Содержание
Отдых в Иордании
Иордания или, как ее еще иногда называют, Хашимитское Королевство считается страной долгожителей, так как средний возраст мужчин здесь колеблется около семидесяти, а средний возраст женщин — около восьмидесяти лет. Государство занимает площадь чуть больше 9 тыс. кв.км. Население составляется 5 млн. человек. Религия: ислам. Столица — город Амман, при этом крупными населенными пунктами также являются Акаба, Ирбид, Зарка, Керак.
Климатические условия в стране благоприятные, комфортные для отдыха. Именно поэтому туры в Иорданию пользуются такой популярностью среди иностранцев со всего мира. Королевство граничит с Ираком, Саудовской Аравией, Сирией. Часть границы проходит по Мертвому морю, где как раз и расположились основные курорты Иордании. Еще одной жемчужиной государства является Красное море, пролегающее на юго-востоке. По нему ходят морские суда, которые издавна связывают Иорданию и Египет. В районе Красного моря находится главная курортная область страны, город-порт Акаба.
Основная часть населения: арабы (палестинцы иорданцы). Примерно по 1% приходится на черкесов и армян.
Туры в Иорданию из Киева
Отправляясь в Иорданию из Киева, не волнуйтесь насчет языкового барьера. Несмотря на то, что официальным языком государства является арабский, многие жители спокойно изъясняются на английском языке. Иногда можно даже услышать русскую речь, но это бывает редко.
Курорты Иордании
Туры по Иордании можно смело приобретать круглый год. Курорты Иордании – это не только прекрасные отели, но и тихие ресторанчики с оригинальной самобытной кухней. К еде арабы относятся с особым благоговением. Трапеза здесь являет собой неотъемлемую часть культуры. Например, с помощью того или иного угощения араб может выразить почтение или благосклонность к определенному человеку. Да и помимо всего прочего, национальные блюда в Иордании действительно очень вкусные, так что, будучи на отдыхе, не примените попробовать парочку.
Самым комфортным временем года, когда советуют покупать тур в Иорданию, является межсезонье: палящая жара и сухость еще не наступили, но уже и не холодно. Данная пора длится с ноября и по май. Температура приятная, не превышает двадцати двух градусов. В это время туры в Иорданию берут те, кто не хочет отдыхать под слишком палящим солнцем. Зимой туристы чаще всего ездят в Иорданскую долину или Акабе.
Иордания: отдых для всех
Отдых в Иордании нельзя назвать полноценным без посещения всевозможных рынков и маленьких магазинчиков, каждый из которых, кстати, работает по индивидуальному графику, с собственными выходными днями. Специфическая культура торговли поражает: к примеру, есть традиция предлагать зашедшему в лавочку потенциальному покупателю кружечку кофе или чая. В отличие от «плавающего» рабочего графика магазинов, базары Иордании работают без выходных, так что если хотите привезти из тура сувениры, идите на рынок. При желании цену товара всегда можно снизить, так что торг вполне уместен.
Качественные дороги – еще одна гордость страны. При желании Вы можете предпринять тур по Иордании в арендованном автомобиле.
Несколько советов
Путешественники, отправляющиеся в Иорданию из Киева, должны помнить о строгом дресс-коде, который особенно важен для женщин, если они, конечно, не хотят показаться нескромными или, что хуже, попасть в неприятную историю. Никаких мини юбок и декольте – такая одежда оскорбляет традиции местного населения. Кроме того, на курортах Иордании нежелательно фотографировать местных жителей, по крайней мере, без их прямого на то согласия.
Иордания лежит в самом сердце Святой Земли. Во время путешествия ваш путь пройдет через долины, равнины, холмы, горы и ручьи, чьи названия навсегда останутся в памяти человечества, благодаря деяниям и заветам пророков Мухаммеда, Авраама, Моисея, Лота, Аарона, Ильи, Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.
Столица Иордании — Амман — столица современной Иордании , в истории он известен как Раббат-Аммон. Амман — может по праву называться «белым городом». Потому что большая часть зданий Аммана построены из белого известняка. Наравне с тем, что здесь еще не все умеют читать и писать, здесь много современных, из стекла и бетона зданий, которые соседствуют с древними мечетями. Это древний город, громадный, хаотичный, ориентироваться в нем — занятие непростое. Улицы запутанные, названия непонятные. Не стоит тратить на Амман много времени — достаточно беглого осмотра, например, стоит посетить Старый Город с тесными улочками, лавками, и рынком Сук Ал-Дахаб.
Город является крупным коммерческим и административным центром с большим количеством прекрасных отелей, ресторанов, картинных галерей и музеев.
Венцом города является Цитадель — холм с руинами храма Геркулеса, где расположен археологический музей, ряд экспонатов которого относится ко времени первых поселений в этом регионе, появившихся около 700 тысяч лет назад. У подножия Цитадели лежит римский амфитеатр, рассчитанный на 5 тысяч зрителей.
Чтобы получить более полное впечатление об этом городе, имеет смысл прогуляться пешком от крупнейшей мечети современного Аммана — Мечети Короля Абдаллы, до расположенного в пяти минутах ходьбы здания Иорданского Парламента, чрезвычайно напоминающего Израильский Кнессет. Представляет интерес Военно-Патриотический музей, выставка военной техники. Находится музей внутри огромного спортивного городка, включающего стадион, теннисные корты и многое другое в фешенебельном районе западного Аммана — Шмейсани.
Столица, названная Раббат-Аммон в 6ОО году до poждества Христова, сменила много названий, переходя из рук в руки от Лагидов к Селецидам. Она была перестроена Птолемеем II, который назвал ее Филадельфией, ставшей одним из десяти городов декаполиса. Позже Амман был перестроен римлянами, бурно развивался в течение всей эпохи Византии и стал важным процветающим городом на перекрестке караванных путей. Сейчас Амман — богатый город, раскинувшийся на Семи Холмах.
От греко-римской цивилизации здесь остались восхитительный амфитеатр в самом сердце старого квартала «Центра города» («Down Town») и развалины римского храма Геркулеса II века.
От христианской цивилизации эпохи Византии осталась Цитадель, соседствующая с помпезным дворцом Губернатора постройки начала эпохи Оммеядов (восьмой век новой эры). В Аммане также находится квартал восточных рынков (Сук), где бурлит жизнь, музей иорданского фольклора, в экспозиции которого находится интереснейшая коллекция о жизни кочевников, а также музей народных традиций, в котором представлены различные стороны жизни бывших бедуинов.
Амман часто называют «Белым городом» из-за необычной его белизны — результата использования в строительстве белого камня — известняка. Строительство ведется довольно быстро, а главное, трудно найти два одинаковых здания, поэтому новые районы Аммана, такие как Абдун, похожи на архитектурный музей под открытым небом. Дома в городе живописно расположились на склонах холмов. Первоначально их было семь. Сейчас же разросшийся город занимает не менее пятнадцати.
Иордания — уникальная и благословенная земля, упоминавшаяся в Ветхом и Новом Заветах. Земля, где появился Ислам. Названия ее исторических мест — Эдом, Моав, Аммон, Гилеад, Гад, Перея — составляют существенную часть библейского справочника географических названий.
Крупнейшие города: Акаба, Джераш, Амман
Джераш — город выстроен прямо на руинах римского города Гераса. Иногда его еще называют «Ближневосточными Помпеями» — из-за масштаба раскопок и хорошо сохранившихся руин — хотя вулканы в истории городка (да и вообще — страны) не сыграли решительно никакой роли. Долгие годы Гераса входила в знаменитую «группу десяти» — Декаполис — в компании с Дамаском, Филадельфией (нынешним Амманом) и другими античными городами. Расцвет городка пришелся на I век до нашей эры, когда рядом с ним пролегли важные торговые пути из Аравийского полуострова в Сирию и Средиземноморье. Позже Гераса превратилась в любимое место отдыха римского императора Адриана (в результате появилось множество достопримечательностей, названных в честь него, — например, Арка Адриана), а спустя еще несколько столетий обзавелась статусом христианского города под властью Византийской империи. Впереди Герасу ждала эпоха войн и разрушений, землетрясения и Крестовые походы едва не стерли ее с лица земли, однако нынешний Джераш сумел мастерски сохранить копилку уникальнейших древнеримских сооружений.
Аджлунский замок — один из наиболее сохранившихся образцов арабо-мусульманской средневековой военной архитектуры. Его отличительные черты — сухой ров, подъемный мост, ведущий к основному входу, хорошо укрепленные ворота с декоративными каменными голубями, массивная южная башня. Внутри замок представляет собой лабиринт сводчатых проходов, винтовых лестниц, пандусов, обеденных залов, конюшен, а также личных покоев управителя замка.
Изначально замок имел четыре башни с бойницами для лучников, и был окружен рвом шириной 16 и глубиной 15 метров. В 1215 году мамлюкский губернатор Айбак-ибн-Абдулла расширил замок, добавив еще одну башню на юго-восточном углу и соорудив мост, украшенный фигурками голубей, который можно увидеть и сегодня.
В Аджлуне также находится храм Аль-Хадир (св. Георгия). Среди других святых мест — место рождения пророка Илии в Листибе и церковь Илии пророка в Хирбет-Мар-Ильяс. Неподалеку находится гробница почитаемого сподвижника пророка Мухаммеда Икримы-ибн-Аби-Джахаля.
В окрестностях Аджлуна также расположено немало достойных к посещению мест. Например, потрясающей красоты заповедник, по которому проходят два туристских маршрута. Здесь можно остановиться на ночь прямо на территории заповедника, в домиках-шале.
В деревене Тубна стоит осмотреть мечеть Зейдани, зал собраний 1750 года, а также дворец «Ал’али Шрейда» — бывшая резиденция местного губернатора. Интересно древнее поселение в деревне Зубия, которое по сей день называют «монастырем» — здесь находятся руины византийской церкви. Кроме того, в этих местах сохранилось несколько домов и конюшен, возраст которых насчитывает несколько веков.
Петра
Древний город Петра является одним из сокровищ Иордании. Он находится в трех часах езды к северу от Акабы.
Петра — это наследство, оставшееся от Набатеев, отважных воинов и трудолюбивых каменотесов, которые обосновались на юге Иордании более 2 тыс. лет назад. Особенность Петры составляет его удивительное местоположение в самом сердце пустыни. Город расположен в горах, которые в зависимости от времени суток окрашиваются в розовый, темно-красный, пурпурный или оранжевый цвет. Петра тянется вдоль долины реки Вади Араба, от Мертвого моря до залива Акаба на Красном море. От главного входа посетители проходят через устрашающий «Сик», огромную трещину в песчанике, протяженность которого 3 км между отвесными скалами. Самый известный памятник Петры — Сокровищница, которая является завершением «Сика»; а вокруг — сотни зданий, фасадов, склепов, бань, траурных залов, храмов и, конечно, театр на 3 тыс. мест, построенный в 1-ом веке до н.э. Английский поэт и путешественник Дин Бургон описал Петру следующими словами: «поистине уникально это необыкновенное чудо, красно-розовый город моложе лишь самого времени». Однако Петра это не только набатейцы. Всего в 15 минутах езды от города расположены поселения каменного века в Бейде и Баете, руины городищ библейского народа эдомитов, обширные развалины крепости римских легионеров в Узрахе.
Мадаба — находится в 30 км. к югу от Аммана. В центре города до сих пор сохранились остатки дороги и городских сооружений. Расположенная здесь греческая христианская церковь св. Георгия в Мадабе знаменита вмонтированной в ее пол картой Ближнего Востока, созданной в период правления императора Юстиниана. На карте отображены города, реки, Мертвое и Средиземное моря. Город часто называют «городом мозаик» — их тут действительно множество. Можно посмотреть знаменитый археологический парк Мадабы с его руинами церквей, вилл и улиц.
Мемориал Моисея на горе Небо — именно тут по преданию был похоронен пророк Моисей. Отсюда, с вершины высокого холма, с которого просматривается Мертвое море, долина реки Иордан и Иерихон, он увидел земли, к которым вел свой народ 40 лет. От Аммана до Мадабы и горы Небо около 1 часа пути.
«Замки пустыни»
Так в Иордании называют остатки замков, крепостей, сторожевых башен, караван-сараев и укреплённых дворцов. Основное место среди них занимают замки крестоносцев и омейядские дворцы. Их можно посетить следуя в Акабу (курорт на Красном море) или в восточные районы страны. В Караке и Шобаке находятся 2 средневековых замка, построенных крестоносцами в XII в. Два других замка — Хабиса и Вуейра — находятся в Петре. К XII в. относится и Аджлунская крепость, служившая опорной базой Салах-Эддину ( Саладдину ) во время ведения кампании по изгнанию крестоносцев из Иордании и Палестины. Каср («дворец» по-арабски) Амра с его фресками, загадочный Каср Хараана, Каср Халлябат, Азракский замок из чёрного базальта и другие удивительные сооружения, мало известные широкой публике.
Карак, один из бастионов крестоносцев. Этот город привлекает немало туристов большим количеством хорошо сохранившихся османских построек 19 в. Но, конечно, его главная достопримечательность — это Каракский замок. Город построен на треугольном плато, на узком южном конце которого и построен замок (длина 220 м, ширина 125 м в северной части и 40 м в южной части). Замок является цитаделью города, расположен на высоте 1000 м над уровнем моря и окружен с трех сторон долиной. С крепостных стен Карака можно разглядеть Мертвое море, а у подножия в настоящее время проживает порядка 200 тыс. человек. После перехода к мусульманам Карак играл стратегическую роль в регионе в течение следующих двух столетий. В 1263 г. правитель мамелюков Бейбарс укрепил замок и построил на северо-западе дополнительную башню.
Перед тем как зайти в замок, стоит потратить пять минут на изучение карты, висящей у входа. Она поможет сориентироваться и даст полезную справку об истории этого места. Залы и коридоры, сохранившиеся лучше всего, находятся под землей. Как туда можно попасть подскажут сотрудники в кассе. При посещении замка и его подвалов, стоит прихватить карманный фонарь — в глубине встречается много тоннелей и проходов, в которых отсутствует освещение.
Крепость Шобак (ее второе название – Монреаль) – величественный памятник былой славы крестоносцев. Она была построена в 1115 году первым королем Иерусалимского королевства Балдуином I. Обосновавшись на тысячеметровой высоте (на высоком и вполне живописном холме), замок получил возможность контролировать проходящие мимо караваны и взимать с них богатую дань. Увы, уже через 75 лет после постройки крепость сдалась правителю аюбидов Саладину (Салах ад-Дин). Правда, взяли ее в результате двух лет осады лишь измором. После этого Шобак утратил свою значимость и стал постепенно разрушаться. Позже здесь еще успели похозяйничать мамлюки, перестраивая крепость на свой лад.Сегодня на территории замка можно увидеть старинную церковь и часовню. За крепостной стеной находятся 375 ступеней, ведущих внутрь холма к источнику с пресной водой. На каменных стенах сохранились затейливые арабские письмена – летопись замка Шобак. Крепость открыта для посещения в любое время суток, никаких экскурсий тут не проводится. Местонахождение – современный поселок Шобак в 190 км от Аммана, в 120 км от Карака и в 35 км от Петры (около часа езды).
Пелла (Табакит-Фахль) или, как ее здесь часто называет, «любимица археологов» невероятно богата древностями. Помимо развалин греко-римского периода, в частности, великолепного Одеона (театра), здесь можно найти следы энеолитического поселения, датируемого 4 тысячелетием до нашей эры, остатки укрепленных городов бронзового и железного веков, руины византийских церквей, а также жилой квартал, относящийся к раннеисламскому периоду.
Современный иорданский город Умм Кайс находится на месте древнего греко-римского города Гадара (или Антиохии), известного как место, где Иисус чудесным образом исцелил бесноватого. Сейчас от разрушенного землетрясением античного города остались руины византийской церкви VI века с восьмиугольными колоннами из базальта и черными резными саркофагами, подземный мавзолей, развалины двух амфитеатров, обрамленная колоннадами главная улица, две бани, нимфей (фонтан), форум и городские ворота. В городе работает археологический музей. В отреставрированном доме турецкого губернатора выставлены греческие статуи и христианские мозаики. С холмов Гадары открываются потрясающие виды на долину реки Иордан, Галилейское море и Голанские высоты.
Пещера Лота
История Лота в Библии неразрывно связана с историей печально известных Содома и Гоморры, испепелённых Господом около 4-х тысяч лет назад за царящий в них разврат, жестокость и распущенность нравов.
Лота, который жил праведной жизнью, его жену и двух дочерей Господь с помощью ангелов вывел из пылающего огнём Содома живыми и невредимыми, строго запретив им оглядываться назад.
Жена Лота, нарушившая запрет и оглянувшаяся на разрушающийся город, превратилась в соляной столп. Камень «жена Лота», напоминающий очертаниями человеческую фигуру, находится рядом с пещерой.
Пещера расположена на высоком холме, возвышающемся над Мёртвым морем, возле небольшого родникового источника. Согласно библейским текстам именно в этой пещере, обе дочери Лота зачали и родили детей от своего отца, предварительно напоив его до беспамятства.
Монастырский комплекс включает в себя действующий монастырь, жилые и служебные помещения для монахов и паломников, а также несколько гробниц. Также у подножия холма находится прекрасная византийская церковь с мозаичным полом.
Вади-Рам — удивительное место, неподвластное времени и нетронутое цивилизацией. Ветер и солнце в течение тысячелетий так сильно воздействовали на местный ландшафт, в результате чего здесь образовались уникальные скалы, арки, каньоны и колодцы. Здесь найдут себя и любители походов, и скалолазы и просто любители истории. Ведь некоторые наскальные рисунки на территории заповедника Вади-Рам насчитывает свыше четырех тысяч лет. А с июня 2011 года пустыня Вади-Рам включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.Сотрудники патруля пустыни Вади-Рам носят, пожалуй, самую колоритную униформу на всем Ближнем Востоке. Длинное одеяние «диш-даш» цвета хаки перехвачено ярко-красным патронташем, на поясе — кинжал, в руках — винтовка, на голове — традиционный красно-белый платок иорданских бедуинов (скуфия).
ДОЛИНА РЕКИ ИОРДАН И «БЕТАНИ (ВИФАНИЯ) ЗА ИОРДАНОМ»
В геологическом отношении долина реки Иордан представляет собой северную оконечность Восточно-Африканской Зоны Разломов. После опускания к Мертвому морю, эта долина достигла отметки 400 метров ниже уровня моря, что является самой нижней точкой на земной поверхности в масштабах всей планеты. Климат в долине — типично средиземноморский, с мягкой зимой и жарким летом. Благодаря своему уникальному геологическому положению, долина является настоящим естественным парником, существующим в режиме регулярной подпитки обогащенной минералами водой, непрерывно стекающей сюда со склонов так называемых вадис – выше расположенных по обеим сторонам долины равнин и плоскогорий. С незапамятных времен долина реки Иордан является одной из самых плодородных областей на всем Ближнем и Среднем Востоке. На щедрой земле этого региона взошло немало древнейших человеческих цивилизаций. Сегодня плодородие здешних почв поддерживается благодаря разветвленной системе ирригационных каналов и дамб. Человек благодарит природу за ее щедрость – и она возвращает ему эту благодарность сторицей: неслучайно на всем протяжении благословенной долины в глаза бросаются яркие краски безудержно цветущей жизни. В любое время года, и особенно весной, проезжающего по этим землям путешественника восхитят изумрудный блеск густых дружных всходов на пшеничных полях, радужные переливы фруктовых садов и сочная зелень овощных грядок.
«Вифания за Иорданом»
Долина реки Иордан имеет не только важное экономическое значение для своего региона; это место исполнено также глубочайшего духовного смысла для съезжающихся сюда со всего света религиозных паломников. Земли напротив Иерихона уже две тысячи лет назад были прославлены как земли, где состоялось крещение Иисуса Христа. Потрясающие археологические находки, сделанные в 1996 году в ходе раскопок между рекой Иордан и Тель ель-Харраром, подтвердили, что именно эта область именовалась в Библии «Вифанией за Иорданом» и что именно здесь состоялась встреча Христа с жившим в этой местности Иоанном Предтечей, который и крестил Его. Тель ель-Харрар имеет и другое арабское название: Тель Мар Элиас, то есть Гора Святого Илии – место, откуда Илья Пророк был живым восхищен на Небо. На Горе Святого Илии, ставшей одной из центральных достопримечательностей Священной Земли Крещения, сохранились руины древнего монастыря, в состав которого входили несколько византийских церквей, большая крещенская купель и хорошо отлаженная водосборная и водосберегающая система.
Находки, относящиеся к началу первого века нашей эры, неопровержимо свидетельствуют о том, что во время жизни Иисуса и Иоанна Крестителя эти земли были обитаемы и достаточно плотно заселены. Некоторые здешние находки являются уникальными в полном смысле слова. Так, чудом сохранившиеся в этих местах до сегодняшнего дня постройка третьего века нашей эры идентифицируется специалистами как «молельный дом» первых христиан, и если трактовка ученых верна, обнаруженная ими постройка является храмом, или предтечей храма, во всем мире. Также благодаря изучению местоположения и анализу многочисленных письменных свидетельств христианских паломников установлено, что находящаяся на одном из склонов Горы Святого Илии пещера и является той самой пещерой, в которой жил и рядом с которой проповедовал и крестил всех приходящих к нему уверовавших людей Иоанн Предтеча. В ходе недавних раскопок были обнаружены руины церкви, выстроенной вокруг и частично над пещерой, и остатки канала, проведенного когда-то прямо в пещеру. Все эти находки теперь открыты для приезжающих на Святую Землю многочисленных паломников. Ближе к реке Иордан обнаружены еще четыре византийских церкви и большие купели с внешней (открытой) водопроводной системой. Эти объекты упоминаются в письменных свидетельствах многих православных паломников, также связывающих их с обрядом Крещения Иисуса Христа.
На этой неделе премьер-министр Биньямин Нетаниягу и председатель «Кахоль-лаван» Бени Ганц заявили о своем намерении аннексировать Иорданскую долину. Эти заявления порождают немало вопросов: неясно, какие части долины Израиль намерен аннексировать, каковы будут последствия для жизни палестинцев и поселенцев, что можно ожидать в ответ от международного сообщества.
Является ли аннексия Иорданской долины новой идеей?
Нет. Предложение об аннексии долины было впервые сделано почти сразу после захвата Западного берега в 1967 году. Игаль Алон представил свой план через месяц после окончания Шестидневной войны: по его мнению, долину следовало присоединить к Израилю.
Рабочая партия поддержала создание поселений в Иорданской долине и по сегодняшний день поселенцы здесь отличаются от других — многие из них светские, а не религиозные люди, некоторые определяют себя левыми.
«План Алона оставался неизменной концепцией в течение многих лет, — говорит доктор Шауль Ариэли, полковник запаса и эксперт по израильско-палестинскому конфликту. — Ицхак Рабин также считал, что Иорданскую долину нужно оставить за Израилем. В своей речи в октябре 1995 года он заявил, что Иорданская долина станет границей безопасности Израиля».
Дискуссия об аннексии долины в последние годы продвигалась в основном правыми партиями. Среди прочего, Нафтали Беннет представил в своей предвыборной кампании 2012 года план по аннексии зоны C, включая Иорданскую долину.
Как аннексия повлияет на палестинцев, которые живут в долине?
Палестинцы решительно выступают против аннексии долины или любой другой части Западного берега. По данным палестинского статистического бюро, в 2017 году в Иорданской долине и в северной части Мертвого моря проживало около 53 тысяч палестинцев, причем подавляющее большинство из них — в районе города Иерихон.
В той части долины, которая относится к зоне C, в 2017 году насчитывалось около 4300 палестинцев.
Израильские политики, которые говорят об аннексии, имеют различные мнения по поводу будущего статуса палестинцев, живущих в долине. План аннексии Нетаниягу, который был представлен 10 сентября, перед предыдущими выборами, касался аннексии той части долины, которая определена, как зона С, где расположены все еврейские поселения. Его карта включала еще несколько поселений, входящих в региональный совет Мате Биньямин и фактически определяла границу аннексии «Дорогой Алона» (шоссе 458).
Нетаниягу заявил, что его предложение «не аннексирует ни одного палестинца», и воздержался от рассмотрения вопроса о статусе палестинцев, проживающих в этом районе. Многие из палестинских деревень в зоне C таковы, что строительство в них считается незаконным, отчасти потому, что они находятся на территориях армейских полигонов, и неясно, признает ли Израиль их жителей.
В правом лагере есть те, кто поддерживает предоставление гражданства палестинцам зоны С Иорданской долины. По их словам, Израиль может «поглотить» это сравнительно небольшой количество. Например, в программе Беннета поддерживается предложение израильского гражданства палестинцам, проживающим в зоне C.
В связи с возможной аннексией встает вопрос о доступе палестинцев с Западного берега к мосту Алленби, их единственному пограничному переходу в Иорданию, а также о передвижении между палестинскими территориями, которые не будут аннексированы в долине реки Иордан (район Йерихона) и другими районами Западного берега.
Что это значит для поселенцев, которые живут в этом районе?
По данным ЦСБ, в 2017 году на территории регионального совета Иорданской долины проживало 7035 евреев. Самым крупным из поселений является Маале-Эфраим с населением 1800 человек. Кроме него, в долине реки Иордан насчитывается 21 поселение — кибуцы, мошавы и поселения.
Основная отрасль занятий жителей — сельское хозяйство, и, согласно исследовательскому отделу министерства сельского хозяйства, в 2017 году около 38 процентов производства фиников в Израиле приходится на этот регион. По данным регионального совета, около 66 процентов продукции сельского хозяйства в долине идет на экспорт.
Региональный совет Мегилот Ям ха-Мелах, к северу от Мертвого моря, намного меньше, и в 2018 году в семи населенных пунктах — кибуцах и мошавах — было 1065 жителей, большинство занято в сельском хозяйстве или туризме.
В общем, идет речь об аннексии 48 населенных пунктов и форпостов.
Какова позиция международного права по поводу аннексии долины Иордана?
Израиль определяет ситуацию на территориях, как временную и подлежащую согласованному решению. По словам адвоката Михаль Сфаради, это определение юридически охраняет Израиль: «Как только Израиль проведет аннексию, он уничтожит это алиби и признает, что не считает, что окончательный статус должен определяться на переговорах, и израильский контроль над палестинским населением не является временным. Когда Израиль признает это, он ликвидирует свой единственный довод против утверждений, что он установил режим апартеида».
С другой стороны, адвокат Харэль Арнон считает, что международное право неоднозначно в вопросе аннексии: «Израильская позиция, что территории не являются оккупированными, более убедительна, чем любая другая позиция. Потому что нужно спросить – у кого вы отобрали эту территорию? Какая страна была здесь до этого? Мы не только не забрали территорию у палестинского государства, которого не существовало, но и у Иордании также нет претензий на нее. Помимо этого, у нас есть исторические права на эту территорию».
Однако Арнон признает: большая часть мира считает, что Западный берег является оккупированной территорией. «Это правда, что у него есть характеристики оккупированной территории, например, тот факт, что есть население, которое не имеет гражданства в Израиле, — говорит он. — Это безусловно одна характеристика оккупированной территории, но не исключительная. Когда вы оцениваете вещи с юридической точки зрения, должны быть дополнительные характеристики. Более того, если кто-то не убежден моими словами, он должен признать, что аннексия Голан и Восточного Иерусалима была в равной степени незаконной».
Агарь Шезаф, «ХаАрец», И.Н. На снимке: Нетаниягу предлагает план аннексии Иорданской долины.
Фото: Томер Аппельбаум