В воспитательных целях у нас вот уже второй год ведется раздельное обучение, так, как это было в нашей стране до революции 1917 года.
Православие.RU. Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского – единственная православная гимназия в Сергиевом Посаде и одна из крупнейших в России по числу учеников. Учредителями гимназии являются Троице-Сергиева лавра, Московская духовная академия и администрация Сергиево-Посадского района. В 2008 году гимназия отметила свой десятилетний юбилей. За это время она достигла определенных успехов в образовательной деятельности. Это и передовые позиции в рейтингах школ, и победы на международных и всероссийских олимпиадах. Среди выпускников гимназии – золотые медалисты, стипендиаты губернатора, студенты престижных вузов. О радостях и трудностях, которыми гимназия живет сегодня, беседа с иеромонахом Никодимом (Шматько), духовником гимназии,проректором Высших богословских курсов при МДА.
– Отец Никодим, вы являетесь духовным руководителем православной гимназии. Объясните, чем различается учебно-воспитательный процесс в гимназии и обычной школе.
– Воспитание предполагает питание благодатью Духа Святого. А если более конкретно, то отличается сам процесс организации обучения учащихся. Например, 1 сентября весь состав гимназии, а это более 600 человек, был на молитве у раки преподобного Сергия Радонежского в лавре перед началом учебного года. И завершается учебный год благодарственным молебном в стенах гимназии.
Каждый день в гимназии начинается с молитвы. Мы собираемся в нашем храме, где прочитываем утренние молитвы, во время которых желающие могут исповедоваться. После молитвы начинаются занятия. Начало и конец урока учащиеся тоже обозначают краткой молитвой: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Если в этот день есть какой-либо праздник, то перед началом уроков может быть спет тропарь праздника. Один раз в месяц, как правило, в день какого-то праздника, до занятий совершается общая гимназическая литургия, на которой сами учащиеся поют, читают и несут послушание пономаря, а преподаватели и остальная часть учащихся молятся.
Во время поста акцент делается на исповеди. Великим постом каждому ребенку в дневник вкладывается детская исповедь с перечнем грехов, характерных для их возраста.
А вообще мы практикуем самые разные формы воспитательной работы: конференции, семинары, олимпиады, конкурсы, спортивные мероприятия, игры. Но все это проникнуто духовно-нравственным содержанием.
– Наверное, вашу гимназию по преимуществу выбирают воцерковленные родители?
– Далеко не всегда. Поступающих довольно много. В первый класс у нас конкурс три человека на место. При нашей гимназии есть и подготовительные курсы. Дети занимаются целый год и затем по результатам собеседования зачисляются. Но, кроме результатов подготовки, обращаем внимание на наличие у ребенка рекомендации духовника. Поскольку мест очень мало, некоторых учащихся зачисляем условно, чтобы впоследствии, через полгода, они своим прилежанием и достойным поведением оправдали доверие и были включены в число учащихся.
– Есть ли проблемы с дисциплиной в вашей гимназии?
– Воспитательская функция гимназии осуществляется в форме еженедельных воспитательских советов, на которых мы обращаем особое внимание на тех воспитанников, которые не соблюдают наш «Кодекс гимназиста», где описан должный внутренний и внешний облик гимназиста. Этот кодекс, по существу, содержит заповеди Божии применительно к школьной обстановке. На воспитательский совет вызывается сам провинившийся и его родители, и с ними проводится соответственная беседа. Если эта мера не оказывает должного воздействия, то мы вносим «штрафника» в так называемый «желтый листок».
В воспитательных целях у нас вот уже второй год ведется раздельное обучение, так, как это было в нашей стране до революции 1917 года. Возрастные тенденции мальчиков и девочек различны. Девочки обычно быстрее взрослеют, у них лучше развивается память. Это показывают и тесты, и олимпиады. Поэтому и подход к мальчикам и девочкам должен отличаться.
– Расскажите, пожалуйста, об особенно интересных мероприятиях, проводимых гимназией.
– Мы и сами проводим олимпиады на базе нашей гимназии, и в других олимпиадах стараемся участвовать. На всероссийской олимпиаде по ОПК наши мальчики заняли второе и третье места среди нескольких тысяч участников со всей России.
Кроме этого, в рамках воспитательной работы с детьми мы проводим конференции по разным тематикам. Поскольку наша гимназия имеет гуманитарное направление, то, помимо богословской тематики, которой занимается наша богословская кафедра, мы уделяем большее внимание истории, русскому языку и литературе в их связи с христианством. Уже проводились конференции на такие темы, как «Лермонтов и Православие», «Пушкин и Православие», «Гоголь и Православие». В прошлом году проводили конференцию, приуроченную к столетию со дня кончины праведного Иоанна Кронштадтского. Его опыт нам наиболее важен, потому что он 25 лет преподавал закон Божий в гимназии. В рамках этой конференции мы на пасхальных каникулах посетили Санкт-Петербург и Кронштадт, где находится музей-квартира Иоанна Кронштадтского. А летом 17 человек совершили паломничество на его родину в Суру, а также в монастырь праведного Артемия Веркольского, где будущий кронштадтский пастырь молился в детстве.
– Основы православной культуры – предмет, который только начинает вводиться в учебный процесс и еще не имеет достаточно апробированных учебных пособий. Какие наработки или учебные пособия используете вы?
– Программа по предмету «Богословие» («Закон Божий») была составлена силами педагогического отдела Московской духовной академии и утверждена ученым советом МДАиС. Мы начинаем обучение детей с первого класса с основных понятий о внешней и внутренней церковной жизни и правилах поведения в храме Божием.
Во втором классе излагается Евангелие; мы рассказываем детям, прежде всего, не об учении Христа, а о Нем Самом. В уроки священной истории уже вкрапляются начатки и веро-, и нравоучения воспитательного характера.
В третьем классе преподается краткая библейская история Ветхого и Нового Заветов, которые составляют одно неразрывное целое – историю отношений между Богом и людьми до воплощения на земле Сына Божия и историю этих отношений во время земной жизни Спасителя.
В четвертом классе важно преподнести знания о вере и жизни христианской, то есть заповеди Божии, «заповеди блаженства», виды молитв, молитву «Отче наш», символ веры. По каждой заповеди и двенадцати положениям символа веры дети в качестве домашнего задания пишут краткое житие или описывают событие из Священного Писания.
В пятом классе школьники получают прививку церковной жизни. Преподаватель рассказывает о важных церковных праздниках, знакомит с таинствами, обрядами и приучает детей к литургической практике.
В шестом классе описывается судьба Церкви Христовой как общества, никогда не прерывающего своих взаимоотношений с Богом и находящегося с Ним в постоянном теснейшем общении. При изучении курса общецерковной истории учащиеся получают катехизические сведения в виде постепенного откровения их Богом.
В седьмом классе история Русской Церкви является предметом, продолжающим священную историю, только теперь на Руси. Важно преподать историю в положительных образах житийной литературы. Преподать как историю святости на Руси, однако не умалчивая и об отрицательных моментах, фактах, искажающих идеал святой Руси.
В восьмом классеюноши и девушки вместе с преподавателем более углубленно проходят Новый Завет, опираясь на святоотеческие толкования, таким образом питая свой ум благочестивыми размышлениями, сохраняя чувства в чистоте и укрепляя свою волю в добродетели.
В девятом классеподростки, подготовленные в правильном навыке толкования священных текстов, вместе с преподавателем более углубленно проходят Ветхий Завет.
В десятом классеподростки на курсе апологетики учатся защищать свою веру в пределах любви и назидания к тем, кто уклоняется от истинного почитания Бога, установленного Православной Церковью.
В одиннадцатом классевыпускники получают знания об истории возникновения, развития и новых проявлениях различных религий и сект. Кроме этого, в беседах и диспутах преподаватель дает материал о пагубности и последствиях влияния этих вероучений на психическое и телесное здоровье личности.
– Из обзора программы гимназии становится очевидным, что для преподавания в ней закона Божия требуется основательная богословская подготовка. Кто у вас преподает?
– Так как потенциал академии, рядом с которой мы расположены, велик, то мы стараемся приглашать тех, кто защитил кандидатские работы и получил степень кандидата богословия. В гимназии десять преподавателей, закончивших в разные годы Московскую духовную академию.
– Опишите, пожалуйста, один учебный день вашего гимназиста, чтобы отчетливо проступили воспитательные элементы вашей программы.
– Когда молодой человек приходит в первый класс, то он сразу попадает «в объятья» своего классного руководителя. В 8 часов утра он прослушивает утренние молитвы, во время которых может пройти свою первую исповедь и получить первые понятия о заповедях Божиих. Потом он идет на первый урок. После первого урока у него бывает очень вкусный полдник. По средам и пятницам и во все большие посты этот полдник обязательно постный. Затем он занимается до 12–13 часов дня. У более старших классов занятий побольше за счет кружков, которых у нас свыше десяти. Через два урока после полдника учащийся идет на обед. Во время полдника и обеда в столовой гимназисты прослушивают житие святого, память которого Церковь отмечает в этот день, или детские назидательные рассказы. Сейчас мы думаем над тем, как адаптировать жития, составленные святителем Димитрием Ростовским, к пониманию ребенка, так как в современной их редакции пока еще для детей много непонятного.
У каждого учащегося, начиная со среднего звена, есть свое послушание. Кто-то отвечает за пономарство, кто-то поет в хоре, другой присматривает за аквариумом, третий ответственный за порядок в кабинетах, кто-то в столовой, кто-то на улице грядки копает. Таким образом, каждый получает первый навык ответственного отношения к своему делу.
– Родителей подключаете к школьному воспитательному процессу?
– Необходимость подключения родителей нами уже осознана, но в несколько ином ракурсе. Какой смысл изменять детей, если часто дурной пример исходит именно от родителей? Поэтому мы у себя внедряем методы внеклассной работы с родителями. Родители всех первоклассников в обязательном порядке приходят на лекторий. Один раз в месяц в течение полутора-двух часов методист Галина Ивановна Журавлева, проработавшая в школе более 30 лет, беседует с родителями на такие темы, как «Роль семьи в православном воспитании детей», «Семейные традиции и их роль в православном воспитании детей» и другие. В прошлом году целый цикл лекций был прочитан для всех желающих в лекционном зале Духовно-просветительского центра при Троице-Сергиевой лавре; в начале нового учебного года планируется прочитать этот цикл еще раз.
– Обучение в гимназии платное?
– Обучение бесплатное. Средства мы получаем от наших благотворителей. Нас спонсируют московская обувная компания «Терволина» и сергиево-посадская ювелирная фирма «Драккар». Себестоимость содержания одного гимназиста в месяц около 8 тысяч рублей, поэтому иногда мы просим родителей подключиться к каким-то дополнительным затратам.
Подводя итог, скажу, что система воспитания отнюдь не сводится к системе запретов. Мы воспитываем не роботов, а личности, воспитываем будущих духовных воинов, и этот воин ничем не ограничен, кроме нравственных христианских императивов.
– При гимназии есть такое интересное образование, как молодежно-миссионерский центр «Теофания». Расскажите, пожалуйста, о нем.
– «Теофания» переводится с греческого как «Богоявление». В приложении к нашему центру это название обозначает то, что мы пытаемся явить Бога миру через наши программы, нашу кружковую работу. В гимназии уже давно существовала кружковая работа, но не было методической базы, которая бы координировала все усилия, где синтезировалась и обрабатывалась бы вся информация. Теперь здесь, главным образом, осуществляются методические разработки.
В тесном контакте с молодежным центром существует и наша кафедра богословских наук, главной заботой которой является повышение уровня преподавания в гимназии закона Божия.
На базе центра с ноября прошлого года в рамках военно-патриотического клуба «Школа мужества», организованного при гимназии, действует секция рукопашного боя. Недавно у наших ребят был кросс на 8 километров, с преодолением разнообразных препятствий; так, например, над рекой был натянут трос, длиной в 100 метров, по которому они переправлялись на противоположный берег. Выдержали испытание четыре человека из четырнадцати. Победители были потом награждены детским «черным беретом».
Молодежный центр, тесно связанный с гимназией, организует паломнические поездки гимназистов, о некоторых я уже упоминал. Вскоре в рамках программы центра дети будут приобщаться к делам милосердия, посещая престарелых людей и приют для слепоглухих детей.
Мы организуем и летний отдых детей. Так, в 2007 году 30 детей и педагогический состав гимназии ездили в лагерь в Абхазию, на Новый Афон, на 21 день. Для детей была организована замечательная паломническая поездка к месту мученической кончины мученика Василиска, святителя Иоанна Златоуста и апостола Симона Кананита.
– В работе молодежного центра участвуют ваши гимназисты?
– Да, и наши учащиеся, и ученики соседней школы № 16, с которой мы сотрудничаем: поскольку для занятий спортзал в гимназии слишком мал, то мы попросили руководство соседней школы дать нам возможность заниматься рукопашным боем в их зале.
Еще Святейший Патриарх Алексий благословил в помещениях бывшей Спасо-Вифанской семинарии создание православного комплекса с православными детским садом, гимназией и институтом. Если это удастся осуществить, то, конечно, мы активно станем призывать учащихся других школ к работе нашего, пока еще небольшого, центра.
– Вы являетесь также проректором Высших богословских курсов при МДАиС. Для кого предназначены эти курсы?
– Прежде всего, для учителей, которые преподают или собираются преподавать основы православной культуры. Но также эти курсы полезны будут тем, кто преподает иные дисциплины, но хотели бы в свой предмет интегрировать православное мировоззрение. Например – и, на мой взгляд, это просто парадокс, – в школах на уроках биологии до сих пор говорят о том, что человек произошел от обезьяны. Педагог, занимавшийся на наших курсах, сумеет подать такую распространенную гипотезу как маловероятную и обратит внимание учеников на библейское представление о сотворении человека по образу и подобию Божию. Или, скажем, почему бы на уроках химии и физики не сказать о том, что Д.И. Менделеев и И. Ньютон были верующими в Бога людьми? Или на уроках истории рассказывать не только об успешных победах А.В. Суворова и Ф.И. Ушакова, но и об их глубоко христианском мировоззрении, давшем им «ключ» к победам?
Кроме того, сейчас такие курсы приобретают особенную актуальность ввиду недавнего совместного решения глав государства и религиозных организаций России о скором внедрении в школьный стандарт в рамках образовательной области «Духовно-нравственная культура» изучения православной веры, которое можно будет выбрать как один из вариантов из прочих.
– К вам приезжают со всей России?
– Да, приезжают учителя со всей России, и даже их зарубежные коллеги. Например, приезжали педагоги из Греции, Норвегии и Швейцарии.
– Каким образом происходит обучение на курсах?
– Схема обучения складывается из объективных и субъективных факторов. Учителя не могут обучаться на очной ежедневной основе, поэтому они приезжают к нам в период рождественских и летних каникул.
Учителя сначала прослушивают десятидневный первоначальных курс по основам православной культуры. Тот, кто прошел первый курс по ОПК и заинтересовался, может продолжить обучение на Высших богословских курсах в течение 3,5 лет. Эти слушатели приезжают каждые полгода на десятидневные лекционные сессии, в конце обучения пишут диплом, который должны защитить. Наша гимназия как раз служит экспериментальной площадкой, где лучшие дипломные работы апробируются в качестве дополнительных учебных пособий.
– Кто преподает на курсах?
– Преподают профессора, преподаватели и выпускники МДАиС, Свято-Тихоновского университета, а также светские специалисты. Если называть конкретные имена, то это архимандрит Платон (Игумнов), отец Вадим Леонов, В.Н. Духанин, Г.В. Бежанидзе и другие. Приглашаются выдающиеся личности, и общение с ними помогает учителям понять, что они не одиноки. Ведь в школах зачастую верующие учителя чувствуют себя «белыми воронами». А приезжая сюда, они видят множество близких себе по духу людей и понимают, что не они «белые вороны», а, скорее, те, кто не веруют в Бога.
Очень важно, что, приезжая сюда, педагоги имеют возможность обмениваться опытом. Они делятся этим опытом и с нами.
– Дипломы они получают с печатью академии и подписью ректора академии?
– Да. И академии, и МГОПУ имени М.А. Шолохова.
Дата рождения: 27 января 1970
День ангела: 27 июля (прп. Никодим Святогорец)
Дата хиротонии: 24 декабря 2006
Юрисдикция: Русская Православная Церковь
Иеромонах Никодим (Шматько) — клирик Московской епархии и насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В 1991 окончил Высш. зенитно-ракетное командное училище, после которого в офицерском звании служил на о. Сахалин.
Оставив военную службу, поступил в Одесскую духовную семинарию. После ее окончания, в 1998, поступил в Московскую духовную академию. В 2002 завершил учебу со степенью канд. богословия. В 2005 окончил аспирантуру ОВЦС при Московском Даниловом монастыре. В 2007 окончил Академию госслужбы.
В 2004 принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой Лавре. В том же году был рукоположен во иеродиакона, а в 2006-м – во священника (иеромонаха).
Еще во время учебы, в 2000, был принят на послушание в Тюремный отдел МДАиС, а в 2006 назначен на должность замруководителя Миссионерского отдела. В том же году назначен прорек-м Высших богословских курсов МДА.
В 2006-2012 читал лекции по Миссологии в Сретенской семинарии.
В 2007 выбран духовным наставником Православной гимназии им. прп. Сергия Радонежского в С. Посаде. При этой же гимназии является настоятелем одноименного храма.
По состоянию на 2015 уже несколько лет читает лекции в старших классах Дмитровской гимназии Московской обл.
Отец Никодим также руководит «Школой Милосердия» при гимназии Архангела Михаила, а до этого при ней руководил военно-патриотическим клубом.
22 мая день памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.
Сегодня отцу Никодиму, дивному старцу и великому молитвеннику, исполнилось бы 100 лет со дня рождения. Протоиерей Алексий Жиганов у могилы приснопоминаемого старца совершил заупокойную литию. Почтить память приехали прихожане Казанского собора Людинова, знавшие его при жизни и любящие батюшку. На могилке старца делились воспоминаниями о нем, пели духовные канты, написанные отцом Никодимом. Из воспоминаний отца Алексия было отмечено, что батюшка часто любил приезжать в Казанский собор в г.Людиново, и это было прекрасное время.
В настоящий момент в лавке Казанского собора можно купить книги о батюшке и CD диск «Духовные канты и стихи» c записью живого голоса старца Никодима.
***
Схииеродиакон Никодим, в миру Николай Владимирович Налетов, родился 22 мая 1918 года в Бежицком районе г.Брянска в благочестивой православной семье. Монашество Николай принял с именем Никодим на Калужской земле в Жуковском районе в Спасо-Преображенском храме от великого старца схиархимандрита Амвросия (Иванова). Последние тридцать лет батюшка жил в городе Дятьково Брянской области. В небольшом домике на улице Новосоветской отец Никодим принимал людей. К нему приезжали кто с горем, кто с болезнью, кто с печалью. Всех батюшка утешал, помогал молитвой, словом и делом. По молитвам старца Господь совершал многие чудеса.
По усердию духовных чад батюшки были изданы пять томов книги «Велики и чудны дела твои, Господи…». В книгах собраны стихи отца Никодима, его наставления, истории из жизни, связанные с чудодейственной помощью старца.
Приведем некоторые наставления схииеродиакона Никодима, опубликованные в вышеупомянутой книге. «Милый человек! Когда с кем-нибудь говоришь о ком-либо, никогда не говори о нём отрицательное, плохое, а говори о том, что в нём хорошее. Только хорошее. Обо всех недостатках его старайся умолчать. Это будет беседа разумная. Ведь у Бога все люди жалкие. Каждого человека, какой бы он ни был, Господь старается через Ангела Хранителя поставить на истинный путь. Примером тому могут служить слова 6 икоса из акафиста Божией Матушке Толгской: «…радуйся, не гнушающаяся самых презренных и отверженных». Всё это Матушка Божия выполняет, просит Господа о спасении души человека. И человек воскресает. Мы же, по своей «недальней зоркости» или по своему неведению, говорим плохо о человеке. Ни в коем случае нельзя говорить плохое о людях! Дай, Господи, не видеть грехи ближнего своего».
Батюшка Никодим отошел ко Господу с 21 на 22 июля 2009 года. Это стало большой утратой не только для духовных чад, но и для тех, кто его знал, и для всех православных людей. Похоронен в г.Дятьково рядом с Преображенским храмом.