В эволюции взаимоотношений религии c обществом, в силе ее влияния на социальную жизнь существуют разные направления. Ход характера таких изменений описываются двумя положениями: это понятия секуляризация и сакрализация.
Содержание
Что такое секуляризация — понятие, черты, процесс
Секулярис — светский, мирской. Термин секуляризация означает отчуждение деятельности человека, социальных групп, сфер общества, земель, культуры, институтов из сферы церковного влияния и религиозного сознания. Впервые понятие было применено при подписании Вестфальского мира в значении изъятия монастырской собственности в пользу победителей.
Процесс секуляризации — это процесс уменьшения значимости религии в жизни людей, переход от общества, которое регулируется религиозными традициями к светскому устройству жизни, построенному на рациональных нормах. В результате этого меняется роль религии и религиозных образований в общественной жизни и жизни отдельного человека, снижается ее функциональность.
Виды секуляризации
- Отторжение земель. В первое время секуляризация религии означала шаги по конфискации имущества церкви в пользу государства или монарха, вельмож. Она затрагивала лишь область имущественных взаимоотношений, являясь юридическим действием. В средние века в собственность церкви входили большие земельные наделы и дорогостоящее имущество. Государство вступало в конфликт за передел этой собственности, что приводило к отторжению имущества церквей и монастырей. Спонтанный характер процесса при феодализме в буржуазном обществе приобрел целенаправленность.
- Смена позиций в политической сфере. В период Реформации церковная власть стала терять былое влияние. В Северной Германии, Венеции, позже во Франции и Англии в государственно-правовых связях избавлялись от полномочий церкви. В правительственных органах места духовенства стали занимать миряне.
- Переход решения многих задач, которые решались церковным судом, в юрисдикцию светского.
- Ликвидация исключительной привилегии на обучение. С открытием светских школ и университетов контроль над образованием стал переходить к государству.
- Потеря церковью контроля над большой частью науки и культуры. Это происходит в процессе расширения и совершенствования светского образования.
- Появление и укрепление норм разграничения светского и духовного начала (XVII— XVIIIв). На этой базе проявляется и секуляризация в философии, это уже светская наука с другой, научной картиной мироздания без воздействия потусторонних и мистических сил.
Черты секуляризации
- Преображение культуры. Она начала отстраняться от религии и становиться более самостоятельной, независимой.
- Христианство перестраивается, принимает утилитарные, «обмирщенные» черты.
- Религиозные учения и нормы реформируются вплоть до их отвержения, идет процесс дехристианизации.
- Изменение главных христианских представлений и ценностей. Появляются попытки подменить веру на разум, отказаться от авторитета церкви и ее устоев.
- Возникает кризис личности. Люди лишаются стабильной системы ценностей, утрачивают ощущение самоидентификации. Человек теряет веру в свои былые убеждения.
- Период отторжение старых ценностей и начало формирования новых заполняется вакуумом. Общество мечется в тщетных поисках истины в культуре нового времени, возникает опасность отката в докультурную действительность или к язычеству.
Сакрализация — понятие и черты
Противоположным понятию секуляризация, антонимом его содержанию является сакрализация — это наполнение явлений, вещей, предметов, людей религиозным содержанием, подчинение религиозному влиянию политических и социальных институтов, науки, культуры, отношений в быту.
Сакрализация сопутствовала формированию человеческого общества, порождению и развитию культуры. На первых порах истории человечества она проходила в условиях жизни и коммуникации в виде обрядов, знаков, суеверий, связанных с приятием божественного.
Сакрализация усиливается на почве верований, объединенных с признанием «священного». Позже углубляется на основе клерикализации (оцеркововления) социальных отношений.
При этом увеличилось ее воздействие на личную и общественную жизнь, появилось идеологическое обоснование, наметилось стремление заключить все области интеллектуальной жизни в канву богословия и теологических понятий.
Основными этапами клерикализации считают:
- кодификацию,
- догматизацию,
- канонизацию вероучений.
Черты сакрализации в разных культурах и обществах
- В странах ислама, церковь не была сильной религиозной организацией. Сакрализация там шла путем построения теократического государства. Ислам стремился к слиянию духовного и светского, к построению религиозного сообщества. Он рос и укреплялся в обстановке религиозно-политического единения. В арабском мире политические вожди всегда одаривались харизмой, это являлось одной из форм сакрализации. Харизма — черта личности, которая выгодно выделяет человека среди других людей. Но она не приобретается в процессе становления характера, воспитания или обучения, она дарована судьбой или предначертанием высших сил. В исламе политические руководители всегда являлись и религиозными наставниками, носителями авторитета вероисповедования.
- Сакрализация в христианской Европе зародилась в IV веке и достигла своего пика в Средневековье. В это время не разделяли мирскую и сакральную жизнь людей. Под все, что делалось, под любое социальное событие подводилась сакральная база, все включалось в ее сферу. Самой главной ценностью Средневековья был Бог. И все основополагающие области культуры того времени отражали это представление. Архитектура, скульптура, живопись воспроизводили библейские элементы и сюжеты, литература была пропитана религиозной тематикой, музыка состояла из церковных песнопений, философия мало отличалась от религиозных учений и теологии. Наука служила христианству. Этика и правовые нормы были развитием христианских догм. Политическое устройство подчинялось теократии и основывалось на религии. Семья считалась божественным союзом. Экономические отношения находились под религиозным контролем, многие их прогрессивные формы угнетались, в угоду нецелесообразным, но имеющим разрешение со стороны церкви. Обычаи и порядки, уклад жизни и образ мысли выдвигали на первый план единение с Богом и отрицание мирского. Чувственный мир с его радостями, богатством и ценностями считался временным местом пребывания человека, где он всего лишь пилигрим, идущий к божественной обители и стремящийся привести свою жизнь к идеалу, чтобы достичь окончательной цели.
Понимание процесса секуляризации в религиях мира
Православная церковь крайне негативно относится к этому явлению как осовремениванию христианства. Церковь считает, что из-за этого человек теряет единение с Высшим Бытием и такое богоотступничество приведет к обмирщению культуры.
Католики изначально порицали процесс обмирщения, обвиняя его в коллапсе культуры и упадке христианского персонализма. Но в связи с увеличением разрыва между католицизмом и жизненными реалиями, их теологи примирились с этим явлением, как с очередным этапом развития, происходящим с позволения Бога.
Протестанты придерживаются в этом вопросе аналогичной позиции и считают, что возможно появится обновленное христианство, которое будет брать в расчет новые реалии. Теологи, сократив расстояние между модифицированным христианством и светской культурой, пытаются примирить их.
В западной культуре ярким выражением обмирщения христианства является переустройство его в религию антропоцентризма. Это попытка подмены богооткровенных аксиом результатами своих измышлений. Современные протестанты и католики считают, что человека можно расценивать как самостоятельное независимое существо, не подчиняющееся воле Бога. Также они признают, что христианство предназначено служить человеку.
История секулярных процессов
Секуляризация общества в культуре эпохи Возрождения проявилась сначала в новшествах в области религии, в стремлении уравновесить Бога и человека. Человекобога в той культуре было больше, чем Богочеловека. Бог в эту эпоху стал более близким. Церкви украшались золотом и драгоценностями, наполнялись звуками органов. Изображения святых и Христа стали походить на земных людей. То есть, не только человек поднимался к божественным вершинам, но и сам Бог спускался к человеку. Оценивая эти явления, можно отметить, что такая секуляризация искусства даже предметы религиозного поклонения делала более доступными и понятными.
Начало секуляризации в культуре Возрождения связывается с переосмыслением религии, с перестановкой акцентов, что имело далеко идущие последствия. Об этом говорит то, что уже в эпоху Реформации появился протестантизм.
Как происходит приспособление христианства к жизненным потребностям, и как вносятся изменения в трактовку священных заповедей: они либо устраняются из духовой практики, либо обходятся путем изощренной логики. Например: католическая церковь исключила решение о запрете по взысканию налогов.
Протестантство внесло большой вклад в процесс ослабления роли религии, переосмыслив отношение к богатству, труду, развив принципы мирского аскетизма. При этом акценты с мира запредельного были перенесены на мир земной. Протестантством отрицается и роль церкви, вера для человека – это его личное дело. Это породило отказ от авторитетов и религиозный индивидуализм.
Причины секуляризации в период Нового времени лежат в новых открытиях в области естествознания, представлений о природе, так как они противоречат религиозной картине мира. Научные познания укрепляют веру человека в беспредельные возможности разума.
Последствия секуляризации
- Современная культура, называемая постмодернистской, доходит до максимализма в вопросах культа всего нового, свободы, индивидуализма. Придает большое значение потребностям тела, желанию иметь что-то, самоутверждению личности.
- В культуре средних веков наибольшей ценностью был Бог. Постмодерн во главе ставит людей, которые свободны от авторитетов и ценностей. Ядро личности теряет свою устойчивость, утрачивает центричность.
- Особо важные изменения с человеком произошли после зарождения капитализма и до нашего времени. Авторитарная личность с чертами накопительства постепенно приобрела свойства рыночного характера. Человек чувствует себя товаром на рынке личностей. Такие субъекты не могут любить или ненавидеть, эти эмоции становятся старомодными, они не присущи характеру.
- Одна из особенностей культуры современного мира – это стирание границ между реальностью и виртуальным миром. Из-за этого человек попадает в сферу иллюзий, что мешает ему управлять своей жизнью. Создается мозаичная картина мира из-за наслоения различной информации, а свобода становится тяжким грузом для современной личности.
О такой свободе философы имеют разные мнения.
- Ницше считает, что там, где нет Бога, человек имеет безграничную свободу для самоутверждения.
- Бердяев говорит, что отказавшись от Бога, люди отдают себя в различные виды рабства.
- Бергер пишет, что религиозные заповеди окружают святостью устои жизни, они несут такие смысловые нагрузки, без которых общество не может просуществовать долго.
Последствия процесса секуляризации подводят человека к осознанию того, что ничего не свято. Происходит девальвация ценностей, это может служить причиной утраты смысла жизни, дезориентации.
Другой точки зрения придерживается социолог Парсонс. Он считает, что секуляризация культуры, это элемент эволюции. В ходе перемен, функция религии видоизменяется, она превращается в одну из сфер жизни социальной.
Значение секуляризации
Оно в том, что религия меньше влияет на политику, образование, экономику, культуру. Но так как человек может самостоятельно выбирать веру без принуждения церкви, то религия несет для личности большую значимость. Западная цивилизация сложилась на платформе христианства, поэтому человек живет в социуме, впитавшем в себя христианские ценности, находится под их воздействием, не отдавая себе в этом отчета.
Секуляризация современного мира — это не противоположность религии, она не угрожает уничтожению самой религии, а лишь меняет ее роль и структуру.
Понятие секуляризации
Очевидно, что в наши дни вера в Бога не так распространена в европейских странах, как это было в прошлом. Снижение влияния традиционных религий на жизнь общества и людей рассматривается социологами как проявление растущей секуляризации общества. Атеисты оценивают этот факт положительно, видя в нем еще одну степень свободы человека и общества (освобождение от предрассудков). Традиционалисты же, напротив, связывают с этим упадок морали и разрыв социальных связей в обществе. Большинство социологов предпочитают не участвовать в этих дискуссиях, рассматривая религию как частное дело каждого человека. Вопрос, волнующий социологов, заключается в том, действительно ли современное общество подверглось секуляризации, а если да, то в какой степени. То есть снижается ли религиозность людей по мере модернизации общества или она просто принимает другие формы?
Секуляризация — это процесс ослабления влияния религии на жизнь общества, когда религиозные мышление, практика и организации теряют социальную значимость.
Социологическое понятие секуляризации включает в себя два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, это «приватизация религии», т.е. уход религии из публичных институтов общества и превращение ее в частное дело каждого человека. В результате происходит снижение социальной значимости религии в обществе. Во-вторых, это десакрализация («расколдовывание», по выражению М. Вебера) мира, т.е. вытеснение в общественном сознании сакрального (священного, непостижимого) рациональным объяснением.
Уход религии из публичной сферы является следствием отделения церкви от государства, освобождения от контроля церкви сфер образования, медицинского и социального обеспечения, а также экономического поведения и нравственности.
В Средние века церковь доминировала в культуре европейских стран и имела монополию на моральную власть в обществе. Рождаясь, человек становился не только членом того или иного общества, но и последователем определенной религии. То есть человек фактически не имел выбора, принадлежать церкви или нет. В секуляризованном обществе существует огромное число деноминаций (религиозных направлений), которые конкурируют за верующих. В этой ситуации религия все больше становится предметом индивидуального выбора каждого человека.
Когда религия становится вопросом индивидуального выбора и личной веры каждого человека, общество сталкивается с проблемой моральной легитимности. На уровне общества традиционные религии больше не выполняют функцию духовного лидерства при принятии тех или иных решений морального плана. Что хорошо, а что плохо, каждый человек должен решать сам. Можно сказать, что современные общества живут в условиях морального релятивизма. Вместе с тем очевидно, что современные общества не находятся в состоянии постоянной аномии. Моральный индивидуализм людей дополняется и общими ценностями, разделяемыми большинством членов общества. То есть большинство членов общества не ставят под сомнение те ценности, к которым они были социализованы. И хотя эти ценности могут стать предметом рационального переосмысления и критики, в повседневной жизни людей они принимаются как само собой разумеющиеся вещи.
Рождаясь и социализуясь в обществе с определенной культурой и религией, большинство люди руководствуются именно этими принципами при решении нравственных вопросов. Религиозные обязательства людей в современном обществе действительно слабеют, но их религиозные и моральные представления сохраняют определенную устойчивость. Поэтому сколько-нибудь серьезная конкуренция между религиями очень ограничена по своим масштабам (например, конкуренция ислама и христианства в Европе).
Говоря о растущей секуляризации современного общества, социологи отмечают большой разрыв в религиозной принадлежности и религиозной вере людей. Тогда как принадлежность гой или иной религиозной общине, выражающаяся, в частности, в посещении церкви, неуклонно падает, цифры, отражающие приверженность религиозной вере, дают совсем другую картину (табл. 8.1 и 8.2).
Таблица 8.1
Посещают церковь минимум один раз в неделю, %
Страна |
% взрослых |
Нигерия |
|
Ирландия |
|
Филиппины |
|
Южная Африка |
|
Польша |
|
США |
|
Великобритания |
|
Франция |
|
Финляндия |
|
Япония |
|
Россия |
Таблица 8.2
Последователи различных религий в мире, млн чел.
Таким образом, большинство людей в современном мире заявляют о своей приверженности той или иной религии, хотя их взгляды и не связаны с какой-либо определенной религиозной доктриной или практикой. Получается, что религия присутствует в жизни большинства членов современных западных обществ, играя при этом совсем незначительную роль и практически не влияя на их политические и социальные ценности.
В современном европейском обществе унаследованная религиозная традиция постоянно сталкивается с опасностью эрозии (размывания) под влиянием тенденций к секуляризации, встроенных в культуру общества модерна. Становясь предметом личного выбора каждого человека и теряя качество обязательности, религия превращается в один из видов досуговой деятельности. Становясь досуговой деятельностью, религия начинает конкурировать с другими видами досуга, составляющими важную сторону современной жизни общества.
Другим аспектом секуляризации является то, что Вебер назвал расколдовыванием или десакрализацией мира. Это означает, что современное общество во многом теряет духовное измерение, которое раньше обеспечивалось традиционными религиями.
Средневековый человек жил как бы в двух измерениях: мирском и сакральном (земном и духовном) и все события его повседневной жизни имели (в его представлении) связь со сверхъестественными силами. Ведьмы, духи, ангелы и др. были такими же «реальными» участниками жизни людей, как, скажем, их родственники и соседи. Начиная с эпохи Просвещения, различные сферы социальной жизни и знания, одна за другой, стали освобождаться от религиозного содержания и ограничений, становясь предметом рациональной критики. В современном обществе практические проблемы решаются на основе науки и технологий, а не магии и религии, и люди все менее склонны верить в те вещи и объяснения, которые противоречат научным принципам.
В XIX– XX вв. но мере развития капитализма, сопровождавшегося бурным развитием науки и техники, начался процесс развития и упрочения светской культуры, светской идеологии. Процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви получил название секуляризации. Господство религиозных традиций оказалось подорванным, религия стала одним из социальных институтов, существующим наряду с другими.
На развитие и упрочение светской культуры оказало влияние развитие науки и техники, чьи достижения пришли в противоречие с существовавшими веками религиозными представлениями. Светская культура центром своих приоритетов сделала земную жизнь человека, опирающегося в реализации своих потребностей и интересов не на сверхъестественные силы, а на свои собственные способности и возможности. Процесс секуляризации способствовал распространению атеистического мировоззрения, которое отвергает любые религиозные представления.
Важнейшим результатом секуляризации культуры является то, что религия становится частным делом каждого гражданина, результатом его свободного выбора. Свобода совести, т.е. право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, гарантировано конституциями многих стран мира. Свобода совести своей оборотной стороной имеет веротерпимость, т.е. признание равноправия, равноценности исповедуемых религий. Для нашей полиэтнической и поликонфессиональной страны принцип веротерпимости имеет первостепенное значение. В России представлены все мировые религии – христианство в его основных течениях (православие, католицизм и протестантизм), ислам, буддизм, а также иудаизм и политеистические верования. В Российской Федерации свобода совести не только гарантирована Конституцией, по и реализуется на практике. В стране большими тиражами издается религиозная литература, религиозные деятели активно выступают в средствах массовой информации, верующие и представители церкви активно участвуют в общественной жизни. Почти все религиозные объединения имеют свои образовательные учреждения, благотворительные организации, собственные периодические издания.
Отделение церкви от государства не означает се изоляцию от политической жизни. Верующие во многих демократических странах организуют политические партии, которые оказывают воздействие на жизнь общества, а церкви активно содействуют решению насущных политических проблем современности. Принцип веротерпимости находит свое воплощение в развитии диалога не только между церковью и другими социальными институтами и организациями, но и между крупными национальными и мировыми религиями. В рамках христианства действует экуменическое движение (от греч. Oikoumene – Вселенная, обитаемый мир), которое направлено на объединение христианских конфессий. В экуменическом движении участвуют представители основных ветвей христианства – католицизма, православия, протестантизма, – объединяющих свои усилия в борьбе с такими социальными проблемами, как война, голод, нищета, расизм, национализм, загрязнение окружающей среды.
Однако противоречивость развития современного мира приводит и к тому, что некоторые религиозные организации выступают в качестве детонатора социальных конфликтов и региональных войн. Речь идет о тех организациях, которые базируются на религиозном фундаментализме. Религиозный фундаментализм представляет собой политическую силу, использующую для достижения своих целей насилие, прибегающую к вооруженным действиям и террористическим актам. Проявлениями религиозного фундаментализма являются религиозный фанатизм, нетерпимость к другим религиозным верованиям, стремление к экспансии своего вероучения любой ценой. Религиозный фундаментализм – пример того, что в современном мире религиозные организации могут играть дестабилизирующую роль.
Нетрадиционные религии и тоталитарные секты
Современное светское государство, руководствуясь принципом равноправия всех религий, предоставляет человеку возможность беспрепятственно осуществлять свой духовный выбор. Вместе с тем неудовлетворенность существующими религиозными направлениями может стимулировать стремление к созданию новых религий, которые отвечают потребностям и интересам социальных групп и отдельных людей.
В истории религии идея единства человечества не раз служила основанием для попыток создания универсальной религии, в рамках которой будут преодолены все межконфессиональные разногласия. Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения существовало немало сторонников идеи создания «всеобщей естественной» религии, где Христос, Мохаммед, Моисей, Зороастр рассматривались бы как персонифицированные воплощения единого для всех людей Бога. В настоящее время проводником идеи «всечеловеческой религии» как основы единения человечества выступает вера Бахай – бахаизм, которую основал в середине XIX в. выходец из Ирана Бахаулла (1817–1892). Всемирная община Бахай имеет своих последователей во многих странах мира, в том числе и в России. В целом деятельность бахаистов мало чем отличается от деятельности традиционных церквей.
Однако в мире и в нашей стране существуют и весьма опасные религиозные объединения, получившие название тоталитарных сект. Тоталитарные секты стремятся изолировать своих членов от мира, заставляют порвать все связи с семьей, друзьями и близкими, полностью подчиниться требованиям руководителя секты.
Руководители таких сект используют техники манипуляции сознанием с целью добиться тотального контроля над личностью. В результате таких манипуляций человек утрачивает волю, превращается в робота, беспрекословно подчиняющегося требованиям секты. Вернуть такого «зомби» в семью, в общество возможно подчас только с помощью психологов и психиатров. Тоталитарные секты представляют большую опасность не только для здоровья и жизни своих последователей, но и для общества в целом.