Вертеп – это молитвенное прославление Бога через театральное действо и комическое отображение бытовой жизни, которого уже придерживаются несколько веков подряд. Однако вертеп берет свою основу далеко не из христианства, а с еще древнего почитания нового Солнца, Нового земледельческого года, который начинается с поворотом солнца на весну.
Читайте также: 12 блюд на Сочельник
Именно поэтому рождественский вертеп тесно вяжется с верованиями в счастливый почин и с магическими действиями, которые должны обеспечить в новом году хороший урожай.
В Украине старинный странствующий марионеточный театр возник в период барокко (вторая половина 17-18 века). Хотя первое письменное упоминание о вертепе датируется еще 1666 годом и оно содержится в материалах львовского ставропигиального братства.
Звездочет обычно первым заходит в дом и приглашает других актеров вертепа
Существуют и другие предположения относительно первого вертепа: это 1591 и 1639, также скоморошные «игры, глаголемыя куклы», которые существовали еще в Киевской Руси, а обычай «хождения с куклами» известен еще с 1573.
Тогда вертеп состоял из двух- или трехэтажного деревянного ящика, где на третьем или втором этаже показывали рождественскую драму, а на втором и первом или только первом, – механически привязанную к ней сатирически-бытовую интермедию. Эти этажи по христианской традиции трактовались как «подземелье», «небо» и «земля».
У каждого в вертепе своя роль
Когда вертеп заходит в дом – сразу становится празднично и интересно
«От дома к дому Иисуса прославлять … «
Читайте также: Чем отличается католическое Рождество от православного: интересные факты
Первая рождественская часть вертепа, которую называли «святая», имела обычно стабильную композицию, а вот вторая часть менялась в зависимости от местных условий, традиций и остроумия вертепника.
«Живой» вертеп не обходит ни один дом в праздник Рождества 7 января
В Рождество христиане обычно оставляют двери открытыми, чтобы их смог посетить вертеп
Больше всего появления вертепа ждут маленькие дети
Сами вертепные куклы, которые двигались с помощью прикрепленных к ним снизу проводов, имели свои отдельные роли. Ими двигал вертепник, который стоял позади сундука и водил куклу по проемам в полу, наблюдая за действием в специальные окошки.
Читайте также: Блюда в Сочельник рецепт постных вареников с картошкой и капустой
Кукол в вертепах могло быть до 40. вертепник говорил и пел за всех героев, меняя голос для предоставления определенной характеристики персонажей и принимал на себя ответственность за целую постановку.
В вертепе молодежь не только выполняет свои роли, но и забавляется и шутит между собой
Красавицы-колядницы
И актерам странствующего вертепа не помешает любая погода
С веками вертеп видоизменялся – к нему стали добавляться различные музыкальные сопровождения, которые добавляли зрелищности большей мистерии. Впоследствии кукольный вертеп превратился в «живой» вертеп, исполнителей иногда именовали машкаратами, – это название происходит от слова «маска», что означает маска, личина.
Это был как маскарад, который нес добрым людям весть о рождении Иисуса Христа. В уличном вертепе ходили колядовать дети и подростки, а в машкараты принимали только взрослых парней: дети должны быть одеты в обычную одежду, а взрослые, которые играли серьезные роли (смерть царя, ангелов), были в масках.
Колядницы вертепа
Ангел и колядница вертепа
Пастушок и Смерть в вертепе
Обычно участники «живого» вертепа готовят заранее религиозное представление, распределяют роли, учат стихотворные тексты, шьют костюмы. Действующими лицами в таких вертепах являются Ангел, Пастушки, Три Царя, Жид Мошко и его жена Сура, Черт, Смерть, Царь Ирод и его воины, Казак и другие. С вертепом также часто ходят колядники старшего поколения.
Читайте также: Когда колядуют, щедруют и посевают
Вертепную драму обычно делят на два действия – религиозное и светское, но, развиваясь, оно почти всегда теряет религиозный характер, что приводит к слиянию обеих частей спектакля вертепа в целостное действие.
Сюжеты рождественских вертепов были более или менее одинаковы: царь Ирод узнает от волхвов и трех царей, что родился Христос, претендент на его престол. Чтобы избавиться от соперника, он зовет воина и приказывает ему убить всех вифлеемских детей от 2 лет и младше.
Рождественский обед
Весь состав вертепа заходит в дом
Пока одни герои говорят, другие ждут своей очереди на улице
Теперь вертеп отправляется в следующий дом
Воин выполняет приказ, но одна старуха Рахиль не дает своего ребенка на избиение, потому озлобленный Ирод приказывает убить ее ребенка. За такое страшное преступление Смерть отрубает Ироду голову, а черти тащат его в ад. После смерти Ирода в постановке, с песнями и танцами, появляются цыган, лях, москаль, жид, крестьянин, дед, бабка, отец или другие.
Читайте также: 6 текстов щедривок на украинском языке
«Живые вертепы» часто делятся на три основные возрастные группы: маленькие дети в возрасте примерно от 6 до 10 лет, во второй – дети 11-15 лет, третья – молодежь.
В вертепе всегда шумно и весело
Молодежь всегда охотно отправляется в вертеп, чтобы интересно провести время со сверстниками
Сценарии вертепа записывали, запоминали крестьяне и передавали из поколения в поколение, так как они были основаны на реальных историях из быта украинцев. Настоящий фольклор, который часто видоизменялся и дополнялся в зависимости от событий.
С течением времени простота и понятность сюжета возродила вертеп в западных и центральных регионах Украины. Стало заметно больше вертепных композиций в костелах, на площадях и в крупных магазинах, начали появляться вертепные театры на детских праздниках в садах и школах. В период рождественских праздников открывается много кружков по созданию фигурок и кукол для вертепа из дерева, бумаги, в виде оригами и других материалов.
Читайте также: Блюда на Сочельник рецепт компота из сухофруктов
Коза
Царь Ирод
Пастушок
Особые также вертепы, которые из года в год выставляют в наших храмах как визуальное напоминание о радостном рождении Христа в бедной стайне, и маленькие крошечные вертепы на тетраподе, и масштабные, размером в человеческий рост композиции, которые устанавливают на церковном дворе.
Украинский вертеп на Западной Украине
Украинский вертеп
Все это несет большой вклад в нашу историю. Многие исследователи и украинские писатели изучали явление вертепа и, что интересно, его актуальность не уменьшается с годами.
«.. Христос родился!»
Мы ждем вертепное действо в своих домах во время рождественских праздников, мы ждем его на местах работы, когда приходится работать в праздник Рождества, мы ждем его на улицах городов и сел, потому что именно актеры вертепа добавляют настоящий дух Рождества, который нам всегда нужен независимо от возраста, погоды или места пребывания.
С праздником Рождества! Пусть добрые пастушки с царями принесут радостную весть в ваш дом и наполнят ваши сердца счастьем и покоем!
В Эдеме, земном раю, человек решил отстранить Бога, чтобы жить своим разумом, и в результате уподобился смертным животным, питающимся дикими травами (см. Быт 3, 18). В вифлеемские ясли с небес сошёл Хлеб, и тот, кто им насыщается, не знает смерти. В Эдеме человек покрывал себя шкурами животных (см. Быт 3,21), а вифлеемский Младенец вернул нам одежду Сынов Божьих.
Вспомним слова пророка Исаии: «Вол знает владетеля своего, и осёл – ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад!» (Ис, 1,3-4). Стыдно и грешно, что мы, в отличии от осла, не признаём «ясли господина своего». Возможно, это происходит потому, что мы видим в яслях всего лишь одну из второстепенных деталей рождественского вертепа, забывая об их прямом назначении: само слово præsepium на латыни означает кормушку.
В первые века, когда Вифлеемское событие представлялось иконами, мозаикой и другими техниками, художники никогда не включали в число персонажей Марию и Иосифа, а только кормушку с быком и ослом. Это наводит на размышления. Мария и Иосиф отсутствовали на этих изображениях не из-за недостатка уважения, а по совершенно определённой богословской причине.
В Младенце, лежащем в яслях, Отцы Церкви видели красноречивый символ смысла рождественской ночи: Слово Божье стало плотью и обитало среди нас, чтобы искупить человека от всего, что уподобляет его животным.
Когда человек ведёт себя недостойно своей природы, мы осмеливаемся называть его животным. Есть много злодеяний, которые заставляют нас опускаться до уровня «животных», например, когда берёт верх наш эгоизм, когда мы становимся нечувствительными к страданиям других, когда мы сознательно совершаем несправедливость, когда лжём, когда позволяем себе руководствоваться страстями.
Святой Павел называет эти недостойные человека поступки делами плоти: «Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал 5,19-21). Воистину, «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим 8,6-7).
Еврейская традиция представляет Адама, которому Бог велел есть траву (ср. Быт 3,19), умоляющего со слезами на глазах своего Создателя: «Я молю тебя о Милости, исходящей от Тебя, Господи, не считай нас скотом, жующим траву на поле». В мидраше говорится, что когда Адам после грехопадения услышал от Бога приказ есть траву, он ответил Богу: «Господи вселенной, мой скот и я будем есть из одной и той же кормушки, мы будем есть из одних и тех же яслей». Тогда Бог решает позволить человеку есть хлеб, добываемый им в поте лица его (см. Мидраш Авот де Рабби Натан).
Связь между яслями Адама и яслями Младенца Христа можно проследить и в византийской традиции: новый Адам спустился на землю, в нашу кормушку, дабы спасти ветхого Адама. Святой Ефрем Сирин пишет, что, когда царь Давид согрешил, он плакал, ибо понял: ему уготована та же участь, что и Адаму, который упал со своего трона в грязь (кормушку) животных. Адам позволил себя соблазнить змию, а затем сам уподобился этому животному.
С этой духовной точки зрения, в которой ясно видна связь яслей с грехом, Отцы Церкви учат, что точно так же, как животное всегда возвращается к пище в кормушке, так и человек всегда возвращается к своему греху. Грешник отождествляет себя с кормушкой. Святой Иероним говорит, что кормушка грязная – в том смысле, что она загрязнена грехом (см. Проповедь на Рождество Господне, CCL 78). Поэтому, когда Бог захотел встретиться с человеком, Он пошел искать его прямо в ясли. Другими словами, именно ясли становятся местом встречи между Богом и грешником. Если убрать ясли из пещеры Вифлеема, то мы бы лишились очень важного элемента. Ясли представляют каждого из нас – нас, грешников.
Пребывание Иисуса в яслях означает, что Он пришел, чтобы встретиться с животными. Те, кого мир отторгает и клеймит как «животных», призваны собираться вокруг яслей, на этот раз для того, чтобы есть не дикую траву, а Хлеб, дающий жизнь. Именно поэтому святой Августин помещает вифлеемские ясли у алтаря жертвоприношения, ибо Хлеб в яслях – это тот самый евхаристический Хлеб (ср. Проповедь 190. Рождество Господне, 3).
Рождество без яслей – не Рождество, вертеп без яслей – не вертеп. В эту святую ночь именно в яслях раскрывается величие любви всемогущего Бога, пославшего Своего Сына к человечеству, дабы верующие в Него обрели жизнь.
Если бы не грех человека, Бог не послал бы Своего Сына в мир, а Дева Мария не «положила бы Его в яслях». Иисус – это дар Бога Отца, но Он был дарован нам через Пресвятую Богородицу. «Мария умеет преобразить пещеру для скота в дом для Иисуса: потребуется немного скромных пелёнок и целое море нежности», – пишет Папа Франциск (Evangelii gaudium, 286). Мария, воодушевленная материнской нежностью, и сегодня кладет Младенца Иисуса в наши ясли, чтобы они превратились из грязной кормушки в престол Его славы, явившейся среди нас.
Монс. Марио Грек