В Москве появилась новая услуга: за 3 тысячи рублей «специалист» готов всыпать вашему ребенку ремня. Об этом сообщает «Комсомольская правда».
По столице расклеены объявления с номером телефона: «Бью детей после родительских собраний. Недорого». Корреспондент связался с рекламодателем.
— Ребенок плохо себя ведет? Мой выезд стоит 3 000 рублей! — заявляет молодой человек на том конце провода.
Парень рассказал, что зовут его Антон Золотых, 28 лет. Раньше занимался пиаром, а теперь работает по профильному образованию — экономистом. А бить чужих детей — это у него что-то вроде хобби.
— В детстве меня не били. Как-то раз друг мой пришел с родительского собрания сына-второклассника на взводе: пацан двоек нахватал, учитель жалуется, что ведет он себя плохо. Товарищ говорит мне, мол, так хочет его отлупить, да рука не поднимается. «Давай ты!» — говорит. Я в шутку отшлепал школяра. Потом подумал: а это ведь классная идея, ниша еще не занята. Ну вот и расклеил по городу объявления, в интернете на форумах разместил.
Это было полтора года назад. Но и теперь в соцсетях фото тех самых объявлений время от времени выплывают. И тогда у Антона начинается очередная волна популярности. Каждый такой всплеск — 30 — 40 звонков новых потенциальных клиентов. Молодой человек рассказал, сколько отшлепанных учеников у него за плечами.
— Пока ни одного… Люди звонят, интересуются. Обещают подумать и больше не перезванивают. Хотя был один клиент, который на самом деле хотел заказать выезд к своему отбившемуся от рук ребенку. Но мужик был из Чебоксар, спрашивал, нет ли у меня филиалов в других городах. Очень расстроился, что я только в Москве работаю.
Ситуацию прокомментировал юрист Олег Павлович. По его словам, такая кара вне закона. Поэтому если она появится и в Чебоксарах, вероятнее всего, делом займется полиция.
— По сути, такое объявление — это призыв совершить уголовно наказуемое преступление. Если автор рекламы считает, что согласие родителей на избиение детей — это индульгенция, он глубоко ошибается. Физическое наказание ребенка в зависимости от того, как пострадает школьник, тянет на статьи «побои» или «легкий вред здоровью» (до 2 лет лишения свободы). А если он одного и того же ребенка отлупит несколько раз, это можно квалифицировать как «истязание». По этой статье светит реальный срок от 3 до 7 лет, — комментирует Олег.
Подпишитесь на pg21.ru в «Яндекс.Дзен»
Родительские собрания часто ненавидят и родители, и учителя. Бессмысленное сидение на стульчиках, куча информации, взрыв мозга, конфликты. Учительница начальной школы Линдси Барретт рассказывает, как можно преобразить родительское собрание и сделать его полезным и приятным для всех.
Когда я закончила бакалавриат и пришла на работу в школу, у меня было много разных идей. Но как только настало время личных встреч с родителями и родительских собраний, я поняла, что лишь немногие из моих блестящих идей имеют реальное отношение к тем, кто сидит напротив меня. Сейчас я мама четверых детей, и этот опыт вместе с педагогическим позволил мне сформулировать несколько принципов, которые помогут сделать такие встречи эффективными и приятными для всех.
Содержание
Начинайте с хорошего
Не имеет значения, какие родители собрались в классе, потратьте первые минуты на хорошее: например, расскажите о тех сильных сторонах учеников, которые вы видите в школе. Пусть это будет какая-то классная история, короткое видео или просто фотографии — это сразу придаст собранию атмосферу принятия. Учитель моего ребёнка перед собранием составлял список определений для каждого ученика. Записи о своём сыне я храню до сих пор.
Когда в начале собрания родителям говорят, какой у них серьёзный, умный, смешной и добрый ребёнок и что учитель его любит, ценит, то дальнеший разговор сразу становится более продуктивным. Вне зависимости от того, что будет его темой — успехи или борьба с чем-то, что им мешает.
Помните, что родители ничего не знают о школе
Я работаю учителем, поэтому мне проще на родительских собраниях, я знаю школьную жизнь изнутри. Но в большинстве случаев родители имеют слабое представление о реальной ситуации. Я и сама мало знаю о школьной жизни своих детей. Причём можно спрашивать их, но не всегда ответы будут отражать случившееся в школе. Дети часто преувеличивают или преуменьшают события, соотнося их с собственным представлением о важности и ценности.
Более того, большинство родителей начинает разговор о школе с детьми, когда те уже собираются спать или просто отдыхают вечером. В это время сами дети воспринимают и описывают многие события драматичнее, чем было на самом деле. Давайте родителям на собрании больше дополнительной информации, не просто описывайте событие, а объясняйте его простым и понятным языком. Это не должно быть сложнее, чем описание нюансов учебного плана, пояснения по классной работе или демонстрация книги, по которой вы оценивали уровень чтения ребёнка.
Не только говорите сами, но и задавайте вопросы
Чем дольше я работаю учителем, тем проще становится мне это сделать. Родители совершенно не ждут от вас длинного списка важных дел и целей и не стоит тратить время на зачитывание сочинения ученика целиком.
Если у вас после родительского собрания садится голос, то, скорее всего, вы слишком много говорите
Конечно, у вас, как у учителя, есть уникальное видение каждого ученика, его успехов и поведения в школе. Родителям важно его услышать! Но и родителям есть что сказать о ребёнке — в самых разных контекстах. Вам должно быть важно это услышать, поэтому используйте вопросы. «Это похоже на то, как он ведёт себя в таких ситуациях дома?», «Вам кажется, что сейчас вы узнали что-то новое о своём ребёнке? Это отличается от его обычного поведения?». И дайте родителям высказаться. Разумеется, вы должны остаться модератором процесса, потому что о собственных детях можно говорить бесконечно. Следите за временем и вежливо управляйте общим разговором.
Пропишите чёткий план собрания
Есть такая шутка о мамах — представьте, сколько браузерных вкладок ежедневно открыто в её сознании в любое время дня. Бесконечные списки, задачи и ответственность. Причём количество таких вопросов в голове у любой женщины совершенно не зависит от того, сколько у неё детей: один или намного больше. Школа здесь — лишь одна из вкладок, лишь одна часть жизни ее ребёнка или детей. Родители одновременно озабочены и глобальным вопросами их благополучия, и маленькими повседневными задачами: от «будет ли он счастлив, когда вырастет» до «что нам приготовить сегодня на ужин». Важно об этом помнить. Лучшие родительские собрания — не глобальные, а те, которые посвящены максимально конкретным целям и задачам. В них нужно уметь включать то, что равно важно для школы и для родителя. Будьте последовательны и понятны.
Не бойтесь сложных разговоров
Иногда, опасаясь острых реакций родителей, я заранее предупреждала их, что при личной встрече нам предстоит сложный разговор. Иногда это приводит к неожиданным результатам. Например, папа одного из моих учеников, которому, как я считала, нужно вернуться в детский сад по ряду причин, был настолько разозлён моей позицией, что отказался приходить на родительское собрание.
Желательно начинать непростой разговор только после того, как у вас с конкретным родителем установлен контакт и есть очевидное взаимопонимание. Иначе вы ничего не добьётесь. Продуманная тактика родительского собрания даёт родителям возможность посмотреть на сложные ситуации в ином ракурсе. Переходите от общего к частному, а не наоборот. Помните, когда родитель получит какую-то информацию о ребёнке, ему надо её обсудить с кем-то близким, вторым родителем или просто другом. Не торопите родителей, дайте им время.
Не шутите про детей
Когда я была молодой и изрядно нервной учительницей, я однажды попыталась пошутить с одними родителями об их дочери и её склонности быть заводилой в компании других девочек. Это была неудачная попытка. Помните, что любые родители (и я сама как мама) очень уязвимы, когда сарказм или шутки касаются их детей. Та мама, о девочке которой пошутила я, в конце родительского собрания бросила мне в лицо: «Вам просто не нравится мой ребёнок!». Никакой конструктив не мог в тот момент спасти ситуацию.
Потом мы встретились ещё раз, поговорили, отношения наладились. В конце года она уже была моим союзником и даже поблагодарила за помощь дочери в школе. Наши отношения могли бы быть проще с самого начала, если бы я не сделала такой откровенно неудачный ироничный заход в беседе.
У встреч родителей и учителей есть две стороны. У учителя — масса подобных собраний, десятки учеников, их мам и пап. Для родителя всегда есть только их ребёнок или дети. Будет здорово, если мы будем одинаково лояльны к обеим сторонам.
Павел Ткаченко сам воспитывает дочь. Как менеджер и отец, к решению школьных вопросов подходит с юмором и бизнес-хваткой.
В который раз возвращаюсь с родительского собрания со странной смесью отчаяния и агрессии.
Немного предыстории. Я живу с дочерью-подростком. Наша мама заблудилась где-то в ходе истории, поэтому все родительские функции я выполняю самостоятельно: праздную дни рождения, учу уроки, читаю на ночь, рассказываю о половом созревании, вожу по всяким врачам. Ну и на родительские собрания, за неимением альтернативы, тоже хожу. Ибо я не просто родитель, а ответственный родитель.
Читайте также: Я поклялся заменить детям мать
Когда-то на заре 90-х я окончил обычную (пост)советскую школу почти отличником (немного естественных наук не смог осилить больше, чем на «четверку») и со стойкой «двойкой» по поведению. Не потому, что курил на переменах или прогуливал уроки, нет. Просто благодаря обостренному чувству справедливости я «качал права», что в «той» школе категорически не приветствовалось.
Четверть века спустя каждый мой визит в школу – это регрессия в подростковое состояние с изначальной антипатией ко всему, что говорит учитель, к странной логике, скрывающейся за всем, что в школе происходит, к правилам, которые непонятно кто и почему установил, но подвергать сомнению которые – почти как сокрушать скрепы.
В дополнение картины – моя дочь умничка, учится неплохо для самоорганизованного подростка с кучей интересов помимо школы, не курит и не пьет, делает уроки, ставит цели и стремится к их достижению. Короче, золото, а не ребенок.
А теперь вернемся к родительским собраниям.
Стандартный сценарий таков: вы день в день узнаете, что сегодня вечером у вас не «Каберне Мерло» 2012 года от винодельческого хозяйства «Колонист», а родительское собрание. Кто виноват в несвоевременном уведомлении, не выяснишь. Учитель говорит, что предупреждал детей за неделю, доця твердит, что сегодня утром узнала. Как бы то ни было, идти нужно. Почему нужно? Потому что не прийти, значит, не проявить интерес к делам дочери, чего ответственные родители не могут себе позволить. К тому же, я все надеюсь, что рано или поздно узнаю на этом собрании что-то нужное, важное, или, на крайний случай, полезное.
Собрания, кстати, бывают двух типов – общешкольное и классное. Первое – квинтэссенция маразма. Завуч нудно и неспешно выполняет «обязательную программу»: зачитывает какой-то руководящий «лист» ни о чем или рассказывает, как бороться с детским суицидом в рамках отдельно взятой квартиры. Все это – в присутствии 200-300 мамаш в душном актовом зале, без всякого шанса выйти, не навлекши гнева господня на голову доци. (В этом смысле проще вообще не прийти, ибо переписи явившихся никто не делает, чем совершить демарш, аргументируя бессмысленностью происходящего).
Если какой-то процесс не приносит ни хороших результатов, ни хотя бы удовлетворения его участникам, то с ним нужно срочно что-то делать
У «классного» собрания бывают три основанные темы для обсуждения. Первая – успеваемость/поведение. То, о чем я и так знаю, ибо ответственный папа, доверительные отношения с дочерью бла-бла-бла. Мне не нужно ждать какого бы то ни было собрания, чтобы узнать, что происходит в школе и что тревожит дочь. Вторая – полузаконный сбор денег. Я рад бы отказаться, но проще сдать, нежели объяснять всем, почему это незаконно/не нужно/бессмысленно. Опять же, аудитория, с которой по этому поводу придется дискутировать – мамаши, которые иногда не понимают, что, например, ресторан на выпускной после девятого класса нужен не детям, а им самим.
Третья тема – кто что должен сделать для класса (как вариант – кто чего не сделал, куда не явился, что не сдал и все в таком роде). Аргументы и логика доказательства примерно такие же, как и при сборе денег.
Читайте также: Хороший бизнесмен — плохой отец?
В связи с этим у меня постоянно возникают мысли, как сделать собрания более полезными, эффективными, или, на худой конец, быстрыми. По роду своей профессиональной деятельности я повышаю эффективность процессов и систем, а, значит, могу придумать миллион способов достичь эту цель в рабочей среде.
Главная предпосылка достижения эффективности на работе – (1) все люди на работе стремятся к эффективности, потому что именно она формирует источник для выплат зарплат, и (2) у менеджмента компаний есть возможность выбирать себе подчиненных, а также тем или иным методом – коллег и начальство.
На родительских же собраниях присутствует случайная выборка из разнообразных профессиональных, социальных, интеллектуальных и прочих слоев общества, объединяет которых общность места жительства, а также факт обучения их детей в одном классе. Поэтому достичь эффективности с таким коллективом – задача не из простых. Более того, существует гипотеза, что даже сама цель – эффективность – осознается далеко не всеми участниками родительских собраний.
Ок, как решить проблему зря потраченного на родительские собрания времени, я знаю. Просто игнорировать их (а сколько сдавать денег – как-нибудь мамаши или классный руководитель передадут). Но это эскапистский подход, а значит, мне не подходит.
Как сделать собрания полезными, а еще лучше – интересными? Что было бы важно/интересно/полезно услышать на родительском собрании ответственному родителю?
Первое. Важно, чтобы и родители, и учителя осознавали, что у нас должно существовать партнерство в воспитании каждого конкретного ребенка. Это значит, что мы должны (1) одинаково осознавать свою ответственность за эту задачу, (2) делиться информацией о ребенке друг с другом, и интересоваться этой информацией. Да-да, и я, и учителя! (3) согласовывать методы, формы и способы обучения и воспитания. Учителя должны знать мои ценности, принципы и методы, а я, соответственно, их.
Второе. Любая встреча родителей и учеников должна подчиняться обычным и разумным (в деловом мире) правилам, как-то:
— информирование заранее о повестке дня (если единственным пунктом повестки дня будет доклад завуча, на это действо мало кто приобретет билет);
— возможность всем сторонам заблаговременно вносить свои предложения;
— жесткий тайминг встречи;
— структурированность дискуссии (для этого учителям неплохо бы иметь структурированность мышления, навыки публичных выступлений перед взыскательной аудиторией, а также привлекать профессионального модератора для управления дискуссией и переведения неизбежных конфликтов в конструктивное русло);
— использование всех достижений цивилизации для ускорения передачи информации и повышения эффективности взаимодействия (ту информацию, которую нужно просто донести, можно разослать электронной почтой, или распечатать и раздать, а не заслушивать заикания завуча с трибуны а-ля Леонид Ильич в последние годы);
— соблюдение регламента (начало и окончание вовремя, ограничение тем для дискуссии, жесткий контроль времени для выступлений, исключение дискуссий не по вопросам повестки дня, соблюдение правил делового общения и т.д.).
Третье. Сбор большого количества людей в одном помещении должен осуществляться только с целью, заведомо интересной всем сторонам. Сбор денег, нужный только одной стороне, можно совершить иными методами (информирование посредством почты или мессенджеров, пересылка на карточку, выставление счета и т. д. Это незаконно? Нужно все сделать как бы тайно и от имени родительского комитета? Не мои проблемы. Мало того, что с меня собирают деньги (что еще полбеды), так еще и зря тратят мое время, долго вслух рассказывая о колокольчиках и ленточках, и вслух совершая математические действия в пределах программы четвертого класса).
Четвертое. Есть темы, о которых я бы с удовольствием поговорил. Например, я бы хотел лично познакомиться со всеми учителями своей дочери. От каждого я бы хотел прослушать мастер-класс об особенностях очередного учебного года, нюансах и сложностях, ожидающих мою дочь, о методах контроля успеваемости и критериях оценивания, о подводных камнях, об изменениях в программе, учебном процессе и новых тенденциях в чем бы то ни было, затрагивающем меня или моего ребенка.
В конце концов, я бы хотел быть знакомым не только с директором, завучем и классным руководителем, но и с учителями-предметниками. У них нет времени? Им за это не платят? Не волнует. Эти люди часто проводят с моей дочерью больше времени, чем удается мне, отцу. А значит, я имею право с каждым из них быть знаком лично, взглянуть пристально каждому в глаза, убедиться, что они будут сеять разумное-доброе-вечное, а не самоутверждаться на моем ребенке и не изливать свою бытовую неустроенность и детские комплексы.
Читайте также.Десять особливостей шкіл в США, корисних для України
Пятое. Есть темы, о которых нельзя говорить во всеуслышание. Это успеваемость, личностное и психологическое развитие моего ребенка. Беседы на эти темы должны происходить один на один, и не по мере исчерпания денег в фонде родительского комитета, а с определенной периодичностью. Например, по мере возникновения проблем, или раз в два месяца. С классным руководителем, и по необходимости – с привлечением других сторон (учителей-предметников, родителей других детей, администрации школы, психолога).
Шестое. Есть темы, о которых всем родителям нужно поговорить и договориться. В младших классах – о праздновании дней рождения, об общих стандартах использования мобильной связи, о сотрудничестве в вопросах присмотра за поведением и развитием наших детей. В средних – о подходах к решению проблем роста. В старших – о профилактике преступлений, алкоголя, наркотиков, раннего и незащищенного секса. О культуре курения (хотя рискую, что не найду поддержки, но поскольку победить курение в подростковой среде пока не получилось, неплохо бы научить их делать это культурно – не мешая некурящим, не мусоря, не плюясь, не стоя в узких местах и мешая прохожим).
Тут бы помогли встречи с практиками: толковыми психологами, юристами, наркологами, прочими умными людьми. Где их взять? Администрация школы плюс активные родители, при наличии социальных сетей, легко могут привлекать даже топ-персон и медийных спикеров на час-полтора выступить в школе. Главное – мероприятие не для галочки (а значит, без плана мероприятий «от районо» и кислой мины завуча на задней парте), а с целью совместно – родителям и учителям – обсудить актуальное, наметить способы поведения, выработать стратегию.
Вот краткий круг вопросов, которые бы убедили меня, что школа нужна не только для того, чтобы получать от меня заявления о том, что я несу за своего ребенка ответственность (как будто без этого заявления ее несет кто-то другой), и не для скрытого финансирования ремонта школы. Школа – это мой партнер, соратник и друг в деле помощи моему ребенку научиться жить в этом сложном и изменчивом мире.
Увы, пока что после каждого визита в школу у меня возникает стойкое ощущение, что последних 25 лет в моей жизни не было, что я снова старшеклассник, в чем-то провинился и сейчас меня поведут к директору.
Да, помню, у нас реформа образования. Да, знаю, есть прогрессивные учителя и директора, есть неплохие частные школы (за очень взрослые деньги, если честно!). Но пока там, «вверху», ломают копья, один мой ребенок уже окончил школу, в меру своих возможностей попытавшись не сильно травмировать психику себе и учителям, и сейчас этот путь завершает младшая дочь. И то, что происходит в отдельно взятой школе, содержащейся за государственные средства (а, значит, за мой счет!), меня никак не устраивает.
И самое обидное – я также не вижу счастья на лицах учителей, не вижу признаков благоденствия в материальной базе школы. Согласитесь, если какой-то процесс не приносит ни хороших результатов, ни хотя бы удовлетворения его участникам, то с ним нужно срочно что-то делать. Не на уровне законодательном, а в каждой отдельной школе. Причем не завтра (когда дочь окончит одиннадцатый класс), а сегодня.
Читайте также. Сім революційних змін в середній освіті
Цель урока: узнать, как безболезненно пережить родительское собрание.
Ключевые слова: родительское собрание, совет, родители, мама, папа, школьник, ученик.
В чем проблема?
Одни считают, что в родительском собрании нет ничего такого страшного, чтобы тратить свои драгоценные нервные клетки, выдумывая способы его избежать или, по крайней мере, смягчить последствия. А другие уверены: если мама (или папа) все же посетит родительское собрание – отношения с родителями перестанут походить на любовные, как это было прежде.
Какая позиция тебе ближе? Первая или вторая?
А твоим родителям? Первая или вторая?
А твоим друзьям? Первая или вторая?
А посторонним людям? Первая или вторая?
Материал для размышлений:
– Значит так, все пишем в дневниках, что послезавтра родительское собрание. Кто завтра не покажет рядом с этой записью подпись кого-то из родителей – тому «два» в журнал!!!
Знакомая фраза? Ох и щекочет же она нервы нерадивых учеников. Одна только мысль о том, что мама узнает обо всех твоих залетах, напрочь убивает настроение. Сидеть сложа руки и горевать точно не стоит – нужно что-то делать! Но что именно?
Спокойствие и без паники! Итак…
Совет номер ОДИН – простой, но не очень-то ответственный для взрослого человека: не говорить маме о собрании!
Плюс – какое-то время ты точно будешь жить спокойно.
Минус – мама сильно рискует однажды поднять трубку и услышать голос твоей классной: «А вы мама Тани (Пети)? А почему на родительские собрания не ходите? Как это Вы ничего не знаете?!!» Обычно такие ситуации провоцируют у мамы приступ гневного недоверия и в будущем часто повторяющуюся фразу: «Что-то давно у вас собрания не было, наведаюсь-ка я в школу!»
Совет номер ДВА – как только узнаешь о собрании – резко начинай хорошо учиться. Прям резко. И прям хорошо.
Плюс: фраза «Ваша дочь (сын) поначалу имел (-ла) кое-какие проблемы с физикой, но в последнее время заметно подтянулся (-лась)!» способна растопить сердце даже самой строгой мамы, стремящейся вырастить своего ребенка золотым медалистом.
Минус: чаще всего о родительских собраниях сообщают слишком поздно – за день-два.
Совет номер ТРИ. Жестокий. Очень. Применять с запасом валерьянки в аптечке. Говорим маме (папе), мол, я угнала/разбила твою машину/ухожу из дома/сижу в обезьяннике, приезжай, разберись (наиболее подходящее подчеркнуть, об остальном забыть), потом с закрытыми ушами пережидаем первый шок… А потом спокойненько так сообщаем, что вышесказанное было шуткой, и вообще, завтра собрание, только и всего.
Плюс – мама (папа) вздохнет с облегчением.
Минус – высокий шанс получить по шее еще до фразы: «Это шутка!»
Совет номер ЧЕТЫРЕ – намного более гуманный. Пошли на собрание старшего брата, папу, бабульку (короче, с кем больше дружишь).
Плюс – облегченный вариант расправы за неподобающие оценки и хромающее на все ноги поведение.
Минус – мама (член семьи, который обычно ходит на собрания), может решить, что все-таки стоит наведаться в школу лично.
И, наконец, ПЯТЫЙ, самый безбашенный, но действенный совет. Плевать!
Плюс – для того, чтоб стать богатым, вообще необязательно ходить в школу. Минус – вот спросит вас продавец в магазине формулу Гаусса-Остроградского, а ты ее не зна-а-аешь! (На это тоже забей – шутка!)
А вообще, народ, родительские собрания – это вовсе не то, из-за чего стоит париться школьнику! Косим, только не увлекаемся!