У ребёнка могут быть проблемы. Но родителям необходимо знать несколько вещей, первая из которых, что ни о каких психических болезнях у ребёнка до семи лет (начало социализации) говорить нельзя.
В советской психиатрии – той самой, где создавалась политическая психиатрия, – тем не менее, чётко учили, что до 7 лет следует обращаться к неврологу или психоневрологу, но не к психиатру. Главной проблемой детей чаще всего является задержка психического развития или повышенная возбудимость. Такие проблемы почти всегда вызваны лёгкими неврологическими расстройствами.
Немного истории: в 80-х г. г. главным психиатром СССР был профессор Портнов А. А. (1914 – 2006). Он был заведующим кафедрой психиатрии в Военно-медицинской академии им Кирова (СПб), позже директором Московского научно-исследовательского института психиатрии и умел дистанцироваться от политики. Автор учебника психопатологии. В его школе был ряд вещей, которые твёрдо понимали и знали, но которые сейчас полностью ушли. И это важно знать родителям.
Если вы нашли любое неврологическое расстройство, – повышенное внутричерепное давление, напряжённость нервной ткани, сниженный порог судорожной готовности или признаки врождённой гипоксии (кислородное голодание), то ни в коем случае не следует влезать в психиатрию. Лечим одну болезнь. И если нашли известную болезнь, то не говорим о неизвестной.
Многие женщины сегодня рожают в позднем возрасте, и ребёнок может появиться с той или иной внутриутробной гипоксией. Его мозгу нужно помогать и это успешно делают неврологи, прописывая антиоксиданты и витамины группы В. Сейчас это происходит иначе.
Пример: нашли небольшую кисту мозга. Это не опухоль, а небольшая складочка тканей. Но она может вызывать избыточное напряжение в нервной ткани и какие-то психологические проблемы. А если говорить точнее, то заострение обычных детских проблем и более яркую их выраженность.
Психиатр не лечит и не имеет права лечить никакой кисты и никакой неврологии – это не его специальность. Так было в 80-х. А сегодня он просто обязан приплюсовать и написать нечто вроде «микрокиста 4-го желудочка вызвала появление шизофрении». И эту шизофрению будет лечить уже он.
Многие родители ошибочно думают, что если при обследовании психиатр нашёл какую-то болезнь, то её он и лечит. Нет! Психиатр к имеющейся болезни приплюсовывает лишнюю сущность. Он говорит: «Киста спровоцировала у вашего ребёнка шизофрению. Шизофрения опасна, а киста – это фигня. Будем лечить шизофрению». Этого ни в коем случае делать нельзя! Любые нейролептики или антидепрессанты будут ухудшать проблемное состояние нервной ткани. Это написано в инструкции к таким психиатрическим препаратам. Мы получим замкнутый круг. Ребёнку дают нейролептик – его состояние ухудшается. И это надо знать родителям, чтобы выжить.
Ребёнок будет какаться, писаться, будет всё хуже учиться в школе, родители будут приходить к психиатру, тот будет говорить: «Видите, какая болезнь тяжёлая!». Но основной проблемой, которая вызвала первичные изменения поведения – бессонницу, беготню, нарушение концентрации внимания – никто заниматься не будет. И даже невролог сегодня может сказать: «Вы лечитесь у психиатра? Идёшь бабка? Иди, иди…».
Если вы оказываетесь у детского психиатра, – это придуманная ложная сущность. Причиной поведенческих нарушений у ребёнка может быть, например, щитовидная железа. И это не обязательно какие-то тяжёлые формы – они сразу видны. Это могут быть незначительные аутоимунные отклонения. Проверив антигенную системы щитовидной железы, вы можете снять многие вопросы того, что происходит с ребёнком.
Главная проблема в том, что психиатр – это человек, который выявляет «тайную дополнительную сущность». Ему не важно, что вы нашли в обследованиях. Так что, прежде чем впадать в «белую обезьяну» и искать в поведении ребёнка сумасшествие, сходите к нормальному неврологу. Сделайте МРТ, осмотрите внимательно щитовидку, посмотрите с помощью хорошего доктора биохимию. Не всегда, но в 90% случаев, вы такую проблему найдёте.
Самый худший вариант – если мама вовремя беременности принимала психотропные препараты. Этого ни в коем случае делать нельзя, как бы плохо вы себя не чувствовали. Все до единого нейролептики вызывают сложные дефекты обмена веществ у плода. Все они проникают через плаценту и молоко в организм ребёнка. А значит, ваш ребёнок будет лечиться нейролептиками вместе с вами, и вы рискуете получить разные формы слабоумия. Лечить их будет очень трудно. Сложно нормализовать врождённые дефекты обмена веществ.
Чтобы не говорили доктора, про атипичные нейролептики или что угодно другое, и какой бы «страшной формой безумия» вы не страдали, если вы решили рожать, то с первого дня беременности никаких психотропных препаратов быть не может.
Поделиться информацией в 1 клик
-
— Елена Александровна, как родители реагируют на специализацию «детский психиатр», я знаю, что некоторые родители боятся обращаться к вам за помощью… —Сейчас уже много родителей, которые обращаются к нам за помощью самостоятельно, без направления от других специалистов, но еще остаются родители, которые с ужасом принимают слова педиатра о том, что ребенка следует показать детскому психиатру. Наша профессия интересная тем, что на пятьдесят процентов – это медицинская специальность, а остальные пятьдесят – это социальная сфера, потому что мы решаем вопросы общения, адаптации ребенка. Решаем проблемы того, как ребенку общаться в социуме. Это не только и не столько прием врача и назначение препаратов, иногда достаточно беседы. Как раз, когда мы говорим о психокоррекции, то здоровый образ жизни – это большая часть успешного лечения. Т.е. половина нашего труда – это лечение, и другая половина это коррекционные мероприятия. —Елена Александровна, насколько Ваша специализация востребована сейчас? — Детские психиатры очень востребованы. Каждый год обращаемость растет на 12-15 процентов. —С чем приходят к Вам, с какими проблемами? —Конечно, проблемы самые разные, но у детей, в основном, пограничные состояния – задержка речевого развития, задержка интеллектуального развития, неврозоподобные состояния, нарушения поведения . Очень много обращаются с проблемами школьной успеваемости. — Детей какого возраста приводят к Вам на прием? В основном, наверное, это подростки с проблемами пубертатного периода? — Как раз подростки реже обращаются, чем дети, потому что у подростков старше 15 лет необходимо спрашивать разрешения, не против ли он, чтобы его осмотрел психиатр. В в силу своего подросткового негативизма, естественно, большинство говорят «нет». Подростки обращаются уже в случае серьезной патологии. Что касается детей, то раньше мы принимали только после трех лет, потому что тогда можно определить интеллектуальное развитие, сейчас обращаются и с полуторагодовалыми и двухгодовалыми детьми. Увеличивается количество детей с речевой патологией, причем с серьезной патологией, гораздо чаще. чем раньше ставим диагноз «алалия», т.е. когда ребенок совсем не разговаривает. К двум годам ребенок должен разговаривать фразами, и к трем годам он уже говорит как взрослый человек, к нам приходят трехлетние дети, которые не говорят вообще ничего, даже не произносят «мама». Причины могут быть разные, это может быть последствия пренатального поражения головного мозга, влияние вредных факторов во время беременности, в период, когда шли закладки, отвечающие за речь, родовые травмы. Так же причины могут появится и в постнатальный период – здесь очень важно то, сколько мы уделяем ребенку внимания. При нашем ритме жизни мы уже забыли, что ребенку нужно читать книжки, учить с ним стихи. К нам приходят дети, которые не знают ни одного четверостишья. Помните раньше все детки знали стихи Агнии Барто? Сейчас такого нет, потому что родители говорят «нам некогда их учить». Дети стали очень много смотреть телевизор. У нас же как происходит? Если мы находимся дома, то всегда включен телевизор, независимо от того находимся ли мы в этой комнате, смотрим мы его или нет, он включен всегда. Я считаю, что такое большое количество речевой патологии у детей все-таки связано с образом жизни семьи. —А современные мультфильмы как влияют на психику детей, ведь по картинке они гораздо интенсивнее, чем фильмы нашего детства, так называемый «клиповый» прием быстрой смены картинки? — Мультфильмы – это восприятие, через которое дети познают окружающий мир, и формируется психика. Мультфильмы оказывают большое влияние на психику ребенка. Дети, по природе своей, более возбудимы, у них процессы возбуждения преобладают, по сравнению со взрослыми, благодаря этому они познают окружающий мир. За период детства нужно узнать очень много, то что мы познаем позже, по объему и значению гораздо меньше того, что мы узнаем в детстве. Все основные жизненные навыки, принципы мы приобретаем в период детства, поэтому, естественно, дети более возбудимы. Если мы показываем ребенку такие фильмы, на нервную систему и головной мозг оказывается еще более возбуждающе действие. Растет количество детей у которых синдром дефицита внимания и гиперактивность. Нарушается сон у таких детей, особенно после просмотра фильмов – это же возбуждение, а мозг не может быстро прийти в равновесие. Они трудно засыпают, потом начинают им снится кошмары, они просыпаются, это мучительное состояние для ребенка. Большой процент пациентов обращаются с нарушениями сна. — Откуда у детей берутся неврозы, ведь мир маленького человечка ограничивается домом, детским садом или школой, как правило… —Детские неврозы подразделяют на системные и невротические состояния. К системным неврозам относятся энурез, заикание, страхи, фобии. А невротические состояния связаны уже непосредственно с тем, в какой среде воспитывается, растет ребенок, насколько благополучная обстановка дома, как между собой общаются родители, есть ли у них время уделить внимание ребенку. Часто ли они говорят ребенку о том, что они его любят и вообще, обращают ли на него внимание, или весь процесс общения сводится к тому, что за ребенком просто ухаживают. Его обеспечивают, могут покупать дорогие игрушки, вещи и при этом нет никакого внимания. Сейчас родители не учат детей играть. Когда к психотерапевтам или психологам приходят дети для коррекции, в первую очередь, их специалисты учат играть. Родители зачастую не понимают, что игра- это основа всей жизни, в игре ребенок познает, выстраивает взаимоотношения между ровесниками, познает быт – как общаться, как здороваться… —Почему так происходит? Дети же , по определению должны уметь играть… — Если с ребенком не играют родители, как он узнает о том, что играть можно и нужно именно так? Родители дают ребенку игрушки и все. И вот он перекладывает их… Какие мы сейчас покупаем игрушки детям? Развивающие. У нас принято сейчас детей развивать, и вот родители покупают пазлы, дети их складывают, встраивают, но пазлы – это развитие только одного из способов мышления. Они не способствуют образному мышлению, которое позволяет человеку быть более многогранным. Бывает, что приходят на прием мама с ребенком и мы говорим, что ребенок отстает в развитии, он не знает элементарных вещей, в ответ мама удивляется и говорит: » он же хорошо собирает пазлы»… Но пазлы собирают дети и с умственной отсталостью. —Что должно насторожить родителей, чтобы они обратились за консультацией к детскому психотерапевту или психиатру? — Если родителям еще трудно понять что ребенку нужна помощь психиатра или психотерапевта, пусть они обратятся за помощью к детскому неврологу. Родителей должна насторожить задержка речевого развития, ситуация, когда у ребенка не получается установить контакт со сверстниками, когда он очень тяжело адаптируется в детском саду или в школе, не усваивает программу. Если ребенок не выполняет требований, не понимает их или они вызывают у него реакцию протеста. Нарушения поведения, если ребенок капризный, постоянно плачет, появилась агрессия. Вообще у детей агрессия – это признак депрессии, значит у ребенка что то неспокойно, что то его волнует, но если это не говорящий ребенок, он же не может сказать, что его волнует и у него будет нарастать агрессия. Если он даже говорит, то здесь многое зависит от того , какие в семье правила – принято ли говорить что «мне плохо, меня что то беспокоит», тогда он вам скажет, а если не принято, если родители выражают свои проблемы тем, что они накричали на ребенка, то и ребенок в ответ будет так же себя вести. Нужно помнить, что воспитание идет по подобию, ребенок полностью копирует родителей, их поведение, речь. Поэтому, когда мама говорит » у меня ребенок плохо себя ведет», мы, психиатры, смотрим на поведение родителей. Они, конечно, очень часто обижаются, когда мы им говорим, что «Вы себя ведете точно так же, Вы пришли в медицинское учреждение и с самого начала устроили конфликт, даже не разобравшись, что к чему, а потом говорите, что у Вас агрессивный ребенок». —Компьютеры, телевизоры – насколько необходимо ограничивать общение ребенка с «благами цивилизации»? — Ограничивать общение ребенка с компьютером и телевизором необходимо обязательно. Есть гигиенические нормы, в зависимости от возраста ребенка, это должно быть от 15 до 30 минут, потом необходимо делать перерыв. Если Вы хотите, чтобы ребенок знакомился с современными технологиями, пусть ребенок знакомится, но не нужно ему включать фильмы или компьютерные игры, которые еще больше будут его возбуждать, которые будут вызывать игровую зависимость. — Все-таки есть у детей зависимость от компьютерных игр? —Да, конечно, поэтому с компьютерными играми родителям нужно быть осторожными и предусмотрительными. — Что бы Вы могли пожелать нашим читателям, посетителям Сибирского медицинского портала? — Не бояться обращаться за помощью, у нас, в детском психоневрологическом диспансере работают очень хорошие специалисты, и хочу еще пожелать родителям, чтобы они любили своих детей, уделяли им внимание и тогда все будет хорошо. Автор Наталья Жабыко Источник Сибирский медицинский портал
Артикул: 01-0037
Цена: 815 руб.
Срок: 1 день.Детский психиатр — врач, занимающийся выявлением, лечением и профилактикой психических расстройств и заболеваний у детей и подростков. Психиатр поможет решить проблемы взрослых и детей, подскажет наиболее правильные принципы воспитания вашего уникального ребенка, и сделает все возможное, чтобы в Вашей семье были мир и спокойствие. В каких случаях родителям следует обратиться к врачу-психиатру?
Обратиться к этому специалисту необходимо, если Вы заметили, что у ребенка:
имеются сложности с учебой (проблемы с концентрацией внимания и т.п.);
он отстает в развитии от своих ровесников;
неусидчив, гиперактивен или, напротив, – чрезмерно вял, апатичен;
у него низкая работоспособность, повышенная утомляемость;
нарушения сна;
агрессивное поведение;
повышенная возбудимость;
навязчивые мысли и действия;
заикание, тики;
тревожные состояния;
депрессия, плохое настроение;
чрезмерная замкнутость, закрытость;
суицидальные мысли, склонность к бродяжничеству;
неврозы.
Какую медицинскую помощь оказывает врач-психиатр?
Этот специалист вовремя распознает скрытые психические нарушения и диагностирует те или иные заболевания психики. Он окажет необходимую в этом случае квалифицированную помощь, скорректирует поведение ребенка. Обследование у детского психиатра имеет важное значение при направлении в детский сад или школу, при переводе ребенка на индивидуальное обучение, для освобождения от экзаменов в школе, при оформлении инвалидности.
Зачем нужна консультация врача-психиатра в детском и подростковом возрасте?
Детский врач-психиатр исследует состояние ребенка и при выявлении заболевания или того или иного отклонения обеспечивает дальнейшее обследование и лечение. Наиболее распространенные заболевания, которые выявляются в детском и подростковом возрасте: умственная отсталость, задержка психического развития, синдром дефицита внимания, аутизм, эпилепсия, шизофрения, неврозы, расстройства пищевого поведения и др. Все они требуют квалифицированного наблюдения и совместных усилий врачей, педагогов и родителей.
Посещение детского психиатра имеет значение и в целях профилактики. В особенности важно посетить этого специалиста в ключевые периоды становления психики, а именно: в возрасте 1, 3, 7, 10 и 14 –17 лет.
Как происходит первичный прием врача-психиатра?
Психиатр беседует с родными и близкими пациента (законными представителями ребенка), ведет наблюдение и беседует (иногда продолжительное время) с самим пациентом. Проводится сбор анамнеза, исследуются психические реакции (в том числе с помощью специальных тестов), особенности мышления пациента, выявляются индивидуальные особенности социального функционирования и адаптации. На первичном осмотре ставится предварительный (рабочий) диагноз, который уточняется при последующих визитах.
По итогам консультации психиатр назначает различные процедуры и мероприятия, дает рекомендации по воспитанию и созданию благоприятных условий для психического развития ребенка и по коррекции выявленных расстройств. Как правило, в случае выявления проблем, требуются периодические посещения психиатра на протяжении длительного времени.
В случае необходимости назначает дополнительную диагностику и обследования у других специалистов.
Какие методы лечения применяет врач-психиатр?
Современная психиатрия обладает целым арсеналом методов для качественного лечения психических заболеваний в детском и подростковом возрасте. Среди них:
корректирующая психотерапия;
медикаментозное лечение;
физиотерапия и др.
Как можно попасть на прием к врачу-психиатру нашем лечебно-профилактическом учреждении? Какие врачи осуществляют прием?
Записаться на консультацию можно по предварительной записи (с помощью онлайн-сервиса на сайте, по телефону или в регистратуре).
В нашей поликлинике работают квалифицированные детские психиатры: Сергей Васильевич Крестов и Надежда Евгеньевна Дятлова.
См. также: Прием врача-психиатра повторный
С этой медицинской услугой обычно выбирают:
Прием на дому врача-педиатра/специалиста (г. Орёл)
Прием на дому каждого последующего ребенка врачом-педиатром/специалистом (г.Орёл)
Прием врача-физиотерапевта первичный
Прием врача-физиотерапевта повторный
Оздоровительный массаж (1 единица)
Сеанс галотерапии в соляной пещере (взрослый с ребенком до 5 лет)
Прием врача-педиатра первичный