Сюда перенаправляется «Морская добыча». Для добычи гражданских ресурсов см. Глубоководная добыча .
Польский wz. 08/39 контактная шахта. Выступы около вершины мины, здесь с их защитными крышками, называются рогами Герца, и они вызывают детонацию мины, когда в них врезается корабль. Взрыв морской мины
Морская мина является самодостаточным взрывным устройством , размещенным в воде , чтобы повредить или уничтожить надводные корабли или подводные лодки . В отличие от глубинных бомб , мины закладываются и оставляются ждать, пока они не сработают при приближении или контакте с любым судном. Морские мины можно использовать в наступлении, чтобы затруднить движение судов противника или заблокировать суда в гавани ; или в обороне, чтобы защитить свои корабли и создать «безопасные» зоны. Мины позволяют командиру минных заградительных сил сосредоточить боевые корабли или оборонительные средства в безминных районах, предоставляя противнику три варианта: предпринять дорогостоящие и трудоемкие усилия по минному тралению, принять жертвы, бросив вызов минному полю, или использовать безминные воды там, где наибольшая концентрация огневой мощи противника.
Современные мины, содержащие фугасные взрывчатые вещества, подрываемые сложными электронными взрывателями , намного более эффективны, чем ранние пороховые мины, требующие физического воспламенения. Мины могут устанавливаться самолетами, кораблями, подводными лодками или отдельными пловцами и лодочниками. Хотя международное право требует, чтобы подписавшие государства объявляли заминированные районы, точное местонахождение остается в секрете; а лица, не соблюдающие правила, не могут раскрывать информацию о постановке на мины. Хотя мины угрожают только тем, кто решает пересекать воды, которые могут быть заминированы, возможность активации мин является мощным сдерживающим фактором для судоходства.
Hafthohlladung 3 (3 кг.)
Немецкая ручная противотанковая кумулятивная магнитная мина Hafthohlladung 3 – «прикрепляемый кумулятивный заряд» (другое наименование HHL 3 или Haft — H3) предназначена для борьбы с легкими и средними танками и бронемашинами и является усовершенствованной моделью кумулятивных мин, получивших общее название Panzerhandminen.
Haft — H3 пришла на смену поступившей в 1942 году на вооружение Вермахта ручной кумулятивной мине Panzerhandmine 3 (PzHM 3).
Hafthohlladung 3 (3 кг.)
Ручная кумулятивная мина Hafthohlladung 3 состоит из:
— корпуса,
— заряда ВВ,
— магнитов,
— запала.
Корпус гранаты изготовлен из металла и состоит из двух деталей – цилиндрической и конической, соединенных между собой.
Кроме Hafthohlladung 3 с коническим корпусом производилась мина и с полусферической формой корпуса. В варианте с полусферическим корпусом мина имела большую длину и больший заряд ВВ и соответственно общий вес и бронепробиваемость.
Hafthohlladung 3 (3,5 кг.)
В верхней части корпуса имеется гнездо с резьбой, предназначенное для ввинчивания туда запала.
В нижней части корпуса имеется кумулятивная воронка со стальной облицовкой.
Hafthohlladung 3
3 кг. (слева) и 3,5 кг. (справа)
При помощи винтов корпус соединяется с эбонитовой пластиной, на которой закреплены три мощных магнита, выдерживающих усилие в 45 кг. В транспортном положении они закрываются стальной пластинкой для предотвращения размагничивания.
Заряд ВВ расположен внутри корпуса и состоит из двух блоков. В цилиндрической части корпуса располагается дополнительный детонатор, а в конической основной заряд.
Haft — H3 также как и Panzerhandmine 3 снабжались стандартным терочным запалом BZE 39 (Brennzunder Eifer 39) в сочетании с капсюлем-детонатором Sprengkapsel N.8 от ручной гранаты Eihandgranaten 39 (М-39). Время горения составляло от 4,5 секунды при использовании запалов с синей головкой (в инструкции они называются «запалы старого образца»), до 7 секунд при использовании запалов с желтой головкой («запалы нового образца»).
Терочный запал состоит из корпуса, терочного механизма, втулки с замедлителем, капсюля-детонатора.
устройство запала
Корпус запала изготовлен из металла. На корпус навинчена гайка (квадратная или барашек), с помощью которой запал вкручивается в корпус гранаты. Внутри корпуса располагается терочный механизм. В нижней части корпуса имеется резьба, в которую ввинчивается втулка с пороховым замедлителем. В служебном обращении на втулку навинчивается предохранительный колпачок. Перед применением он снимается и на втулку надевается капсюль-детонатор.
Терочный механизм состоит из колпачка, проволочной терки со шнурком и капсулы с терочным составом, размещенным в верхней части корпуса. Проволочная терка пропущена через терочный состав. Второй конец шнурка прикреплен к колпачку.
Для приведения запала в действие необходимо отвинтить колпачок и резко дернуть, зажав его в ладони.
При этом проволочная терка проходит через терочный состав, что приводит к его воспламенению. Луч огня от состава передается на пороховой замедлитель, а после его выгорания на капсюль-воспламенитель, что приводит к взрыву детонатора.
Для применения Hafthohlladung 3 необходимо:
1. снять предохранительный колпачок с запала;
2. надеть на втулку капсюль-детонатор;
3. вкрутить запал в гнездо корпуса гранаты;
4. отвинтить колпачок запала, зажать его в ладони, пропустив шнурок между пальцев;
5. резким движением выдернуть шнурок с теркой;
6. прикрепить мину к проезжающему танку.
Hafthohlladung 3
при использовании
Для установки мины солдат приближался к танку как можно ближе, пользуясь «мертвым» пространством вокруг танка и укрытиями на местности.
Кумулятивную магнитную мину Haft — H3 можно было закрепить в любой точке поверхности танка, преимущественно на горизонтальных плоскостях, но чаще всего ее старались установить напротив наиболее уязвимых мест (на двигатель, напротив расположения боезапаса, баков с топливом). При закреплении мины на вертикальной или наклонной плоскости две ножки крепления должны были быть направлены вверх. Предохранительное кольцо с магнитов при установке мины снималось.
Эффект магнитного крепления значительно снижался при установке на поверхности, покрытой слоем грязи или цемента. Для надежного закрепления мины в данном случае рекомендовалось использовать цепь с крюком. Также требовалось обращать внимание на то, чтобы мина случайно не была сброшена при движении танка его движущимися частями (гусеницы, башня) или окружающими предметами (ветвями деревьев).
После подрыва образовывалась кумулятивная струя, которая прожигала (точнее проплавляла) броню толщиной 140 — 150 мм.
Масса гранаты, гр | 3000 | 3500 |
Масса заряда, гр | 1500 | 1700 |
Тип ВВ | Fp02-Hexogen | |
Высота гранаты, мм | 275 | 300 |
Поперечный размер, мм | 150 | |
Бронепробиваемость, мм | 150 | 180 |
Время замедления, с | 4.5, 7.0 |
Hafthohlladung 3 могли успешно применяться против долговременных фортификационных сооружений, таких как ДОТы и бронеколпаки, а также против бронезаслонок амбразур.
Кроме того Hafthohlladung 3 можно было метать на дальность до 15 метров. Однако при этом намного снижался эффект мины.
Ручная магнитная противотанковая мина Hafthohlladung 3 стала продолжением не слишком удачной ручной противотанковой кумулятивной гранаты Panzerhandmine. Увеличение размеров (а следовательно и количества ВВ), и самое главное, замена клеевой основы на магниты сделали Haft — H3 более надежным и удобным оружием в обращении. Но при этом она не избавилась от одного серьезного недостатка. Для установки ручных магнитных мин на танки противника, пехотинцу требовалось огромное терпение и мужество. Возможность установить мину, не подвергая себя смертельной опасности, немецкий солдат имел только на местности имеющей укрытия. Или же против поврежденного, потерявшего возможность двигаться танка.
Содержание
Размагничивание
Подробности Просмотров: 263
Размагничивание — это процесс уменьшения намагниченности различных металлических предметов.
Размагничивание требуется в различных областях техники.
__
На производстве при работе с инструментами неудобно пользоваться намагниченными отвёрткой или пинцетом, маленькие гайки и шайбы «прилипают» к инструменту.
При обработке изделий на станках необходимо, чтобы металлическая деталь не перемещалась вслед за движущимися устройствами станков и агрегатов.
Основным способом размагничивания является воздействие на намагниченный предмет переменным магнитным полем с уменьшающейся амплитудой. Иногда размагничивают материалы и с помощью нагрева до определенной высокой температуры.
Корпуса кораблей, технические средства, вооружение, построенные из ферромагнитных материалов, находясь в магнитном поле Земли, намагничиваются.
Намагничивание корабля складывается из:
1) намагничивания, которое приобретается кораблем во время его постройки или длительной стоянки, корабль становится » постоянным магнитом «;
2) намагничивания, которое приобретается кораблем в данный момент времени в зависимости отвеличины и направления магнитного поля Земли. Оно непрерывно изменяется с изменением магнитного поля Земли и исчезает, если магнитное поле Земли в точке нахождения корабля становится равным нулю. Так корабли приобретают собственные магнитные поля.
Постоянное намагничивание снимается на специальных береговых или других мобильных стендах, а намагничивание, полученное же в результате действия магнитного поля Земли компенсируется с помощью размагничивающего устройства, установленного на самом корабле.
___
Корабли с намагниченным корпусом притягивают плавающие металлические предметы, а ими могут стать и морские мины. Компас корабля начинает давать ошибочные показания, принимая магнитное поле корабля за магнитное поле Земли. Поэтому с целью защиты от морских мин и для увеличения точности показаний магнитного компаса как надводные, так и подводные корабли подвергают размагничиванию.
___
Первые неконтактные магнитные мины появились еще в 1919 г. В таких минах железная стрелка поворачивалась под влиянием магнитного поля плывущего неподалеку корабля и замыкала контакты взрывателя. Для таких мин даже не нужно было касания корпуса корабля!
___
В 30-х годах 20-го века наши ученые предложили «размагничивать» корабли.
В 1937 г. в России были проведены первые удачные опыты по размагничиванию судов в Кронштадте.
В 1939 г. осуществлено успешное плавание размагниченного корабля «Выборного» над магнитными минами в Онежском озере.
В 1941 г. произошел переход к стационарному оснащению кораблей размагничивающими установками (токонесущими обмотками, нивелирующими намагниченность корпуса).
___
Во время Великой Отечественной войны большое значение имело размагничивание подводных лодок, которое в обязательном порядке проводилось перед выходом их в море. Каждая лодка имела специальный паспорт, в котором отмечалось состояние ее магнитного поля. Размагничивание спасло от гибели не одну подводную лодку
Принцип размагничивания подводной лодки состоит в следующем. Размагничивающее устройство состоит из нескольких ( 3 или 4-х) обмоток.
По каждой обмотке пропускается постоянный ток такого направления и такой величины, чтобы создаваемое им магнитное поле было равно и противоположно направлено одной из составляющих магнитного поля лодки.
Следующая страница «Дрейф магнитных полюсов Земли»
Назад в раздел «Тайны магнитов»
Знаете ли вы?
Магниты и головной мозг
Физиологи обнаружили, что использование магнитного поля способствует развитию головного мозга у взрослых, стариков и у детей.
Исследователь Фортунато Батталья из университета Нью-Йорка, проведя опыты, обнаружил, что воздействие магнитных полей приводит к росту новых нейронов в областях головного мозга, отведённых под память и обучение. Магнитная стимуляция мозга уже давно используется для лечения депрессии, шизофрении и последствий инсультов, когда магнитные поля возвращают пострадавшим речь. Если новые исследования подтвердятся, то перед врачами откроются новые перспективы лечения различных болезней (например, болезни Альцгеймера, которая сопровождаются массовой гибелью нейронов мозга) и корректировки возрастных изменений памяти.
Хотите знать больше? «Знаете ли вы»
Любознательным
Белые облака
Почему облака в основном белые, а не голубые, как небо? Почему грозовые тучи черные?
Оказывается…
Рассеяние света на объектах, много меньших длины волны видимого света, описывается рэлеевской моделью рассеяния. Размеры водяных капель в облаке обычно больше, и свет просто отражается от их внешней поверхности. При таком отражении свет не разлагается на составляющие цвета, а остается белым. Очень плотные облака кажутся черными потому, что они пропускают мало солнечного света — он либо поглощается каплями воды в облаке, либо отражается вверх.
Источник: «Физический фейерверк» Дж. Уокер
И это ещё не всё! «Любознательным»
Гидроаккустическое обнаружение подводных лодок Физическое поле корабля — область пространства, прилегающая к корпусу корабля, в котором проявляются физические свойства корабля как материального объекта. Данные физические свойства оказывают, в свою очередь, влияние на искажение соответствующего физического поля Мирового океана и прилегающего воздушного пространства.
Типы физических полей корабля
Задачи, решаемые гидроакустическим комплексом подводной лодки.
Физические поля кораблей по месту нахождения источников излучения подразделяют на первичные (собственные) и вторичные (вызванные).
Первичными (собственными) полями кораблей называются поля, источники излучения которых находятся непосредственно на самом корабле или в сравнительно тонком слое воды, омывающем его корпус.
Вторичным (вызванным), полем корабля, называется отраженное (искаженное) поле корабля, источники излучения которого расположены вне корабля (в пространстве, на другом корабле и т. д.).
Поля, которые имеют искусственную природу, т.е. формируются при помощи специальных устройств, (радио-, гидролокационных станций, оптических приборов) называются активными физическими полями.
Поля, которые создаются естественным образом кораблем в целом как конструктивным сооружением, называются пассивными физическими полями корабля.
По функциональной зависимости параметров физических полей от времени их также можно подразделить еще на статические и динамические поля.
Статическими полями считаются такие физические поля, интенсивность (уровень или мощность) источников которых остается в течении времени воздействия полей на неконтактную систему постоянной.
Динамическими (переменными во времени) физическими полями называются такие поля, интенсивность источников которых изменяется в течении времени воздействия поля на неконтактную систему.
Основные виды физических полей корабля
В настоящее время современная наука выделяет более 30 различных физических полей корабля. Степень применения свойств физических полей в проектировании технических средств обнаружения, средств слежения за кораблями, а также в неконтактных системах оружия различна. Самыми главными, на данный момент, физическими полями кораблей и подводных лодок, на основании знаний о которых ведется разработка специальных приборов, считаются: акустическое, гидроакустическое, магнитное, электромагнитное, электрическое, тепловое, гидродинамическое, гравитационное.
С учетом развития различных направлений физики и приборостроения, постоянно определяются новые физические поля морских объектов, например, ведутся исследования в области оптических, радиационных физических полей.
Главной задачей, которую решают инженеры, занимающиеся изучением свойств физических полей, является поиск и обнаружен кораблей и подводных лодок противника, наведения на них боевых средств (торпед, мин, ракет и др), а также детонация их безконтактных взрывателей. Во время Второй Мировой Войны широко использовались мины с электромагнитными, акустическими, гидродинамическими и комбинированными взрывателями, а также часто применялась гидроакустическая аппаратура обнаружения подводных лодок.
Акустическое поле корабля
1 — преобразователь эхолота; 2 — пост гидроакустиков; 3 — преобразователь гидролокатора; 4 — обнаруженная мина; 5 — обнаруженная подводная лодка.
Акустическое поле корабля — область пространства, в которой распределяются акустические волны, образованные самим кораблем или отражающиеся от поверхности его корпуса.
Любой корабль, находящийся в движении, служит излучателем самых разнообразных по значению и характеру акустических колебаний, комплексное действие которых на окружающую водную среду создает достаточно интенсивный подводный шум в диапазоне от инфра- до ультразвуковых частот. Данное явление еще называют первичным акустическим полем корабля. Характер излучения первичного поля и его распространения определяются, как правило следующими параметрами корабля: водоизмещением, обводами (обтекаемостью формы) корпуса и скоростью хода корабля, типом главных и вспомогательных механизмов.
Поток воды при обхождении корпуса корабля определяет гидродинамическую составляющую акустического поля. Главные и вспомогательные механизмы корабля определяют вибрационную составляющую, гребные винти — кавитационную (кавитация на гребном винте — это образование на его быстро вращающихся лопастях в водной среде разряженных газовых полостей, последующее сжатие которых резко увеличивает шумность).
В итоге, первичное гидроакустическое поле корабля(ГАПК) представляет собой совокупность наложенных друг на друга полей, создаваемых различными источниками, основные из которых являются:
1. Шумы, создаваемые движителями (винтами) при их вращении. Подводный шум корабля от работ гребных винтов разделяется на следующие составляющие:
— шум вращение гребного винта,
— вихревой шум,
— шум вибрации кромок лопастей винтов («пение»),
— кавитационный шум.
2. Шумы, излучаемые корпусом корабля на ходу и на стоянке как результат его вибрации от работы механизмов.
3. Шумы, создаваемые обтеканием корпуса корабля водой при его движении.
Уровень подводного шума зависит еще от скорости хода корабля, а также от глубины погружения (для ПЛ). Если корабль движется со скоростью выше критической. то в этом случае начинается процесс интенсивного шумообразования.
В процессе эксплуатации корабля, по мере износа основных узлов, шумность его может меняться. При выработке технического ресурса корабельных механизмов, происходит их расцентровка, расбалансировка и увеличение вибрации. Колебательная энергия изношенных механизмов провоцирует. в свою очередь, вибрации корпуса, что приводит к возмущениям в прилегающей водной поверхности.
Индикаторные картины ГАК МГК-400ЭМ. Режим шумопеленгования
Вибрации механизмов передаются на корпус в основном через: опорные связи механизмов с корпусом (фундаменты); неопорные связи механизмов с корпусом (трубопроводы, водопроводы, кабели); через воздух в отсеках и помещениях НК.
Корпус корабля, сам по себе, способен отражать акустические волны, которые излучает какой-либо другой источник. Это излучение при отражении от корпуса, превращается во вторичное акустическое поле корабля и, может быть обнаружено приемным устройством. Использование вторичного акустического поля позволяет не только определить направление нахождения корабля, но также позволяет вычислить дистанцию до него путем замера времени прохождения сигнала (скорость звука в воде составляет 1500 м/с). Дополнительно на скорость распространения звука в воде влияет ее физическое состояние(соленость, которая повышается с увеличением температуры, и гидростатическое давление).
Атака подводной лодки на основании ложного акустического поля корабля
Главными направлениями уменьшения акустического поля корабля являются: снижение шума гребных винтов (подбором форм лопастей, частоты вращения винта, увеличением числа лопастей), снижение шумности механизмов и корпуса (звукоизолирующая амортизация, акустические покрытия, звукопоглощающие фундаменты).
Индикаторные картины ГАК МГК-400ЭМ. Режим LOFAR Гидроакустический комплекс «Скат» атомной подводной лодки «Щука»
Шумность корабля влияет не только на его скрытность от различных средств обнаружения и степень защищенности от минно-торпедного вооружения вероятного противника, но также и влияет на условия работы собственных гидроакустических средств обнаружения и целеуказания, создавая помехи в работе этих приборов.
Шумность имеет колоссальное значение для незаметности подводных лодок (ПЛ) так как именно она во многом определяет этот параметр выживания. По этому на подводных лодках контроль за шумностью и ее снижение — одна из главных задач всего личного состава.
Основные мероприятиям обеспечения акустической защиты корабля:
— улучшение виброакустических характеристик механизмов;
— удаление механизмов от конструкций наружного корпуса, излучающего подводный шум, путём их установки на палубы, платформы и переборки;
— виброизоляция механизмов и систем от основного корпуса с помощью звукоизолирующих амортизаторов, гибких вставок, муфт, амортизирующих подвесок трубопроводов и специальных шумозащищающих фундаментов;
— вибропоглащение и звукоизоляция звуковых вибраций фундаментных и корпусных конструкций, систем трубопроводов с помощью звукоизолирующих и вибродемфирующих покрытий;
— звукоизоляция и звукопоглащение воздушного шума механизмов за счет применения покрытий, кожухов, экранов, глушителей в воздуховодах;
— применение в системах забортной воды глушителей гидродинамического шума.
Отдельно кавитационный шум понижается за счет следующих работ:
— использование малошумных гребных винтов;
— использование низкооборотных винтов;
— повышение числа лопастей;
— балансировка гребного винта и линии вала.
Совокупность инженерных разработок, а также соответствующих действий личного состава, позволяют серьезно снизить уровень гидроакустического поля корабля.
Тепловое (инфракрасное) поле корабля
Тепловое поле корабля
Тепловое поле — поле, которое появляется при излучении кораблем инфракрасных лучей. Самыми мощными источниками излучения тепловых полей являются: дымовые трубы и газовые факелы от корабельной энергетической установки; корпус и надстройки в районе машинного отделения; факелы огня при артиллерийской стрельбе и запуске ракет. При использовании инфракрасной аппаратуры тепловое поле позволяет обнаружить корабль на достаточно большом расстоянии.
Главными источниками теплового поля корабля (инфракрасного излучения) являются:
— поверхности надводной части корпуса, надстроек, палуб, кожухов дымовых труб;
— поверхности газоходов и газовыхлопных устройств отработавших газов;
— газовый факел;
— поверхности корабельных конструкций (мачт, антенн, палуб и т. д.), находящихся в зоне действия газового факела, газовых струй ракет и летательных аппаратов при запуске;
— бурун и кильваторный след корабля.
Корабль в объективе тепловизора
Обнаружение надводных кораблей и подводных лодок по их тепловому полю и выдача целеуказания оружию производится с помощью специальной теплопеленгаторной аппаратуры. Такая аппаратура обычно устанавливается на надводных кораблях и подводных лодках, самолетах, спутниках, береговых постах.
Дополнительно тепловыми (инфракрасными) устройствами самонаведения снабжаются также различные типы ракет и торпеды. Современные тепловые устройства самонаведения позволяют осуществить захват цели на расстоянии до 30 км.
Основные технические средства тепловой защиты кораблей:
— охладители отработавших газов корабельной энергетической установки (камера смешения, внешний кожух, жалюзийные окна приёма воздуха, насадки, системы водовпрыска и т. д.);
— теплоутилизационные контуры (ТУК) корабельной энергетической установки;
— бортовые (надводные и подводные) и кормовые газовыхлопные устройства;
— экраны инфракрасного излучения от внутренних и наружных поверхностей газоходов (двухслойные экраны, профильные экраны с водяным или воздушным охлаждением, экранирующие тела и т. д.);
— система универсальной водяной защиты;
— покрытия для корпуса и надстроек корабля, в том числе и лакокрасочные, с пониженной излучающей способностью;
— тепловая изоляция высокотемпературных корабельных помещений.
Тепловую заметность надводного корабля можно также уменьшить применением следующих тактических приемов:
— применение маскирующего воздействия тумана, дождя и снега;
— применение в качестве фона предметов и явлений с мощным инфракрасным излучением;
— применение носовых курсовых углов по отношению к носителю теплопеленгаторной аппаратуры.
Для подводных лодок тепловая заметность снижается при увеличении глубины их погружения.
Гидродинамическое поле корабля
Гидродинамическое поле корабля
В районе оконечностей образуются зоны повышенного давления, а в средней части по длине корпуса — область пониженного давления.
Гидродинамического поле — поле возникающее в следствии движения корабля, за счет изменения гидростатического давления воды под корпусом корабля. По физической сущности гидродинамического поле — это возмущение движущимся кораблем естественного гидродинамического поля Мирового океана.
Если в каждом месте Мирового океана параметры его гидродинамического поля обусловлены, главным образом, случайными явлениями, учесть которые заранее очень трудно, то движущийся корабль вносит не случайные, а вполне закономерные изменения в эти параметры, учесть которые можно с необходимой для практики точностью.
При движении корабля в воде частицы жидкости, находящиеся на определенных расстояниях от его корпуса, приходят в состояние возмущенного движения. При движении этих частиц изменяется величина гидростатического давления в месте движения корабля, т.е. образуется гидродинамическое поле корабля определенных параметров.
При движении подводной лодки под водой область изменения давления распространяется на поверхность воды так же, как и на грунт. Если подводная лодка движется на небольшой глубине, то на поверхности воды можно визуально фиксировать хорошо заметный волновой гидродинамический след.
Свойства гидродинамического поля корабля часто используются при разработке неконтактных гидродинамических взрывателей донных мин.
До настоящего времени значимых эффективных средств гидродинамической защиты корабля не разработано. Частичное снижение гидродинамического поля достигается за счет расчета баланса между оптимальным водоизмещением корабля и формы его корпуса. Основным тактическим приемом гидродинамической защиты корабля является выбор безопасной скорости хода. Безопасной считается такая скорость, при которой либо величина понижения давления под кораблём не превысит установленного порога срабатывания взрывателя мины, либо время воздействия на взрыватель области пониженного давления окажется меньше, чем установлено во взрывателе.
Существуют специальные графики безопасных скоростей корабля и правила пользования, которые даются в специальной инструкции по выбору безопасных скоростей корабля при плавании в районах возможной постановки гидродинамических мин.
Электромагнитное поле корабля
Электромагнитное поле корабля — поле переменных по времени электрических токов, создаваемых кораблем в окружающем пространстве. Главными излучателями электромагнитного поля корабля являются: переменные гальванические токи в цепи «гребной винт — корпус», вибрация ферромагнитных масс корпуса в магнитном поле Земли, работа корабельного электрооборудования. Электромагнитное поле имеет ярко выраженный максимум в районе гребных винтов, а на расстоянии в несколько десятков метров от корпуса практически затухает.
Электромагнитная защита корабля осуществляется за счет выбора неметаллического материала для гребных винтов:
— применения для них не электропроводных покрытий, применения на валопроводе контактно-щёточных устройств;
— шунтирующих переменное сопротивление масляного зазора в подшипниках;
— поддержания сопротивления изоляции вала от корпуса в пределах установленных норм.
На кораблях с немагнитными и маломагнитными корпусами главное внимание уделяется вопросам снижения электромагнитного поля элементов электрооборудования.
Магнитное поле корабля
Магнитное поле корабля
Магнитное поле корабля — область пространства, в пределах которой обнаруживаются изменения магнитного поля Земли, обусловленные присутствием или движением намагниченного корабля.
Магнитное поле корабля представляет собой результирующую величину наложения нескольких полей: постоянного (статического) и индуктивного (динамического) намагничивания.
Постоянное намагничивание формируется у корабля в основном в период постройки под воздействием земного магнитного поля, и зависит от:
— расположения корабля относительно направления и величины линий напряженности магнитного поля Земли в месте постройки;
— магнитных свойств самих материалов, из которых строится корабль (остаточная намагниченность);
— соотношения главных размерений корабля, распределения и форм железных масс на корабле;
— технологий, с помощью которых осуществлялась постройка корабля (числа клепаных и сварных соединений).
Для количественной характеристики магнитного поля используется специальная физическая величина — напряженность магнитного поля Н.
Другой физической величиной, определяющей в первую очередь магнитные свойства материала является интенсивность намагничивания I. Кроме того существуют понятия остаточного намагничивания и индуктивного намагничивания.
Применения маломагнитных и немагнитных материалов при строительстве корабля позволяет в значительной степени снизить его магнитное поле. Поэтому при строительстве специальных кораблей (тральщиков, минных заградителей) широко используются такие материалы как стеклопластик, пластмассы, алюминиевые сплавы и т. д., а при строительстве некоторых проектов атомных подводных лодок применяется титан и его сплавы, который наряду с высокой прочностью является маломагнитным материалом. Однако прочность и другие механические и экономические показатели маломагнитных материалов позволяют применять их при строительстве боевых кораблей в ограниченных пределах. Существуют также и сильномагнитные материалы, к ним относятся: железо, никель, кобальт и некоторые сплавы. Вещества, способные сильно намагничиваться, получили название ферромагнетиков.
Принцип работы магнитной мины
Кроме того, если даже корпусные конструкции кораблей выполнять из маломагнитных материалов, то целый ряд корабельных механизмов остается выполненным из ферромагнитных металлов, которые также создают магнитное поле. Поэтому для кораблей, периодически осуществляется контроль уровня их магнитного поля и, при превышении допустимого значения, проводится размагничивание корпуса. Существует безобмоточное и обмоточное размагничивание. Первое осуществляется при помощи специальных кораблей или на станциях безобмоточного размагничивания, второе предусматривает наличие на самом корабле стационарных обметок (кабелей) и специальных генераторов постоянного Тока, которые вместе с аппаратурой управления и контроля составляют размагничивающее устройство корабля.
Магнитное поле корабля (МПК) широко используется в неконтактных взрывателях минно-торпедного оружия, а также в стационарных и авиационных системах магнитометрического обнаружения ПЛ.
Примером экспериментов по снижению магнитного поля, является так называемый Филадельфийский эксперимент, который и по сей день остается предметом многих домыслов, поскольку документальных подтверждений результатом эксперимента, публично так и не было обнародовано.
Электрическое поле корабля
Электрическое поле корабля
Электрическое поле корабля (ЭПК) — область пространства, в которой протекают постоянные электрические токи.
Основными причинами образования электрического поля корабля являются:
— Электрохимические процессы протекающие между деталями корабля, изготовленными из разнородных металлов и находящимися в подводной части корпуса(гребные винты и валы, рулевые устройства, донно-забортная арматура, системы протекторной и катодной защиты корпуса и т. д.).
— Процессы, порождаемые явлением электромагнитной индукции, суть которых заключаются в том, что корпус корабля во время своего движения пересекает силовые линии магнитного поля Земли, в результате чего в корпусе и прилегающих к нему массах воды возникают электрические токи. Аналогичные токи формируются в корабельных винтах при их вращении. Как правило корпус корабля изготавливается из стали, винты и донная арматура из бронзы или латуни, обтекатели гидроакустических станций из нержавеющей стали, а протекторы коррозии из цинка. В результате в подводной части корабля образуются гальванические пары и в морской воде, как в электролите, возникают стационарные электрические токи.
— Процессы, связанные с утечкой токов корабельного электрооборудования на корпус корабля и в воду.
Главной причиной формирования ЭПК являются электрохимические процессы между разнородными металлами. Около 99 % от максимальной величины ЭПК приходится именно на электрохимические процессы. Поэтому для снижения уровня ЭПК стремятся устранить эту причину.
Электрическое поле корабля серьезно превосходит естественное электрическое поле Мирового океана, это позволяет его использовать при разработке неконтактного морского оружия и средств обнаружения подводных лодок.
Снижение уровня электрического поля достигается: — путем применения неметаллических материалов при изготовления корпуса и деталей, соприкасающихся с морской водой;
— путем подбора металлов по близости значений их электродных потенциалов для корпуса и деталей, соприкасающихся с морской водой;
— при помощи экранирования источников ЭПК;
— путем разъединение внутренней электрической цепи источников ЭПК;
— с помощью применения специальных покрытий источников ЭПК электроизолирующими материалами.
Области применения
Физические поля корабля в настоящее время широко используются по трем направлениям:
— в неконтактных системах различных видов оружия;
— в системах обнаружения и классификации;
— в системах самонаведения.
Ссылки и источники
Литература
1. Свердлин Г. М. Гидроакустические преобразователи и антенны.. — Ленинград: Судостроение, 1980.
2. Урик Р.Дж.(Robert J. Urick). Основы гидроакустики (Principles of Underwater Sound).. — Ленинград: Судостроение, 1978.
3. Яковлев А.Н Гидролокаторы ближнего действия.. — Ленинград: Судостроение, 1983.