«Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков
Пятидеся́тница (греч. Κυριακη τυς Πεντηκοστης; лат. Pentecoste) — церковной праздник, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы.
Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2, 2-4; см. также далее).
Также Пятидесятницей называют пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы. В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) воспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин. 20, 24–29). Во вторник второй недели в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших – Радоница. Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк. 15, 40-41; Мк. 16, 1-8). В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин. 5, 1-15). В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки (Ин. 4, 5-42). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин.9:1-38). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне. В седьмое воскресенье вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора. Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой. В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа. В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петров пост. В Русской Православной Церкви во второе воскресенье совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди.
Содержание
- История праздника
- Богослужение
- Об украшении храма на праздник Пятидесятницы
- Молитвословия
- Литература
- Использованные материалы
- Почему апостолы ждали?
- Необходимость Пятидесятницы
- Многие христиане живут между Вознесением и Пятидесятницей
- Христианство без Пятидесятницы – пустая оболочка
- Наша цель – стяжать Святой Дух
История праздника
Кроме Пасхи только еще праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете. Там на 50-й день после Пасхи падал «праздник средмиц», названный так потому, что приходился чрез 7 недель после Пасхи и служивший «праздником начатков жатвы пшеницы» (Исх. 34, 22; Втор. 16, 10). Странно, что нигде нет упоминания, чтобы этот праздник, падавший как раз на день Синайского законодательства, посвящен был этому столь важному событию, положившему основание ветхозаветной Церкви, теократии, и заключавшему столько параллелизма с воспоминаниями христианской Пятидесятницы . Еще в дохристианское время этот еврейский праздник получил имя Пятидесятницы (2 Мак. 12, 32. Иосиф Флавий, Древности III. 10, 6). Выражение cв. Луки: «Егда скончавашася дние Пятидесятницы» (Деян. 2, 1) производит впечатление, как будто и у евреев так назывался весь период от Пасхи до этого праздника.
Замечание апостола Павла: «в Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» и замечание Дееписателя, что тот же апостол спешил на Пятидесятницу в Иерусалим (1 Кор. 16, 8; Деян. 20, 16), свидетельствующие о том, насколько чтил апостол этот праздник, едва ли могут говорить, как того хотели св. Епифаний и бл. Августин , о праздновании уже в то время христианской Пятидесятницы: здесь может иметься в виду и еврейский праздник. И от II в. нет достоверных известий о существовании этого праздника. Это может быть потому, что, падая всегда на воскресенье, Пятидесятница не составляла заметного праздника и что стояла в тесной связи с Пасхой, подразумевалась при ней.
Но в III в. Пятидесятница уже окружена обрядами и обычаями, требовавшими немалого предварительного развития, и вообще представляет общераспространенный праздник.
Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, VI век
Тертуллиан с чувством торжества над язычниками говорит: «Языческие праздники совершаются только один раз в год, а у тебя воскресение возобновляется через каждые 7 дней; собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу» . В другом месте Тертуллиан говорит: «Пасха составляет более торжественный праздник, чем Крещение; почему она обнимает промежуток времени, гораздо больший времени подготовительного ко Крещению (40 дней), в который Воскресение Господне многократно удостоверялось для учеников и обещана благодать Духа Св.» . Наконец, в одном месте Тертуллиан говорит о недозволительности во дни Пятидесятницы поста и коленопреклонения» . Если во всех этих местах Пятидесятница у Тертуллиана выступает как период в 50 дней, то в одном месте он говорит о Пятидесятнице как об определенном празднике: «Пятидесятница, которая есть собственно день праздничный» . 0 Пятидесятнице, как отдельном празднике, ясно говорит Ориген: «Если кто-нибудь сошлется на наши воскресения, или пятницы, Пасху или Пятидесятницу, то…» . В «Постановлениях Апостольских», — памятнике, относимом учеными исследователями в разных его частях к периоду III-V веков, — говорится от лица апостолов: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу» . В другом меcте Апостольских Постановлений в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ, после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница: «в Пятидесятницу рабы должны быть свободны от работ ради пришествия Духа Св., данного уверовавшим во Христа» .
С IV века свидетельства о Пятидесятнице, и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике, становятся частыми, если не сказать — общими, у церковных писателей. Бл. Августин упоминает о ночном богослужении (бдении), видимо соединявшемся с литургией, на Пятидесятницу; «вы видели ночью, говорит он к новокрещенным, таинство, совершаемое на алтаре Господнем» . Закон Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы, причем указываются две следующие особенности этих праздников: 1) что неофиты снимают свои белые одежды, служащие знаком нового светорождения во св. и небесной бане, и 2) что в это время читаются «апостольские страдания», т.е. Деяния Апостольские в воспоминание и подтверждение христианского учения о Христовом Воскресении . У св. Иоанна Златоуста есть беседа на вопрос, почему в Пятидесятницу читаются Деяния Апостольские, хотя описанное в них произошло после Пятидесятницы: потому что они заключают много подтверждений воскресения Христова. У Иоанна Златоуста и Григория Богослова есть беседы и слова на день Пятидесятницы. Последний называет ее днем Духа Святаго: «почти день Духа» .
Епифаний Кипрский говорит о недозволительности поста и коленопреклонения во все дни от Пасхи до Пятидесятницы . То же правило, в виду не соблюдающих его, утверждено 20-м правилом Никейского Собора. Но не все церкви вполне подчинились этому правилу и не так строго соблюдали его в Пятидесятницу, как в день воскресный. Бл. Августин говорит: «Не знаю, всюду ли соблюдается то, чтобы молиться стоя в эти дни (Пятидесятницы) и во все воскресения» . Иоанн Кассиан говорит, что в монастырях Сирии это правило — об оставлении поста и коленопреклонений в Пятидесятницу — не очень соблюдается, зато в Египте кое-где то и другое строго соблюдается .
Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью , Григорий Богослов — об обычае крещения в этот день .
О судьбе праздника Пятидесятницы на Востоке с IV до VII в. не сохранилось известий. Что праздник не забыт был здесь в это время, показывает составление в честь его кондака и икосов св. Романом Сладкопевцем (VI в.).
Богослужение
От IV века до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской церкви, даваемое одной западной паломницей (Сильвией или Эгерией).
По этому описанию в ночь под Пятидесятницу бывало обычное воскресное бдение в церкви Воскресения, причем епископ читал Евангелие о воскресении, как и в каждое воскресенье. С рассветом весь народ шел в главную церковь (Мартириум), где была проповедь и совершалась обычная литургия, которую старались окончить к третьему часу дня. После отпуста весь народ вел епископа с песнями на Сион; там при конце 3 (9) часа читалось место из Деяний о сошествии Св. Духа, бывала проповедь об этом и совершалась другая литургия, по окончании которой архидиакон приглашал народ собраться на Елеоне в 6 часу. До этого часа народ расходился по домам подкрепиться. Собравшись на Елеоне, народ (весь до одного) шел на Елеонскую гору, где совершалась лития на самое место вознесения (Имвомон). Там предлагались чтения, пелись песни и антифоны, соответствующие дню и месту, с такого же содержания вставочными молитвами, читалось Евангелие о вознесении, благословлялись оглашенные и верные. Затем уже в 9 ч. бывала лития в церковь Пещеры, где Христос учил апостолов; там в 10 ч. совершалась вечерня с обычной молитвою, благословением оглашенных и верных. Оттуда шли литией в Мартириум; в городские ворота входили уже ночью и там литию встречали со множеством светильников; в Мартириум приходили около 2 ч. н. (=7 ч. в.); там пелись песни и читалась молитва с благословением оглашенных и верных. Совершалась лития в храме Воскресения, где делалось тоже. Наконец совершалась лития на Сион, где бывали чтения, пелись псалмы и антифоны и тоже произносилась молитва с благословением оглашенных и верных. Все оканчивалось около полуночи; т.о. богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток; нечто подобное, такое же множество литий, бывало еще только в ночь на великую пятницу .
От VII в. мы имеем древнейший чин богослужения Пятидесятницы. Это в недавно открытом Иерусалимском канонаре (уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии – Эгерии. Памятник, кроме глубокой древности даваемого им чина, особенно важен тем, что дает зародыши нынешних 3 молитв и на той же вечерне Пятидесятницы в своих 8 литиях в этот день.
В праздничном Евангелии VIII в., написанном золотыми буквами и найденном в Синайском монастыре, положено Евангелие в ряду всех дванадесятых праздников (исключая недели Ваий) и на Пятидесятницу. В VIII веке на Пятидесятницу составлены каноны свв. Иоанном Дамаскиным и Космою Маюмским.
От IX века мы имеем уже для Восточной Церкви полный чин богослужения на день Пятидесятницы в уставе Великой Константинопольской Церкви.
Об украшении храма на праздник Пятидесятницы
Как уже упоминалось выше, об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью писал еще свт. Иоанн Златоуст, этот обычай распространился и в Русской Церкви. Стоит, однако, понимать, что «украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев» .
Молитвословия
Тропарь, глас 8-й
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, И́же прему́дры ловцы́ явле́й, низпосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 8-й
Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
Величание
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́, Его́же от Отца́ посла́л еси Боже́ственным ученико́м Твои́м.
Литература
- Сергий Ванюков, свящ., «История праздника Святой Пятидесятницы», Московские Епархиальные Ведомости, 2009, №5-6:
Использованные материалы
- Скабалланович М., Пятидесятница. Воздвижение Честнаго Креста, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 160-173:
- «День Святой Троицы. Пятидесятница», Объяснения церковных и домашних молитв, портал Православие.Ru:
Бл. Иероним: «Оба откровения Божественного закона происходили в 50-й день после Пасхи, то на Синае, это на Сионе; там колебалась гора, здесь дом апостолов; там шумел между пламенем огня и сверкающими молниями вихрь, здесь раздавался гул грома. Здесь с явлением огненных языков с неба, пронесся шум, как от сильного дуновения. Там звук труб покрывал слова закона; здесь звучала евангельская труба чрез апостольские уста» (к Фабиоле 7). Бл. Августин: «Мы празднуем Пятидесятницу, т.е. 50-й день от страдания и воскресения Господня, в который Он послал вам обещанного Св. Духа, Параклита, что было предобразованно и иудейской Пасхой, так как на 50-й день после празднования закланного агнца Моисей получил на горе написанный перстом Божиим закон. Читайте Евангелие и обратите внимание, что там Дух Св. назван перстом Божиим» (прот. Фавст. XXXII, 12).
Епифаний, Прот. ерес. III. Августин, 0 граде Бож. XVIII, 54.
Тертуллиан, Об идолопокл., гл. 20
Тертуллиан, 0 крещении, гл. 19
Тертуллиан, О венце, гл. 3
Тертуллиан, 0 крещ., гл. 19
Ориген, Прот. Цельса, VIII. 22
Кн. V, гл. 20
Кн. VIII, гл. 20
Августин, Слово 372
Соd.Theodos. lib. XV tit. V Dе spectac. leg. V.
Григорий Богослов, Слово 4-ое.
Епифаний Кипр., Излож. веры, 22
Библия определяет этот праздник как хаг ха-кацир (`праздник жатвы первого урожая`; Исх. 23:14–16), как иом ха-биккурим (Чис. 28:26; `день приношения биккурим`; см. Биккурим) или как собственно Шаву‘от, праздник, связанный с завершением отсчета дней омера (Исх. 34:22; Втор. 16:10). Во Второзаконии (16:9–10) упоминается отсчет семи недель после праздника Песах, которые завершаются праздником Шаву‘от. В книге Левит (23:10–11, 15–17) рассказывается о праздничном сроке, который начинается днем приношения омера и завершается церемонией приношения в святилище двух хлебов (см. Хлеб, Жертвоприношение). Время праздника было приурочено к окончанию жатвы ячменя и началу жатвы пшеницы. Исследователи полагают, что источником праздника Шаву‘от был летний праздник в древнем Ханаане. В талмудической литературе появляется еще одно название этого праздника — ацерет (`праздничное собрание`), то же название встречается у Иосифа Флавия. Слово ацерет в Библии обозначает последний день праздника Суккот (Шмини ацерет) и последний день праздника Песах. В Септуагинте слово переведено как эксодион (по-гречески `праздник Исхода`). Этот перевод отражает принятую в Устном Законе концепцию, согласно которой весь период от Песаха до Шаву‘от — продолжительное пасхальное празднование (Пси. дрК. 28). Саддукеи, напротив, считали, что Шаву‘от вообще не связан с Песахом.
В отличие от других паломнических праздников, Библия не сообщает точную дату Шаву‘от, а только указывает, что его празднуют на 50-й день после Песаха. Формулировка в книге Левит (Лев. 23:16) допускает различные толкования; согласно толкованию саддукеев (которого по сей день придерживаются караимы), праздник Шаву‘от всегда выпадает на первый день недели, фарисеи же установили постоянную дату праздника в еврейском календаре — 6 сивана. Для Шаву‘от не установлено никаких особых заповедей, обрядовая часть праздника сравнительно бедна. Некоторые установления касаются правил для общины в Шаву‘от: в этот день следует совершать такие же жертвоприношения, как и в другие праздники, кроме того, специально оговаривается специфическая для Шаву‘от обязанность приносить в Храм два хлеба, испеченных из пшеницы первого урожая (Лев. 23:16–20; Чис. 29). Мудрецы Устного Закона распространили правило о приношении в Храм первых плодов Земли обетованной на семь видов растений (см. Трумот у-ма‘асрот). Плоды урожая злаковых приносили в Храм как общественное пожертвование, а плоды деревьев были индивидуальным пожертвованием. Во время церемонии приношения плодов урожая в Шаву‘от читали главу из Пятикнижия (Втор. 26:1–11), стихи из которой используются также в литургии пасхального седера (см. также Хаггада пасхальная).
В дни паломнических праздников толпы переполняли Храм; чтобы все паломники смогли принести жертвоприношения, праздничные церемонии продолжались в течение еще шести дней после Шаву‘от.
Библия не соотносит праздник Шаву‘от с каким-либо историческим событием, однако мудрецы Устного Закона связали Шаву‘от с Исходом, а впоследствии, по-видимому, Шаву‘от стал восприниматься как праздник дарования Торы (матан Тора). Самое раннее упоминание о Шаву‘от как о празднике дарования Торы относится к 3 в. н. э. (Псах. 68б). Однако возможно, что в основе этого представления лежит более древняя традиция, письменные свидетельства которой не сохранились.
Со временем, однако, Шаву‘от стал восприниматься преимущественно как праздник дарования Торы, а не как праздник жатвы и биккурим.
Мишна (Мег. 3:5) предписывает читать в Шаву‘от отрывки из Второзакония (16), Тосефты (Мег. 3:5), из книги Исход (19). Кроме того, существовал древний обычай читать в день Шаву‘от книгу Руфь. Этому обычаю давалось несколько объяснений. Изначально чтение этой книги в Шаву‘от было, очевидно, связано с тем, что ее действие происходит в период жатвы ячменя. В этой книге, согласно мидрашу, повествуется о том, что «путем бедности и страдания даруется Тора» (Руфь З. 1:1). Другое объяснение заключалось в том, что праздник Шаву‘от считался, согласно традиции, годовщиной смерти Давида — потомка Руфи. В позднюю талмудическую эпоху в Шаву‘от читали также Десять заповедей, однако этот обычай не сохранился.
В средние века в ашкеназских общинах (см. Ашкеназы) существовал обычай в Шаву‘от приводить детей в синагогу и давать им слизывать мед со специальной доски, на которой были вырезаны еврейские письмена, чтобы «вкус Торы был сладок в их устах». Бытующий в Шаву‘от обычай есть молочную пищу не имеет ясного источника.
В 12 в. во Франции Меир бен Ицхак Нехорай создал для Шаву‘от пиюты на арамейском языке, воспевающие преданность евреев Торе. В кругах каббалистов Цфата (см. Каббала) возник обычай в ночь Шаву‘от читать сборник молитв и библейских текстов «Тиккун лейл Шаву‘от» («Порядок ночи Шаву‘от»). Особо благочестивые евреи прочитывают в эту ночь всю книгу Псалмов в память о Давиде (см. выше).
С еврейским заселением Эрец-Исраэль в киббуцах сложилась традиция отмечать Шаву‘от как праздник жатвы и возникли новые ритуалы.
Что происходит, когда православные христиане переживают Вознесение, но не Пятидесятницу?
протоиерей Иосия Тренхэм, священник церкви св. Андрея в Риверсайде, штат Калифорния, США.
Последние десять дней церковного календаря были не совсем обычными. В некотором смысле это была жизнь между двумя событиями. В день отдания Пасхи мы завершили непрерывное празднование Воскресения Господня и оставили пасхальное приветствие: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!».
На следующий день мы праздновали Славное Вознесение нашего Спасителя на небеса, где Он воссел по правую руку от Отца. В эти дни между Вознесением и Пятидесятницей мы пребываем в состоянии ожидания. Как и апостолы в те древние времена, мы внемлем Господнему наставлению, которое Он дал при Своем Вознесении: «Оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Луки 24:49).
Мы ждем пришествия Святого Духа.
Почему апостолы ждали?
Очевидный ответ на вопрос: они ждали, потому что Господь Иисус Христос велел им дожидаться пришествия Святого Духа. Однако за этим ожиданием скрывается намного больше, чем кажется. Мы должны четко понять разницу между апостолами до Пятидесятницы и после Пятидесятницы. Пережитое ими было так значительно, что изменило их личности навсегда, сделав их другими людьми. Страх превратился в бесстрашие мучеников; рыбаки стали учителями всего мира; на место сомнения пришла сдвигающая горы вера. И все благодаря Пятидесятнице.
Необходимость Пятидесятницы
Некоторые из нас не понимают необходимости Пятидесятницы. Пятидесятница – событие многогранное, и мы не раз обсуждали это. Пятидесятница – это явление Святой Троицы миру. Именно поэтому этот день так же именуется в церкви Днем Святой Троицы. Апостолы знали Отца. Они стали учениками Сына. Затем исполнились Святого Духа. Пятидесятница, помимо прочего, еще и рождение Новозаветной Церкви. Это принятие Духа Божия всеми верующими. Это объединение всего человечества и решительный поворот от хаоса Вавилонской башни.
Все это мы уже обсудили ранее, поэтому сегодня я бы хотел заострить свое внимание на том, что Святая Пятидесятница является свидетельством того, что христианство – неземная религия, придуманная не людьми. Христианство не просто свод этических норм и нравственных правил. Христианство – это чудесное и удивительное единение Бога и людей. Это одухотворение и обожествление человека.
Будь христианство очередной выдумкой человечества, пусть даже лучшей и прекрасной выдумкой, ученикам не было бы никакой нужды ждать Пятидесятницы в Иерусалиме. Собственно, зачем? Они три года провели бок о бок с Христом и были Его самыми близкими учениками. Им было бы достаточно начать писать, проповедовать и распространять то знание, которое они получили от Учителя. Сами всему научились, можно и других поучить – именно так и происходит со всеми другими мировыми религиями. Но не с христианством.
Христианство – это не просто идеи, нравственные правила, этические нормы, форма общественного устройства и т.д. Все это, конечно же, присутствует в христианстве, но не это является сущностью Православия. Христианство заключается в преображении и обожении человека, а не в идеях. Не может быть христианства без Пятидесятницы. Православие без Святого Духа – не Православие.
Многие христиане живут между Вознесением и Пятидесятницей
В свете вышесказанного разве не трагично то, что очень часто мы воспринимаем Православие лишь как некий набор идей? Мы считаем себя православными, поскольку верим в определенные понятия, были обращены или рождены в нужной семье в нужное время. Останься апостолы в том состоянии, в котором они пребывали между Вознесением и Пятидесятницей, и мир никогда бы не услышал Благой вести. Они бы никогда не стали великими святыми и никогда бы не изгнали ни одного беса. Но они стали святыми и поражали бесов, потому что жили в единении со Святым Духом Божьим.
Однако своей жизнью мы, православные, слабо свидетельствуем о том, что живем во времена после Пятидесятницы. Наша вера слаба, мы связаны по рукам и ногам грехами, в нас почти нет христианской радости.
Читая или слушая Деяния святых апостолов, мы думаем о том, что уклад жизни апостолов был совсем не похож на наш. Читая житие того или иного святого, мы понимаем, что образ его жизни нам чужд и малопонятен. Почему так? Потому что мы живем без Святого Духа. Мы скорее похожи на боязливых и сомневающихся апостолов до Пятидесятницы.
Фото Алины Дземба. Источник: photosight.ru
Однако вокруг нас есть люди, которые словно светятся изнутри. Эти люди с радостью переносят все жизненные невзгоды. Их ничто не печалит. Почему? Потому что они пребывают в живой, динамичной связи со Святым Духом. Они искренни в своей молитве к Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Именно в таких людях живет Святой Дух, очищая и спасая их.
Христианство без Пятидесятницы – пустая оболочка
Если наша православная жизнь не исполнена Святого Духа, она тщетна! Для начала подумайте о том, что начало всех святых церковных таинств – Святой Дух.
Крещение является спасительным для нас не потому, что мы рождаемся только от одной воды, но и от Духа (Иоанна3: 3-5).
Миропомазание само по себе является личной Пятидесятницей и печатью дара Духа Святого.
Рукоположение – это особое завещание Святого Духа людям и суть священства заключается в том, что священник является источником Святого Духа в общине.
Именно поэтому Господь собрал двенадцать апостолов, дунул на них и сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоанна 20:23).
Брак принадлежит исключительно земной жизни, если он не освящен Святым Духом и не скреплен Его любовью.
Соборование без Святого Духа не более, чем сложная процедура по уходу за кожей, ведь именно Святой Дух, которым освящается масло, лечит наши тела и души.
Таинство исповеди неискренне и бессмысленно, если исповедью не движет вдохновленное Духом Божьим раскаяние, за которым следует прощение грехов, облеченное силой Духа Святого.
А теперь подумайте о Таинстве из Таинств и Чуде из Чудес: Святой Евхаристии. Евхаристия совершается только действием Святого Духа. Ведь именно Его священник призывает снизойти на престол в молитве Богу о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову: «…ниспосли Духа Твоего Святаго на нас и на предлежащие сии дары и соделай хлеб сей почитаемым телом Христа Твоего, а то, что в чаше сей, почитаемой кровью Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым».
Реальность Евхаристии удивительно подтверждается жизнями многих святых, особенно святых епископов или священников, совершавших литургию.
Святой Василий Великий рассказывал, что над престолом в его церкви висела красивая золотая лампада, сделанная в форме голубя. Каждый раз во время пресуществления Святых Даров лампада начинала раскачиваться.
Похожую историю рассказывал наш святой отец Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Служа литургию, он всегда видел Святой Дух, в виде пламени сходящий на святую чашу во время эпиклезы.
Однажды литургия затянулась, поскольку о. Иоанн не хотел продолжать служить, пока не увидит огонь. Огня все не было и о. Иоанн в недоумении повернулся к дьякону и увидел, что его лицо покрыто темным облаком. На вопрос о. Иоанна о том, что случилось, дьякон честно признался, что плохо подготовился к литургии. Он разоблачился, покинул алтарь и только после этого на престол снизошел огонь.
Все святые таинства без Святого Духа – лишь пустая форма. Это же можно сказать обо всех аспектах нашей религиозной жизни. Пост – не больше чем диета, если его целью не является стяжание Святого Духа. Не случайно наш Господь «поведен был Духом в пустыню» (Луки 4:1), где провел в посте сорок дней. Грех не может быть побежден без Святого Духа. Он единственный, Кто дает нам власть «умерщвлять дела плотские» (Рим. 8:13).
Продолжать можно бесконечно. Не может быть молитвы без Святого Духа, молящегося в нас. Не может быть Церкви без Святого Духа. Не может быть святилища без Святого Духа. Когда строится церковь, епископ освящает и алтарь, и святилище. Храм переживает свою Пятидесятницу, поскольку это не просто место собрания, но Дом Божий и храм Святого Духа. Если это не так, то церковь становится сборищем сатанинским (Откр. 9:11).
Наша цель – стяжать Святой Дух
В свете истины мы видим, как прав был святой Серафим, когда его спросили, в чем смысл жизни, на что он ответил:
«В стяжании Духа Святаго». «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Луки 11:11-13). Все наши христианские усилия и духовная борьба направлены только на одно: возрастание в Духе Святом. Именно это и есть духовность, и смысл христианства в единении человека с Богом посредством Святого Духа. Не будем же искажать истинную суть нашей религии, живя так, словно Православие заключается в идеях, нравственности и т.д. Глупости. Христианство заключается в единении с Истинным Богом, который по своему милосердию уподобляет нас Себе. Вероятно, некоторые сейчас думают: «Как же мне пережить Пятидесятницу? Что, если я и, правда, застрял между Вознесением и Пятидесятницей?»
Ответ на эти вопросы будет дан в следующей воскресной проповеди.
Богу Отцу нашему и Вознесшемуся Господу Иисусу Христу и Святому Духу слава во веки.
Аминь.