«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Патриарх Никон в 17-м веке провел ряд реформ, вызванных потребностью привести Церковь к единому образу богослужебной практики. Некоторая часть духовенства с мирскими людьми не восприняли этих изменений, возгласив о том, что отступают от старых обычаев, и прозвали Никоновские нововведения «порчей верования». Они объявили, что желают сохранить в богослужении былые традиции и уставы. Следует отметить, что непосвященному человеку довольно трудно будет отличить старовера от православного верующего, ибо различиями между новой и старой верой не так уж велики. В этой статье вы сможете узнать о том, что представляют собой старообрядцы, чем отличаются староверы от православных и узнать ответы на наиболее интересующие вопросы православных людей.
Содержание
Разница староверов и православных
Православные верующие – это те христиане, которые признают учения, выдвигаемые христианской Церковью.
Старообрядцы же представляют собой верующих людей, которые возжелали отойти от христианской церкви в силу своего несогласия с теми реформами, которые проводил Патриарх Никон.
Эксперты по церковной истории установили около десятка отличительных особенностей старообрядцев от обычных верующих христиан в вопросах проведения богослужения и других обрядовых церемоний, чтения и толкования Священного писания, бытовых вопросах, а также внешнем виде.
Следует отметить, что старообрядцы неоднородны, то есть среди них присутствуют различные течения, которые также вносят некоторые отличия, однако уже среди самих приверженцев старого верования.
Давайте же разберемся более подробно в чем отличаются староверы от православных христиан:
- Имеет старообрядческий крест отличие от православного, но у старообрядцев по сей день приятно использовать форму христианского символа. Он, как правило, имеет восемь концов, а к нашему обычному крестику добавляются еще две небольшие перекладинки косая снизу и прямая сверху. Однако, согласно проведенным исследованиям некоторые толки старообрядцев признают также и некоторые другие формы креста Господнего.
- Поклоны. В отличие от обычных христиан старообрядцы признают лишь земные поклоны, а вот вторые используют поясные.
- Как необходимо креститься. Никон в период своей церковной реформы выдвинул запрет, согласно которому нельзя креститься двумя перстами по старому обычаю. Был дан указ всем выполнять православие крестное знамение троеперстное знамение. То бишь креститься по-новому – тремя пальцами, уложенными в щепоть. Старообрядцы в свою очередь не приняли данного положения, увидя в этом кукиш (т.е. фигу) и всецело отказались следовать нововведенному указу. Старообрядцы и по сей день выполняют двумя перстами крестное знамение.Нательный символ. Как описывалось ранее у старообрядцев постоянно присутствует восьмиконечный крестик, который располагается внутри четырехконечного. Главным же отличием является то, что на таком крестике никогда не наносится изображение распятого Спасителя.
- Различия в написании имени Вседержителя. В некоторых молитвословиях имеются разночтения, которые согласно подсчетам, одного ученого-историка насчитывается около 62.
- Старообрядцы в период проведения богослужения держат скрещенные руки на груди, а христиане держат руки пошвам.
- Практически полный отказ от спиртных напитков и табачной продукции. Древнерусская Церковь православных староверов лишь в некоторых старообрядческих толках допускает принятие на великие праздники трех рюмок спиртного, однако не более этого.
- Внешний вид. В старообрядческих Божьих храмах по сравнению с христианскими, не встречаются женщины и девушки в шапках, платках или же косынках, которые завязываются сзади на узел. Старообрядческие женщины должны находиться строго в платке, заколотом под подбородком при помощи булавки. В одежде не допускается ничего цветного и яркого. Мужчинам же следует одевать старорусские рубашки навыпуск и обязательно дополняя ее поясом, который будет разделять несколько частей тела на верхнюю, то бишь духовную и нижнюю, грязную. Мужчине-старообрядцу в повседневной жизни запрещается носить галстуки, считая их Иудиной удавкой, а также сбривать бороду.
Часто задаваемые вопросы
Некоторых христиан, и также и старообрядцев, могут интересовать масса вопросов, которые в повседневной жизни встречаются довольно часто. Рассмотрим некоторые из них.
Можно ли староверам ходить в православную церковь и можно ли креститься двумя перстами
Посещать Божий храм старообрядцам разрешается, а если же приверженцы старой веры изъявляют желание быть православными, то сперва им необходимо принять Миропомазание, то бишь Таинство, которое соединит человека с христианским новым верованием.
Креститься же двумя или тремя перстами на сегодняшний день не имеет какого-либо особого значения, так как эти два обряда были признаны равночестными. Но все же стоит заметить, что если посещать Божий храм и креститься там двоеперстием, когда все остальные крестятся лишь темя перстами, будет выглядеть нелепо и даже некрасиво;
Может ли старовер быть крестным у православного
Не стоит, полностью отвергать возможность присутствия в качестве крестного неправославного христианина во время выполнения православного обряда Крещения, однако это возможно лишь в том случае если старообрядец будет лишь одним из крестным, а второй крестный родитель обязательно будет христианином нового верования.
Также имеется еще одно условие при котором старообрядцу разрешается принимать участие в церемонии, если он не будет предпринимать каких-либо попыток воспитания дитя в неправославных традициях.
Господь всегда с Вами!
Христос избрал 12 Апостолов, через которых основал Свою Церковь, в которой спасаются верующие. Раз Христос один, то и истинная Церковь Христова тоже может быть только одна. Принимая ересь (искажая догматы веры) или уходя в раскол (не подчиняясь законным епископам)—человек выпадает из Церкви и лишается райского блаженства. Вернуться в Церковь можно через покаяние, для чего надо отвернуть ересь и соединиться с Церковным Телом.
В день Пятидесятницы 30 г. на Апостолов сошел Дух Святой, и они заговорили на разных языках, т.е. получили от Бога возможность присоединять к Церкви любого человека, независимо от национальности. Апостолы стали ходить по странам и в каждом городе или селе создавали общину христиан. В этой общине они ставили духовного руководителя, который назывался епископом. Поставление в епископы называется «рукоположением» или по-гречески «хиротония», потому что Апостолы возлагали на будущего епископа свои руки и через это на поставляемого сходила благодать Святого Духа, дававшая человеку силу исполнять обязанности епископа. Епископ в свою очередь рукополагал священников (пресвитеров) и диаконов. Все это называется таинством Священства. Когда Апостолы погибли за Христа, то епископа стали поставлять два-три окрестных епископов. Со временем христианские общины появились во всех городах Римской империи, и конечно, епископы больших городов получали большее влияние, чем епископ деревенской общины. Постепенно епископы городов стали надзирать не только за своей общиной, но и проверять служение сельских епископов. И таким образом, епископ большого города-митрополии, имевший в своем попечении других епископов, стал называться митрополитом. А митрополитам пяти главных городов Римской империи (Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима) был присвоен титул Патриархов, которым подчинялись все остальные митрополиты и епископы. Патриарх еще называется Предстоятелем Церкви.
Русская Православная Церковь произошла от Константинопольского Патриархата. Апостол Андрей Первозванный рукоположил св. Стахия епископом городка Византий на берегу пролива из Черного в Средиземное море. В 330 г. император Константин Великий превратил Византий во вторую столицу империи Константинополь-Новый Рим, и епископы Византия стали Константинопольскими Патриархами. При Крещении Руси в 988 г. Константинопольский Патриарх Николай II рукоположил первого русского митрополита св. Михаила, имевшего кафедру в Киеве. В 1299 г. кафедра митрополитов русских перешла из разоренного монголами Киева во Владимир, а в 1325 г.—в усиливающуюся Москву. В 1589 г. митрополит Московский и всея Руси стал носить титул Патриарха.
То есть, если посмотреть на вышесказанное, идет непрерывная цепь рукоположений от Христа через апостола Андрея Первозванного епископов г. Византия, затем Константинопольских Патриархов, потом Русских митрополитов и Патриархов до нынешнего Патриарха Кирилла. Это один из главных признаков законной церковной иерархии—преемственность через века от Апостолов до нынешнего Предстоятеля, доказанная историческими источниками! Кроме того, Предстоятель Церкви должен быть признаваем таковым другими Предстоятелями, главным образом древними Восточными Патриархами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским). Таким на территории Российской Федерации является только Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и возглавляемая им Церковь и есть спасающая истинная Православная Церковь. Отпадающий от нее и от общения с законным Предстоятелем есть раскольник, лишающий себя спасения! Поэтому, чтобы узнать, раскольник перед нами или нет, надо просто спросить, поминается ли за Богослужением Патриарх Кирилл. Если не поминается—здесь раскол.
Если епископа Синод запрещает в священнослужении за ересь, уход в раскол или неподобающую жизнь, то он не может никому передать благодать Святого Духа. А если он дерзнет после запрещения все-таки рукополагать кого-то, то этот епископ и общающиеся с ним подпадают под отлучение от Церкви (анафему). Законно лишенный сана человек не имеет возможности передавать благодать Священства, и все рукоположенные им после запрещения в служении так и остаются мирянами, а не епископами, священниками или диаконами, как бы там они себя не величали и какие бы титулы не принимали. И значит, никакие Таинства в храмах у раскольников не совершаются: хлеб и вино на псевдо-литургии не пресуществляются в Тело и Кровь Христову, и Причастия нет; умершие остаются неотпетыми; венчанные не повенчаны; а крещение остаётся на уровне таком, как если бы в советское время бабушки на дому крестили. А если не совершаются Таинства, то и спасения души нет.
Раскольники упрекают Московскую Патриархию в сотрудничестве с Советской властью. Большинство обвиняющих епископат Московской Патриархии в «неправославии» сами пришли в Церковь только после начала перестройки, а в советское время стыдились быть верующими. Обвиняя Патриарха в кажущемся «нарушении канонов», раскольники почему-то не считают более страшным нарушением канонов учинять явный раскол. Обвиняя других в «недуховности», они почему-то сами не бояться вступать в общение с лицами, лишенными сана за моральную распущенность. Люди, не имеющие никакого духовного образования, обзывают себя «первоиерархами», и их последователей не коробит то, что, оказывается, можно самому «создать» Церковь! Во все времена раскольники оправдывали свои уход из Церкви заботой о спасении этой же самой Церкви и кроме вреда, ничего Православию не приносили. Да, в Церкви есть немало проблем, но и решать их надо по-церковному, т.е. на Соборах, а не разрубать многострадальную Церковь — Тело Христово — очередным расколом. Да, и в среде раскольников есть люди, которые искренне ища Истину, свернули не туда, и нам надо молиться Господу об их возвращении в Церковь.
Раскольная Православная Церковь Украины (ПЦУ) распространила специальное заявление в связи с приближающимся праздником Богоявления (Крещения).
В нем украинских верующих предостерегают от традиционного купания в проруби. Как сказано в заявлении, размещенном в Facebook ПЦУ, такое поведение «не свойственно украинцам» и «не смывает грехи».
В структуре, возглавляемой «митрополитом» Епифанием (Думекно) посетовали, что в течение последних лет 19 января все чаще в водоемах устраиваются массовые ныряния и купания с целью «смыть грехи» в освященной воде.
В ПЦУ утверждают, что омовение в проруби на Крещение никоим образом не приводит к духовному очищению. И никакие церковные правила, по мнению ПЦУ, не предписывают купания. К тому же, как считают в ПЦУ, у украинского народа они не были распространены.
«Украинцы издавна по-особому относились к святой воде: благоговейно хранили ее у икон, берегли каждую капельку, использовали ее в особых случаях. Украинские этнографы не фиксировали в прошлых веках массовых крещенских купаний, тем более в том виде, как это происходит сейчас — совсем без одежды или с предшествующим алкогольным подогревом и громкими гуляниями после», — говорится в сообщении.
Также отмечается, что для стран греческой традиции более характерен обычай освящать воды бросанием в них деревянного креста, который мужчины потом вылавливают из водоема. Но этот обычай все же не является собственно купанием или погружением, говорят в ПЦУ.
Отметим, что попытка украинских раскольников взять на себя роль блюстителей православных традиций, происходит на фоне того, что сами они нарушают все мыслимые канонические нормы.
Ранее EADaily сообщало, что в ресторане Винницы местный епископ ПЦУ проводит совместные «службы» с католиками, что для православного священика является абсолютно недопустимым.
——————-
Основным вопросом первого дня заседания Освященного Собора РПсЦ на Рогожском в Москве стало обсуждение вопроса о молитвенном и литургическом общении с Древлеправославной Архиепископией.
——————-
Перед участниками Освященного Собора выступил председатель комиссии по диалогу с Древлеправославной Архиепископией епископ Киевский и всея Украины Никодим (Ковалев). Он сообщил делегатам Собора о работе комиссии по диалогу.
Владыка рассказал об исследовании законности архиерейской преемственности в Древлеправославной Архиепископии и последних решениях, принятых в этом старообрядческом согласии.
Краткая справка о согласии
————————-
Древлеправославная Архиепископия
Древлеправославная Архиепископия — это не Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ). Речь идёт о другом старообрядческом малочисленном согласии. Официальное название: Централизованная религиозная организация Древлеправославная Церковь (Древлеправославная Архиепископия). Предстоятелем являлся архиепископ Иона (Игрушкин), недавно упокоившийся. Кафедра находится в г. Приморско-Ахтарске Краснодарского края. В 1999 году перестали признавать над собой власть Русской Древлеправославной Церкви (Новозыбковскую иерархию). Архиепископию зарегистрировали в 2012 году. В разделе «Храмы и общины» на нашем сайте отмечено 5 храмов этого согласия. Также согласие стало известно благодаря своей активной социальной деятельности — проекту «Русская связь».
Новости по Древлеправославной Архиепископии из архива «Русской веры»:
— Строительство старообрядческой часовни в п. Успех.
— Проект «Русская связь» — сохранение старообрядческой общинности.
— Итоги работы по проекту «Русская связь».
— Проект «Русская связь» подвел итоги по работе над сохранением духовного наследия русского старообрядчества.
— Иерей Артемий Ефимов: «Мы никогда не ставили себя в противовес власти».
————————-
В этом году состоялось несколько собраний и Соборов Архиепископии, на которых были приняты решения о признании архиерейского достоинства белокриницкого митрополита Амвросия (Поповича) и совершенных им архиерейских хиротоний. Более того, со стороны Архиепископии отменен так называемый «чиноприем от раздора», который ранее практиковался в отношении старообрядцев белокриницкого согласия. В этом году они могут посещать богослужения Древлеправославной Архиепископии безо всяких препятствий. Последние Соборы Архиепископии обратились к Освященному Собору Русской Православной старообрядческой Церкви с предложением установить молитвенное и евхаристическое общение.
Затем слово для доклада было передано официальному представителю Древлеправославной Архиепископии — протоиерею Георгию Ефимову, который прибыл на Освященный Собор в составе делегации Архиепископии. Он подтвердил информацию, изложенную в докладе епископа Никодима, и дополнил ее сведениями о последнем соборе Древлеправославной Архиепископии, который состоялся 15 октября сего года. На нем были подтверждены преждебывшие решения об отмене чиноприема в отношении христиан белокриницкого согласия. Отец Георгий Ефимов сообщил, что после этого важного решения число христиан, посещающих храмы (в некоторых местах) увеличилось в два раза, поскольку храмы стали посещать старообрядцы, приемлющие белокриницкую иерархию и отметил, что данное решение помогло восстановить мир во многих семьях, некогда разделенных по вероисповедальным причинам.
Также протоиерей Георгий рассказал о современном состоянии Древлеправославной Архиепископии. В настоящее время ей принадлежит 11 приходов, служит 11 священников и диаконов. Местоблюстителем архиепископской кафедры является епископ Никодим (Елякин). Отец Георгий рассказал, что решение об отмене чиноприема в отношении христиан белокриницкого согласия пришло в ходе многолетних исследований, когда в Архиепископии пришли к выводу о полной законности белокриницкой иерархии и необходимости уврачевания печального разделения, которое образовалось между старообрядцами-поповцами в середине XIX века. В ходе начавшегося обсуждения участниками были высказаны разные точки зрения.
——————-
Большинство делегатов Освященного Собора высказали мнение, что аргументы, изложенные представителями Архиепископии и подтвержденные отчетом комиссии РПсЦ по диалогу с Архиепископией, позволяют восстановить молитвенное и евхаристическое общение между христианами, согласно всем церковным канонам.
——————-
Выступающие на Соборе высказали мнение, что исторический шанс на воссоединение не должен быть упущен, иначе этого не поймут ни ныне живущие христиане, ни тем более наши потомки. Также соборяне поддержали идею автономии Древлеправославной Архиепископии до тех пор, пока исторические особенности двух ветвей старообрядчества не придут к необходимому единству. Представители Архиепископии со своей стороны подтвердили признание достоинства белокриницкой иерархии и выразили желание получить икону святителя Амвросия для установления его почитания в своих приходах.
В результате вопрос о воссоединении был поставлен на голосование Собора.
——————-
——————-
В торжественной обстановке мирный акт был подписан утром 18 октября 2017 года в зале Соборов Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, что в Новых Палатах на Рогожском. Со стороны РПсЦ его подписал митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), со стороны Архиепископии — местоблюститель архиепископского престола епископ Никодим (Елякин). Митрополит Корнилий также предложил направить послание с извещением о событии митрополиту Леонтию (Изоту) в Румынию и патриарху Александру (Калинину), причем обращение к последнему закончить так:
Мы призываем вас последовать их примеру.
Каталог и карта всех известных и существовавших ранее старообрядческих приходов на территории Москвы с фотографиями и описанием.
Олег Шуров рассказывает о старообрядческой Москве. В данной иллюстрированной статье говорится о храмах действующих и тех, которые давно закрыты, но здания сохранились.
Если вы попробуете в рунете найти информацию по этой теме, то найденное будет очень скудным. Увы… В качестве информативной основы для этой публикации я выбрал статью Любимова И.М., опубликованную в 1995 году. Понятно, что некоторая информация устарела, но от этого текст не стал быть менее интересным. Проиллюстрирована публикация фотографиями Олега Шурова, которые он любезно передал для публикации в проекте «Старообрядческий Навигатор» — NAVIGATOR.STAROVE.RU.
Рогожская Слобода, Покровский, Рождественский храм и колокольня во имя Воскресения Христова
В данной статье речь пойдет о храмах Русской Православной Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия. До императорского указа 1905 г. о даровании старообрядцам Высочайших свобод Москва не была центром Белокриницкой поповской Церкви. В то время центр фактически переместился в Нижний Новгород, где с 1901 г. регулярно собирались Освященные старообрядческие соборы. Затем, в период с 1901 до 1906 гг., они созывались в разных городах, но ни разу не проводились в Москве.
В это время Покровский кафедральный собор, алтари которого были запечатаны царским указом с июля 1856 г., именовался просто часовней. Главный алтарь этого храма был распечатан в великую субботу (16 апреля 1907 г., ст. ст.), тогда же было получено разрешение проводить архиерейскую службу. По сей день, с перерывами, которые были вызваны атеистическими гонениями 1937-1946 гг., дата распечатания алтарей отмечается в третью неделю по Пасхе (Св. Жен-Мироносиц) молебном с пением канона Св. Пасхе и крестным ходом, которые привлекают многих молящихся.
В первые два десятилетия XX в., особенно с 1907 по 1913 гг., которые по праву считаются годами расцвета старообрядчества, в Москве строилось достаточно большое количество церквей и моленных. Большинство из них названо в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, т.к. традиционно считалось, что именно Божественный Покров позволяет старообрядческой Церкви преодолеть невзгоды и лишения. К моменту октябрьского переворота 1917 во второй столице действовало 25 церквей и моленных белокриницкого согласия.
Кроме того, в Москве существовали подворья белокриницкого священства, не признающие Окружное послание (написано в 1862 г., отменено в 1907г.), однако приемлющие общину под руковотвом епископа Иова («иовцы”), у которых было две церкви. Четыре церкви принадлежали общинам, отвергающим как окружное послание, так и «иовцев”. Таким образом, старообрядцам Белокрищкого согласия в Москве принадлежал 31 храм.
При этом следует учитывать, что по старому чину церковная служба велась также в древлеправославныx («беглопоповских”), беспоповских и единоверческих храмах. В результате, число церквей и моленных, в которых богослужение велось по дониковским правилам, приближалось к 50.
Возводимые старообрядческие церкви строились на пожертвования верующих и взносы богатых старообрядцев-промышленников и купцов: Ряшинских, Морозовых, Рахмановых, Солдатенковых, Кузнецовых. Огромное содействие в возведении храмов оказала купчиха Ф.Е. Морозова.
В 30-е гг. все старообрядческие церкви, за исключением Покровского собора в Рогожском поселке были закрыты. В них расположились гражданские учреждения, некоторые использовались для столовых и пивных. Первая волна разрушений храмовых построек под предлогом реконструкции и расширения улиц, прокатилась во второй половине 30-х гг., вторая во времена «хрущевской оттепели” в 60-е. Результатом этих событий стало исчезновение таких храмов, как Успение Пресвятой Богородицы при подворье московского архиепископа (Николо-Ямской тупик);
Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье московского архиепископа (Николо-Ямской тупик)
св. Апостола Петра и Павла в доме Нырковых (Шелапутинский пер. 1);
Бывший храм во имя св. Апостола Петра и Павла в доме Нырковых (Шелапутинский пер. 1)
св. мученика Сергия и Вакха во 2 Золоторожском пер. (ныне Гжельский пер.);
Бывший храм во имя св. мученика Сергия и Вакха во 2 Золоторожском пер. (ныне Гжельский пер.)
св. Апостола Матфея на 1-й Мещанской ул. 43 в доме Кузнецова (ныне Просп. Мира). Дом построен архитектором Шехтелем Ф.О.;
Бывший храм во имя св. Апостола Матфея на 1-й Мещанской ул. 43 в доме Кузнецова (ныне Просп. Мира). Дом построен архитектором Шехтелем Ф.О
Бывший храм во имя св. Апостола Матфея на 1-й Мещанской ул. 43 в доме Кузнецова (ныне Просп. Мира).
Храм располагался на месте окна на втором этаже
Здания не сохранились:
Преп. Сергия Радонежского в доме Федорова, что на углу Б. и М. Вокзальных пер. (ныне Б. и М. Факельные на Таганке);
- св. Николы Чудотворца в доме Потапова (Мало-Тишинский пер. 5);
- св. Пророка Илии на 3-й Тверской Ямской 72.;
- Введения во Храм Богородицы в доме П.И. Милованова на Измайловском шоссе, 1;
- Успения Пресвятой Богородицы в Рыкуновом пер. (ныне Балакиревский пер. 2);
- Св. Троицы в доме Свешникова в Ново-благословенском пер. (ныне Самокатная ул. 2).
- Успения Пресвятой Богородицы (в дер. Печатниково и Люблино (ныне муниципальный округ Печатники) и
- Частная моленная инока Геннадия (2-я Хапиловская ул 9).
Не сохранилась и церковь Николая Чудотворца на Варгунихинской горе.
Бывшая церковь во имя св. Николы Чудотворца на Варгунихинской горе (Смоленская — Дорогомилово).
Оставшаяся часть церквей после реконструкции и перепланировки была обезображена внутри и снаружи до неузнаваемости. Такая участь постигла церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке (Новоселенский пер. 6), постройки 1907 г., после закрытия в 1932 г. передана общежитию на заводе «Станколит”и превратилась в обыкновенный жилой дом.
Бывшая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке (Новоселенский пер. 6), постройки 1907 г.
Бывшая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке
В период хрущевских гонений, которые следовало бы признать для церкви более суровыми, чем в сталинские времена, церкви попросту разрушались. Так, при перепланировке Таганской площади был уничтожен Покровский собор, подобная участь постигла и другие храмы.
Место собора Покрова Пресвятой Богородицы Таганской общины
Место собора Покрова Пресвятой Богородицы Таганской общины
Из сохранившихся храмовых построек, помимо Кафедрального Покровского собора у Рогожского кладбища, отмечу те церкви, где в наши дни начали совершаться богослужения.
Это храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер., рядом с метро «Парк Культуры”.
Действующий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер. у метро «Парк Культуры”, (Остоженка)
Он известен еще как находящийся на Остоженке (3-й Ушаковский пер., переименованный в 1922 г. в Турчанинов), построен в 1907-1911 гг. по заказу братьев Рябушинских, проект В.Д. Адамовича и В.М. Маята.
Действующий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер. у метро «Парк Культуры”, (Остоженка)
Путеводитель по Москве, выпущенный в 1917 г., отмечал здесь иконостас новгородских писем XV, в., представлявших большую художественную ценность. Церковь Покрова венчали 8 колоколов, самый большой из которых весил 98 пудов и 20 фунтов.
Действующий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом пер., рядом с метро «Парк Культуры”, (Остоженка, бывш. 3-й Ушаковский пер.)
Храм был закрыт в 1935 г., после чего в нем находились различные учреждения. Интерьер здания оказался в значительной степени утраченным, восстановление его в настоящее время практически невозможно. В день Рождества св. Николы Мирликийского — это придел храма — здесь проходят большие торжества.
Церковь св. Николы Чудотворца (Бутырский вал 7, ранее пересечение Камер-Коллежского вала и Царского пер.) была заложена на земле купцов Рахмановых 29 июля 1914 г.
Церковь св. Николы Чудотворца (Бутырский вал 8/3, ранее пересечение Камер-Коллежского вала и Царского пер.)
Сооружался этот храм под руководством архитектора И. Кондратенко в течение 1915-1916 г. Несмотря на военную пору, он был построен очень быстро, подняли даже колокола. Однако революция и разруха помешали окончательному оформлению интерьера храма, и он был освящен только в 1921 г.
Храм во имя св. Николы Чудотворца Тверской старообрядческой общины в Москве.(Бутырский вал 8/3, у Белорусского Вокзала и Тверской улицы)
Но недолгой в эпоху империи большевиков была его жизнь. Регулярные богослужения прервались уже в 1939 г., хотя с перерывами продолжались до 1941 г. А затем здесь обосновалась мастерская скульптора С.М.Орлова (который трудился над известным памятником Юрию Долгорукому).
Действующий храм во имя св. Николы Чудотворца Тверской старообрядческой общины в Москве.(Бутырский вал 8/3, у Белорусского Вокзала и Тверской улицы)
К тому времени, когда основатель Москвы занял привычное место напротив здания Моссовета, первоначальный облик храма был утрачен. Колокольня лишилась шатрового покрытия с главкой, а церковь — купола. В стенах прорубили огромные окна, на хорах разобрали часть свода. Некогда могучий храм ветшал, и к моменту передачи его старообрядческой общине остались лишь стены.
Храм во имя св. Николы Чудотворца Тверской старообрядческой общины в Москве.(Бутырский вал 8/3, у Белорусского Вокзала и Тверской улицы)
В настоящее время храм полностью отреставрирован. Службы проходят уже в основном — Никольском — приделе.
Храм Покрова Превятой Богородицы (находится а территории Таганского парка) строился по заказу братьев Рябушинских и, после открытия в 1906 г., принадлежал Каринкинской общине старообрядцев.
Бывший храм Покрова Превятой Богородицы (ныне Детский театр на территории Таганского парка). Строился по заказу братьев Рябушинских и, после открытия в 1906 г., принадлежал Каринкинской общине старообрядцев.
В настоящее время в нём располагается детский театр, а до этого там помещалось конструкторское бюро по ремонту оборудования.
Бывший храм Покрова Превятой Богородицы (ныне Детский театр) Каринкинской старообрядческой общины (Факельный пер.)
Бывший храм Покрова Превятой Богородицы (ныне Детский театр) Каринкинской старообрядческой общины (Факельный пер.)
Успенско-Покровский храм у Немецкого (потом Бауманского, ныне Басманного) рынка (Малый Гавриков пер., 29) строился по проекту уже упоминавшегося архитектора И. Бондаренко.
Бывший Успенско-Покровский храм у Немецкого (потом Бауманского, ныне Басманного) рынка (Малый Гавриков пер., 29). Ныне спортклуб «Спартак»
Его внутреннее убранство отличал богатый иконостас, роспись стен выполнена в древнерусском стиле. Сейчас здесь располагается спортивный зал «Спартак”.
Бывший Успенско-Покровский храм у Немецкого (потом Бауманского, ныне Басманного) рынка (Малый Гавриков пер., 29). Ныне спортклуб «Спартак»
По проекту того же архитектора И. Бондаренко в 1912 г. был построен Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15).
Бывший Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Офисы. Архитектор Бондаренко.
Отобранный у верующих в середине 30-х гг., храм отдан под клуб швейного объединения.
Бывший Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Офисы. Архитектор Бондаренко.
Бывший Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Офисы. Архитектор Бондаренко.
Бывший Николо-Рогожский старообрядческий храм (Малая Андроньевская, 15). Офисы. Архитектор Бондаренко.
Собор Николая Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины (Лефортовский пер., 8, стр. 1).
Храм во имя св.Николы Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины (Лефортовский пер., 8, стр. 1). Передан Церкви.
Построен в 1912 г. по проекту архитектора Мартьянова Н.Г.
Храм во имя св.Николы Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины (Лефортовский пер., 8, стр. 1). Передан Церкви.
Часть занята офисами, иногда проходят молебны.
Храм во имя св.Николы Чудотворца Свято-Никольской старообрядческой общины в Лефортово.
На Серпуховском валу, 16 (Хавская ул.) располагался храм с двумя церквами — св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией матери.
Бывший старообрядческий (ныне изуродованная частным собсвенником из РПЦ МП) храм с двумя церквами — св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Богородицы. Серпуховской вал, 16 (Хавская ул.). Фото 2010 года.
Бывший старообрядческий (ныне изуродованная частным собсвенником из РПЦ МП) храм с двумя церквами — св. Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Богородицы. Серпуховской вал, 16 (Хавская ул.)
В 1990-х здесь размещаелся увеселительный гриль-бар. Позднее бар был закрыт, здание сменило владельца, но остался в частной собственности.
Храм Хавской старообрядческой общины после реставрации в 2000-х годах. Фото 2014 года.
На данный момент храм восстанавливается, в нарушение всех норм реставрации он обрёл лубочные мотивы. Теперь это частный не старообрядческий храм – коллизии судьбы увели его в РПЦ МП.
Храм Хавской старообрядческой общины после реставрации в 2000-х годах. Фото 2014 года.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице. Заложен 12 октября 1908 г., строился по проекту архитектора Десятова.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице (м.Павелецкая). Передан РДЦ.
Земля для храма была приобретена Ф.Е. Морозовой. Общая стоимость церкви составила 100.000 руб. — средства по тому времени немалые. «Сегодня старобрядческая Москва украсится новым чертогом Божьим. Дай Бог, чтобы подобное триумфальное шествие не встретило на своем пути препятствий и непрестанно бы распространялось вширь и глубь». Так писал журнал «Церковь” в Отчете о пожертвованиях старообрядцев в №39 за 1910 г.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице (м.Павелецкая). Передан РДЦ.
Однако судьба храма была трагичной. Священник, о. Ферапонт Лазарев погиб в сталинских застенках 2 марта 1931 г., а служба здесь в последний раз проходила 22 мая 1932 г. (Несколько лет назад храм был передан Русской Древлеправославной Церкви, и в настоящее время Покровский храм стал кафедральным собором РДЦ, в нем ежедневно совершаются службы).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы старообрядческой Замоскворецкой общины находится на Новокузнецкой улице (м.Павелецкая). Передан РДЦ.
Старообрядческая моленная была в доме Носовых (Мал. Семёновская, д.1, стр. 1)
Бывшая старообрядческая моленная в доме Носовых (Мал. Семёновская, д.1, стр. 1)
Домовая церковь Николая Чудотворца была в доме Храпуновой (ул. Садовая-Сухаревская, д. 7). Расписывал её художник Добужинский.
Бывшая домовая церковь во имя св. Николы Чудотворца была в доме Храпуновой (ул. Садовая-Сухаревская, д. 7).
В доме Рахманова (ул. Бакунинская, д. 2) была моленная Покрова Пресвятой Богородицы.
Дом Рахманова (ул. Бакунинская, д. 2) со старообрядческой моленной во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Моленная располагалась в этом флигеле
Флигель — бывшая старообрядческая моленная во имя Покрова Пресвятой Богородицы в доме Рахманова (ул. Бакунинская, д. 2).
Моленная была в доме Смирнова (ул. Александра Солженицина, д. 22).
Бывшая моленная в доме Смирнова (ул. Александра Солженицина, д. 22).
Бывшая моленная в доме Смирнова (ул. Александра Солженицина, д. 22).
В доме К.Т. Солдатенкова была моленная (ул. Мясницкая, д. 37, стр. 1). Построен дом в середине XIX века архитектором Резановым А.И. Нынешним хозяином восстановлена роспись моленной.
Бывшая моленная в доме К.Т. Солдатенкова (ул. Мясницкая, д. 37, стр. 1).
В доме С.П. Рябушинского, известного ещё как музей М. Горького (Мал. Никитская, д. 6) была моленная комната.
Бывшая моленная в доме С.П. Рябушинского («музей М. Горького») — (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель
Её облик в данный момент восстановлен. Дом построен в 1904 г. архитектором Шехтелем Ф.О.
Бывшая моленная в доме С.П. Рябушинского («музей М. Горького») — (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель
Моленная за двумя маленькими окошками
Бывшая моленная в доме С.П. Рябушинского («музей М. Горького») — (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель
Бывшая моленная в доме С.П. Рябушинского, («музей М. Горького») (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель
В доме С.П. Рябушинского («музей М. Горького») (Мал. Никитская, д. 6). архитектор Ф.О. Шехтель
Домовая церковь Николая Чудотворца священника-старообрядца Исаакия Носова (Пушкарев пер., д. 7). Предполагалась постройка отдельного здания, однако из-за начала I мировой войны и последовавшей революции план осуществлен не был.
Бывшая домовая церковь во имя св. Николы Чудотворца священника-старообрядца Исаакия Носова (Пушкарев пер., д. 7).
Церковь Петра и Павла в доме Муравьевых (ул. Бахрушина, 15, стр. 2)
Бывшая церковь свв. Петра и Павла в доме Муравьевых (ул. Бахрушина, 15, стр. 2)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в доме М. Полежаевой Замоскворецкой старообрядческой общины (ул. Бахрушина 21).
Бывшая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в доме М. Полежаевой Замоскворецкой старообрядческой общины (ул. Бахрушина 21).
В доме Ф.Е. Морозовой находились две домовые церкви Марии Египетской и Николая Чудотворца (Большой Трехсвятский пер. 1-3).
Две утраченные домовые церкви во имя св. Марии Египетской и св. Николы Чудотворца в доме Ф.Е. Морозовой (Большой Трехсвятский пер. 1-3).
Две утраченные домовые церкви во имя св. Марии Египетской и св. Николы Чудотворца в доме Ф.Е. Морозовой (Большой Трехсвятский пер. 1-3).
Моленная Николы Чудотворца в доме Карасевых (ул. Вековая, 20/13)
Бывшая моленная Николы Чудотворца в доме Карасевых (ул. Вековая, 20/13).
Бывшая моленная Николы Чудотворца в доме Карасевых (ул. Вековая, 20/13).
Возвратимся в Рогожский поселок. Главный старообрядческий собор, возведенный в 1792 г. (архитектор М.Ф. Казаков) не прекращал богослужения в самую лихую годину конца 30-х гг.
В это время старообрядческие архиереи томились в тюрьмах и ссылках, а Местоблюститель архиепископа, епископ Викентий, скончался в темнице весной 1938 г. Условия жизни тех священнослужителей, которых сослали, были чрезвычайно тяжелыми, некоторые из них были вынуждены оставить службу в храмах.
Прихожане, испуганные угрозами расправы, отказывались регистрироваться в обязательную «двадцатку», дающую право сохранить церковь действующей. Покровский собор, где хранились уникальные иконы XIII — XVII вв. хотели отобрать у старообрядцев и превратить в театр. Только благодаря энергии и самоотверженным действиям настоятеля храма о. Василия Королева была набрана «двадцатка”. В собор пришли певцы из закрытых московских старообрядческих церквей, главным образом из Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой, где существовали сильные певческие школы старообрядческого пения. Это чудесное пение звучало в Покровском соборе во время войны и некоторое время в послевоенную пору, пока эти исполнители не отошли в мир иной.
Рогожский поселок. Главный старообрядческий собор РПСЦ, возведенный в 1792 г. (архитектор М.Ф. Казаков).
На Пасху 1942 г. городские власти неожиданно, вопреки правилам военной поры (Москва находилась на осадном положении, враг не был выбит из пределов Московской области) разрешили богослужение и беспрепятственное передвижение по Москве ночью. А на Пасху 1945 г. храм вместил невиданное количество молящихся (предположительно 12-14 тыс.). Певцы были вынуждены переместиться на хоры. С тех пор, как и в «золотую пору”, богослужения в Покровском соборе совершаются ежедневно.
На пути в Покровский собор, со стороны Нижегородской улицы до конца 1990-х годов располагался каменный остов. Это был храм Рождества Христова, созданный по проекту знаменитого зодчего Василия Баженова в 1804 г. (на данный момент восстановлен).
Рогожский поселок. храм Рождества Христова, созданный по проекту знаменитого зодчего Василия Баженова в 1804 г. Зимний храм с отоплением.
Он воздвигнут как зимний храм с калориферным отоплением. В нем молились с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года (а с Великой Светлой заутрени до Покрова — в летнем Покровском неотапливаемом соборе). Последнее богослужение в Христорождественском храме состоялось 19 августа 1929 г. на Преображение.
После закрытия храма Рождества купольный крест и главы были снесены, настенная живопись уничтожена. Утварь, хранившаяся в подвалах для торжественных богослужений, растаскана. С Пасхи 1930 г. в храме уже размещалась столовая с продажей пива и водки. В 70-е гг. столовую закрыли, а помещение занял » Мосаттракцион”. Последнее учреждение, находящееся здесь — склады музеев Кремля, которые обязались привести в порядок хотя бы фасад храма. После некоторой внешней косметики работы были приостановлены и храм снова стал ветшать. Московское правительство возвратило весь религиозный ансамбль Рогожского поселка митрополии и московской старообрядческой Рогожской общине.
Ансамбль Рогожская Слобода — Духовный центр РПСЦ
На этой территории располагаются бывшие дом Притча, дом духовенства, занятые в настоящее время зубоврачебной поликлиникой, детским приютом. В бывшем старообрядческом институте разместилась школа. За двумя рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой, куда в праздник Богоявления совершался крестный ход с освящением воды. До 2007 года на месте пруда располагался стадион, конюшня и постройки Завода автоматических линий. В 2005 г. Правительство Москвы выделило средства для восстановления архитектурного ансамбля Рогожской слободы. К 2015 году ремонтно-восстановительные работы первой очереди практически завершены.
Колокольня возле Покровского собора видна издали. Возведена по проекту архитектора Горностаева в 1912-1913 гг. во имя Воскресения Христова, в память распечатания алтарей Покровского кафедрального собора. Однако подъем креста на нее сделан еще в 1907 г.
Колокольня во имя Воскресения Христова. Возведена по проекту архитектора Горностаева в 1912-1913 гг. в память распечатания алтарей Покровского кафедрального собора.
Здание колокольни было отобрано в середине 30-х гг. и использовалось под склад. Беспризорная колокольня разрушалась и, вероятно, поэтому после грозы в мае 1938 г. с нее свалился огромный крест. В войну по неизвестной причине произошел взрыв, разрушивший паперть и нижнюю часть колокольни. К счастью, само сооружение устояло и в 1947 г. было передано архиепископии, а в 1950 г. сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы, в настоящее время для богослужений неиспользуемая. Однако в 50-х гг. она была использована как зимний храм, и в ней молились. Теперь здесь совершают обряды крещения.
В 1988 г. на колокольню поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П.И. Оловянишникова. После разорения храма под колокольней колокол исчез и был найден в 80-е гг. во МХАТе, передан митрополии. Вес самого большого колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.)
Один из старообрядческих колоколов венчает церковь Казанской Божией Матери на Красной площади и до сих пор не отдан старообрядцам. Сколько еще утраченных колоколов покоится под сценами театров!».
В следующей части я расскажу о старообрядческих московских храмах других согласий
Олег Шуров для проекта НАВИГАТОР STAROVE.RU
Копирование приветствуется с обязательной ссылкой на первоисточник. Фотографии публикуются впервые.