Архим. Алипий (Воронов)
Алипий (Воронов) (1914 — 1975), архимандрит, наместник Псково-Печерского монастыря.
В миру Иван Михайлович Воронов, родился 28 июля 1914 года в деревне Тарчиха (Торчиха) Лобановской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье бедных крестьян Михаила Ястребова и Александры Вороновой.
В 1926 году окончил сельскую школу и переехал в Москву, где жили его отец и старший брат.
В 1930 году окончил в Москве девятилетку, получил аттестат о полном среднем образовании.
В 1930-1932 годах жил в Тарчихе у матери, работал в колхозе.
В 1932-1936 годах учился в вечерней студии при МОСХе в бывшей мастерской Сурикова.
В 1932-1935 годах работал проходчиком на строительстве первой очереди метрополитена.
В 1934 году переехал в квартиру по адресу: Москва, ул. Малая Марьинская, д. 18, кв. 4.
В январе 1935 года работал проходчиком на шахте № 12 (площадь Свердлова).
10 июля того же года вступил в члены сектора изо-самодеятельного искусства при Московском Союзе советских художников.
В 1935-1936 годы работал по эксплуатации метрополитена: кассир, контролер, помощник дежурного по станции.
С 15 февраля 1936 по 15 мая 1941 года учился в Изостудии ВЦСПС на отделении живописи и рисунка.
С 15 октября 1936 по 13 ноября 1938 года проходил срочную службу в рядах Красной армии.
С 13 ноября 1938 по 21 февраля 1942 года работал на военном заводе № 58 им. Ворошилова: диспетчер транспортного цеха.
В 1943 году работы И.М.Воронова экспонировались в Можайском краеведческом музее: картины «Передача Можайского знамени подшефной части», «Шаликово после оккупантов», фото-художественный альбом «Подарок шефам». Композиция «Вручение Гвардейского знамени» хранилась в клубе НКВД (г. Москва).
25 сентября 1945 года демобилизован из Красной армии.
В 1946-1950 годы работал в Выставочном фонде СССР как художник, работающий по разовым трудовым договорам с госучреждениями г. Москвы.
5 июня 1947 года вступил в Московское товарищество художников.
12 марта 1950 года поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру (г. Загорск).
В 1950-1959 годы находясь в Троице-Сергиевой Лавре, нес послушания по реставрации живописи Троицкого, Успенского соборов, Трапезной и Академической церкви, руководил работой иконописцев, принимал участие в реставрации храмов Москвы и Подмосковья.
С марта 1950 по октябрь 1951 года нёс послушания маляра и свечника.
28 августа 1950 года пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иоанном (Разумовым) с наречением имени в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского.
25 сентября того же года рукоположен во иеродиакона патриархом Московским и всея Руси Алексием I, а 14 октября рукоположен в сан иеромонаха. Назначен ризничим Лавры.
С октября 1951 по октябрь 1953 года нёс послушания художника-реставратора и ризничего.
15 октября 1952 года зарегистрирован уполномоченным Совета по делам религии по Московской области как священнослужитель в числе братии Лавры.
В апреле 1953 года возведён в сан игумена.
С 28 октября по 1 декабря 1953 года нес послушание художника по реставрации Патриаршего подворья в Лукино, восстанавливал теремок св. Филиппа.
15 января 1955 года назначен членом Художественной комиссии по восстановлению храма Московской духовной академии, работал художником.
С марта 1955 по январь 1956 года работал художником по восстановлению церкви Всех Святых в Лавре.
В апреле 1957 года возглавлял группу по перенесению мощей Митрополита Макария Московского с Котельнического кладбища в Лавру.
28 июля 1959 года назначен наместником Псково-Печерского монастыря.
11 августа того же года принял хозяйство и имущество Псково-Печерского монастыря от игумена Августина.
3 сентября 1959 года освобождён от должности наместника Псково-Печерского монастыря с возвращением в братство Троице-Сергиевой Лавры. 28 сентября сдал хозяйство и имущество Псково-Печерского монастыря Духовному собору старцев.
6 октября того же года утверждён наместником Псково-Печерского монастыря.
В 1959-1975 годы на посту наместника Псково-Печерского монастыря много сделал для восстановления в первозданном виде замечательных памятников древнерусской архитектуры, заботился о сохранности древних фресок и икон, о красоте богослужебного чина, добился возвращения в обитель богатейших сокровищ ризницы, много сил приложил к защите монастыря от закрытия.
11 февраля 1960 года возведён в сан архимандрита.
Между 1960 и 1961 годом проводил художественную экспертизу реставрационных работ, проводившихся в Казанской церкви города Великие Луки (Псковская область).
14 марта 1973 года передал в дар Печорскому краеведческому музею две картины Н. Рериха из своей коллекции.
25 марта того же года подписал Акт о возвращении в монастырь предметов ризницы, вывезенных из Печор 18 марта 1944 года в Германию.
Архим. Алипий (Воронов). 1974 г.
В 1974 году передал в дар Русскому музею часть своей коллекции – около 70 картин русских художников. Остальная часть коллекции по его завещанию была передана в Псковский музей-заповедник уже после смерти.
В начале 1975 года у отца Алипия был третий инфаркт. Память смертную он имел заранее. Заранее был изготовлен ему гроб по его благословению и стоял у него в коридоре. И когда его спрашивали: «Где твоя келья?» — он показывал на гроб и говорил: «Вот моя келья». В последние дни его жизни при нем находился иеромонах отец Феодорит, он ежедневно причащал отца Алипия и, как фельдшер, оказывал ему медицинскую помощь. 12-го марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал: «Матерь Божия пришла, какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем». Краски подали, но руки его уже не могли действовать, сколько тяжелых снарядов он этими руками перетаскал к линии фронта в Великую Отечественную войну.
Скончался в 4 часа утра 12 марта 1975 года. 15 марта погребён на монастырском пещерном кладбище за престолом Пещерного храма Воскресения Христова.
В мае того же года – в Русском музее Ленинграда прошла выставка «Русская живопись и графика XVIII-XX веков из собрания И.М.Воронова», выпущен каталог выставки со вступительной статьей Саввы Ямщикова.
Поистине мужем силы и разума, цельной, самоотверженной личностью был архимандрит Алипий во всех проявлениях своего христианского служения. Яркой оценкой его характера служат его же собственные слова: «Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление».
Отец Алипий часто проповедовал, особенно о христианской любви, говоря: «Страдавший на Кресте Христос заповедовал нам: «Любите друг друга!» И потому, чтобы избавиться от зла, нужно только одно: исполнять эту последнюю заповедь Господню».
Отец Алипий всегда помогал нуждающимся, раздавал милостыню, много просящих получали от него помощь. За это немало пришлось потерпеть отцу Алипию. Он защищался словами Священного Писания о необходимости оказывать дела милосердия и утверждал, что дела милосердия не могут быть запрещенными, это неотъемлемая часть жизни Святой Православной Церкви. Кто запрещает дела милосердия, тот ущемляет Церковь Христову, не дает ей жить присущей ей жизнью.
Как иконописец и реставратор, он позаботился отреставрировать забронзированный темный иконостас Успенского храма, внутреннюю роспись Михайловского собора, Никольский храм (восстановил тябловый иконостас, отреставрировал икону Святителя, расширил храм за счет башни, укрепил стены, восстановил стильный купол (стильный — от слова «стиль» — совокупность признаков, характерных для искусства определенного времени и направления (в данном случае Псковская школа зодчества XV-XVI вв.).
Была отреставрирована крепостная стена-ограда с боевыми башнями и переходами, восстановлены их покрытия. Шесть икон Божией Матери в Никольской часовне написаны при его участии и руководстве.
Отец Алипий отличался особой решимостью и силой духа. Когда он сжег бумагу о закрытии Псково-Печерского монастыря на глазах посланцев, повернулся к ним и сказал: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою». Когда пришли отбирать ключи от пещер, он скомандовал своему келейнику: «Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!» Пришедшие обратились в бегство.
Известный реставратор Савва Ямщиков рассказывает:
«Стоим мы с отцом Алипием на балконе, разговариваем об иконах. Подъезжает машина: «Мы из фининспекции, с проверкой». Настоятель уточняет: — А кто вас прислал? — Как кто? Облисполком. — Дело в том, что я облисполкому не подчиняюсь. Только митрополиту. — Хорошо, мы позвоним. — Нет, звонок к делу не пришьешь. Вы мне бумагу привезите. Тут недалеко, километров пятьдесят туда, и обратно столько же. Время еще раннее, успеете. Уехали фининспекторы. Через некоторое время звонит митрополит: — Алипий, почто не пускаешь? — Без вашего разрешения не могу. — Ну так пусти, я тебе приказываю. — Владыко, телефонный разговор к делу не пришьешь. Вы мне, пожалуйста, телеграммку, телеграммку. Ваш секретарь отобьет, и уже через три минуты она здесь будет. У меня почтарь быстро ходит. Действительно, через полчаса секретарь приносит телеграмму. Тут и фининспекция подъезжает, быстро обернулись. Архимандрит Алипий выходит к ним с телеграммой. — А, приехали. Ну и как? — Ну как же! Вот у вас и телеграмма. — Я сейчас своего связного на нашей машине отсылаю к первому секретарю обкома Ивану Степановичу Густову. Вы что же? Облисполком представляете, а документ у вас от того, с кем боретесь, от владыки. Вы ведь атеисты! Как же я вас по такому документу пущу проверять монастырь? Поезжайте-ка, а я Ивану Степановичу позвоню. Когда уехали проверяльщики ни с чем, я спросил, собирается ли и впрямь Ивану Степановичу звонить. Пожал плечами. Зачем мол отвлекать. Больше все равно не приедут… И так каждый день. Однажды он сказал мне: «Савва, если потом будут писать мою икону житийную, то она должна состоять из 25 клейм. По количеству судебных процессов, которые я выиграл у советской власти. То за одно меня таскают, то за другое. Но я все суды блистательно выиграл» .
Отец Алипий не раз писал критику на неправду о Псково-Печерском монастыре и написал в Журнал Московской Патриархии статью о преподобном Корнилии, чтобы не искажали историю.
Защищал верующих людей пред сильными мира сего, заботился об устройстве их на работу. Он писал, что вся вина этих людей состоит лишь в том, что они верят в Бога. Был приветлив и общителен, с любовию принимал посетителей, делился своими талантами, давал мудрые ответы.
Когда верующие разделывали в монастыре клумбочки, власти спросили: «Кто у вас работает и на каком основании?» Отец Алипий ответил: «Это народ-хозяин трудится на своей собственной земле». И вопросов больше не последовало.
Во время эпидемии ящура он разъяснял, чтобы служение в храмах не прекращалось, так как коровы в храмы не ходят, и ни одно учреждение не прекращает своей работы по случаю ящура.
Когда не разрешали посещать пещеры, отец Алипий благословил ежедневно утром, в 7 часов, служить в пещерах панихиду, чтобы верующие люди имели возможность посетить пещеры и помянуть своих родных и близких, особенно погибших в Великую Отечественную войну. Был прислан указ, чтобы панихиды в пещерах не служили. Благословением отца Алипия панихиды продолжали служить. Вопросившему отца Алипия, получил ли он указ, отец Алипий ответил, что получил. «Почему же не выполняете?» — последовал вопрос. Отец Алипий ответил, что этот указ написан под давлением по слабости духа, «я слабых духом не слушаю, я слушаю только сильных духом». И служение панихид в пещерах не было прервано.
Отец Алипий никогда не ездил в отпуск. И даже, как сам он писал, по своей воле не выходил за монастырские ворота, усердно прилежал исполнению монашеских обетов. И обвинителям отвечал, что если из мира течет в обитель на чистый монастырский двор мирская нечисть, то это уж не наша вина.
До самой своей кончины он преподавал благословение на каждое монастырское служение и делание и не оставлял своего послушания.
Содержание
Сочинения
- Некролог «Иеросхимонах Михаил». ЖМП, июнь 1962
- «Где сокровища Печорского монастыря», газета «Советская культура», 5 октября 1968
- «Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский». ЖМП, 1970
- «Древние фрески Псково-Печерского монастыря». ЖМП, 1970
- Некролог «Епископ Иоанникий». ЖМП, 1970
В 1999 году издательством Сретенского монастыря впервые выпущен сборник проповедей архимандрита Алипия.
Награды
Церковные
- наперсный крест (25 октября 1951)
- наперсный крест с украшениями (8 октября 1953)
- патриаршая грамота (21 февраля 1954, за работы в Лукино)
- благодарность (11 февраля 1955, за ценный дар в церковно-археологический кабинет – икону св. Николая кон. XVI века).
- патриаршая грамота (23 марта 1963)
- орден Христа Спасителя и крест II степени (11 июля 1963, награждён Антиохийским Патриархом Феодосием)
- орден святого князя Владимира III степени (26 ноября 1963)
- право служить Литургию с отверстыми Царскими вратами до запричастного стиха (1966).
- орден святого князя Владимира II степени (27 августа 1973)
- наперсный крест с украшениями (9 сентября 1973)
Светские
- премирован за хорошие показатели в работе в сумме 100 рублей (4 ноября 1940, завод 58).
- медаль «За боевые заслуги» (15 октября 1944)
- знак «Гвардия» (15 апреля 1945)
- орден Красной Звезды (8 июля 1945)
- медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» (10 июля 1946)
- медаль «За взятие Берлина» (8 января 1947)
- медаль «За освобождение Праги» (10 февраля 1947)
- медаль «В память 850-летия Москвы» (17 сентября 1948)
- юбилейная медаль «20 лет победы в Великой Отечественной войне» (1 декабря 1966)
- юбилейная медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР» (28 ноября 1969)
- юбилейная медаль «25 лет победы в Великой Отечественной войне» (1970)
- памятный знак «Народное ополчение Ленинграда» (30 ноября 1971)
- знак «Ветеран 4-й Гвардейской танковой армии» (1972)
Литература
- Сайт об архимандрите Алипии (Воронове)
Использованные материалы
- Страница на сайте Псково-Печерского монастыря
Ямщиков С. Мой Псков. Псков, 2003 — 352 c.
Документальный фильм о знаменитом священнослужителе, архимандрите отце Алипии. Художник Иван Воронов, под таким именем в миру знали будущего священника, вернулся живым с войны, где дал себе слово, что, если выживет, уйдет в монастырь, чтобы молиться о мире. Приняв монашеский постриг, он руководил реставрационными работами в Троице-Сергиевой лавре, а в 1959 году стал наместником Псково-Печерского монастыря, где его чтят и помнят до сих пор благодарные прихожане.
Искусствовед Савелий Ямщиков: «Меня часто спрашивали: почему такой красивый мужчина ушел в монастырь? Вот всюду разговаривают о том, что он был тяжело ранен, потерял возможность продолжения рода… И вот как-то сам он завел разговор на эту тему и сказал: «Савва, это все разговоры пустые! Просто война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал себе слово, что если выживу, то уйду в монастырь, чтобы бороться против будущих войн».
Однажды во время беседы с глазу на глаз патриарх Алексий I предложил отцу Алипию: «Псково-Печерский монастырь разрушается. Бери его в свои руки». Так бывшего художника назначили настоятелем Псково-Печерского монастыря.
И уже весной 1960 года в монастыре начались горячие дни. Осыпающиеся крепостные стены и башни были убраны в леса. Мастера готовили раствор и известковую плитку для восстановления утраченных фрагментов монастырских крепостных сооружений. На строительных лесах вместе с мастерами можно было увидеть самого игумена Алипия с мастерком в руках.
Об отце Алипии помнят не только в Псково-Печерском монастыре и Троице-Сергиевой лавре. Художник по образованию, он всю свою жизнь был еще и страстным собирателем живописи, произведений искусства. Сейчас, спустя десятилетия, мы можем смело назвать отца Алипия Печорским Третьяковым — не только за его собрание картин и шедевров декоративно-прикладного искусства, но и за щедрый дар музеям России. Собранная коллекция замечательной живописи и графики стала делом его жизни. Она была разделена между тремя музеями — Государственным Русским музеем, Псковским музеем-заповедником и Печорским краеведческим музеем.
Сложным, многомерным человеком был отец Алипий. Он умер 12 марта 1975 года на Сырной седмице, о чем в Псково-Печерском монастыре известили ударами большого колокола. Шестьдесят один год жития земного, из которых 25 лет составило житие монашеское, были удостоены и радостями духовными, и великими печалями. Говорят, перед кончиной явилась отцу Алипию Божья матерь…
Участники: художник-реставратор, искусствовед Савва Ямщиков; писатель Валентин Курбатов; историк Андрей Пономарев; художник Владимир Студеникин.
Режиссеры: Юрий Зубков, Алексей Горовацкий, Тигран Хамалян
Авторы сценария: Аркадий Трифонов, Алексей Горовацкий
Книга «Архимандрит Алипий» посвящена судьбе необычного человека. Выходец из бедной крестьянской семьи, талантливый художник, участник Великой Отечественной войны и наместник Псково-Печорского монастыря.
Иван Михайлович Воронов (1914-1975), будущий архимандрит, иконописец и проповедник, родился в бедной крестьянской семье в деревне Торчиха Московской губернии. Родители его были верующими людьми и сумели передать сыну свою веру в годы всеобщей и беспощадной борьбы с религией. Уже в детском возрасте у Ивана проявился незаурядный художественный талант, склонность к рисованию.
Окончив сельскую школу, Иван уехал в Москву к отцу, работавшему дворником, а в деревне осталась его мать. Окончив в 1930 году столичную десятилетку, юноша вернулся к больной матери, а в 1932 году покинул Торчиху навсегда. Он поселился в Москве, работал проходчиком Метростроя и учился в вечерней студии при Московском союзе художников. А в 1936 году Воронов поступил в изостудию, организованную ВЦСПС, которая в те годы приравнивалась к Академии художеств. В том же году Воронова призвали в Красную армию, где он прослужил два года. За это время молодым художником была проведена большая работа по организации изокружков и изостудий при воинских частях Московского военного округа.
Демобилизовавшись в 1938 году, Иван Воронов устроился работать диспетчером и экспедитором на секретном военном заводе # 58 им. К.Ворошилова. Здесь он и встретил Великую Отечественную войну. Завод выпускал бомбы, столь необходимые фронту. Но когда линия фронта приблизилась к столице, заводское начальство в панике пыталось эвакуироваться, используя служебные машины. Бегство руководителей за Урал, подальше от войны, было обычным явлением осенью 1941 года. Но у Воронова хватило мужества не поддаться всеобщей панике. Молодой диспетчер не позволил использовать заводские машины для бегства начальства, а задействовал их для отправки на фронт бомб.
Беспокоясь за судьбу больной матери, Воронов на несколько дней уехал в родную деревню, а когда вернулся в столицу, то застал завод оставленным. Начальство все-таки убежало! Но на местах остались рабочие, с которыми Воронов решил возобновить производство столь необходимых для фронта бомб. Производство велось с риском для жизни. Немцы бомбили Москву, и любое попадание в завод могло превратить его в братскую могилу. Но выпуск бомб не прекращался ни на минуту, недоедающие и недосыпающие рабочие перевыполняли дневную норму выработки на 300%. Как вспоминал сам архимандрит Алипий, «наш военный завод был как бы фронтом и домой с завода уже не уходили».
На фронт Ивана Воронова призвали 21 февраля 1942 года — «когда враг был под Москвой, я, как и все, вышел с оружием в руках защищать Москву». На войну он уходил не только с автоматом, но и с этюдником с красками. Он хотел запечатлеть каждую мелочь, все жизненные ситуации, фронтовые будни и праздники. Редкие передышки между боями и марш-бросками посвящались творчеству. В основном Воронов писал пейзажи, на которых была запечатлена не только мирная природа, но и разрушенные немцами города и деревни — страшные свидетельства войны.
На фронте Иван Воронов создал несколько этюдов и картин («Вручение гвардейского знамени» и др.), несколько альбомов «боевых эпизодов». Командование поощряло «культурно-просветительскую работу среди личного состава части», которую проводил художник, и отмечало умелое выполнение заданий «по обобщению боевого опыта и партийно-политической работы». «Все выполнявшиеся работы товарищем Вороновым носят характер творчества и новизны. В боевой обстановке держал себя смело и мужественно».
Иван Воронов прошел путь от Москвы до Берлина в составе Четвертой танковой армии. Он принимал участие во многих боевых операциях на Центральном, Западном, Брянском и Первом Украинском фронтах. Бог хранил будущего архимандрита, он не получил ни одного ранения или контузии. За участие в боях Воронов был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», орденом Красной Звезды и знаком «Гвардия». Всего же художник-солдат получил 76 боевых наград и поощрений.
Война оставила неизгладимый след в душе Ивана Воронова: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь». Став монахом Алипием, архимандритом Псково-Печорской обители, он в своих проповедях неоднократно обращался к военной тематике, часто вспоминал о войне: «Я часто бывал в ночных дозорах и молил Бога, чтобы не встретились вражеские разведчики, чтобы никого не зарезать».
С войны Иван Михайлович вернулся знаменитым художником — в Колонном зале Дома союзов была организована его персональная выставка. А в 1947 году Воронова приняли в Московское товарищество художников. Но карьера светского живописца не привлекала его.
В 1950 году Воронов поступил послушником в Троице-Сергиеву лавру и в том же году был пострижен в монашество с именем Алипий, в память о первом древнерусском иконописце Алипии, иноке Киево-Печерской обители. Вскоре он был удостоен священнического сана, а в 1959 году назначен наместником Псково-Печорского монастыря. В 1960 году Алипий был возведен в сан архимандрита. Во многом благодаря его боевым заслугам, помноженным на его личный авторитет, Печорская обитель не была закрыта в годы хрущевских гонений на Церковь.
Все эти годы он не оставлял занятий живописью, не выпускал кисти из рук. Алипий работал художником по восстановлению росписи на патриаршем подворье в Переделкино и в храмах Троице-Сергиевой лавры. За это он был награжден церковными орденами и патриаршими грамотами. Патриарх Антиохийский Феодосий VI наградил Алипия орденом Христа Спасителя, а Митрополит Гор Леванских Илия — орденом Константина Великого.
Но за смиренной иконописной работой в тихих монастырских стенах Алипий не забывал ужасов войны. В Печорской обители он написал стихи, полные боли и страдания.
Под окном моим маки ты
вырвала;
Вероятно, тебе они не любы,
родная.
Это же капли крови
друзей-воинов
На полях моей Родины
пролиты.
Погляжу я на них,
ярко-красные,
Вспомню дни юности
прошлые,
И слеза из очей моих катится
За могилы забытые,
в поле брошенные…