Дети, которых хвалят и поддерживают родители, вырастают доброжелательными, успешными, уверенными в себе. К тому же они редко имеют серьезные проблемы со здоровьем. Портал www.interfax.by писал о том, какая похвала является истинной и почему важно использовать ее в воспитании ребенка. Однако в психологической поддержке матери и отца дети нуждаются даже больше, чем в похвале, утверждает детский психолог Инна Малаш.
Содержание
Поддержка важнее похвалы
Найти повод похвалить ребенка несложно: «Мне очень приятно, что ты замечательно вел себя в кино», «Как здорово, что ты покормил рыбок», «Спасибо за то, что посидел с малышом, пока я ходила в магазин» и т.п. Другое дело, что взрослые обычно гораздо многословнее и эмоциональнее при отрицательном поведении детей. А вот успехи и достижения своих чад многие родители ошибочно воспринимают как само собой разумеющееся…
Но успех и благополучие ребенка, в том числе во взрослой жизни, в большей степени зависят от того, поддерживают ли его родители – самые важные люди на земле. Поддержка матери и отца необходима для того, чтобы маленький человек в любых ситуациях не терял веры в себя и свои силы, мог восстановить утраченное эмоциональное равновесие, компенсировать нанесенный кем-то психологический ущерб.
4 правила поддержки
Для того чтобы ребенка не терзали мучительные сомнения, любят ли его родители, воспринимают ли его всерьез (а такие мысли посещают детей гораздо чаще, чем могут подумать взрослые!), психолог Инна Малаш рекомендует выполнять следующие правила.
Быть доброжелательным, искренним и честным. Например, если ребенок неудачно прочел стихотворение на утреннике в детском саду, не стоит поддаваться искушению утешить расстроенного малыша, ответив на его вопрос «Мама, я плохо выступил?» нарочито бодрым возражением: «Ну что ты! Ты выступил замечательно». Желание матери подсластить горькую пилюлю не позволит маленькому человеку задуматься над тем, что он сделал не так, а также будет способствовать возникновению у него зависимости от мнения других людей.
В описанной ситуации лучше ответить ребенку: «Я бы не сказала, что ты выступил плохо. Мне понравилось, как ты прочел предпоследнее четверостишие – громко и выразительно». Благодаря честному ответу матери малыш будет знать, что у него действительно получилось хорошо и за что он может себя похвалить.
Важно говорить о своих чувствах, используя «Я-высказывания». Когда родители в своих фразах употребляют личные местоимения (например, «Я рад, что ты так блестяще справился со сложной задачей», «Мне приятно, что ты нашел время помочь отцу в саду»), ребенок ощущает неподдельный интерес к себе и своей внутренней жизни. Маленький человек пребывает в уверенности, что его успехи так же важны для родителей, как для него самого, а неудачи воспринимает как события случайные и преходящие.
Кроме того, до определенного возраста дети даже не догадываются о том, что у взрослых есть свои чувства, потребности, желания. А когда подросшие отпрыски совершают это открытие, то далеко не сразу начинают учитывать интересы родителей. Поэтому многие психологи настоятельно советуют матерям и отцам с раннего детства учить ребенка считаться с интересами взрослых членов семьи, в том числе с помощью «Я-высказываний».
Затрагивать поступок, но не личность ребенка. Достойный похвалы поступок достаточно описать, а вынесение суждения предоставить самому ребенку. Например: «Я вижу, что ты помыл посуду (собрал игрушки, сам оделся). Даже не думала, что ты можешь сделать это так быстро! Мне так приятно, что ты такой помощник!» Ребенок, основываясь на данном родителем описании, мысленно хвалит сам себя. Так он тренирует способность самостоятельно оценивать себя и свое поведение, а также учится доверять себе при принятии решений, а не искать одобрения у окружающих.
Проявлять искренний интерес. Непритворный интерес к жизни сына или дочери действеннее, чем любая похвала: благодаря ему ребенок чувствует себя любимым и нужным. «Не хвалить» не значит «не замечать». Для психологической поддержки достаточно откликаться на поступки ребенка и события в его жизни – радостью, грустью, сочувствием, раздражением, выслушивать и стараться понять маленького человека, верить в него и любить таким, какой он есть…
Ирина Барейко
В бухгалтерской сфере ошибки стоят очень дорого. За них наказывают весомыми штрафами, и они могут пагубно повлиять на функционирование всей компании. Именно поэтому бухгалтеры тщательно вычитывают и проверяют все отчеты и документы.
Что делать, если внимательная проверка не помогает и даже после нее остаются ошибки? Мы проанализировали основные причины, по которым бухгалтеры чаще всего совершают ошибки. В этой статье мы рассказываем о способах, которые помогут устранить эти причины и делимся советами, как бухгалтеру повысить качество своей работы.
Почему мы ошибаемся?
Не ошибаются только роботы. Холодные расчетливые машины способны заполнять отчеты без единой ошибки. Однако даже у них иногда происходит сбой в программе и они тоже могут вводить неточные данные.
На человеческий труд влияет много факторов. Качество работы может снижаться при плохом настроении, при постоянном отвлечении на соцсети или при регулярном вмешательстве коллег.
Причины, по которым бухгалтеры совершают ошибки
Проанализируйте свою работу, и подумайте по каким причинам вы совершаете ошибки. Лучше всего выписать обнаруженные причины, чтобы они всегда были у вас перед глазами. Для устранения проблемы, нужно сначала ее понять и принять.
6 способов перестать допускать ошибки в отчетности
Определились? Тогда пришло время решать свою проблему. Разберем способы устранения каждой вышеописанной причины:
- Большие объемы работы. Если у вас всегда куча работы, которая не уменьшается, чтобы вы ни делали, задумайтесь, может, вы не справляетесь с возложенными на вас обязанностями. В этом случае нужно искать причину, по которой вы не справляетесь. Возможно, у вас не хватает профессиональных качеств и вам нужно пройти курсы повышения квалификации для бухгалтеров, а, может, начальство сваливает на вас столько работы, что одному человеку невозможно справиться. В таком случае нужно просить нанять помощника или задуматься о смене места работы, где нагрузка будет адекватной.
- Плохая организация работы. Любую большую задачу можно разбить на несколько небольших подзадач. Маленькие задачи выполнять легче и на них уходит не так много времени. Выполняя одну за другой, вы не заметите, как сделаете свою большую страшную задачу. Организовать работу вам поможет обычный органайзер. Также можно воспользоваться специальными сервисами для управления проектами. Раскидывать задачи и контролировать их выполнение удобно на онлайн-досках. Например, Trello, Asana, Jira, Click up.
- Усталость. Для увеличения уровня продуктивности нужно делать перерывы. В идеале при работе за компьютером отдыхать по 5-10 минут через каждый час, можно чаще. Иногда мы так погружены работой, что не замечаем как пролетает время, и просто забываем о перерыве. Чтобы не вводить себя в состояние постоянной усталости, займитесь самоконтролем. Например, с помощью будильника на телефоне. Заведите его на час, и все это время не отвлекаясь работайте, а после того как сработает будильник, идите отдыхать. Такой способ называется метод «Помидора». Для удобства есть даже специальное приложение, которое будет само отсчитывать время для работы и отдыха. Оно называется «Pomodoro».
- Спешка. Отчасти это причина порождается плохой организацией рабочего процесса. Если у вас все распланировано, то срочных отчетов остаться попросту не должно. Вы будете делать их заранее в спокойном ритме, а не второпях в последний момент.
- Вопросы коллег. Если коллеги бегают к вам с постоянными вопросами: где найти документы по контрагенту, когда начнем готовиться к отчетности и пр., то договоритесь с ними, что вы отвечаете на их вопросы и помогаете с мелкими задачами в строго оговоренное время. Например, с 9:30 до 10:00 и с 14:00 до 15:00. В другие часы вас можно беспокоить только по экстренным вопросам, потому что вы занимаетесь крупными задачами, которые требуют полной концентрации. Можно даже на дверь кабинета повесить листок с распечатанными часами и просьбой не беспокоить в другое время.
- Прокрастинация. Ставьте себе цели — выполнить определенный отчет к конкретному времени. Если отчет большой, то разделите его на части. И пока вы не выполните свою цель, не отвлекайтесь ни на соцсети, ни на коллег. После выполненной работы смело делайте перерывы.
Советы, которые могут помочь перестать ошибаться
Совет 1. Расставляйте приоритеты— нужно понимать, какая проблема требует немедленного решения, а какая может и подождать. На основании этого строится процесс организации рабочего времени.
Совет 2. Избавьтесь от страха ошибиться. Если постоянно думать о плохом, то это рано или поздно произойдет. Не нужно панически бояться ошибок. Нужно просто переключить вектор внимания с плохого на хорошее и сфокусироваться на корректном заполнении всех полей отчета.
Совет 3. Проверяйте распечатанный вариант отчета. Работа с бумаги постепенно уходит в прошлое, и на смену ей приходит электронный формат работы. Однако некоторым людям проще находить ошибки в распечатанном документе.
Совет 4. Не проверяйте документ сразу после того, как сделали отчет. Замыленным взглядом сложно обнаружить все ошибки. Оставьте его на пару часов, а потом вернитесь к нему.
Совет 5. Приходите на работу с «чистой» спокойной головой, в которой нет места страхам, тревожным мыслям или бытовым вопросам. Спокойная голова поможет лучше сосредоточиться и вы будете совершать меньше ошибок.
Как «очистить» свою голову? Попробуйте с утра за завтраком или прямо перед выходом на работу вести дневник. Выпишите все мысли, что вам приходят в голову в течение 3 минут. Запишите все свои страхи и оставьте их на этом листе. Не разрешайте себе о них думать до завершения рабочего дня.
Что делать, если вы все-таки допустили ошибку?
Если случилось допустить оплошность, не зацикливайтесь, а направьте свои усилия на поиски способа исправить ситуацию. Постарайтесь прийти к руководителю с уже готовым решением проблемы. Это поможет проявить себя сотрудником, который не перекладывает свою ответственность на других. К тому же, вы сможете получить бесценный опыт, который избавит от подобных ошибок в будущем.
Цените себя и свое время
Бухгалтер работает в в быстро меняющейся среде. Вы ежедневно поглощаете огромное количество информации об изменениях в законодательстве, учитесь работе в современных программах, решаете сложные аналитические задачи, пишете отчеты и контролируете финансовый поток организации. Не стоит рассчитывать только на собственные возможности и знания. Научитесь ценить свое время и уделять его действительно значимой работе.
А поможет вам в этом система «Декларация.Онлайн» и программа «Такснет-Референт». В наших сервисах для сдачи отчетности печатные формы создаются автоматически, и если вы ранее отправляли в них отчеты, то некоторые данные будут предзаполнены. С нашими системами вы будете тратить меньше времени на составление и проверку документов, а также сократите количество ошибок.
Упростите себе работу! Попробуйте систему «Декларация.Онлайн» и программу «Такснет-Референт», и вы заметите, как сдача бухгалтерской отчетности перестанет быть для вас проблемой. Оставьте свои контакты ниже, расскажем все о системах отчетности:
Многие люди живут с установкой «если сразу не можешь сделать хорошо, то не берись за дело вообще». Как правило, этот принцип возникает в глубоком детстве: ребёнок, который боится ошибок и каждую неудачу считает трагедией, вырастает во взрослого с тревожностью или с «синдромом отличника».
Каким же образом можно научить детей воспринимать ошибки как важный жизненный опыт?
Почему детей пугают ошибки
Боязнь ошибиться у детей возникает не случайно. В раннем детстве, когда мировоззрение малыша ещё только-только начинает формироваться, главными ориентирами для него являются родители. И если ребёнок видит, что мама сильно переживает из-за его успехов на развивающих занятиях или в детском саду, то страх ошибки возникает из-за нежелания её огорчить.
Психологи говорят, что мама и папы с «синдромом отличника» (стремлением всё делать на «пять» и получать только похвалу) в большинстве случаев передают этот синдром и своим детям. Поэтому прежде чем избавлять своего ребёнка от страха ошибки, стоит самому избавиться от боязни потерпеть неудачу.
Когда малыш только учится есть ложкой, у него не получается с первого раза сделать это правильно. Он пачкает стульчик, стены и сам оказывается в каше с ног до головы. Мы не ругаем его и не удивляемся — ведь это так естественно — учиться чему-то постепенно. Почему же в других случаях ошибки нас удивляют или расстраивают? Всегда следует помнить, что путём проб и ошибок достигается самый полезный опыт.
Страх ошибок и родители: есть ли взаимосвязь?
Не редки случаи, когда дети боятся ошибиться только из-за родителей и их реакции.
Когда мамы или папы имеют высокую тревожность и стремятся быть социально одобряемыми, любая детская неудача бьёт по их самооценке: «Мой ребёнок получил двойку? Все подумают, что я ужасная мать!» или «Мой ребёнок не занял первое место на конкурсе талантов? Все решат, что я некомпетентный родитель и не вкладываюсь в образование своего ребёнка!»
В этом случае малыш чувствует, что матери или отцу важно, чтобы сын или дочь никогда не допускали оплошностей. Когда для родителей ошибки детей — это своеобразный конец света и подрыв их родительского самолюбия, то и ребёнок начинает нервничать, переживать, бояться, теряет мотивацию и уверенность в себе.
То же самое происходит, если родители имеют завышенные ожидания. Мамы и папы так воспринимают детские неудачи, потому что в их иллюзорном идеальном мире такого просто не может быть. Их ребёнок — всегда первый, самый лучший, умелый, талантливый. Как только ребёнок ошибается — мамы и папы разочаровываются, что малыш не может дотянуться до той высокой планки, которую они воздвигли.
К чему приводит страх ошибки
Страх совершить ошибку воспринимается детскими психологами как выученная реакция сначала на действия и слова родителей, а потом на школу, где успех измеряется оценками.
Боязнь ошибиться провоцирует возникновение внутреннего напряжения, стресса, тревоги. Всё это может закончиться неврозом, апатией, низкой самооценкой, прокрастинацией и даже бунтом: зачем стараться, если у меня всё равно ничего не получается?
Как помочь ребёнку преодолеть страхи
Каждый родитель может помочь своему чаду устранить боязнь ошибок. Но для этого придётся начать с себя. Необходимо проанализировать своё поведение, слова, действия и ответить на вопрос: а не из-за меня ли ребёнок начал бояться оплошностей? Вспомните, критикуете ли вы себя за неудачи? Как вы реагируете на неудачи малыша: ругаете его, расстраиваетесь, злитесь?
Ещё один важный шаг — перестать сравнивать своего ребёнка с другими. В идеальном родительском мире подобное сравнение должно мотивировать чадо, но на деле всё оказывается сложнее. Мамы и папы просто примеряют на своего ребёнка чужой образ — тот, который они бы хотели видеть. Однако невозможно заставить малыша быть тем, кем он не является, или тем, кем он сам быть не желает. Кроме того, такие сравнения просто не состоятельны, потому что у других детей совершенно другие условия социального развития и иные физические данные.
Чтобы помочь малышу, необходимо начать прислушиваться к его словам. Если ребёнок говорит, что боится сделать ошибку в диктанте, рассказывать стих у доски или не занять первое место на олимпиаде, не стоит отмахиваться от него словами «Что за глупости!» и «Не выдумывай!». Поддержка и умение выслушать — главный родительский помощник.
Как поддержать ребёнка
Как правильно поддержать малыша, который боится ошибаться?
Во-первых, о страхе нельзя молчать. Беседуйте с ребёнком об этом чувстве. Расскажите, что бояться — это нормально, так же, как и совершать ошибки. Объясните, что все люди время от времени ошибаются и терпят неудачи, а ещё лучше приведите примеры из своей жизни.
Во-вторых, исключите из своей речи слова-упреки («Началось!», «Опять?», «А я предупреждала!»). Ребёнок не должен чувствовать себя угнетённым и считать, что он плохой, недостойный из-за одной оплошности.
В-третьих, чаще акцентируйте внимание на успехах малыша. Отмечайте его сильные стороны, хвалите за старания, объясняйте, что ошибки практически всегда можно исправить. Таким образом переживания за совершённые оплошности будут смягчаться и исчезать.
В случае, если вы понимаете, что не справляетесь с ситуацией — обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.