фронт коммунисты, «уходили комсомольцы»…
И в первый же день боев с фашистами Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24 июня было опубликовано одновременно в двух газетах — «Известиях» и «Красной Звезде». Композитор Александр Васильевич Александров, создатель и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии, прочел эти стихи. Утром он пришел на репетицию и написал па грифельной доске слова и мелодию сочиненной им песни…
И она отправилась воевать. Ее увезли на фронт три бригады Ансамбля, выехавшие обслуживать части действующей армии. А группа Ансамбля, оставшаяся пока в Москве, выступила прямо на перроне Белорусского вокзала перед призывниками.
Вот как рассказывает о первых слушателях песни писатель Константин Федин в романе «Костер»: «…Наперекор разности лиц было в них нечто единящее, и оно вспыхивало общим отзывом, когда хор начинал повторять припев. Он был торжественен, как гимн, призывен, как походный марш…» (песня написана в трехдольном размере — редчайший для марша случай).
Репродукторы вынесли песню на вокзальную площадь, на улицу Горького, Ленинградское шоссе…
С песней «Священная война» шли колонны советских солдат по фронтовым дорогам на запад, эту песню пели шепотом в партизанских землянках, на торжественных парадах и в короткие интервалы между боями.
Она прошла землями освобожденной Польши и Румынии, Чехословакии, Венгрии и Болгарии. Она звучала в поверженном Берлине, когда «война народная, священная война» завершилась разгромом ненавистного фашизма.
В упомянутом сборнике песен «Это юность моя» приводится отрывок из неопубликованной статьи А. В. Александрова «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот что писал Александр Васильевич: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева и мести. Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… «Священная война» вошла в быт армии и всего народа, как гимн мести и проклятия гитлеризму…»
Песня и сейчас жива.
Часто звучит она и в концертах дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, которым руководит сын одного из ее авторов, народный артист СССР Борис Александров, исполнявший эту песню со своими товарищами музыкантами в июне 1941 года на перроне Белорусского вокзала.
А. Е. Луковников в книге «Друзья-однополчане» приводит эпизод с исполнением «Священной войны» на гастролях в Канаде. Песня не входила в концертную программу ансамбля. Но 9 мая в честь праздника Победы было решено начать концерт «Священной войной», хотя не было уверенности, что слушатели примут песню: уж больно далеки они были от событий второй мировой войны. Успех был ошеломляющим. На следующий день местные газеты сообщали, что «русские День Победы отметили песней, с которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину. В этом они были правы!»
Александр Васильевич Александров родился в глухой рязанской деревеньке Плахино и с раннего детства тянулся к музыке, заслушивался старинными протяжными русскими песнями. Он стремился к музыкальному образованию последовательно и упорно и прошел длинный и трудный путь от ученика регентских классов Петербургской придворной певческой капеллы и студента Петербургской консерватории до дирижерского пульта прославленного во всем мире коллектива, стал известным композитором, доктором искусствоведения, народным артистом Советского Союза.
Щедро одарила природа этого человека: помимо яркого музыкального дарования, у него был большой голос, и в Московской консерватории он одновременно занимался по классу композиции у известного композитора Сергея Василенко, а по классу вокала у выдающегося педагога итальянской школы бель канто Умберто Мазетти.
Всю жизнь Александр Васильевич стремился передать свои знания другим.
Еще в молодости, когда он работал в Твери хормейстером, ему удалось организовать удивительное но тем временам учебное заведение — музыкальную школу, которую он и возглавлял несколько лет.
Потом он преподавал и был профессором в Московской консерватории, а в 1928 году по его инициативе и при его непосредственном участии в Москве был создан армейский ансамбль, который теперь заслуженно носит имя своего первого художественного руководителя Александра Васильевича Александрова.
До сих пор в репертуаре многих хоровых коллективов сделанные Александровым обработки напевов гражданской войны «По долинам и по взгорьям», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», обработки народных песен: «Вниз по матушке по Волге», «Ой, да ты калинушка…».
Но чаще всего мы встречаемся с творчеством Александра Васильевича Александрова, когда слушаем или сами исполняем Гимн Советского Союза. И очень знаменательно, что музыка эта была вначале музыкой «Гимна партии большевиков», созданного поэтом Василием Лебедевым-Кумачом и композитором Александром Александровым — авторами «Священной войны».
Источник: В. Викторов, М. Садовский. Звонкие судьбы. М., 1980
75 лет назад на Белорусском вокзале впервые прозвучала песня «Священная война». Поэт Василий Лебедев-Кумач и композитор Александр Александров сочинили её в самые первые дни после вторжения фашистских войск. Ансамбль Александрова исполнил песню для солдат, уходивших на фронт. Вскоре её уже пели на передовой и в тылу, в госпиталях и в партизанских отрядах. «Священная война» стала могучим оружием, помогавшим сплотиться в борьбе с врагом.
Больше, чем песня – молитва, с которой каждое военное утро страна вставала на смертный бой. И нет такого человека, который мог бы слушать ее без слез.
«Дети пели эту песню, потому что это была ярость благородная, ярость всей страны, всего народа. И эта песня точно определила духовное состояние нашей страны», — убеждён народный артист России СССР Иосиф Кобзон.
Счет Великой Отечественной шел еще на часы, когда в квартире Лебедева-Кумача зазвонил телефон. «На короткий вопрос: «Когда нужно?» – услышал: «Завтра утром». Сказал: «Хорошо, будет». Утром в газете «Красная звезда» появились эти стихи», — рассказывает директор Российского государственного Архива литературы и искусства Татьяна Горяева.
«Дед прочел, схватил эту газету, бросил завтрак и умчался к себе домой. К вечеру песня была готова», — делится директор музея Ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александрова, внук композитора А.В. Александрова Евгений Александров.
Композитор Александров собирает ансамбль, прямо на меловой доске разрисовывает мелодию – уже на следующий день хор на Белорусском вокзале провожает на фронт эшелоны. Со «Священной войной» уезжали на фронт, шли в бой. 28 июня песню записывают на грампластинку. «Здесь легкомысленный цвет этикетки. Конечно, вещи не сразу приобретают суровый облик», — отмечает искусствовед, старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Алексей Петухов.
На рукописи рука цензора на всякий случай ставит отметку «Разрешена к исполнению» сначала до 1 ноября, а потом до 1 августа. Но история распорядилась иначе. Святая песня о священной войне – с ней шли на смерть, и она стала бессмертной. Звучит напоминанием и предупреждением, отзываясь в каждом ударе сердца. Первая. Было много других, но именно с ней в июне 1941-го родилась великая страна, которая все выстояла и победила.
Новости культуры
история создания песни
Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой
Отечественной войны — Священная война-
24 июня 1941 года газеты «Известия» и
«Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача,
начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»
Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать…
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером — премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую (мы не оговорились, сказав «группа ансамбля». Дело в том, что полного состава коллектива в те дни уже не было. Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен). Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале — шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли… И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру… Не сдались советские воины ненавистному врагу.
Василий Иванович Лебедев-Кумач еще в годы гражданской войны был автором многих красноармейских песен. В годы мирного строительства его стихотворения «Песня о Родине», «Москва майская», «Если завтра война» и многие другие, положенные на музыку, стали поистине народными песнями. В творчестве Александра Васильевича Александрова военной песне принадлежала основная роль. Будучи руководителем Ансамбля красноармейской песни и пляски, он написал десятки прекрасных, подлинно патриотических произведений.
Творческая дружба этих двух выдающихся художников началась еще в довоенное время. Им принадлежит «Гимн партии большевиков», музыка которого впоследствии стала музыкой Государственного Гимна СССР. Так что «Священная война» явилась как бы результатом их многолетнего содружества.
«Священная война» звучала во многих странах мира. Несколько лет назад Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова был на гастролях в Канаде. Эта песня не входила в его концертную программу. Но 9 мая в честь праздника Победы артисты решили начать концерт «Священной войной», хотя не чувствовали особой уверенности, что песня дойдет до слушателей: уж больно далеки они были от событий второй мировой войны. Успех был ошеломляющий.
На следующий день местные газеты сообщали, что русские отметили День Победы песней, с которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину, к победе. В этом они были правы! Автор «Священной войны» А. В. Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»
А.В. Александров родился в крестьянской семье в селе Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии (ныне Захаровский район Рязанской области). С детства у него обнаружились музыкальный слух и хороший голос. Земляк мальчика П.А. Заливухин (старший брат заслуженного деятеля искусств РСФСР С.А. Заливухина) устраивает его певчим в хор Казанского собора в Петербурге. Свое музыкальное образование он получил в регентских классах Петербургской певческой капеллы, где был солистом, и в Московской государственной консерватории им.П.И. Чайковского. Наставниками Александра были выдающиеся композиторы Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и А.К. Глазунов. За дипломную работу – оперу «Русалка» (1916) был удостоен большой серебряной медали. С 1918 года началась преподавательская деятельность Александрова в Московской консерватории. В 1923 г. по его инициативе в консерватории организуется хоровое отделение и аспирантура при дирижерско-хоровом факультете, класс военных дирижеров.
Велико и разнообразно композиторское наследие А.В. Александрова. Он – автор опер, симфонических, хоровых сочинений, песен, оригинальных обработок для хора русских народных и военных песен. Но подлинными вершинами А.В. Александрова-композитора были песня «Священная война» (на слова В.И. Лебедева-Кумача), музыка Гимна Советского Союза (которая с новым текстом является Государственным Гимном Российской Федерации
Александров имел воинское звание генерал-майора. В 1937 году он и великий певец А.С. Пирогов первые из рязанцев и одни из первых в стране удостоены почетного звания — Народный артист СССР. Кавалер орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Ленина, лауреат Государственной премии СССР – так великая страна отметила вклад композитора в отечественную музыкальную культуру. А.В. Александров умер в Берлине 8 июля 1946 года во время гастролей ансамбля. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Авторство песни
В 1990-е годы в некоторых СМИ авторство «Священной войны» стали приписывать поэту и музыканту А. А. Боде (1865—1939), относя время написания песни к Первой мировой войне, а Лебедева-Кумача обвиняя в плагиате. После одной из таких публикаций состоялся суд, который признал сведения о плагиате «не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство, деловую репутацию автора песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача» и указал, что «автором текста песни «Священная война» является В. И. Лебедев-Кумач». Есть также публикации о наличии в Российском государственном архиве литературы и искусства черновика песни, написанного рукой В. И. Лебедева-Кумача, с его многочисленными правками, отражающими последовательную работу над созданием текста. В то же время доктор искусствоведения Е. М. Левашев на основе собственного анализа отстаивает авторство А. А. Боде, выражая сомнение в беспристрастности и обоснованности решения суда.
На Белорусском вокзале впервые прозвучал этот своеобразный гимн Великой Отечественной войны. Тогда эшелоны формировались и уходили на фронт, увозя на защиту Родины отцов, детей, мужей. Такая песня очень была нужна.
Изначально текст песни был написан поэтом В.И. Лебедевым-Кумачом и продекламирован по радио 24 июня 1941 года. Газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
«Будем разучивать новую песню: «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все на вокзале встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слёзы, и это волнение передалось исполнителям. У них у всех тоже слёзы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Её пели всюду слёзы на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
Текст песни «Священная война»:
Музыка: А. Александров
Слова: В.Лебедев-Кумач
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.
Припев.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Припев.
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Припев.
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Припев.
Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!
Припев.
Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой
Лариса Верещетина