© А.Н. Новиков, авторский текст, составление, 2004 г.
© Издательство «Сатисъ», оригинал – макет, оформление, 2004 г.
Содержание
* * *
Посвящаю родителям – Николаю и Галине
О новой книге и немного о себе
Как родилась эта книга? Просматривая недавно изданный православный педагогический сборник, я столкнулся с печальной, на мой взгляд, закономерностью: практически все материалы по православному воспитанию начинались с отрицательного посыла примерно следующего содержания: «Мы живем в страшное время!..», или: «Мы живем в постхристианскую эпоху!..», или: «Мы ощущаем приближение катастрофы!..», или: «В условиях нашего времени проблемы семьи обострились до крайности!..», или: «Сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом!..» и т. п.
Честно говоря, я был обескуражен таким последовательным пессимизмом и задумался: а когда было легко воспитывать детей? Или, скажем так, легче? Может быть, во времена первых христиан? Вряд ли… Во времена гонений Диоклетиана и Нерона? Ну нет… Во времена Крещения Руси? Нет… А, может быть, в «брежневские» времена? Конечно, нет…Так, может быть, во времена расцвета Православия и монашества на Руси? И тут почешешь затылок – кто его знает, может тогдашним родителям тоже было непросто… Да, мир (мiр) сегодня нацелил свое жало на семью, на наших детей – а где в Евангелии сказано, что должно быть иначе? И вообще, где в Евангелии сказано, что нам, православным, намеренным и детей своих увидеть православными, должно быть в этом мире легко? По Евангелию как раз наоборот выходит!
Так почему бы не начать излагать эти несомненно полезные и своевременные мысли о воспитании на жизнеутверждающей ноте, ведь мы – православные (!), а наше Православие – это религия радости и свободы, вера в живое Богообщение и обо́жение, в искупление и Воскресение – так почему же мы должны все это утопить в болоте воспитательной рутины и бытовых проблем?
Я не педагог по профессии, но подумалось, что можно написать о воспитании иначе, в положительном ключе. Вполне естественные сомнения в том, а не будет ли все это обычной графоманией, развеялись, когда стало ясно, что гораздо проще сидеть сложа руки и ждать, когда кто-нибудь напишет на эту тему нечто гениальное, чем написать самому. Получив благословение духовника, взялся за работу. Получилось ли – судить Вам, дорогие читатели.
Форма азбуки, словаря выбрана не случайно: она, на мой взгляд, более живая и конкретная, чем, например, форма рассказа о собственной семье и о воспитании своих детей или форма повествования по темам – «Воспитание дома», «Воспитание в школе», «Воспитание отношений полов» и т. д. Пробуя следовать таким формам изложения, я увидел, что легко впасть в менторство, в формулирование сухих скучных рецептов и, что еще хуже, в слащавое сюсюканье. А этого-то мне как раз и хотелось избежать. Вся книга построена на святоотеческом учении и собственном опыте, без которых, думаю, воспитание невозможно.
А без чего еще оно невозможно? Практика воспитания собственных детей и общения с крестниками позволяет сказать однозначно: воспитание невозможно без любви и терпения, и тысячу раз правы святые отцы, призывающие именно этих даров просить у Господа – ведь как часто нам их не хватает!
О себе: мне 44 года, по образованию – врач, но последние десять лет работаю над православными книгами. Детей двое, они вполне взрослые: сыну – 22, дочке – 16. Удалось ли воспитать их в вере и благочестии – судить не мне. Жена – тоже врач, готовимся к серебряной свадьбе.
Если удалось помочь Вам задуматься, решить хотя бы один Ваш наболевший вопрос, а может быть, утешить и сохранить надежду в трудной ситуации – буду считать свою задачу выполненной, ведь воспитание (пусть даже и православное) – не догма, в каждой семье свои особенности, радости и огорчения.
Огромная благодарность всем, кто помогал мне работать над книгой, особенно – художнику. Если будут вопросы, пожелания – пишите, с радостью отвечу, адрес – в конце книги.
Искренне Ваш Алексей Новиков
Азбука православного воспитания детей
А
Авторитет родительский
«Воспитание детей начинается с самого раннего возраста, когда никакие логические доказательства и предъявления общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель… Самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом… Те родители, у которых дети «не слушаются”, склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это – особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание» (А.С. Макаренко).
Макаренко же предостерегает, что самый страшный сорт ложного авторитета – это авторитет подавления.
«Ребенок подавлен нашим авторитетом, обязанностью быть нам благодарным, уважать нас. Ребенок все это чувствует, но по-другому, по-своему. Ребята уважают тебя за то, что у тебя есть часы, что ты получил письмо с иностранной маркой, что имеешь право носить при себе спички, поздно ложиться спать, подписываешься красными чернилами, что ящик у тебя запирается на ключ, – за то, что ты обладаешь всеми привилегиями взрослых. Намного меньше ребята уважают тебя за образование, в котором всегда усмотрят недостатки: «А вы умеете говорить по-китайски? А считать до миллиарда?” ‹…› Чем больше ты заботишься о поддержании авторитета, тем больше его роняешь; чем ты осторожнее, тем скорее его потеряешь. Если ты только не смешон до последней степени, не абсолютно туп и не стараешься по-дурацки вкрасться в доверие у ребят, заигрывая и делая поблажки, они станут тебя на свой лад уважать» (из книги Я. Корчака «Как любить ребенка»).
(См. Послушание)
Ангел хранитель
«Святая Церковь научает нас, что каждый христианин получает от Бога при святом Крещении святого Ангела хранителя, который, невидимо храня христианина, наставляет его на всякое благое дело в течение всей его жизни, напоминая ему заповеди Божии» (свт. Игнатий (Брянчанинов).
Будем стараться как можно раньше научить ребенка молиться своему Ангелу хранителю. Молитва может быть самая простая, например: «Святый Ангел хранитель, моли Бога о мне».
Антоний, митрополит Сурожский
В миру – Андрей Борисович Блюм – недавно почивший в Бозе иерарх Русской Православной Церкви, родился в 1914 г. в семье сотрудника русской дипломатической службы (мать – сестра композитора А.Н. Скрябина). Раннее детство провел в Персии, где его отец был русским консулом. В 1920 г. семья с трудом добралась до Европы и после нескольких лет скитаний осела в Париже. Будущий митрополит окончил здесь среднюю школу, затем биологический и медицинский факультеты университета. В 1939 г., перед уходом на фронт (в армии был хирургом), тайно произнес монашеские обеты, в 1943 г. был пострижен в мантию с именем Антония. В годы немецкой оккупации – врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны, до 1948 г., продолжал медицинскую практику, затем был призван к священству, рукоположен и направлен на пастырское служение в Англию. С 1957 г. – епископ, в 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Патриаршего Экзарха Западной Европы (обязанности которого исполнял уже с 1963 г.). Освобожден от должности по собственному прошению в 1074 г.; с тех пор полностью посвятил себя пастырскому окормлению все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращался к нему за советом и помощью. Его книги о молитве, о духовной жизни, о проблемах подрастающего поколения, вышедшие на английском, переведены на многие языки мира. Митрополиту Антонию была присвоена степень почетного доктора богословия Абердинского университета – «за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране» и Московской Духовной Академии – за совокупность научно-богословских, пастырских и проповеднических трудов.
Книги митрополита Антония («О встрече», «Войду в дом Твой», «Таинство любви – беседа о христианском браке», «О молитве» и мн. др.) – настоящая сокровищница православного педагогического опыта.
Архив семейный
Собрание писем, фотографий, видеозаписей, рисунков, газетных вырезок, дневников и других памятных и дорогих сердцу вещей, принадлежащих членам семьи: прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, мамам и папам и, конечно, детям. В том или ином виде такой архив наверняка есть почти в каждой семье. Он имеет огромное воспитательное значение, являя собой материальное воплощение связи поколений. Возможно, семейный архив находится в беспорядке, тогда необходимо найти время упорядочить его (если возраст детей подходящий – это можно сделать вместе с детьми), выделить для его хранения особое место (полку в шкафу, ящик в столе, коробку). А как хорошо в дни семейных праздников (годовщина венчания, именины) или просто вечерком собраться всем и, перебирая пожелтевшие фотографии или неумелые, такие милые детские рисунки, повспоминать о прошлом, близком и далеком. А прошлое нам забывать никак нельзя!
Аскеза
Подчинение плоти духу с целью очищения души от страстей. Порой мы, недавно пришедшие к вере и к Церкви родители, почерпнув в православной литературе многоразличные сведения об аскетических подвигах, необдуманно стремимся воплотить их в жизнь, волей-неволей вовлекая в это своих детей. «Чтобы непременно спастись, будем молиться – так уж молиться (полностью вычитывая все правила и последования), поститься – так уж поститься (хлеб и вода, и, не дай Бог, молоко или конфеты!)», – думаем мы, забывая об особенностях возраста и возможностях своих чад. На таком самочинном пути возможно полное фиаско: мы не только сами приходим в уныние от невыполнимости поставленных целей, но и дети наши постепенно теряют всякую охоту к молитве, интерес к церковной службе и прочим благочестивым занятиям. Не следует, однако, думать, что аскеза прилична только монахам и умудренным опытом, пожившим людям. Все хорошо в меру; умеренность святые отцы называли «золотым» или «царским» путем. Избежать заблуждений в начале пути, определить приоритеты и меру того или иного аскетического делания помогут советы духовника.
(См. Режим)
Ассоцация холододинамики
Псевдонаучная система, по сути являющаяся сектой, активно внедряющаяся в систему школьного образования и пытающаяся обучить наших детей приемам самогипноза. Сотрудники ее открыто объявляют себя духовными последователями Штайнера (см. Вальдорфская педагогика), суммируя с антропософией мощные психотерапевтические методики, приводящие к зомбированию, другими словами – к одержимости.
Атеизм воспитателя
Велика вероятность, что рано или поздно мы услышим от своего ребенка примерно следующее: «А нам на уроке (биологии, физики, истории, литературы и т. д.) сказали, что Бога нет!» Без паники! Во-первых, очень хорошо то, что наш ребенок делится с нами происходящим в школе, ему не безразлично наше мнение по этому поводу, он ищет у нас поддержки. Если бы он промолчал, было бы гораздо хуже. Во-вторых, нужно понять, что́ это – брошенная вскользь фраза из контекста или целенаправленный атеистический прием, могущий иметь продолжение и последствия? Мимолетные эпизоды с Божией помощью быстро забываются, а в случае, если учитель – воинствующий атеист, не стоит сразу бежать в школу «разбираться» – можно «наломать дров». Лучше попробовать потрудиться: объяснить ребенку, что учитель-то – хороший, и предмет преподает интересно и увлекательно, а то, что Бога для него нет, так это – его несчастье, беда, и его только пожалеть надо, потому что жить без Бога – это все равно, что жить без папы и без мамы, и даже еще хуже. Вообще же стоит всемерно поддерживать у детей авторитет учителей, ведь дети гораздо легче подмечают их недостатки (и как преподавателя, и как человека), нежели достоинства. Найдем же сами и поможем ребенку увидеть эти достоинства в педагоге, и многие «острые углы», в том числе и атеизм или религиозная всеядность (а последнее зачастую хуже первого), сгладятся, будем же великодушны и правильно расставим акценты. В затруднительных ситуациях посоветуемся с духовником.
Б
Бабушка
По традиции – воспитатель внуков, носительница жизненного и педагогического опыта. Счастливы те родители, в семьях которых эта традиция сохраняется хотя бы отчасти и маленькие дети которых находятся на попечении верующей бабушки, чу́дной, ласковой, доброй и одновременно, когда надо, – строгой, бабушки-сказочницы. Чаще всего именно благодаря бабушкам дети в семье получают основы православного воспитания и вырастают, несмотря на последующие жизненные невзгоды и неизбежные искушения, верующими людьми. К сожалению, не только современные родители «с головой» поглощены заботами о хлебе насущном, но и современные бабушки «до последнего» стараются работать, чтобы как-то обеспечить прибавку к скудной пенсии. По этой причине дети недополучают необходимого внимания и примера опытных верующих наставниц. Возможно, в ряде случаев нам стоит подумать, как разгрузить бабушку, чтобы та смогла уделить больше времени внукам. Бывает, правда, что от избытка добрых чувств к внукам бабушки начинают их баловать, и уж, что совсем плохо – развращать, потакая, в буквальном смысле, во всем (иногда это случается, если бабушка осознает, что в свое время была слишком строга со своими детьми). Не случайно многие дети платят бабушкам глубокой и искренней привязанностью. Крен в доброту, хотя и создающий известные трудности в процессе семейного воспитания, всегда находит отзвук в детском сердце, привносит в жизнь ребенка избыток тепла, мудрой доброты, человечности. Часто бывает, что прокурор – родители, а адвокат – бабушка.
(См. Внуков воспитание, Поколения воспитателей, Потворство)
Бедность
Многие из нас сегодня в прямом смысле бедны. И, наверное, не многие в этой бедности виноваты сами. Дети из бедных (или как сейчас принято «культурно» говорить – малообеспеченных) семей, не имея зачастую должной духовной подготовки и крепости, часто чувствуют себя униженно в окружении более обеспеченных сверстников, а порой терпят от них разные унижения и оскорбления. Как объяснить подросшему чаду, что еще одну зиму придется походить в старой куртке или в старых ботинках? Может быть, «извернуться» в очередной раз, и, отложив насущные покупки и платежи, все-таки ублажить ребенка? Можно, конечно, но это не самое главное. Главным будет формирование у себя и у детей правильного, православного отношения к существующему положению. Наше дело – трудиться, а делает этот труд нас богатыми или оставляет бедными, решает Господь, Который все, что происходит с нами, направляет только к нашему благу. И бедность, по Евангелию, – удобнейший путь спасения. И тут многое будет зависеть от нашего умения переносить жизненные невзгоды, создать в семье бодрое и единодушное настроение. Недостаточно материальных благ? – Но никто не лишит нас духовной радости и свободы, которых не имеют обеспеченные, но неверующие люди. Наше богатство несоизмеримо больше и ценнее тех благ, которые дает материальный мир, мир вещей и покупок.
(См. Богатство, Деньги карманные)
«Белая ворона»
Иногда наш ребенок с его неуклюжим и лобовым проявлением церковности выглядит «белой вороной». Все идут на дискотеку – он с нами на всенощную; все едят в школьной «столовке» йогурт и сосиски – наш не ест, так как сейчас пост; все собрались в кружок послушать новый анекдот – наш стоит в сторонке, все решили прогулять нелюбимый урок – наш остается и т. п. С одной стороны – это хорошо, так и должно быть, если дитя наше с Божьей помощью вступило на «узкий путь», но с другой – плохо, если оно станет изгоем и предметом постоянных издевок и насмешек, на которые дети – большие мастера. Мы должны помнить, что главные проявления нашей веры и воцерковленности – внутренние, а внешние – второстепенные, к тому же часто бывающие простой показухой. Многие святые отцы советовали щадить чувства окружающих неверующих людей, скрывая свои достижения и дарования. Этот совет – для взрослых, так тем более надо щадить детей, и своих, верующих, и чужих, неверующих! Нам надо постоянно, исподволь, наблюдать за ребенком, стараясь, чтобы его благочестие было умеренным и ни в коем случае не показным, и чтобы его не «заклевали». Некоторые вопросы следует согласовать с духовником, например: открыто молиться перед едой в школьной столовой или можно помолиться про себя, спускаясь на обед по лестнице; или: возможно ли послабление поста в школе, а дома (в компенсацию этому) – наоборот, бо́льшая строгость. Основная же мысль, которую наше чадо должно усвоить – что и его неверующие одноклассники тоже достойны уважения, хотя и подтрунивают над ним, потому что и они, как и все люди, носят на себе образ Божий, хотя и несколько поврежденный. Видя, что у ребенка непросто складываются отношения в школе, усилим молитву за него.
Беседы
Бесспорно, что воспитание, педагогика – это, прежде всего, практика, действие, поступки, личный пример, и уж потом – слова. Однако, всегда надо найти время побеседовать с ребенком. О чем, когда, как часто – это уже зависит и от возраста, и от характера, и от ситуации в семье и в школе. Либо это шутливый обмен впечатлениями от нового мультфильма, либо это серьезная беседа об успеваемости – не важно, важно, чтобы беседа была по возможности «на равных» и обязательно в мирных, дружеских тонах. Разговаривая с ребенком, деликатно выясняя его проблемы и заботы, помогая совместно выработать решение трудных вопросов, мы укрепляем любовь Христову, основу семейных отношений. Бывает, ребенок замыкается, не хочет делиться с нами школьными и другими новостями, отделывается отговоркой: «все нормально». Не будем напирать на него и навязываться со своими вопросами – пройдет немного времени, настроение изменится и можно будет спокойно и с пользой поговорить. Будем исподволь учить ребенка быть правдивым в своих рассказах, быть хозяином своему слову, уметь им пользоваться, правильно строить фразы и выговаривать слова – все это имеет огромное значение для его будущего.
Бесстрашие
Православие отнюдь не сродни забитости и безответности. Безусловно, не будем поощрять агрессию и безрассудство, столь свойственные подросткам, но наш ребенок должен уметь постоять за себя, преодолеть свой страх перед неожиданным препятствием, и мы должны помочь ему в этом. Будем с малолетства укреплять в нем веру в то, что он – не один, что с ним всегда Господь, и Пресвятая Богородица, и Ангел хранитель, и что помощь Божия оставляет нас только тогда, когда мы сами отказываемся от нее, совершая дурные поступки. Выучим вместе с ним наизусть молитвы его небесному покровителю, «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Да воскреснет Бог», 90-й псалом (конечно, в меру возраста). Пусть ребенок всегда помнит, что в опасности нужно, не теряя времени, помолиться. Надежда на помощь Божию укрепит наше дитя в опасности. Воспитанию бесстрашия поможет и так нелюбимое многими «физвоспитание»: дополнительные (к школьным) занятия физкультурой, утренняя зарядка, утренние пробежки, купания, занятия плаванием в бассейне, туристические походы («выходного дня» и многодневные, с палаткой). Постараемся найти время для всех этих занятий вместе с детьми. Одно дело – просто заставлять ребенка делать зарядку или отправить его в поход с классом, и совсем другое – делать ее вместе с ним или самим собрать рюкзак и тоже пойти в поход.
У маленьких детей безобидные ссоры и драки возникают частенько, но чем старше делается наш ребенок, тем больше внимания мы должны уделять воспитанию в нем сдержанности, достоинства, умения уважать другого человека, видеть в нем образ Божий.
Правдивость лучше всего
— Разве ты потерял свое место? Как это случилось, сыночек?
— Я думаю, мама, что это случилось исключительно по моей небрежности. Я вытирал пыль в магазине и вытирал очень поспешно. При этом задел несколько стаканов, они упали и разбились. Хозяин очень рассердился и сказал, что он не может больше сносить мою необузданность. Я упаковал вещи и ушел.
Мать была этим очень озабочена.
— Не беспокойся, мама, я найду другую работу. Но что мне сказать, когда спросят, почему я с прежней ушел?
— Всегда говори правду, Иаков. Ты же не думаешь говорить что-нибудь другое, не правда ли?
— Нет, не думаю, но я думал это скрыть. Боюсь, что, говоря все правдиво, поврежу себе.
— Если человек поступает правильно, то ничто ему не может повредить, хоть бы оно и казалось так.
Но Иакову было труднее найти место работы, чем он думал. Он долго искал и, наконец, как будто нашел. Один молодой человек в красивом новом магазине искал рассыльного мальчика. Но в этом магазине все было так аккуратно и чисто, что Иаков подумал, что его с такой рекомендацией не возьмут. И сатана стал искушать его скрыть истину.
Ведь этот магазин был в другом районе, далеко от того магазина, где он работал, и его никто тут не знал. Зачем говорить правду? Но он победил это искушение и прямо сказал владельцу магазина, почему он, ушел от прежнего хозяина.
— Я предпочитаю иметь вокруг себя порядочных молодых людей — сказал владелец магазина добродушно, — но я слышал, что тот, кто сознает свои ошибки, тот их оставляет. Может быть, это несчастье научит тебя быть осторожнее.
— Да, конечно, хозяин, я буду изо всех сил стараться быть осторожнее, — сказал Иаков серьезно.
— Ну, мне нравится мальчик, который говорит правду, особенно тогда, когда она ему может повредить… Добрый день, дядя, заходи! — последние слова он проговорил вошедшему человеку, и когда Иаков обернулся, то увидел своего прежнего хозяина.
— О, — сказал тот, увидев мальчика, — ты хочешь взять рассыльным этого паренька?
— Я его еще не принял.
— Прими его совершенно спокойно. Только смотри, чтобы он не пролил жидкий товар, а сухой товар чтобы не нагромоздил весь в одну кучу, — добавил он, смеясь. — Во всем остальном ты найдешь его вполне надежным. Но если ты не хочешь, то я готов взять его опять с испытательным сроком.
— Нет, я его возьму, — сказал молодой человек.
— О, мама! — сказал Иаков, придя домой. — Ты всегда права. Я это место получил там потому, что рассказал всю правду. Что было бы, если бы мой прежний хозяин зашел, а я рассказал бы неправду?
— Правдивость всегда лучше всего, — ответила мать.
«Уста правдивые вечно пребывают» (Прит.12:19)
Молитва мальчика ученика
Несколько лет тому назад на одном большом заводе работало много молодых рабочих, из которых многие говорили, что они обращены. К этим последним принадлежал и один четырнадцатилетний мальчик, сын верующей вдовы.
Этот подросток вскоре привлек к себе внимание начальника своим послушанием и охотой к работе. Он всегда выполнял свои работы к удовольствию своего начальника. Ему надо было приносить и относить почту, подметать рабочее помещение и еще выполнять много мелких поручений. Чистка кабинетов была его первой обязанностью каждое утро.
Так как мальчик был приучен к точности, то его всегда можно было застать ровно в шесть часов утра уже работающим.
Но у него была еще другая прекрасная привычка: он всегда начинал свой рабочий день молитвой. Когда однажды утром, в шесть часов, хозяин вошел в свой кабинет, то застал мальчика на коленях молящимся.
Он тихо вышел и ожидал за дверью, пока не вышел мальчик. Он извинился и сказал, что поздно сегодня проснулся, и времени для молитвы уже не было, поэтому он здесь, в кабинете, перед началом рабочего дня преклонил колени и предался Господу на весь день.
Его мать научила всегда начинать день молитвой, чтобы не провести этот день без благословения Божия. Он воспользовался моментом, когда еще никого не было, чтобы побыть немного наедине со своим Господом и попросить Его благословения на предстоящий день.
Так же важно и чтение Слова Божия. Не пропускайте его! На сегодняшний день вам предложат так много книг и хороших, и плохих!
Может быть, среди вас есть такие, у которых есть сильное стремление читать и знать? Но все ли книги хорошие и полезные? Мои дорогие друзья! Будьте осторожны в выборе книг!
Лютер всегда хвалил тех, кто читал христианские книги. Отдайте и вы предпочтение этим книгам. Но, прежде всего, читайте дорогое Божье Слово. Читайте с молитвой, ибо оно дороже золота и золота чистого. Оно вас укрепит, сохранит и ободрит во всякое время. Это ведь Слово Божье, которое пребывает вечно.
Философ Кант сказал о Библии: «Библия — книга, содержание которой говорит о божественном начале. Она повествует историю мира, историю Божеского провидения с самого начала и даже до вечности. Библия написана для нашего спасения. Она показывает нам, в каком отношении мы находимся с праведным, милостивым Богом, открывает нам всю величину нашей вины и глубину нашего падения, и высоту божественного спасения. Библия — мое самое дорогое сокровище, без нее я бы погиб. Живите согласно Библии, тогда вы сделаетесь гражданами небесного Отечества!
Братолюбие и уступчивость
Подули холодные ветры. Приближалась зима.
Две маленькие сестрички собрались идти в магазин за хлебом. Старшая, Зоя, имела старенькую потертую шубку, младшей, Гале, родители купили новую, большую, на вырост.
Девочкам очень понравилась шубка. Стали одеваться. Одела Зоя свою старенькую шубку, а рукава короткие, шубка тесна ей. Тогда Галя говорит сестричке: «Зоя, надень мою новую шубку, она мне большая. Ты поносишь ее годик, а потом я поношу, тебе ведь тоже хочется поносить новую шубку».
Девочки поменялись шубками, и пошли в магазин.
Маленькая Галя исполнила заповедь Христа: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан.13:34).
Очень хотелось ей надеть новую шубку, но она уступила ее сестричке. Какая нежная любовь и уступчивость!
Так ли вы, детки, относитесь друг к другу? Готовы ли вы уступить что-то для вас приятное, дорогое своим братьям, сестричкам? А может быть, наоборот? Часто слышно среди вас: «Это мое, не отдам!»
Поверьте, сколько неприятностей возникает тогда, когда нет уступчивости. Сколько споров, ссор, какой плохой характер вырабатывается тогда у вас. Таков ли характер Иисуса Христа? О Нем написано, что Он рос в любви у Бога и человеков.
Можно ли сказать о тебе, что ты всегда уступчив, нежен с твоими родными, братьями и сестричками, с друзьями и знакомыми?
Берите пример с Иисуса Христа и этих двух сестричек — Зои и Гали, которые любят друг друга с нежностью, ибо написано:
«Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью» (Рим.12:10)
Незабудка
Все вы, дети, видели, вероятно, летом в траве маленький голубенький цветочек, который называется незабудкой. Об этом маленьком цветочке рассказывают много интересных историй; говорят, что ангелы, пролетая над землей, роняют на нее голубенькие цветочки, чтобы люди не забывали о небе. Оттого эти цветы и называются незабудками.
Есть еще одна легенда о незабудке: было это давно-давно, в первые дни творения. Только что создан был рай, и прекрасные, благоухающие цветы зацвели в первый раз. Сам Господь, проходя по раю, спрашивал у цветов их название, но один маленький голубой цветочек, устремив в восхищении свое золотое сердечко к Богу и не думая ни о чем, кроме Него, позабыл свое имя и смутился. От стыда зарумянились кончики его лепестков, а Господь посмотрел на него ласковым взором и промолвил: «За то, что ты забыл себя ради Меня, Я тебя не забуду. Называйся впредь незабудкой и пусть люди, глядя на тебя, так же учатся забывать о себе ради Меня».
Конечно, этот рассказ есть вымысел человеческий, но правда в нем та, что забывать о себе ради любви к Богу и к ближним есть великое счастье. Этому нас учил Христос, и в этом Он был нам примером. Многие из людей это забывают и ищут счастья вдали от Бога, но есть люди, которые всю свою жизнь служат любовью ближним.
Все таланты свои, все способности, все свои средства — все, что имеют, они употребляют на служение Богу и людям, и, забывая себя, в мире Божьем живут для других. В жизнь они вносят не ссоры, злобу, разрушение, а мир, радость, порядок. Как солнышко своими лучами греет землю, так они своей лаской и любовью согревают сердца людей.
Христос показал нам на кресте, как надо любить, забывая себя. Тот счастлив, кто отдает свое сердце Христу и следует Его примеру.
Не хотите ли и вы, дети, не только вспомнить Воскресшего Христа, Его любовь к нам, но, забывая о себе, оказать Ему любовь в лице наших ближних, стараться помогать делом, словом, молитвой всем и каждому, кому нужна помощь; стараться думать не о себе, а о других, о том, как быть полезными в своей семье. Будем стараться поддерживать друг друга в добрых делах молитвой. Да поможет нам в этом Бог.
«Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:16)
Маленькие художники
Однажды детям было дано задание: представив себя великими художниками, нарисовать какую-либо картину из жизни Иисуса Христа.
Задание было исполнено: каждый из них мысленно нарисовал тот или иной пейзаж из Священного Писания. Один из них нарисовал картину о мальчике, с восторгом отдающим Иисусу все, что он имел — пять хлебов и две рыбки (Иоан.6:9). Другие говорили о многом другом.
Но вот один мальчик сказал:
— Я не могу нарисовать одну картину, а только две. Позвольте мне сделать это. Ему разрешили, и он начал: «Бушующее море. Лодка, в которой находится Иисус с двенадцатью учениками, заливается водой. Ученики в отчаянии. Им грозит неминуемая гибель. Сбоку приближается огромный вал, готовый перевернуть и затопить лодку непременно. Я нарисовал бы одних учеников, обративших лицо свое к наступающему страшному валу воды. Другие в ужасе закрывали лицо свое руками. Но лицо Петра отчетливо видно. На нем отчаяние, ужас, растерянность. Рука протянута к Иисусу.
Где же Иисус? На корме лодки, где руль управления. Иисус спокойно спит. Лицо было безмятежно.
На картине не было бы ничего спокойного: все бушевало бы, пенилось в брызгах. Лодка то подымалась бы на гребень волны, то утопала в бездне волн.
Один только Иисус был бы спокойным. Волнение учеников было невыразимым. Петр в отчаянии кричит сквозь шум волн: «Учитель, погибаем, а Тебе нужды нет!»
Это одна картина. Вторая картина: «Темница. Апостол Петр закован двумя цепями, спит между воинами. Шестнадцать стражей стерегут Петра. Лицо Петра отчетливо видно. Он спокойно спит, хотя уже отточенный меч приготовлен, чтобы отсечь ему голову. Он знал об этом. Лицо его напоминает Кого-то».
— Повесим рядом первую картину. Посмотрите на лицо Иисуса. Лицо Петра такое же, как и Его. На них печать покоя. Темница, стража, приговор на казнь — то же бушующее море. Отточенный меч — тот же грозный вал, готовый прервать жизнь Петра. Но на лице Апостола Петра нет прежнего ужаса и отчаяния. Он научился у Иисуса. Поставить нужно обязательно эти картины вместе, — продолжал мальчик, — и сделать одну надпись над ними: «Ибо у вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5).
Одна из девочек также рассказала о двух картинах. Первая картина «Христа распинают: ученики стоят вдалеке. На лицах у них горе, страх и ужас. Почему? — Христа распинают. Он умрет на кресте. Они никогда Его больше не увидят, никогда не услышат Его нежный голос, никогда больше не будут смотреть на них добрые глаза Иисуса… никогда больше Он не будет с ними».
Разве они помнили в этот момент, что Иисус сказал о своем воскресении после смерти? Да, ученики забыли это и потому на лицах их, в сердцах их были испуг, горе и ужас.
А вот вторая картина.
Иисус с учениками на горе, называемой Елеон, уже после Своего Воскресения. Иисус возносится к Отцу Своему. Посмотрим на лица учеников. Что мы видим на их лицах? Мир, радость, упование. Что случилось с учениками? Иисус уходит от них, они никогда не увидят Его на земле! А ученики радостны! Все это потому, что ученики помнили слова Иисуса: «Я иду приготовить место вам. И когда приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе» (Иоан.14:2-3).
Повесим рядом две картины и сравним лица учеников. На обеих картинах Иисус уходит от учеников. Так почему же лица учеников разные? Только потому, что на второй картине ученики помнят слова Иисуса. Девочка закончила свой рассказ призывом: «Будем мы всегда помнить слова Иисуса».
Ответ Тани
Однажды в школе на уроке учительница проводила беседу с учениками второго класса. Она много и долго рассказывала детям о Земле и о далеких звездах; она рассказывала также и о полетах космических кораблей с человеком на борту. При этом она сказала в заключение: «Дети! Наши космонавты поднялись высоко над землей, на высоту 300 км и долго-долго летали в космосе, но Бога не видели, потому что Его нет!»
Затем она обратилась к своей ученице, маленькой девочке, которая верила в Бога, и спросила:
— Скажи, Таня, ты теперь веришь, что Бога нет? Девочка встала и спокойно ответила:
— Я не знаю, много ли это 300 км, но твердо знаю, что только «чистые сердцем Бога узрят» (Мф.5:8).
Ожидая ответа
Молодая мать лежала при смерти. Закончив процедуры, врач и его ассистентка удалились в соседнюю комнату. Складывая свой медицинский инструмент, он, как-бы разговаривая сам с собой, проронил вполголоса:
— Ну вот и закончили, сделали все что могли.
Старшая дочь, можно сказать, еще ребенок, стояла невдалеке и слышала это высказывание. Плача, она обратилась к нему:
— Господин доктор, вы сказали, что сделали все, что могли. Но ведь маме не стало лучше, и теперь она умирает! Но мы еще не все испробовали, — продолжала она. — Мы можем ведь обратиться к всемогущему Богу. Давайте, помолимся и попросим Бога исцелить маму.
Этому предложению неверующий доктор, конечно же, не последовал. Ребенок в отчаянии упал на колени и воззвал в молитве в своей душевной простоте, как мог:
— Господи, я прошу Тебя, исцели мою маму; врач сделал все что мог, но Ты, Господи, великий и добрый Врач, Ты можешь исцелить ее. Она так нужна нам, мы не можем обойтись без нее, дорогой Господь, исцели ее во имя Иисуса Христа. Аминь.
Прошло некоторое время. Девочка будто в забытье оставалась на коленях, не шевелясь и не вставая с места. Заметив неподвижность ребенка, врач обратился к помощнице:
— Уберите ребенка, девочка в обмороке.
— Я не в обмороке, господин доктор, — возразила девочка, -я жду ответа!
Она вознесла свою детскую молитву в полной вере и уповании на Бога, и оставалась теперь на коленях, ожидая ответа от Сказавшего: «Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лк. 18:7-8). А кто уповает на Бога, того Бог не оставит постыженным, но непременно пришлет помощь свыше в нужный час и в нужное время. И в этот трудный час Бог не замедлил с ответом — лицо матери изменилось, больная успокоилась, посмотрела вокруг себя взглядом, исполненным мира и надежды, и уснула.
После нескольких часов подкрепляющего сна она проснулась. Любящая дочь тут же прильнула к ней и спросила:
— Не правда ли, мамочка, тебе сейчас лучше?
— Да, моя дорогая, — ответила та — мне сейчас лучше.
— Я знала, что тебе станет лучше, мама, ведь я ждала ответа на мою молитву. И Господь ответил мне, что Он исцелит тебя.
Здоровье матери опять восстановилось, и сегодня она — живой свидетель Божьей силы, побеждающей болезнь и смерть, свидетель Его любви и верности в услышании молитв верующих.
Молитва есть души дыханье,
Молитва — свет средь тьмы ночной,
Молитва — сердца упованье,
Несет покой душе больной.
Такой молитве Бог внимает:
Сердечной, искренней, простой;
Ее Он слышит, принимает
И в душу льет свой мир святой.
Дар малютки
«Когда творишь милостыню, пусть твоя левая рука не знает, что делает правая» (Мф.6:3).
Вот что по этому поводу рассказывал миссионер К: «Я сидел в кабинете моего друга и готовился к вечернему собранию. Вдруг я услышал тоненький голосок: «Будьте добры, позвольте мне что-то вам дать!» Это был Генрих, маленький сын моего друга. Он тихонько пробрался в кабинет и, держа в своей правой руке маленький пакетик, в то время, как левую свою руку он старательно прятал в кармане, добавил:
— Я хочу вам что-то подарить для языческих детей! Вскрыв пакет, я нашел там десять монет.
— Кто дал тебе столько денег? Папа?
— Нет, — ответил малыш, — ни папа не знает, ни моя левая рука…
— Как так?
— Да вы же сами сегодня утром проповедовали, что дарить надо так, чтобы левая рука не знала, что делает правая… Поэтому я левую руку все время держал в кармане.
— Откуда же у тебя деньги? — спросил я, не в силах больше удержаться от смеха.
— Я продал Минко, свою собаку, которую я сильно любил… — и при воспоминании о друге слезы заволокли глаза малыша.
Когда я об этом рассказал на собрании, Господь даровал нам обильное благословение».
Скромность
В одно суровое и голодное время жил один добрый богатый человек. Он с сочувствием относился к голодавшим детям.
Однажды он объявил, что каждый ребенок, который будет приходить к нему в полдень, получит маленькую булку хлеба.
Отклинулось около 100 детей самого различного возраста. В назначенное время все они пришли. Слуги вынесли большую корзину, наполненную булками хлеба. Дети с жадностью набросились на корзину, отталкивая друг друга и стараясь ухватить самую большую булку.
Некоторые благодарили, другие же забывали поблагодарить.
Стоя в стороне, этот добрый человек наблюдал за происходившим. Его внимание привлекла стоявшая в стороне маленькая девочка. Как последней, ей досталась самая маленькая булка.
На следующий день он постарался навести порядок, но эта девочка опять оказалась последней. Он заметил также, что многие дети тут же откусывали от своей булки, в то время как малышка относила ее домой.
Богач решил узнать, что это за девочка и кто ее родители. Оказалось, что она была дочерью бедных людей. У нее был еще маленький брат, с которым она и делила свою булку.
Богач приказал своему пекарю положить в самую маленькую булку талер.
На следующий день пришла мать девочки и принесла эту монету обратно. Но богач сказал ей:
— Ваша дочь так хорошо вела себя, что я решил вознаградить ее за скромность. И впредь с каждой маленькой булкой вы будете получать монету. Пусть она будет для вас поддержкой в это трудное время.
Женщина от всего сердца поблагодарила его.
Дети каким-то образом проведали о великодушии богача по отношению к малышке, и теперь некоторые из мальчиков старались непременно получить самую маленькую булку. Одному это удалось, и он тут же нашел монету. Но богач сказал ему:
— Этим я вознаградил малышку за то, что она всегда была самой скромной, и за то, что она всегда делила булку со своим младшим братом. Ты же — самый невоспитанный, и я еще не слышал от тебя слов благодарности. Теперь ты целую неделю не будешь получать хлеба.
Этот урок пошел впрок не только этому мальчику, но и всем остальным. Теперь уже никто не забывал благодарить.
Малышка перестала получать талер в булке, добрый человек же продолжал оказывать поддержку ее родителям в течение всего голодного времени.
Искренность
Искренним Бог дает удачу. Знаменитый Джордж Вашингтон, первый президент североамериканских свободных штатов, уже с детства удивлял всех своей справедливостью и искренностью. Когда ему исполнилось шесть лет, отец на день рождения подарил ему маленький топорик, которому Джордж очень обрадовался. Но, как это часто бывает у многих мальчиков, теперь каждый деревянный объект на его пути должен был испытать на себе его топорик. В один прекрасный день он проявил свое искусство и на молодой вишне в отцовском саду. Одного удара оказалось достаточно, чтобы навсегда сделать напрасными все надежды на ее восстановление.
На следующее утро отец заметил случившееся и по дереву определил, что погублено оно было злоумышленно. Он сам сажал его, и потому решил провести тщательное расследование, чтобы выявить злоумышленника. Пять золотых монет он обещал тому, кто поможет выявить губителя деревца. Но все было напрасно: он не смог обнаружить даже следа, так что вынужден был пойти домой недовольным.
По дороге ему повстречался маленький Джордж со своим топориком в руках. Вмиг отцу пришла в голову мысль, что преступником мог быть и его сын.
— Джордж, ты не знаешь, кто срубил вчера нашу красивую вишню в саду? — полный недовольства, обратился он к нему.
Мальчик задумался на мгновение — казалось, в нем происходила борьба — затем откровенно признался:
— Да, папа, ты же знаешь, обманывать я не могу, нет, не могу. Это сделал я своим топориком.
— Иди в мои объятия, — воскликнул отец, — иди ко мне. Твоя откровенность мне дороже срубленного деревца. Ты уже воздал мне за него. Это похвально, откровенно признаться, даже если ты совершил что-то постыдное или превратное. Правда для меня дороже тысячи вишен с серебряными листочками и золотыми плодами.
Своровал, обманул
Мама должна была ненадолго отлучиться. Уходя, она наказала своим детям — Машеньке и Ванюше:
— Будьте послушны, не выходите на улицу, играйте хорошо и ничего не натворите. Я скоро вернусь.
Машенька, которой было уже десять лет, стала играть со своей куклой, Ванюша же, подвижный шестилетний малыш, занялся своими кубиками. Скоро ему это надоело, и он начал думать о том, чем бы заняться теперь. Сестра не пускала его на улицу, так как мама не разрешила. Тогда он решил незаметно взять яблоко из кладовой, на что сестра сказала:
— Ванюша, соседка через окно увидит, что ты несешь яблоко из кладовой, и скажет маме, что ты своровал.
Тогда Ванюша ушел на кухню, где стоял банка с медом. Тут соседка не могла его увидеть. С большим наслаждением он съел несколько ложек меда. Затем он снова закрыл банку, чтобы никто не заметил, что кто-то лакомился из нее. Вскоре вернулась домой мать, дала детям по бутерброду, затем все трое пошли в лес собирать хворост. Они делали это почти каждый день, чтобы иметь запас на зиму. Дети любили эти прогулки в лес с матерью. По дороге она обычно рассказывала им интересные истории. И на этот раз она рассказала им поучительный рассказ, но Ванюша был на удивление молчалив и не задавал, как обычно, множества вопросов, так что мать даже озабоченно осведомилась о его здоровье. Ванюша солгал, сказав, что у него болит живот. Однако совесть осуждала его, ведь он теперь не только своровал, но и обманул.
Когда они пришли в лес, мама показала им место, где они могли собирать хворост, и дерево, к которому должны были сносить его. Сама же пошла вглубь леса, где можно было найти более крупные сухие ветки. Неожиданно началась гроза. Сверкала молния и гремел гром, а мамы рядом не было. Дети спрятались от дождя под широким развесистым деревом. Ванюшу очень мучила совесть. При каждом ударе грома ему казалось, что Бог грозит ему с неба:
— Своровал, обманул!
Это было так ужасно, что он признался Машеньке в содеянном, а также в своем страхе перед наказанием Божьим. Сестра посоветовала ему, чтобы он попросил у Бога прощения и во всем признался маме. Тут Ванюша встал на колени в мокрую от дождя траву, сложил свои руки и, глядя на небо, помолился:
— Дорогой Спаситель. Я своровал и обманул. Ты знаешь об этом, ибо Тебе известно все. Я очень сожалею об этом. Прошу Тебя, прости меня. Я не буду больше воровать и обманывать. Аминь.
Он встал с колен. Ему стало так легко на сердце — он был уверен, что Бог простил ему грехи. Когда же вернулась обеспокоенная мать, Ванюша радостно выбежал ей навстречу и закричал:
— Любимый Спаситель простил мне, что я своровал и обманул. Пожалуйста, прости меня и ты.
Мама ничего не могла понять из сказанного. Тогда Машенька рассказала ей все, что произошло. Конечно же, мама тоже все простила ему. Первый раз, без ее помощи, Ванюша во всем признался Богу и просил у Него прощения. Между тем гроза улеглась и снова засияло солнце. Все трое пошли домой со связками хвороста. Мама опять рассказала им историю, похожую на Ванюшину, и заучила с детьми коротенький стишок: Что б ни был, ни делал я, Видит Бог с небес меня.
Много позже, когда у Ванюши была уже своя собственная семья, он рассказал своим детям про этот случай из своего детства, который произвел на него такое впечатление, что он никогда больше не воровал и не лгал.