В историю православия 15 октября 2018 года может войти как одна из самых черных дат. В этот день в Минске Синод Русской православной церкви (РПЦ) решил полностью разорвать отношения с Константинопольским патриархатом. Этот шаг РПЦ стал ответом на решение Константинополя начать процесс предоставления автокефалии (независимости) православной церкви, которую планируют создать на Украине. О том, какие обстоятельства привели к крупнейшему за последнее тысячелетие церковному расколу и что это означает для мирян — в материале Znak.com.
Содержание
Просто о православии
В мировом православии насчитывается 15 поместных церквей. Эти патриархаты официально признают друг друга каноничными (грубо говоря, «правильными» или «подлинными»). К ним относятся Русская церковь, Александрийская, Иерусалимская, Грузинская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие. Первой в этом списке стоит Константинопольская церковь, которой из Стамбула руководит патриарх Варфоломей.
Православные поместные церкви равны между собой, но по ряду исторических причин Константинопольская имеет особый статус (первая по чести). Русской церкви, которая является самой крупной среди прочих, не нравится, когда Константинополь выступает арбитром в межцерковных вопросах. Другие поместные православные церкви признают первенство патриарха Варфоломея. В частности, ему делегировано право давать независимость новым кафедрам и отменять решения глав других поместных церквей.
Почему церковный раскол связан с Украиной?
В 1686 году был принят документ, согласно которому Киевская митрополия стала подчиняться Московскому патриархату. В настоящее время около 12 тысяч приходов на Украине входят в Украинскую православную церковь Московского патриархата, то есть, по сути, подчиняются Москве.
При этом на Украине действуют еще две неканонические православные церкви — Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата, которые вместе насчитывают около 6 тысяч приходов.
Украинцы задумались о создании собственной поместной объединенной церкви в конце ХХ века — когда произошел развал СССР и страна получила независимость. Местные епископы обратились к патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II с просьбой даровать им автокефалию. Москва отказала в прошении, но предоставила Украинскому экзархату значительные права в самоуправлении.
Однако митрополит Филарет продолжал настаивать на независимости и создал новую Украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата. Фактически на Украине возник раскол.
Теперь, когда Украина стала все больше политически, светски и духовно отдаляться от России в силу геополитических процессов, патриарх Варфоломей решил вмешаться в ситуацию.
Решение Константинополя и ответ РПЦ
11 октября Константинопольский патриархат снял анафему (отлучение от церкви) с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария, но самое главное — отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.
Об этом Варфоломея попросили представители непризнанных украинских церквей. Просьбу о независимости поддержали своими обращениями президент и парламент Украины.
Теперь будет решаться вопрос о выдаче украинцам автокефалии. Ожидается, что в новую церковную структуру войдут члены двух непризнанных церквей, а также желающие присоединиться к ним иерархи Московского патриархата. В этом случае на Украине появится своя поместная церковь, независимая от Москвы и признанная как минимум одним каноничным патриархатом.
Заседание Синода РПЦ в Минске 15 октября 2018 года
Реакция РПЦ не заставила себя долго ждать. 15 октября глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил о полном разрыве отношения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом. Он сказал, что это было «вынужденное решение», «к этому вела вся логика последних действий» Константинополя. Они, с точки зрения РПЦ, являются «преступными и канонически ничтожными», отметил Иларион.
Константинопольский патриархат представитель РПЦ сравнил с раскольниками, которые посягают на каноническую территорию Русской православной церкви. Но при этом в Московском патриархате рассчитывают, что Константинополь изменит свое решение по Украине.
Крупнейший церковный раскол за 1000 лет
До этого в христианстве было два больших раскола. Первый произошел в 1054 году, когда христианская церковь разделилась на западную и восточную ветви — католиков и православных. В 1517 году западное христианство раскололось на католиков и протестантов. В 1650–1660-е годы произошел раскол Русской церкви, в результате чего появились раскольники-староверы.
РПЦ при этом не впервые разрывает отношения с Константинополем. В 1996 году Варфоломей объявил, что Константинопольский патриархат берет под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Вскоре РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинополем, но через несколько месяцев оно было восстановлено. Сейчас в Эстонии две эстонских православных церкви — Константинопольского патриархата и Московского.
Что означает раскол для верующих?
Россияне, посещающие церкви на родной земле, ничего не заметят. Однако разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах, подчиненных Константинополю, и участвовать в других таинствах, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.
РПЦ уже составила для верующих туристов список храмов, где нельзя молиться. Среди них входящие в юрисдикцию Константинопольского патриарха объекты культа в Стамбуле, Анталии, а также на греческих островах Додеканес, Родос и Крит. Под запретом теперь и гора Афон в Греции — популярное место паломничества российских политиков, чиновников и бизнесменов. Эту православную святыню президент России Владимир Путин посещал дважды — в 2005 и 2016 годах.
Владимир Путин на горе Афон в 2016 году
В РПЦ заявляют, что духовенство за отказ следовать запрету будет наказываться, а мирянам в этом случае придется покаяться на исповеди. Правда, о том, как будут отслеживаться нарушители, пока ничего не говорится. Судя по всему, решение нарушать или нет запрет РПЦ будет на совести верующих.
Значение раскола для РПЦ и других церквей
Как будут развиваться отношения между поместными православными церквями, покажет время. Каждой из них придется выбирать, с кем она — с Константинополем или с РПЦ. И этот процесс может быть болезненным.
«Решение Синода РПЦ напрямую коснется в первую очередь нашего монашества на Афоне. Насельников десятки. Они окажутся в очень тяжелом положении, потому что Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриарха, — сказал «Известиям» Алексей Светозарский. — Более того, они являются гражданами Греции. Не Турции, конечно, но мы понимаем, что межгреческие связи очень прочные. С точки зрения греков, все обители — их. Кто бы их ни населял. На Афоне этим вопросом обеспокоены».
Религиовед Сергей Чапнин в своей колонке в Bloomberg отмечает, что раскол подорвет центральную роль Москвы в восточном христианстве. По его мнению, Русская православная церковь останется в меньшинстве, если не в изоляции. Одновременно усилится влияние патриарха Варфоломея, а по позициям патриарха Кирилла, наоборот, будет нанесен сильный удар.
При этом Чапнин уверен, что существует реальная опасность того, что раскол может привести к кровопролитию на Украине, как это случилось на востоке страны. Если Константинопольский патриархат объявит решение об автокефалии на Украине, то начнется борьба за собственность. Украинская церковь с новым статусом будет претендовать на те самые 12 тысяч приходов, которые до последнего времени были в подчинении Москвы.
Если значительная часть украинских приходов Московского патриархата перейдет в новую православную поместную церковь, то это будет, с точки зрения патриарха Кирилла и Кремля, гигантским политическим поражением.
Изоляция или Реформация
Еще один волнительный вопрос: как отреагируют другие поместные церкви на разлад отношений между РПЦ и Константинополем? Российские церковные и провластные СМИ сообщают, что почти все поместные церкви в конфликте вокруг Украины поддерживают РПЦ. Российский религиозный и общественный деятель богослов Андрей Кураев считает, что это не так.
По его мнению, поместные церкви считают этот конфликт исключительно двусторонним и не собираются в нем участвовать. «Ни одна из поместных церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится», — пишет диакон Кураев в своем ЖЖ.
Визит патриарха Кирилла в Екатеринбург
Более того, добавляет он, раз поместные церкви сохранят общение с Константинополем, то РПЦ может счесть их также «заразными». Церковные каноны потребуют порвать и с ними, а это может привести к еще более глобальным последствиям в виде Реформации.
«Объявить анафему всем поместным церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придется изворачиваться и объяснять свое не следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары — видят? — рассуждает Кураев. — И почему же с этими «слепцами» мы общения не прерываем? Придется каноны пускать на фарш. И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации — помимо желания московских апологетов. Но, скорее, нас ждет деградирование до уровня церкви одной нации. Ну, как Армянская. Я убежден, что эта изоляция будет односторонней».
16 июля 1054 года три папских легата положили на алтарь собора Святой Софии отлучительную грамоту, предававшую анафеме константинопольского патриарха и двух его помощников. Это событие часто называют поводом для раскола христианского мира, однако, по словам историков, процесс конфронтации начался значительно раньше.
Путь к расколу
Разногласия между Римом и Константинополем существовали столетиями. Обострились они, по словам доктора исторических наук, академика Олега Ульянова, при Карле Великом, основавшем Каролингскую империю и получившем титул императора Запада.
«По личной инициативе Карла Великого на Западе был отвергнут православный догмат иконопочитания и изменён Символ веры (краткое изложение догматов церкви) путём добавления filioque (в латинском переводе Никео-Константинопольского Символа веры к догмату о Троице, в котором говорится об исхождении Святого Духа от Бога-Отца, было добавлено «и Сына». — RT)», — пояснил историк.
«Первый явный раскол между Западной и Восточной церквями произошёл в 867 году из-за спора о каноническом подчинении новокрещёной Болгарии. Однако собор в Константинополе в 869—870 годах вновь воссоединил на время Восточную и Западную церкви», — рассказал Олег Ульянов в интервью RT.
Формальным поводом для конфликта тогда стали претензии Рима к законности процедуры избрания константинопольского патриарха Фотия. Однако фактически в тот период Римская курия пыталась проникнуть на Балканы, что противоречило интересам Византийской империи.
Папа Римский просит помощи у Карла Великого на встрече под Римом Wikimedia commons
По словам Олега Ульянова, на глобальном уровне соперничество Рима и Константинополя было связано с различными трактовками первенства в христианской церкви.
«Римская концепция базируется на определении апостола Петра в Евангелии и утверждает преимущества церквей в зависимости от деятельности апостолов. А Константинополь, как Новый Рим, придерживается политического принципа первенства престолов, согласно которому церковная иерархия полностью подчинена политическому устройству христианской империи и зависит от политической важности церковных кафедр», — рассказал историк.
В Х веке острота конфликта снизилась, однако в XI столетии соперничество вновь стало ожесточённым.
Оформление раскола
В Средние века часть земель на юге Италии принадлежала Византии, а местные христианские приходы относились к юрисдикции Константинополя. Однако византийцам на Апеннинском полуострове противостояла Священная Римская империя и представители местного народа лангобардов. Именно они в Х веке призвали на помощь норманнов, которые активно включились в политическую борьбу на Апеннинах. В первой половине XI столетия на юге Италии возникли два норманнских графства, которые в 1047 году приняли вассальную зависимость от Священной Римской империи.
На подконтрольных норманнам землях западные христианские обряды стали вытеснять восточные, что вызвало сильное недовольство в Константинополе. В ответ были закрыты храмы латинского обряда в столице Византии. Параллельно между греческими и латинскими богословами обострилась полемика относительно того, какой хлеб — пресный или квасной — нужно использовать в таинстве Святого Причастия, и по ряду других канонических и догматических вопросов.
Интронизация патриарха Михаила Керулариоса Wikimedia commons
В 1054 году Папа Римский Лев IX отправил в Константинополь своих легатов, которыми руководил кардинал Гумберт. Патриарху Михаилу Керуларию папа передал послание, в котором изложил притязания на всю полноту власти в христианской церкви, ссылаясь на так называемый Константинов дар — документ, являвшийся якобы посланием императора Константина Великого папе Сильвестру и передававший Риму высшую духовную власть в христианском мире. Впоследствии Константинов дар был признан подложным (подделка была изготовлена, предположительно, в VIII или IX веке во Франции), однако в XI столетии Рим ещё официально называл его подлинным. Патриарх изложенные в послании притязания папы отверг, и переговоры с участием легатов оказались безрезультатными. Тогда 16 июля 1054 года папские легаты вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на его алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха Михаила Керулария и его помощников. Четыре дня спустя патриарх в ответ предал анафеме папских легатов.
Последствия раскола
«Именно после раскола 1054 года Римская церковь на Западе провозглашает себя католической («универсальной»), а на Востоке закрепилось именование Православная церковь — для обозначения сообщества всех православных престолов», — рассказал Олег Ульянов. По его словам, следствием раскола 1054 года стало завоевание Константинополя в 1204 году крестоносцами, считавшими православных схизматиками.
На фоне ослабления, а затем и гибели Византийской империи Рим несколько раз пытался склонить Православную церковь к объединению под своим началом.
В 1274 году византийский император Михаил VIII дал своё согласие на слияние церквей на условиях Папы Римского в обмен на военное сотрудничество с Западом. Это соглашение было оформлено на Втором Лионском соборе. Но оно было признано ничтожным при новом византийском императоре — Андронике II.
Подписание Флорентийской унии в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. donskoi.org
Очередная попытка заключения унии была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе 1438—1445 годов. Однако его решения также оказались непрочными и недолговечными. Спустя короткое время их отказались выполнять даже те епископы и митрополиты, которые изначально с ними соглашались: они ссылались на то, что признали верховенство Папы Римского под давлением.
В дальнейшем католическая церковь, опираясь на светские власти государств, подконтрольных католикам, склонила к заключению уний отдельные православные церкви. Так была заключена Брестская уния 1596 года, учредившая Греко-католическую церковь на территории Речи Посполитой, и Ужгородская уния (1646 год), переподчинившая Папе Римскому в духовном плане православное население Закарпатья.
В XIII столетии германский Тевтонский орден предпринял масштабную попытку экспансии на восток, однако его вторжение на русские земли было пресечено князем Александром Невским.
В XVI—XVIII веках (после Брестской унии) православное население подвергалось жестоким репрессиям на территории Речи Посполитой, что в значительной мере и спровоцировало восстания под руководством Богдана Хмельницкого, а затем Максима Железняка и Ивана Гонты.
«Раскол христианского мира был обусловлен целым рядом богословских, политических и культурных причин. И прежде всего вопросом главенства Папы Римского», — пояснил в беседе с RT руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
По его словам, Римско-католическая церковь является структурой, в которой всё подчиняется Папе Римскому, а православие более многообразно.
«Во многом в результате разделения церквей культурное и политическое развитие пошло по-разному на Западе и на Востоке. Папство претендовало на светскую власть, а православие, напротив, было подчинено государству», — отметил эксперт.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) и папа Римский Франциск после подписания совместной декларации по итогам встречи в Гаване Сергей Пятаков / РИА Новости
Правда, по его мнению, в ХХ веке противоречия и различия между церквями были в известной мере сглажены. Это выражалось, в частности, в том, что Папа Римский стал терять светскую власть, а православная церковь в ряде ситуаций оказывалась в оппозиции к государству.
В 1964 году в Иерусалиме прошла встреча Папы Римского Павла VI с константинопольским патриархом Афинагором. На следующий год были сняты взаимные анафемы. При этом православие не признало filioque, а католицизм не согласился с отрицанием догматов о главенстве Папы Римского и о непогрешимости его суждений.
«В то же время, несмотря на разногласия, наблюдается процесс сближения: церкви демонстрируют, что могут быть союзниками в определённых вопросах», — подвёл итог Роман Лункин.
Раскол христианской церкви (1054)
Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на римско-католическую церковь на Западе и православную — на Востоке с центром в Константинополе.
ИСТОРИЯ РАСКОЛА
Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами
].
Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.
ПРИЧИНЫ РАСКОЛА
Раскол имел множество причин:
обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения
(латынь в западной церкви и греческий в восточной).
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЗАПАДНОЙ (КАТОЛИЧЕСКОЙ) ЦЕРКВИ
Отлучительная грамота была вручёна 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом.
Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви:
* 1. Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах,
* 2. Михаила неправо называют патриархом,
* 3. подобно симонианам, они продают дар Божий,
* 4. подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
* 5. Подобно арианам, перекрещивают крещеных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
* 6. Подобно донатистам, утверждают, что во всем мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
* 7. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
* 8. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
* 9. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
* 10. Подобно манихеям, считают квасное одушевленным.
* 11. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорожденных детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.
]
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ (ПРАВОСЛАВНОЙ) ЦЕРКВИ
«При виде такого поступка папских легатов, всенародно наносящего оскорбление церкви Восточной, церковь Константинопольская в самозащите, со своей стороны, также произнесла осуждение на церковь Римскую, или, лучше сказать, на папских легатов, Руководимых Римским первосвященником. Патриарх Михаил 20 июля того же года собрал собор, на котором получили должное возмездие зачинщики церковного раздора. В определении этого собора говорилось:
«Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы Запада в царство благочестия и в этот Богом хранимый град, из которого, как из источника, истекают воды чистого учения до пределов земли. В этот город пришли они, как гром, или буря, или глад, или лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину».
При этом соборное определение произносит анафему на легатов римских и лиц, соприкосновенных к ним»
].
Текст полного определения этого собора на русском языке до сих пор не известен.
Ознакомиться с православным апологетическим учением, рассматривающим проблемы Католичества можно в учебной программе по сравнительному богословию Православной Церкви:
ВОСПРИЯТИЕ РАСКОЛА на Руси
Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим кружным путем, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.
В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и осталась православной. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предъявляемых греками к Риму претензий догматического и обрядового характера.
Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.
Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитету папы св. Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границу (в Польшу и потом в Германию), откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики» — к императору (Генриху IV) и к папе.
Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк-Петр, имевший поручение «отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077).
Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.
Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счет его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но все же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени не-апокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором). Однако преемник Иоанна, митрополит Ефрем (русский по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично удостовериться на месте в положении вещей;
в 1091 этот посланец вернулся в Киев и «принесе много мощей святых». Затем, согласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169. В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине).
В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки. Большое западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни. Подобная ситуация сохранялась вплоть до татаро-монгольского нашествия.
СНЯТИЕ ВЗАИМНЫХ АНАФЕМ
В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, главой Константинопольской православной церкови и Римским Папой Павлом VI, в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация
].
Однако этот формальный «жест доброй воли» не имел никакого практического или канонического значения.
С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и безошибочности его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесенных «ex cathedra » (то есть когда Папа выступает как земной глава и наставник всех христиан), а также ряд других постановлений догматического характера.
Иоанн Павел II смог переступить порог Владимирского собора в Киеве в сопровождении главенства непризнаваемой другими православными церквями Украинской православной церкви Киевского патриархата.
А 8 апреля 2005 года впервые в истории Православной церкви во Владимирском соборе прошло заупокойное богослужение, совершенное представителями Украинской православной церкви Киевского патриархата по главе Римско-католической церкви.
Литература
Ссылки
См. также в других словарях:
1. а) — Рака в христианской церкви — (греч. μνημε?α, лат. capsa, moumetum, франц. chasse, значение и происхождение русского названия не определено) так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название «рака» вполне соответствует…
б) — Рака (с ударением на втором слоге) — пустой человек (Евангелiе отъ Матфея).
(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
2. Харитина мученица христианской церкви —
св. мученица, пострадала около 304 г. в Понте. Правитель области, после напрасных убеждений отречься от Христа, велел у Xаритины остричь волосы, сыпать горячие уголья на голову и все тело и, наконец, осудил на растление. Но Xаритина помолилась Господу и…
3. Ирина мученицы христианской церкви —
1) святая мученица, пострадала при императоре Диоклетиане. По преданию, она была сначала отведена в блудилищный дом, но никто не смел к ней прикоснуться;
1-го апреля 304 г. она была сожжена. Память ее празднуется 16 апреля;
2) великомученица,…
4. Раскол великий западной церкви — (схизма; 1378 1417) был подготовлен следующими событиями.
Долговременное пребывание пап в Авиньоне сильно подорвало нравственный и политический их престиж. Уже папа Иоанн XXII, опасаясь окончательно потерять свои владения в Италии, намеревался…
В истории христианской церкви одно из самых значительных событий — это раскол 1054 г., который разделил православие и католицизм. С одной стороны, раскол наметился задолго до середины XI в., с другой — контакты между двумя ветвями христианства не прекращались и после этого. Однако именно эту дату называют решающей вехой.
С тех пор как в IV в. Константин Великий перенес столицу империи в Константинополь, не прекращалось соперничество Восточной и Западной церкви. В ходе этой борьбы константинопольские патриархи могли воспользоваться своим столичным положением, приближенностью к императору. В конце V в. они уже открыто претендуют на почести, равные почестям римского епископа.
Падение Западной Римской империи ускорило этот процесс. Константинопольский патриарх стал важным, но все-таки только звеном в административной системе Византии. Римскому же епископу приходилось брать на себя обязанности светского владыки. Политическая ситуация в Италии, Испании, Франции, Германии долгое время оставалась нестабильной, границы королевств перекраивались, их монархи менялись порой с калейдоскопической скоростью.
Варварские племена не имели собственной письменности и ориентировались на латинскую культуру, носителем которой стала церковь. Защитить кафедру Св. Петра от посягательств разнообразных захватчиков византийский император не мог. И в VIII—IX вв. папы выбирают себе новых покровителей — франкских королей, затем германских императоров. Коронация Карла Великого в 800 г. уже была вызовом папы в отношении Византии.
Папы Римские настойчиво трудились над тем, чтобы обосновать свои претензии на светскую власть и мировой духовный приоритет. В ход шли многочисленные подделки, из которых самые известные — «Константинов дар» и «Лжеисидоровы декреталии». Примат Римской церкви вытекал из того, что якобы именно в Риме Петр, которому Христос вручил «ключи от неба», принял мученическую смерть.
В IX в. конфликт между Константинопольским патриархатом и Папой Римским принял идеологическую форму. Остро встал вопрос о так называемом филиокве. Восточные священники наотрез отказывались включить в никео-константинопольский Символ веры положение о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына, которое Западная церковь приняла с подачи Карла Великого. В 60-х годах разгорелся спор из-за влияния на Болгарию, в ходе которого амбициозный патриарх Фотий выдвинул ряд мелочных ритуально-обрядовых придирок к западным коллегам.
Помимо филиокве, ставшего краеугольным камнем споров, их обвиняли в том, что они брили бороды, соблюдали пост в субботу, причащали не «живым» квасным, а пресным хлебом, выказывали пренебрежение к восточному женатому духовенству. Фотий официально именовался теперь Вселенским патриархом, и римская кафедра воспринимала это как явное посягательство на первенство. Через некоторое время конфликт удалось погасить, но трения не прекращались. Западные церковники видели в восточных коллегах избалованных богатством и роскошью, полностью подчиненных светской власти людей, подрывающих устои строгой церковной организации. Церковь для сторонников папы была сама по себе предметом веры. Отсюда и исходила их уверенность в непогрешимости папы, в исходящей от священников благодати.
Восточные церковники видели в своих противниках грубых помощников разнообразных варваров, государи которых слишком активно и агрессивно вмешиваются в вопросы веры, устанавливая новые правила.
Конфликт, непосредственно приведший к окончательному разрыву, был связан с итальянским вопросом. Здесь сталкивались политические интересы папства и византийского императора. Ни тот, ни другой не могли эффективно защищать свои владения друг от друга и от внешних нашествий, например норманнов. Попытка создания антинорманнского союза Рима и Константинополя провалилась.
Византия пыталась вмешиваться в дела церкви в областях, которые папа считал своими. Папа Лев IX старался распространить латинские обряды в греческих областях Южной Италии, находившихся под управлением византийцев. Завязывается переписка между патриархом Михаилом Керуларием и Львом IX, в которой оба не проявляют необходимого такта. Папа настаивает на собственном примате, Михаил возражает. Начинается ожесточенная полемика — все о старом — филиокве, опресноки, бороды… Со стороны патриарха ее ведет радикально настроенный Никита Стифат, который третирует латинян как откровенных еретиков.
В начале 1054 г. в Константинополь для переговоров с императором были отправлены папские легаты во главе с епископом Гумбертом. Легаты имели поручение и относительно переговоров с Константинопольской церковью. Послы Льва IX сразу же продемонстрировали высокомерие по отношению к Михаилу и его сторонникам. Они устроили диспут с Никитой Стифатом, его признали побежденным, а трактат сожгли. Патриарх, в свою очередь, также пытался унизить приехавших. Позвав Гумберта и других легатов на собор, он указал им место позади греческих архиереев. Это стало последней каплей.
Разделение христианской церкви на православную и католическую
16 июля 1054 г. в храме Святой Софии кардинал Гумберт положил на алтарь буллу об отлучении Михаила Керулария и ряда его сторонников от церкви, воскликнув: «Видит Бог и судит». В ответ в городе начались волнения, и легаты вынуждены были бежать. Попытка императора примирить священников не увенчалась успехом.
Патриарх Михаил созвал в столице собор, который 20 июля предал анафеме всех, кто составлял вышеупомянутую буллу. Таким образом, ни одна из двух анафем не касалась церквей в целом. (В отношении Римской она даже не касалась ее главы — Лев IX к тому моменту умер, и место понтифика оставалось вакантным.) Однако именно эти события по установившемуся вскоре убеждению привели к разделению на православную (Восточную) и католическую (Западную) христианские церкви.
Термин «православие» («ортодоксия») существовал задолго до разделения церквей: Климент Александрийский во II в. обозначал им истинную веру и единомыслие всей церкви в противовес инакомыслию. Название «православная» укрепилось за Восточной церковью после церковного раскола 1054 г., когда Западная церковь присвоила себе название «католической», т. е. «всеобщей».
Окончательное же разделение между востоком и западом произошло после захвата и разорения Константинополя крестоносцами в 1204 году.
Восприятие раскола на Руси
Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим кружным путем, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.
В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и осталась православной. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предъявляемых греками к Риму претензий догматического и обрядового характера.
Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.
Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитетупапы св. Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границу (в Польшу и потом в Германию), откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики»— к императору (Генриху IV) и к папе.
Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк — Петр, имевший поручение»отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077).
Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.
Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счет его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но все же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени не-апокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором). Однако преемник Иоанна, митрополит Ефрем (русский по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично удостовериться на месте в положении вещей;
в 1091 этот посланец вернулся в Киев и «принесе много мощей святых». Затем, согласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169. В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешилимонахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине).
В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки. Большое западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни. Подобная ситуациясохранялась вплоть до татаро-монгольского нашествия.
Вспомните новость: Вперше в історії зустрілись Глава Римо-католицької церкви ПАПА Франциск і патріарх Московський і всєї Русі Кирило
Взаимное снятие анафем
В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, главой Константинопольской православной церкови и Римским Папой Павлом VI, в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация
Однако этот формальный «жест доброй воли» не имел никакого практического или канонического значения.
С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и безошибочности его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесенных «ex cathedra » (то есть когда Папа выступает как земной глава и наставник всех христиан), а также ряд других постановлений догматического характера.
Иоанн Павел II смог переступить порог Владимирского собора в Киеве в сопровождении главенства непризнаваемой другими православными церквями Украинской православной церкви Киевского патриархата.
А 8 апреля 2005 года впервые в истории Православной церкви во Владимирском соборе прошло заупокойное богослужение, совершенное представителями Украинской православной церкви Киевского патриархата по главе Римско-католической церкви.
Отличия православной и католической церквей
От католической православная догматика отличается отсутствием догматов о главенстве и непогрешимости Папы Римского и догмата filioque (об исхождении Духа Святого от Отца и от Сына); признанием только двух догматов, связанных с Девой Марией, — догмата о ее приснодевстве (означавшем девственность Марии до и после чудесного рождения ею Богочеловека Иисуса Христа); и о том, что она родила Иисуса — Сына Божьего, и потому она — Богородица.
Православные отрицают существование чистилища, в котором душа человека, имеющего не очень тяжкие грехи, проводит какое-то время, очищается и попадает в рай. Они также не признают существование «сокровищницы сверхдолжных заслуг» — благих дел, накопленных святыми людьми, которыми может распоряжаться церковь (например, выпуская индульгенции).
Существуют и обрядовые отличия православия и католицизма: в Восточной церкви более длительное богослужение, таинство крещения осуществляется через погружение, а не окропление (обрызгивание) святой водой, евхаристия, совершенная на квасном хлебе, причастие хлебом и вином (его еще называют «под двумя видами») и для духовенства, и для мирян (в католической — для мирян — хлеб, а для клира — хлеб и вино) и другие.
Обрядово-догматические различия Западной и Восточной Церквей в период Великого раскола
К X веку исторически сложились и закрепились в обрядово-догматической жизни Западной и Восточной церквей следующие различия:
1. Различия в Символе веры: Западная Церковь начиная с VI века стала вводить в формулировку Символа веры добавление: «и от Сына» (филиокве), говоря об исхождении Св.Духа. К XI веку эта редакция Символа веры окончательно закрепилась на Западе.
2. Уже к середине II века возникла проблема даты празднования Пасхи. Различные даты празднования Пасхи — главного христианского праздника — на Востоке и Западе, и соответственно несовпадение церковного года препятствовали развитию нормальных отношений между церквами.
3. На Западе в качестве общецерковного рано утвердился латинский язык, на Востоке же общецерковным языком продолжал оставаться греческий. «Разделение языков» вело к богословскому размежеванию.
4. Противостояние Западной Церкви иконоборческой ереси косвенным образом привело к ее вмешательству в дела Восточной Церкви, что в свою очередь усилило напряженность в отношениях между ними.
5. На Западе рано утвердился обычай совершать литургию на пресном хлебе (облатках), в то время как на Востоке она совершалась на квасном хлебе.
6. На Востоке был разрешен брак белого духовенства, т.е. священников, не принявших монашества. На Западе для всего духовенства был установлен обет безбрачия (целибат).
7. Существовали, казалось, и совсем незначительные расхождения, например, правильно ли на Западе соблюдают пост в субботу или можно ли брить бороды священникам: на Востоке духовенство обязано было носить бороду, на Западе же священники могли бриться. И тем не менее даже такие расхождения порой вызывали яростные споры и приводили к крупным конфликтам.