Как выяснить, что у вашего приятеля проблемы с психикой, о чем говорит одержимость теорией заговора, нормально ли разговаривать с самим собой, почему антидепрессанты не вызывают зависимости и возможно ли «заразить» бредом свою вторую половинку, отделу науки «Газеты.Ru» рассказал Максим Малявин — врач-психиатр, известный блогер и автор научно-популярной книги «Психиатрию — народу! Доктору — коньяк».
— Начну с самого насущного: как распознать, что одногруппник или коллега по работе психически нездоровый человек? Есть ли какие-то признаки, на это указывающие?
— Специалист скажет так: психически нездорового человека можно выявить только по совокупности признаков. Учась в интернатуре, я был на практике в отделении военных экспертиз. Перед нами стояла следующая задача: призывник входил в кабинет, здоровался, затем ему говорили: «Выйдите и подождите», а мы должны были поставить призывнику диагноз. Мы оценивали все: мимику, моторику движений, внешний вид, глаза, интонацию.
Порой можно что-то заподозрить, ориентируясь на один-единственный признак — предположим, если человек страдает от галлюцинаций или иллюзий. Например, ему кажется, что по коже постоянно кто-то ползает. Еще можно обратить внимание, нет ли у человека идей.
— Каких идей?
— Идей трех типов: навязчивых, сверхценных и бредовых. При этом человек может нормально себя вести, но если вдруг во время разговора будет затронута тема его бреда, например о тайных подготовках правительства или инопланетянах, тут он слетает с катушек.
— Получается, всех людей, верящих в теорию заговора, можно причислить к психически нездоровым?
— Не совсем так. Одно дело — допускать мысль о заговоре правительства или инопланетянах, другое — делать эту мысль стержнем своего мировоззрения.
Еще психически нездорового человека можно заподозрить по отклонениям в интеллекте — простите, дебилов (если считать это слово не ругательством, а термином) распознать легко. Еще можно распознать людей с депрессией — правда, не всегда легко понять, просто ли это плохое настроение или уже состояние, затрагивающее сферу мышления.
Мысли текут медленнее, речь звучит медленнее и тише, а на лице — маска скорби.
Также к психически нездоровым иногда можно отнести людей, которые разговаривают сами с собой. Правда, нужно разобраться — страдает ли человек от галлюцинаций или у него просто Bluetooth в ухо вставлен.
— Но ведь даже здоровые люди часто говорят сами с собой!
— Верно. Но все равно нужно уточнить, чем вызван этот диалог — необходимостью озвучить свои мысли или желанием ответить незримому собеседнику.
— Вы упомянули призывников, а ведь часто бывает, что именно они, пытаясь откосить от армии, притворяются сумасшедшими. Как психиатры распознают симулянтов?
— По сравнению с 1990-ми годами такого сейчас практически не происходит. У призывников есть множество других возможностей — например, притвориться, что у них плоскостопие или какие-то кожные болезни. Реже притворяются гомосексуалистами — к нам вот однажды пришел человек, который, наоборот, сменил пол, стал парнем и захотел пойти в армию.
— Его туда пустили?
— Нет, не пустили. А возвращаясь к вопросу о том, как психиатры распознают симулянтов, здесь снова нет конкретно одного признака. Здесь человека тоже нужно смотреть и крутить. Если призывник симулирует психопатию, то можно выяснить у родственников, было ли отклонение у пациента всегда или же оно взяло и резко проявилось. Если сомнения все равно остались, вопрос можно решить амбулаторно, не прибегая к госпитализации в отделение экспертиз.
— А может ли быть такое, что супруги живут вместе много лет, а потом выясняется, что один из них — психически неуравновешенный? Если такое возможно, то как нездоровому человеку удается так долго шифроваться?
— Тут дело в том, что вторая половина зачастую принимает отклонения мужа или жены за нормальное поведение. Ведь ярко проявляются только галлюцинации — в случае с ними сложно не отреагировать.
Мы с вами говорили о бредовых идеях, и иногда больной может их подавать таким образом, что супруг или супруга могут поверить. Например, нездоровый человек может утверждать, что ему вредят соседи — жгут химию, которой пахнет через розетку или вентиляцию. А половинка начинает верить и думать, что соседи действительно что-то задумали.
Это называется индукция — она может доходить вплоть до того, что у супруга или супруги появляются схожие бредовые мысли.
Еще легко не заметить, что вторая половина пребывает в маниакальном или депрессивном состоянии, когда оно не очень сильно выражено. Бывает такое, будто человек просто лежит на диване и ничего не хочет делать, а потом встает и готов горы свернуть. Просто фаза у больного сменилась…
— Есть признаки, указывающие на то, что у человека не просто депрессия, а его пора вести к специалисту?
— Когда подавленное состояние держится неделями и начинает мешать работать и по дому что-то делать, пора обращаться к врачу. Еще тревожный сигнал — если человек несколько дней подряд от пищи отказывается и у него начинается бессонница. И если он, самое главное, высказывает мысли о том, что жить дальше не стоит. Причем не демонстративно, а как бы в пространство: мол, перспектив никаких нет. В этом случае надо звонить специалисту.
— Кстати, про лечение от депрессии. Есть мнение, что антидепрессанты вредны и вызывают зависимость…
— Антидепрессанты положено пить шесть — восемь месяцев, чтобы настроение четко и надолго вошло в колею. Настроение у людей с депрессией ухудшается из-за нарушений в биохимии мозга, и за две недели, как насморк, настроение не «вылечишь». И народ думает: долго лечат, подсадили. А вот преждевременная отмена антидепрессантов может привести к тому, что все вернется к самом началу.
Зависимости от антидепрессантов нет. Это страшилка, которая живет среди людей, которых нельзя переубедить. Эти люди ищут везде доказательства собственной правоты.
— Наверное, каждый человек ловил себя на мысли, не сумасшедший ли он. Когда нужно начать паниковать и идти к врачу, когда в голову проникают незнакомые голоса?
— Когда человек пребывает в затяжной депрессии. Три недели плохого настроения — знак, что пора на консультацию. Еще один сигнал, что нужно идти к специалисту, — галлюцинации.
Кроме тех, что возникают при засыпании и пробуждении.
Все остальные — предмет работы для психиатра.
Другое дело, что человеку, который слышит те же голоса, эти голоса будут говорить другое: оставаться дома и к врачам не приближаться. Хотя некоторым пациентам настолько они мешают, что люди обращаются к психиатру.
— А кто чаще всего сталкивается с психическими заболеваниями — мужчины или женщины, трудоголики или неработающие, одинокие или семейные люди?..
— Заболевания, которые относятся к большой психиатрии и обусловлены генетическими факторами, например шизофрения, вызваны не внешними, а внутренними нарушениями. Внешние факторы, такие как наличие или отсутствие работы, могут влиять только на течение заболевания. Неустроенный в жизни человек, ясное дело, будет чаще страдать от обострений.
А вот что касается малой психиатрии — неврозов и реакций на стрессы, — тут внешние факторы играют одну из ведущих ролей.
— Я довольно часто встречала публикации о том, что именно трудоголики чаще всего сталкиваются с этой малой психиатрией…
— Трудоголики, скорее, лишь немного выпадают за границы нормы. Но не настолько, чтобы считать трудоголизм болезнью и его лечить.
— А есть какая-то статистика, люди каких профессий чаще всего имеют дело с малой психиатрией? Шахтеры, журналисты?
— Здесь можно было бы провести параллель.
Есть синдром эмоционального выгорания, ему подвержены чаще всего врачи, учителя, в ряде случаев — те же журналисты.
А вообще, возьмите боксера. Частые повреждения головного мозга приводят к изменениям в характере и эмоциях — боксер может становиться вспыльчивым или, наоборот, апатичным. И интеллект с памятью со временем тоже могут у него пострадать.
— Как тем же журналистам избежать эмоционального выгорания?
— Если в работе нет ощущения, что вы делаете что-то важное, нужное и перспективное, есть риск эмоционального выгорания. Мой совет: нужно вовремя отдыхать, причем отдыхать активно — не дома или на даче, а в месте, где вы наберетесь новых эмоций и впечатлений. А еще, если чувствуете, что вас затянула рутина, смело увольняйтесь. Или ищите возможности для роста тут, на месте.
— Такой вопрос: часто говорят, что в эпоху развивающихся технологий «сумасшедших стало больше». А вот раньше, когда не было ни сотовой связи, ни интернета, все были намного уравновешеннее…
— Сложный вопрос. Статистика по основным болезням, по шизофрении например, особо не изменилась. Цифры остались примерно те же самые.
Что касается малой психиатрии, тут количество подросло.
Но непонятно, за счет чего — то ли за счет того, что люди стали больше ценить качество своей жизни и чаще обращаться ко врачу, то ли за счет того, что психиатрия перестала пугать пациентов и они начали более охотно идти за помощью. Возможен еще один вариант — пациенты и врачи стали более информированными. Тот же интернет позволяет промониторить больше, чем средства связи 30 лет назад. Раньше статистика собиралась очень медленно, а сейчас любая мелочь засветится благодаря интернету. Может, из-за этого кажется, что люди страдают от неврозов больше. Ведь СМИ часто любят вылавливать что-то негативное, это негативное рейтинги больше всегда поднимает.
— И все-таки родители всегда говорят: интернет и компьютерные игры приводят к неврозам…
— Я бы так не сказал. Это, скорее, реакция родителей на то, что дети отвлекаются от реальности на виртуальный мир. А это не соответствует привычкам родителей, и они своей критикой пытаются как-то исправить положение подобными упреками.
— Даже у нормальных людей часто возникают проблемы с нервами — одни бесконечно стучат ногой, другие живут в постоянном страхе, третьи закатывают истерики по поводу и без. Вопрос: как перестать нервничать и начать жить?
— Прежде всего, нужно понять для себя, что вы делаете, для чего делаете, какая у вас цель в будущем. Важно отвлечься от ежедневной рутины и решить, что вы хотите от жизни. Еще полезно просто пойти и умыться. Если есть возможность, душ принять. Сходить и даже записаться в бассейн. Если такой возможности нет, почаще гулять по городу, ходить по парку. Так вы вынырнете из рабочих дел и чуть-чуть наберетесь новых впечатлений, которые немного перебьют рутину. И нервы заодно успокоите.
— И конкретно про стучание ногой, что оно может значить?
— В принципе, стучание ногой — это ничего страшного. Оно может означать, что человек пытается дать выход своим эмоциям — чаще всего негативным. Еще стучание ногой свидетельствует о желании человека высказаться. Но человек осознает, что ему нужно сдержаться, и просто трясет ногой. Еще это может говорить о сильном нетерпении.
Стоит посоветовать всем стучащим ногой заняться какой-то физической активностью — сходить поплавать, например. Ну или просто в душ сходить.
— А как воспитать ребенка таким образом, чтобы у него в будущем не возникло никаких нервных расстройств?
— Нужно просто любить ребенка.
Больше, чем любовь, вы ничего ребенку дать не сможете.
Ребенка нужно любить и не мешать ему брать от образования и от окружающего мира то, что он взять способен.
А вот депрессивные родители должны лечиться и не нести свой негатив в семью.
УДК 281.9:6167.89
ПРАВОСЛАВИЕ И ПСИХИАТРИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ © Тупикин Р.В.1, Осипова Н.Н.2
‘Смоленская православная духовная семинария, Россия, 214000, Смоленск, ул. Тимирязева, 5 2Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме
Цель. Изучение возможностей взаимодействия православия и психиатрии в сфере охраны психического здоровья
Методика. Работа выполнена с применением историко-генетического и проблемно-хронологического методов исследования. Использовались теологические, исторические и медицинские источники литературы, позволяющие обосновать комплексный подход к изучению диагностики и лечению духовных и душевных болезней.
Результаты. Выявлены историко-теологические, историко-медицинские аспекты взаимодействия религиозных организаций и медицинских учреждений в области оказания помощи душевнобольным, особенности монастырской психиатрии, показывающие положительный опыт комплексного подхода к лечению пациентов психиатрического профиля.
Заключение. В настоящее время имеются достаточные научные обоснования и существенный положительный опыт организации совместной практической работы врачей-психиатров и священнослужителей. Эффективная комплексная помощь душевнобольным пациентам должна предусматривать организацию обучения священнослужителей основам пастырской психиатрии и пастырского попечения о людях, страдающих психическими расстройствами, а также подготовку врачей-психиатров и психотерапевтов в сфере христианской антропологии.
Ключевые слова: психическое здоровье, психические расстройства, пастырская психиатрия, христианская антропология
ORTHODOXY AND PSYCHIATRY: EXPERIENCE AND PROSPECTS FOR INTERACTION Tupikin R.V.1, Osipova N.N.2
Objective. Exploring the possibilities of interaction between Orthodoxy and psychiatry in the field of mental health.
Keywords: mental health, mental disorders, pastoral psychiatry, Christian anthropology
Введение
Степень актуальности проблем, связанных с психическим здоровьем человека, профилактикой психических расстройств и выбором эффективных форм помощи людям, страдающим душевными недугами, сегодня чрезвычайно высока.
Ученые констатируют высокий уровень психических расстройств и тенденцию его неуклонного роста. По данным Всемирной организации здравоохранения около 20-25% населения Земли имеет поведенческие и психические расстройства. Прогнозируется, что уже к 2020 г. депрессии станут второй причиной инвалидизации работоспособного населения. Расстройства в психической сфере касаются не только взрослых людей, но также детей и подростков: такие расстройства все чаще становятся причинами социальной дезадаптации в семье и школе. Особого внимания заслуживает проблема суицидального поведения, в основе которого могут лежать несвоевременно распознанные последствия стрессовых ситуаций, депрессии и другие психические расстройства.
Суицидальное поведение — одна из серьезных проблем в сфере общественного здоровья. От самоубийства ежегодно умирают около 800 000 человек по всему миру, что составляет 1,4% от всех смертей. В зоне риска находятся подростки и молодежь, поскольку в мировом масштабе смерть молодых людей в возрасте 15-29 лет в 8,5% случаев связана с самоубийством и считается второй по значимости причиной смерти после автомобильных катастроф .
Неблагоприятные условия воспитания в детском возрасте могут выступать в качестве факторов, провоцирующих развитие аффективной патологии и суицидального поведения, в частности. S.E. Gilman (2015) подчеркивает, что дети, подвергающиеся влиянию стрессовых факторов, таких, как финансовые трудности в семье, жестокое обращение, сексуальное насилие имеют в 1,5-3,0 раза выше шансы развития биполярного расстройства . L.L. Braga et al. (2013) также указывают на роль стрессовых событий, насилия, чрезмерного использования психоактивных веществ, экономический и эмоциональный стресс, семейные проблемы, в качестве основных факторов риска для нарушений функционирования эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Что касается пола, у девушек суицидальные мысли появляются чаще, чем у юношей, однако завершенные суицидальные попытки чаще встречаются у юношей .
Школьная травля (буллинг) и кибербуллинг (травля в интернете) могут нанести урон подростковой психике и спровоцировать суицидальное повеление. Американские ученые исследовали 15425 учеников старших школ и сделали неутешительные выводы. Девочки подвергались травле сверстниками чаще, чем мальчики (31,3% и 22,9% соответственно), особенно часто кибербуллингу (22, 0% девочек, 10, 8% мальчиков), в то время как мальчиков чаще унижали исключительно в школе (12,2% мальчиков, 9,2% девочек). Резко сниженное настроение и появление суицидальных мыслей присутствовало у всех, подвергавшихся школьной травле в той или иной форме. Совершивших суицидальную попытку было 9.5% среди подвергшихся школьной травле, 14,7% среди жертв кибербуллинга и 21,1% среди подвергшихся обоим видам травли. Среди подростков, которых никогда не «травили» сверстники, процент суицидальных попыток равен 4,6 .
Существует связь между суицидальным поведением и приемом алкоголя у подростков. В исследовании M.H. Swahn (2007) приняли участие 13 639 учащихся старших школ. Среди них 25,4% признались, что впервые попробовали алкоголь в возрасте 13 лет и раньше. Раннее начало употребления алкоголя (в пубертатном и особенно препубертатном периоде) статистически значительно повышает риск возникновения суицидальных мыслей и может провоцировать суицидальные попытки как у юношей, так и у девушек .
Злоупотребление алкоголем наносит не только физический, но и психический вред молодежи. Систематическое избыточное потребление алкогольных напитков обладает депрессогенным эффектом и провоцирует различные неблагоприятные жизненные события, происходящие в состоянии опьянения. Оба эти фактора могут стать провоцирующими для суицида. Проведение своевременной «интервенции» для злоупотребляющих алкоголем подростков может значительно снизить суицидальные риски. На уровне общественного здравоохранения, деятельности общественных, православных организаций проведение работы по борьбе с алкоголизмом и просвещение населения может оказаться наиболее эффективным для предотвращения алкоголь-индуцированных суицидальных попыток .
Все перечисленные проблемы актуальны и для Смоленской области. Совсем недавно — в декабре 2018 г. и апреле 2019 г. вопросы предотвращения попыток суицида, профилактики и своевременной поддержки детей и подростков «группы риска» были рассмотрены на заседаниях Координационного совета при Губернаторе Смоленской области по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства и Координационного совета при Администрации Смоленской области по развитию системы духовно-нравственного воспитания.
Для определения действенных форм и методов оказания помощи людям, страдающим душевными недугами, необходимо, прежде всего, понимать комплексный характер причин психических расстройств и духовных недугов.
Целью работы явилось изучение возможностей взаимодействия православия и психиатрии в сфере охраны психического здоровья.
Работа выполнена с применением историко-генетического и проблемно-хронологического методов исследования. Использовались теологические, исторические и медицинские источники литературы, позволяющие обосновать комплексный подход к изучению диагностики и лечению духовных и душевных болезней.
Понимание духовных причин психических расстройств
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Несмотря на обширность фундаментальных исследований в области медицины и психиатрии, в частности, однозначные причины большинства таких болезней неизвестны. Несомненно, имеются убедительные доказательства наследственной природы психических заболеваний, таких как шизофрения, биполярное аффективное расстройство и др. Однако многие ученые убедительно показывают, что для развития различных форм той или иной психической патологии с одной стороны имеется определенная «готовность» к развитию болезни, обусловленная, например, отягощенной наследственностью, поврежденностью тех или иных мозговых структур, но фактором, запускающим расстройство, триггером, часто выступают психогенные факторы, такие как неблагоприятные условия среды, неправильное научение, воспитание. Среди них могут быть непонимание в семье, сложные взаимоотношения на работе, необоснованно высокий уровень притязаний, эгоцентризм с сосредоточенностью только на своих потребностях. Безусловно, все перечисленные факторы имеют нравственные, духовные корни.
На психическое состояние человека влияет его образ жизни. Для большинства современных людей это жизнь в особом информационном пространстве, которое характеризуется интенсивным объемом и высоким темпом подачи информации с абсолютным отсутствием ориентиров, показывающих пользу или вред имеющихся сведений. Это и постоянное стремление к новым и новым внешним достижениям, что нередко является проявлением гордыни и самонадеянности; и перенасыщенность ненужной информацией с одновременной неспособностью ограничить, выстроить четкие границы собственного информационного поля, что порождает целый комплекс греховного поведения.
Необходимо отметить тенденцию к тотальному гедонизму, стремлению к удовольствиям. Сегодня в секулярной среде жизнь ради получения удовольствий агрессивно навязывается как псевдоидеал. Игумен Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, психиатр, отмечал, что такое потребительское отношение к жизни формирует наркоманический тип характера, когда человек настроен только на то, чтобы наслаждаться. Неполучение очередных удовольствий приводит к психическим срывам. И в этом случае также существует прямая зависимость греха и психической болезни .
Вместе с тем, мы можем констатировать, что в основе многих душевных заболеваний лежат духовные недуги. В Евангельском сюжете о расслабленном Господь прямо указывает исцеленному Им человеку на духовную причину болезни: «… вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5,14). Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы» . Церковь выделяет в личностной структуре человека духовный, душевный и телесный уровни организации. Как древние, так и современные отцы и учителя Церкви уделяют внимание всей личности в целом. Единство и гармония человеческой личности, дарованные Господом, и утерянные человеком вследствие пренебрежения законами духовной жизни, ныне являются искомым состоянием. Об этой гармонии замечательно сказал святитель Феофан Затворник: «Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласие с ними удовлетворение и прочих потребностей, так что ни то, чем удовлетворяется душа, ни то, чем удовлетворяется тело, не противоречат духовной жизни, а ей способствуют — и в человеке водворяется полная гармония: мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений!» .
Неизменно попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном -является заботой Церкви. Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, «Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге — о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7, 23)» .
Пастырская психиатрия
Из истории медицины известно, что первый этап становления психиатрии в России именуется монастырским. В монастыри свозили душевнобольных и бесноватых. Братия с христианской любовью и милосердием заботилась о них. Больной был не лишним, не чужим человеком, он был братом во Христе, который нуждается в помощи. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком… окажи почтение как образу Божию» .
С конца XVIII в. начался процесс становления психиатрии как научной медицинской дисциплины, опирающейся на рационалистические теории, данные клинических наблюдений и лабораторных исследований. Несмотря на это, в дореволюционной России существовала практика взаимодействия врачей и священнослужителей в оказании помощи душевнобольным. Во всех психиатрических лечебницах строились больничные храмы. Священник и врач были соработниками. Например, при каждой из 50 клиник Военно-медицинской академии был свой храм, и каждый день в этих храмах совершалась Божественная литургия .
В годы советской власти традиции соработничества Церкви и медицины были утрачены. Но многие душевнобольные нашли себе приют в монастырских стенах. Парадоксально, что во многих монастырях после их закрытия были созданы интернаты для тяжёлых хронических больных. Это, например, Успенская Вышинская пустынь, где подвизался святитель Феофан Затворник .
Несмотря на господство в Советской России материалистической теории, ряд ученых открыто свидетельствовали об обратном. Известен случай, когда святитель Лука (Войно-Ясенецкий) многократно оперировавший мозг, на допросе сказал: «.я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Известный нейрохирург Н.П. Бехтерева писала: «Всю свою жизнь я посвятила изучению самого совершенного органа — человеческого мозга, и пришла к выводу, что возникновение такого чуда невозможно без Творца».
Один из выдающихся психиатров ХХ в. — профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов, почивший о Господе в 1979 г., создал концепцию «Пастырская психиатрия» для студентов Духовных академий и семинарий. Им был написан труд «Психиатрия и вопросы духовной жизни», который и в наши дни может служить научным пособием как для психиатров, так и для священнослужителей .
Взаимодействие врача и священника
Переходя к актуальным для сегодняшнего дня вопросам организации оказания помощи людям, страдающим душевными недугами, представляется целесообразным остановиться на рассмотрении проблемы стигматизации психически больных людей, которая существует в современном обществе. Нередко это вызвано просто страхом перед человеком, поведению которого невозможно дать объективную оценку. В нашем обществе по-прежнему больной диабетом и душевнобольной человек вызывают разные чувства даже у ближайшего социального окружения. Если к первому относятся с состраданием и сочувствием, то болезнь второго либо стараются не замечать, либо всячески избегают общения, нередко такая болезнь вызывает насмешки. Этим, во многом, объясняется нежелание душевнобольного человека обращаться за психиатрической помощью — признание себя психически больным требует определенного мужества. Кроме того, симптомы многих психических расстройств часто не распознаются пациентами как болезненные, утрачивается критическое отношение к последствиям своего поведения и больные не обращаются за медицинской помощью.
Одним из первых, кто сталкивается с признаками душевного расстройства верующего человека, является священнослужитель. Верующий человек, испытывающий душевные страдания, идет за помощью в храм, обращается за советом и просьбой о помощи к священнику. Именно священник призван выявить причину духовных страданий. Первым шагов в такой помощи является определение степени духовного повреждения. Важной задачей является установление возможных признаков душевного заболевания. Еще одна задача состоит в определении наличия или отсутствия психофизических нарушений. Как мы видим, и во втором, и в третьем случаях невозможно обойтись без помощи специалиста в области психиатрии .
Если в современной зарубежной литературе необходимость совместной деятельности врача-психиатра и пастыря-богослова при оказании помощи душевнобольным признается как аксиома, то в России такая работа в большинстве российских регионов находится в стадии становления. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г., т.е. почти два десятилетия назад, отмечено, что «в области психотерапии
оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника» .
На деле серьёзный опыт сотрудничества врачей-психиатров и священнослужителей как из приходских храмов, так и из монастырей в деле окормления душевнобольных накоплен только в нескольких регионах, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге .
Назову две проблемы, решение которых в регионах является необходимым для организации взаимодействия врача-психиатра и священнослужителя при оказании помощи душевнобольным. С одной стороны, многие высококвалифицированные психиатры считают, что в ряде случаев (например, при обострениях болезней), больному не рекомендуется общение со священнослужителем, более того, оно может вызвать ухудшение его состояния. Вместе с тем, некоторые российские ученые еще в прошлом веке отмечали благотворное влияние веры и церковных таинств на лечение психиатрических заболеваний. Например, Дмитрий Евгеньевич Мелехов, в книге «Психиатрия и проблемы духовной жизни» подробно рассматривает способы пастырского попечения и особенности оказания медицинской помощи при лечении различных форм психических расстройств .
С другой стороны, существует проблема дифференцированного разграничения духовных и душевных болезней. В обыденной православной среде, к сожалению, мы можем встречать непонимание того, что есть болезни духовные и есть болезни душевные. Неправильно смешивать все болезни, все состояния, связанные с душевной и духовной жизнью человека, объединять их в одно целое. Нужно помнить, что древние святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. Например, еще в VI в. преподобный Иоанн Лествичник приводил определенные признаки, по которым необходимо отличать расстройства духовного происхождения от расстройств, развитие которых зависит «от естества». Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, «представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами» . Важно отметить, что примеров, которые показывают значительное сходство болезней душевных и духовных достаточно много и их разграничение требует совместного комплексного подхода врача и священнослужителя. Например, к духовным недугам относят грех уныния и печали; среди психических заболеваний выделяются депрессии, проявлениями которых является грустное, подавленное настроение, тоска, уныние, апатия. Среди духовных заболеваний в качестве наиболее тяжёлого состояния выделяется бесоодержимость, к основным внешним проявлениям которого относится боязнь святыни. При психических заболеваниях встречаются бредовые идеи бесоодержимости, когда человек говорит о том, что он одержим бесами и описывает их воздействие на физическом уровне . Профессор Свято-Сергиевского православного института Парижа, архимандрит Киприан (Керн) в своей работе по пастырскому богословию посвятил вопросам пастырской психиатрии отдельную главу. Он писал, что «.существуют такие душевные состояния, которые не могут быть определяемы категориями нравственного богословия и которые не входят в понятие добра и зла, добродетели и греха. Это все — те «глубины души», которые принадлежат к области психопатологической, а не аскетической». Далее он замечал, что «.области психиатрии и нравственного богословия не совпадают, так как для одной часто встают загадки души, там, где другая решает все простым определением «тяжкий грех». Архимандрит Киприан считал, что пастырь должен сам прочитать одну-две книги с психопатологическими наблюдениями, «.чтобы огулом не осудить в человеке, как грех то, что само по себе есть только трагическое искривление душевной жизни, загадка, а не грех, таинственная глубина души, а не нравственная испорченность…».
Заключение
Итак, сфера человеческого духа, болезнь человеческого духа — это сфера, где врачует врач духовный, священник. Сфера человеческого души — это сфера, в которой врачует врач-психиатр. Эти сферы неразрывно между собой связаны, именно поэтому необходимо тесное сотрудничество и священника, и врача-психиатра.
Здоровье как совокупность физического, духовного и социального благополучия требует изначально комплексного подхода к пониманию причин его ухудшения. Комплексное врачевание душевного недуга призывает к лечению, с одной стороны, врача, представляющего медико-биологическую точку зрения, психотерапевта, который использует методы психического
воздействия на больного и, с другой, — духовника, который объясняет природу болезни с духовной точки зрения и применяет меры пастырского воздействия.
В настоящее время имеются достаточные научные обоснования и существенный положительный опыт организации совместной практической работы врачей-психиатров и священнослужителей. Безусловно, для становления такой работы в Смоленской области предстоит сделать еще очень многое. Прежде всего, это организация обучения священнослужителей основам пастырской психиатрии и пастырского попечения о людях, страдающих душевными недугами. Не менее важной является подготовка врачей-психиатров и психотерапевтов в сфере христианской антропологии. Только при названных условиях мы можем обеспечить внедрение в нашем регионе практики совместной врачебно-пастырской помощи и профилактической работы в сфере охраны психического здоровья.
Литература (references)
2. Иеромонах Анатолий (Берестов), Каклюгин Н.В. Легальная наркоагрессия в России (Хроники необъявленной войны). — М.: Душепопечительский православный центр Святого праведного Иоанна Кронштадтского, Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка, 2008. — 400 с.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
6. Копейко Г.И. Клинико-психопатологические особенности бреда одержимости при шизофрении: материалы Первой Московской международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия», 20-21 апреля 2017 г: сборник научных трудов. — М.: Сам Полиграфист, 2017.
12. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского.- М.: «Из-во Московского Сретенского монастыря», 2001. — С. 112-113.
14. Braga L.L., Dell’Aglio D.D. Suicidionaadolescencia: fatores de risco, depressao e genero // ContextosClinicos. -2013. — N6. — Р.2-14.
19. WHO. Suicide data 2017. http://www.who.int/mental_health/prevention/suicide/suicideprevent/en/
Информация об авторах
Тупикин Роман Владимирович — кандидат юридических наук, кандидат богословских наук, Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, Глава Смоленской митрополии Русской Православной Церкви, Управляющий Смоленской Епархией Русской Православной Церкви, ректор Религиозной организации ДОО ВО «Смоленская Православная Духовная Семинария Смоленской Епархии Русской Православной Церкви». E-mail:natinen@yandex.ru
Осипова Наталья Николаевна — кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии, начальник управления по воспитательной и социальной работе ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: natinen@yandex.ru
Признаки психических расстройств, а также частота их возникновения являются распространенным вопросом, волнующим население в последние годы. Особенно это актуально в связи с тем, что темп жизни неукоснительно растет, а ресурсы человеческой нервной системы остаются на прежнем уровне. Очень часто психические нарушения развиваются постепенно, ступенчато, привнося черты в психику человека, ранее ему не свойственные, соответственно, есть хорошие шансы вовремя их заметить и оказать должную медицинскую помощь.
По последним данным, психические расстройства выявляются у 25-30% населения, то есть у каждого четвертого в мире. Однако примечательно, что при этом 75-80% больны непсихотическими, легкими психическими нарушениями. Серьезные психические заболевания, такие как шизофрения, встречаются в 6-17% случаев. Алкоголизм — в 60%.
Необходимо помнить, что психическое расстройство – не приговор, так как при достаточном и своевременном лечении у специалиста, а также ответственном отношении и внимательности к своему состоянию, симптомы психических расстройств могут быть купированы, (а зачастую само расстройство может быть полностью вылечено), что поможет сохранить прежний социальный, профессиональный статус и уровень качества жизни.
ПРИЗНАКИ
Астенический синдром.
Это состояние может сопровождать любые расстройства психики и многие из соматических заболеваний. Астения выражается в слабости, низкой работоспособности, в перепадах настроения, повышенной чувствительности. Человек легко начинает плакать, мгновенно раздражается и теряет самообладание. Нередко астении сопутствуют нарушения сна, чувство разбитости, повышенной утомляемости, неспособность справляться с до этого привычной нагрузкой на работе, учебе.
Навязчивые состояния.
В широкий спектр навязчивостей входит множество проявлений: от постоянных сомнений, неприятных мыслей, «застревающих, крутящихся в голове», страхов, с которыми человек не способен справиться, до непреодолимого стремления к чистоте или совершению определенных, необычных действий. Под властью навязчивого состояния человек может по несколько раз возвращаться домой, чтобы проверить — выключил ли он утюг, газ, воду, закрыл ли дверь на ключ. Навязчивый страх несчастного случая может заставлять больного выполнять некоторые ритуалы, которые, по убеждению страдальца, могут отвести беду. Если вы замечаете, что ваш знакомый или родственник часами моет руки, стал чрезмерно брезглив и все время боится заразиться чем-либо — это тоже навязчивость. Стремление не наступать на трещины на асфальте, стыки плитки, избегание определенных видов транспорта или людей в одежде определенного цвета или вида — тоже навязчивое состояние.
Изменения настроения.
Особенно важно обратить внимание не сколько на кратковременные изменения под воздействием сиюминутных факторов, сколько на изменения настроения, ранее не свойственные человеку, длительные, от 2 недель и более.
- Тоска, подавленность, стремление к самообвинениям, разговоры о собственной никчемности, греховности, о смерти, об отсутствии будущего, надежды на лучшее и пр.
- Неестественное легкомыслие, беззаботность.
- Дурашливость, не свойственная возрасту и характеру.
- Эйфорическое состояние, оптимизм, не имеющий под собой оснований.
- Апатия, болезненное ощущение у себя отсутствия эмоций.
- Суетливость, говорливость, неспособность концентрироваться, сумбурное мышление.
- Раздражительность, гневливость, агрессивность
- Невозможность удержать эмоции, плаксивость, легкие срывы на крик в беседе
- Усиление сексуальности, угасание естественной стыдливости, неспособность сдерживать сексуальные желания или наоборот исчезновение либидо, отсутствие утренней эрекции у мужчин
Необычные ощущения в теле.
Покалывания, жжение в коже, ощущения жжения, давления «выкручивания» в теле, шевеления «чего-либо внутри», «шуршания в голове», наличия посторонних предметов в организме – могут сигнализировать о нарушениях в нервной системе.
Ипохондрия.
Выражается в навязчивом, одержимом поиске у себя тяжелых заболеваний и расстройств, болезненном «прислушивании» к малейшим изменениям состояния своего организма. При этом пациент зачастую не верит врачам, требует повторных и более глубоких исследований, полностью сконцентрирован на поиске у себя тяжелых заболеваний, требует к себе отношения как к больному.
Нарушения аппетита.
Важно обратить внимание как на внезапное усиление аппетита — «волчий аппетит», так и на его резкое снижение и извращение вкусовых предпочтений. Причина может быть как в заболевании желудочно-кишечного тракта, так и в общей подавленности состояния, либо болезненной убежденности в излишней полноте при ее отсутствии. Также важно, если ранее вкусная пища утратила ее вкусовые качества, стала пресной, безвкусной, » как картон».
Иллюзии
Не нужно путать иллюзии и галлюцинации. Иллюзии заставляют человека воспринимать реальные объекты и явления в искаженном виде, тогда как при галлюцинациях человек ощущает то, чего в действительности не существует.
Примеры иллюзий:
- узор на обоях кажется сплетением змей или червей;
- размеры предметов воспринимаются в искаженном виде;
- стук капель дождя по подоконнику кажется осторожными шагами кого-то страшного;
- тени деревьев превращаются в ужасных существ, подползающих с пугающими намерениями и т. д.
Галлюцинации
Если о наличии иллюзий посторонние могут и не догадываться, то подверженность галлюцинациям может проявляться более заметно. Галлюцинации могут затрагивать все органы чувств, то есть быть зрительными и слуховыми, тактильными и вкусовыми, обонятельными и общими, а также комбинироваться в любом сочетании. Больному все, что он видит, слышит и чувствует, кажется совершенно реальным. Он может не верить, что всего этого не чувствуют, не слышат, не видят окружающие. Их недоумение он может воспринимать как заговор, обман, издевательство, раздражаться на то, что его не понимают.
- При слуховых галлюцинациях человек слышит разного рода шум, обрывки слов или связные фразы. «Голоса» могут давать команды или комментировать каждое действие больного, смеяться над ним или обсуждать его мысли.
- Вкусовые и обонятельные галлюцинации часто вызывают ощущение неприятного свойства: отвратительного вкуса или запаха.
- При тактильных галлюцинациях больному кажется, что его кто-то кусает, трогает, душит, что по нему ползают насекомые, что некие существа внедряются в его организм и там передвигаются или поедают тело изнутри.
- Внешне подверженность галлюцинациям выражается в разговорах с невидимым собеседником, внезапном смехе или постоянном напряженном прислушивании к чему-то. Больной может все время стряхивать с себя что-то, вскрикивать, осматривать себя с озабоченным видом или спрашивать окружающих, не видят ли они чего-то на его теле или в окружающем пространстве.
Изменения мышления
Ранее не свойственные переоценка собственных возможностей или способностей, убежденность в собственной исключительности, увлечение эзотерикой, магией, внезапно появившаяся вера в сверхъестественное. Темп течения мыслей в голове также может меняться, либо становиться некомфортно медленным, либо столь быстрым, что порой очень сложно сконцентрировать внимание на одной мысли.
Бредовые мысли.
Бредовые состояния нередко сопровождают психозы. Бред основывается на ошибочных суждениях, причем больной упорно сохраняет свою ложную убежденность, даже если налицо явные противоречия с реальностью. Бредовые идеи приобретают значимость, определяющую все поведение. Бредовые расстройства могут выражаться в эротической форме, или в убежденности в своей великой миссии, в происхождении от знатного рода или инопланетян. Больному может казаться, что кто-то его пытается убить или отравить, обокрасть или похитить. Иногда развитию бредового состояния предшествует ощущение нереальности окружающего мира или собственной личности.
Десоциализация.
Есть люди, нелюдимые и необщительные в силу своего характера. Это нормально и не должно вызывать подозрений в психических расстройствах. Но если прирожденный весельчак, душа компании, семьянин и хороший друг вдруг начинает разрушать социальные связи, становится нелюдимым, проявляет холодность к тем, кто еще недавно был ему дорог — это повод для беспокойства о его психическом здоровье. Человек становится неряшливым, перестает следить за собой, может уволиться с работы без веской для этого причины, забросить свою карьеру, прежние цели и интересы, в обществе может начать вести себя шокирующе — совершать поступки, считающиеся неприличными и недопустимыми.
Содержание
- Склонность к собирательству или неумеренная щедрость
- Глава 9. Отражение семейной динамики в болезнях: основные примеры семейных переплетений
- Мужчины как отцы
- VII. Психоаналитическое учение о болезнях
- ОТЦЫ И ДЕТИ
- Миф о душевных болезнях и пользе медицинского подхода в терапии
- Святые против мошенников
- Глава четвертая, руководство для системных администраторов. Не святые сети плетут, не мудрецы их распутывают
- Застывшие чувства и святые слезы
- 12. Молчание и святые места
- Отцы и дети
- 1.1. О болезнях и их излечении
- Что нас страшит в болезнях
- Святые отцы о страхе
- Святые отцы о курении
- Смеющиеся святые
Склонность к собирательству или неумеренная щедрость
Да, любой коллекционер может оказаться под подозрением. Особенно в тех случаях, когда собирательство становится навязчивой идеей, подчиняет себе всю жизнь человека. Это может выражаться в стремлении тащить в дом вещи, найденные на помойках, накапливать продукты, не обращая внимания на сроки годности, или подбирать беспризорных животных в количествах, превосходящих возможность обеспечить им нормальный уход и правильное содержание.
Стремление раздавать все свое имущество, неумеренное транжирство тоже могут расцениваться как подозрительный симптом. Особенно в том случае, когда человек не отличался ранее щедростью или альтруизмом. Следует особо обратить внимание на это состояние, особенно когда человек начинает неожиданно активно посещать банки и оформлять кредиты.
Святые отцы о болезнях и болеющих
Тело есть раб души, а душа – царица, а потому часто милосердием Божиим бывает и то, когда тело изнуряется болезнями: от сего ослабевают страсти и человек приходит в себя; да и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей.
Отними грех, и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает св. Василий Великий: «Откуда недуг? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех». Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам.
Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более.
Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее; ибо, поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется (2 Кор. 4, 16)».
Из письменных наставлений
преп. Серафима Саровского
+ + +
Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который почти тотчас засыхает, как скоро он распускается, и – облаку, которое рассеивается и не оставляет следа; что наши дни исчезают, как тень; что наше тело сохнет, подобно траве полевой, что жизнь самого крепкого человека есть только дыхание, что с каждым дыханием она сокращается, и что биение его пульса, подобно ударам маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьет именно в ту минуту, когда человек думает, что до сего часа еще очень долго.
О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль предотвращает гнилость рыбы или мяса, так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не попускает страстям, червям душевным, зарождаться в нас.
Терпеть, или не терпеть в страдании, однако ж не миновать того, и нетерпением страдания не отвратить, которое Промысл Божий нам определил. А от нетерпения не иное что, как вред и пагуба последует. Терпением облегчается всякое страдание. Посмотри на тех, которые в долговременной находятся болезни, или которые долговременно сидят в темнице; так они к тому бедствию терпением привыкли, что аки бы не чувствовали того. Скорбь бо терпение соделывает (Рим. 5, 3). Напротив того, нетерпением умножается болезнь…
Свт. Тихон Задонский
+ + +
Страх за тело бывает в людях столь силен, что вследствие оного нередко остаются они неспособными совершить что-либо достославное и досточестное. Но когда на страх за тело проникает страх за душу, тогда страх телесный изнемогает пред страхом душевным, как воск от силы пожигающего огня.
И когда находишься в болезни, скажи: «блажен сподобившийся быть искушенным от Бога в том, за что наследуем жизнь». Ибо недуги посылает Бог для здравия души.
Св. Авва Исаак Сирин
+ + +
Прошу тебя, сын мой, терпи и благодари за преткновения, случающиеся в болезни, по слову сказавшего: «Все, елико аще нанесено ти будет, приими за благо» (Сир. 2, 3), чтобы намерение Промысла исполнилось на тебе, сын мой, так как Ему благоугодно. Итак, будь мужествен, укрепляйся о Господе и (уповай) на Его попечение о тебе.
Бог с тобой!
Из посланий св. Аввы Дорофея
+ + +
Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.
Св. Иоанн Лествичник
+ + +
Все от Бога: и болезни, и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как епитимию, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в какую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от всякой страсти, и для других причин… Ты же, когда вспомнишь о грехах, говори: «Слава Тебе, Господи, что наложил Ты на меня епитимию в наказание!» Когда вспомнишь, что прежде не всегда поминал Бога, говори: «Слава Тебе, Господи, что Ты дал мне повод и науку почаще вспоминать о Тебе!» Когда придет на мысль, что если бы была здорова, то иное и не доброе сделала бы, говори: «Слава Тебе, Господи, что не допускаешь меня до греха», и так все… Так и благодушествуй!
За все благодарите Бога; и за нездоровье благодарите. Мне со стороны легко так говорить; вам же на деле не легко, может быть, так чувствовать. Всяко при слове о терпении и молюсь, да даст вам Господь благодушно перенесть болезнь, и научиться в ней чему-нибудь. Для чего связал вас Господь, кто угадает? Но то несомненно, что и это попущено вам в видах споспешествования целям жизни, которую вы избрали, и в которой хоть кое-как держать себя стараетесь. С этой стороны можно и не пытать более дела болезни вашей. Мужества себе к благодушному терпению, в минуты отяжеления страданий, ищите, кроме сказанного, в воспоминании терпения всех святых, и особенно мучеников. Сколько и как терпели?! И вообразить трудно. Да и всем – «многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22).
И то, что обетовано Господом, называется венцом. Чего ради? Того ради, что туда нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна – крест произвольный или непроизвольный.
Ангел Хранитель да приносит вам утешение и благодушие! На то, что шум в голове не дает удержать мысли, не сетуйте. Бог судит душу по тому, что от ней самой зависит, а не потому, в чем она не властна. В сердце держите намерение не отходить от Господа, и Он примет сие дело.
Теперь вам надо оставить свое постническое правило. После отпоститесь, если Богу угодно будет поднять вас; а теперь, в болезни, в виде лекарства, можно кушать все, по совету врача.
Есть болезни, на исцеление коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.
Из писем свт. Феофана Затворника
+ + +
Болезнь есть вразумление нам Божие, и служит к преспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога? И терпение привело его наконец к беспримерной славе. Потерпи и ты немного (в болезни) и узришь славу Божию (Ин. 11, 40). А что поститься не можешь (в болезни), не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же, что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову Апостола: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания, и вменяется вместо поста, – и ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнию. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе.
(Больному унывающему). Облобызай страдания Спасителя нашего, – как бы и ты вместе с Ним терпел поношения, раны уничижения, оскорбление через оплевание, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчию, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови, – и заимствуй из сего отраду болезням твоим. Господь не оставит вотще труда твоего. Он попустил тебе потерпеть малую болезнь для того, чтобы ты не чужд был святых, когда увидишь их в оный час носящими плоды терпения скорбей и прославленными, но был сообщником их и Иисуса, имея дерзновение пред Ним со Святыми. Не печалься же; Бог не забыл тебя, но печется о тебе, как об искреннем Своем сыне, а не как о прелюбодейчище.
Свв. Варсонофий и Иоанн
+ + +
Все от Бога, – и благое и скорбное, но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. По благоволению, когда живем добродетельно; ибо угодно Богу, чтобы живущие добродетельно украшались венцами терпения; по домостроительству, когда, впадая в прегрешения, бываем вразумляемы; по попущению же, когда и вразумляемые не обращаемся. Опять домостроительно Бог наказует нас согрешающих, чтоб не были мы осуждены с миром, как говорит Апостол: судимы от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1 Кор. 11, 32). В сем разуме – несть зло во граде еже Господь не сотвори (Амос. 3, 6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению от грехов. Попускает же Бог и совершенно оставляет тех, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе. Тогда Бог предает их в неискусен ум, т. е. попускает их свободе творити неподобная (Рим. 1, 28).
Св. Ефрем Сирин
+ + +
Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою, и переносит; враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если б находился в другом положении, и старается убедить его, что если бы был здоров, как добре поработал бы Богу и сколько пользы принес бы и себе и другим: ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближним, и т. п. Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их в ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляя, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жаление, что связан по рукам и ногам болезнию.
Мало-помалу, при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение таким образом расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого.
Доведши до сего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления, и оставляя одно желание здоровья, как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь, не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел его расстроить.
Точь-в-точь таким же образом расстраивает враг бедного, терпеливо переносящего участь свою, рисуя ему, какими добрыми делами украсился бы он, если бы имел состояние.
От всех таких искушений избавляется легко, кто имея опытного руководителя, советника и собеседника, с смиренною покорностию следует их указаниям. А кто лишен почему-либо такого блага, тот да внимает себе и строго учится различать доброе от худого по началам христианским, коими должна устрояться жизнь всех нас. Если случаи, мешающие, как нам кажется, развернуться шире нашему доброделанию, не от нашей воли, а посылаются Богом, то принимай их с покорностию и не слушайся никаких внушений, отклоняющих тебя от сей покорности. Послав такой случай, Бог ничего от тебя не ожидает, кроме того, чтобы ты держал себя и действовал так, как требует и как дает возможность посетивший тебя случай.
Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего кроме терпения Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро, или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового человека дела добрые идут с промежутками. Почему желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?
Св. Никодим Святогорец
+ + +
Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной и, прежде всего, к смирению нашему, и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее».
Можно ли лечиться у докторов и принимать лекарства?
«Греха в этом никакого нет; потому что все от Господа Бога,- и лечебные средства, и самые лекаря. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям, а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая при том, что все зависит от Всеблагого и Всемогущего Бога, который Един, ихже хощет, живит или мертвит.
Преп. Амвросий Оптинский
+ + +
От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое, – и самая болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь; терпи, благодари; за вольные сласти в юности – невольные болезни в старости.
Страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4, 1). Вот почему страдания, крест необходимы для христианина: без страданий, без удручения плоть наша дурит, беснуется, грешит, Бога гневит, себе и душе напасти творит. О плоть окаянная, многострастная, из-за которой все беды в человечестве! О сердце многострастное, скверное! Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 20-23). Вот где источник зла в человеке – в сердце!
Св. Иоанн Кронштадтский
+ + +
Авва Пимен Великий говорил: «Равны следующие три: когда кто безмолвствует правильно; когда болен и благодарит Бога; когда кто находится в нелицемерном послушании. У этих трех одно делание».
Следующая глава >>
Глава 9. Отражение семейной динамики в болезнях: основные примеры семейных переплетений
Глава 9. Отражение семейной динамики в болезнях: основные примеры семейных переплетений До сих пор мы говорили о разных вариантах того, как человек может быть вовлечен в судьбу своего предка. Семейные переплетения не только влияют на психологию и поведение членов семьи,
Мужчины как отцы
Мужчины как отцы В своей книге «Мужчины как отцы» Хайнц Вальтер (Walter, 2002) проработал в историческом и критическом плане важную для этой темы литературу. Он учел в ней как данные, приводимые Фтенакисом (Fhtenakis, 1985), так и результаты исследований привязанности и эмпирического
VII. Психоаналитическое учение о болезнях
VII. Психоаналитическое учение о болезнях Только болезнь проверяет здоровье человека. И. В. Гёте.
ОТЦЫ И ДЕТИ
ОТЦЫ И ДЕТИ Поговорим об отношении к близким. Бытует мнение, что сначала дело, а «свои» подождут. Это неверное утверждение. Говоря о позитивном мышлении и необходимости жить «здесь и сейчас», очень хотелось донести до тебя, уважаемый читатель, что СВОИ не подождут!Важно в
Миф о душевных болезнях и пользе медицинского подхода в терапии
Миф о душевных болезнях и пользе медицинского подхода в терапии Понятие о том, что эмоциональные нарушения по своей природе похожи на соматические заболевания, — еще один терапевтический миф. Я полагаю, что ни банальная, ни трагическая форма сценариев, будь то депрессия,
Святые против мошенников
Святые против мошенников Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим себе общество, несколько отличающееся от того, в котором мы живем: общество, где работнику платят наличными в конверте в конце каждой рабочей недели. А теперь представьте, что мы можем разделить
Глава четвертая, руководство для системных администраторов. Не святые сети плетут, не мудрецы их распутывают
Глава четвертая, руководство для системных администраторов. Не святые сети плетут, не мудрецы их распутывают Тест для предварительной самодиагностики Эта часть теста поможет вам лучше понять собственные убеждения, представления, верования касательно окружающего вас
Застывшие чувства и святые слезы
Застывшие чувства и святые слезы Ну а теперь перейдем к той части обсуждения, в которой речь пойдет о чувствах и которая приведет вас, мужчин, в трепет. Потому что, для того чтобы испытать подлинный момент, будь то с любимым человеком, с ребенком или с самим собой, вам
12. Молчание и святые места
12. Молчание и святые места Нам необходимо обрести бога, а его нельзя найти в шуме и суете. Бог дружен с тишиной. Мать Тереза Зачастую именно в тишине и уединении вы находите свои самые значимые подлинные моменты. Тишина подпитывает душу и врачует сердце. Она создает
Отцы и дети
Отцы и дети Принято считать, что разлуку с детьми не в силах переносить только матери да бабушки-тетки, а мужчинам (то есть отцам) никакие дети и не надобны вовсе; не болит сердце у пап по поводу чадушек, оставленных со злодейкой-женою на одной жилплощади в туманном «вчера».
1.1. О болезнях и их излечении
1.1. О болезнях и их излечении «Многие вещи нам не понятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий» /К. Прутков/ «Искусство медицины заключается в том, чтобы развлекать пациента, пока природа занимается лечением
Что нас страшит в болезнях
Что нас страшит в болезнях Болеть не любит никто… Однако простым словом «не любит» очень сложно полноценно описать весь спектр эмоций, которые вызывает у нас нездоровье.Гораздо правильней было бы сказать: «Болеть мы не любим и боимся». Именно страх перед болезнью –
Святые отцы о страхе
Святые отцы о страхе Страх есть лишение твердой надежды.Преподобный Исаак Сирин* * *Но страх, говорят наши противники, есть смущение, взволнованное состояние души. Так, но не всякое душевное смятение есть страх. Страх перед демонами отличается смятенностью души, потому что
Святые отцы о курении
Святые отцы о курении Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом
Смеющиеся святые
Смеющиеся святые Рассказывают о трех удивительных святых. Они двигались от одного города к другому и смеялись. Обычно они останавливались на рыночной площади и смеялись раскатистым глубоким смехом. Их животы тряслись и слезы катились из глаз. Это было так заразительно,