Празднования: февраль 12 (25), апрель 24 (7 мая), октябрь 13 (26)
Иверская икона Божией Матери
Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России,- названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.
Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.
Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.
Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.
В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».
Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).
На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».
Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.
По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.
В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.
В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. «…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».
Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. «И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…»13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)
По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.
Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).
С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.
Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.
В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.
В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.
Тропарь, глас 4: От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая.
Уверен, что, если собрать воедино предания о появлении чудотворных икон на землях Слободской Украины и описание чудес, связанных с ними, то получится весьма объемная книга.
Так, в Успенском храме села Большая Писаревка Богодуховского уезда была весьма почитаема Михайловская икона. Легенда гласит, что на месте этого храма давным-давно стояла Михайловская церковь, а при ней изба-богадельня, предназначенная для пристанища странников и бесприютных. Заболел в ней однажды некий странник и пролежал там около года. Все, кто посещал богадельню, считали его неизлечимым и думали, что он скоро умрет. Но вот однажды люди увидели его, идущего к храму и несущего в руках икону Богоматери. После расспросов выздоровевший рассказал, что в одну из ночей, когда он лежал на своем одре и страдал от болезни, то услышал голос, приказывающий перенести икону из богадельни в церковь Богоматери, за что было ему обещано выздоровление. Больной поднялся, но потом вновь лег. Наутро последовало вторичное повеление. Тогда он встал с постели и увидел на столе икону Богоматери. С благоговеньем он приблизился к образу, стер с него пыль, пошел в церковь, и в это время почувствовал себя совершенно здоровым. Со временем этот образ Божьей Матери получил наименование Михайловской иконы от той Михайловской церкви, в которой он раньше хранился.
Другая легенда гласит, что в в 1822 году в городе Славянске Харьковской губернии участились пожары от поджогов. Местные жители не знали, что делать. Тогда одной благочестивой старушке Бельницкой было открыто во сне, что, если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат пред нею молебен, пожары прекратятся. Набожная старушка, ясное дело, рассказала о сне своем протоиерею Костичу. Икону немедленно написали, после литургии пред нею совершили молебствие. В тот же день случился новый пожар, и немедленно была обнаружена поджигательница, малоумная девица Мавра. Оказалось, что именно она произвела все пожары. Поджоги после этого, если верить легенде, прекратились, а благодарные жители устроили для иконы, стоящей в Троицкой церкви, киот с подписью: «В память 1822 года за спасение града от пожара».
Списки с чудотворной иконы Казанской Богоматери были во многих селениях нашего края. Древнейший из них находился в слободе Богодуховского уезда Мурафе. А икона из Вознесенской церкви слободы Изюмского уезда Пески особенно прославилась чудесами в холерные 1831, 1848 и 1854 годы. В окрестностях города Змиева почиталась Казанская Высочиновская икона, которая пребывала в Высочиновском мужском монастыре, существующем с 1886 года. Легенда гласит, что во время царствования Петра I местность, где позже возник монастырь, была сосновым бором, который принадлежал казенному ведомству. Охраняли его нижние чины да пушкари, жившие в избах. В одной из них на берегу реки Мжи жил пушкарь с женой, детьми и старым слепым отцом, который больше лежал на печи, а если и передвигался, то только при помощи внука и костылей. Однажды, обходя свой участок, пушкарь увидел на болотной кочке Казанскую икону, сияющую лучами. Когда он поднял ее, из-под кочки забил источник чистой воды. После чего пушкарь взял найденную икону, отнес домой и поставил на полку к остальным.
Настала пора жатвы, вся семья ушла в поле, остался в доме лишь немощный старик да его 10-летний внук. Однажды вечером стоявшая в углу Казанская икона стала излучать свет, причем настолько сильный и яркий, что больно было смотреть на нее. Испугался сын пушкаря и в страхе стал звать своего деда, крича, что угол избы загорелся. Кое-как старик сполз с печи и доковылял до иконы. Когда же вся семья вернулась с поля домой, то нашла отца пушкаря не только зрячим, но и бодро расхаживающим по хижине. На следующее утро в приходском Артюховском храме семья сторожа служила благодарственный молебен. И хоть местный священник поставил икону в церкви, она дважды сама переносилась в избу сторожа. А в третий раз уже вернулась в дом пушкаря из соборной церкви города Змиева, куда была перенесена. Так икона и осталось на долгое время в доме простого пушкаря, производя многочисленные исцеления всем нуждающимся. После 1709 года местность в бору, где находилась икона, была пожалована сотнику Василию Высочину, который перенес из Артюховки деревянный храм на место хижины сторожа. В 1795 на месте деревянного храма с чудотворной иконой стоял уже каменный.
В различных местах Слободской Украины имелись списки с курской иконы «Знамение», прославленные, как и оригинал, всевозможными чудесами. Один из таких списков был в селе Люботине. Относительно Люботинской иконы известно, что местные жители почитают ее чудотворной и прибегают к оной в своих нуждах с благоговением и верою. В 1847-48 годах, во время свирепствовавшей там холеры, крестьяне два месяца непрестанно носили эту святую икону по своим домам, совершая усердные моления, и вспыхнувшая холера, как говорит легенда, скоро прекратилась. В благодарность за избавление от губительной болезни все люботинские прихожане единодушно постановили по воскресным дням пред литургией совершать торжественный молебен пред иконою.
В слободке Волчанского уезда Мартовой, в Богородице-Рождественском храме, находилась Владимирская икона. Считается, что была она перенесена туда из Аркадиевской Богородичной пустыни, которая была в нашем крае по древности своей первой после Святогорской. Однако, как пишет Филарет Гумилевский, «В 1802 г. обветшавший храм разобран, а утварь передана в церковь слободы Мартовой. Аркадиева икона Божией Матери, которая была предметом особенного благоговения в пустыни, поступила также в мартовскую церковь, где на хорах, в память обители, устроен был придел в честь Рождества Богородицы». Указывается, что именно благодаря этой иконе слобода Мартовая избежала различных бедствий, постигавших соседние с нею местности. Например, саранчи в 1822 году, холеры в 1830 и цинги в 1849 годах. Однако, следует отметить, случались такие чудеса не всегда. Так, в июле 1848 года из 4000 прихожан храма умерло от холеры более 200 человек.
Древняя чудотворная икона «Взыскание погибших» находилась в селе Малыжино Богодуховского уезда. Обретена она была, по преданию, около 1770 года и прославлена исцелением помещицы Лесницкой, а также троекратным избавлением той местности от холеры.
В Успенском храме слободы Верхняя Сыроватка Сумского уезда находилась и весьма почиталась копия Ченстоховской иконы Богоматери. Откуда она взялась там, доподлинно неизвестно, однако некоторые местные жители в XIX-начале XX века утверждали, что ее принес из самого Ченстохова один польский шляхтич в прежнюю деревянную церковь еще в 1660 году. Икона эта впоследствии прославилась многими чудесами. Одна из легенд гласит, что в далеком 1848 году помещик села Бездрика по фамилии Алферов на охоте нечаянно прострелил себе ногу. Рана была тяжелая, и врачи не могли ее залечить. Потеряв всякую надежду на их помощь, Алферов отправился в слободу Верхнюю Сыроватку. Там он припал к Ченстоховскому образу, долго молился, и по чистосердечной молитве своей скоро получил исцеление. В благодарность за это помещик соорудил вокруг каменного храма каменную ограду.
От этой же иконы, по преданию, получила исцеление и генерал-майорша, помещица села Великого Бобрика Елизавета Рахманова. Страдая от жестокого недуга ушей и языка, она не могла ни слышать, ни говорить. Находясь в таком тяжелом и безнадежном положении, она письменно попросила местного священника привезти в село Бобрик Ченстоховскую икону Божьей Матери. Когда при внесении иконы в село Бобрик стали трезвонить, больная впервые услышала звон колоколов. Когда же икона Богородицы была внесена в дом помещицы, она сама поднялась с одра своего, с которого уже несколько дней не вставала по болезни, стала на колени и начала вслух на глазах у всех читать молитвы.
Ну и, конечно же, говоря о легендах и чудесах, связанных с иконами, нельзя не упомянуть одну из главных святынь Слободской Украины ― Ахтырскую икону Божией Матери, списки которой находились во многих храмах нашего края.
Например, связанная с нею прекрасная легенда о появлении храма в слободе Бугаевке. В начале ХIX века этим населенным пунктом владели два брата: Петр и Василий Михайловичи Донец-Захаржевские. Перед отъездом Василия из своего имения на службу в Петербург мать дала ему на прощание простой образ иконы Ахтырской Божьей Матери. По дороге молодой барин, предаваясь мечтам о блестящей карьере в городе на Неве, по легкомыслию своему выбросил икону. Уже в Петербурге он рассказал об этом своему старому слуге. Последний пришел в ужас и сказал, что не будет счастья Василию Михайловичу, так как, выбросив икону, он лишил себя материнского благословения и защиты. И действительно, дела в Петербурге у Василия не заладились, начались различные неприятности. После того, как из Бугаевки пришла весть о смерти матери, старый слуга посоветовал молодому барину вернуться и все-таки разыскать икону. Оставив службу в Петербурге, Василий возвращался в родовое имение. Неожиданно кони взбесились и опрокинули карету. Когда кучер и слуга нашли молодого барина, он был без сознания, с окровавленным лицом, а под головой у него лежала та самая икона, которую он некогда выбросил. Вернувшись в Бугаевку, помещик покаялся и построил на свои деньги прекрасный храм, который и посвятил иконе Ахтырской Божьей Матери.
Все происходившие исцеления от чудотворной иконы в Ахтырке старательно фиксировались церковными властями. Некоторые из таких документов середины XVIII века со временем были опубликованы ― например, в 32 томе, изданном в 1915 году, «Описания документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода».
Среди множества историй там читаем:
«1751 года в марте месяце Харьковского полку судья Иван Ковалевский имел зубную болезнь и как больной зуб вырвали, то от неискуства лекарского челюсти и обе скулы и глаз повредил и от того в крайней был болезни, когда же он, Ковалевский, в дом свой призвал священника и пред имеющеюся в доме иконной Ахтырской Богоматери отправил молебен и из лампады елей положил к ране, того же часу совершенно стал здрав, и о том исцелении он Ковалевский объявил письменно.
В 1754 сентября 22 дня Изюмскаго полку сотник Андреан Семонов, сын Подколзин, не владел ни рукою, ни ногою, чрез три года, когда ж обещался поехать в город Ахтырку и поклонится чудотворной иконе, то от оной болезни освободился.
В 1758 году мая 24 жена жителя города Харькова Федора Настасенкова Христина объявила, что больна была она головою и горлом, чрез пять недель, от которой болезни сделался в голове шум, а в горле сделалась было болячка, и когда она положила намерение чудотворной Ахтырской Пресвятой Богоматери поклониться, то в скором времени по ее вере и усердному намерению от тех обоих болезней в доме своем облегчение почувствовала, и по семи дней совершенно оздоровела» (орфография сохранена).
В наше время немало верующих почитает иконы, находящиеся в храмах. Верить или не верить в чудеса, связанные с ними, безусловно, личное дело каждого. Однако все эти легенды и предания, описывающие события 200-300 летней давности, в любом случае ― неотъемлемая часть истории нашей Слободской Украины, а значит, и нас самих.
Сегодня так же, как во все времена, молодое поколение обращается к вопросам русской духовности, одним из главных символов которой стала русская икона. Наряду с монастырями, церквами, священными событиями в истории государства икона входила в понятие «Святая Русь». В ней заключен веками накопленный богатейший нравственный опыт нашего народа. В многочисленных храмах и монастырях их собирали столетиями. Икона считалась обязательной принадлежностью каждого дома.
В наши дни богатые коллекции иконописи сосредоточены во многих музеях России. Собрание икон Дальневосточного художественного музея — это заметная часть национального культурного и художественного наследия. Иконы начали поступать со времен его основания, с 1931 года: большинство — из Государственного Русского музея (47), из Государственного Исторического музея (42), остальные были дарами любителей отечественной истории. Наряду с другими произведениями искусства они достойно представлены в залах музея, объединяя своими духовными традициями разные этапы развития русского искусства.
И сегодня икона волнует всех, верующих и неверующих. Занимаясь описанием музейного собрания икон, накапливая информацию о них, постоянно открываешь для себя что-то новое, еще не испробованное в работе. «Можно ли рассказать про икону учащимся первых классов в вашем музее?» — этот вопрос учителя начальных классов Я. В. Целыковской заставил меня задуматься…
Как построить рассказ, чтобы ни одна мысль не ускользнула от детского понимания? Одно дело давать материал об иконе старшеклассникам и студентам. Естественно и органично они воспринимают многие ипостаси иконы, ее художественные особенности, исторические, научные, культурные, нравственные, эстетические, мистические аспекты. Иначе нужно подходить к иконе, общаясь с младшими школьниками. Важно учесть возрастные особенности их восприятия. Общеизвестно, что новые понятия следует вводить детям семи-восьми лет очень ограниченно: от одного до трех, в зависимости от уровня развития класса и степени сложности этих понятий. Отсюда возникает необходимость перевести имеющийся материал об иконе на детский язык. Нужно подобрать знакомые им слова так, чтобы сложный материал стал доступным их пониманию.
Еще предстоит продумать весь экскурсионный маршрут, который будет состоять из трех частей, объединенных одной темой — вводной, основной и завершающей. При этом мне необходимо выстроить свой рассказ сообразной чередой, чтобы для отвлечения детского внимания уже не осталось ни одной лазейки. И сделать это надо столь интересно и увлекательно, чтобы в конце нашей встречи вызвать у детей естественное желание вновь прийти в музей при надлежащем досуге и рассмотреть икону уже более осознанно.
На примере одного из занятий, проведенных мною с учащимися 1-го класса хабаровской средней школы № 12, хочется показать, как дети постепенно вовлекаются в процесс познания иконы, как они растворяется в ней, соприкасаясь с образом, преображаясь прямо на глазах. Наиболее подходящей темой для работы с первоклассниками мне показалась следующая: «Заповеди Божьи, воплощенные в русской иконе». В качестве примера я выбрала иконы из музейной экспозиции: «Сретение», «Введение Богородицы», «Усекновение Главы Иоанна Предтечи», «Нечаянная радость», «София — Премудрость Божия», «Месяц ноябрь. Столпник Алимпий».
Вводная часть занятия — знакомство с темой — началась еще в холле: «Вы находитесь в красивом здании, где хранятся секреты знаний. Сегодня мы откроем один из секретов знаний о русской иконе». Детские глаза сразу зажглись воодушевлением. Для рассмотрения им предлагается живописное полотно швейцарского художника Дидье Франсуа «Вид Альп после бури в Бернском кантоне».
— Что мы видим на этой картине?
— Поломанные деревья, раненого человека.
Сначала их бойкие ответы вызвали мое беспокойство. Как бы излишняя самонадеянность и нерасчетливое упование на свои способности не помешали осознанному пониманию заданной темы. Темы, над которой предлагает поразмышлять и автор живописного полотна, и русский иконописец. Темы глубоких душевных переживаний человека, попавшего в затруднение и оказавшегося перед необходимостью что-то предпринять, совершить нравственный поступок. И чтобы настроить на понимание темы, помочь детям прочувствовать состояние беспомощности лежащего человека, повергнутого ударом судьбы, переданное автором картины, усложняю вопрос.
— Что может помочь беззащитному человеку?
— Только чудо.
— А теперь посмотрите на находящееся рядом живописное полотно неизвестного итальянского художника, написанное в XVI веке. Прочитайте его название.
— «Мадонна и святой Франциск».
— Покажите на картине святых. Как вы их узнали?
— Крест, нимб, свиток в руке, молитвенная поза, ангелы с крыльями.
— Итак, мы познакомились с картиной, на которой изображены святые. В нашем музее есть еще предметы искусства с изображениями святых — иконы. И теперь мы переходим к главной части занятия — знакомству с русской иконой. Для этого мы поднимемся на третий этаж в зал постоянной экспозиции икон, где все подготовлено для беседы: лекционные стулья, бумага, мольберты, демонстрационные предметы народного искусства.
Поднимаясь наверх, останавливаю детей перед витражным окном «Солнечный день» работы Владимира Евтушенко. Обращаю внимание на то, что этот витраж выполнен современным художником-иконописцем, мастером современного декоративного искусства, который много работает над созданием икон.
И вот мы входим в зал икон, рассаживаемся на места, где дети уже неотвратимо вовлечены в мир божественных образов, созданных много веков назад русскими иконописцами. Наша беседа длится двадцать минут.
— Кто из вас прежде видел иконы? Где вы их видели?
— Дома, в музее, в церкви.
— В музее иконы всегда занимают ведущее место. Они завораживают своей красотой и учат людей относиться друг к другу с любовью. Кого писали на иконах?
— Бога и святых.
— Да, долгое время художники на Руси писали только иконы и назывались иконописцами. Рисовать на иконе простых людей запрещалось. Даже подписать икону своим именем было нельзя — искусство это принадлежало Богу. Первым изображением Бога на иконе был лик Иисуса Христа. Как он появился, мы узнаем, глядя на икону «Спас Нерукотворный». Согласно легенде Иисус Христос приложил платок к своему лицу и передал через слугу отпечатанный лик сирийскому царю, страдавшему от проказы. Царь излечился и установил натянутый на доску плат с ликом Христа над городскими воротами. Списки с этого плата стали изображать на иконах. Так люди узнавали с икон, что Иисус Христос — мудрый учитель, ходил со своими учениками, делал чудеса и учил людей мудрости.
Достичь понимания божественного чуда можно только на крыльях детского воображения. Предлагаю детям рассмотреть икону «Воскресение Христово» с сюжетом о чудесном спасении учеников от бедствия.
— Однажды Иисус, не закончив проповедь, велел ученикам взять лодку и отправляться на другой берег озера. Оставшись один, он зашел на гору помолиться. Ночью поднялась буря, ветер швырял лодку, как щепку. Видя, что ученики терпят бедствие, Спаситель пошел к ним прямо по воде. Не узнали ученики Иисуса и закричали в испуге:
— Призрак! Призрак!
— Не бойтесь! Это я!
— Если это ты, Господи, — все еще сомневался один из его учеников, Петр, — сделай так, чтобы и я мог пойти тебе навстречу!
— Иди, — сказал Иисус.
Петр вышел из лодки и пошел навстречу Господу — прямо по воде. Но порыв ветра напугал Петра, и он начал тонуть.
— Спаси меня, Господи! — закричал он, захлебываясь водой.
— Что же ты засомневался, маловерный? — укорил его Иисус, протягивая бедняге руку. Вошли оба они в лодку, ветер стих, а ученики поклонились Иисусу:
— Ты действительно Сын Божий!
Объясняю своим маленьким слушателям, что этот сюжет учит людей не тому, что человек может ходить по волнам, а тому, чтоб он никогда не отчаивался. Они изумленно молчат, и только время от времени слышится шорох их движений.
Вместе с детьми мы рассматриваем, как в каждой русской иконе с помощью художественных средств выражается тема идеальных взаимоотношений людей. Так, рассматривая икону «Сретение», обращаю внимание на то, как художник выразил тему дружеского согласия и единства путем измененных поз персонажей сюжета. Дети видят, как фигуры Петра, Анны, Богоматери и Симеона словно выровнены в одну линию. Они понимают, как впечатления единства художник достигает выражением общего душевного состоянием персонажей. Понимают, как весь цветовой строй иконы образует замкнутый круг — символ гармонии и тишины. Они видят, как красный цвет велума*, раскинутого над кровлями зданий, завесы, у входа в арку, ступеней амвона** и колонны движется как бы по незримо очерченному кругу. По кругу движется и голубой цвет: кровли храма, расположенного справа, подолов платьев у персонажей и фрагмента верхнего края левой колонны. Тему символического круга художник выразил в округлых формах зданий и округлой спины склонившегося Симеона. Таким образом, все: построение, линия, цвет, чистейшая соразмерность пропорций, дает тишину и остановку времени, которая всегда была важна в русской иконе.
При рассмотрении каждой иконы никак нельзя упустить ни один фрагмент, нельзя оторвать ни одну деталь от торжественного и величавого целого в божественном образе. В озарении дети познают эту высокую поэтическую природу русской иконы. Так продолжаю и дальше истолковывать икону за иконой с вящим*** пылом и воодушевлением.
Икона «Нечаянная радость». Вместе с детьми мы рассматриваем, как персонаж сюжета о прощении грешника, некий беззаконник, стоя в молитвенной позе перед иконой Богородицы с Богомладенцем, просит о прощении. И Спаситель, следуя своей заповеди «Сын должен слушаться мать свою», простил беззаконника. Мы раскрываем важную для них тему почитания родителей.
Из иконы «София — Премудрость Божия» мы узнаем, как с помощью семи добродетелей: веры, надежды, любви, чистоты, смирения, благодати и славы людям дается постижение премудрости. Дети понимают, что и они, относясь к учебе с любовью, легко усвоят получаемые в школе знания.
В иконе «Усекновение главы Иоанна Предтечи» рассматриваем, как Иоанн Предтеча отдает свою жизнь за справедливое обличение царя в грехе. Мы раскрываем тему жертвенности ради справедливости. Дети размышляют о том, что и они будут говорить правду и отстаивать ее в любом споре. В иконе «Месяц ноябрь» на примере подвига столпника Алимпия, четырнадцать лет простоявшего на столпе, молясь за людей, мы раскрываем тему благочестия. Дети задумались над тем, что и каждый из них, если его позовут озорничать товарищи, лучше уж останется один в размышлениях о хорошем.
В иконе «Введение Богородицы во храм» мы рассматриваем, как маленькая Богородица входит в храм, в котором она провела свое детство, и ангел приносил ей пищу. Дети открывают для себя тему кротости и послушания, понимая, что если и они будут послушны, незлобивы, то всегда будут окружены любовью и заботой.
Школьники обращают внимание на то, что эта икона очень красива. Выполненная палехскими иконописцами, она украшена тончайшим замысловатым узором. Узоры на всех иконах так восхитительны, что дети, почувствовав радостный душевный подъем, тут же захотели их срисовать. И я перехожу к практической части занятия, которое длится пятнадцать минут. Предлагаю школьникам подойти к мольбертам и обвести заранее перенесенный с икон контурный рисунок.
Пока дети рассматривают и рисуют узоры, даю им новую информацию: орнаменты на многих русских иконах взяты из домовой росписи шкафов, прялок, веретен, саней, игрушек, ложек, посуды. Даю рассмотреть каждому ребенку деревянные предметы декоративно-прикладного городецкого искусства, искусства хохломы. Основные мотивы росписи на дереве — фантастические цветы, многочисленные варианты листьев. Размеры их различны. Основными мерилами художника часто служили естественные инструменты красильщика — ширина ладони, толщина пальца. Его инструменты — выдернутая из веника и размоченная зубами палочка, кисти беличьи, колонковые и т. д.
Подвожу итоги и предлагаю пройти по музею, заглянуть туда, где еще находятся иконы: в реставрации, фондах, галерее. Уже спускаясь вниз, одна из учениц обернувшись, взволнованно спросила: «А почему Богородица родила Бога, ведь она простая женщина»? — «В душе каждого из нас есть Бог, есть божественное отношение к людям, к окружающему миру, к жизни, есть идеал…» Прощаясь с классом, подумала: «Кто знает, какие вдохновенные переживания после встречи с иконой преобразят их будущую жизнь…»
Наталия СТАРУН, искусствовед
Фото Алексея МАРТЫНЦА
Проект «Священный образ православной иконы»
Народ жив, пока жива его историческая память.
Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.
СЛАЙД 1
Мною подготовлен проект «Священный образ православной иконы». Данный проект рассмотрен в рамках предмета «Основы православной этики» с учащимися 4 класса общеобразовательной школы.
СЛАЙД 2
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности и агрессивности. Еще К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, могущий повести себя за собой, не боящийся ответственности, умеющий работать, умеющий находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей. Для того чтобы воспитать такого человека, необходимо предоставить возможность школьникам попробовать себя в значимой деятельности. Цель педагогического коллектива – создать условия для проявления активности, инициативы, и стремления к самореализации. Ребёнок, реализовавший себя в ученической деятельности, и во взрослой жизни будет личностью.
СЛАЙД 3
Входя в храм, мы видим множество самых разных образов: иконы в иконостасе и киотах, фрески на сводах и стенах, вышитые изображения на пеленах и хоругвях, каменные рельефы и металлическое литье и др. Через эти изображения невидимый духовный мир становится зримым.
СЛАЙД 4
Основная цель проекта:
-
формирование сознательного отношения к собственной культуре и истории родного региона на примере священного образа православной иконы.
СЛАЙД 5
Задачи проекта
Углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
Развивать умение работать с собранным материалом.
Формировать личностный смысл постижения основ религиозной культуры и расширить ценностную сферу в процессе общения с религией
-
Изучить историю иконописи;
-
Собрать информацию о православных иконах;
-
Воспитывать интерес к иконам, к истории их возникновения;
-
Составить таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
-
Оформить буклет; создать презентацию, подготовить доклад и организовать фотовыставку;
СЛАЙД 6
Для создания проекта необходимо следующее оборудование:
-
Ноутбук, фотоаппарат, видеокамера;
-
презентация урока;
-
диски и кассеты с материалом;
-
печатные материалы, документы;
-
книги, материалы в интернете;
-
иллюстрации икон.
СЛАЙД 7
Для подготовки к проекту необходимо посетить храм, рассмотреть лики святых, провести интервью со священниками или служителями храма.
Дополнительную информацию можно найти в библиотеке.
СЛАЙД 8
Предварительная подготовка предусматривает:
-
краткий рассказ учащимся о храме и иконах, чёткая постановка вопросов, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии;
-
разработка и составление маршрута экскурсии;
-
встреча со священнослужителем по поводу предстоящей экскурсии;
-
распределение заданий между учениками;
-
составление советов, идущим в храм;
-
беседа по технике безопасности и правилам поведения в храме.
СЛАЙД 9
Учащимся предлагается план работы по проекту:
-
Выбрать основные задания для исследования.
-
Провести анализ собранной информации.
-
Используя PowerPoint сделать презентацию результатов своей исследовательской работы.
-
Провести групповое обсуждение проделанной работы.
-
Добавьте новую информацию, используя отзывы, полученные от товарищей во время представления результатов своей работы.
-
Завершите свою работу, добавив новую информацию.
-
Продолжите свою работу, сделав результаты еще лучше.
-
Соберите все воедино и запишите на компьютер.
-
Используйте учебник по ОПК , как источник инфомации.
-
Выберите самую важную информацию.
-
Напишите отчет со своей собственной точки зрения.
СЛАЙД 10
Проект направлен на достижение дидактических и методических целей
В результате участия в учебном проекте учащиеся научатся:
1. Формировать свои познавательные интересы : углубить представление об иконе в терминах культуры.
2.Работать в команде и индивидуально над решением единой проблемы.
3. Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность на учебном материале курса Православная культура : создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры
4. Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
СЛАЙД 11
-
Научить пользоваться Microcoft Power Point
-
Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно
-
Находить нужную информацию с использованием Internet-ресурсов.
СЛАЙД 12
В ходе проекта у учащихся формируются следующие компетентности:
Понимать, характеризовать, представлять и решать проблему, стоящую перед ними. Размышлять над информацией и оценивать принятое решение; выбирать форму представления полученного результата и доступно излагать его.
-
Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания цвета, символики, сюжета иконы, .интегрировать информацию из разных источников);
-
Характеризовать проблему ( отличать икону от живописной картины, оценивать и анализировать информацию);
-
Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
-
Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
-
Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение.)
-
Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
СЛАЙД 13
Основополагающий вопрос
-
В чём отличие иконы от живописной картины?
СЛАЙД 14
Вопросы учебной темы
-
Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
-
Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?
-
Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?
-
Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?
-
Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?
-
Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?
-
Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
-
Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?
-
Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
СЛАЙД 15
Учащимся предлагаются темы проектов на выбор.
-
Использование художественно – изобразительных средств в иконописи.
-
Иконы , изображающие лики святых.
-
Иконы с изображением библейских сюжетов.
-
Иконы с изображением людей, причисленных к лику святых
СЛАЙД 16
Проведение проекта осуществляется по этапам:
-
Выбор тем исследований школьников, формирование групп для проведения исследований, обсуждение плана работы групп .
-
Экскурсия в православный храм.
-
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
-
Защита полученных результатов и выводов.
Проект является среднесрочным, реализуется в срок 3-х недель.
СЛАЙД 17
Способы реализации проекта
-
Организационная работа проводится на уроках Православной культуры и во внеурочное время.
-
Подбор информации и работа с ней самостоятельно.
СЛАЙД 18
Самостоятельная работа над проектом осуществляется в сборе материалов, коллективном обсуждении, работе в группах, в анализе собранной информации и выполнении итоговой работы.
-
Сбор материалов (работа в библиотеке , в Интернете);
-
коллективное обсуждение;
-
самостоятельная работа в группе;
-
интервью, фоторепортаж;
-
анализ и извлечение нужной информации.
СЛАЙД 19
В ходе реализации проекта учащиеся ориентируются на следующие рекомендации:
-
Работая в группе, распределите обязанности.
-
Работая над исследованием, не отклоняйтесь от основного вопроса.
-
Окончательные результаты исследования представьте в виде презентации.
СЛАЙД 20
Результаты проекта могут быть представлены в виде презентации, фотоотчёта, стенгазеты, буклета, кроссворда.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Личностные результаты.
-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
-формирование личностного смысла постижения основ религиозной культуры и расширение ценностной сферы в процессе общения с религией;
-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих творческих возможностей;
-развитие мотивов в религиозной учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) проектирования;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе религиозных;
-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям русского народа.
Метапредметные результаты:
-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума;
-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация храмов и их красота;
-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей;
-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к религиозной культуре и различным видам творческой деятельности;
-развитое художественное восприятие, умение оценивать разные виды икон, размышлять о их красоте, как способе выражения духовных переживаний человека;
-общее понятие о роли основ религиозной культуры в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей;
-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко — культурной, этнической, региональной самобытности русского народа;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного религиозного содержания в различных видах и учебно-творческой деятельности;
-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.