Малолитражка из ЧССР
Мы уже рассказывали, как в 1920-е годы в СССР исправно несли службу медицинские лимузины Mercedes. После окончания их закупок три десятилетия советских медиков исправно снабжали транспортом отечественные автозаводы. Но к концу 1950-х в этом вопросе сложилась непростая ситуация. Самая массовая модель «скорой помощи», фургон ПАЗ-653 на грузовом шасси ГАЗ-51, устарел и требовал замены. В провинции ещё работали древние машины – кузов довоенного ГАЗ-55, переставленный на шасси «полуторки» ГАЗ-ММ послевоенного выпуска. Автомобилей ЗИМ ГАЗ-12 не хватало, и они годились только для больших городов. Отечественные «скорые» нового поколения – УАЗ-450А, ГАЗ-22Б, РАФ-977 на тот момент ещё не выпускались.
На помощь пришли коллеги из социалистической Чехословакии, страны с давними традициями автомобилестроения. В 1957 году в СССР начался импорт первой с 1920-х годов массовой медицинской иномарки, универсала Skoda 1201 Sanitka. Это был легковой автомобиль, значительно более компактный и экономичный, чем ЗИМ, но с более удобным для медиков кузовом.
Конструкция семейства Skoda 1201 содержала ряд феноменальных технических решений. По габаритам медицинский универсал близок к «Победе» М20. При этом машина была малолитражной – рабочий объём четырёхцилиндрового двигателя 1,2 л, как у «Москвича-402», а мощность 45 л.с., как у следующей модели, «Москвича-407».
Кузов медицинской модификации был оригинальный. От гражданского универсала он отличался удлинённым задним свесом, двумя дополнительными окнами на боковинах. Если у грузопассажирской Skoda торцевая багажная дверь открывалась вбок, то у «Санитки» она откидывалась целиком на нижних петлях, как борт грузовика, и по её тыльной стороне прокладывались направляющие рельсы для закатывания и выкатывания носилок на колёсиках.
Фирма Skoda предлагала большой выбор кузовов модели 1201: седан, универсал, фургон, медицинский универсал, пикап, даже штучно изготовленные спортивные родстеры. Это объяснялось двумя причинами. Во-первых, удачно выбранной силовой схемой автомобиля. Советские легковушки «Москвич» и ГАЗ оснащались несущими кузовами. Делать их разные модификации на главном конвейере было очень сложно. А у «Шкоды» по-старинке оставалась рама, причём хребтовая, в виде мощной трубы, связывающей силовой агрегат с задней подвеской. С одной стороны, она не утяжеляла автомобиль, как лонжеронная рама лестничного типа, с другой, на неё можно было безболезненно для производства монтировать разные кузова.
Skoda 1201 Sanitka
Во-вторых, концерн Skoda не выпускал все модификации на одном заводе. На головном предприятии в Млада-Болеславе строили только шасси и один тип кузова. Остальные специальные кузова делали и устанавливали на раму на других заводах в Врхлаби, Квасинах, Трнаве. Уникальная особенность грузопассажирских и медицинских универсалов Skoda – несимметричный кузов. В левом борту была одна дверь, в правом – две.
Ещё одной изюминкой чехословацкой машины можно считать независимую подвеску всех колёс на одной поперечной рессоре спереди и одной сзади, которая вместе с большими 16-дюймовыми колёсами обеспечивала неплохую проходимость и плавность хода на плохих дорогах.
С 1961 года концерн выпускал новую модель Skoda 1202. Универсал, фургон и Sanitka теперь выпускались в унифицированных кузовах, по-прежнему несимметричных. Габариты увеличились почти до размеров «Волги» ГАЗ-22, но двигатель оставался малолитражным, только форсированным до 51 л.с. Если Skoda 1201 поставлялась в СССР в трёх вариантах — обычный универсал, медицинский и фургон — то модель 1202 была только в виде санитарного автомобиля.
Пик продаж легковых «Шкод» в СССР пришёлся на 1959 и 1960 годы, когда было закуплено по 3 тысячи экземпляров. Далее до 1966 года закупалось по 1,5 тысячи машин в год. Всего же в нашу страну ввезли около 15 тысяч чехословацких малолитражек всех модификаций.
Кабинет на трёх мостах
Другой распространённый в СССР медицинский автомобиль из Чехословакии – передвижной флюорографический кабинет на трехосном шасси внедорожного грузовика Praga V3S. Это тоже был очень необычный автомобиль.
Из привычного – только рама-«лесенка» и обычная рессорная подвеска. Дальше начинались чудеса. V-образный шестицилиндровый дизель Tatra отличался воздушным охлаждением, он представлял собой «половинку» 12-цилиндрового дизеля тяжёлого самосвала. Спереди двигатель частично прикрывал необычно короткий капот, частично сзади – кабина. Для обслуживания в кабине снимался кожух, для серьёзного ремонта кабина откидывалась, как у бескапотных машин. Двери открывались против хода. Шасси было полноприводное 6х6, мосты с бортовыми редукторами увеличивали дорожный просвет, а сзади стояли двускатные шины.
Семейство Praga V3S выпускали долго – с 1953-го до 1984-го, а после рестайлинга – до 1990-х. Среди надстроек разного назначения, применявшихся на этом шасси, выделялся цельнометаллический фургон, намного более изящный, чем советские КУНГи и спецкузова. В него монтировали разное оборудование: пожарное, специальное военное. Один из вариантов – флюорографический – нашёл распространение в СССР. Несмотря на полный привод, эти машины работали в Москве и больших городах, где встречались чаще аналогичных кабинетов Луганского автосборочного завода на шасси ГАЗ-66.
В советское время к проходной предприятий или учебных заведений раз в год в рабочий день подгоняли «коротконосый» фургон с голубой кабиной и красным крестиком на желтом кузове. Всех работающих или учащихся администрация в обязательном порядке отправляла на флюорографический осмотр. В фургон заходили по одному человеку, поднимаясь по откидной лесенке. Внутри за столом сидел врач, а в углу находилась выгороженная комната с «просвечивающим» аппаратом.
Точные данные о годах поставок и количестве завезённых в СССР экземпляров пока найти не удалось, но появились «Праги» ещё в 1970-х, и в силу небольшого пробега шасси, служили долго, до развала Советского Союза.
Возвращение «Мерседеса»
Автомобили знаменитой марки из Штутгарта вернулись в московскую «скорую» ровно через полвека после первых поставок 1920-х годов. В 1973 году концерн Daimler Benz открыл своё представительство в СССР, в честь чего в Москве в парке Сокольники прошла масштабная выставка автомобилей разных типов и разного назначения. Тогда советским специалистам и обычным зрителям впервые показали медицинский автобус Mercedes-Benz L408D, оборудованный немецкой компанией Binz.
В основе лежал развозной фургон вагонной компоновки семейства Т2, которое выпускалось с 1966 года. В высоком просторном кузове размещалось оборудование для оказания экстренной помощи, а медики могли работать с больным, стоя в полный рост. В 1970-х годах несколько таких машин, а также модернизированных L409D, было закуплено советской стороной.
В Москве новые «Мерседесы» обслуживали некоторые ведомственные клиники, например Центральную больницу Академии наук. Но, как минимум, одна машина служила в Институте скорой помощи имени Склифосовского, перевозя простых москвичей. Эти автомобили обогатили русский язык новым словом «реанимобиль», которое было написано у них на световом приборе, расположенном над ветровым стеклом, там, где у автобусов устанавливают указатель маршрута.
Mercedes-Benz L408D
Перед Московской Олимпиадой 1980 года в больнице Академии наук появился другой Mercedes-Benz, тоже изготовленный фирмой Binz, фургон на удлинённой базе легкового автомобиля серии W123. Он был значительно дороже, чем автобус серии Т2, так как вместо стандартного кузова фургона у него был полностью оригинальный, к тому же на доработанном шасси. «Мерседесы» обоих типов работали в течение всех 1980-х годов, и опыт их эксплуатации лёг в основу создания реанимобиля на отечественной базе Tamro-РАФ.
Настоящей сенсацией стал другой реанимобиль, подаренный в 1988 году одной из западногерманских благотворительных организаций московской детской больнице им. Филатова («Филатовской больнице»). В относительно небольшом по меркам медицинского автомобиля кузове универсала Audi 100 Avant выпускавшейся тогда серии C3 находилось специальное устройство для перевозки недоношенных новорожденных детей и поддержания в пути их жизнедеятельности.
Audi 100 Avant (C3)
К сожалению, удобная скоростная машина ярко-красного цвета в Москве осталась в одном экземпляре, на исходе 1980-х возникли трудности с её фирменным обслуживанием и запчастями, но спасти немало детских жизней она помогла.
Первые не советские
В завершение расскажем о «Мерседесах», пришедших на смену РАФам в первые постсоветские годы и тоже уже ставших историей. В 1993 году, пользуясь новыми экономическими возможностями, «Мосавтосантранс» приобрёл в Германии первую партию медицинских автомобилей Mercedes-Benz на базе лёгкого фургона серии Т1 модели L310 с длинной базой и высокой крышей, оборудованных уже проверенной фирмой Binz. На светло-бежевых «Мерседесах» работали специализированнные бригады «скорой».
В следующем 1994 году, исходя из удачного опыта, «Мосавтосантранс» заказал в Германии партию из 70 машин для обычных бригад у тех же партнёров. Однако на этот раз злую шутку сыграла экономия денег. Белые «Мерседесы» с короткой базой и низкой крышей того же семейства Т1 модели 210 пришли в минимальной комплектации, только с носилками и этажеркой у левого борта. У них не было даже подножек! Медики посчитали оснащение таких «скорых» недопустимо «бедным» даже в сравнении с РАФом, и машины пришлось доукомплектовывать на ремонтной базе в Туле.
Но агрегатная база Mercedes-Benz не могла не показать себя с лучшей стороны, и автомобили из закупок 1990-х продержались на службе у московских медиков около 15 лет.
Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Симферополя до 2013 года являлась самостоятельным учреждением, оказывающим экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе жителям г. Симферополя общей численностью 355300 человек.
С 01.01.2013г. станция вошла в состав вновь созданного в Крыму КРУ «ТМО «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» и является его структурной единицей.
Станция основана 20 марта 1921 г., когда наркомздрав г. Симферополя принял решение – «О целесообразности объединения распределителя скорой медицинской помощи и дежурных ночных врачей в одно учреждение». Во исполнение данного решения начальником Управления горполиклиники и амбулаторий наркомздрава г. Симферополя Моносзоном 20 марта 1921 г. была создана фельдшерская бригада скорой помощи и придана пожарной команде, которая находилась на ул. Пушкина, 30. Работала эта бригада с 22:00 до 8:00 и выезжала только на уличные вызовы. Этот день является днем основания станции скорой медицинской помощи г. Симферополя.
Предшествовала созданию бригады скорой помощи вспышка холеры среди солдат в 1920 году и для их транспортировки в стационар, а также для транспортировки их белья на дезинфекцию арендовалась 1 линейка, которая за 1920 г. сделала 127 «концов».
Отчета о работе фельдшерской бригады за 1921 год в архиве не найдено. Но за 1923 год имеется список лечебных учреждений г. Симферополя, в котором числится станция скорой помощи «с институтом разъездных врачей». Тогда, в 1923 г., в штате станции было уже 4 врача, 2 средних медработника, 1 санитарка и 2 кучера. На станции имелась 1 лошадь и 1 линейка. И это был «институт разъездных врачей».
Интересной архивной находкой были правила вызова скорой медицинской помощи, утвержденные постановлением ЦИК и СНК Крымской АССР в 1928 году. Этими правилами предусматривалось: «за ложные вызовы штраф в размере 100 рублей с заменой при неуплате принудработами сроком до 1 месяца». Этими правилами предусматривались выезды к больным с внезапными заболеваниями в дома только ночами, а в общественные места и на улицы — в любое время.
Не менее интересны материалы заседания Крымского обкома союза «Медсантруд» 27 апреля 1940 г., на котором слушался вопрос о работе станции скорой медицинской помощи г. Симферополя. Докладчик главный врач станции скорой медицинской помощи – Нигаметулин, содокладчик – председатель ПК Свирская (инициалов нет).
- помещение мало, требует ремонта;
- штаты неукомплектованы (фельдшеров – 8 чел. вместо 15, санитаров – 8 вместо 13);
- станция плохо обеспечена мягким инвентарем;
- нет шин, нет сумок для медикаментов;
- неудовлетворительное снабжение бензином. По этой причине вместо 6 бригад работает только 1.
Великая Отечественная Война прервала дальнейшее развитие нашей станции. Медицинские работники станции пополнили большую армию медиков на войне. По материалам профессора – хирурга, генерала армии – Вишневского А. А. трудно переоценить вклад работников скорой помощи в годы ВОВ. По его наблюдению исходы от ранений в тех случаях, когда помощь оказывали работники скорой помощи (становление в строй, выход на инвалидность) были значительно лучше, чем там, где оказывалась помощь санинструкторами.
После войны, в 1946 г., вышло Постановление Партии и правительства по здравоохранению, на основе которого был издан приказ № 950, предусматривающий развитие здравоохранения, в том числе и службы скорой медицинской помощи в Советском Союзе. Этот приказ действовал до 1984 г. Жизнь уже ушла далеко вперед и требовала новых нормативных документов. Таким документом был приказ № 1480 от 1984 г., а затем 175 от 19.06.1996 «О мерах по совершенствованию скорой медицинской помощи».
После освобождения г. Симферополя от немецко-фашистких захватчиков, в городе работала 1 фельдшерская и 1 врачебная бригада. Шло восстановление Симферопольской станции, хотя и очень медленными шагами.
В 1950 г. количество бригад увеличилось вдвое. Старшим фельдшером работала Краснолуцкая А.А.. С 1961 г. по 1990 г. – Горбачев В.Л. Фельдшер Горбачев В.Л., участник боевых действий ВОВ отмечен многими боевыми наградами, недавно отметивший свой 90-летний юбилей. В 2012 г. ушел на заслуженный отдых в возрасте 92 лет.
В 60-х годах начали организовывать первые спецбригады.
1967 г. – противошоковая – ПШБ. На ней работали врачи: Малина В.М., Саносьян, Меерзон Л. М., Васютин.
В том же 1967 г. создается скорая тромбо-эмболическая бригада – СТЭБ – на ней работали: Смусева Л. В., Степанова, Гагиева, Березовская Л. Л.
1974-83 г.г. создается хирургическая, неврологическая, психиатрическая, педиатрическая бригада. Всего 10 спецбригад.
В 1990-х годах, выполняя существовавший в те годы норматив: 1 бригада на 10000 нас., общее число бригад доведено до 37. Однако в 1995 г. их число было сокращено до 25-ти.
Самостоятельной станция наша работала до 1971 г. В мае 1971 произошло слияние станции с 6 горбольницей, которая стала называться больницей скорой помощи. Это объединение просуществовало 20 лет и в 1991 г. больница скорой помощи вновь разъединилась.
В 70-х годах прошлого столетия в г. Симферополе стали создаваться подстанции. Цель их создания – сократить время прибытия к больным.
Первой была подстанция «Спутник» на ул. Севастопольской, 155. На этой подстанции работали 5 бригад, за ней был закреплен район Заводское. Шел 1971 год.
В 1975 г. решением горисполкома была создана вторая подстанция «Маяк». Ее разместили на территории детской инфекционной больницы, выделив для нее часть здания прачечной. На этой подстанции работали две бригады, обслуживали район Марьино.
Более 20 лет служба скорой помощи в г. Симферополе не росла.
В 1997 г. в новом жилом массиве М. Жукова была создана подстанция № 4 на 2 бригады, за которой закрепили район верхнего плато — ул. М. Жукова, Героев Сталинграда до ж/д вокзала.
В 1998 г. был создан филиал п/с «Центр» в пос. Грэс, впоследствии переросший в подстанцию на 2 бригады. За ней закреплен пос. Грэс и Аэропорт.
В 1999 г. организована последняя подстанция в районе завода «Пневматика» на 2 бригады на улице Балаклавской, 81. За ней закреплен участок города Петровская балка и жилой массив «Пневматика».
На протяжении последних 30 лет на станции постоянно что-то внедрялось. То алгоритмы приема вызовов, чтобы диспетчера меньше ошибались в выборе спецбригад, то организовались пункты оказания неотложной помощи при поликлиниках, чтобы разгрузить нашу станцию от непрофильных вызовов, то внедряли ЭКГ по телефону.
Сохранились интересные данные: за 1 год существования пунктов неотложки в 7 поликлинике были ошибочно переданы туда 4 ЧМТ и 18 ОИМ, т.к. диспетчерам скорой помощи оказалось очень трудным дифференцировать поступающие вызовы. Этот пункт неотложной помощи чрез год был ликвидирован.
В 1978 г. был приобретен аппарат передачи ЭКГ по телефону. За 1984 г. снято 1367 ЭКГ по телефону, что превысило число снятых ЭКГ за 5 предыдущих лет в сумме. Данным аппаратам выявлено 24 ОИМ, множество аритмий и другой патологии.
В настоящее время на станции круглосуточно работают 28 бригад (при нормативе – 35). Но, как и в 1940-м году , в среднем 4 машины не выходят на линию, нехватает персонала (дефицит врачей достигает 60 чел.), помещения всех подстанций малы по площади, приспособлены, порой плохо (это касается Центральной п\ст, п\ст «Маяк» и «Спутник»).
Коллектив станции, насчитывающий более 400 человек, осуществляет 350-400 выездов в сутки или около 130 тысяч выездов в год, из которых около 10 % — несчастные случаи, 76 % — внезапные заболевания.
На протяжении всего периода существования станции сменилось много руководителей. С 1991 года, когда станция стала самостоятельной, до 2003 года, главным врачом работала Быстрова Евгения Ивановна, заслуженный врач Автономной Республики Крым.
С 2003 года по настоящее время на должности главного врача работает Прохасько Лидия Владимировна. Она прошла путь от выездного врача, заведующей отделением скорой помощи Первомайской ЦРБ, до старшего врача станции в г. Симферополе, затем начмеда и главного врача этой же станции. До 2012 г. являлась главным специалистом по скорой помощи Министерства здравоохранения АР Крым.
За период работы зарекомендовала себя энергичной, добросовестной, чуткой, отзывчивой, в то же время требовательна к себе и подчиненным работником. Под ее руководством успешно трудится коллектив, который по результатам работы 2006 года занесенный на республиканскую доску почета. Прохасько Л.В. пользуется авторитетом и уважением среди врачей, среднего медперсонала и пациентов.
Большой вклад в развитие службы скорой помощи как в городе, так и в Крыму внесла Левченко Лариса Павловна, которая после окончания КМИ в 1970 г. и по настоящее время трудится в коллективе станции. За эти годы работала выездным врачом, начмедом станции, заместителем главного врача 6-ой горбольницы, затем заместителем главного врача ССНМП по оргметодработе, в настоящее время врач – методист. Ею создано много методических рекомендаций по службе, написано много статей в периодической печати. Принимала и принимает активное участие в решении организационных вопросов службы скорой медицинской помощи Крыма.
Что касается службы скорой медицинской помощи в Крыму, то в 1924 г. организованы станции в г. Евпатории, г. Феодосии.
Из годового отчета за 1924 год установлено, что в Крыму существовали уже 4 станции скорой помощи в г.г. Симферополе, Севастополе, Евпатории и Феодосии. Однако 4 врача числились только у нас, в остальных городах – по 1 врачу.
В 1938г. организована станция скорой медицинской помощи в г. Джанкой. Это была уже 11 станция в Крыму.
Станции СМП в г.г. Ялте и Керчи организовались значительно позже. В г.Ялте – приказом по горисполкому от 21.05.57 была организована данная станция для которой в здании горбольницы выделена одна комната и круглосуточно работали 2 бригады. В 1963г. для нее введено в строй новое здание, построенное по типовому проекту (единственное в Крыму), в котором она располагается до сих пор.
В г.Керчи станция скорой медицинской помощи существует с 01.01.66г.
В настоящее время в АР Крым существует довольно развитая сеть учреждений СМП. В настоящее время функционируют 5 самостоятельных станций в г.г. Ялта, Феодосия, Симферополь, Керчь, Евпатория и 25 отделений СМП, входящих в другие ЛПУ. В отдаленных от райцентров селах организованы 35 опорных пунктов СМП (филиалов, отделений).
Общее число бригад – 145, что соответствует – 0,78 на 10 тыс.нас. в городах (норматив – 1,0) и 0,70 – в сельских регионах (норматив – 0,75). Существует план прироста бригад СМП в городах и районах до 2015 г.
Скорая медицинская помощь в нашей стране сложилась как система медицинской помощи при угрожающих здоровью и жизни состояниях — несчастных случаях и внезапных острых заболеваниях. Сегодня — это мощная единая система, располагающая разветвленной сетью станций и больниц скорой помощи, санитарной авиацией и научно-исследовательскими институтами.
Начало же развития, первичные зачатки первой помощи относятся к эпохе раннего средневековья — IV веку, когда на дорогах, ведущих в Иерусалим, были организованы так называемые странноприимные дома для оказания помощи многочисленным путникам.
В 1092 г. в Англии был учрежден орден Иоаннитов, в задачу которого входили обслуживание больных в госпитале в Иерусалиме и оказание первой помощи путникам на дорогах. В начале XV века — в 1417 г.- в Голландии была организована служба для оказания помощи тонущим на многочисленных каналах, перерезающих эту страну.
Первая станция скорой помощи была создана в Вене в 1881 г. Поводом для этого послужил пожар в Большом театре, во время которого было очень много пострадавших, оставшихся без какой-либо помощи. По инициативе венского врача Ярослава Мунди вскоре была организована станция скорой помощи. В соответствии с проектом Я. Мунди в задачу этого учреждения входили оказание первой помощи пострадавшим и транспортирование их либо в лечебное учреждение, либо домой. Эта станция скорой помощи не имела своего штатного состава. Она существовала на благотворительных началах и пользовалась помощью добровольцев — врачей и студентов-медиков.
В капиталистических странах и в настоящее время служба скорой медицинской помощи отражает все противоречия, свойственные этому обществу. В этих странах нет единой службы скорой медицинской помощи, она не сосредоточена в руках государства, а находится в ведении самых различных, в том числе частных, лечебных учреждений и носит платный характер. Ею занимаются муниципалитеты, общества Красного Креста, страховые организации, медицинские колледжи, больницы и т. д..
В России идея организации скорой медицинской помощи возникла гораздо раньше, чем в Европе, и принадлежала она жившему в Петербурге доктору медицины Г. Л. Аттенгоферу, который еще в 1818 г. вошел с ходатайством к городским властям с документом, названным им «Проект заведению в Санкт-Петербурге для спасения обмирающих скоропостижно или подвергнувших свою жизнь опасности». К сожалению, этот проект осуществлен не был.
Следующий этап попыток организации скорой помощи связан с именем известного русского врача и гуманиста Ф. П. Гааза. В 1826 г. Ф. П. Гааз пытался ввести должность «особого врача для наблюдения за организацией попечения о внезапно заболевших, нуждающихся в немедленной помощи». Однако просьба эта была отклонена как «излишняя и бесполезная». Только в 1844 г. Ф. П. Гаазу удалось открыть в Москве «полицейскую больницу для бесприютных». В ее задачу входило оказание помощи при «внезапных случаях для пользования и начального подания бесплатной помощи». Это еще не была скорая помощь, так как больница не располагала транспортом и оказывала помощь только тем, кого тем или иным образом доставляли в больницу.
Первые 3 станции скорой помощи в России были открыты в 1898 г. На каждой станции были конная карета, перевязочный материал, носилки, некоторые инструменты и лекарственные средства. Годом позже — в 1899 г. -5 таких станций было открыто в Петербурге. Задача этих станций заключалась в оказании первой помощи при внезапных заболеваниях и несчастных случаях в общественных местах, а также в транспортировании больных в лечебное учреждение.
Как уже упоминалось, все станции скорой помощи основывались благодаря денежной помощи («благотворительным пожертвованиям») частных лиц. Однако передовые врачи того времени, прекрасно понимая необходимость и значение скорой помощи, уделяли много времени и сил ее организации, развитию и популяризации.
В 1889 г. К. К. Рейер открыл курсы, предназначенные главным образом для обучения полицейских правилам оказания первой помощи.
В 1896 г. Н. А. Вельяминов разработал проект «Организации подания первой помощи в Санкт-Петербурге». А в 1908 г. в Москве по инициативе известного хирурга П. И. Дьяконова было организовано общество скорой помощи. Много внимания уделяли развитию скорой помощи в Петербурге известные хирурги Г. И. Турнер и И. И. Греков. Г. И. Турнер был первым заведующим городской станцией скорой помощи, а И. И. Греков — первым руководителем центральной станции скорой помощи.
В начале XX века станции скорой помощи были открыты еще в семи городах России. Все они обслуживались санитарами. Только в 1912 г. в Петербурге 50 врачей согласились на добровольных началах участвовать в работе скорой помощи. До 1912 г. вся скорая помощь обслуживалась конным транспортом. Только во втором десятилетии века появились первые санитарные автомобили.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало проведению важнейших преобразований во всех областях здравоохранения и обеспечила создание и развитие целой системы по оказанию скорой медицинской помощи населению нашей страны.
Уже 26. 10. 17 г. при Военно-революционном комитете Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов был создан медико-санитарный отдел для оказания неотложной медицинской помощи восставшим рабочим Петрограда. Возглавил этот отдел доктор П. Б. Хавкин, впоследствии главный врач Ленинградской станции скорой помощи.
С первых же дней Советской власти скорая помощь стала делом государственным и в основу ее работы были положены все главные принципы советского здравоохранения — бесплатность, общедоступность, плановость, профилактическая направленность, использование новейших достижений науки и техники.
Прежде всего, необходимо указать на повсеместность распространения службы скорой помощи. Однако дело, естественно, не только в количественном росте. Одновременно с ростом числа станций началось и их техническое переоснащение. Это динамический процесс, который постоянно продолжается. Дело скорой помощи было поставлено на научную основу.
В 1928 г. был организован Московский НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифософского, а в 1932 г. — Ленинградский НИИ скорой помощи, который позднее получил имя своего основателя — известного советского хирурга Героя Социалистического Труда И. И. Джанелидзе. Эти институты стали центрами организации и развития службы скорой помощи.
Мощным скачком в развитии службы скорой помощи стало создание специализированных бригад. Первая специализированная бригада скорой помощи — психиатрическая — была организована в 1928 г. в Москве, а в 1931 г.-в Ленинграде. Скорая помощь стала обеспечиваться современным транспортом. Однако широкое распространение такие бригады получили только в конце 50-х — начале 60-х годов. Так, в 1957-1958 гг. в Ленинграде была создана специализированная бригада скорой помощи для оказания помощи больным с тяжелой травмой и шоком. Опыт противошоковых специализированных бригад позволил в Москве, Ленинграде, а потом и в других городах организовать специализированные кардиологические, токсикологические, педиатрические бригады. Благодаря этому специализированная скорая медицинская помощь смогла значительно приблизиться к тяжело больным и пострадавшим, что значительно улучшило результаты лечения. Наконец, в последние годы стали организовываться бригады интенсивной терапии, предназначенные для оказания высококвалифицированной экстренной помощи различным категориям тяжело больных и пострадавших. Необходимость создания таких бригад обусловлена относительно невысоким процентом профильности вызовов специализированных бригад — ситуацией, когда специализированные бригады используются без учета их возможностей.
В будущем, наряду с сохранением специализированных бригад, представляется целесообразным все так называемые линейные бригады поднять до уровня бригад интенсивной терапии. Скорая помощь сейчас превратилась в мощную, хорошо оснащенную службу, в которой работает более 50 тыс. врачей и более 100 тыс. средних медицинских работников и которая оказывает помощь в среднем в течение года 87 млн человек.