Наверное, все родители без исключения, вне зависимости от того, насколько хорошо они сами учились в школе, хотят, чтобы их дети были успешны в учёбе. К сожалению, так бывает не всегда и не у всех, и часто мамы и папы, а также учителя, задаются вопросом, почему же ребёнок плохо учится?
Причин этого может быть много. Давайте подробно разберём некоторые из них, которые встречаются чаще всего.
Причина первая – у ребёнка пока отсутствует мотивация к учению, попросту говоря, он ещё «не созрел», не наигрался, рано ему ещё учиться. Чаще всего это бывает в первом классе, чаще с теми детьми, кто пошёл в школу раньше 7 лет, и чаще – с мальчиками (они в принципе созревают позже, чем девочки – вот такая вот у них особенность, ничего с этим не поделаешь). Что делать? Конечно, было бы лучше, если бы ребёнок ещё год провёл в детском саду, чтобы «дорасти» до желания получать знания в школе. Если это невозможно (понятно, что в середине учебного года никто не разрешит уйти из школы и вернуться в садик), то для некоторых детей было бы полезно повторить программу первого класса ещё раз.
Причина вторая – у ребёнка отсутствуют умения, необходимые для успешной учёбы; т.е. он ещё «не научился учиться» — не знает, как распределять своё внимание, как планировать деятельность, как проверять результат и т.д. Так бывает тоже, как правило, у первоклашек. Что делать? Отнестись к этому спокойно – не ругать и не стыдить, а помочь эти самые навыки приобрести – чётко и планомерно показывать, как именно нужно действовать, на что ориентироваться. Тут ваши помощники – это систематические тренировки и упражнения (только не до изнеможения, конечно!).
Причина третья – у ребёнка не сформированы предпосылки к учению, слабо развиты психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение). Эта причина может быть как в начальной школе, так и в более старших классах. Что делать? Тут не обойтись без специальных занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Причём занятия должны быть достаточно частыми (не менее 1 раза в неделю, лучше — больше) и в течение длительного промежутка времени (один-два месяца проблему не решат). Кроме того, возможно, понадобится консультация врача-невролога или врача-психиатра. И, конечно же, обязательна помощь родителей в выполнении как домашних заданий, так и заданий психолога, логопеда, дефектолога.
Причина четвёртая – у ребёнка накопились пробелы в знаниях за предыдущие учебные дни, недели, месяцы, а иногда и годы, и усвоение нового материала без тех, упущенных, знаний, просто невозможно (согласитесь, глупо требовать умения решать квадратные уравнения от того, кто в пределах 20 плохо ориентируется или не знает таблицу умножения, так ведь?). Эта причина встречается чаще в средних и старших классах. Что делать? Тут ответ один – навёрстывать упущенное, причём искать пробелы с самых младших классов и начинать с самого простого. Да, это очень трудно, но без этого дальше – просто никак. Помощником в этом деле могут стать репетиторы.
Причина пятая – у ребёнка существуют проблемы в интеллектуальном развитии. Это могут быть задержка психического развития или умственная отсталость. Что делать? В данном случае совершенно бесполезно нанимать репетиторов, а необходимо обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы ребёнку рекомендовали другую образовательную программу, ту, с которой он сможет справиться. Согласна: такой выход не всегда по душе родителям (ведь для нас, мам и пап, своё дитя всегда самое лучшее), но зачастую другого пути просто нет. По крайней мере, перейдя на обучение по другой программе (соответствующей его способностям и возможностям), ребёнок почувствует себя успешнее и увереннее, а значит, у него больше шансов стать счастливее.
Причина шестая – учёба перестала быть главным делом в жизни ребёнка. Обычно такое происходит в подростковом возрасте, когда для детей большее значение приобретает общение со сверстниками, нежели учение, и они обращают на уроки гораздо меньше внимания, чем прежде. Это закономерное, абсолютно нормальное явление. Но, конечно, не стоит пускать ситуацию на самотёк, а нужно показывать значимость учёбы для дальнейшей жизни, определения с будущей профессией и пр. Нелишним будет и регулярный, но не слишком явный, родительский контроль.
Причина седьмая – у ребёнка проблемы со здоровьем: он быстро утомляется, невнимателен, заторможен или наоборот, чересчур подвижен; часто пропускает уроки из-за болезни и т.д. Что делать? Тут без вариантов – идти к врачам (педиатру, неврологу и др.) и выполнять все их рекомендации.
Причина восьмая – лень. На самом деле это ненастоящая причина, по которой ребёнок плохо учится. Чаще всего за ленью скрываются другие, более серьёзные проблемы, о которых мы говорили выше. Надо сказать, что довольно много случаев, когда родители (да и педагоги) считают, что ребёнок отлынивает от уроков потому, что он ленится. Но если разобраться, то можно увидеть, что для лени у него есть все основания: скорее всего, ему просто не по силам те задания, тот учебный материал, который предлагается в школе. Подумайте сами: если вас, взрослого человека, заставлять делать очень трудную работу, справиться с которой вам будет крайне сложно (вручную разгрузить вагон с углём, например), у вас ведь вряд ли будет большое желание поскорее за неё взяться? И, наверное, дело тут вовсе не в том, что вы – ленивый? Поэтому постарайтесь разобраться и найти истинные причины неуспехов ребёнка в учёбе: только после этого вы сможете ему помочь.
Правды ради нужно сказать, что если ваше достаточно смышлёное чадо просто привыкло, что домашние задания за него выполняет кто-то другой, и сам отказывается что-либо делать, то в данной ситуации виноваты только вы, поскольку позволили ему действительно разлениться интеллектуально и «сесть вам на шею». Как можно скорее приучайте ребёнка к самостоятельности!
Уважаемая Людмила!
Можно понять и разделить вашу тревогу. Для большинства родителей, а также бабушек и дедушек, учебный год начинается с беспокойства о том, как будет успевать ребенок. Это относится к любой семье, но особенно к тем мамам и папам, чьим детям учеба дается нелегко. Да, вполне может быть, что у Матвея, как вы говорите, какие-то отклонения в развитии. Ни в коем случае не спешите с выводами. Чтобы разобраться, имеет ли место какая-то патология, нужно привлечь специалистов — медиков и педагогов. Но исключать такую вероятность тоже нельзя. Если вы обратитесь к журналу Parents или к другим популярным изданиям для родителей, то найдете массу статей по поводу часто встречающегося у школьников отклонения от нормы, которое получило название learning disability.
Что же это такое — learning disability, или сокращенно — LD ? Педиатры считают, что это неврологическое расстройство. Относительно LD существует немало мифов и преувеличений.
Некоторые родители, которым говорят, что у их сыновей или дочерей learning disability, впадают в панику. Другие же, напротив, не придают особого значения, считают, что дитя подрастет — все пройдет.
И то, и другое — неправильный подход. Не надо путать LD с умственной отсталостью, аутизмом. Не имеет также это никакого отношения к глухоте, слепоте и отклонениям в поведении. Никак не связано и с такими житейскими обстоятельствами, как частая смена школы или многочисленные пропуски занятий. Очень важно также понять, что когда дети иммигрантов изучают английский язык и он им не дается, не ищите в этом проявления органической неспособности к обучению. Трудности в освоении английского, который не является родным языком, — это совсем другой случай.
LD — это аномалия. Она проявляется в том, что дети испытывают трудности в чтении, письме, правописании. Им нелегко подыскивать объяснение значений слов, вспоминать и систематизировать информацию. Все это при условии, что они предоставлены сами себе, и их учат такими же методами, как и остальных сверстников, не испытывающих подобных трудностей.
Запомните, это важно: дети с learning disability требуют особого подхода и внимания, как в школе, так и в семье.
Да, LD не поддается лечению или исправлению. Это проблема на всю жизнь. Однако не следует воспринимать это как драму. Дети с LD — не глупее других, а иногда умнее. Знаете ли вы, что Альберт Эйнштейн не умел читать до девяти лет? Что аналогичные проблемы испытывали такие известные люди, как Уолт Дисней, генерал Паттон, вице-президент Нельсон Рокфеллер, актриса Вупи Голдберг? Это не помешало им достичь немалых высот в своей карьере.
По данным Национального Института здоровья, у 15 процентов населения страны — то есть у каждого седьмого американца — отмечены признаки LD в той или иной форме. Затронуты этой напастью 3 миллиона детей в возрасте от 6 до 21 года. Главным образом они испытывают трудности при чтении или другие лингвистические проблемы.
Learning disability — звучит, конечно, несколько устрашающе. Ведь «disability» — это в переводе «нетрудоспособность», «инвалидность». Так что же, значит, «неспособность к обучению»? Никогда не ставьте такое клеймо на своего ребенка. Пугаться не надо: при правильной поддержке со стороны взрослых мальчики и девочки с LD могут успешно заниматься в школе, а потом оказываются способны нормально работать и преуспевать в самых разных сферах.
Чем могут помочь родители? Поощрять сильные стороны своего ребенка, знать его слабости, понимать, как работает вся образовательная система, сотрудничать с профессионалами, постигать методы преодоления специфических трудностей.
Дженет Таббс более 30 лет работает консультантом в разных педагогических организациях. Она — автор семи книг. Сама вырастила четверых детей и имеет восемь внуков. То есть огромный опыт общения с детьми, как совершенно нормальными, так и имеющими разные отклонения от нормы.
Вот вкратце некоторые ее рекомендации родителям.
Learning disability проявляется в самых разных формах. Иногда в такой слабой, что вообще нелегко распознать. А иногда в столь разрушительной, что ребенок явно не выглядит в глазах окружающих так, как все остальные. Обычно родители и другие члены семьи поначалу дома воспринимают отклонения просто как некие странности. И лишь когда начинаются занятия в школе, учитель обнаруживает, что с этим мальчиком или девочкой не все в порядке. Нет никаких явных физических или умственных симптомов, но есть некоторые косвенные признаки. Среди них наиболее распространенные:
Чтение. Ребенку трудно читать и понимать прочитанное.
Организация. Он или она не понимают наставлений, не в состоянии привести в порядок свою комнату, одежду, мысли или произносимые вслух слова.
Базовые принципы. Не справляется с элементарными арифметическим расчетами.
Сложность в том, что ребенок не осознает, что с ним происходит. Так же, впрочем, как и окружающие. Взрослые часто объясняют школьные неудачи своих детей ленью, упрямством, глупостью или строптивостью.
Над ребенком, который не может читать и писать, смеются его товарищи. Он начинает бояться, что его вызовут к доске. Прибегает к отвлекающим маневрам — кладет голову на парту, вертит карандаш, рисует, шепчется, бросает книги и ручки на пол. Словом, устраивает «представления» для того, чтобы отвлечь учителя и привлечь к себе внимание. Если это удается и одноклассники поощряют «исполнителя», он продолжает забавляться и забавлять других. Вместо того, чтобы учиться. А в основе этого нераспознанного поведения — learning disability.
Есть во всем этом много сходства с другим отклонением, которое называется Attention Deficit / Hyperactivity Disorder — ADHD. Но это разные вещи, хотя проявляются вроде бы одинаково. Ребенок с повышенной активностью и дефицитом внимания на уроке скучает. Ему хочется больше, чем может дать ему учитель. И вот он разыгрывает из себя «клоуна» на потеху классу. В то время как школьник с learning disability и рад бы учиться и участвовать в том, чего хочет учитель, но не может в силу своих особенностей.
Итак, каковы же основные проявления learning disability?
Дислексия — расстройство, при котором возникают трудности в понимании письменной речи. Иногда называют «расстройством чтения».
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении, пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Иногда «проглатывают» начальные слоги. Скорость чтения невысокая.
Дислексия встречается у мальчиком чаще, чем у девочек. Считается, что существует генетическая предрасположенность к этому расстройству. Нарушение обычно становится очевидным ко второму классу. Иногда со временем смягчается, но не всегда.
Дискалькулия — неспособность к изучению арифметики. В основе — сложности с вычислениями с помощью цифр, неспособность оценивать количество предметов в поле зрения. Ни в коем случае не является свидетельством ущербности интеллекта. Люди с синдромом дискалькулии часто становятся художниками, скульпторами, поэтами.
Дисграфия — нарушение письма. Ученики младших классов пишут с трудом, им не даются диктанты. Упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания. Почерк неразборчивый. Дети постарше стараются пользоваться короткими фразами с ограниченным набором слов, но и в них делают множество ошибок.
Нарушения слухового и визуального процесса — Проблемы восприятия. При нормальном слухе и зрении дети испытывают трудности в понимании речи, в частности, объяснений учителя.
Уже говорилось о том, что даже когда у ребенка явно есть learning disability, родители могут во многом смягчить последствия и помочь своему сыну и дочери. Лиза Раппопорт, детский психолог, доктор наук, ассистент профессора педиатрии Медицинской школы имени Альберта Эйнштейна составила памятку для родителей. Советы, как нетрудно убедиться, хороши в любых случаях, страдают ли дети от learning disability или нет. Но особенно они важны, когда дети все-таки страдают от LD.
Составляйте расписание
Когда дети приходят из школы, им необходимо, перед тем как приступить к домашним заданиям, какое-то время расслабиться и отдохнуть. Вот в этот-то момент и помогите им наметить, что нужно сделать до того, как они отправятся в постель.
Сделайте список всего, что задано на дом, включая долгосрочные проекты. Против каждого задания поставьте предполагаемое время, необходимое для выполнения. Причем объясните сыну или дочери, что лучше включить в расчет побольше времени, то есть добавить какой-то «люфт». Проблема в том, что школьники, пока не приобретут достаточно опыта, не умеют правильно рассчитывать и, как правило, недооценивают сложность той или иной домашней работы.
Оцените ресурс внимания
Это тоже проблема — определить, насколько хватит сил у вашего ребенка, прежде чем потребуется перерыв. Обычно это зависит от возраста и индивидуальных особенностей. Ресурс внимания у каждого индивидульный, и тут должно прийти на помощь ваше знание особенностей сына или дочери.
Планируйте паузы
После того, как станет ясна периодичность перерывов, обдумайте их продолжительность и обсудите с вашими мальчиками и девочками, чем бы они хотели их заполнить. Малышам и гиперактивным детям разных возрастов рекомендуется после каждых 20 минут занятий делать паузу. Но им достаточно побегать и попрыгать минут пять, не больше. Старшеклассники могут заниматься подряд час- полтора, а потом устраивать перерыв на 30-40 минут. Но все это, конечно, не догма. Любое расписание, которое удобно для ребенка, должно быть приемлемо и для родителей. Обычно оно устанавливается «методом проб и ошибок» и меняется по мере того, как дети растут.
Распределите время на уик-эндах
Нет ничего необычного в том, что школьники вспоминают о своих домашних заданиях в воскресенье вечером. Чтобы избежать стрессовой ситуации, позаботьтесь о том, чтобы еще в пятницу вечером у вас был составлен четкий план действий на субботу-воскресенье по принципу: делу время, а потехе — час.
Идеальное подспорье для управления временем — специальный блокнот, в который ребенок заносит все, что должен сделать — домашние задания, поручения от родителей, поездки по делам, встречи с друзьями. Указываются даты и часы. Сам процесс составления такого всеобъемлющего расписания — это шаг по упорядочению и организации жизни. Причем это не обязательно должен быть блокнот в буквальном, физическом смысле. Вполне можно делать все то же самое в электронной форме, используя компьютер или разные другие современные гаджеты.
Научив своих детей сызмала управлять временем, вы поможете им выработать навыки самостоятельности и умение ограничивать себя и устанавливать приоритеты. Все это совершенно необходимо, чтобы добиться успеха в жизни.
Более подробно рекомендации доктора Раппопорт вы прочтете на сайте:
Дополнительную полезную информацию вы найдете также на других сайтах:
Лев Борщевский
Читайте новости США первыми в Google News
Медлительные дети долго запрягают, но, если им помочь, быстро едут.
Все малыши группы давно одеты и уже минут пять топчутся у шкафчиков — как всегда, выход на прогулку задерживают Света и Ваня, только-только закончившие надевать теплые колготки. Воспитательница нервничает, помогает то одному, то другой. Ее можно понять: одетые дети уже толкаются, кто-то хнычет, что ему жарко… Настроение у всех испорчено, но больше всего у самих копуш — их и торопили, и дразнили, но дело лучше не пошло.
Содержание
«Ты назло?»
Ох уж эти копуши! Утром их не заставишь одеться, а вечером поскорее убрать игрушки и лечь спать. К завтраку из раза в раз устанешь звать, а ужин тянется так, что сам засыпаешь. И чего только не делаешь, чтобы приучить ребенка быстро собраться на прогулку: и раскладываешь одежду, и обещаешь шоколадку, и просишь поспешить…
«Ты что, назло мне так копаешься?» — это крик в пустоту, излишне накаляющий атмосферу. Ведь даже даже самый активный ребенок до 4-5 лет не понимает, что такое «быстро-медленно»: он только научился действовать самостоятельно и все делает, как умеет. А если речь идет о более старшем малыше — это уже темперамент. И чем больше нервничаете вы, тем больше начинает суетиться он, не попадая руками в рукава, пуговицами в петли, и все получается еще медленнее.
Из раза в раз повторяется одно и то же, и вот мы уже готовы записать своего ребенка в не очень способные — как, мол, он не понимает, что если мы не поспешим, то опоздаем в школу, другие же успевают, — а не понимаем при этом сами, что дело не в способностях, а в том, что навязываем ребенку непосильный для его нервной системы темп!
Одна мама считала своего сына Сережу неразвитым: дома он с задержкой реагировал на ее указания, в школе не успевал за урок сделать то, что успевали большинство ребят, неаккуратно писал, сбивался у доски, даже если знал урок… Мальчик при этом пребывал в полной уверенности, что все делает неправильно, на подбадривание в духе «не спеши», «все хорошо» реагировал как на подгонку, привыкнув к тому, что всегда отстает и его подгоняют. Результаты тестирования между тем демонстрировали, что Сережины интеллект, запас знаний и навыков соответствуют возрасту, а вот темп деятельности (его индивидуальный темп!) более чем в два раза ниже, чем у сверстников.
Ребенок, а не дневник
В первые годы жизни медлительный ребенок практически не вызывает своим поведением у взрослых особой тревоги. Наоборот, он очень «удобен»: много спит, не капризничает, не носится как угорелый, играет по большей части сидя. Проблемы со сборами на прогулку и неспешная еда представляются неудобствами местного значения.
Отдавая медлительного ребенка в школу, родители зачастую не подозревают, что отныне требования к нему резко изменятся. Но вот пошли первые четверти и «сережа» начал отставать от сверстников!
Тут самое время понять (лучше поздно, чем никогда), что темп деятельности вашего ребенка всегда будет ниже, чем у детей активных и подвижных, он на всю жизнь. Но это не значит, что медлительные дети обречены быть вечно отстающими. В силах родителей облегчить ребенку приспособление к школе, так что не доводите его до невроза беспрестанными «погонялками», а лучше начните помогать ему.
Для начала постарайтесь попасть к психологу и заручитесь результатами тестов о нормальном уровне интеллекта ребенка, а также о низкой подвижности нервных процессов. Так вы сможете доказательно просить учителя не вызывать пока ребенка к доске, не оценивать по устным ответам, давать время на перемене для дописывания и т.д.
Займитесь планированием: как взрослые и организованные люди предусмотрите в каждом пункте дневного расписания малыша время на «раскачку». По утрам будите его чуть раньше обычного — тяжелому на переход от одного состояния к другому, ему необходимо и время для перехода от сна к бодрствованию. Запланируйте больше времени на еду, одевание, сборы. Облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел поможет четко организованный режим. Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, есть и делать уроки, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче. Тем более что медлительным важно быть уверенными хоть в какой-то незыблемости правил и укладов жизни.
При выполнении домашнего задания начинайте с простого, давайте человеку передохнуть после каждого предмета, помните, что ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Об этих детях часто говорят как об «инертных», имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, не схватывают ее. А вам, кажется, что когда вы, объясняя ребенку математику, вдруг спрашиваете его, как пишется та или иная буква, то тем самым помогаете ему держать в голове всю программу. Так вот, забудьте о таких приемчиках! Они травмируют маленького человека, он не переключится и не ответит сходу на ваш вопрос — новое задание совпадет во времени с решением предыдущего и он не справится ни с тем ни с другим. И дело тут не в том, что ребенок плохо соображает — речь идет только о темпе умственной работы.
Недаром при проверке домашних заданий медлительных детей учителю иногда кажется , что их делал кто-то из родителей — так разительно отличаются они от того, что ребенок показывает в классе. Просто дома он спокоен, если вы нашли моральные силы ему это спокойствие обеспечить, не чувствует постоянного напряжения из-за нехватки времени, от этого серьезно улучшается почерк, исчезают ошибки, безусловно лучше работает голова.
А чтобы обеспечить человеку спокойную работу и в классе, возьмите труд не просто проходить все непонятое на уроке, а хотя бы на параграф, но опережать программу.
И, в конце концов, расставьте приоритеты в школьных дисциплинах. Сразу согласитесь с тем, что по отдельным предметам у вас может быть невысокая отметка. Вы же любите самого ребенка, а не его дневник!
Мы вместе!
Конечно, медлительные дети катастрофически не вписываются в напряженный темп жизни загруженных всем сразу родителей, которым вечно нужно бежать: на работу, по магазинам, в поликлинику… Но если у вас не хватает времени ни на что, то ваш ребенок «обречен» вечно отставать. Так, может, ради него вам стоит замедлить ритм собственной жизни?
И прежде всего в собственном доме. Подгоняемый всеми и всюду за его пределами ребенок должен именно дома рассчитывать на полное понимание своих проблем и помощь в их решении. А так любые усилия по расслаблению, снятию напряжения не будут эффективны, если в доме царят напряжение и двоемыслие. Ведь если, скажем, мама вечером постарается сделать так, чтобы сын расслабился, в спокойной обстановке поиграл, спокойно сделал уроки, а папа утром даст волю раздражению («Опять копаешься!»), толку от занятий не будет. Да, родителям иногда трудно договориться между собой. Но только единая и согласованная тактика отношения к ребенку, к его поведению, к его успехам и неудачам поможет ему преодолеть трудности.
Будьте позитивны! Хвалите ребенка за быстроту и эффективность, за все, что он делает без копания. Выбросьте из своего словаря выражения типа «Вечно ты опаздываешь» — это обязательно закрепится, у медлительных крепкая память. Наоборот, обращайтесь с ребенком, словно вы ожидаете от него, что он все сделает и будет вовремя там, где нужно.
Обратите внимание на его склонности. Если медлительные дети чем-то увлечены, они со свойственной им настойчивостью и основательностью «глубоко копают». Будь то география, физика или история, они постепенно станут в своей области первыми, да и вообще везде, где не требуется мгновенной реакции, они будут крепкими профессионалами. Из вашего копуши при правильном к нему отношении со временем получится замечательный конструктор, дизайнер, программист, врач, ученый.
Знали бы вы, каким вялым, заторможенным, неспособным к наукам выглядел в глазах своих товарищей Альберт Эйнштейн! А вот что писал один из биографов Чарльза Дарвина: «В таком мозгу мысль созревает до того медленно, что поначалу кажется, что ее почти нет. А потом становится ясно, что она там была всегда».
Кстати
Медлителен — или притворяется?
Это достаточно просто проверить. Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем обычные шестилетки выполняют это задание за 10 — 12 секунд, семилетки — за 6 — 8 секунд; а у медлительных это время в 1,5 — 2 раза больше.
полезно
Развивающие игры для медлительных малышей
— «Запрещенное движение». Развитие внимания и скорости реакции. Вы совершаете разнообразные движения, а ребенок их повторяет. Все, кроме одного запрещенного, которым может быть хлопок, поднятые вверх руки или что-то еще.
— «Обмоталочки»: к концам веревки привязаны палочки. Участники с двух сторон начинают наматывать веревку на палочки — кто больше намотает, тот и выиграет. Другой вариант: веревка привязывается к поясам играющих. Участники кружатся и наматывают ее на талию.
— «Скатай бумажный шарик»: упражнение на мелкую моторику рук: у кого шарик получится более плотный, тот и выиграл.
— «Все наоборот»: ребенок должен делать движения, противоположные тем, что делает взрослый: взрослый поднимает руки — ребенок опускает, взрослый встает на цыпочки — ребенок приседает и так далее.
— «День — ночь». Взрослый называет время суток, причем не по порядку, а как заблагорассудится. При произнесении слова «день» ребенок бегает и резвится, когда говорите «вечер», его движения становятся замедленными, а услышав слово «ночь», он должен замереть.
— «Съедобное — несъедобное». Бросаете ребенку мячик, одновременно произнося то или иное слово. Он должен поймать мяч, если был назван съедобный предмет, и отбить, если несъедобный.
Как и любая мама, ты уверена, что твой ребенок самый умный. Однако любимое чадо не торопится соответствовать этому громкому званию: последнее время юный ученик приносит из школы одни тройки. Муж поглядывает на ремень, в вашем доме наложено табу на мультики, но, несмотря на эти меры, отпрыск до сих пор не порадовал ни одной пятеркой…
Самая распространенная причина появившихся у школьника троек – усталость. Поэтому в первую очередь обрати внимание на внеклассную нагрузку своего чада. Если твой вундеркинд ходит в художественную студию, играет в теннис, плавает в бассейне, а по вечерам занимается с репетитором английским, не стоит удивляться его плохой успеваемости. Специалисты уверены: ребенок, вне зависимости от возраста, может нормально учиться, только если посещает дополнительно не более двух кружков.
Идеально, если это спортивная секция и интеллектуальные занятия – например, карате и иностранный язык или лыжи и шахматы. Избыток физических нагрузок или, напротив, умственной активности может затмить собой школу, так как будет отнимать все силы и не позволит сосредоточиться на уроках. Исключением являются только занятия музыкой, с которыми невозможно переборщить, ведь они помогают структурировать полученные знания и, по мнению психологов, тренируют внимание. Играя с листа, ребенок решает сразу несколько задач: читает ноты, анализирует и воспроизводит увиденное, что учит концентрации и развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет на развитие речи. Не сомневайся, все эти навыки школяр будет неосознанно переносить и на школьные уроки. Более того, сама музыка, неважно – вальс это или менуэт, успокаивает и благотворно влияет на нервную систему.
Купи ему компьютерную игру
Психологи уже на протяжении нескольких лет говорят о том, что телевизор и компьютер – главные проблемы современных «несостоявшихся отличников». Когда ребенок погружается в готовые жидкокристаллические картинки (мультики или игры – неважно), у него отключается часть головного мозга, отвечающая за творчество, – он не фантазирует, как при чтении книги или прослушивании аудиосказки. Ученые отмечают, что детям, не знающим меры в просмотре DVD, в школе не даются предметы, связанные с абстрактным мышлением: физика, сочинения по литературе и даже рисование. Кроме этого отсутствие необходимости думать и воображать, сидя у экрана, приводит к общей пассивности. Если ты не хочешь, чтобы подобная участь постигла и твоего малыша, включай телевизор не более чем на 1,5 часа в день. Тот же лимит установи и на компьютерные игры (причем школяр должен выбрать либо одно, либо другое развлечение).
Несмотря на все минусы телевизора и компьютера, не стоит навсегда придавать их анафеме. Существуют и полезные программы, способные помочь в учебе. В последнее время стало появляться все больше качественных фильмов о путешествиях, древних войнах и животном мире. Впрочем, и создатели хитовых компьютерных игрушек заметили пробел в тематике своих «стрелялок» и начали выпускать развивающие игры. В них твой троечник сможет построить цивилизацию и стать в ней царем. Что самое главное, для долгого существования страны ему придется научиться принимать правильные решения и быть ответственным. Согласись, это отличные навыки как для учебы, так и для жизни.
Как приучить ребенка понимать все с первого раза? Читайте >>>
Мобильный тоже может стать причиной плохих отметок школяра, если ученик, вместо того чтобы впитывать знания, на уроках пишет эсэмэски приятелям или играет во встроенные игрушки. Психологи настаивают на том, что в младших классах телефон вообще не нужен, а в старших его лучше сдавать вместе с уличной одеждой. И не стоит волноваться, что в случае особых обстоятельств чадо не сможет до тебя дозвониться. Не забывай, ребенок находится под присмотром учителей, которые, если вдруг что-то случится, дадут школьнику возможность связаться с тобой.
Корми его ветчиной
Одним из самых важных факторов ученического роста является питание ребенка. Поэтому твоя главная задача – сделать меню любимого чада разнообразным: старайся готовить овощные супы, мясо и рыбу, покупать свежие овощи и фрукты. При этом помни, что питание отличника должно быть адекватно нагрузкам. Если, убегая на занятия, ребенок ограничивается полезным листом салата и стаканом витаминного сока, не ищи в дневнике пятерок. В завтраке обязательно должен присутствовать белок: ветчина, яйца или сыр. Именно эти продукты богаты витамином B12, положительно влияющим на нервную систему ребенка. А если с ней все в порядке, то и проблем с вниманием на уроках нет. В том случае если у твоего юного ученика нет аппетита, обязательно дай ему с собой дополнительный завтрак. Но не подумай, что речь идет о шоколадном батончике – питательном и калорийном! Известно, что сладости – это быстрые углеводы, то есть энергия. И, приняв ее, ребенок должен будет срочно от нее избавиться и уж точно не сможет сосредоточиться. Безусловно, на отметки по физкультуре это повлияет положительно, но что делать, если впереди русская литература?
По данным последних исследований, в рационе большинства детей, имеющих проблемы с успеваемостью, в избыточном количестве присутствует глютен: смесь двух растительных белков – глиадина и глютенина, содержащихся в пшенице и ржи.
Не ругайся с мужем
Психологи утверждают, что часто ребенку мешают учиться его личностные проблемы. Они могут быть связаны с непростой ситуацией дома или с отношениями со сверстниками. Так, например, если ребенок видит занятых маму с папой очень редко и общается с ними, только когда их вызывают в школу из-за его неуспеваемости, он подсознательно будет к этому стремиться. Ведь очередной неуд в дневнике – единственный способ получить родительское внимание. Также жди двоек, если ссоры с мужем стали частым явлением в вашем доме. Поверь, школяр не оставит незамеченным тот факт, что папа и мама объединяются, только когда надо поговорить о плохой учебе отпрыска. На подсознательном уровне чадо считает, что двойка – невысокая цена за возможность увидеть родителей в согласии. Рекомендация проста: никогда не ругайся с мужем при ребенке. Если вы все-таки повздорили на глазах у своего школяра, попросите с супругом прощения друг у друга. Чадо должно понимать, что ссора забыта и от него не требуется приносить в жертву свои хорошие отметки ради мира в доме.
Отсутствие контакта с одноклассниками или, наоборот, зависимость от них тоже могут стать причиной проблемы. Если ребенок комплексует из-за роста, внешности или невозможности одеваться от кутюр, он постарается «спрятаться» и стать незаметным троечником. К счастью, помочь ему несложно! Вместе найдите занятие, в котором твой школьник будет преуспевать, – это может быть изостудия или спортивная секция. Достижения на выбранном поприще поднимут его самооценку, а за ней подтянется и успеваемость.
Плати за пятерки
Иногда причиной плохой успеваемости становится отсутствие мотивации: зачем стараться, если мама с папой не рады хорошим отметкам? Поэтому всегда поощряй своего вундеркинда за четверки и пятерки. Ребенок, получающий похвалу от родителей даже за нечастое «отлично», станет снова к этому стремиться. Не исключай и материальные награды. Особенно за успеваемость по не дающимся твоему школьнику предметам. Но не переусердствуй: дорогие подарки могут привести к обману – ученик начнет скрывать проблемы и подделывать подпись классного руководителя. За хорошую успеваемость в течение недели достаточно карманных денег и скромного подарка, а ноутбуки и поездки за границу в качестве награды оставь на окончание года.
Возможно, причина плохих отметок твоего вундеркинда – банальная скука. В этом случае попробуй разнообразить обучение своего чада. Например, если он охладел к биологии, своди его в зоологический или палеонтологический музей. Что может быть интереснее возможности увидеть скелет настоящего динозавра?! А еще, по мнению педагогов и психологов, ребенку важно применять полученные знания на практике. Например, если твой сын увлекается «Формулой-1», попробуй объяснить ему законы физики на примере гоночного болида, а начинающей кокетничать дочке расскажи про расширение, возникающее при нагревании, используя щипцы для завивки.
Мнение специалиста
Наталия Михайлова, психолог:
– Всегда проверяйте домашнее задание: ребенок должен понимать, что у него спросят выученный урок если не в школе, то дома. Только в этом случае у юного ученика начнет развиваться ответственность. Будьте в курсе всех школьных событий, интересуйтесь происходящим и обязательно спрашивайте, как разрешилась ситуация (конфликт мальчишек, предстоящий поход в музей всем классом и т. д.), которую вы вчера обсуждали. Уверенность в вашей искренней заинтересованности позволит ребенку доверять родителям и даст вам возможность помочь ему в нужный момент. Стоит ли говорить, что вам необходимо самим заглядывать в учебники и уметь решать уравнения? В противном случае вы рискуете лишиться родительского авторитета.
Организуй его
Составь список. Предложи ребенку составить список под названием «Что сделать». Заведи для этого специальный блокнот с яркой модной обложкой, чтобы твой школьник с удовольствием носил его с собой. По мере исполнения дел он будет их вычеркивать. Глядя на этот список, ребенок не забудет ни об одном задании и сможет правильно распределить свое время, что, безусловно, сделает его более организованным.
Пронумеруй задания. Прежде чем ребенок сядет за уроки, попроси его пронумеровать задания в том порядке, в каком он будет их делать. Не требуй, чтобы школяр решил все задачки и написал все упражнения за один раз: обязательно устраивай переменки. Небольшой отдых не отвлечет, а, напротив, позволит новым знаниям прочнее укрепиться в его голове.
Выключи телевизор. Найди ребенку спокойное место для занятий, где было бы наименьшее количество отвлекающих факторов (телевизор, телефон или компьютер). Если у вас однокомнатная квартира, тебе придется отложить просмотр любимого сериала до тех пор, пока школяр не сделает домашнее задание. Глупо требовать от ребенка пятерок, если ты сама мешаешь ему учиться.
Придерживайся режима. У твоего сокровища должен быть четкий режим дня: постарайся установить и придерживаться одного и того же времени для еды, сна, выполнения домашних заданий.
Не откладывай на завтра. Заведи традицию: прежде чем лечь спать, малыш должен собрать портфель и приготовить одежду на завтра. Это избавит и его и тебя от утренней спешки и настроит чадо на следующий учебный день.