УДК 37
Хаджиалиев Курбан Идрисович
Кандидат педагогических паук, доцент кафедры общей педагогики Дагестанского государственного университета, Махачкала
РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ВЕРОТЕРПИМОСТИ И ЛОЯЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНАКОМЫСЛИЮ В ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
Khadgialiev Kurban Idrisovich
На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема совершенствования системы образования как стратегической сферы человеческого бытия. Диалог, взаимопонимание и взаимообогащение различных типов мировоззрений являются важными условиями достижения целей максимально гармонизировать отношения человека, его взаимодействие с миром природных и общественных процессов, помочь ему быть человеком, обрести чувство солидарности с другими людьми и ответственности за судьбы мира и человечества. Однако диалог вовсе не означает отказ от своих убеждений, принципов и жизненных ориентаций или снятие противоречивых позиций, подходов и объяснений. Речь идёт о мирном, невраждебном сосуществовании различных типов мировоззрений, отказе от монополии какого-либо одного типа мировоззрения, от преследований за инакомыслие, о формировании у каждого человека уважительного отношения к чужим взглядам, убеждениям и образу мыслей.
Религия остается очень сильным фактором воспитания дагестанской студенческой молодежи. После тупика, к которому привел воинствующий атеизм, религиозное возрождение вызвано недоверием людей словам политиков, распадом нравственных и идеологических ценностей и идеалов светского характера, ухудшением социально-экономической ситуации и
поиском новых надежд и жизненных ориентиров. Религиозные ценности становятся наиболее актуальными. Тем более, религиозность в современном обществе присуща более молодежи, чем их родителям, воспитанным в атеистических традициях.
На самом деле мусульманская религия регламентирует, определяет все стороны жизни людей, исповедующих ислам. Поэтому считаем, что общий процесс воспитания подрастающих поколений не должен осуществляться в отрыве от исламских ценностей.
К сожалению, современная практика показывает, что немалая часть нашего населения не придаёт должного значения огромному духовному, созидающему началу, заложенному в исламской религии. Есть немало примеров, когда родители школьников с большой опаской и недоверием относятся к введению уроков ислама в школе, а то и вовсе выступают против (речь идёт об учебно-просветительских беседах). Этому, безусловно, есть определённые причины.
С одной стороны — пресса и телевидение, создающие образ тёмных, невежественных мусульман — фанатиков. С другой — некоторые мусульмане, не понимающие суть ислама, неверно толкующие его и своими действиями отталкивающие многих.
Мы отнюдь не принижаем роль светских учебных заведений в деле образования и воспитания, но говорим о необходимости использования огромного духовного — нравственного потенциала, заложенного в исламской религии в деле воспитания подрастающих поколений. Ведь ислам — это не просто верование, но и образ жизни и стиль поведения, это мораль и право (гражданское, уголовное, государственное), свод обязательных для каждого мусульманина религиозных обязанностей, механизмы регулирования взаимоотношений человека с человеком, семейных отношений. Ислам — это цельная и стройная система социально — психологических и этнопсихологических установок, способ мировосприятия, философия, а также своеобразная этика и эстетика.
История свидетельствует, что наши предки, которые отличались своей мудростью, придавали религии гораздо большее значение, чем мы — современники. При построении более совершенного содержания регионального образования целесообразно обратиться к специфике таких тенденций в научной мысли республики как в её истории, так и в сегодняшних реалиях. Анализ историографических исследований показывает, что на развитие просвещения в Дагестане заметное влияние оказывали идеи Дамадана Мегебского, М. Кудатлинского, М. Ярагского, М. Казимбека, Г. Алкадари, А. Чиркейского, А. Омарова, Г. Гузунова, А Тахо-Годи и т. д. Примером современного толерантного, либерального ислама были идеи просветителей и практическое осуществление этих идей в новометодных конфессиональных школах.
Так, обширные знания по вопросам богословия, мусульманского права, философии и естествознания оставил нам М. Ярагский. Его идеи по та-
рикату очень ценны в совершенствовании нравственного воспитания современной молодежи в республике и восстановлении праведности в числе основных добродетелей.
Одним из известных основателей ренессанса арабской культуры в Дагестане является Мухамед Кудутлинский, который оставил большое наследие в области лингвистики, юриспруденции (применение шариата), основам веры. Его идеи и опыт можно успешно использовать как в демонстрации нравственного потенциала ислама в жизни людей, так и в практике нравственного воспитания современной молодежи.
Идею межкультурной коммуникации народов Кавказа, России и Европы выдвигал М. Казимбек. В ней ученый видел путь свободного развития народов республики и выход на уровень мировой кулыуры. Можно сказать, что в своих исследованиях он положил начало дагестанской герменевтики как средства межкультурной коммуникации, диалога и развития свободы мысли в образовании. Он настаивал на необходимости изучения азиатских языков, красоты восточной литературы, богатства мыслей и форм их выражения в арабских и восточных манускриптах и надеялся, что это принесет просвещенному мусульманину освобождение от фанатизма. Эти его идеи очень полезны в современных условиях насаждения среди молодёжи идей экстремизма и фанатизма, как средство избавления от жизненных проблем.
Активно боролся за развитие культуры и просвещения народов Дагестана Г. Алкадари. В его наследии можно выделить следующие аспекты совершенствования образования и воспитания молодежи:
— в нравственном воспитании «держать среднюю линию»;
— воздержание от тяги к славе и высокому общественному положению через ученость, которая может привести человека к подлости;
— использования нравственного значения благотворительности, как для благодетеля, так и нуждающихся в помощи;
представление об идеале горца, его нравственных и жизненных атрибутов, которое можно успешно использовать в уточнении цели воспитания современной молодежи;
— совершенствование методов и средств обучения.
Необходимо также достойно оценить просветительскую, организаторскую и исследовательскую деятельность представителей советской дагестанской интеллигенции.
Деятельность первого министра просвещения А. А. Тахо-Годи была направлена на развитие письменных языков народов Дагестана и основ национальной школы, которая испытывает много проблем и в современных условиях. С большим трудом создавали письменные языки народов Дагестана Д. Мегебский, М. Хандиев, Б. Далгат, Т. Шалбузов, А. Омаров, С. Омаров, Г1. Эмиров и др. Если сегодня мы покажем их труды, значимость их для культуры народов Дагестана, то можно решать многие проблемы, связанные с негативными социальными явлениями, которые, к сожалению, встречаются в нашей республике в избытке.
Изучение ислама, религии 20% россиян — одно из приоритетных направлений отечественной гуманитарной науки. В противовес экстремистскому толкованию ислама апологетами-теоретиками и прямыми террористами, эффективно можно использовать здоровые силы внутри ислама. В особенности это относится к Дагестану.
Православный священнослужитель митрополит Смоленский и Коломенский Кирилл, телевизионные проповеди которого с интересом слушают не только православные христиане, отвечая в еженедельной передаче «Слово пастыря» (23.04.05) на вопрос телезрителя: «Что такое духовная жизнь?» -сказал: «Человек состоит из трех составляющих — тела (видимого материального), души (невидимого материального) и духа (состояния человека, в котором определяется присутствие божественного чуда в человеческой жизни). За духовную составляющую отвечает религия».
Мы сегодня сталкиваемся почти с тотальной безграмотностью в теологических вопросах светского общества, в том числе государственных служащих, работников сферы науки и образования. Как отмечает М. И Садиков: «…отсутствие у политиков и ученых теологических знаний мешает правильному анализу многих политических и социально-экономических явлений, пониманию и разрешению проблем межнациональных и межконфессиональных отношений» .
Мы являемся свидетелями широкого распространения экстремистских, националистических и даже нацистских движений, стремящихся использовать религию в корыстных целях, придавая ей угодное себе толкование. Нередко естественная религиозная потребность, из-за недостатка знаний, приводит людей к оккультизму или в тоталитарные секты, что пагубно отражается на их душевном здоровье, моральном облике, а порой угрожает и их жизни. Такое положение в обществе, по мнению М. И. Садыкова, следует считать не здоровой и, требующей принятия обдуманных мер по совершенствованию системы образования, науки, политики, возвращению в научный оборот величайшего наследия религиозной мысли, преодолению застоя в этом отношении отечественной гуманитарной науки. Как показывает история, в обществе, претендующем на социальный прогресс, не должна быть ситуация безальтернативного навязывания одной системы миропонимания; человек должен иметь право на свою веру и убеждения и, этот выбор должен находить отражение в сфере образования.
Интеграция образования — важнейший фактор развития высшей школы. Особенно это видно сегодня, когда наряду с традиционными вузами существует множество других, очень сильно сочетающих преподавание светских и религиозных дисциплин. К таким вузам, например, относится Кавказский Светский институт, существующий уже более десяти лет, и который входит в тройку первых вузов, аттестованных московской комиссией. Интеграция научных и религиозных дисциплин особо заметна на его факультете религиоведения.
Первая лицензия в России по подготовке исламских теологов среди светских учебных заведений получена Институтом теологии и религиоведения
им. Мамма-Дибира аль-Рочи (г. Махачкала). При выработке концепции создания Института в Дагестане, руководствовались существующими стандартами, как по теологии, так и по религиоведению, опирались на российский и мировой опыт теологического образования, учитывали ситуацию в мире и России, а также потребности государства в специалистах по проблемам религии. Эти стандарты носят поликонфессиональный характер и состоят из нескольких блоков дисциплин.
Первый блок — дисциплины общегуманитарного и естественно-матема-тического цикла: история, политология, экономика, философия, управление, юриспруденция, психология, педагогика, математика, компьютерные и информационные технологии, астрономия, концепция современного естествознания, делопроизводство и др.
Второй блок — дисциплины общеконфессионального характера: религиозная философия, религиозная антропология, социология религии, феноменология религии, психология религии, история и культа конфессий (буддизм, иудаизм, христианство), сравнительное религиоведение, религия и политика, этика и аксиология религии, государственные законы о религии и др.
Третий блок — дисциплины специализации в зависимости от конфессии: христианская теология, исламская теология, иудейская теология. В нашем случае речь идет об исламской теологии, в рамках которой преподаются исламские дисциплины: акида (вероубеждение), фикх (религиозное право), сулук (этика), корановедение, тафсир (комментарий к Корану), хадисоведе-ние, сира (жизнеописание Пророка), мантик (логика), даават (миссионерская деятельность), арабский язык, ораторское искусство и т. д. Учебный план подготовки и комплекс дисциплин, изучаемых теологами, позволяет им быть квалифицированными специалистами в области религии и межконфессиональных отношений и трудоустраиваться в учреждениях государственного управления, образования, науки. В частности, в общеобразовательных школах и учебных заведениях теологи могут работать в качестве преподавателей истории религии, основ религиозной нравственности и этики, философии религии, психологии религии, теологии, арабского языка.
Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер. При этом важно правильное понимание «светскости» науки. Нередко приходится встречаться с унаследованным от советских времен отождествлением понятий «светский» и «атеистический», что является в корне неверным. Светский характер образования предполагает, что в процессе изучения отраслей научного знания, составляющих теологию, совершение культовых обрядов является добровольным.
Соединение в рамках одного учебного заведения специальностей «теология» и «религиоведение» позволяет обеспечить многосторонний подход к изучению религии. Согласно государственному стандарту, деятельность специалиста-религиоведа направлена на «научное исследование коренных
мировоззренческих, методологических и ценностных проблем, стоящих перед современной цивилизацией». «Религиоведение» подразумевает больший акцент на проблемах философии религии и религиозной философии. Религиоведческая методология предполагает социокультурный анализ религиозных феноменов, изучение религии извне, как элемента культурной и социальной жизни.
Теологию лее интересует собственно религиозный опыт, исследуемый изнутри, непосредственно. Теологическая подготовка предполагает знание не только форм, но и содержания религиозных представлений, культов, институтов религии, истории религии и конфессий; умение пользоваться на языке оригинала религиозными текстами и знание сути сакральных и канонических учений и др.
Решение об открытии института по подготовке исламских теологов именно в Дагестане также является не случайным. В Дагестане, во-первых, более тысячелетия господствует исламская традиция, где большинство населения республики исторически связано с ней, независимо от того, являются ли они верующими или нет. В настоящее время идет возврат к этим традициям и морально-этическим ценностям, что требует формирования соответствующей научной, образовательной и кадровой системы, способной сопровождать данные процессы.
Во-вторых, такое решение обусловлено наличием в Дагестане более развитой кадровой и научно-практической базы, чем в других регионах России. Для создания учебного заведения и обеспечения качественного преподавания дисциплин по религии требуются ученые — алимы, с высоким уровнем религиозных знаний. И они должны быть не подвержены влиянию зарубежных, сектантских и антиобщественных идеологий. На других территориях компактного проживания мусульман, к сожалению, в сил}’ геополитических, исторических и других причин, школы религиозного знания ослаблены, сохраняется большой дефицит кадров и религиозного знания в целом.
В-третьих, сегодняшняя ситуация в Дагестане является достаточно сложной и уязвимой с позиции безопасности страны. Приграничное положение республики и геополитическое значение делает ее особенно привлекательной для внешних манипуляций многочисленных зарубежных миссионеров, которые являются носителями идеологий, не совместимых с гуманистическими и патриотическими ценностями. Это требует создания эффективной системы подготовки специалистов, профессионально ориентированных в вопросах религии, современной политики, культуры, образования, нравственной сферы человека.
В образовательном процессе вышеназванных образовательных учреждений пристальное внимание уделяется воспитанию личности в духе миролюбия, нравственности и толерантности. Деятельность этих школ призвана воспитывать у своих питомцев веротерпимость и уважительное отношение к мировоззренческим убеждениям людей, выработать у них непримиримую
позицию против религиозного фанатизма и антирелигиозного экстремизма, проявлять высокую активность в деле милосердия и благотворительности, в борьбе против алкоголизма, наркомании, азартных игр и половой распущенности. В конфессиональных учебных коллективах умело используется такой важный фактор, как популярные религиозные праздники, который может послужить эффективным средством формирования межконфессиональной толерантности учащихся, диалога с представителями других культур.
Мы считаем, что в целях пропаганды религиозных ценностей и ограничения негативного влияния религиозного фактора, воспитания нравственности и развития духовности, формирования у молодого поколения патриотического сознания, обеспечения поддержания общественной стабильности, упрочения единства и дружбы между народами Российской Федерации необходимо взять на вооружение имеющийся положительный опыт названных учебных заведений другим конфессиональным учебным заведениям республики.
Религия и ее ценности включают в себя знание исторического прошлого нашей Родины, гордость за ее героев, понимание ценности того, что сделано поколениями и что еще можно сделать. Выдающийся педагог Г. Н. Волков отметил: «Светская, школьная и семейная педагогика много потеряла, отвернувшись от такого мощного фактора воспитания, каким является религия» . Религия обладает огромным воспитательным потенциалом. И Коран и Библия должны стать источником нравственного воспитания молодёжи.
Государство, школа и передовая часть нашего общества должны взять твердый курс на возрождение духовности, нравственности и чистоты традиций, используя и религиозные ценности.
Библиографический список
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. / Г. Н. Волков. — М.: АСАБЕМА, 2000. -345 с.
Для религиозно-правовой семьи характерно, что правом являются религиозные нормы или религиозная доктрина. Государство освящает своей волей и силой религиозные предписания. Фактически государство и религия в определенном смысле сливаются, действуют воедино. Учитывая многообразие религий, данная правовая семья подразделяется на отдельные религиозно-правовые системы:
К странам мусульманского права (или с сильным влиянием мусульманского права) можно отнести Алжир, Египет, Сирию, Иран, Пакистан, Ливию, Судан, Йемен и др. В этих странах право построено на нормах ислама. Правом являются нормы, проистекающие из Корана, Сунны (сбор-пика преданий о жизни Мухаммеда) и других религиозных источников. Считается, что правоверный человек должен поступать так, как требует Аллах. Эти требования он возвестил через своего пророка Мухаммеда. Все, что говорил и делал Мухаммед, — правила (нормы), которые следует соблюдать. В исламе господствует идея теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии.
Из изложенного видно, что если в континентальном европейском праве норма — это предписание законодателя, то в мусульманском праве норма — это предписание Аллаха мусульманам. Данные Аллахом правила — это догмы, основанные на вере, а посему они зачастую иррациональны, лишены логики. Их нельзя отменить, поправить, они — для бесспорного и абсолютного исполнения. В таких условиях искусство судьи состоит в том, чтобы адаптировать религиозно-правовые нормы к реальным общественным отношениям, с помощью юридических уловок и фикций прийти к нужному заключению.
По своей структуре мусульманское право подразделяется на отдельные отрасли, регулирующие личный (семейный) статус, имущественные отношения, административно-правовую сферу, применение мер ответственности, международное право и др. Кроме того, мусульманское право разделяется на две основных ветви — суннитскую и несуннитскую (в соответствии со сложившимися в исламе религиозными течениями).
Влияние норм индуистской религии ощущается в правовых системах Индии, Пакистана, Бирмы, Сингапура, Малайзии, Танзании, Уганды, Кении и др. Суть религии — вера в перерождения человека с учетом его кармы (т.е. по закону соответствия поступка и воздаяния за него). Если человек совершенствуется в семье, обществе, то его благое поведение ведет к приятным перерождениям. Если же, наоборот, совершил убийство, в одном из следующих перерождений он сам будет убит или попадет в ад, где подвергнется мучительным пыткам. В издаваемых государством нормах права очень сильно влияние данной религиозной доктрины.
Иудаизм как религия присутствует в правовой системе Израиля и придаст ей своеобразие, несмотря на то, что Израиль формально — светское государство. Это переплетение и порождает феномен, который можно назвать иудаистским (иудейским) правом.
Как известно, центральной идеей религии является идея избранности. Согласно иудейским представлениям, бог решил из одного человека — Аврама (Авраама), потомка Ноя («Ноев ковчег»), создать еврейский народ для выполнения особой задачи. Авраам фактом своего избрания как бы вступил с богом в договорные отношения, фактически в вечный союз, и взял на себя обязательства, которые сохраняют силу для всех его потомков: «ходить перед богом» и «быть непорочным», т.е. перемещаться по всему миру между всеми народами, быть всегда открытым для бога, честным, искренним перед ним и преданным ему душой, выполнять заветы и заповеди, соблюдать запреты, посты, обряды. Нарушение этих предписаний можно рассматривать как нарушение союза с богом.
Со своей стороны, бог обещал Аврааму и его потомкам «землю Ханаанскую во владение вечное» (называемую Палестина, Эрец-Исраэль и др.). Следовательно, все право, действующее в обществе, должно основываться на нормах договора между богом и народом, т.е. содержит волю бога и общества. Источниками права, таким образом, зримо или незримо являются Священное писание (Тора и др.), Талмуд — собрание толкований Торы и другие религиозные книги. Положения Талмуда до XI в. использовались во многих государствах Азии и Северной Африки в области уголовного, гражданского права, судебной процедуры.
В Европе, в ряде европейских стран в средние века большую роль играло так называемое каноническое право -совокупность норм, содержащихся в актах католической церкви. Значительная часть этих норм касалась брачно-семейных и имущественных отношений, а также организации внутри церковной жизни. Нормами канонического права в значительной степени определяется и функционирование Ватикана.
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:
• уважение к старшим,
• дружеские отношения со сверстниками,
• умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,
• добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности,
• воспитание начал ответственности.
Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребёнка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребёнок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», — подчеркивал В. Г. Белинский.
В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так:»Что такое хорошо, что такое плохо».
Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
Традиционными источниками нравственности являются:
— патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
— социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
— гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
— семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
— труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
— наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); — традиционные российские религии.
Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям:
1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;
2) воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;
3) в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;
4) чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:
— активно «слушать» его переживания и потребности,
— безусловно принимать ребёнка,
— проводить время вместе (читать, играть, заниматься)
— не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,
— помогать, когда просит,
— поддерживать успехи,
— делиться своими чувствами (значит доверять)
— конструктивно разрешать конфликты,
— использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем.) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…», — обниматьребёнка как можно чаще;
5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.