Содержание
На что обращать внимание при обучении малышей
Адаптация мозга
Гибкий мозг ребенка до трех лет позволяет оперативно реагировать на раздражители окружающей среды. Малыш быстро адаптируется к условиям, набирает новые навыки и совершенствует их. Пространство, в котором находится ребенок, определяет его самостоятельное передвижение. По мере созревания мозг берет на себя все более сложные функции. Ребенок учит по новому слову каждый день, чтобы взаимодействовать с окружающими. Чем больше он слышит сказок, песен, стихотворений, тем больше его способность к пониманию разного типа речи. Маленький человек учится понимать чувства других, ставить себя на их место. Трехлетний ребенок уже знает, что такое любовь, дружба, боль и обида.
Учитывайте темперамент
Эмоциональное развитие ребенка не заканчивается на сочувствии. Важно учитывать его темперамент: флегматик, сангвиник, холерик или меланхолик.
Ребенок-холерик суетлив, тревожен, очень подвижен. Веселье быстро сменяется грустью. Таким детям обязательно нужны спорт и общение с другими детьми.
Меланхолик замкнут в себе. Любые начинания такого малыша по данному психотипу важно поощрять. Не критиковать, не приказывать, не запрещать. Воспитание ребенка от года до двух лучше выстраивать не запретами, а отвлекая от вожделенной розетки или тумбы. Когда он научится определять негативные эмоции, он поймет, что запрещено.
Ребенок флегматичного темперамента не любит показывать ни свои радостные чувства, ни грусть. Поэтому взрослым важно наполнять малыша эмоциями, постоянно мотивировать, заинтересовывать.
Малыш-сангвиник является лидером. Такой ребенок открыт, легко общается со сверстниками. Однако сангвиники неусидчивы. Поэтому в воспитании нужно проявить упорство и выработать усидчивость, что впоследствии перейдет в воспитание самостоятельности в три-четыре года.
Важность эстетического воспитания
Чтобы вырос счастливый полноценный гражданин, нельзя недооценивать эстетическое воспитание чада. Это раскрытие творческих способностей, талантов, формирование у ребенка хорошего вкуса и чувства красоты. Для малыша трех лет и младше рекомендуется классика, звуки природы и детские песенки. Обязательно нужно читать и учить с ним стихи детских авторов (Агнии Барто, Самуила Маршака), загадки, читать сказки народов мира. Так развиваются фантазия, кругозор, память, чувство ритма.
Рисование красками и пальчиками, лепка из пластилина, изготовление аппликаций занимают особое место в жизни малыша. Развивается не только мелкая моторика, но через такие занятия он учится чувствовать и любить прекрасное. В развитии малыша важен комплексный подход – занятия логоритмикой. Логоритмика связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
«Мама и малыш» – пространство для развития
Русская школа «Знание» в Лондоне запускает проект «Мама и малыш», чтобы быть с ребенком уже в самый важный для него период. Первой образовательной студией школы стала группа эстетического развития «Маленькая страна», которая помогает родителям развить качества и навыки, так необходимые для будущего малыша. Эта группа выходного дня занимается с детьми в возрасте от 1,5 до 2,8 лет. Занятия проводятся по комплексной программе, направленной на всестороннее развитие ребенка. Продолжительность урока 1-1,5 часа.
Первая часть – музыкально-подвижная, логоритмическая. Вторая часть – развивающая. Детки сидя, в спокойной обстановке выполняют упражнения и занимаются творчеством. Программа включает в себя ознакомление с окружающим миром: семья, животные, времена года, развитие речи. Это чистоговорки, чтение сказок, артикуляционная гимнастика, развитие внимания, памяти и воображения.
Школа «Знание” ставит своей целью подготовить малышей к дошкольному образованию, чтобы к школе они уверенно говорили по-русски и знали буквы. Чтобы они научились четко формировать свои мысли, читать и анализировать, знакомиться с литературой и искусством. Школа считает нужным с самого начала пройти с детьми этот долгий познавательный путь. Путь к становлению личности в современном мире, впитавшей в себя лучшие традиции российского и английского образования.
Екатерина Варламова, преподаватель русской школы «Знание» в Лондоне
Недавно я прочитала книгу Масару Ибука «После трех уже поздно”. Если вы читали мой предыдущий пост, можно заметить, что я интересуюсь образованием, и эта книга является одной из самых популярных в сфере раннего развития детей, время когда, по-моему, образование должно начаться. Её рекомендуют родителям, но мне кажется лучше прочитать до того как у вас появятся дети.
Формат для этого поста я выбрала следующий: перечисляю основные идеи книги с кратким объяснением, и добавляю мои комментарии к некоторым идеям, если есть что сказать.
В основе этой книги, как уже понятно из названия, лежит мысль, что период жизни человека до трёх лет является ключевым в формировании фундамента, на котором позже строятся способности мыслить, чувствовать и творить.
Надо сказать, что автор Масару Ибука не является экспертом в сфере образования, как он сам и упоминает в книге. Тем не менее, он успешно применил свою теорию на практике.
О Масару Ибука
Масару Ибука — один из выдающихся личностей Японии, чьи навыки в инженерии и предпринимательстве помогли Японии стать передовой страной в области электроники. Он один из сооснователей корпорации Sony. Его интерес к развитию детей пробудился из-за его собственного ребенка, который отставал в развитии.
Часть 1 — Потенциальные возможности ребёнка.
Каждый ребенок может учиться хорошо — все зависит от метода обучения.
Я совершенно согласна с этим утверждением. Больше того, из личного опыта знаю, что метод обучения может убить интерес к предмету или вдохновить на невероятные достижения. Например, в лицее преподаватель по физике не вызвал во мне интерес к предмету, и хоть я и получала хорошие оценки, я ничему не научилась. В то же время, преподаватель по биологии смог заинтересовать меня до такой степени, что я начала дополнительно заниматься с олимпиадниками. Конечно речь идет о школе, но мысль та же — как ребёнок обучается играет ключевую роль в освоении предмета или навыка.
Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев.
Здесь я просто процитирую самого автора: «Основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей”.
Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит об его огромных потенциальных возможностях.
«Мозг новорожденного ребенка — как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит насколько одаренным станет ребенок”.
Структуры мозга формируются к трем годам.
Мозг ребенка переживает удивительный период развития от рождения до трех, производя более миллиона нейронных связей каждую секунду. То, чему и как обучен ребёнок в эти первые 3 года может повлиять на все последующие годы.
Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости” и период «все можно”.
У нас в Кыргызстане это тоже актуально. Дети до детского сада и школы(4–7 лет) растут с принципом «все можно,” а как только начинают ходить в садик или школу, родители устанавливают правила, требования, пытаются ввести режим и т.д. «Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление”.
Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации.
«Не надо бояться «перекормить” или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию”.
Ребенок запоминает только то, что ему интересно.
Тот факт, что мы знаем это, даёт нам уникальную возможность помочь ребёнку освоить множество навыков: языки, музыкальный слух, физические способности эффективней. Я заметила, что многие родители сейчас хотят забить график своих детей всем, что они считают будет полезным для ребёнка. Но насколько эти занятия и кружки интересны? Насколько они стимулируют и развивают?
Часть 2—Влияние раннего опыта.
Главное — окружение, а не гены.
Не знаю, как вы, но мне сложно не согласиться. Опять же ссылаюсь на собственный опыт. В шестом классе я попала в группу людей с сомнительной репутацией, скажем так. Просто проводя время с ними, я менялась, мои мысли менялись и в итоге мои решения, порой жизненно важные решения. Если окружение имеет такое влияние в подростковом периоде, представьте что может произойти в раннем детстве. Стоит учесть что под окружением имеется ввиду и среда, где ребёнок растёт.
Оставлять ребенка на попечение незнакомого человека — рискованное дело.
Это может быть не что-то новое, но зачастую родители, за неимением средств, времени, или желания, выбор няни или воспитателя не берут всерьёз, оставляют на судьбу, когда как, по сути, этот человек воспитывает вашего ребёнка, прививает определенные ценности, которые будут служить путеводителем для ребёнка всю оставшуюся жизнь.
Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.
Домашнее насилие, крики, домогательство — всё это отпечатывается в мозгу, и на подсознательном уровне влияет на будущее человека, даже если человек не помнит или предпочёл забыть те или иные происшествия детства.
Часть 3—Что полезно малышу.
Готовых рецептов обучения младенцев нет.
И каждый ребёнок должен получить воспитание/образование именно для него или неё. «В воспитании, и особенно в младенческом возрасте, не может быть готовых формул”. В соответствии с определенным характером или ступенью развития ребёнка, родители и воспитатели должны решить чему и как обучать ребёнка.
Отец должен чаще общаться со своим ребенком.
До сих пор у нас в стране забота о ребёнке считается обязанностью матери, и автор этой книги придерживается того же мнения. Я всё-таки думаю, что баланс здесь самый лучший вариант. Очень важно, чтобы у ребёнка не развились разные комплексы из-за наблюдательной (а не активно участвующей) и авторитарной позиции отца.
Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.
Моя бабушка, о которой я упоминала раньше, участвовала, и до сих пор участвует в воспитании всех детей в нашей семье. Я думаю, со мной и с Жылдыз это было больше в силу финансовой ситуации, а с младшими родители поняли, что это хороший шанс для детей установить связь со старшим поколением и познать историю, мудрость через них.
Ссоры развивают у ребенка навыки общения.
С этим сложно поспорить. Что может быть большей мотивацией, чем желание обладать самой новой игрушкой в доме или в садике? Ссоры учат эффективному общению, существованию в коллективе и развивают чувство «Я” ребёнка.
Злоба и зависть у ребенка — это выражение бессилия.
«Профессор Токийского университета Тошио Ямашита, специалист по детской психологии, выделил следующие причины детской раздражительности:
1) физическое состояние, вызванное болезнью;
2) голод или усталость;
3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;
4) недостаток физических упражнений и, как результат, накопившаяся неизрасходованная энергия;
5) желание настоять на своем;
6) подражание раздражительным родителям.
Из этого списка видно, что причины раздражительности ребенка нужно искать в его окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым”.
Часть 4—Принципы воспитания.
В этой части я просто выделю основные принципы, которые были интересными и могут быть полезными.
Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка.
Неправильное питание вырабатывает плохие привычки на всю следующую жизнь.
Ребенок — великий имитатор.
Успехи в одном деле дают уверенность в других делах.
Стандартная бумага для рисования — стандартный человек.
Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка.
Тренируйте левую руку так же, как правую.
Часть 5 —Чего следует избегать.
Без перспектив на будущее невозможно правильное воспитание.
«Как долго продержатся сегодняшние ценности в нашем быстро меняющемся мире? То, что ценно сегодня, может не иметь никакой цены завтра, а тем более через двадцать- тридцать лет, когда сегодняшний ребенок превратится во взрослого.
Ваш ребенок вырастет бесполезным человеком если вы будете его воспитывать, исходя из ценностей сегодняшнего дня”.
Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей.
Тоже очень актуально для Кыргызстана, где согласно данным Нацстаткома, ЮНИСЕФ насчитывается 6 тысяч девочек, которые были выданы замуж до 15 лет, и более 160 тысяч девочек, которые стали женами до 18 лет. Это сами по себе дети, которые станут родителями в течении нескольких лет — без образования, без шанса на стабильную и хорошо оплачиваемую работу. Быть родителем — неимоверная ответственность, очень важно, чтобы каждый человек осознавал это и был готов.
Учитесь у своего ребенка.
Любой процесс, если пройден вместе с ребёнком на равных, сближает и помогает понимать его лучше. «При таком подходе мать (или отец)будет постоянно делать открытия, которые помогут ей в воспитании”.
Дети — это не собственность родителей.
«Долг родителей — предоставлять своему ребенку возможно более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам ребенок — хозяин своего будущего”.
Пусть ваш ребенок будет лучше вас.
«Ученик превзошел учителя” — это должна быть основная цель воспитания, иначе прогресс будет невозможен.
ЮНИСЕФ оказывает поддержку мероприятиям по обучению детей в раннем возрасте, осуществляемым в рамках системы ухода за детьми, которая включает такие важные области, как здравоохранение, питание, безопасность и защита детей, уход и раннее обучение. Вместо того, чтобы просто добавлять содержание по раннему развитию детей к существующим программам, ЮНИСЕФ работает над внедрением аспекта раннего развития в саму структуру всех соответствующих секторов и систем, начиная от разработки политики до составления бюджета и профессиональной подготовки и курсов обучения.
Совместно с партнерами, ЮНИСЕФ в Таджикистане разрабатывает Национальную Стратегию «1000 золотых дней» для содействия развитию детей в раннем возрасте.
Она также оказывает поддержку национальному расширению масштабов комплексной помощи в целях развития детей, подготовки справочника по вопросам матери и ребенка, и модуля по вопросам детей грудного и раннего возраста, включая развитие потенциала, мобилизацию ресурсов и продвижение вопросов политики.
ЮНИСЕФ и его партнеры планируют разработать и осуществить национальную программу воспитания детей в целях содействия развитию и обучению детей в раннем возрасте, включая продвижение гигиены и предупреждение насилия в отношении детей. Кроме того, она способствует расширению раннего выявления и раннего вмешательства, механизмов по всей стране и занимается разработкой стандартов по РВРВ для практикующих врачей.
Семья является естественной средой для роста и благополучия детей.
Обеспечение безопасной и защищенной семейной среды для каждого ребенка является приоритетной задачей ЮНИСЕФ. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы ребенок мог оставаться в семье или обеспечить альтернативный уход на базе семьи, особенно для детей раннего возраста. Поэтому ЮНИСЕФ поддерживает укрепление и развитие новых услуг по уходу за детьми в семье и преобразование детских домов в Таджикистане, чтобы помочь детям, оставшимся без попечения родителей, найти свой дом.
Обучение в раннем детстве является неотъемлемой частью развития детей.
ЮНИСЕФ совместно с правительством изучает вопрос о том, как обеспечить альтернативные возможности раннего развития для детей, не охваченных системой дошкольного образования и наращивать потенциал педагогов, работающих в этом секторе.
Раннее развитие — крайне популярная в родительских кругах тема для обсуждения. Многие из тех, кто раньше выступал против, сейчас сами готовы заниматься с малышом с самого раннего возраста. Ситуация принимает новые обороты ещё и из-за того, что в стремительно развивающемся мире постоянно увеличиваются и требования касаемо получения новых знаний. Если раньше ребёнок 5 лет, умеющий писать и читать, мог вызвать удивление, то сейчас это абсолютное стандартное явление.
На первый взгляд, в раннем развитии нет ничего плохого — ведь все родители хотят для своего ребёнка лучшего будущего и стараются вложить в малыша как можно больше новых и полезных для него знаний. Однако, не всё так просто — неправильной подачей информации, а также неадекватным её количеством ребёнку получится только навредить.
Раннее развитие — что это?
Часто на этот вопрос не могут ответить и те родители, которые практикуют раннее развитие по отношению к своим детям. Обычно они отталкиваются от понятия «нормальное развитие» и додумывают сами, как поступать в случае раннего. Получается, что акцент делается не на усвоении информации и не на её качестве, а на объёме полученных знаний. Родители хвастаются, что в свои три года их ребёнок записан в несколько секций, умеет читать и писать, знает наизусть стихи Есенина, учит иностранный язык, может перечислить все столицы и пишет картины маслом.
Будет ли это считаться ранним развитием? Да, с ребёнком занимаются, но велика вероятность, что он не понимает, что делает — умеет читать, но не сможет объяснить прочитанное, заучил Есенина, не понимая смысла его строчек, и не знает, в чём разница между выученными столицами. Плюс ко всему, от этого страдают его другие способности, так что он может думать, что пирожные растут прямо на деревьях или не умеет самостоятельно надеть колготки.
Встаёт вопрос, можно ли такого ребёнка считать более развитым, чем, скажем, его соседа того же возраста, который не блистает познаниями в географии и литературе, но с радостью самостоятельно оденется и помогает родителям по хозяйству?
В чём разница между развитием и обучением?
В первом из описанных случаев с ребёнком занимались именно развитием. Родители, безусловно, хотят для малыша лучшего, но экономят время, стараясь как можно быстрее заполнить детскую голову знаниями. Парадокс в том, что время они при этом только потеряют, потому что тот ресурс, который малыш потратил на зубрёжку несколько бессмысленной для него в этом возрасте информации, можно было бы потратить на действительно полезные вещи. Скорее всего, родителями в этот момент управляли амбиции и желание побыстрее получить желаемый результат.
Во втором примере с ребёнком занимались в абсолютно ненапряжной, игровой форме, благодаря которой он смог приобрести и усвоить жизненно необходимые навыки. И это как раз называется обучением.
Чем именно опасно раннее обучение?
- Дети, которые с раннего возраста блистали своими знаниями в самых разных сферах жизни, с наступлением старшего возраста перестают справляться с давлением на них и мыслями о том, что они должны знать всё больше и больше, чтобы удивить окружающих. Родителям надо признать, что несмотря на видимую одарённость ребёнка, далеко не всем дано изменить мир, и нет нужды подвергать отпрыска бессмысленным стрессам, внушая ему, что он должен быть лучше всех — это может привести к различного рода неврозам и расстройствам вплоть до развития депрессии.
- Если ребёнок многое узнал ещё до школьной скамьи, то в начальной школе ему не придётся особенно напрягаться, чтобы получить новые знания. А это чревато нарушением дисциплины — он, вероятно, скучает и не понимает, чем себя занять, пока одноклассники изучают нечто новое для них. Более того, привыкнув к такому положению дел, малыш к началу средней школы может просто отказаться учиться, столкнувшись со сложностями, к которым не привык.
- Такие дети развивают в себе потребность поглощать информацию в больших количествах без какого-либо практического применения — просто, чтобы она была, или чтобы можно было «повыпендриваться» перед окружением. Ребёнок может перечислить все существующие виды кошек, но не знать, как ухаживать за той одной, что живёт с ним в одной квартире.
- При чрезмерной умственной нагрузке часто страдает физическая сторона, а все мы знаем, как важно в маленьком возрасте здоровое и гармоничное развитие организма. Ребёнку нужно не только читать книжки, но и развивать навыки движения и координации.
- Понимая, что знает больше, чем все его сверстники, ребёнок может не захотеть с ними общаться, и это приведёт к обострённому чувству одиночества и развитию психологических проблем.
Что делать?
Необходимо увидеть развитие как процесс и понять, что это именно поэтапное «раскрытие» ребёнка, его навыков и умений. Ему, конечно, необходимо предоставить как можно большее количество путей для саморазвития, но также следить за тем, чтобы он сам научился открывать для себя каналы получения информации и способы её использования. Сместите акцент с количества информации на обучение способности мыслить и познавать действительность, и вот тогда паззл действительно сложится.
Желание заниматься ранним развитием ребёнка непременно должно идти рука об руку с вопросом к себе о том, с какой целью вы этого хотите, и честным на него ответом. Если он в том, что вы хотели бы воспитать гения и заставить его знать с пелёнок как можно больше, то лучше остановиться. Ваша цель должна быть в том, чтобы обеспечить ребёнку хорошие условия для самопознания, чтобы он действительно хотел учиться новому и совершенствовать уже имеющиеся навыки.
Отличие между развитием и обучением в том, что знания во втором случае не являются конечной целью. Они лишь инструмент, с помощью которого ребёнок учится жить в новом для него мире. Его задача в том, чтобы научиться правильно пользоваться этим инструментом. Поэтому всегда делайте акцент на практику и применение полученных вместе с ребёнком знаний, помните о том, что всего должно быть в меру: не перегружайте маленький мозг знаниями в одной сфере, лишая его возможности узнать что-то новое и интересное в другой.
Методики раннего развития
Методик множество, и у тех, кто задавался этим вопросом, наверняка всплывают в голове такие фамилии, как Монтессори, Никитины, Сесиль и другие. Для того, чтобы подробно разобрать каждую из них, пришлось бы писать отдельную статью, так что ограничимся общими рекомендациями касаемо выбора какой-либо из них.
Во-первых, необходимо учитывать, что разные дети, как и все люди, по-разному воспринимают информацию: кому-то проще работать с видеоформатом, кому-то лучше запоминаются рассказы, а кому-то обязательны тактильные ощущения. Поэтому следует понимать, что хоть сами по себе системы и являются целостными разработками, их авторы признают, что идеального варианта в силу индивидуальных особенностей нет и быть не может. Лучший выход из этой ситуации — миксовать методы одной методики с методами другой, предварительно изучив их и выбрав понравившиеся принципы.
Помните о том, что главным двигателем прогресса в данном случае является желание самого ребёнка изучать новое и его интерес к предложенным вами играм. Если он будет делать то, что ему нравится, то процесс обучения будет для него лёгким и приятным, и все останутся в плюсе.
Во-вторых, не перескакивайте резко от одной методике к другой, иначе каша в голове будет как у ребёнка, так и у вас самих. Если вы видите, что что-то не получается, то подождите какое-то время и попробуйте снова. Если же вы действительно уверены, что какая-то из методик не подходит для вашего ребёнка, то тоже подождите и только потом предлагайте другую.
Постарайтесь построить процесс обучения так, чтобы он не противоречил сам себе, а задания постепенно становились сложнее. Также можно усложнять уже пройденные задачи, добавляя к ним что-то новое.
Не забывайте время от времени повторять пройденный материал, а также предлагать новые правила для уже пройденных игр, чтобы ребёнок научился нестандартно мыслить в рамках заданной ситуации.
Развитие малыша должно быть комплексным, и задача не в том, чтобы развить его знания в какой-то из областей, а в том, чтобы его развитие было разносторонним. Не зацикливайтесь на чём-то одном — чередуйте спокойные игры с подвижными, книги с мультиками, информацию на кубиках с пересказами. Дети имеют сильно развитое ассоциативное мышление, поэтому разносторонний подход к информации позволит им легко запомнить пройденное и, что самое главное, понять его.
На первом месте – достижения и результаты. Порой родителям очень сложно устоять перед искушением – сравнить своего ребенка с другими детьми. Ведь если соседская Маша уже Шекспира в подлиннике читает, то это толкает амбициозных пап и мам искать все новые и новые грани таланта своего ребенка. «Иногда родители считают, что ребенок должен развиваться семимильными шагами. Он должен знать шесть языков к пяти годам, к десяти — ряды Фурье. И желательно метить на Нобелевскую премию. Жалко, что сначала надо вырасти.
Ребенок с одной стороны развивается у него много навыков, он ходит по всем кружкам, поет, знает математику, но все детство остается за скобками: игра веселье, дружба, беспечность. Все это остается не прожитым», — резюмирует Млодик.
Различные занятия не оставляют времени для спонтанной игры.
«Малыши не тянутся к буквам и к книжкам, — напоминает психолог. — Они тянутся к кубикам, чтобы строить башенку, к дивану, на который нужно залезть, слезть. Они любят прятаться и бегать. Потому что именно так, играя, они должны развиваться в этом возрасте».
Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка. «Важно наблюдать за малышом, узнавать его. Часто родительский взгляд замылен. Бывает полезно расспросить о своем ребенке родственников, знакомых, педагогов, чтобы составить какую-то более полную картину о малыше», — советует Млодик.
Родители не используют врожденные устремления малыша, стараются навязать свое развитие. «В ребенке многое делает сама природа. Мы можем затормозить это развитие, мы можем помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь съесть, использовать. Но, конечно, мы можем сделать так, что у него пропадет интерес. Если росточек дергать, чтобы он рос побыстрее, то можно его покалечить. Нужно опираться на этот природный потенциал», — говорит специалист.
Всему свое время. Когда мы предлагаем ребенку опережающие задания, он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. «Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если мама этого очень хочет. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми. Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте? Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, учиться прыгать, поворачиваться и т.д. В результате гиперраннего развития ребенка в 7-9 лет приводят к нейропсихологу, и он пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается».