По благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия в ходе реализации проекта Барнаульской духовной семинарии «Новомученики и исповедники земли Алтайской» при поддержке Международного грантового конкурса малых грантов «Православная инициатива 2016-2017» была создана электронная база данных репрессированных священнослужителей и монахов (монахинь), имевших отношение к Алтайскому краю по месту рождения, служения, заключения или кончины.
Презентация базы данных прошла в ходе проведения конференции «К 100-летию подвига новомученичества и исповедничества в России. Исповедники земли Алтайской» 9 декабря 2016 года в Барнаульской духовной семинарии.
На данный момент в базу данных входят 659 духовных и монашествующих лиц, пострадавших в ходе репрессий советской власти на верующих и имеющих отношение к Алтайскому краю по факту рождения, проживания, служения, отбывания наказания и смерти. Из них 12 человек уже являются канонизированными Русской православной Церковью. Любой желающий может ознакомиться с содержанием Базы данных, поискать своих родственников, посмотреть кто из исповедников, где и когда родился, служил, или пострадал за веру Христову. К каждому лицу прилагается краткая информация о его рождении, служении, проживании, аресте, отбывании наказания и смерти.
Если у кого-то имеется какая-либо информация о лицах пострадавших по религиозным причинам в ходе репрессий советской власти, просьба написать об этом по адресу: paky-paky@mail.ru — Девятых Александр Иванович.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Репрессивная политика Советского государства в 1930-е годы и политические настроения населения: На материалах Белгородской, Курской и Орловской областей»
Актуальность темы исследования определяется необходимостью комплексного и всестороннего изучения проблемы массовых политических репрессий 1930-х годов, как в целом по стране, так и на региональном уровне. Историческая наука развивается по спирали и вновь, теперь уже в начале XXI века наше общество по-прежнему нуждается в объяснении и понимании трагических событий, потрясших страну несколько десятилетий назад. До второй половины 1980-х годов не принято было думать, а тем более говорить о «большом терроре», о восстановлении справедливости как процессе нравственного очищения общества. Целый период жизни страны практически «выпадал» из отечественной истории. Действия внесудебных, да и многих судебных органов, оценивались лишь как нарушения законности со стороны правоохранительных органов.
Перестройка, демократизация и гласность всколыхнули общество, вызвали небывалый интерес к исторической науке и плюрализм оценок, открыли дорогу к свободе слова и вскрыли спецхраны, что в значительной степени способствовало новому и, будем надеяться, заключительному этапу восстановления истины в полном объеме.
Стал возможным на основе громадного количества рассекреченных документов ВКП (б) — КПСС и ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ глубокий и объективный, а не в угоду политической конъюнктуры, анализ причин и последствий «большого террора».
Сталинизм оказал тяжелейшее воздействие на общественно-экономическое развитие страны, сформировал командно-административную систему, утвердил в сознании многих людей неуважение и, даже, полное пренебрежение к нормам закона и морали, к личности. Во имя достижения «великой цели» оправдывались любые самые бесчеловечные средства, совершались тяжкие преступления. Политическая целесообразность официально ставилась выше формальной законности.
Уничтожение «старого мира» началось с символического ниспровержения памятников монархии. Затем был убит — вместе с семьей и домочадцами — последний и к тому времени уже отрекшийся от престола император Николай II. После этого насилие — уже не символичное, а вполне реальное, — стало стремительно распространятся сверху вниз — «до основания» прежней государственной пирамиды. Но, дойдя до самого низа, оно, не останавливаясь, стало подниматься наверх и вскоре настигло тех «последних», которые ненадолго сделались «первыми», и членов их семей, и миллионы других людей, вся вина которых заключалась в том, что они родились в это время и в этом месте.
Жертвами узаконенного беззакония оказался сотни тысяч человек. Большинство их преследовалось за политические и религиозные убеждения, участие в деятельности бывших политических партий, принадлежность к «социально чуждым классам и сословиям». В стране нагнеталась обстановка шпиономании, подозрительности и доносительства. В числе «врагов народа» оказались партийные и советские работники, крупные ученые, специалисты различных отраслей народного хозяйства, профессорско-преподавательский состав вузов, представители творческой интеллигенции, командный состав армии. Всем им, как правило, предъявлялись надуманные обвинения в антисоветской агитации и пропаганде, шпионской, террористической и иной «контрреволюционной» деятельности. Уничтожались цвет нации, ее научный и интеллектуальный потенциал. Колесо репрессий прокатилось по судьбам миллионов рабочих и крестьян. Все это нанесло непоправимый ущерб генофонду, экономике, обороноспособности, культуре и самой духовной сущности народа.
Квинтэссенцией коммунистического насилия стал «большой террор» 1937-1938 годов, по масштабам и жестокости сравнимый разве что с гражданской войной.
Изучение фондов государственных и ведомственных архивов показывает, что мощь репрессий была несоразмерна жестокой по отношению к имевшим в те годы место проявлениям недовольства, а также оппозиционным настроениям советских людей.
Утвердившийся в стране режим стремился убедить советскую и зарубежную общественность в наличии многочисленных «заговоров», «шпионов» и «вредителей», чья деятельность напрямую и, как правило, бездоказательно связывалась с происками белой эмиграции и иностранных разведок. Последние действительно вели активную подрывную деятельность против СССР, однако, к инспирированным политическим процессам по делам оппозиции и «врагов народа» подлинные контрразведывательные операции чекистов отношения не имели.
Особый размах репрессии приобрели в 1930-е годы, когда органы государственной безопасности, выполнявшие функцию защиты завоеваний революции, стали ведущим звеном в системе карательных органов тоталитарного государства. Борьба с «врагами народа» по сути превращалась в подавление всякой оппозиции, критики и недовольства властью, в расправу с политическими противниками режима. Печальным итогом этого явилось фактическое упразднение конституционных прав и свобод и тотальный контроль государства над обществом, возрастание роли политического сыска и превращение органов безопасности в охранку.
Утвердившийся в стране авторитарный режим, извратив принципы народовластия, занялся борьбой против собственного народа, породив мрачный архипелаг ГУЛАГ, который стал неиссякаемым источником бесплатной рабочей силы, а затем и инструментом массового уничтожения людей.
Напряженно работал в эти годы беспощадный механизм внесудебной расправы — «особые совещания», «тройки», «особые тройки» НКВД СССР и территориальных управлений. Наряду с руководителями НКВД в эти внесудебные органы входили первые секретари ЦК союзных и автономных республик, краевых и областных комитетов ВКП (б), республиканские, краевые и областные прокуроры, прокурор Союза ССР. Военная коллегия Верховного суда СССР также рассматривала дела о «контрреволюционных преступлениях» в упрощенном порядке, вытекающем из подготовленного по инициативе Сталина Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года, ставшего своеобразным каркасом «правовой» базы беззакония и произвола.
Механизм системы карательных органов был запущен на полную мощность. Под его колесницей оказались и чекисты, считавшие недопустимым нарушать законность и бороться с собственным народом. Значительная часть НКВД, цвет советской разведки была осуждена, физически уничтожена, ошельмована или уволена. В этих людях, искренне веривших в чистоту идеалов революции, прошедших подполье и гражданскую войну, сталинизм не без оснований видел опасность политике режима. На место выбывших, расставлялись нужные и преданные Сталину кадры, творившие произвол. Впрочем, многих из них впоследствии постигла та же участь, что и их предшественников.
XX (особенно) и XXII съезды КПСС осудили культ личности, а тысячи безвинно пострадавших партийных работников и рабочих, военачальников и крестьян, сотрудников НКВД и деятелей культуры, русских и немцев, украинцев и поляков реабилитированы. Но процесс восстановления справедливости по известным причинам был прерван.
Вторая половина 1980-х годов — время критического осмысления прошлого и настоящего. Уже после обнародования первых результатов реабилитации многие пережили потрясение, даже шок от прочтения страшных страниц сталинских преступлений. Но немало было и таких, кто требовал прекратить дальнейшее заполнение «белых пятен», кто выходил и до настоящего момента выходит на улицы с портретами Сталина. Поэтому необходимо всемерно ограничить влияние неосталинистов на нашу политическую жизнь, чтобы не допустить повторения прошлых ошибок. Ведь в условиях реформирования современного общества, отягощенного кризисными явлениями, отыскать новых врагов народа нетрудно.
Недопустимо, когда каждое новое поколение исследователей заново переписывает историю своей страны, делая «черное» — «белым» и, наоборот. Но вполне оправданно, что оно дополняет уже имеющиеся исторические знания новыми фактами, ранее по тем или иным причинам неизвестными или тщательно скрываемым.
Степень актуальности диссертационной работы значительно повышается за счет введения в научный оборот целого ряда архивных документов из государственных и ведомственных архивохранилищ Москвы, Белгорода, Курска и Орла» доступ к которым исследователям до начала 1990-х годов был крайне затруднен, а то и просто невозможен. Интересы личности, общества и государства требуют полной правды, какой бы она не была трудной и тяжелой. Одним из первых шагов на этом непростом пути стал Указ Президента Российской Федерации «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека», изданный в 1992 году.
В соответствии с Указом рассекречиванию подлежали законодательные акты, решения правительственных и партийных органов, указания и распоряжения ВЧК-ОГПУ-НКВД СССР, составившие правовую базу беззакония и террора. Стали доступными протоколы заседаний внесудебных органов, сведения о числе лиц, необоснованно подвергнувшихся преследованиям в уголовном и административном порядке по политическим и религиозным убеждениям, служебная переписка и другие архивные материалы, связанные с периодом массовых репрессий. Поэтому рассекреченные в настоящее время документы из архивов спецслужб позволяют включить в информационное историческое пространство новые сведения и факты.
Исследование в полном объеме политической и правовой основы террора, и участие в этом процессе, наряду с учеными, сотрудников прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел выражает по существу бескомпромиссное осуждение сталинизма и его исполнителей, укрепляет, наряду с другими факторами, гарантии недопущения подобного в будущем.
Проблема массовых репрессий обоснованно привлекает внимание исследователей. Механизм реализации репрессивной политики советского государства в Центральном Черноземье в целом отражает процессы, протекавшие в рассматриваемый период времени в стране, но одновременно он имеет и свою специфику, обусловленную особенностями социальных групп, населяющих регион, который оставался одним из наиболее типичных аграрных районов. Весте с тем надо признать, что формирование нормативно-правовой базы, роль и место органов НКВД в осуществлении репрессивной политика, отношение населения к происходящему в стране в 1930-х годах слабо изучены применительно к Центральному Черноземью, опять таки с учетом его территориальных, социально-экономических и политических особенностей, что подчеркивает актуальность данного исследования.
Историография проблемы исследования в основном представлена рядом работ, посвященных рассмотрению составных частей репрессивной политики советского государства, как в стране, так и в ЦентральноЧерноземном регионе.
О массовых политических репрессиях вплоть до второй половины 1980-х годов в официальной отечественной исторической литературе не принято было говорить. Как справедливо заметил Р. Конквест, «советский историк не мог провести подобное исследование в связи с тем, что существовал запрет на факты. Только иностранец способен был выполнить эту работу и остаться в живых». Иностранные ученые имели тогда и то преимущество, что могли опираться на независимую от государственной власти СССР источниковую базу. Вот почему в годы перестройки советская общественность, специалисты стали активно изучать, труды таких исследователей как Дж. Боффа, Н. Верт, Р. Дэвис, Р. Конквест, С. Коэн и других.
Обновленные оценки событий 1930-х годов, сформировавшиеся в ходе перестройки в отечественной исторической науке, сегодня утвердились на страницах как научных, так и учебных изданий.
В исторической литературе во второй половине 1980-х годах появились книги, изданные не за рубежом, а в нашей стране, в которых анализировались не только причины, генезис сталинизма, как одной из разновидностей тоталитаризма, но показывалось и сопротивление ему, приводились факты и примеры протеста и осуждения репрессивной политики государства^ ],
Осмысление «белых пятен» истории специалистами чаще всего делалось в общем контексте анализа событий, и носило преимущественно публицистический, философский характер.
В блоке работ, посвященных периоду насильственной коллективизации и массового раскулачивания, выделяется исследование Ивницкого В.А. «Коллективизация, раскулачивание (начало 30-х годов)», в котором автор показал основные этапы коллективизации, раскрыл формы и методы репрессивной политики большевиков в отношении крестьянства.
Новые архивные материалы о Центральном Черноземье вошли в сборник «Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1927-1932 гг.». Судьба раскулаченных и выселенных крестьян страны стала объектом исследования В.Н. Земскова .
Из коллективных трудов, посвященных проблемам репрессивной политике властей в стране и в Центрально Черноземном регионе, заметным событием в научных кругах стало издание пятитомника рассекреченных документов из архивов спецслужб, посвященных политике коллективизации и раскулачивания советской деревни.
Проблемы коллективизации на примере Курской деревни рассматривались Рянским Л.М., Бочаровым А.Н., Травиной А,С.. В обобщающем труде «Курский край в истории Отечества» под редакцией JI.C. Полнера раскрываются проблемы сопротивления крестьянства насильственной коллективизации .
В исследовании Б.Н. Шаровой «Коллективизация сельского хозяйства в Центрально-Черноземной области. 1928-1932 гг.» впервые приводятся сведения о масштабах раскулачивания в регионе, называются политические причины форсирования процесса коллективизации, но в тоже время воссоздаются лишь отдельные эпизоды репрессивных акций по отношению к крестьянству в ЦЧО.
Последствия административного нажима на сельское население в юго-западных районах ЦЧО достаточно полно раскрыты в статьях Ю.И. Гончаренко и А.П. Чиченкова «Под прессом «великого перелома» на материалах Белгородской области, В.А. Алексеева «Год «великого перелома» и сельские советы Центрально-Черноземной области». Авторы сумели воссоздать настроения сельского населения, его негативное отношение к хлебозаготовкам и советской власти, привести свидетельства массовых репрессий на территории Белгородской области в начале 1930-х годов.
Большое внимание проблеме личности в условиях тоталитаризма уделяется в публикациях Беспарточного Б.Д., Ильиной З.Д., Карнасевича ВТ., Лютых А.А., Тонких В.А., в которых авторы анализируют механизм политических репрессий и культурно-нравственную атмосферу в обществе в тридцатые годы XX века, уделяя особое внимание при этом взаимоотношения культуры и власти, государства и церкви.
Определенный вклад в историографию проблемы репрессий вносит трехтомное издание Книги памяти жертв политических репрессий Курской области и книга памяти жертв репрессий на Орловщине , подготовленные областными ассоциациями реабилитированных жертв политических репрессий на основании документов и материалов, переданных сотрудниками органов безопасности. Документы книги позволяют, взяв за основу региональный уровень, показать механизм массовых политических репрессий в Советском Союзе в 1920-х — начале 1950-х годов, подготовку и реализации на местах решений высших партийно-государственных инстанций.
Рассекреченные архивные материалы органов безопасности, касающиеся проблемы репрессий, частично были воспроизведены в жанре публицистики в книге А.Г. Ошерова «Над пропастью во лжи».
Отдельные этапы государственно-репрессивной политики Советского государства стали активно разрабатываться с конца 1980-х — начала 1990-х годов и в диссертационных исследованиях, когда исследователи получили возможность работать с ранее не доступными архивными фондами. Так, И.Н. Кузнецов достаточно подробно осветил проблемы репрессивной политики государства с учетом социальной структуры населения в Западной Сибири, Ревякин Е.С. раскрыл проблему взаимоотношений государства и церкви в 1929-1936 годах в Иваново-промышленной области, Нармин О.Н. исследовал репрессии против командного, политического и начальствующего состава Красной Армии в 1937-1941 годах .
В специальной работе П.В. Загоровского «Социально-политическая история Центрально-Черноземной области 1928-1934 гг.», на основе анализа широкого круга источников исследованы узловые проблемы насильственной коллективизации крестьянства. В диссертационном исследовании О.Н. Мигущенко рассматриваются вопросы сопротивления крестьянства тотальной коллективизации и налоговому гнету. Тема сопротивления курского крестьянства политики большевиков в 1918-1933 годах поднимается в диссертации В.И. Михеева.
Диссертационное исследование Карнасевича В .Г., основанное на рассекреченных архивных материалах Федеральной службы безопасности, раскрывает исторические корни процесса реабилитации, приводит общие данные о количестве граждан, пострадавших от политических репрессий в Курской области.
Важную роль в исследовании истоков репрессивной политики государства, осознания необходимости восстановления исторической правды сыграло введение в научный оборот закрытых ранее архивных документов, ставших достоянием общественности благодаря деятельности Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 1930-х — 1940-х и начала 1950-х годов.
Вопросы массовых репрессий нашли отражение и в книгах бывших руководителей и сотрудников органов государственной безопасности: В.А. Крючкова, Ф.Д. Бобкова, Л.В. Шебаршина, М.П. Любимова и других.
Проведенный анализ литературы показывает, что вышеназванными авторами была заложена глубокая база для дальнейшего изучения и переосмысливания проблемы репрессивной политики советского государства и настроений населения провинции в 1930-е годы.
Цель диссертационной работы заключается в исследований механизма и практики репрессий и реагирования населения советской провинции на деятельность властных структур и правоохранительных органов государства в 1930-е годы. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
• выявить причины и показать процесс формирования нормативно-правовой базы репрессий в 1930-х годах;
• раскрыть механизм практической реализации репрессивной политики советского государства;
• показать роль и место органов государственной безопасности в механизме проведения репрессий;
• проследить эволюцию политических настроений населения советской провинции в условиях 1930-х годов;
• проанализировать формы и методы противодействия жителей провинции политическому режиму;
• рассмотреть социально-культурные последствия репрессивной политики и выявить причины ее изменения в конце 1930-х годов.
Объектом исследования автор избрал репрессивную политику советского государства в 1930-х годах и социальное поведение населения провинции Советского Союза.
Предметом настоящего исследования является изучение системы деятельности органов госбезопасности Белгородской, Курской и Орловской областей по реализации репрессивной государственной политики, отношение населения к проводимой политической линии и социально-политические последствия репрессий 1930-х годов.
Географические рамки исследования очерчены границами Белгородской, Курской и Орловской областей современного территориального деления. Локализация диссертационной работы произведена для конкретизации и достижения полноты исследования. Располагаясь в центре страны, эти области сочетают в себе типичные черты карательной политики государства и реагирования населения на массовые репрессии.
Хронологические рамки исследования включают 1934-1939 годы. Нижняя граница исследования охватывает период, начинающийся образованием НКВД СССР и Законами от 1 декабря 1934 года, когда окончательно сложилась система организационно-правового обеспечения репрессивной политики государства и стала широко распространяться на все население страны и региона. Вместе с тем, для целостного рассмотрения темы, автор счел необходимым обратиться к предыдущим этапам репрессивных мероприятий компартии и советского правительства, и, прежде всего, формирования нормативно-правовой базы массовых репрессий.
Верхние рамки исследования определены 1939 годом, когда рядом совместных распоряжений СНК и ВКП (б) массовые репрессии были временно приостановлены.
Данные хронологические рамки способствуют рассмотрению закономерностей становления и функционирования репрессивной системы советского государства, а также позволяют проследить эволюцию политических настроений населения и сотрудников органов безопасности.
Источниковая база диссертационной работы представляет собой широкий круг различных материалов, которые следует разделить на две группы: архивные и печатные.
Первую группу составляют документы из фондов Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), Государственного архива Курской области (ГАКО), Центра документации новейшей истории Белгородской области (ЦДНИ БО), Центра документации Курской области (ЦДНИ КО), ведомственных архивов управлений Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Белгородской (АУФСБ РФ БО), Курской (АУФСБ РФ КО) и Орловской (АУФСБ РФ ОО) областям, а также управления внутренних дел Курской области (АУВД КО), в которых сосредоточены приказы, указания, отчеты, справки, докладные записки о настроениях и реакции населения на проводимую государством репрессивную политику, статистические сведения правоохранительных органов по периоду массовых репрессий, а также архивные уголовные дела реабилитированных граждан, содержащие письменные свидетельства невинных жертв террора.
Для раскрытия темы привлекались материалы Центрального архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ РФ).
Значительная часть использованных в диссертационном исследовании архивных документов, позволяющих дать объективный анализ карательной политики центральных и местных органов власти и управления в условиях реконструкции советского общества, вводится в научный оборот впервые.
Вторая группа источников представлена сборниками официальных документов, периодическими и справочными изданиями, воспоминаниями участников и очевидцев трагических событий 1930-х годов.
Из опубликованных официальных документов следует выделить в первую очередь законодательные и нормативные акты ВКП (б) и советского правительства, ведомственные приказы и указания ОГПУ-НКВД СССР, определяющие размах и порядок проведения репрессий в стране и в Центральном Черноземье,
Среди опубликованных источников необходимо назвать также печатные материалы, к числу которых относятся центральные и местные периодические и справочные издания изучаемого периода, оказавших влияние на формирование общественно-политической мысли и раскрывающие механизм реализации законодательства о репрессиях в стране.
Методологическая основа исследования. В работе использованы основные методологические принципы: объективности, историзма и всестороннего изучения. Исследование проведено в сравнительно -историческом, аналитическом и статистическом плане. События и процессы социально-политической жизни страны 1930-х годов, массовые репрессии, роль и место органов безопасности в карательном механизме государства, массовые репрессии и отношение к ним населения рассмотрены в их причинно-следственной связи. Доминирующим фактором для всесторонности и глубины исследования, стала возможность доступа к архивным документам и материалам государственно-правового характера, находящимся на хранении в управлениях ФСБ РФ по Белгородской, Курской области и Орловской областям.
Автор стремился анализировать фактический материал на основе объективного научного анализа исторических явлений и отойти от конъюнктурно-политических оценок событий.
Научная новизна определяется тем, что в работе предпринята попытка комплексного анализа организационно-правового обеспечения репрессивной политики советского государства в 1930-е годы и причин ее вызвавших. Достаточно подробно рассматривается механизм реализации законодательной базы политических репрессий, причем сотрудники прокуратуры и органов государственной безопасности рассматриваются не только как исполнители сталинских преступлений, но и как жертвы произвола.
В диссертации приводятся статистические сведения о количестве жертв «большого террора», что позволяет получить целостную картину масштаба политических репрессий на территории Белгородской, Курской и Орловской областей.
В результате проведенного исследования в научный оборот вводится обширный комплекс рассекреченных материалов, долгие годы имевших гриф «Совершенно секретно» или «Секретно», дополняющие малоизученные аспекты отечественной истории. Представленные в исследование архивные документы одновременно позволяют показать карательную политику государства как глазами его граждан, непосредственно попавших в жернова сталинской мельницы, так и их родственников, долгие годы носивших клеймо членов семьи «врагов народа», со всеми вытекающими отсюда проблемами.
Практическая значимость исследования. Положения и результаты диссертационной работы, значительный фактический материал, содержащийся в ней, могут быть использованы в процессе подготовки и преподавания отечественной истории в высших и средних учебных заведениях, для разработки специальных лекционных курсов по проблемам жизни страны периода массовых политических репрессий, а также для исследований краеведческого характера.
Апробация исследования. Основные положения, результаты и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры истории Отечества Курского государственного педагогического университета и изложены в научных публикациях автора общим объемом 5,6 печатных листа, включая научное издание «Социальное поведения населения советской провинции в 1930-е годы» (На материалах Белгородской, Курской и Орловской областей). Материалы исследования докладывались на международной научно-практической конференции: «Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура» (г. Белгород, 1998 г.), на Вторых Дамиановских чтениях (г. Курск, 2000 г.), Всероссийской научно-практической конференции «На пути к правовому государству: трудности и достижения» (г. Курск, 2001 г.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечания, списка использованных источников и литературы, приложения.
Зампред «Яблока» Александр Гнездилов заверил, что подсчет «плохих законов» будет продолжен. Фото с сайта www.yabloko.ru
Как стало известно «НГ», одним из направлений избирательной кампании «Яблока» в Госдуму станет борьба с репрессивными законами, нарушающими права и свободы граждан. Предварительный перечень уже составлен, в нем 53 законодательных акта. Основное внимание «Яблоко» уделяет не социально-экономическим, а политическим ограничениям. Таким образом, партия показывает, что рассчитывает на поддержку либерально настроенного электората.
К Международному дню прав человека экспертно-аналитическое управление партии подготовило перечень законов, нарушающих права и свободы граждан. В «Яблоке» напомнили, что составление реестра – это часть обязательств партии перед обществом в рамках плана по противодействию политическим репрессиям. Зампред «Яблока» Александр Гнездилов подчеркнул, что ключевая особенность формируемого реестра – отказ от субъективных и политических оценок: «В данном случае мы сознательно решили опираться на решения и выводы авторитетных неполитических институций, чтобы наш список имел силу не только политического, но и правового аргумента».
В основу перечня репрессивных законов легли правовые заключения Управления верховного комиссара ООН по правам человека, Венецианской комиссии, уполномоченного по правам человека в РФ и президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
В документе речь идет, в частности, о законах – об НКО-иноагентах, внесудебной блокировке сайтов, об «оскорблении чувств верующих», о «гей-пропаганде», о «нежелательных организациях», о запрете иностранцам усыновления детей из России и т.д. В реестр также попали поправки к закону о ФСБ о расширении полномочий спецслужбы, пакет Яровой-Озерова, «дадинская статья» Уголовного кодекса об ответственности за нарушение правил проведения митингов.
Гнездилов сообщил, что теперь эксперты партии анализируют решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). То есть перечень из 53 пунктов станет лишь основой для составления полной базы репрессивных законов РФ. Яблочник заметил, что «единый список антиправовых законов, нуждающихся в немедленном пересмотре, будет полезен стране к выборам 2021–2024 годов в качестве ясного и конкретного программного требования демократической оппозиции и гражданского общества». «НГ» обратила внимание, что в «Реестр репрессивных законов РФ включены акты, принятые с начала 2000-х годов, то есть за все время правления президента Владимира Путина. Стоит отметить, что «Яблоко» занималось в основном законами, касающимися общественно-политической сферы. Социально-экономическое направление представлено лишь тремя «неправильными» законами – это монетизация льгот, Жилищный кодекс и закон «Об обращении лекарственных средств».
Три закона помещены в реестр в связи с расширением в них полномочий силовиков – это законы об обороне, о безопасности и о службе в правоохранительных органах. Нарушение прав кандидатов и избирателей выявлено тоже в трех законах – о референдуме, о муниципальном фильтре и о выборах депутатов Госдумы. Осуждены как репрессивные законы об НКО и нежелательных организациях. Беспрецедентное количество законов, по мнению экспертов «Яблока», ограничивает свободу слова – целых 13 актов. Это две поправки о «гостайне», еще две – о расширении понятия «клевета», три – «о защите детей от вредной информации» и пр. Законов, ограничивающих интернет, вычислено четыре. В отдельную категорию помещены законы, касающиеся прав заключенных. Всего «неправильных» законов четыре, в частности право на отбытие наказания вблизи места жительства. С ними рядом в реестре находятся три акта, в которых неоправданно расширено понятие «терроризм». Отдельно упомянут также закон о политических партиях, поскольку «его действующие нормы, регламентирующие возможность роспуска или отказа в регистрации партий, продолжают создавать проблемы даже после того, как сократились требования к количеству членов, необходимых для создания партии». Понятно, что осуждению подвергся и закон о принятии в состав РФ Республики Крым и Севастополя.
Как заявила «НГ» лидер «Яблока» Эмилия Слабунова, «цель – показать людям, что депутаты Госдумы наработали за прошлые созывы, и одновременно представить обществу альтернативу». В качестве таковой, напомнила Слабунова, у партии есть пакет из 140 законов, отдельно сейчас готовится и ряд социально-экономических инициатив в защиту именно граждан. «Реестр репрессивных законов», подтвердила лидер «Яблока», партия готовит к думским выборам 2021 года.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов пояснил «НГ»: «Судя по всему, основным в реестре является даже не столько политическое, сколько правозащитное направление». Эксперт считает, что как одно из направлений думской кампании такая работа может оказаться эффективной, но при должной информационной раскрутки. «Надо донести до избирателей информацию так, чтобы те услышали и поняли. То есть оппозиции надо стараться расширять каналы коммуникации с обществом», – отметил он. По мнению Куртова, агитационную работу следовало бы выстраивать в два этапа: сначала электорату сообщается о плохих законах, а потом ему же предлагается поддержать партию, у которой уже есть в запасе разумные альтернативы. «Конкуренция на политическом поле предполагается большая, каждой партии нужно искать свои особые направления воздействия на избирателей», – подчеркнул эксперт.
Договор
о благотворительном пожертвовании
(публичная оферта)
г. Москва 1 апреля 2017 г.
Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», в лице Исполнительного директора Жемковой Елены Борисовны, действующей на основании Устава, именуемая в дальнейшем «Благополучатель», настоящим предлагает физическим лицам или их представителям, именуемым в дальнейшем «Благотворитель», совместно именуемые «Стороны», заключить Договор о благотворительном пожертвовании на нижеследующих условиях:
1.Общие положения о публичной оферте
1.1. Данное предложение является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского Кодекса РФ.
1.2. Акцептом настоящей оферты является осуществление Благотворителем перечисления денежных средств на расчётный счёт Благополучателя в качестве благотворительного пожертвования на уставную деятельность Благополучателя. Акцепт данного предложения Благотворителем означает, что последний ознакомился и согласен со всеми условиями настоящего Договора о благотворительном пожертвовании с Благополучателем.
1.3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днём её публикации на официальном сайте Благополучателя www.memo.ru , именуемом в дальнейшем «Сайт».
1.4. Текст настоящей оферты может быть изменен Благополучателем без предварительного уведомления и действует со дня, следующего за днём его размещения на Сайте.
1.5. Оферта действует до дня, следующего за днем размещения на Сайте извещения об отмене Оферты. Благополучатель вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
1.6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечёт недействительности всех остальных условий Оферты.
1.7. Принимая условия данного соглашения, Благотворитель подтверждает добровольный и безвозмездный характер пожертвования.
2.Предмет договора
2.1. По настоящему договору Благотворитель в качестве благотворительного пожертвования перечисляет собственные денежные средства на расчётный счёт Благополучателя, а Благополучатель принимает пожертвование и использует на уставные цели.
2.2. Выполнение Благотворителем действий по настоящему договору является пожертвование в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса РФ.
3.Деятельность Благополучателя
3.1. Целью деятельности Благополучателя в соответствии с Уставом является::
— содействие в построении развитого гражданского общества и демократического правового государства, исключающего возможность возврата к тоталитаризму;
— формирование общественного сознания на основе ценностей демократии и права, преодоление тоталитарных стереотипов и утверждение прав личности в политической практике и общественной жизни;
— восстановление исторической правды и увековечение памяти жертв политических репрессий тоталитарных режимов;
— выявление, обнародование и критическое осмысление информации о нарушениях прав человека тоталитарными режимами в прошлом и прямых и косвенных последствиях этих нарушений в настоящем;
— содействие полной и гласной моральной и юридической реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям, принятию государственных и других мер по возмещению нанесенного им ущерба и предоставлению им необходимых социальных благ.
3.2. Благополучатель в своей деятельности не имеет целью извлечение прибыли и направляет все ресурсы на достижение уставных целей. Бухгалтерская отчетность Благополучателя ежегодно проходит аудиторскую проверку. Благополучатель публикует информацию о своей работе, целях и задачах, мероприятиях и результатах на сайте www.memo.ru и в других открытых источниках.
4. Заключение договора
4.1. Акцептовать Оферту и тем самым заключить с Благополучателем Договор вправе только физическое лицо.
4.2. Датой акцепта Оферты и соответственно датой заключения Договора является дата зачисления денежных средств на банковский счёт Благополучателя. Местом заключения Договора считается город Москва Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор считается заключенным в письменной форме.
4.3. Условия Договора определяются Офертой в редакции (с учётом изменений и дополнений), действующей (действующих) на день оформления платёжного распоряжения или день внесения им наличных денег в кассу Благополучателя.
5. Внесение пожертвования
5.1. Благотворитель самостоятельно определяет размер суммы благотворительного пожертвования и перечисляет его Благополучателю любым платёжным методом, указанным на сайте www.memo.ru на условиях настоящего Договора.
5.2. При перечислении пожертвования путём оформления списания с банковского счёта в назначении платежа следует указать «Пожертвование на уставную деятельность».
6. Права и обязанности сторон
6.1. Благополучатель обязуется использовать полученные от Благотворителя по настоящему договору денежные средства строго в соответствии с действующим законодательством РФ и в рамках уставной деятельности.
6.2. Благотворитель даёт разрешение на обработку и хранение персональных данных, используемых Благополучателем исключительно для исполнения указанного договора.
6.3. Благополучатель обязуется не раскрывать третьим лицам личную и контактную информацию Благотворителя без его письменного согласия, за исключением случаев требования данной информации государственными органами, имеющими полномочия требовать такую информацию.
6.4. Полученное от Благотворителя пожертвование, по причине закрытия потребности частично или полностью не израсходованное согласно назначению пожертвования, указанному Благотворителем в платежном поручении, не возвращается Благотворителю, а перераспределяется Благополучателем самостоятельно на другие актуальные программы.
6.5. Благополучатель имеет право извещать Благотворителя о текущих программах с помощью электронных, почтовых и СМС-рассылок, а также с помощью телефонных обзвонов.
6.6. По запросу Благотворителя (в виде электронного или обычного письма) Благополучатель обязан предоставить Благотворителю информацию о сделанных Благотворителем пожертвованиях.
6.7. Благополучатель не несет перед Благотворителем иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.
7.Прочие условия
7.1. В случае возникновения споров и разногласий между Сторонами по настоящему договору, они будут по возможности разрешаться путем переговоров. В случае невозможности разрешения спора путем переговоров, споры и разногласия могут решаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебных инстанциях по месту нахождения Благополучателя.
8.Реквизиты сторон
БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЬ:
Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»
ИНН: 7707085308
КПП: 770701001
ОГРН: 1027700433771
Адрес:127051, Москва, Малый Каретный переулок, д.12,
Электронный адрес: nipc@memo.ru
Банковские реквизиты:
Международный Мемориал
Расчетный счет: 40703810738040100872
Банк: ПАО СБЕРБАНК г.МОСКВА
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225