Содержание
- Константинопольская Православная Церковь
- Президент Турции Эрдоган не ограничился превращением собора Святой Софии в мечеть. На очереди — бывшая церковь Христа Спасителя в Полях с уникальными фресками византийского периода.
- Собор святой Софии в Турции стал из музея мечетью: что говорят в Стамбуле о решении Эрдогана?
- Православные Святыни Стамбула
- Дополнительная информация
Константинопольская Православная Церковь
Описание:
Христианство в Малой Азии распространилось благодаря благовестническим трудам апостолов Андрея Первозванного, Павла, Филиппа, Иоанна Богослова и других.
Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда на месте древнего селения Византии (Византиона) был основан город Константинополь. Поскольку этот город стал столицей Византийской империи, то значение Константинопольской кафедры постоянно возрастало, и со временем она стала первой по чести среди других Православных Церквей, хотя и уступала по древности некоторым из них.
Константинопольскую кафедру занимали такие великие святители и вселенские учители, как святые Григорий Богослов (+389) и Иоанн Златоуст (+407).
Каноническая территория — Турция (6 епархий, 10 монастырей и 30 духовных школ) и Греция. Юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется также на ряд епархий в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии, а также на Святую Гору Афон; к юрисдикции Константинополя относится и Финляндская Автономная Православная Церковь.
Титул Предстоятеля: Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх.
Патриаршая резиденция и кафедральный собор святого великомученика Георгия Победоносца находится в Фанаре (район Стамбула).
Сейчас Константинопольскую Церковь возглавляет 232-й Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондонис), избранный Предстоятелем 22 октября 1991 г. Интронизация состоялась 2 ноября того же года.
Односторонние действия Константинопольской Церкви на канонической территории Русской Православной Церкви в Эстонии привели в 1996 г. к временному прекращению евхаристического общения между двумя Патриархатами.
В октябре 2018 г. в результате антиканонической деятельности Константинопольской Церкви на Украине Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом (подробнее о действиях Константинопольского Патриархата на Украине см. ниже).
***
Епархии Константинопольского Патриархата (по материалам сайта Православие.ru)
Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории — в Турции и отчасти в Греции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3000 православных — главным образом греков старшего поколения.
Архиерейские кафедры в Турции
- Константинопольская архиепископия
- Халкидонская епархия
- Епархия Имвра и Тенеда
- Епархия Принкипонниса
- Епархия Деркии
Архиерейские кафедры и Патриаршие учреждения за пределами Турции
Некоторые Церкви за пределами Турции, входящие в состав Константинопольского Патриархата, принадлежат ему традиционно, а не в силу распространения греческой диаспоры по всему миру. Это, главным образом, Церкви на территории современной Греции, которая лишь в 1850 г. получила признанную Автокефальную Церковь. До этого все епархии здесь входили в юрисдикцию Константинопольского Патриарха.
Власть Патриархата распространяется на те территории в Греции, которые вошли в это государство в позднейшее время, в частности после образования Элладской Церкви. Поскольку до вхождения в Грецию юрисдикционно они принадлежали Константинопольскому Патриархату, то по договоренности как с правительством страны, так и с Элладской Церковью они остались в церковном подчинении Патриархата. К их числу относятся следующие Церкви:
1. Церкви так называемых новых территорий, вошедших в состав Греческого государства после Балканских войн в начале XX века. Они, по сути, имеют двойное подчинение — Константинопольскому Патриархату и Элладской Церкви, что урегулировано соответствующими договоренностями, датируемыми 1928 г. К настоящему времени подчиненность этих епархий Константинополю скорее формальная. Фактически статус этих епископий почти не отличается от статуса прочих епархий Элладской Церкви.
К епархиям «новых территорий» относятся следующие митрополии: Кассандрийская, Фессалоникийская, Драмская, Сидирокастрийская, Ланкадасская, Полианийская, Сисанийская, Филиппская, Неокринская, Неапольская, Зинхийская, Маронийская, Александрупольская, Парамифийская, Яннинская, Гревенская, Хиосская, Никопольская, Иериссосская, Серрская, Мифимнская, Елевферупольская, Эдесская, Китрская, Дидимотихская, Митилинская, Лимнская, Гуменисская, Верийская, Дриинупольская, Ксанфская, Елассонская, Самосская, Касторийская, Сервийская, Флоринская.
2. Епархии Додеканесского архипелага, который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны. Среди них митрополии островов: Родо; Кос; Лерос, Калимнос и Астипалеи; Карпафос и Касос.
3. Критская архиепископия, имеющая статус полуавтономной Церкви. Критская Церковь имеет свой Синод, состоящий из всех архиереев Церкви.
Кроме Критской архиепископии, расположенной в столице острова Ираклионе, в Церковь входят также семь епархий: митрополия Гортины и Аркадии, митрополия Рефимны и Авлопотама, митрополия Кидонии и Апокорона, митрополия Ламбы и Сфакии, митрополия Иерапитны и Ситии, митрополия Петры, митрополия Кисама и Селина. На Крите действуют несколько церковных учебных заведений. Официальным периодическим изданием Критской Церкви является журнал «Апостол Тит».
4. Патмосская экзархия
Входит в прямое подчинения Патриарха. Кроме острова Патмос, она включает ряд близлежащих островов: Липсы, Агафонисос и Аркии. Ядром экзархии является ставропигиальная обитель св. Иоанна Богослова. В состав экзархии входит также Пещера Откровения, в которой св. евангелисту Иоанну Богослову ок. 95 года было дано Откровение. На Патмосе существует также церковное училище, основанное в 1713 г. св. Макарием Калогерасом.
5. Святая Гора Афон
Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинополя и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ. Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями.
Административно-канонические подразделения Константинопольского Патриархата в рассеянии
1. Американская архиепископия
Самая большая по численности часть Патриархата. Архиепископия была основана 11 мая 1922 г., хотя греческие приходы в Америке, вошедшие в нее, появились еще в 60-е гг. XIX века. Во главе Американской архиепископии стоит архиепископ, избираемый Синодом Вселенского Патриархата. Архиепископ возглавляет Синод, состоящий из всех епископов Церкви. Архиепископия состоит из следующих епархий: Чикагская, Сан-Францисская, Питсбургская, Бостонская, Денверская, Атлантская, Детройтская.
2. Австралийская архиепископия
Как и в случае других частей Константинопольского Патриархата, Австралийская архиепископия была основана с целью духовного окормления греческих общин, образовавшихся на этом материке вследствие переселения сюда православных греков из Малой Азии и других регионов бывшей Османской империи. В 1924 г. с этой целью была основана митрополия Австралии и Новой Зеландии. В 1959 г. митрополия была переведена в статус архиепископии, что в современной греческой канонической традиции является повышением, так как архиепископия может включать в себя несколько митрополий.
В 1970 г. Новая Зеландия была выведена из юрисдикции Австралийской архиепископии и получила свою митрополию. Кафедрой Австралийской архиепископии является Сидней.
3. Фиатирская архиепископия
Включает в себя Великобританию, Ирландскую Республику, а также Мальту. Кроме того, Фиатирский архиепископ является экзархом Западной Европы. До 1837 г. греческая община Лондона окормлялась при русской посольской церкви. Затем ей было позволено построить свой храм, который стал началом греческой епархии, которая как Фиатирская митрополия была учреждена в 1922 г. В 1954 г. она получила статус архиепископии. Затем, в 1962 г., она утратила этот статус, будучи разделена на четыре митрополии. В 1968 г. ей вновь было возвращено положение архиепископии.
4. Митрополия Франции
В нее кроме Франции входят Испания, Португалия и Канарские острова. Митрополия была основана в 1963 г., с кафедрой в Париже.
5. Митрополия Германии
Митрополия была основана в 1963 г., с кафедрой в Бонне. Ее юрисдикция распространяется на ФРГ. Германский митрополит является также экзархом Центральной Европы.
6. Митрополия Австрии
Была основана в 1963 г. и признана государством в 1967-м. Включает в себя приходы Австрии и Венгрии. Митрополит Австрии является также экзархом Средней Европы.
7. Митрополия Бельгии
Основана в 1969 г. и признана государством в 1985-м. Кроме Бельгии, включает в себя также Голландию и Люксембург. Кафедра находится в Брюсселе.
В Брюсселе функционирует представительство Константинопольского Патриархата при Европейском Совете.
8. Митрополия Швеции и всей Скандинавии
Основана в 1969 г., включает Швецию, Норвегию, Данию и Исландию.
9. Митрополия Новой Зеландии
Основана в 1970 г. Ее кафедра находится в Веллингтоне. В состав Новозеландской митрополии входит также экзархия Константинопольского Патриархата в Южной Корее.
10. Митрополия Швейцарии
Основана в 1982 г., включает в себя приходы Швейцарии и Лихтенштейна. Ее кафедра расположена в Женеве. Митрополит является также экзархом Европы. Митрополия Швейцарии играет одну из ключевых ролей в Константинопольском Патриархате, благодаря Православному центру в Шамбези — деревушке неподалеку от Женевы, в которой также расположена резиденция митрополита. Этот центр был основан при Патриархе Афинагоре на случай, если бы Константинопольскому Патриарху пришлось покинуть Стамбул. Также он стал центром экуменической деятельности Константинопольского Патриархата — в том числе благодаря тому, что в Женеве расположен Всемирный Совет Церквей.
11. Митрополия Италии
Община греков в Италии появилась еще в 1498 г., после падения Византийской империи. Тем не менее, митрополия была учреждена лишь в 1991 г., а в 1998 г. признана итальянскими властями. Кафедра находится в Венеции. Митрополит является также экзархом Южной Европы, занимает митрополит Геннадий.
12. Митрополия Торонто
До 1996 г. была частью Американской архиепископии, в 1996-м же стала отдельной митрополией, включившей в себя всю Канаду. Кафедра митрополии расположена в Торонто.
13. Митрополия Буэнос-Айреса
Основана в 1996 г. Ранее была частью Американской архиепископии. В нее входят: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили, Парагвай, Колумбия, Перу и Эквадор. Митрополит является экзархом Южной Америки. Его кафедра находится в Буэнос-Айресе.
14. Митрополия Панамы
Изначально была частью Американской архиепископии, а в 1996-м стала отдельной епархией. Она включает в себя все страны Центральной Америки: Панаму, Коста-Рику, Гватемалу, Никарагуа, Андорру, Сальвадор, Белиз, а также Венесуэлу, Мексику, Колумбию, Багамские острова, Кубу, Гаити, Пуэрто-Рико, Доминиканскую Республику и Ямайку. Центр митрополии находится в Мехико, Мексика.
15. Митрополия Гонконга
Образована в 1996 г. Митрополит является также экзархом Юго-Восточной Азии.
В митрополию входят экзархии: Индии (с центром в Калькутте), Индонезии, Филиппин. Также существуют общины в Сингапуре и Таиланде.
16. Украинские приходы Константинопольского Патриархата
Хотя украинские общины в Америках и Европе не имеют своих собственных епархий, они имеют своих архиереев, которые подчиняются вышестоящим церковным властям Константинопольского Патриархата. Так, например, в Америке и Канаде это Американская архиепископия.
17. Экзархат приходов русской традиции в Западной Европе
Эти приходы по большей части составляли ту часть Русской Православной Церкви, которая перешла вместе с митрополитом Евлогием под омофор Константинопольского Патриарха. В состав экзархата входит Православный Свято-Сергиевский богословский институт.
***
Антиканонические действия Константинопольского Патриархата на Украине
7 сентября 2018 г. было опубликовано коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, в котором сообщалось о назначении двух иерархов этой Церкви — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве.
Данное решение было принято без согласования со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.
Реакцией на антиканонические действия Константинопольского Патриархата стали заявления Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 и от 14 сентября. В заявлении от 14 сентября, в частности, отмечается: «В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на Патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев».
Проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению «украинского вопроса» Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке решения: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. Сообщение об этих решениях было опубликовано Константинопольской Патриархией 11 октября.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 15 октября, было принято заявление в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Члены Священного Синода признали невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом.
В заявлении, в частности, сказано: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».
«Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — указывается в документе.
Священный Синод Русской Православной Церкви также призывал Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
15 декабря Киеве на территории Национального заповедника «София Киевская» под председательством иерарха Константинопольского Патриархата митрополита Галльского Эммануила состоялся так называемый объединительный собор, на котором было заявлено о создании новой церковной организации под названием «Православная Церковь Украины», возникшей вследствие объединения двух неканонических структур: «Украинской Автокефальной Православной Церкви» и «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата».
Материалы об антиканонических действиях Константинопольского Патриархата на Украине публикуются на сайте «В защиту единства Русской Церкви»
Страна: Турция Город: Стамбул Адрес: Rum Patrikliği, 342 20 Fener-Haliç, Istanbul, Turkey Телефон: +90 212 5319670 — 6 Web-сайт: www.ec-patr.org E-mail: ecpatr.grandchancellor@gmail.com Предстоятель: Варфоломей I, Святейший Патриарх Константинопольский (Архондонис Димитриос)
28.08.2020
В бывшей церкви Христа Спасителя в Полях
Президент Турции Эрдоган не ограничился превращением собора Святой Софии в мечеть. На очереди — бывшая церковь Христа Спасителя в Полях с уникальными фресками византийского периода.
Превратив всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган взялся за другую бывшую православную церковь в этом городе. 21 августа Эрдоган подписал указ, согласно которому отныне мусульманские богослужения будут проводиться в монастыре Хора в Стамбуле, в ансамбль которого входит византийская церковь Христа Спасителя в Полях.
Как и собор Святой Софии, монастырь Хора является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание, расположенное в стамбульском районе Фатих, было построено в VI веке во времена Византийской империи и превращено в мечеть в 1511 году после захвата Константинополя турками-османами. А в 1945 году правительство Турецкой республики присвоило церкви статус музея, после чего ее открыли для туристов.
Монастырь Хора в Стамбуле
Бывшая церковь Христа Спасителя славится своими уникальными и хорошо сохранившимися фресками и мозаиками. В последние дни в соцсетях можно увидеть множество видеороликов, на которых запечатлены длинные очереди перед музеем. Судя по всему, многие хотят в последний раз увидеть произведения искусства, прежде чем указ Эрдогана вступит в силу — ведь ожидается, что византийские фрески впредь будут закрыты шторами.
Стамбул — культурная столица Турции
Ожидается, что решение Эрдогана превратить музей Хора в мечеть повлечет за собой новый виток напряженности. Его аналогичные действия в отношении собора Святой Софии в июле 2020 года уже вызвали шквал критики по всему миру.
Глава Константинопольской православной церкви патриарх Варфоломей, в частности, заявил, что собор является одним из важнейших объектов культурного наследия и принадлежит не только его непосредственным владельцам, но и «всему человечеству». Обеспокоенность изменением статуса собора выразили и в Русской православной церкви, а также во Всемирном совете церквей, в Ватикане и Европарламенте.
Бывшая церковь Христа Спасителя знаменита своими византийскими мозаиками
Похожей реакции стоит ожидать и сейчас. Глава Ассоциации поддержки фондов греческих общин (RUMVADER) Лаки Вингас сожалеет о последнем решении Эрдогана. Стамбул — культурная столица Турции, и его культурное разнообразие нельзя ставить под сомнение, подчеркивает Вингас в беседе с DW.
Все больше греков покидают Стамбул
Лаки Вингас
На взгляд главы RUMVADER, бескомпромиссная позиция турецких властей будет способствовать дальнейшей маргинализации национальных и религиозных меньшинств в стране. По его словам, многие молодые жители Турции с миграционными корнями теперь все чаще ищут работу за границей.
«За последние 15 лет в Стамбул переехало много греков. Они успешно интегрировались и вносят свой вклад в жизнь общества. То, что сейчас многие размышляют над тем, чтобы вернуться в Грецию, вызывает у меня беспокойство», — признался Лаки Вингас.
Политический маневр Эрдогана
Искусствовед Осман Эрден также расценивает действия Эрдогана как покушение на культурно-историческое наследие Стамбула. Статус музея, который на протяжении десятилетий сохранялся за собором Святой Софии и монастырем Хора, был знаком того, что в Стамбуле чтят все его историческое прошлое без исключений, полагает Эрден.
«Этот статус никогда не был направлен против Османской империи или ислама», — подчеркивает он и сетует на то, что история Стамбула с каждым днем все сильнее политизируется. Это несправедливо по отношению к историческому прошлому города, отмечает искусствовед.
Антрополог Айше Чавдар считает превращение бывших христианских церквей в мечети политическим маневром. «На муниципальных выборах в июне 2019 года кандидат от партии Эрдогана проиграл в Стамбуле представителю оппозиции. Теперь президент и его сторонники, по всей видимости, ищут другие способы оставить в городе свой след», — поясняет она.
И добавляет, что тем самым власти посылают населению четкий сигнал — смотрите, мол, мы все еще здесь. По словам Чавдар, это будет иметь далекоидущие последствия: политикам, которые в будущем сменят Эдогана и его правительство, будет крайне сложно повернуть процесс исламизации вспять.
Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть Собор Святой Софии стал мечетью
Государственный совет Турции разрешил использовать собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) в качестве мечети. 10 июля суд отменил постановление турецкого правительства от 1934 года о присвоении собору статуса музея. 24 июля здесь состоялся первый за 86 лет пятничный намаз. В нем принял участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и тысячи верующих.
Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Собор Святой Софии — это не только символ Стамбула, но и самая популярная туристическая достопримечательность Турции. Храм с огромным куполом высотой 55 метров, 4 минаретами и интерьером, украшенным древними фресками и мозаикой, ежегодно привлекает миллионы туристов. С 1985 года собор Святой Софии является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть Памятник византийского зодчества
В 532 году император Юстиниан велел построить в Константинополе собор Святой Софии. К его возведению было привлечено 10 000 рабочих. 15 лет спустя недостроенное окончательно здание собора было освящено. Он более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире.
Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть Собор, в котором короновали императоров Византии
Почти 150 тонн золота отдал император Юстиниан для строительства собора Святой Софии. Но несовершенная конструкция здания нуждалась в доработке. Купол вначале был спроектирован с ошибками и рухнул во время землетрясения. С середины VII века в соборе Cвятой Софии короновали византийских императоров.
Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть Как собор стал мечетью
Византийское правление в Константинополе окончилось в 1453 году. Город завоевал османский султан Мехмед II. Он распорядился, чтобы собор Святой Софии стал мечетью. К зданию пристроили 4 минарета. Крест заменили на полумесяц, колокола и алтарь были демонтированы или разрушены, мозаика и фрески замазаны штукатуркой.
Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть Мечеть превратили в музей
После падения Османской империи основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк в 1934 году превратил собор Святой Софии в музей, получивший название Музей Айя-София. В здании начались реставрационные работы. Были вновь открыты фрески и мозаика, ранее замазанные штукатуркой. Много внимания было уделено тому, чтобы не повредить мусульманские символы в здании.
Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть Византийские иконы
В ходе реставрационных работ на стенах внутри собора открылась роскошная византийская мозаика 14 века, замазанная штукатуркой, когда собор превратили в мечеть. Полностью мозаика не сохранилась, но лица все же хорошо видны. В середине изображен Христос как владыка мира. По левую сторону — Дева Мария, по правую — Иоанн Креститель.
Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть Символы ислама и христианства
То, что в этом здании речь идет о двух крупных мировых религиях — исламе и христианстве, сразу понятно любому посетителю. Рядом с изображением Девы Марии с Иисусом Христом расположены священные для мусульман цитаты из Корана.
Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть Диалог культур и религий
Глава Константинопольской православной церкви патриарх Варфоломей решительно выступил против превращения Святой Софии в мечеть. С 1934 года собор был музеем и служил местом и символом диалога и мирного сосуществования народов и культур.
1 | 9 04:14 мин. Видео дня | 24.07.2020
Собор святой Софии в Турции стал из музея мечетью: что говорят в Стамбуле о решении Эрдогана?
Бурджу Каракаш, Александра Елкина
8 сентября 1898 года в Константинополе Экзарх Болгарской православной церкви Иосиф I вместе с митрополитами Княжества Болгария освятил болгарскую железную церковь Святого Стефана.
Церковь Святого Стефана (Aya Stefan, Bulgar Kilisesi), известная как Железная церковь — православная болгарская церковь в Стамбуле построенная из готовых железных (чугунных) элементов. Является единственной православной железной церковью в мире. Здание представляет из себя трёхнефную базилику крестообразной формы. Ее алтарь повернут к заливу Золотой рог, а над притвором построена колокольня высотой 40 метров. Храм построен в конце XIX века и обошелся болгарскому государству более чем в миллион франков.
В 1849 году влиятельный османский государственный деятель болгарского происхождения, князь Стефан Богориди подарил болгарской общине в Константинополе для церковных нужд большой участок земли в квартале «Фенер» между площадями Балат и Фенер на самом берегу залива Золотой рог, вблизи от резиденции Вселенского патриарха. На участке находились три постройки – одна деревянная и две каменные.
Стефан Богориди
17 октября 1849 года был издан официальный султанский фирман, разрешающий болгарам Константинополя иметь собственный молитвенный дом. Нижний этаж деревянного здания, подаренного Богориди был превращен во временный параклис (часовню) и торжественно освящен 9 октября 1849 года. Позже параклис превратился в самостоятельный храм, известный как Деревянная церковь, посвященный первомученнику Стефану в честь Стефана Богориди.
Деревянная церковь
25 октября 1859 года князь Никола Богориди (сын Стефана) заложил первый (основной) камень новой церкви. Это был искоючительно символический акт, реальное строительство началось только спустя 33 года.
В 1850 году каменные постройки во дворе были разрушены, их материал пошел на строительство трехэтажной постройки с 25 комнатами, известной как Метоха, ставшей позже резиденцией Болгарской экзархии.
В Деревянной церкви первый болгарский Экзарх Анфим 11 мая 1872 года, в день памяти святых Мефодия и Кирилла, вопреки запрету Патриархии, совершил литургию, во время которой был торжественно прочитан акт о провозглашении автокефальной Болгарской Церкви. После того, как первоначальное деревянное строение пострадало от пожара, было решено построить на том же месте здание больших размеров.
25 июня 1890 года султанским фирманом было разрешено строительство нового храма на месте деревянной церкви. Автором проекта был османский архитектор армянского происхождения Ховсеп Азнавур. 27 апреля 1892 года Экзарх Болгарской православной церкви Иосиф I также заложил основной камень новой церкви.
Из-за нестабильности грунта на месте строительства архитектор предложил построить церковь из предварительно изготовленных железных конструкций, без бетонного фундамента. Конкурс на производство чугунных элементов церкви выиграла венская фирма Рудольфа Филиппа Вагнера, несмотря на то что строить железные церкви ей раньше не доводилось. Но Вагнер имел большой авторитет в области металлоконструкций – на венской выставке 1873 года компания представляла свою продукцию в огромном павильоне из стекла и металла.
Клеймо производителя на одной из конструкций
Конструкции весом 500 тонн были изготовлены в Вене в 1893-1895 годах и доставлены по железной дороге в Триест, оттуда пароходом в Константинополь. Каркас церкви был изготовлен из стали, а стены – из кованного железа. Элементы крепились к основе при помощи болтов, гаек и заклепок – всего около 4 миллионов. Сборка здания закончилась 14 июля 1896 года.
Сборка церкви
Открытка начала ХХ века с изображением Болгарской церкви Святого Стефана
В архитектурном отношении церковь сочетает элементы необарокко, неоготики и византийского стиля. Интерьер также был изготовлен в Вене. Стиль интерьера испытал на себе сильное влияние арт-нуво – это был первый пример арт-нуво в Стамбуле. Венские мастера изготовили иконостас по католическому образцу, и секретарь экзархии Атанас Шопов с архитектором Азнавуром были вынуждены отправиться в Россию для поисков русской компании, которая изготовила бы православный иконостас. Иконостас был изготовлен московской компанией Николая Ахапкина, иконы написаны художником Клавдием Лебедевым, а шесть колоколов отлиты в Ярославле на фабрике Петра Оловянишникова. Два из этих колоколов звучат и сегодня.
Иконостас. наши дни
Торжественное освящение новой церкви совершил экзарх Иосиф I 8 сентября 1898 года. От старой деревянной церкви остался только напрестольный камень алтаря как памятник, напоминающий о ее исторической роли на протяжении полувека.
Освящение церкви в 1898 г., османская почтовая открытка
В церковной ограде погребены болгарские церковные деятели — Иларион Макариопольский, Авксентий Велешский, Паисий Пловдивский и Парфений Зографский.
Железная церковь Св. Стефана, 1898
Сборные железные церкви – британское изобретение. Они использовались для отдаленных колоний вроде Австралии. Такие церкви на Филипинах и в Перу строил французский инженер Густав Эйфель – создатель знаменитой башни в Париже. Церковь святого Стефана – одна из немногих железных церквей, сохранившихся до наших дней.
До 1912 года церковь (сперва деревянная, затем железная) была главным кафедральным собором экзархата.
Вид с бухты Золотой Рог
27 декабря 2010 года, в день святого Стефана, в церкви прошло мемориальное богослужение. Купола были накануне покрыты золотыми листами. 15 июня 2012 г. церковь была возвращена болгарской общине постановлением правительства Турции.
Вид со стороны входа
Церковь была отремонтирована (ремонт занял около семи лет и включал усиление несущих колонн) и торжественно открыта для посещения в январе 2018 года, на церемонии присутствовали премьер-министр Болгарии Бойко Борисов и президент Турции Р. Т. Эрдоган. Большую часть расходов по реконструкции взяла на себя турецкая сторона в рамках взаимной межгосударственной программы, по которой в Болгарии была отреставрирована мечеть Джума-джамия в Пловдиве. Реставрация обошлась в сумму около 3,5 млн евро, из которых Болгария предоставила 390 тыс. Турецкие СМИ назвали совместный проект по восстановлению церкви и встречу лидеров двух стран «символом добрососедства и толерантности».
30 сентября 2018 года прошли торжества по поводу 120-летия церкви, во дворе был открыт бюст Стефана Богориди.
Кроме того в этот день…
8 сентября 1885 года князь Александр Баттенберг издал указ, которым признавал Объединение Княжества Болгария и Восточной Румелии.
8 сентября 1926 года Царство Болгария получило от английский и американских банков под гарантии Лиги наций так называемый «Беженский займ» в размере 3 326 000 британских лир, который был использован для обустройства болгарских беженцев, переселившихся на территорию страны после Первой мировой войны.
8 сентября 1944 года правительство Константина Муравиева объявило войну гитлеровской Германии. Несмотря на это войска Третьего Украинского фронта Красной армии вошли на территорию Болгарии.
8 сентября 1946 года в Царстве Болгария прошел референдум об изменении формы государственного управления, на котором 92,7% проголосовавших отдали предпочтение «народной республике» перед монархией.
8 сентября 1964 года Указом Президиума Народного собрания НРБ утвержден новый национальный гимн «Мила Родино»
Правительство Турции решило превратить в мечеть православный монастырь Хора в Стамбуле, где находится известная церковь Святого Спасителя, сообщает греческое общественное телевидение ERT. Соответствующее решение было опубликовано в пятницу, 21 августа, в турецкой правительственной газете.
«Это один из самых символичных византийских памятников эпохи императоров Комнинов, известный своими шедевральными фресками. Он превращается в мечеть по тем же процедурам, что и собор Святой Софии. Он передаётся в Управление по делам религий (Турции), и, как ожидается, будут закрыты византийские фрески, чтобы сделать из церкви мечеть», — отмечает ERT.
Монастырь, который 74 года назад был превращён в музей, расположен в стамбульском районе Фатих. Он был построен в 534 году н.э. и является одним из старейших исторических памятников Стамбула. Здание было преобразовано в мечеть Кахрие в 1511 году, как и собор Святой Софии после османского завоевания Константинополя (ныне Стамбул).
Напомним, 10 июля Государственный совет (высший административный суд) Турции принял решение в рамках обращения правительства страны об изменении статуса собора Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле с музея на мечеть. В тот же день президент Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, позволяющий мусульманам совершать молитву в Айя-Софии, которая отныне носит статус мечети. 24 июля в ней прошел первый за 86 лет пятничный намаз, который вызвал негодование и протест в соседней Греции. Во время молитвы в бывшем христианском храме с колоколен греческих церквей доносился траурный звон, были совершены соответствующие мероприятия, а также приспущены государственные флаги Греции. В Салониках и городе Патры вознесли молитвы во имя «освобождения» собора Святой Софии. Блаженнейший архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II вознёс молитву по Константинополю (в Греции используют историческое название Стамбула. — Ред.).
Софийский собор — памятник византийского зодчества. Он возводился в 532−537 годах по указанию императора Юстиниана, который решил увековечить славу Константинополя. Император мечтал, чтобы храм не имел равных в мире. После падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть. В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному основателем современной Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком, собор стал музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 1985 году Святая София была включена в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
Православные Святыни Стамбула
Стоимость тура : €110 Продолжительность тура : 5-6 часов Языки: Русский, Турецкий, Английский Скидка: Православные Святыни Стамбула
Подобные туры зачастую называют альтернативными. Почему? Конечно, исторический полуостров со своими жемчужинами, ставшими символом города, да и самой Турции захватывают дух. А как насчет того, чтобы увидеть наследие Византии, окунуться в истоки Православия и увидеть храмы и церкви, от не которых из которых берут свои истоки праздники и особые даты Русской Православной Церкви.
Я буду рада забрать Вас из гостиницы и, мы поедем с Вами по заливу Золотой Рог на Запад старого города, где мы посетим:
1.Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца,
Официальной резиденцией Константинопольского Патриарха изначально был Собор Святой Софии, но когда в 1453 году турки завоевали Константинополь и переделали Храм в Мечеть, Патриархат переезжал несколько раз, пока не обосновался на совсем в районе Фанар.
Экскурсия с русским гидом в Анкаре.
2. Влахернская церковь Богородицы, именно отсюда промыслом Божиим перешла из Второго Рима в Третий и сохранилась невредимою до наших дней Чудотворная Икона Божией Матери Влахернская
3. Церковь Христа Спасителя в Полях
Одна из немногих христианский церквей в Стамбуле, почти полностью сохранившая свой мозаичный цикл.
4.Монастырь Пантократора (осмотр снаружи)
5.Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся») (осмотр снаружи)
По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.
Тур в Анкаре.
6.Храм Живоносного Источника
православный храм, расположенный рядом с целебным источником
7.Церковь Святых Сергия и Вакха (осмотр снаружи)
одна из самых древних сохранившихся церквей, послужила прообразом для базилики собора святой Софии (отсюда второе название — «малая Айя-София»).
8.Церковь Святой Ирины (осмотр снаружи)
9.Собор Святой Софии, Премудрости Божей
Маршрут может меняться по вашему желанию.
Дополнительная информация
Основная информация: | |
Стоимость тура: €110 | |
Продолжительность тура: 5-6 часов | |
Человек в группе: 1-4 человека | |
Языки: Русский, Турецкий, Английский | |
Стоимость тура включает: | |
Трансфер : | НЕТ |
Встреча в отеле: | НЕТ |
Доставка в отель : | НЕТ |
Транспорт : | НЕТ |
Еда и напитки : | НЕТ |
Дополнительные платные услуги: | |
Входные билеты (концерты, театр, музей, цирк…) : | НЕТ |
Услуги переводчика : | ДА |
Бронирование гостиниц, ресторанов, авиабилетов : | НЕТ |
Визовая поддержка : | НЕТ |
Дополнительная информация: | |
Заказ тура минимум за 7 дней до даты тура : | НЕТ |
Тур проводится при наличии минимум 2 туристов : | НЕТ |
Стоимость тура может быть изменена : | ДА |