Святой ручей бежит у подножия Иоанно-Богословского монастыря рядом с древними монастырскими пещерами. Его питают несколько родников. Книга «Русские монастыри» сообщает, что «вода из этого ручья и молитва святому Иоанну Богослову помогали людям избавиться от самых разнообразных хворей и недугов». На источнике возведена новая каменная купальня, разделенная на мужскую и женскую части.
Рязанский район, поселок Солотча
Свято-Троицкий источник в Солотче появился благодаря стараниям местных жителей, которые, услышав на месте старого родника странный рокот под землей, выкопали маленькое озерцо, высвободив тем самым стремительный ключ. Источник, расположенный в красивом месте, вблизи речки, дарит чувство спокойствия, единения с миром природы. Недалеко от этого места есть еще один святой родник. Еще недавно к этому источнику шли крестным ходом из расположенного поблизости женского монастыря. Находится он напротив лестницы Дома отдыха, или, как сейчас его называют, пансионата, под огромным деревом.
Михайловский район, село Хавертово
Источник на реке Жрака получил в народе название «Мужицкий колодец». Свое оригинальное название получил за то, что, по поверьям, помогает излечиться от мужских недугов.
Скопинский район, село Затворное
Это место овеяно старинными легендами, которые, дивным образом переплетаясь, то дополняют, то противоречат друг другу. Клубок народных сказаний вряд ли по силам кому-то распутать, да, наверное, не нужно пытаться этого делать. Согласно преданиям много-много лет назад поселился на поляне у ручья-притока Сухой Таболы отшельник, который все оставшиеся ему дни решил посвятить созерцанию гармонии природы и молитве. Кто-то говорит, что в молодости он был разбойником — грабил и убивал на рязанских дорогах запоздалых путников, а теперь, раскаявшись, замаливал свои злодеяния. Другие утверждают, что на божественную дорогу он ступил после того, как его семью постигла ужасная беда — жена и дети погибли на большом пожаре, пока сам он трудился в поле. От весны до новой весны молился в своей землянке отшельник, и народная молва нарекла место его уединения Затворной поляной. Так и окончил дни старик, беспрестанно прося у Господа заступничества всем умершим, погибшим и живущим на земле.
Во времена польской интервенции, когда Минин и Пожарский собирали свое ополчение, в роднике был чудесным образом обретен лик Пресвятой Девы. С тех пор колодец почитается святым, здесь происходили исцеления, возвращались к нормальной жизни бесноватые.
Святой источник расположен при самом въезде в село, за бывшей фермой. Чтобы до него добраться, нужно свернуть с асфальтовой дороги на проселок (направо) и немного попетлять среди остовов бывших коровников. Сюда привозят больных из соседних сел и деревень, из Скопина, их купают, дают выпить воды из родника. Многие потом выздоравливают, и подтверждением тому служат многочисленные иконки, оставленные на роднике.
Касимовский район, деревня Шульгино
04.30 Отправление Меленки (магазин «Русь»)
Посещение Милостиво-Богородицкого женского монастыря.
Божественная Литургия. Исповедь и причастие (по желанию).
Поклонение святыням монастыря: чудотворной иконе Божьей Матери «Киккская» (Милостивая), иконе Богоматери «Цвет неувядаемый», Боголюбской иконе Божьей Матери и многим другим святыням.
Беседа с батюшкой Афанасием.
Обед в монастырской трапезной (добровольное пожертвование)
Отец Афанасий — настоятель Милостиво-Богородицкого женского монастыря, известный и духовно опытный наставник, к которому за помощью и советом едут люди не только из России. Чтобы исцелиться от болезней, как телесных, так и душевных, получить мудрые советы, почувствовать любовь, покой исходящие от него, написать записочки, чтобы он помолился, ибо молитвы его сильны!
По его молитвам Господь исцеляет, дарует деток супружеским парам.
Каждый из нас в личной беседе задавал отцу Афанасию вопросы о наболевшем и просил его молитвенной помощи.
Духовными учителями и примером для батюшки были прозорливые старцы 20 века отец Иоанн Крестьянкин, архимандрит отец Алипий – наместник Псково-Печерской лавры, его рукоположение в священство почтили своим присутствием будущий Святейший патриарх Кирилл.
Время возвращения зависит от времени приема у отца Афанасия
По благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла вышла в свет книга под названием «Святые Земли Рязанской», сообщает сайт Рязанской епархии.
В предисловии к книге автор идеи и руководитель проекта директор издательства «Дело» Борис Ставцов отметил следующее: «В этой книге речь пойдёт об угодниках Божиих, о святых древней и неповторимой Рязанской земли, неотделимой от великой России. В неё вошли жизнеописания святых земли Рязанской с древнейших времён до начала XX столетия. Кроме них в Собор Рязанских святых входят десятки новомучеников, пострадавших за веру в богоборческие годы и ныне предстоящих пред Богом и молящихся за нас».
В работе над книгой принимали участие председатель историко-архивного отдела Рязанской епархии игумен Иоаким (Заякин), председатель издательского отдела Рязанской епархии монахиня Мелетия (Панкова), насельник Свято-Троицкого мужского монастыря Рязани игумен Серафим (Питерский), директор государственного архива Рязанской области Татьяна Синельникова, фотохудожники Владимир Кованов и Сергей Новиков.
Духовными отцами монастыря были Серафим Саровский, Назарий, Илларион. В монастыре имеется икона Святого Великомученика Пантелеимона, написаная на кипарисной доске с дарственной надписью и освященная на Святой горе Афонской в русском монастыре Святого Великомученика и целителя Пантелеимона. Чудотворная икона Божьей Матери «Милостивая» Кикская привезена с Афона. Многие прихожане получали благодатную помощь от этих икон.
Недалеко от монастыря расположены два святых источника: Иоанна Предтечи и Космы и Дамиана.
Адрес: Рязанская область, р.п. Кадом
Александро-Невский Софрониевский мужской монастырь
Храм был заложен старцем Софронием в начале 1892 года и был освящен в честь благоверного Александра Невского, святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Знамение». Тогда же при храме стали сооружаться постройки и учреждена богадельня. В 1907 году богадельня была обращена в женский монастырь, игуменьей которого стала монахиня Ангелина.
Рядом с монастырем отец Софроний вырыл колодец и благословил купаться всех страждущих и пить воду, чтобы исцеляться от всяких болезней.
В январе 1914 года старец Софроний умер. Ещё при жизни старец Софроний говорил о полном разрушении обители. И его слова сбылись. В 1937 году монастырь закрыли, а спустя год умерла игуменья Ангелина, которую похоронили рядом со старцем Софронием. После Великой Отечественной войны храм был разрушен. Кладбище, где был захоронен праведный старец Софроний, сохранилось. В 1996 году началось возрождение монастыря. В настоящее время монастырь полностью восстановлен. В монастыре покоятся мощи старца Софрония.
Адрес: Рязанская область, Кораблинский район, п. Ибердский
Дмитриево-Ряжский монастырь
В конце XIV века среди лесной чащи монахи построили деревянную часовню. Вскоре она стала монастырем. В 1380 году накануне битвы на Куликовом поле славный русский богатырь Александр Пересвет, собирая войско на сечу с татарами, посетил монастырь. На память об этом посещении накануне смертельной схватки наш витязь оставил там свой посох, ставший одной из ценнейших реликвий исторической битвы.
После битвы и победы в ней в монастыре останавливался Дмитрий Донской. Раскинутый им шатёр на монастырской горе, и посаженная им в память о победе и погибших русских воинах сосна, превратили монастырь в место паломничества благодарных русичей.
Сегодня это действующий мужской монастырь, на территории которого две действующие церкви: Дмитриевский храм (одна из окон храма — икона Дмитрия Солунского), церковь Сергия Радонежского.
Адрес: Рязанская область, Скопинский район
Ансамбль Казанского монастыря
Казанский Явленский девичий монастырь города Рязани был основан в XVI столетии. «Явленским» монастырь назывался потому, что в нем хранилась старинная икона Божьей Матери «Казанская», чудесно явленная. Находился первоначально вблизи Архиерейского дома на территории Рязанского Кремля.
По новому архитектурному плану города Рязани, утвержденному (1779 году), было принято решение перенести Казанскую обитель в усадьбу рязанского купца. Перенесен был также и чудотворный Казанский образ Божьей Матери, богато украшенный серебром и драгоценными камнями.
В XIXвеке при монастыре открылась больница, четырехклассное училище для девочек.
После революционных событий 1917 года Казанская обитель пострадала одна из первых. В этом же году монастырь был закрыт, все имущество реквизировано, насельницы изгнаны.
До 2005 года монастырь пребывал в запустении и разрухе. 26 декабря 2006 года, ходатайством Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II принимает решение об открытии Казанского женского монастыря г.Рязани.
В настоящее время обитель возрождается.
Адрес: 390006, г. Рязань, ул. Фурманова, 56
Игумения монастыря — игумения Анна (Сычугова)
Телефон/факс 27-33-60.
Е-mail: kazanskiy2008@yandex.ru
Церковь Святого Николая
Никольская церковь сооружена 1705 году. Она располагается к северу от Соборной площади, самой высокой точки города, на месте которой стояла в XIV—XVII вв. крепость Касимова.
Никольская церковь построена по благословенной грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровичем Яцковым. В XVII веке здесь был Никольский монастырь, а вся территория к северу от крепости за Никольским оврагом называлась Новым посадом и усиленно заселялась русскими.
С алтарной стороны храма каменная часовня, где захоронен Петр Семенов, бывший в течение 8 лет послушником в Саровской пустыни при о. Серафиме Саровском.
В церкви сохранился резной позолоченный иконостас XVII в.
Адрес: 391300,Рязанская обл., г. Касимов, пл. Пионеров, 11А
Телефон: (49131) 2-45-75
Христорождественский храм
Каменная двухэтажная Христорождественская церковь в селе Истье Пронского уезда была построена в 1816 году помещицей Анной Петровной Полтарацкой. Проектировал храм молодой столичный архитектор В.П.Стасов.
В клировой ведомости данной церкви за 1915 год указано, что церковь каменная с такою же колокольней, настоящая часть — холодная, а трапезная — теплая. 1894-1896 г. расширена пристройкой трапезной и колокольни тщанием прихожан жертвователей. В 1897 — 1898 построена каменная ограда с деревянными тростями. В начале XX века храм неоднократно ремонтировался.
Престолов в ней было два: один в настоящей — во имя Рождества Христова, другой — в трапезной во имя Святителя Николая Мирликийского.
Имеющихся в приходе школ было две: одна — земская в селе Истье, другая — церковно-приходская в деревне Быкове, основанная в 1898 году. Помещалась церковная школа в церковном доме.
В 1940 г. церковь числилась действующей, однако службы в ней не проводились с 1932 года. В настоящее время в монастыре проживает 7 человек братии и 5 человек рабочих. В 1998 году православным верующим храм вернули, и в настоящее время открывается только на время службы.
Адрес: 391171 с. Истье, Старожиловского р-на
Настоятель: протоиерей Владимир Покровский
Телефон настоятеля: 8-920-964-13-10
Христорождественский собор
Христорождественский собор города Рязани — главный храм Рязанской епархии. Он является первым каменным зданием на территории Рязанского кремля: был заложен еще в конце XIV века князем Олегом Рязанским.
Внутри собор имел богатое убранство, великолепный резной иконостас. В 1873-1875 годах его стены и своды были расписаны известным рязанским иконописцем Н.В. Шумовым.
Христорождественский собор (до XVIII века — Успенский) – наиболее раннее каменное сооружение Кремля — памятник древнерусской архитектуры начала XV века. О древности собора свидетельствует белокаменная кладка цоколя, характерная для храмов XV века.
Первоначально собор выполнял функции общегородского храма и являлся усыпальницей рязанских князей и княгинь, в числе которых рязанская княгиня Анна — сестра Ивана III, и дочь Дмитрия Донского Софья. В начале XVII века в собор были перенесены мощи епископа святителя Василия Рязанского.
На протяжении более чем шести веков своего существования собор неоднократно перестраивался, расширялся, в результате чего дошел до нашего времени в стиле архитектуры XIX века с завершениями в русско-византийских формах (архитектор Л. И. Стефенгаген).
Сегодня Христорождественский кафедральный собор в Рязанском кремле продолжает возрождаться в прежнем величии. На приходе также имеются воскресная школа, школа церковного пения и библиотека.
Адрес: 390000, г. Рязань, Кремль, 15
Приемная: +7 (4912) 27-60-65
Заказ экскурсий: +7 (4912) 27-60-66
e-mail: museum@riamz.ru , eks@riamz.ru,cafsobor@gmail.com
Свято-Троицкий мужской монастырь в Рязани
Рязанский Свято-Троицкий монастырь расположен в западной части Рязани при впадении реки Павловки в речку Трубеж. В старину этот монастырь именовался также «Троицким Усть-Павловским». В древности эта местность была покрыта лесом, через который пролегала дорога, ведшая из Переяславля — Рязанского в Коломну.
Время основания Рязанского Свято-Троицкого монастыря с точностью не известно. В предании оно связывается с посещением Рязани в 1386 году преподобным Сергием Радонежским с целью примирения двух знаменитых князей: великого князя Московского Дмитрия Донского с великим князем Рязанским Олегом Ивановичем. Архитектурной образующей монастыря была четырехъярусная колокольня, которая видна была далеко при подъезде к Рязани. На ней было восемь колоколов. Самый большой, отлитый в 1862 году, весил 4,24 тонны. Второй, полиелейный, отлитый в 1905 году 15 июля — 1,1 тонны.
Сегодня в монастыре продолжается иноческая жизнь, и в храмах регулярно проходят церковные службы. Имеется небольшая гостиница для паломников, приезжающим предлагается трапеза и размещение на ночлег. В монастыре действует библиотека.
Адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10.
Телефон: (4912) 34-81-71, 8-915-615-21-94
Сайт: http://trinityrzn.ru/
Е-mail: m.troizkij@mail.ru
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в черте Рязанского Кремля к северо-востоку от кремлёвского вала и к югу от Успенского собора. Монастырь с трёх сторон окружен оградой, а с четвёртой стороны к нему примыкает здание духовной консистории. По углам ограды устроены две башни.
Точная дата основания обители неизвестна, но во второй половине XV века он уже существовал. В 1467 году ему дана была грамота от великого князя Ивана Васильевича на вотчины. На протяжении всего времени настоятели монастыря имели сан архимандритов, а не игуменов, чем подчеркивалась важность обители.
Были и другие почетные преимущества. С 1522 года утренний благовест начинался именно с колокола Спасо-Преображенского монастыря, который подхватывался всеми храмами Рязани.
С 1653 года настоятелям было дано право в священнослужении «носить белую шапку», а по указу епископа Димитрия (Сеченова) от 16 января 1757 года монастырь стал называться первостепенным. С этого времени у настоятелей появляются наместники. Со второй половины XVIII века настоятели Спасо-Преображенского монастыря становились одновременно и ректорами Рязанской духовной семинарии, оставаясь в сане архимандритов. Это повышало авторитет и обители, и семинарии, так как лучше просматривались будущие кадры духовенства. В 1868 году в Рязани утверждается должность викарного епископа, и монастырь передается под его руководство.
Спасо-Преображенский собор построен в 1702 году. Высокий, квадратный, однокупольный храм является до сих пор украшением монастыря. На своде собора сохранились некоторые фрески. Богослужения возобновлены с 19 августа 2008 года.
Монастырь располагает такими святынями как — иконы (одна из значимых — Мироточивая икона Божией Матери) и частицами мощей (блаженной Матроны Московской и святителя Луки архиепископа Крымского).
Исполняющий обязанности игумена: иеромонах Сергий (Акимов)
Адрес: 390000 г. Рязань, Кремль, д. 1
Телефон: 8-(4912)-28-08-03
Сайт: www.spassmon.ru
Электронная почта: spassmon@yandex.ru
Свято-Николо-Чернеевский мужской монастырь
Монастырь основан в 1573 году иеромонахом Матфеем в густом темном лесу, отсюда название — Чернеев; ныне с Старо-Чернеево на правом берегу реки Цны, недалеко от города Шацка. До 1816 года назывался Рождество Богородицкой Матвеевой пустынью По преданию, в древности на этом месте двое или трое пришедших с Черного моря христиан основали пустынь, которая вскоре была разорена.
Монастырь называли казачьим, поскольку в строительстве принимало участие Донское войско. Одно время подчинялся казачьему кругу. Среди братии монастыря было много казаков-ветеранов, участников походов и войн. Донским казаком был основатель и строитель монах Матфей. В XVII веке использовался в исправительных целях (по преданию, здесь находился в ссылке замешанный в интриге царевны Софьи и Милославского Симеон Медведев, в монашестве Сильвестр, 1641-1691 годы, писатель, ученый, автор записок о восстании 1682 года, богословских сочинений, силлабических стихов). В 1690 году монастырь был приписан к Тамбовскому Преображенскому собору, в 1764 году оставлен за штатом, в 1819 году введен в штат. В 1725-1764 годах к монастырю был приписан Успенский Вышенский монастырь. Окончательно обустроился в XVIII-XIX веках. В 1912 году был преобразован в женский монастырь.
В 1920-х годах монастырь был закрыт. Святыни и ценности монастыря частично вывезены, частично расхищены. Монастырские здания занимал под хозяйственные нужды местный совхоз. Монастырская воскресная школа стала общеобразовательной сельской (село Старо-Чернеево). Хотя здания монастыря обветшали, но он сохранил свой архитектурный облик. В 1980-х годах помещения монастыря отреставрированы и переданы краеведческому музею.