Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как:астрономия, геология, приборостроение, география и многие другие.
Содержание
Ранние годы
Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.
Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.
Учеба и трудовая деятельность
Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.
В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.
Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.
В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.
В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.
Смерть и наследие
Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт» и многие стихотворения Ломоносова.
В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.
Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.
Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Хронологическая таблица
Если вам нужна биография Ломоносова по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Ломоносова.
Другие варианты биографии
- Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
- Вариант 3 полная
Интересные факты
- Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это, Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.
- посмотреть все интересные факты из жизни Ломоносова
Тест по биографии
Свои знания краткой биографии Ломоносова вы можете проверить, пройдя этот тест:
- Вопрос 1 из 11
Укажите годы жизни Михаила Ломоносова
- 1821-1881
- 1711-1765
- 1799-1837
- 1782-1852
Начать тест(новая вкладка)
Оценка по биографии
300 лет назад на Архангельской земле родился человек, которому было суждено открыть новую страницу в истории России.
В ряду великих сынов Отечества Ломоносов занимает особое место: титан мысли и духа, академик из «архангельских мужиков», великий труженик и любимец муз, яркая многогранная личность – настоящий пассионарий, всю жизнь посвятивший служению науке и своему народу.
Немногие современники и гораздо более многочисленные потомки, среди которых немало выдающихся учёных, писали о Ломоносове и его уникальном вкладе в развитие науки и образования. Но сколько бы ни было о нём сказано, кажется, что этой исполинской фигуре тесно в наших книгах и выступлениях. Да и взгляд у каждой эпохи свой. Из нашего двадцать первого века Ломоносов видится не так, как, например, из девятнадцатого.
Поэтому мы снова и снова, «встав на плечи» наших великих предшественников, чтобы лучше видеть, смотрим вдаль, на три века назад, с надеждой лучше разглядеть и понять этот уникальный феномен – феномен Ломоносова.
Корни его – в Поморье, которое щедро одарило Ломоносова всем, чем богат этот северный край, сформировало и закалило его. И внешностью он был вылитый богатырь, и духом крепок и могуч. Правда, этим он был схож с большинством своих земляков. От всех его отличало одно – беспримерная, не виданная никем вокруг и потому непонятная даже родным тяга к знаниям. Так давал о себе знать скрытый пока в юноше мощный интеллект, сопряжённый с редким талантом. И, например, северное сияние – привычное для поморов зрелище – у Ломоносова становилось предметом поэтического вдохновения и научного объяснения.
Жажда знаний стала судьбоносной силой, подчинившей себе, или, вернее, сформировавшей всю жизнь Ломоносова. Она заставила его бросить дом и пешком, с рыбным обозом, отправиться в Москву – учиться! Пришлось назваться сыном священника, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию – самое серьёзное в то время учебное заведение. Двадцатилетний Михайло сел за одну парту с подростками, быстро и успешно овладевая школьной премудростью. Жить приходилось на три копейки в день, не говоря уже о насмешках со стороны мальчишек, но разве это могло остановить холмогорского рыбака, семимильными шагами проходящего свой путь в науку?
Личный вектор Ломоносова – тяга к знаниям – совпал со стремлением российского государства к эффективному освоению своих богатейших недр. Остро нужны были специалисты в горном деле, и Сенат выделил значительную сумму для обучения в Германии трёх лучших студентов, среди которых Ломоносов явно выделялся незаурядными способностями.
В Марбургском университете Ломоносов слушал лекции по математике, физике, химии и другим дисциплинам знаменитого Х. Вольфа, благодарность к которому сохранил на всю жизнь. Во Фрайберге – учился химии и горному делу у И.Ф. Генкеля, с которым отношения, правда, сложились не очень удачно (но хорошие знания – пригодились).
В этой долгосрочной заграничной командировке-стажировке феномен Ломоносова ярко проявился в своей широте и многогранности – и недюжинные научные способности, заслужившие похвалу европейских знаменитостей, и яркий поэтический дар, повлиявший на развитие русской поэзии, и цельный, «неудобный» характер, не раз осложнявший ему жизнь и впоследствии. Там же, на чужбине, из-за своего гренадёрского роста российский студент чуть не попал в прусскую армию; чудом избежал Ломоносов воинской службы иностранной короне.
Как сказал Пушкин, «Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей». Эта жажда вела Ломоносова всю жизнь, не давая ему сбиться с раз и навсегда избранного пути, который привёл его когда-то из Холмогор в Москву, а после возвращения из Германии – в Академию наук. Путь в Академию был тернист, помех было больше, чем помощи, недругов – больше, чем друзей, но никакие препятствия не могли устоять перед таким мощным научным даром и всепобеждающей волей Ломоносова.
Ломоносов – основоположник российской науки, самая значительная фигура в её истории, непревзойдённая по значимости вклада – как фундаментального, так и прикладного – в самые разные отрасли знания: химию, физику, астрономию, геологию, географию, историю, филологию… Поднявшись к вершинам науки, он не только понял роль, которую она должна сыграть в развитии России, но и посвятил этому всю свою жизнь.
Научные достижения и прозрения Ломоносова хорошо известны. Одно только их перечисление даёт представление о масштабе его научного дарования: атомно-корпускулярная теория строения вещества, закон сохранения материи, понимаемый как всеобщий закон природы, объяснение молний и северных сияний, физической природы цветового зрения, изучение физической природы небесных тел – Солнца, планет, комет, далёких звёзд, открытие атмосферы у Венеры, объяснение происхождения угля, нефти, торфа и других полезных ископаемых, классификация льдов, проблемы демографического развития страны, труды по истории России, описание русской грамматики, риторики и стихосложения и многое-многое другое.
Ломоносов был первопроходцем не только в науке. Основополагающей была его роль в истории отечественной словесности. Успешно освоив латынь – язык науки своего времени, Ломоносов полагался на силу и значение русского языка. Именно благодаря ему российская наука заговорила по-русски. Ломоносов первым начал читать лекции на русском языке и писать по-русски научные труды. Он укрепил статус родного языка, без которого невозможен подъём национального самосознания.
Ломоносов не просто нормировал русский язык, он фактически создал язык науки, заложил основы русской научной и технической терминологии. Многие термины, созданные Ломоносовым, прочно вошли в научный обиход: термометр, градус, кислота, равновесие, земная ось, удельный вес и т.д. Известно, что современники воспринимали Ломоносова прежде всего как поэта. И не потому, что его научные труды были не столь значительны. Просто в России в то время не было научного сообщества, которое могло бы по достоинству оценить его научные заслуги. Это было доступно лишь отдельным великим умам, например, Л. Эйлеру. Оценить поэзию, тем более в буквальном, денежном смысле, было проще. Так, за одну из своих од Ломоносов получил от императрицы две тысячи рублей, что превышало его трёхлетний заработок в Академии.
Первый российский академик был не просто поэтом, но и реформатором стихосложения. Он вывёл на авансцену поэзии четырехстопный ямб, чутко уловив его возможности и соответствие внутреннему строю родной речи. Современники дивились нововведению поэта – нам же трудно себе представить иное звучание русского стиха.
Сочетание научного и поэтического дара в одном человеке – редчайшее явление. Для Ломоносова же эта взаимосвязь была органична: он не только чередовал свои научные занятия с поэтическими, но, что гораздо важнее, совмещал, точнее, сопрягал их. Вспомним его известные строки
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Так не мог написать просто учёный или просто поэт. Так написал Ломоносов – учёный-поэт. В истории науки и в истории поэзии трудно найти примеры подобного соединения научного и поэтического взгляда на мир.
Ломоносов был необычайно разносторонней творческой личностью, ярко проявившей себя и в изобразительном искусстве. Он возродил в России мозаичное мастерство, фактически заново создал технологию изготовления смальты и собственноручно выполнил несколько мозаичных портретов.
Всё, что делал Ломоносов, было направлено к одной великой цели – развитию науки на благо Отечества. Вот как он сам об этом говорил: «Я положил твёрдое и непоколебимое намерение, чтобы за благополучие наук в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия».
В этом признании раскрывается ещё одна сторона феномена Ломоносова – государственный подход к делу. Ломоносов-учёный не просто развивает широкий круг областей знания (химия, физика, геология, история, филология и т.д.), но и шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком (чтение лекций и публикация трудов на русском языке, перевод иностранной научной литературы, редактирование научных журналов, создание химической лаборатории и стекольного завода) возводит здание науки как нового для тогдашней России института. Фундамент здания Ломоносов делал прочно, на века: это – неразрывная связь теории, эксперимента и приложений, фундаментального и прикладного знания.
Строить здание науки невозможно без опоры на образование. Ломоносов и здесь мыслил по-государственному. Из его многочисленных дел, идей и начинаний особенно плодотворным и перспективным проектом стал Московский университет. Успех этого проекта в значительной мере был предопределён самой личностью его создателя. Как ёмко и верно сказал Пушкин, «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Да, он был упрям, иногда излишне резок. Но и целеустремлён, настойчив, твёрд. Никакие трудности не могли остановить первопроходца российской науки, и по путям, проложенным им, последовали, как он и мечтал, «собственные Платоны и Невтоны».
Колоссальный научный потенциал и научные достижения Ломоносова стали крепким фундаментом и мощным импульсом для развития созданного им первого российского университета и его научных школ, получивших мировое признание. Первый российский академик стоит у истоков нескольких поколений выдающихся учёных, прославивших свою Альма матер.
Свойственное Ломоносову сочетание естественнонаучного и гуманитарного знания, любовь и интерес к культуре и, в частности, словесности стали традицией, передававшейся в Московском университете из поколения в поколение. Ломоносов-поэт положил начало целой плеяде блестящих представителей классической русской литературы, учившихся в Московском университете.
Московский университет, вобравший в себя практически всё, в чём проявился гений его основателя, отметил собой начало становления системы высшего образования в России, в основу которой были положены ломоносовские принципы: фундаментальность, доступность, междисциплинарность, творческий дух, связь университета со средней школой («Университет без гимназии – как пашня без семян»).
Московский университет успешно воплощал эти принципы в жизнь, развиваясь, разрастаясь и ветвясь, как могучее и вечнозелёное дерево. Из своего первого здания – Аптекарского приказа на Красной площади – Московский университет переехал в Казаковское здание на Моховой, потом, через 200 лет, шагнул за Москву-реку на Воробьёвы горы, а спустя ещё 50 лет мы начали застраивать новую территорию за Ломоносовским проспектом, фактически удвоив свои площади.
Московский университет начинался с тридцати студентов. Через 100 лет их было около тысячи, через 200 лет – 16 тысяч. Сейчас – 40 тысяч.
В год основания в университете было три факультета. Через 100 лет их было 4, через 200 лет – 12. Сейчас – 40, треть из которых появились за последние двадцать лет.
В Московском университете 12 научно-исследовательских институтов, Ботанический сад, Научная библиотека на 9 миллионов томов, несколько музеев, Медицинский научно-образовательный центр.
Университет занимает более тысячи зданий общей площадью более миллиона квадратных метров.
Московский университет начинался с четырёх профессоров-магистров. Через 100 лет в нём работало 250 преподавателей, через 200 лет – свыше двух тысяч. Сейчас у нас только докторов и кандидатов наук около десяти тысяч. Почти треть избранных в Академию наук за всё время её существования – а это около тысячи человек – выпускники и профессора Московского университета.
В Московском университете сложились и активно работают крупнейшие научные школы. Из 18 российских Нобелевских лауреатов одиннадцать – выпускники или профессора МГУ.
Созданный в 1755 году по проекту первого российского академика М.В.Ломоносова, Московский университет является ведущим научно-образовательным центром страны. Федеральным законом РФ от 10 ноября 2009 года Московскому университету присвоен особый статус, ему предоставлено право выдавать дипломы собственного образца и работать по собственным образовательным стандартам. Эти цифры и факты – свидетельство высочайшего качества научного образования, снискавшего Московскому университету заслуженный авторитет в обществе.
300-летие М.В. Ломоносова отмечается на высоком государственном уровне. В 2006 году вышел Указ Президента РФ «О праздновании 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова» и вслед за этим, во исполнение этого указа, распоряжением Правительства РФ был утверждён Оргкомитет по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Несколько заседаний оргкомитета прошли в Московском университете.
Московский университет отмечает юбилей Ломоносова масштабными делами, достойными памяти своего великого основателя. В плане юбилейных мероприятий МГУ, насчитывающем сто позиций, – конференции, выставки, лекции, новые учебные курсы, экспедиции, издательские программы, студенческие конкурсы и многое-многое другое.
Самое яркое и значительное событие, которое Московский университет посвящает знаменательной дате – запуск научно-образовательного спутника «Ломоносов». Этот спутник продолжает беспрецедентную космическую программу Московского университета, начатую в 2005 году запуском первого университетского спутника «Татьяна», за которым последовала «Татьяна-2», затем – совместный с Индией спутник «Ютсат» – одним словом, целая космическая флотилия Московского университета!
Научная программа спутника «Ломоносов» предусматривает исследования частиц высокой энергии, световых транзиентных явлений в атмосфере, гамма-излучения во Вселенной, а также прикладные задачи по изучению радиации в околоземном пространстве, созданию автоматической системы слежения за астероидами, компьютерных систем адаптации зрения космонавтов и разработку новых систем навигации космических аппаратов.
Образовательная программа направлена на дальнейшее развитие космического образования в МГУ и в университетах-партнёрах: создание новых учебных курсов и развитие космических практикумов, обучение студентов работе с космическими данными в режиме реального времени.
С именем Ломоносова связан ещё один приоритетный пункт наших юбилейных дел – супервычислительный комплекс Московского университета. Крупнейший в России супервычислитель назван, по предложению Президента РФ, «Ломоносовым».
Мощность университетского супервычислителя достигает 1,3 петафлопс. По последнему мировому рейтингу он занимает 13-е место в мире. Но мы уже выступили с экзафлопной инициативой.
Спутник «Ломоносов» и супервычислитель «Ломоносов», наряду с другими такими же масштабными проектами, входят в Программу развития Московского университета до 2020 года.
Программа развития направлена на укрепление Московского университета как выдающегося научно-образовательного центра с уникальной интеллектуальной средой и инфраструктурой; она охватывает широкий диапазон научных дисциплин и областей знания, объединяет образовательные, научно-исследовательские и инновационные процессы, активность студенческой и научно-педагогической корпорации.
Программа нацелена в будущее, на далёкую перспективу. В её научной мощи и размахе, в уровне постановки и степени актуальности решаемых задач как будто незримо присутствует сам дух Ломоносова. И вполне зримо – его имя.
Именем Ломоносова названа одна из ведущих олимпиад школьников, которая проводится с 2005 года. Олимпиада «Ломоносов» проводится по 20 предметам, в ней принимают участие несколько десятков тысяч школьников из всех субъектов РФ, а также из стран СНГ и других государств. Олимпиада проводится на разных региональных площадках, во многих российских университетах.
Особо следует отметить участие ребят из сельской местности, школьников с ограниченными возможностями здоровья и детей сирот.
Имя Ломоносова носит и ежегодный международный молодёжный форум науки и инноваций. Молодёжный форум «Ломоносов» – это научная конференция «Ломоносов», олимпиады школьников, студенческие олимпиады, конкурсы проектов молодых учёных.
География участников конференции охватывает более семидесяти регионов России, большинство стран СНГ и более сорока стран дальнего зарубежья.
Юбилею своего основателя Московский университет посвятил экспедицию по маршруту, повторяющему легендарный путь Ломоносова с рыбным обозом. Участвовать в этой экспедиции, названной «Путь в науку из Холмогор в Москву», Московский университет пригласил коллег из Поморского государственного университета, тоже носящего имя Ломоносова.
Интересна и содержательна юбилейная издательская программа.
Каталог прижизненных изданий Ломоносова из собраний Научной библиотеки МГУ представляет около полусотни томов, каждый из которых может считаться библиографической редкостью. Среди них – издания «Российской грамматики», «Краткое руководство к красноречию», труды Ломоносова по русской истории, химии, физике, геологии и металлургии, навигации, многотомные собрания сочинений учёного, издания его трудов на русском, немецком и латинском языках.
В Каталоге художественных произведений с изображением Ломоносова из собрания Московского университета собраны 11 скульптурных и 54 графических и живописных портретов учёного.
Серия «Архив Московского университета» представлена сборником редко публикуемых текстов известных представителей российской словесности XVIII-XX веков, посвящённых М.В. Ломоносову – Н.М. Карамзина, А.В. Радищева, А.С. Пушкина, М.П. Погодина и других.
Уникальный издательский проект – антология «Поэзия Московского университета: от Ломоносова и до…», в которой собраны и прославленные имена: Лермонтов, Грибоедов, Фет, Тютчев, Брюсов, Волошин, Пастернак, и менее известные питомцы Московского университета, оставившие свой поэтический след в истории русской литературы.
Студенты посвящают юбилею массовую акцию «Доро’гой Ломоносова» – студенческий марш из Архангельска в Москву.
Память о Ломоносове может быть увековечена самыми разными способами. Например, сотрудники Ботанического сада Московского университета вывели новый сорт пиона, который назвали «Ломоносов».
Не перечислить всех дел и событий, которые Московский университет посвящает юбилею своего основателя.
Историей Ломоносову была уготована важнейшая культурная миссия – заложить основы российской науки и системы образования, создать первый российский университет. С этой миссией он блестяще справился, став настоящим национальным достоянием.
В Ломоносове воплотилась вся мощь национального гения: сильный и острый ум, разносторонний творческий талант, могучий характер, крепкие духовно-нравственные устои, глубокий патриотизм. И всё это, вместе с ломоносовским проектом Московского университета, легло в его фундамент и стало той благодатной почвой, которая питает российское высшее образование и на которой выросли многочисленные научные школы, закрепившие авторитет Московского университета и обеспечившие России мировое признание.
Сегодня на Московский университет возложена огромная ответственность за судьбу российской науки и образования. Задача масштабная, но для успеха у нас есть всё. Я уверен, что Московский университет сохранит свою роль Альма матер будущих Платонов и Невтонов! И это – лучший памятник Ломоносову, который говорил:
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди.
Ректор Московского университета
академик В.А. Садовничий
История Михаила Ломоносова — это во-многом история русской «золушки». Но как скромный крестьянин в крепостной России «осьмнадцатого» столетия крестьянин (из помор) мог совершить такую мало сказать головокружительную карьеру и попасть в сонм бессмертных? Скептики начинают говорить, что тут что-то нечисто. Собственно поэтому наверное и появилась на свет легенда о том, что Михайло был внебрачным сыном царя Петра Великого!
И все же всякое удивление пропадает когда начинаешь ворошить биографии его современников. Составитель первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий — из крестьян; И.П. Кулибин — изобретатель-самоучка, обласканный Екатериной Второй и ставший главным механиком империи — тоже выходец из простолюдинов.
Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С.Сабельников. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма. Сохранилась легенда о том, что исключительно в поисках знаний 19-летний гений покинул свой суровый Архангельский край. Но все становится на свои места, когда понимаешь истинный мотив побега из дома — разрыв с отцом — будущим богатейшим человеком края. И все из-за мачехи и из-за угрозы насильственной женитьбы. Его мачеху бесила страсть Михайло к книгам, а родной отец дабы сделать из него наконец-то путного человека захотел женить его. Однако на время Ломоносов прикинулся больным и принял трудное решение о побеге в Москву.
Ломоносова можно назвать одним из лучших «автостопщиков» своего времени.
Биографы пишут и еще об одной важной пружине этого неординарного поступка для тех времен. Юный Михаил боготворил Петра Первого, работавшего среди простых мужиков плотником именно на родине будущего русского гения. Именно успешный и талантливый царь Петр вызывал в юноше жажду подражания.
После своего побега Михайло не порвал духовной связи с отцом. Историки пишут об одном странном событии. В 1741 году возвращаясь из Германии в Россию после учёбы, Михаил Ломоносов увидел на корабле провидческий сон. Ему приснился Василий Ломоносов, погибающий на безвестном острове после кораблекрушения. Отец просил сына похоронить его по-христиански. Едва пристали к берегу, как ученый сообщил в Архангельск точное место, где следует искать пропавшего без вести отца. Поморы послушали странный совет Михаила и действительно нашли тело Василия именно в том месте, которое явилось во сне Ломоносову.
Итак, ушедший с ведома отца или без оного, Ломоносов выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 года поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. Пробыл он там около 5 лет, а в 1735 году в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. На следующий год трое самых способных ученика, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.
За границей Ломоносов пробыл 5 лет. Там же и женился. Семейная жизнь Ломоносова была счастливой. Из детей после Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.
Изображение: http://him.1september.ru/2003/42/2-1.jpg
Забавно, но факт. По дороге из Марбурга в Голландию Ломоносов был насильно завербован в прусские солдаты, однако смог бежать из крепости Везеля. Это был его второй побег — после тогдашнего, из Холмогор. После недолгих странствий неусидчивый Ломоносов прибыл-таки согласно приказанию Академии в Россию. Кто знает, не будь этого факта Ломоносов мог бы стать первым ученым эммигрантом. Но судьба распорядилась иначе.
В Россию Ломоносов вернулся вовремя — в 1741 году. Это эпоха потепления после правления безумной Анны Иоанновны.
В 1745 году ученый получает разрешение читать публичные лекции на русском языке! В 1748 году специально для Ломоносова строится первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. В 1755 году под влиянием Ломоносова открывается первый Московский университет. В 1756 году ученый отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. Тем самым он создает возможности социального роста для таких же, как и он сам.
С 1753 года его научная деятельность становится чрезвычайно разнообразной: Ломоносов занимается оптикой и изобретает «ночезрительную трубу» и «отражательный», то есть зеркальный, телескоп. Занимаясь минералогией и геологией, приходит еще до Дарвина к выводу о закономерности эволюции в природе. Ломоносов развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о свете и создал ряд оптических приборов. Михаил Ломоносов открыл атмосферу на планете Венера: в 1761 году он увидел то, чего не заметили десятки астрономов по всему миру. Этот ученый описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
«Все научные мемуары Ломоносова — не только хороши, но даже превосходны», — говорил о его научных работах знаменитый Леонард Эйлер (европейский ученый, совершивший множество открытий, живя в России). Молекулярно-кинетическая теория тепла Ломоносова во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики. Ломоносов разработал точные методы взвешивания и объёмные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах, он показал, что их вес после нагревания не изменяется и что мнение знаменитого британского ученого Роберта Бойля (1627 – 1691) о присоединении к металлам «тепловой материи» абсолютно ошибочно.
Изображение: http://www.chronoton.ru/sites/default/files/67.gif
Ломоносов создал в России многие химические производства – неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Изобрёл фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стёкол, которые использовал для создания своих мозаичных картин.
С легкой руки Михаила Ломоносова был дан старт русскому литературному языку и русской словесности.
Весной 1765 года Ломоносов умирает от простуды. Позже благодарные потомки именем Ломоносова назовут течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане и возвышенность на острове Западный Шпицберген.
19 ноября — день рождения М.В. Ломоносова — человека, которого по праву называют основоположником науки и высшей школы России, одним из создателей современного русского языка и поэзии. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейших страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералога, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка «, — писал о него Александр Пушкин.
Жизненный путь Ломоносова, его роль в развитии науки и культуры, исследуется в сотнях книг и тысячах статей, очень многие из которых есть в Интернете. Поэтому было бы лишним на страницах газеты рассказывать в том, что при желании каждый может легко найти сам. Но нельзя обойти того, о чем часто забывают те, кто, прославляет гения, но должны помнить студенты и преподаватели: все достижения Ломоносова имеют основой те знания и умения, которые он усвоил во время учебы. О том, что, где и как изучал Михаил Ломоносов — наш рассказ.
М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова в селе Мишанискому Архангельской губернии, которое находилось на большом острове посреди Северной Двины напротив города Холмогорка в 140 километрах от Белого моря. С 10-летнего возраста Михаил вместе с отцом совершал многомесячные выходы в море за сотни километров от дома. Впечатления от этих путешествий, безусловно, способствовали развитию парня. Важным залогом всех достижений Ломоносова, как ученого и просветителя, была приобретена с детства привычка к ежедневной напряженной работе. В зрелом возрасте он напишет: «Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотной водой, которая, кроме смрада и презренных гадин, ничего не производит».
Отец Михаила был неграмотный, и грамоте его учил сосед — крестьянин Иван Шубнов (его сын — Федот Иванович Шубин — при поддержке М.В.Ломоносова станет знаменитым скульптором и в 1792 г.. создаст его известный мраморный скульптурный портрет), а также дьяк Семен Сабельников. Михаил учился очень успешно — через два года стал читать в церкви «Псалтырь» и «Жития святых» и считался лучшим чтецом в деревне. В 1722 г. в доме сына холмогорского священника Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел светские книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого. После смерти Х.Дудина летом 1724 г. его потомки подарили эти книги Михаилу, и они составили основу его начального образования.
Стремясь знаний, Ломоносов в декабре 1730 г. с рыбным обозом отправился в Москву, взяв с собой «Грамматику» и «Арифметику». В начале января 1731 г. он поступил в «Математико-навигацкую» школу, что находилась в Сухаревой башне, а 15 января, выдав себя за сына дворянина, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре (так называемые Спасские школы).
Классы «фара», «инфима» и «грамматика» Ломоносов прошел за год. В первом изучал латынь, во втором — латынь и славянский язык, в третьем — латинскую и славянскую грамматику, географию, историю, математику и катехизис. В январе 1732 г. Ломоносов перешел в «синтаксиму», где изучал синтаксис латыни, закончил изучение арифметики, географии, истории, и короткого катехизиса. Через полгода он перешел в «поэтику», где изучали латинскую и русскую поэзию, теорию поэзии за «Поэтикой» Аристотеля и написанным на латыни «Ключом поэтики …» Федора Кветницкого, который и преподавал в этом классе. Ученики также упражнялись в поэзии. В свободное время Михаил Ломоносов читал древние летописи, духовные и светские книги в библиотеке Заиконоспасского монастыря. С июля 1733 г. по июль 1735 г. Михаил учился в классе «риторики», где преподавали на латыни. Ученики изучали «Риторику» Аристотеля, произведения Цицерона, других античных авторов, делали стихотворные упражнения и писали произведения на латыни и славянском языках, а также участвовали в диспутах и учились произносить приветственные речи.
Осенью 1734 г. Ломоносова по его просьбе направили в Киево-Могилянскую академию, где он изучал древние рукописи, «Поэтику» Феофана Прокоповича, ознакомился с художественными шедеврами Софии Киевской, Михайловского Златоверхого собора, Успенского собора Киево-Печерской лавры. Это очень повлияло на Ломоносова. Например, созданный им в 1754 г. мозаичный портрет Петра I очень близок по манере исполнения к мозаикам Михайловского Златоверхого собора.
Наверное, все слышали, что во время учебы Ломоносов жил «на три копейки в день». Но материальные лишения были не такими тяжелыми, как моральные страдания. Много лет он писал: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться!».
В июле 1735 г. Михаил Ломоносов перешел в первый высший класс «философия», где изучали курсы логики, физики и метафизики. Преподавание основывалось на трудах Аристотеля.
Выпускники Славяно-греко-латинской академии становились священниками, учителями, чиновниками. Неизвестно как сложилась бы судьба Михаила Ломоносова, если бы в конце 1735 г. его среди 12-ти учеников академии не направили бы на учебу в Петербургскую академии наук и искусств.
Созданная по инициативе Петра I в 1726 г., эта первое, в современном понимании, научное учреждение России, сначала состояло исключительно из иностранцев. Было предусмотрено, что академики должны готовить профессоров из российских подданных, для чего при академии открыли гимназию и университет. Но преемники Петра на престоле очень мало занимались наукой, и еще меньше — академией. Первый набор (с 12 студентов) до академического университета состоялся в 1732 г., а второй — в 1735-м — главным образом благодаря настойчивости вновь назначенного президента академии барона Иоганна-Альбрехта Корфа, который добился сенатского указа о направлении из Славяно-греко-латинской академии лучших учеников для обучения при академии наук.
1 января 1736 г. Ломоносов вместе с 11-ю учениками прибыл в Санкт-Петербург, был зачислен студентом при Академии наук и пятого января начал изучать математику в адъюнкта В.Е.Адодурова и физику у профессора экспериментальной физики Г.В .Крафта. В конце января Ломоносов приобрел книгу В.К.Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и внимательно ее изучал. Экземпляр этой книги с многочисленными правками, вставками и замечаниями, сделанными его рукой, хранится ныне в архиве Российской академии наук.
В конце 1735 г. в Академии возникла необходимость направить в экспедицию, которая занималась изучением Сибири, профессора, который знал бы химию и рудокопное дело. Но таких специалистов в академии не было, а иностранцев, пожелавших бы ехать за тысячи верст, не нашлось. Тогда президент Академии наук Корф обратился в Кабинет Министров с предложением направить на обучение в Германию к «ученому горного физика» Генкелю нескольких способных молодых людей. Предложение одобрили и направили на учебу 17-летнего «сына советника Берг-коллегии» Густава Райзера, 16-летнего «поповича из Суздаля» Дмитрия Виноградова и 25-летнего «крестьянского сына» Михаила Ломоносова. Директор Берг-коллегии определил, какие науки они должны изучить. Перед отъездом будущие студенты получили соответствующую инструкцию, в которой, в частности, подчеркивалась необходимость раз в полгода направлять в Академию письменные отчеты о своей учебе.
В начале ноября 1736 г. трое россиян прибыли в Марбург, начали изучать основы арифметики и геометрии, а также немецкий язык. Шестого ноября они были причислены к Марбургскогму университету, а с января 1737 г. начали слушать курс лекций по теоретической химии профессора Ю.Г.Дуйзинга и по механике у профессора Христиана Вольфа — знаменитого немецкого ученого-энциклопедиста. В мае Ломоносов начал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. Четвертого сентября он написал на немецком языке (впервые) письмо президенту академии Корфу, в котором выразил благодарность за разрешение учиться наукам в иностранных академиях.
14 марта 1738 г. Ломоносов вместе с Виноградовым и Райзером составил и направил в Петербург рапорт о занятиях с июня 1737 г. по март 1738 г. с сообщением о том, что за это время они «у господина регирунгсрата Вольфа прошли курс механики, гидростатики, аерометрии и гидравлики, а у господина доктора Дуйзинга курс теоретической химии «, а теперь слушают в Вольфа лекции догматической физики и логики, а также занимаются французском языком и упражняются в рисовании.
Следует сказать, что российские студенты, попав в среду, скажем так, очень раскованных немецких студентов, старались не отставать от них, и довольно быстро потратили деньги, полученные для жизни в год (по 300 рублей) и влезли в долги. Ломоносов также много денег тратил на книги. 19 марта 1738 г. Х.Вольф в письме главе канцелярии Петербургской академии наук И.Д.Шумахеру просил того напомнить российским студентам, чтобы были более экономными и не делали долгов.
После этого Шумахер составил новую «инструкцию Марбургским студентам», в которой приказывал им составлять свои рапорты яснее, четче и подробнее, сообщать в академию обо всех прослушанных лекциях, пройденном материале, время от времени отправлять пробные диссертации; в отчете о хозяйственных делах перечислять все расходы, направлять список купленных книг; «учителей танцевания и фехтования» «больше не держать» и «не тратить деньги на одежду», «остерегаться делать долги, а довольствоваться теми тремястами рублями, которые им назначены на год».
В августе 1738 г. Ломоносов приобрел и изучал книги по теории стихосложения, ознакомился с поэтическими произведениями на латинском, немецком, французском и итальянском языках, переводил классических авторов. В октябре написал первую научную работу «О преобразовании твердого тела в жидкое …», перевел с французского на русский язык оду.
Второго января 1739 г. Х.Вольф писал в Петербург, что лекции, которые он должен был читать российским студентам, уже закончились, что они занимаются самостоятельно и пишут свои диссертации. Еще он писал: «Лучше было бы, конечно, если бы их скорее отозвали отсюда, потому что они не умеют пользоваться академической свободой и при том уже успели закончить то, что должны были здесь сделать».
В феврале Ломоносов женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Кристине Цильх. Похоже, именно ради нее он учился танцевать и фехтовать.
В июле 1739 г. Ломоносов, Виноградов и Райзер поехали в Фрайберг к профессору Й.Ф.Генкелю, где изучали минералогию, металлургию, посещали рудники и металлургические заводы.
Перед отъездом Ломоносов получил от Дуйзинга свидетельство об успехах в изучении химии, где говорилось, что «очень достойный и одаренный юноша Михаил Ломоносов, студент философии … с неутомимым прилежанием слушал лекции химии, читаемые мной в течение 1737 г., и, по моему убеждению, он получил из них немалую пользу … «. В своем свидетельстве Х.Вольф писал: «Молодой человек с прекрасными способностями Михаил Ломоносов во время своего прибытия в Марбург прилежно посещал мои лекции математики и философии, а преимущественно физики и с особой любовью пытался приобретать основательные познания. Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же усердием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращении на родину, может принести пользу государству, чего от души и желаю «.
В конце 1739 г. Ломоносов направляет в Петербург в академию «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства», из которых берет начало новая русская поэзия.
Очень богатым на события для Ломоносова был 1740 г. Он поссорился с Генкелем и ушел от него, пытался встретиться с российским посланником, чтобы вернуться домой, побывал в нескольких городах, посетил несколько рудников, был обманом завербован в прусские гренадеры, но бежал.
В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург и 8 июня 1741 г. появился в канцелярию Академии наук доложить о своем прибытии. Получил от главы канцелярии Шумахера задание составить каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В августе Ломоносов подает в Академическое собрание «Рассуждение о Катоптрико-диоптрическом зажигательном инструменте» и «Физико-химические соображения о соответствии серебра и ртути …», а до конца года пишет «Элементы математической химии». По результатам выполнения задач и обсуждения его диссертаций, в январе 1742 г. Ломоносов был назначен адъюнктом академии, то есть был официально признан ученым.
В.Миколаенко
Читайте книги Михаила Ломоносова!
Хотя со времен Ломоносова наука и литература ушли далеко вперед, его книги содержат настоящие жемчужины мудрости и поэзии. Некоторые образцы предлагаем вниманию читателей.
Утреннее размышление о Божием Величества (фрагмент)
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Вечернее размышление о Божием Величества при случае великого северного сияния (фрагмент)
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
…Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.
1743
Ода на день Восшествие на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 г. (фрагмент)>
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах
не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
* * *
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг
Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты
водит:
Один Коперник был, другой слыл
Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье
знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье
рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник
прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
1761
Афоризмы М.В.Ломоносовa
Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.
* * *
Кто малого не может, тому и большее невозможно.
* * *
Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.
* * *
Неусыпный труд все препятствия преодолевает.
* * *
Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку.
* * *
Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.
* * *
Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.