Vézelay (Везле) — маленький старинный городок в Бургундии, входит в Ассоциацию самых красивых деревень Франции. «Вечный холм» Везле с его базиликой Сен-Мадлен был известным пунктом отправления паломников, направлявшихся к Сантьяго до Компостела в Испании, а также главным местом паломничества к мощам св. Марии Магдалены.
- Романская архитектура во Франции
- Французская архитектура
Содержание
Что посмотреть в Везле:
Базилика Сен-Мадлен включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо этого можно посмотреть бенедиктинский монастырь Везле, построенный в 9 веке, частью которого и является базилика, построенная в 11 веке.
История Везле:
В 1-го веке на холме Везле римляне начали заниматься виноделием. Храм в честь Бахуса был обнаружен приходским священником Гено в 1689 году в фундаменте старой церкви Сент-Этьен во время строительства новой колокольни, что свидетельствует о важности этой культуры в регионе. Меровинговые саркофаги были найдены в подвале церкви Святого Петра, а под одним из них был более старый саркофаг. В 2012 году была обнаружена стена Каролингов под монастырем Везле.
Начало паломничества
В 9-м веке, во времена правления Карла Лысого, монахи-бедениклинцы получили землю для строительства монастыря. Согласно легенде, незадолго до конца первого тысячелетия монах по имени Бодийон привез мощи Марии Магдалины в Везле из Сен-Максимин-ла-Сент-Бом.
В 1058 году папа Стефан IX подтвердил подлинность реликвий, что привело к притоку паломников, который продолжается и по сей день. Аббатство Vézelay было также главной отправной точкой для паломников на пути Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Это было крайне важно для привлечения паломников и богатства, которое они принесли в город.
Крестовые походы
Бернар Клервоский проповедовал Второй крестовый поход на Соборе Везле в 1146 году вместе с королем Франции Людовиком VII. Толпа была настолько большой, что на холме за городом была установлена большая платформа. Полный текст не сохранился, но в современном отчете говорится, что «его голос звучал по лугу, как небесный орган». Когда Бернард закончил, толпа массово стала веробоваться , и у них, предположительно, закончилась одежда, чтобы сделать кресты. Говорят, что Бернард сбросил свое одеяние и начал разрывать его на полоски, чтобы сделать больше крестов. Другие последовали его примеру, и он и его помощники, по-видимому, все еще делали кресты, когда наступила ночь.
В 1189 году франкская и английская части Третьего крестового похода встретились в Везле, прежде чем официально отправиться на Святую Землю.
Создание аббатства Везле
Жирар де Руссильон получил покровительство от Людовика Благочестивого и выбрал в 858 году, чтобы обеспечить вечность своих владений, превратив их в две бенедиктинские общины, соответственно мужскую и женскую: Pothières и Vézelay. Он основал женский монастырь на нынешнем месте Сен-Пер. Он представляет сообой виллу в окружении крупных поместий. Район, в котором расположены дома, носит название Vezeliacus, которое станет Vizeliac, а затем Vézelay.
Начало оказалось не слишком удачным: в период между 871 и 877 годами норманны вытеснили монахинь. Затем Жирар попросил заменить монахинь сообществом мужчин. Аббатство было тогда перенесено на холм, и бенедиктинские монахи заменили монахинь. Положение аббатства привлекло много семей, которые искали за стенами монастыря защиты.
Статус аббатства Везде был весьма примечателен, поскольку он был связан с аббатством Клуни, просуществовавшим 1744 года: заплатив ежегодный гонорар в один фунт серебра Святому Престолу, чтобы не признавать ни начальника ордена, ни епархиального епископа, ни князя, ни лорда вообще. Она образует своего рода теократическую республику, отделенную сначала от монархии Каролингов, затем от французского феодализма и не сохраняющую ни с одной, ни с другой, никакой связи или отношений подчинения.
В 1190 году Филипп Огюст и Ричард Львиное Сердце встретились в Везле для третьего крестового похода. Тогда же был увеличен хор романской церкви. Аббат Хьюг, коррумпированный человек, растратил богатство аббатства и был уволен в 1207 году. Начался упадок аббатства Везле, совпав с упадком монашеских орденов и, в частности, бенедиктинцев.
Упадок аббатства
К 1215 году аббатство было завершено, и конфликты с графами Невера возобновились. Различные папы и короли Франции не могли ничего сделать, чтобы защитить религиозную общину. Защита реликвий Марии Магдалины оказалась неэффективной, и паломники отвернулись от этого беспокойного города из-за множества конфликтов (например, восстание 1250 года). Папа Климент IV начал расследование, чтобы выяснить причины такой конфискации, и распорядился провести торжественную проверку реликвий Магдалины. Король Святой Людовик присоединился к церемонии (24 апреля 1267 года). Но в 1279 году папа объявил, что тело, найденное в Сен-Максимин-ла-Сент-Бом, действительно было телом Марии Магдалины. Пилигримы отвернулись от Везле, а с ними ушло и процветание города.
В 1280 году указ, подписанный Филиппом Смелым, провозглашает более или менее полное присоединение Везле к королевскому владычеству. Папа Мартин IV утвердил указ. С орденом 1312 года Филипп подтвердил, что город и аббатство принадлежат королю Франции. Жители понимали, что эта власть позволяла им сохранять аббатскую независимость и избегать жестокости феодалов. Везле входит в ограниченный круг городов королевства (их было всего 16).
В период религшиозных войн мощи Марии Магдалины были утеряны, но в 1870—76 годах сюда привезли новые реликвии Марии Магдалины и в Везле снова потянулся поток пилигримов. Аббатство действует по сей день: здесь работают и молятся монахи ордена Fraternité de Jerusalem.
В 1979 году аббатство в Везле стало одним из первых памятников французской архитектуры, внесённое ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия. В перечень предполагалось внести и находящийся неподалеку средневековый Château de Bazoches (Замок Базош), купленный в 1675 году Себастьеном де Вобаном, который похоронен там же. Однако в окончательный список замок и 12 других укреплений Вобана не вошли.
Новые ворота Везле построены в конце 15-го века.
Везле и Религиозные войны
Во время религиозных войн аббаты превратили Везле в оплот протестантской лиги. Под влиянием Теодора Безе аббатство сделало Везле одним из первых городов региона, связанных с протестантизмом. В марте 1569 г. город был захвачен протестантскими войсками капитанов Саррасина и Блоссета, стремящимися заполучить себе хорошую военную позицию.
Вскоре город был осажден войсками Карла IX под командованием Луи Прево из Сансака. Кавалерия напала на Везле 6 октября, но укоренившиеся в городе капитаны очень хорошо защищались, атакуя в свою очередь. Взрывы со стороны Аскина и Сен-Пера ничего не дали. Осада превратилась в блокаду, решено было морить голодом город. Город не сдался, несмотря на восемь месяцев осады и интенсивных боев, благодаря помощи протестантских войск. Сансак снял осаду 25 февраля 1570 года.
По договору Сен-Жермена (1570 г.) Везле был одним из двух городов правительства Шампани, который разрешил протестантам свободно исповедовать свою веру.
В 1594 году Эдме де Рошфор, Сьер де Плуво, который управлял городом от имени Лиги, уступил место Анри IV и взял на себя руководство войсками роялистов, чтобы захватить Аваллон.
Вино Везле
Bourgogne Vézelay — местное наименование вина. Виноградники спускаются к окраине города и производят ассортимент в основном белых вин, преимущественно из сортов винограда Шардоне, Пино Нуар и Мелон де Бургонь. Около половины продукции продается через кооператив Cave Henry. Виноградники были основаны аббатством Везле в девятом веке. В конце девятнадцатого века виноградники были уничтожены филлоксерой, и вновь возрождены только много лет спустя, в течение 1970-х годов.
Виноградник АОС Vézelay расположен в Йонне, в сорока пяти километрах к югу от Шабли и в тридцати километрах от Ирана. Этот AOC охватывает муниципалитеты Vézelay, Asquins, Saint-Père и Tharoiseau.
Это вино, признанное в 1996 году как апеласьон bourgogne-vézelay, стало полноценным наименованием в 2017 году.
История виноградников Везле:
Эдикт римского императора Домициана в 92 году запретил посадку новых виноградных лоз за пределами Италии, и он частично выкорчевал виноградные лозы в Бургундии, чтобы избежать конкуренции. Но Пробус отменил этот указ в 2806 году. Присутствие виноградной лозы в Везле восходит к галло-римскому периоду (конец 1-го века — начало 2-го века нашей эры). Остатки храма, посвященного Вакху, были обнаружены при церкви Святого Этьена в Везле.
С начала шестого века внедрение христианства способствовало расширению виноградника. Создание бенедиктинского монастыря около 858 года и влияние аббатства Везле, которое с 1058 года стало важным центром паломничества и местом на пути в Сантьяго-де-Компостела, дали настоящий бум на виноградарству. В 1416 году Карл VI своим указом определил пределы производства бургундского вина. В 1477 году, после смерти Карла Смелого, бургундский виноградники были присоединены к Франции во времена правления Людовика XI.
Аббатство Везле .
«В наших землях, не считая Клюни, Везле не знает соперников среди всех домов нашего ордена. Воистину можно сказать вместе с псаломщиком: Вот плодоносная гора, гора, полная изобилия, гора, где понравилось бы пребывать Господу”.
Пьер ле Венерабль(1094-1156) Аббат из Клюни.
Вид Везле. Акварель Робера Мантьена с картины голландского художника XVII века Дювьерта.
Аббатство Везле . Историческая справка
Аббатство Везле названо по Верселлусу, галло-римскому имению IV или V века. В долине реки Ла Кюре в трёх километрах от нынешнего городка находятся обширные раскопки (галло-римские термы на Солёных Источниках), свидетельствующие о древности этого названия. Именно здесь состоялась легендарная битва при Вобетоне (Vaubeton) память о которой дошла до нас в эпосе о Жираре Руссильонском (Girard de Roussillon).
Окрестности Везле. Поле битвы при Вобетоне.
Жирар, ставший героем легенд, в реальности был вассалом императора Лотаря (Lothaire), получившего Бургундию, Лотарингию и Прованс по Верденскому договору 843 года. Он стал преданным опекуном Карла Прованского (Charles de Provence), третьего сына Лотаря и постоянно сражался против своего заклятого врага короля Франции Карла Лысого (Charles le Chauve), мечтавшего захватить эти земли.
Около 859 года Жирар и его жена Берта основали девичий монастырь в местечке Сен Пер (Святой Отец), вскоре опустошённый норманнами.
Спустя два года монахи-бенедиктинцы обосновались в Везле на вершине холма. Сарацины вторглись в Прованс, где Жирар был наместником и здесь история смешивается с легендой.
Монах Бадилон (Badilon) поспешил в провансальский Сен-Максимен с тайной миссией: перенести особо почитаемые мощи Марии Магдалины подальше от опасностей.
В 878 году Папа Иоанн VIII освятил первую монастырскую церковь, случайно сгоревшую в начале Х века. Казалось, ничто не предвещало грядущей великой судьбы обители, когда аббат Жоффруа (Geoffroy) в церковный праздник выставил мощи Марии Магдалины. Говорят, что у мощей стали происходить чудеса, очень быстро распространились слухи и в монастырь начали стекаться паломники, столь многочисленные, что слава Везле, стоящего на одной из четырёх дорог в Сантъяго де Компостеллу через Перигё и Ронсево, быстро сравнялась с Римом и Иерусалимом.
Схема паломнических путей в Сантъяго де Компостелла.
Говорили, что обращаясь с молитвой к Марии Магдалине, можно добиться освобождения узников, что немые обретали дар речи, а слепые – зрение. Из-за наплыва паломников пришла пора задуматься о строительстве обширной церкви, способной вместить множество страждущих.
Аббат Арто (Artaud) предпринял строительство базилики в 1096 году. Освящение хоров и трансепта в романском стиле, несомненно уже завершённых, состоялось 21 апреля 1104 года. Но местные жители, разорённые налогами, восстали и убили аббата. Его преемник Рено де Семюр (Renaud de Semur) заново отстроил каролингский неф, уничтоженный чудовищным пожаром 21 июля 1120 года. Тогда 1200 человек сгорели заживо.
Восстановительные работы длились от 15 до 20 лет между 1120 и 1140 годами. Несмотря на обычай, согласно которому строительство храма начинали с востока и вели на запад, неф, дошедший до наших дней, возводили с запада на восток. Работы начались с фасада. Три портала, которые сейчас находятся внутри, располагались снаружи до тех пор, пока не добавили нартекс или церковь для оглашенных (1140-1150). Романскую церковь завершили во времена аббата Понс де Монбуассье (Ponce de Montboissier) (1138-1161).
В ту пору Везле был крупным городом, насчитывавшим от шести до десяти тысяч жителей. 31 марта 1146 года в праздник Пасхи святой Бернар, аббат Клерво, провозгласил второй крестовый поход на северном склоне холма, оборотясь лицом к местечку Аскен, где собралось сто тысяч человек.
Вид на деревню Аскен от аббатства Везле.
Король Людовик VII Юный (Louis VII le Jeune), королева Элеонора Гиеньская (Eleonore de Guyenne), графы Фландрский и Тулузский, также, как и большинство баронов Бургундии заняли места на возвышении рядом с белым монахом. Но графы Неверские, завидуя процветанию аббатства, спровоцировали жителей Везле на мятеж. Пожалованная жителям Хартия, очень либеральная для своего времени, частично нарушила авторитет монастыря.
В конце XII века аббат Жирар д’Арси (Girard d’Arcy) повелел перестроить хоры и апсиду в том виде, как они дошли до наших дней.
Именно в Везле архиепископ Кентерберийский Томас Беккет отлучил от церкви английского короля Генриха II (1166).
Отсюда же французская и английская армии под предводительством Филиппа Августа и Ричарда Львиное Сердце отправились в III крестовый поход 2 июля 1190 года.
В 1217 году святой Франциск Ассизский отправил в Везле двух монахов, основавших первую францисканскую миссию за пределами Италии. Они устроили скит поблизости от крепостных стен рядом с церковью Святого Креста, на том месте, где был провозглашён второй крестовый поход.
Преемники аббата Жирара проматывали достояние своих предшественников, в то время как в Сен-Максимене заявили об обретении саркофага со всем телом Марии Магдалины. Король Людовик Святой, озабоченный сохранением ореола славы и величия Везле, лично прибыл в сопровождении папского легата, дабы торжественно провозгласить мощи Магдалины подлинными. Это случилось 24 апреля 1267 года. Но паломники уже позабыли дорогу в Везле. Аббатство секуляризовали в 1537 году. Монахи уступили место духовному училищу. Религиозные войны не пощадили город, ставший крепостью протестантов. Он подвергся осаде католических армий под командованием Сансака (Sansac) в 1569 году.
Аббатство Везле . 6 декабря 1790 года капитул был вызван революционной директорией города Аваллон с целью запрета их служения. Аббатство Мадлен официально прекратило своё существование. Статуи на фасаде, также, как и внутренний портал, были изуродованы, мебель продана с аукциона. Разрушенная и заброшенная, базилика грозила обрушиться, когда в середине XIX века Проспер Мериме, в ту пору генеральный инспектор Исторических Памятников, поднял тревогу: «Если промедлить с оказанием помощи церкви Мадлен, то её придётся частично снести, чтобы избежать несчастья”.
Реставрация, начатая в 1840 и завершённая в 1861 году, была поручена двадцатишестилетнему архитектору Виолле ле Дюку, который смог вернуть почтенной церкви её первоначальное великолепие. Паломничество возобновилось в наши дни. В 1946 году 40 тысяч паломников отмечали здесь 800-летие II крестового похода.
Аббатство Везле . Фасад базилики
Несмотря на повреждения и ремонты, базилика Марии Магдалины остаётся одним из красивейших памятников романского искусства. Над её фасадом, украшенным тремя порталами, надстроена башня святого Михаила высотой 37 метров. До 1819 года её венчал шпиль на деревянном каркасе, покрытым дранкой. Он сгорел от удара молнии.
Северную башню так никогда и не закончили.
В нижней части западного фасада над лестницей находятся три сводчатых полуциркульных портала, соответствующие нефу и двум боковым галереям здания. Тимпан центрального портала высечен Паскалем (Pascal) в мастерской Виолле ле Дюка. Он представляет сцену Страшного Суда. В центре изображён Христос в окружении четырёх евангелистов, несущих свои символы: святой Иоанн, орёл; святой Марк, лев; святой Матфей, ангел; святой Лука, бык. Слева от Христа меряются грехи человеческие, в то время как справа Дева Мария приглашает в Рай души праведников. На притолоке представлены многочисленные сцены жития Марии Магдалины. Слева направо: Воскрешение Лазаря, трапеза у Симона прокажённого, известие о смерти Иисуса, Марфа перед Христом, Христос и апостолы, Лазарь, восстающий из могилы.
Над порталом возвышается щипец, реконструированный в XIII веке и украшенный в верхней части пятью статуями. На вершине расположен Христос, восседающий на троне, держащий Евангелия и благословляющий верующих (скульптура изуродована). Слева Мария Магдалина молит о прощении, справа Святая Дева, увенчанная короной, увещевает своего сына простить Магдалину. Снизу по краям – два ангела. Нижняя часть щипца прорезана стрельчатыми окнами. Между оконными проёмами установлено шесть больших статуй. Первая слева представляет аббата в митре (вероятно святого Бенедикта), вторая – апостола Павла с его сломанным мечом, третья – святого Петра с ключами, четвёртая – святого Иоанна Крестителя, несущего диск с жертвенным Агнцем, пятая – святого Андрея и шестая – святого Иоанна Богослова.
Нартекс
Нартекс Везле – это настоящая церковь длиной 22 метра, шириной 23,5 метра и высотой 19,5 метров. Построенный между 1140 и 1150 годами, он, подобно нефу, состоит из центральной части и двух боковых приделов. Нартекс включает второй этаж, где устроена часовня, освящённая во имя святого Михаила.
Нартекс. Фрагмент
Крестообразные столпы поддерживают её четырёхчастный рёберный свод, старейший в Бургундии.
Слева Явление Марии Магдалины принцессе Прованса. Справа святой Бенедикт воскрешает ребёнка.
В северо-западном углу находится лестница, ведущая в часовню и, далее, на башню, откуда открывается великолепная панорама окрестностей. Нартекс соединён с нефом тремя порталами.
Аббатство Везле . Главный портал
Гигантский центральный портал – это поистине чудо Везле. Его идея заключает в себе все традиционные знания Средних Веков.
Сцена в тимпане представляет Троицу или Сошествие Святого Духа согласно христианской богословской иерархии. Первоначально камень покрывала лёгкая полихромия. Трактовка сюжетов тимпана до сих пор остаётся неполной, потому что надписи, дававшие ключ к их разгадке, не сохранились. Похоже, что скульптуры тимпана были выполнены около 1125-1130 годов. В центре – Христос во Славе, ниспосылающий Дух Святой на апостолов. От его широко расставленных ладоней исходят длинные лучи, освещающие головы апостолов, благословляя их стать «посланниками божьими”. Апостолы покоятся над миром непосвящённых, представленным на надвратной перемычке. С одной стороны – знакомые народы, с другой – народы неведомые и таинственные, о которых предки ничего не знали – все они ожидали слова Божьего. Справа налево – женщина с обнажённой грудью, мужчина с мохнатым телом и ребёнок, держащийся за ногу – у всех у них непропорционально большие уши. Это панотии, которые с наступлением ночи укрывали тело своими ушами и засыпали, уютно завернувшись в них.
Дальше человек поднимается на лошадь по лестнице – это пигмей. Позади него видны макробии из Индии, племя гигантов. Остальные конные и пешие представляют народы Европы. Один из персонажей опускает свой меч в знак верности перед святым Петром и святым Павлом, стоящими в центре фриза. Слева несколько сцен символизируют римский мир. Это жертвоприношение со жрецом, приносящим жертву с топором в руке. «Калаторы”, т.е. глашатаи, заставляющие толпу замолчать перед жертвоприношением. Далее видны персонажи, несущие дары и воду для крещения. На краю надвратной перемычки изображены лучники. Они представляют скифов, живущих на краю земли. Вокруг тимпана расположены восемь отсеков. В них можно распознать слева направо: двух апостолов, переписывающих свои проповеди, Иеровоама – израильского царя-идолопоклонника, символизирующего еврейский народ и его неверность, каппадокийцев – странный народ сиамских близнецов, доктора и больного представляющего арабский народ и его соседей, киноцефалов из долины Ганга – народ с собачьими головами.
Пятый отсек представляет нам эфиопов с расплющенными, по Геродоту, носами. Далее видны народы Фригии. В седьмом отсеке человек слева – варвар, а справа – византиец, несущий жезл с «греческим огнём”. Что касается последнего отсека, в нём изображены армяне в ребристых шапках, обутые в странные коньки.
Вокруг тимпана на верхней дуге свода знаки зодиака чередуются с сезонными работами, помещёнными в маленьких медальонах. Они означают всеобщность и вечность изображённой сцены. На простенке сильно повреждённый Иоанн Креститель приглашает верующих на порог храма, поскольку нартекс не освящён. Он держит диск с изображением Агнца и надписью, где можно прочесть: «Agnoscant omnes dicitur iste Johannes cum retinet populum demonstrans indice Christum.” (Пусть все узнают, что это есть Иоанн, который увлёк народ, показав ему пальцем Христа).
Слева от портала на капители первой колонны изображено изгнание Адама и Евы из рая. Капитель второй колонны украшена резьбой с изображением фавна и сказочной птицы. Фавн с перепончатыми лапами гонится за птицей, справа русалка со змеиным хвостом скрывается под пальмой.
Горельеф на левой опоре портала представляет двух беседующих апостолов. Головы фигур утрачены.
Справа от портала на капители первой колонны: жертвоприношение Саула. Царь Саул, увенчанный короной и облачённый в кольчугу своим мечом приносит в жертву животное чтобы одержать победу над филистимлянами. Рядом находится слуга, подающий жертву царю. Помазание Давида и покаяние Саула. Пророк Самуил готовится совершить помазание царя Давида, бывшего пастуха, в то время как сидящий Саул плачет над своими винами. Горельеф на правой опоре портала изображает беседующих апостолов Петра и Павла.
Начиная с XI века порталы церквей Запада украшали знаки зодиака. Те, что можно увидеть в Везле относятся к наиболее полным и самым красивым.
На арке портала вырезаны 29 полных медальонов и один полумедальон (журавль со свёрнутой шеей). Единственный медальон – человек с кубком, символизирующий декабрь – несёт латинскую надпись, в переводе означающую: «Картинка декабря узнаваема во всех государствах”. Один из исследователей базилики каноник Деспине (Despiney) видел в смертельно раненом журавле символическое напоминание об убийстве аббата Арто (Artaud). Также «поэты Средневековья соглашались с древними авторами в том, что в известной басне волк отплатил журавлю самой чёрной неблагодарностью за серьёзное одолжение, оказанное ему с риском для жизни”.
В верхней части портала видны три медальона с изображениями собаки, человека и русалки. Все они свернулись в кольца. Для Шампо (Champeaux) и отца Стеркса (dom Sterckx) ” их необычное присутствие в годовом круговороте символизирует разрыв между временем историческим и временем природным, которое суть основа времени священного. Свёрнутые в правильные круги, они выражают возвышенное совершенство этого небесного, неподвижного, ничем не нарушаемого времени”. (Введение в мир символов. изд. Зодиак)
Северный портал
Тимпан левого портала занят последними сценами земной жизни Христа. В нижнем регистре воскресший Иисус встречает двух своих учеников по дороге в Эммаус. Сидя за столом в сводчатом зале, он преломляет хлеб, чтобы быть узнанным. Справа ученики в одиночестве возвращаются в Иерусалим. В верхнем регистре представлено серьёзно повреждённое Явление Христа ученикам после Воскресения.
На опорах портала изображены ангелы, которые поражают демонов. Е сожалению они также повреждены.
Южный портал
Тимпан правого портала подробно и возвышенно повествует о Детстве Христа. В нижнем регистре представлены Благовещение, затем встреча Марии и Елизаветы. Далее, Известие пастухам, которым два ангела указывают путь в Вифлеем. Наконец, Рождество – одна из наиболее известных сцен в скульптурном убранстве Везле. В верхнем регистре помещается Поклонение Волхвов: сидящая анфас Дева Мария, Иисус наклоняется, принимая чашу со смирной, которую преподносит Ему один из трёх королей.
Слева под порталом помещается очаровательная фигура ангела, увы, изуродованная. Это ангел, принесший Благую Весть. У него на боку виден рог. Справа ещё один ангел трубит в рог, а лучник натягивает тетиву, сражаясь с нападающим на него демоном.
Аббатство Везле . Неф
Пройдя внутрь нефа, поражаешься его величине (62,5 метра длины, 14 метров ширины, вместе с боковыми галереями его ширина составляет более 23 метров). Очень высокий (18,5 метров), он состоит из десяти арочных пролётов, каждый из которых освещён своим окном. Его крестообразные столпы фланкированы четырьмя колоннами.
Капители колонн находятся на двух уровнях: три капители каждого столпа расположены на высоте 4 м 95 см и одна капитель на высоте 13 м 10 см в основании свода. Напротив каждого столпа на стене боковой галереи помещается ещё одна резная капитель. Ниже представлены фото некоторых капителей собора.
Похищение Ганимеда Сладострастие и отчаяние Мистическая мельница Ветры
Вдоль центрального нефа идут две боковые галереи, где каждый пролёт высотой 7,5 м и шириной 6 м 20 см освещён арочным окном.
Архитектор собора применил здесь новые приёмы по сравнению с клюнийской конструкцией. Необходимо отметить четыре новшества:
1. Полуциркульные арки свода выполнены полихромными. Кладка состоит из белого и коричневого камня.
2. Использованы железные связи, установленные поперёк центрального нефа (в стенах до сих пор видны скобы, закреплённые штифтами) и предназначенные обеспечивать лучшую устойчивость конструкции. Позже их удалили, сочтя неприглядными, что привело к серьёзным повреждениям. Ребра сводов стали почти плоскими, вызвав сильное давление на стены. Пришлось усиливать первоначальные контрфорсы с помощью аркбутанов.
3. Возведение второго яруса, давшее возможность хорошо осветить неф и, таким образом, подчеркнуть его красоту.
4.Рёберные своды, перекрывающие центральный неф и боковые галереи.
Кроме величественной гармонии интерьер собора, поражает богатством украшений. Помимо шестидесяти капителей, украшенных фигурами или цветочным орнаментом, везде можно увидеть резные ленты, лилии, маргаритки, яйцевидные детали. Они покрывают аркады и своды собора или бегут вдоль стен в направлении хоров.
Интерьер собора. Фрагмент. На арках и горизонтальном поясе видна резьба по камню.
Ритм нефа церкви в Везле объединяет её с другими большими паломническими церквями в Сантъяго де Компостелла или Сен-Сернен в Тулузе.
Аббатство Везле . Хоры
Аббатство Везле поддерживало непрерывные отношения с парижским монастырём Сен-Жермен де Пре. Вероятно, что архитектор хоров был выходцем из Иль-де-Франс и взял за образец базилику Сен-Дени. Хоры церкви Мадлен (22 м высотой, 26,6 м длиной и 10,65 м шириной) были в своё время третьим по размерам готическим сооружением в Галлии после Сен-Дени и Санса, и, одновременно, крупнейшим в Бургундии.
Здесь мы видим сооружение в три уровня. Большие аркады объединяют их, ниспадая от вершины свода к одиннадцати монолитным колоннам, высотой 5,6 м каждая, за исключением двух столпов, стоящих у входа в хоры. Каждый из этих столпов фланкирован 16 колонками. На среднем ярусе находится галерея или трифорий. Каждый её пролёт включает две арки с переломом. Вверху открывается вид на высокие окна, чьи проёмы также выполнены с переломом, но заключены в правильные полуциркульные арки. Возможно в этом видна попытка архитектора стилистически увязать готические хоры с романским нефом.
Готические хоры и романский неф собора в Везле.
К деамбулаторию обращены 4 квадратных и 5 полукруглых часовен. Их своды поддерживает целый «лес” из 144 колонок.
Капеллы вокруг деамбулатория. Вид с востока.
Аббатство Везле . Трансепт и крипта
Построенный после хоров, он ничем не примечателен. Трансепт состоит из двух пролетов и перекрыт стрельчатыми сводами, завершения которых прорезаны окнами. Под хорами вытянулась обширная крипта, длиной 19 метров, высотой 3,4 м и шириной 9,2 м, слабо освещённая низкими окнами, открывающимися в деамбулаторий. Она перекрыта рёберными сводами. Их поддерживают 12 колонн разной толщины, увенчанные капителями. Колонны образуют три очень похожих семипролётных нефа.
Это самая старая часть базилики, восходящая к эпохе каролингов, позже неоднократно перестроенная. Уровень пола опустили на 65 см по сравнению с первоначальным.
При входе видны древние ступени, завершённые в 1165 году, заканчивающиеся на прежнем уровне пола.
Между двумя лестницами в нише установлена современная рака с мощами Марии Магдалины.
Прежде, в эпоху Жирара де Руссийона, мощи находились в закрытом прямоугольном гробу, до которого дотрагивались паломники. Этот древний саркофаг ныне служит алтарём в южном крыле трансепта. Центральные своды покрыты росписью, несомненно восходящей к XIII веку. В особенности квадрифолий, в центре которого изображён сидящий Христос, указующий на свои раны. Его изображение окружают четыре геральдических щита.
Может быть, речь идёт о гербах Бланки Кастильской, напоминающих о прибытии в Везле короля Людовика Святого во второе воскресенье после Пасхи 1267 года. Король в сопровождении легата кардинала Симона де Бриона (Simon de Brion) и других вельмож принял участие в помещении в раку мощей святой Марии Магдалины.
Аббатство Везле . Зал капитула
Так называемая нижняя часовня или зимняя церковь, продолжающая южное крыло трансепта, была когда-то залом капитула аббатства.
Зал капитула и клуатр Его построили в конце XII века и реставрировали одновременно с клуатром по проекту Виолле ле Дюка. Прямоугольный в плане зал построен по повелению Людовика Святого. Его своды поддерживают две монолитные колонны, сходные с теми, что находятся в хорах.
Клуатр. Внутренний вид. Справа виден вход в зал капитула. Справа от алтаря когда-то существовала дверь. Через неё можно было попасть на монастырское кладбище. Над залом капитула находится обширная комната. Когда-то её называли «Певческой”. Без сомнения это была общая монастырская спальня.
Источник:Vézelay. François Vogade. Перевод с французского.
Базилика Святой Марии Магдалины (Аббатство Везле)
Базилика Святой Марии Магдалины в 1979 году внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «шедевр бургундского романского искусства и архитектуры». В Средние века она являлась церковью бенедиктинского монастыря в Везле — в то время одного из главных католических паломнических центров Европы.
Аббатство Везле, давшее название небольшому французскому городку, расположенному в Бургундии, в 15 километрах от Авалона, было основано в 858-859 году графом Жераром де Руссильоном — фактическим правителем Королевства Нижняя Бургундия. В 882 году стало известно, что в аббатство Везле из Прованса доставлены мощи Марии Магдалины, обнаруженные в местечке Сен-Максимен-ла-Сент-Бом в заброшенном склепе, который был объявлен монахами из Везле местом погребения Марии Магдалины. В аббатство устремились паломники со всей Европы, тем более, что дальше их путь лежал в испанский город Сантьяго-де-Компостела, к могиле апостола Иакова.
Чтобы иметь возможность разместить всех паломников, прибывающих в аббатство, в 1096 году было начато строительство церкви в романском стиле. Деньги на строительство собирали с крестьян, «приписанных» к монастырю. Непосильные поборы стали причиной вспыхнувших в 1106 году крестьянских волнений, в ходе которых был убит настоятель монастыря. Тем не менее, работы по возведению церкви не прекращались. Во время строительства храм несколько раз горел, но всё время восстанавливался. Наконец, в 1132 году папа Иннокентий II освятил просторный нартекс (притвор) храма, в 1135 году было завершено возведение нефа церкви.
XII век — время расцвета и славы аббатства Везле. Монастырь становится не только важным центром паломничества, но и «сердцем» крестовых походов в Святую землю. Именно здесь в 1146 году аббат Бернард из Клерво произнёс пламенную речь, которой убедил французского короля Людовика VII начать Второй крестовый поход. В 1190 году из Везле в Третий крестовый поход отправились английский король Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август, при чём Ричард Львиное Сердце перед походом прожил в аббатстве около трёх месяцев.
В это же время аббатство Везле, напрямую подчинявшееся Святому Престолу, вынуждено было отражать постоянные нападки на свою независимость от епископов Отёна, графов Неверских и аббатства Клюни. Возросшее могущество и большой авторитет среди монархов католической Европы аббатства Везле не давали покоя его соседям — как «братьям» по вере, так и светским правителям. Монастырь Святой Марии Магдалины то подчинялся аббатству Клюни, то выходил из-под его власти, то попадал под управление епископства Отёна, то снова получал «вольную» из Рима.
Могущество аббатства Везле закончилось в одночасье в 1279 году, когда стало известно, что в городке Сен-Максимен-ла-Сент-Бом обнаружены истинные мощи Святой Марии Магдалины. По поручению Карла II Анжу-Сицилийского, рассчитывавшего с помощью новой святыни пополнить изрядно оскудевшую казну, местные монахи-доминиканцы составили целый список чудес, совершённых вновь обретёнными мощами. Известия о чудесах в Сен-Максимине быстро распространились по всей Европе, и поток паломников теперь направлялся в Прованс, минуя Везле.
Аббатство Везле быстро потеряло своё значение, обеднело и в 1537 году было секуляризовано. В 1569 году, во время религиозных войн, гугеноты разграбили монастырь, в это же время были утрачены мощи Марии Магдалины. Великая французская революция довершила гибель аббатства, превратив его в руины.
В 1834 году известный французский писатель Проспер Мериме, занимавший должность главного инспектора исторических памятников Франции, совершая поездку по Бургундии, обнаружил руины церкви Святой Марии Магдалины, которая находилась на грани полного обрушения. Благодаря Просперу Мериме церковь Святой Марии Магдалины в 1840 году была внесена в список исторических памятников Франции и, таким образом, «заручилась» защитой государства. В этом же году под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка начались восстановительно-реставрационные работы, которые продлились до 1859 года. Были восстановлены великолепный тимпан центрального портала нартекса, богатейшее скульптурное оформление фасадов и порталов церкви, а также утраченный декор внутренних помещений храма (своды, арки, капители, скульптуры).
В 1870 и 1876 годах церкви были пожертвованы мощи Марии Магдалины, а в 1920 году храм получил статус Малой базилики.
В настоящее время Базилика Святой Марии Магдалины — не только одна из самых известных достопримечательностей Франции, но и один из важных паломнических центров в стране (по количеству паломников занимает 8-е место во Франции).
Аббатство Везле
Аббатство Везле (Франция) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Аббатство Везле
Легенда гласит, что в 9 столетии монах аббатства Везле тайно вывез из осажденного сарацинами Марселя останки Марии Магдалины, и вскоре у выставленных в храме мощей начались чудесные исцеления. Паломники повалили толпами, монастырь богател на глазах. Но на пике славы в Провансе обрели другие, «подлинные», мощи Магдалины, и паломники переориентировались туда. Уничтожение обители завершила Великая французская революция, возродили ее только в середине 19 века. В 1979 г. аббатство Везле включили в реестр Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.
Что посмотреть
Фасад романской базилики Марии Магдалины ассиметричен, южная башня Св. Михаила возвышается на 37 м, северную так и не достроили. Над входным порталом высечен барельеф с картиной Страшного суда. На карнизе — сцены жития Марии Магдалины.
Центральный портал огромен, его барельефы изображают Сошествие Святого Духа. Широкие лучи от рук Христа падают на головы апостолов, под ними высечены фигуры известных и неведомых народов, ждущих небесной благодати. Среди них видны легендарные пигмеи, великаны, собакоголовые киноцефалы, панотии с покрытыми шерстью огромными ушами, заменявшими им одежду.
Интерьер представляет собой энциклопедию духовного мира средневековья. Главный неф украшен многочисленными скульптурами и медальонами, аллегориями времен года и знаков Зодиака, иллюстрациями к Евангелиям и житиям апостолов. На капителях колонн вырезаны ангелы, поражающие демонов, и символические композиции.
Практическая информация
Адрес: Бургундия, Vezelay. Координаты GPS: 47.466531, 3.748342.
Как добраться: из Дижона на автомобиле по дорогам А38 и А6 (1,5 часа); автобусом № 49 до Авалона, оттуда на такси (всего 2,5 часа).
Время работы: ежедневно с 7:00 до 20:00. Посещение бесплатное, приветствуется пожертвование до 4,5 EUR. Экскурсии нужно бронировать заранее, гидами работают монахи и научные сотрудники. Цены на странице указаны на июнь 2019 г.
Везле – исторический город в Бургундии, расположенный в 15 километрах к западу от города Авалон. Здесь сохранился один из самых прекрасных романских храмов, представляющих собой удивительную архитектурную достопримечательность Франции. Церковь старого бенедиктинского аббатства, ныне известная как базилика св. Марии Магдалины, или Сант-Мари-Мадлен, была построена в 1100-х гг. Что касается самого монастыря, то он возник еще в IX столетии и стоял в начале одного из четырех главных паломнических маршрутов, ведущих в Сантьяго-де-Компостелу.
Аббатство Везле, история обители бенедиктинцев
Аббатство Везле, давшее жизнь одноименному городу, имеет долгую и интересную историю. Еще во времена ранних христиан здесь существовала молельня, но толчком к развитию религиозного центра послужило основание в 9 веке бенедиктинского мужского монастыря, который расположился на высоком холме и был хорошо защищен от военных нападений. Первая церковь этого монастыря была освещена в 878 году, а в середине 11 века сюда переместили легендарные мощи Марии Магдалины, будто бы доставленные со Святой земли не то лично основателем монастыря – св. Бадило, не то его посланниками.
Вскоре монастырь перешел в подчинение крупнейшему во Франции аббатству Клюни, что вкупе с растущим потоком паломников, желающих поклониться мощам известной святой, способствовало росту статуса Везле. Развитию Везле также способствовало и то обстоятельство, что к середине 12 века оно превратилось в один из важнейших пунктов на паломническом пути к Сантьяго-де-Компостела. Важно также отметить, что именно в Везле святой Бернар Клервосский в своей знаменитой проповеди призвал христиан ко второму крестовому походу.
Все это создавало необходимость в новых обширных архитектурных пространствах, которые бы соответствовали статусу аббатства Везле и могли бы вместить постоянно растущее количество паломников. Постройка новой, более вместительной церкви легла тяжелым бременем на плечи окрестных крестьян. Недовольные ростом налогов, связанных со строительством, они подняли мятеж и убили аббата. Тем не менее постройку удалось завершить, и новый большой храм был освящен 21 апреля 1104 г. Первая значительная реконструкция существующей церкви была произведена в начале 12 века, когда были выстроены романские хоры. В 1120 году построенный при Каролингах неф храма был серьезно поврежден пожаром, после чего был выстроен больший по размерам неф в романском стиле, а затем – пристроен обширный нартекс (крытая паперть), освященный папой Иннокентием II в 1132 г.
В 1162 году аббатство Везле вышло из-под контроля Клюни, и стало относиться к епископству города Отёна. Вскоре после этого снова случился большой пожар, уничтоживший крипту и хоры, что повлекло за собой новые реконструкции. Были возведены хоры и трансепт в новом, только зарождающемся в то время готическом стиле. В 13 веке после добавления к нефу аркбутанов церковь приобрела облик, который, несмотря на многие перипетии ее долгой истории, сохраняется и по сей день.
Падение популярности Везле началось со 2-й пол. XIII в. В 1279 г. произошло еще одно удивительное обретение мощей св. Марии Магдалины в Сент-Максимин-ля-Сент-Бом в Провансе, причем реликвии оказались абсолютно неповрежденными и даже с подробной сопроводительной надписью, поясняющей, почему они были скрыты. Король Сицилии Карл II Анжуйский основал на этом месте доминиканский женский монастырь, и монахини-доминиканки быстро собрали множество свидетельств о произошедших в округе чудесах, связанных с мощами св. Марии Магдалины. Это открытие серьезно подорвало положение Везле как главного в Европе центра почитания Марии Магдалины и аббатство постепенно превратилось в заброшенный провинциальный монастырь. В 16 веке по указу папы аббатство Везле было распущено, а его церковь превратилась в коллегиальную. Спустя некоторое время в разгар религиозных войн, протестанты разорили церковь, сожгли реликвии и разбили скульптуры порталов.
В эпоху Французской Революции постройки аббатства претерпели новые разрушения, на этот раз от рук революционеров. Знаменитый французский писатель Проспер Мериме, путешествовавший по Бургундии в 1840 году, обнаружил руины аббатства, когда-то одного из крупнейших во Франции, и добился, чтобы они были признаны историческим памятником. В течение двадцати с лишним лет знаменитый архитектор и исследователь средневекового искусства Эжен Виолле-ле-Дюк реставрировал аббатство Везле, завершив работу в 1861 году. В результате проведенных им реконструкций архитектура Везле несколько утратила свои первоначальные черты, которые начиная с 1997 года по настоящее время постепенно восстанавливаются учеными и реставраторами. В 1945 году церковь вновь стали использовать монахи, а в 1979 она вошла в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждый год Везле посещают тысячи туристов, желающих полюбоваться красотой романских и готических форм его архитектуры.
Базилика Сант-Мари-Мадлен, архитектура и достопримечательности
Церковь в Везле стала один из наиболее значительных памятников бургундской архитектуры и скульптуры романского периода. По сравнению с другими постройками того времени храм имеет ряд архитектурных новшеств. Церковь святой Магдалины состоит из трех частей: неф с десятью пролетами окружен трехпролетным притвором (с запада) и готическим трансептом с хорами, обрамленными галереей (с востока).
Фасад церкви весьма неоднороден. Он многократно разрушался и реставрировался, и различные его части относятся к разным эпохам: от 12 до 19 веков. На нижнем ярусе располагаются три портала романской постройки (12 век), но скульптуры их тимпанов были разрушены; центральный тимпан содержит композицию «Последний суд», произведенную в 19 веке, а боковые – и вовсе обнажены. Венчает центральную часть портала готический шпиц со скульптурами 13 века, а по бокам находятся основания колоколен, выстроенные в 12 веке. Только южная колокольня имеет завершение, относящееся к 13 веку; ее балюстрада была построена в 19 веке. Вторая колокольня церкви расположена к югу от средокрестия.
Войдя в церковь, попадаешь в притвор, состоящий из трех нефов. Практически вся его верхняя часть, включая своды и капители, была реконструирована в 19 веке. Самым примечательным объектом в церкви является центральный портал притвора, ведущий в неф. Он относится к 12 веку и сохраняет свой первоначальный скульптурный декор.
Тимпан этого портала украшен уникальной для европейского искусства сценой создания Церкви, с Христом, благословляющим апостолов обращать народы в новую веру. Вокруг Христа с апостолами, в окаймляющем тимпан полукруге, изображения различных народов – евреев, армян, византийцев, фригийцев, которых готовы обратить в христианскую веру апостолы Петр и Павел, фигуры которых расположены в середине полукруга.
Тематика этой скульптурной композиции напоминает о тех временах, когда базилика служила центром пропаганды крестовых походов. Тимпан обрамляют два ряда архивольтов с медальонами, содержащими знаки зодиака и изображения крестьянских занятий, соответствующих различным месяцам.
Боковые порталы сохранились хуже центрального, но также относятся к романской эпохе. Их украшают различные библейские сцены.
Особый интерес представляют капители нижнего яруса, расположенные как в притворе, так и в нефе. Они представляют собой маленькие шедевры романской пластики, изображающие разнообразные библейские сюжеты.
Под хорами находится крипта, восстановленная после пожара в середине 12 века, в которой сохранилось несколько фресок 13 века и старинные артефакты.
Кроме церкви на территории аббатства можно увидеть несколько остатков романских зданий, перемежающихся с реконструкциями 19 века.
Портал церкви святой Марии Магдалины в Везле
Один из самых моих любимых романских порталов находится в церкви святой Марии Магдалины в Везле. Люблю я его за то, что там изображены всякие паноции, пигмеи, кинокефалы и прочие персонажи «Баудолино». Прочтя Эмиля Маля, я радостно думала, что центральный портал храма в Везле — это такое свидетельство настоящего христианского гуманизма, рассказ о том, как христианскую весть несут апостолы не только людям всего мира, но даже и тем, кого людьми трудно назвать, «monstrous races». Но вот оказалось, что Эмиль Маль — это вовсе даже позапрошлый век, а современные учёные много нового на портале обнаружили и проинтерпретировали.
Сейчас я тем, кому не лень, под катом подробно обо всём доложу, а те, кому лень, могут просто полюбоваться на паноциев:
Наверное, не все помнят, как портал выглядел целиком, так что вот его фотография, дополненная схематическими примечаниями, изготовленными мною когда-то для неблагодарных студентов:
Эмиль Маль полагал, что здесь изображена сцена схождения Святого Духа на апостолов, то есть Троица. На вопрос, почему же тут присутствует Христос, он отсылал всех желающих к сохранившейся миниатюре с изображением Троицы из клюнийского лекционария 11 века, где Христос благословляет апостолов на проповедь. Это был иконографический прецедент.
У некоторых искусствоведов почему-то всё же оставались сомнения. В 1944 году Адольф Каценелленбоген, не в силах больше с ними бороться, опубликовал в Art Bulletin статью, посвящённую порталу в Везле. Вкратце суть её сводилась к тому, что вовсе никакая не Троица там высечена, а сразу и Вознесение Христово (непосредственно перед которым Христос обещал апостолам скорое пришествие Утешителя)и подробное, энциклопедическое по сути, повествование о миссии апостолов. Такое объяснение сути дела не меняло, но, хотя и было более логичным, не ссылалось ни на какие предыдущие или последующие подобные иконографические схемы, а к тому же не уделяло никакого внимания находящимся над тимпаном циклам со знаками зодиака и повседневными трудами.
В 1980 году Майкл Тэйлор вернулся к объяснению Маля, но на этот раз подкрепил его богословскими рассуждениями. Он напомнил, что в 1098 году на соборе в Бари «филиокве» было признано догматом. Таким образом, введение Христа в сцену Троицы в церкви Марии Магдалины было связано с последними догматическими изменениями в учении Католической Церкви.
Наконец, в 2000 году Питером Лоу была предложена самая убедительная теория. Очень простая — Христос здесь есть олицетворение всей Троицы. Учёный обратил внимание на то, что прямо над головой Христа цикл с повседневными трудами и знаками зодиака прерывается тремя фигурками: акробата, собаки и русалки У меня под рукой только акробат:
По Лоу их странные скрученные тела не просто означают цикличность времени. Это ещё и символ вечного триединства Бога.
Кроме того, Лоу предположил, что весь портал — это иллюстрация к тексту из послания к Ефесянам (2, 11-22):
Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Тогда получается, что народы в правой части тимпана (как раз там, где чудовища) — язычники из послания к Ефесянам, а те, что в левой части — иудеи. Процессия в нижней части, состоящая из людей, приносящих в дар зерно, рыбу и быка, связана с иудейскими обрядами, проводившимися на Шавуот (как раз на время этого праздника пришлось дарование Святого Духа апостолам).
Что самое интересное, Лоу увидел в самом расположении Христа и апостолов на портале буквальную иллюстрацию к словам «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем». Если присмотреться, действительно можно увидеть, что голова Христа окружена трапециевидным пространством, напоминающим по форме краеугольный камень, а все семь фигур в нижней части портала (Иоанн Креститель и шесть апостолов) связаны с архитектурными опорами храма — пилястрами и разделительным столбом.
В общем, главная идея Лоу состоит в том, что бенедиктинцы, которым принадлежал храм в Везле, замыслили свой главный портал, как совместный портрет монашеской общины и приходящих паломников, как некое видение возрождённой Церкви.
Конечно, все эти изыскания не меняют сути изображённого, но как приятно, когда многие маленькие несостыковки оказываются прояснёнными!
А тем, кто дочитал всё это до конца — изображения любимых монстров — пигмеев:
кинокефалов:
и свинообразных эфиопов: