Старший пастор церкви «Новая жизнь» Вячеслав Гончаренко.
Друзья, я очень рад, что могу сегодня поделиться с вами этой темой, для которой я так и не придумал названия. Может быть, кто-нибудь из вас предложит название этой темы. В моем сердце есть желание поделиться с вами очень простыми вещами.
Какое-то время назад я обнаружил, что очень много людей задают такие вопросы: «Почему я не слышу Бога? Почему я не вижу видений? Почему я не слышу Его голоса? Что вообще Бог думает обо мне? Любит ли Он меня? Может, Он меня забыл? А может, Он вообще не имел меня ввиду? Являюсь ли я Его ребенком? В чем мое призванием? Что Бог вообще желает для моей жизни? Что Бог желает, чтобы я совершал?» Я знаю, что очень много людей, которые уже достаточно давно являются верующими, до сих пор не знают своего призвания и задают такой вопрос: «В чем мое призвание? Я пробовал это, пробовал следующее… Что Бог вообще желает для моей жизни?»
Когда вы задаете такие вопросы, я могу вас понять, потому что я проходил в этой жизни через многое. В конце концов хочется встретить Иисуса, Которого мы не видим, и сказать: «Иисус, давай лично с Тобой пообщаемся!» Люди спрашивают: «Но как встретить Иисуса? Он мне не является. Другим является. Каким-то людям в Иране является. В Youtube люди рассказывают, что им является Иисус. А мне почему-то не является. Как сделать, чтобы Он явился мне?» Скажу вам, друзья, что, конечно, никто не может управлять Иисусом. Прекрасно, когда Иисус кому-то является. Прекрасно, когда Он дает кому-то ясное и четкое призвание для его жизни. Из Писания мы понимаем, что у нас есть обещание, что люди, на которых сойдет Святой Дух, будут видеть видения и пророчествовать. Есть Божье обещание, что это должно происходить в нашей жизни.
Сегодня я хочу остановиться на одной интересной истории интересного человека.
«При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня» (Марка 9:38, 39).
«При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» (Луки 9:49, 50).
История этого человека меня очень сильно коснулась. Но давайте вернемся к тому, что ученики, которые следовали за Иисусом, были реально призваны Богом.
«Созвав же Двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных… Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду» (Луки 9:1, 2, 6).
То есть Иисус выбрал и пригласил из толпы двенадцать человек. Я думаю, что там было гораздо больше желающих. Но почему-то Он выбрал двенадцать и дал им четкое направление их жизни и призвание. Это была реальная встреча с Иисусом, реальное призвание, реальное послание. Ученики пошли, и у них все получалось. Они благовествуют, исцеляют повсюду. Пошел прорыв, и Иисус затем избирает еще 70 учеников, посылает делать то же самое, и у них все получается.
«После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти…» (Луки 10:1).
«Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Луки 10:17).
В этой истории все логично. Иисус дал им власть, и они этой властью исцеляли больных, изгоняли бесов. Призвание их очевидно – все, что Иисус повелевал им делать, они делали. Если бы не было этого человека, которому ученики запрещали, может быть, тогда многие люди, которые не имели ясного и четкого призвания для своей жизни, были бы расстроены. Но благодаря этому интересному человеку и этой истории все меняется. Посмотрите, этот человек не ходил ни с Иисусом, ни с учениками. Иисус не давал ему никакой власти, никакого призвания, не повелевал ему идти, как Он повелевал всем Своим ученикам. Но интересно, что он делает все то, что делают ученики Иисуса. Наверное, довольно успешно все это делал, потому что у учеников внутри ревность возгорелась, поэтому они подошли к нему и сказали: «Как ты можешь это делать, использовать имя Иисуса Христа?! Ты же не ходишь с нами, ты – не часть нашей команды! Кто тебе дал такую власть?!»
Наверное, ученики больше претензий ему предъявили, чем написано в Слове Божьем. Наверное, каждый из учеников высказался. Но смотрите, никакого призвания, никакого повеления не было, но тот человек делал все, что делали ученики Иисуса Христа. Я вижу, что в какой-то степени, наверное, у него все-таки это получалось даже лучше, потому что они запретили ему после того, как у учеников не получилось изгнать беса, хоть они получили от Господа и посланничество, и силу, и власть.
«Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли» (Луки 9:40).
Мы видим, что ученики, получившие всю власть от Иисуса, не смогли изгнать беса из мальчика. Затем они посмотрели по сторонам и увидели, что кто-то может. Они спросили: «А кто ты такой?» И они запретили ему это делать. Но Иисус не сказал им: «Да, да, конечно, он же не ходит с нами. Я же его не посылал – как он может так делать! Он какой-то самовольщик». Иисус сказал: «Не запрещайте!» Мы не знаем, имел ли тот человек личную встречу с Иисусом. Наверное, нет. Общался ли он с учениками… Конечно, нет. Это был просто человек со стороны, который явно был жаждущим. Ему хотелось это делать. Наверное, он подсмотрел, как это делается, и начал делать то же самое. Он был из тех, кто уразумел, что, оказывается, вся суть заключается не в нем самом и даже не в учениках, а в имени Иисуса. Я представляю, как он робко просто пробовал это делать, и у него получилось: «Вау, работает!» Он осмелел и начал это делать отчаянно. Настолько отчаянно, что ученики это заметили. У них взыграла ревность: «Как он может это делать?! Мы должны ему запретить».
Вот вопрос, который я хочу задать сегодня всем тем, кто спрашивает, где мое призвание: «Как этот человек получил свое призвание?» Ответьте, пожалуйста, как он смог получить свое призвание? Оказывается, можно позаимствовать призвание. Я объясню, что я имею ввиду. Оказывается, можно подсмотреть, как это работает у других, и перенять. Оказывается, можно подражать тому, кто имеет призвание, получить его и оно ничем не будет отличаться от настоящего призвания, полученного от самого Господа. Оно будет отлично работать без всяких сбоев, как будто ты лично получил его от Господа. Как же это сделать? Ответ простой – верой. Есть много людей в этом мире, которые просто переворачивают землю с головы на ноги. Они никогда не видели Иисуса и лично не слышали Его голоса, который проговорил бы им о каком-то великом призвании, но эти люди просто верой приняли, что Иисус посылает их, почитав простые слова Евангелия от Марка, Луки, Матфея, Иоанна. Они просто прочитали Евангелие и, зная в своем сердце через Духа Святого, что они также являются учениками Иисуса Христа, призванными верующими, освященными и благословенными, начали это делать. И у них даже иногда это лучше получается делать, чем у тех, кто видел Иисуса.
Я хочу сказать, что Господь так реально, в таком реальном виде открывается именно тем людям, у которых есть одна проблема – они страдают от избытка сомнения. И если бы не личная встреча, видение или то, что они слышали от Бога, они бы никогда не двинулись. Мне кажется, друзья, что я один из тех людей. Потому что я всегда жажду откровений, мне всегда этого не хватает. Конечно, это очень здорово, если ты имеешь это в своей жизни. Но, оказывается, это не проблема.
Кто из вас видел когда-нибудь Иисуса в своей жизни, кому являлся Иисус? Вижу, есть несколько рук. А кто видел Ангела Божия когда-нибудь? Тоже несколько рук. А теперь поднимите руки те, кто просто уверовал в Слово. Таких гораздо больше. Вы уверовали в Слово, и смотрите, что оно сделало. Живое Слово проросло в вашем духе. Оно изменило ваше мышление, ваш разум. Оно перешило вас, переродило вас. Слово Божье живо и действенно. Оно прыгнуло на тебя из Библии и стало плотью в твоей жизни. Своими силами ты никогда не справился бы, но Слово Божье произвело в твоей жизни это чудесное действие.
Смотрите, как нужно воспринимать себя. Иисус молился в Гефсиманском саду перед Своим распятием о тех, кто лично не знал Его, не слышал от Него:
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их…» (Иоанна 17:20).
Это значит, что ты был в молитвах Иисуса. Ты не имел этого личного видения, но ты был в молитвах Иисуса, потому что Он видел верующих, которые станут верующими через слово тех, кто видел Иисуса.
«Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих» (1 Фессалоникийцам 2:13).
Когда говорит проповедник, ты можешь принять его слова как слова человеческие. Вы можете подумать: «А, это наш пастор. Мы его знаем. Мы даже знаем, что он сейчас будет говорить. Он так много нам всего говорит». Но ты можешь подумать так: «Это не просто наш пастор. Это голос Божий для меня и моей жизни. Бог, что ты сейчас скажешь для моей жизни?» Когда ты принимаешь слово, исходящее из немощных уст человека как слово Божье, оно становится этим словом Божьим. Написано, что оно таково и есть по истине. Как много людей, которые пришли и взяли свое призвание таким образом, взяли свое благословение, исцеление, и Бог почтил это и назвал это верой. Поэтому ты не должен ожидать и думать: «Когда придет мое призвание?» Возьми его! Ты хочешь быть миссионером? Возьми! Даже твое желание, которые есть в твоем сердце, подсказывает тебе, к чему ты призван. Если в твоем сердце есть огонь и желание кем-то быть ради славы Господа, будь им.
Посмотрите, как люди брали у Иисуса даже то, что Он не давал им лично. Мне так нравится эта женщина, которая взяла свое исцеление. Она подошла к Нему сзади. Некоторые говорят, что нужно просить Иисуса, и потом Он исцелит тебя. Эта женщина ничего не просила. Если честно, то она просто украла исцеление. Иисус не сказал: «Что ты наделала?» Он, наоборот, похвалил ее и сказал: «Вера твоя…» Иисус называет верой то, что ты сам берешь у Него. Потому что желание взять благословение от Господа Бог всегда почтит. Ему нравится, когда ты берешь это даже тогда, когда Он не дает.
Как Иаков взял свое благословение? Обманом! И что сделал Бог? Он не сказал: «Обманщик! Ты проклят, потому что ты обманул своего брата». Бог смотрит по-другому. Хоть Иаков с Исавом были близнецами, Иаков все равно был вторым рожден. У него не было этого первичного благословения от отца. Он мучился в своей душе: «Я хочу это». А Исаву было все равно, хоть он и был первым. Исав продал свое благословение за чечевичную похлебку. У него были все права быть благословенным человеком, но он пренебрегает этим. Я знаю людей, которые видели и получили так много, даже на небесах были, но сегодня они отступники, они не служат Иисусу Христу. Иаков так хотел это благословение. У мам всегда есть любимый сын, ему всегда хочется дать больше. Иаков сговорился с мамой, и они решили обмануть отца. Написано, что Исав был волосатым: руки волосатые, грудь волосатая. Иаков думал: «Как обмануть отца, ведь он захочет поздороваться, обнять». Они решили наложить кожи ягнят, и им удалось выдать Иакова за Исава. Исаак, наверное, подумал: «Руки Исава, а голос Иакова…» Но отец был слепым и все-таки отдал благословение, которое принадлежало Исаву, Иакову. Когда Исав пришел, отец сказал: «Все, нету – я все отдал». Знаете, и Бог благословил Иакова. Что мы знаем про Исава? Почти ничего. А что мы знаем про Иакова? Патриарх, 12 колен израилевых, народ был назван Израиль. Потому что кто-то взял это, и Бог не обиделся.
Один пастор мне рассказал: «Представляешь, однажды был на конференции, на которой пророк вызвал одного человека и сказал для него мощное пророчество. Я сидел в этом зале и говорил в себе: «Господь, я беру это пророчество для себя!» Пророк останавливается и говорит: «Бог мне говорит, что в этом зале есть человек, который только что украл это пророчество. Встань, кто украл это пророчество!» Я задрожал. Я подумал, что за это я сейчас получу проклятие. Я встал на дрожащие ноги. Этот пророк сказал: «Так говорит Господь, за то, что ты украл это благословение, ибо ты так сильно его хотел, ты его и получишь»».
Поэтому я сегодня вдохновляю вас – не робейте! Ты оглядываешься по сторонам и думаешь: «Вот этот крутой, этот успешный, это помазанный, этот благословенный». Возьми свое благословение! Посмотри, как это делается и иди вперед.
Прежде чем мы читаем о человеке, которому ученики Иисуса Христа запретили использовать власть и имя Иисуса, мы также читаем об очень интересном поведении учеников.
«Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?» (Луки 9:46).
Интересные мысли иногда приходят апостолам. Вот они шли, изогоняя до этого бесов (только в одном случае у них это не получилось) и такая мысль им пришла. Каждый из них, наверное, думал: «Кто же из нас больший? Наверное, все-таки я. Я тут главный. Иисус меня к Себе приблизил». Каждый думал о себе, что он среди всех их больший. Мы помним, что Иисус потом поставил ребенка и рассказал им, кто является большим. Потом они запретили тому человеку изгонять бесов. Я хочу сказать вам, друзья мои, вот какая проблема многих людей, которые так и не пришли к своему призванию – их фокус направлен на самих себя. Но вы должны понять, что все дело не в тебе и не во мне, дело не в учениках и даже не в этом человеке, которому ученики запретили изгонять бесов – дело в имени Иисуса Христа, которому не нужны какие-либо человеческие подпорки. Оно само по себе имеет силу. Этим именем держится вся вселенная. Весь этот мир был сотворен Христом, вы знаете об этом. По благодати Божьей Господь дал нам право использовать Его имя. Поэтому дело не в нас, а в Его имени. Я не верю, что чтобы сегодня ты мог действовать и быть в призвании, тебе нужно пройти очень глубокую школу. Я верю, что человек может делать с тех пор, как он уверовал, что в имени Иисуса есть величайшая сила, что вся власть принадлежит Иисусу.
«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Марка 16:17, 18).
Я всегда раньше думал: «Кто же такие уверовавшие? Это, наверное, верующие». А потом до меня дошло, что это уверовавшие в то, что в имени Иисуса есть сила и власть. Это уверовавшие в имя Иисуса.
В моей жизни была такая история. Мы читаем из 11-ой главы послания к Евреям, как верой угашали силу огня. В моей жизни это было. Я как-то рассказывал вам, как я чуть не спалил деревню. Где-то в ста километрах от Минска я прикупил домик в деревне для уединения. Мы приехали туда, и там была сухая трава, которая уже лет 10 нарастала, высыхала, затем опять нарастала и высыхала. Получилась просто такая подушка из сухой травы. Пришла мысль просто спалить ее. Мы щитами из шифера огородили нужный нам участок. Как только я бросил спичку, я не знаю, что случилось, но поднялся ветер и пламя высотой с мой рост с легкостью перебросилось через щиты и пошло дальше. У меня уже была такая картина, что пламя пошло на деревню, и она сгорела, что завтра в газетах появится новость «Пастор церкви «Новая жизнь» спалил деревню и пустил людей с торбочками по миру». Вы не представляете, что я натерпелся в тот момент. Я, как Тарзан, весь черный бегал там с этими ведрами, но ничего не помогало. Я вспомнил про имя Иисуса. Мы часто забывает, какое имя у нас есть. Я выскочил навстречу этому огню, залез в эту двухметровую траву с крапивой, простер руки и с верой закричал, что было сил, собрав воедино дух, душу и тело: «Во имя Иисуса Христа остановись!» В тот же самый момент это пламя опустилось вниз, и мы с легкостью затоптали его. Никогда не забуду этого.
Я хочу сказать вам, друзья мои, иногда в вашей жизни вы можете стоять и спрашивать: «Господь, почему ты не слышишь меня? Почему моя молитва не отвечена? Я уже так долго прошу у Тебя». Но попробуйте использовать имя Иисуса. Вы поймете, что дело в этом. Стань когда-нибудь против наваждения дьявольского, против разрушений, болезней, неразберихи и закричи с верой всем сердцем, что в этом имени есть такая сила, что ему все подвластно, закричи так, как, может, ты никогда не кричал в своей жизни – и ты обнаружишь, какая сила в имени Иисуса Христа. Может быть, с этого начнется твое призвание. Может, с этого момента ты поймешь, что все гораздо проще. Не нужно говорить так, как сказано в послании к Римлянам:
«А праведность от веры так говорит: «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?», то есть Христа свести. Или: «кто сойдет в бездну?», то есть Христа из мертвых возвести» (Римлянам 10:6, 7).
Но что говорит дух веры?
«Но что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем», то есть слово веры, которое проповедуем» (Римлянам 10:8).
Иисус посреди нас сегодня. Он живет внутри тебя. Он в каждом из вас здесь. Иисус дал обещание Своим ученикам: «Просите во имя Мое». Я вижу эту картину так, что из-за нашей тождественности со Христом, из-за того, кем мы стали благодаря Христу, на Бога Отца наша молитва во имя Иисуса Христа воздействует так же, как если бы Сам Иисус Его просил об этом. Вот почему Иисус сказал: «Вы – братья Мои. Вы – друзья Мои». Через Святого Духа мы состоим из одного и того же материала со Христом. В Духе мы состоим из света. Бог есть свет, и мы есть свет через Иисуса. Сатана узнает тебя из миллиона людей, потому что люди без Иисуса – это тьма, они мертвецы. В тебе живет Иисус, в тебе есть свет. Когда свет идет, тьма бежит. Я не хочу сегодня вдаваться в подробности, но отбрасывайте все сомнения. Если что-то не так, у тебя ведь есть Дух Святой. Ты можешь просить: «Дух Святой, научи меня, чтобы это работало». Дух Святой наставит тебя, подскажет тебе. То, что нам дано имя Иисуса, и то, что мы можем его использовать в нашем призвании – это правда.
Во все времена человек чувствовал, что в его жизни есть какой-то смысл, какая-то цель, что он предназначен для большего, для более глубокого, чем обыденная жизнь и стремление выжить. В современном мире «вечные вопросы» «Кто я?», «Зачем я здесь?» обостряются еще и потому, что прежние системы ценностей, религиозные или светские, говорившие что-то о предназначении человека, перестали быть массовыми, да и вопрос выживания, который мешал человеку думать о более важных вещах, не стоит ныне так остро. Люди, особенно молодые, ищут смысл, личное предназначение, их не удовлетворяют «социальные» ответы: «выйди замуж», «женись» и «построй карьеру», потому что они про то, кем стать, а волнует-то — кем быть. Точнее, кто ты есть изначально и зачем послан в этот мир.
Христианство во всем своем многообразии дало несколько ответов на вопрос об общем предназначении человека. Но смысл жизни каждому верующему человеку открывается только в его личных отношениях с Богом.
Одно из изначальных предназначений человека — быть похожим на Создателя. Ведь человек был сотворен по Его образу и подобию. Православное и католическое учения о человеке подчеркивают, что человек унаследовал от Творца таинственность и непостижимость: никакая наука — о душе, теле или социуме — не может до конца «измерить» и объяснить человеческую личность. Кажется, что ты про человека все уже понял, и вдруг в какой-то момент он начинает вести себя нестандартно. Глубина души человека связана с непредсказуемостью, ее невозможно описать алгоритмами. И уже этим человек частично выполняет свое предназначение — свидетельствует о глубине, таинственности и непостижимости Творца. Но у человека со времени сотворения есть и «задача-максимум» — раскрыться во всей своей глубине и свободе. Речь здесь не о том, чтобы изо всех сил казаться оригинальным, — практика показывает, что вымученная самобытность все же банальна. А о том, что человек должен понимать, что его сущность — это не его вкусы, привычки и представления о нем окружающих. Важно понять, каким именно сотворил тебя Бог, что в тебе подлинного, настоящего, того, что делает тебя похожим на Творца.
С образом Божьим связано и представление об уникальном начале в человеке, которое делает его неповторимым, — о его личности и о том, как личность должна быть связана с другими личностями. Понятие личности привнесло в мир христианство. Само понятие «личность» трактуется по-разному: это отдельный индивид, но к личностям, например, можно отнести и «всечеловека» Адама, который и конкретный человек, и воплощение всего человечества. Восточное богословие указывает, что личность с ее уникальностью и способностью к взаимодействию с другими укоренена в Боге, в самом Его уникальном существовании: Бог един, но в Нем присутствуют три Личности, связанные неразрывной взаимной любовью. Стало быть, человеку предназначено его природой быть уникальным, не похожим на других, любить других — тоже уникальных, не похожих на него.
Еще одно изначальное предназначение человека состоит в том, чтобы соединить мир материальный и духовный. В отличие от языческого философа Платона и его последователей христиане обнаружили единство тела и души человека. И западные, и восточные богословы считали, что в человеке спаяно воедино земное и небесное и великий замысел Творца — в том, чтобы человек, как наиболее близкое Ему творение, стал мостиком между этими мирами.
В первой главе Книги Бытие сказано, что предназначение человека — в том, чтобы продолжать род и населять землю, владеть ею. Восточные богословы указывали, что человек был призван «обожить», преобразить, приблизить к Богу весь мир, все творение через духовное творчество вместе с Богом. После грехопадения радостное творчество сменилось тяжелым повседневным трудом, но задача творить и преображать у человека осталась. На Западе же Лютер и Кальвин смотрели на этот вопрос практически: Бог каждого человека поставил на своем месте на земле, каждому дал поручение вырастить урожай, в прямом или переносном смысле. Важно понять, куда именно поставил тебя Бог (в семье, на работе, в церковном служении), и ревностно трудиться на этом месте. Кальвин отмечал, что не будет на земле дела столь презренного и нечистого, которое не засияло бы пред Богом и не стало бы чрезвычайно драгоценным, лишь бы христианин послужил им своему призванию. Стало быть, очень важная задача человека — находиться на своем месте, быть честным и квалифицированным работником и делать свое дело «как для Господа».
Кстати, протестантская традиция особо отметила здесь не только предпринимательство, но и науку, указав, что она восстанавливает в человеке изначальную функцию Адама. У первого человека после сотворения была важная обязанность — давать имена животным. Следовательно, в тот момент Адам познавал мир. Научная деятельность — это то, что помогает познавать мир, называть новые, неисследованные явления, тем самым выполняя служение, которое было дано человеку до грехопадения.
Наука и в целом любая познавательная и созидательная деятельность иллюстрируют еще одну важную мысль: человек создан не только для служения и соработничества Богу, но и для служения людям. Примером такого служения был Сам Христос. Любое дело, которое делает христианин, должно что-то давать миру, исправлять и улучшать жизнь людей. Протестантская традиция понимает это вполне конкретно и практически. Майкла Фарадея, который был дьяконом протестантской общины, кто-то спросил, какую можно извлечь пользу из изобретенного им электрического прибора. На что Фарадей ответил: «Сэр, в скором времени вы сможете обложить это налогом». С одной стороны, это звучит как остроумный ответ, а с другой — в нем есть и более глубокое содержание: нести священное благо людям.
Всем христианам ясно, что предназначение человека напрямую связано с его Творцом, с общением между ним и Богом: Создатель ясно показал, что Его замысел — это «скиния Бога с человеками» (Откр 21:3). Бог до конца не постижим, но ведь общение предполагает, что ты что-то знаешь о том, с кем общаешься. Христиане сходятся между собой в том, что Бога мы познаём прежде всего сердцем, никакая наука не в состоянии Бога описать и измерить. Однако данный нам Творцом разум тоже дан для опосредованного познания Бога — через изучение и понимание созданного Им мира мы лучше понимаем Его величие, и наше восхищение Богом становится более основательным. Протестантская традиция, критикуя разум за его попытку измерить неизмеримое, с самого начала тем не менее придавала разуму большое значение. Система представлений о Боге, о спасении, о том, как нужно трактовать Священное Писание, постоянно изменяется, но не потому, что изменчив Бог, а потому, что несовершенен разум и велико искушение успокоиться на своих собственных несовершенных представлениях. Разум выполняет функцию «чистильщика», он убирает все наносное и придуманное, борется с предрассудками. Трезвый ум и здравый смысл сами по себе не ведут к познанию Бога, указывали последователи Кальвина, но они убирают препятствия с пути христианина, связанные с невежеством, ленью мысли, излишним доверием земным авторитетам и институтам.
Тем не менее, как уже говорилось, познание Бога, без которого человек не постигнет своего предназначения, связано в большей степени не с разумом, а с сердцем человека и его внутренней жизнью. Единство с Богом — это единство любви. Католики говорят, что пример такого единства показал людям Христос, единый с Отцом. Чем больше человек стремится быть похожим на Христа, тем он ближе к Богу. О Христе, Его страданиях и милосердии нужно постоянно размышлять и держать этот образ в сердце. В православии есть понятие «обожение». Это бесконечный процесс, когда человек под влиянием Божьей благодати открытым сердцем ищет уподобления Первообразу — Христу.
Эту же мысль мы находим и в протестантизме. В конце XVI — начале XVII века лютеранские пасторы Валентин Вайгель и Иоганн Арндт проповедовали о новом рождении, или рождении свыше. Это глубокое внутреннее изменение человека, произошедшее в нем в результате его веры и покаяния. В его сердце поселяется Бог, который, работая над душой человека, делает его все более похожим на Себя. Арндт называл душу мастерской Бога. С немецкой обстоятельностью пасторы перечисляли конкретные признаки, по которым можно узнать, родился ли человек свыше, близок ли к выполнению своего предназначения. К важнейшим признакам рождения свыше относились истинное изменение жизни (воровал — перестал воровать, пил — перестал пить) и мир в душе. В середине XVII века учение о рождении свыше стало очень популярным. Внутри лютеранства возник пиетизм — движение по созданию малых молитвенных групп, призванных помочь рожденным свыше расти в вере. В этих группах люди, читая Писание, старались соответствовать изложенным в нем христианским принципам жизни. Они исповедовали группе свои проступки и свидетельствовали о продвижении по духовному пути. В XVIII веке английский священник и основоположник методизма Джон Уэсли, зная и восточный, и протестантский подход, предложил принцип «освящения»: человек последовательно в течение жизни меняется, подчиняя Богу одну за другой сферы своей жизни; на каждой ступени Христос все более входит в его душу и дает ему новое вдохновение и откровение, куда двигаться дальше; тем самым человек очищает в себе образ Божий и приближается к Богу. Этот процесс также бесконечен.
Христианские мыслители всех традиций, рассуждая о приобщении к Богу, делают оговорку: все было бы гораздо проще и естественнее, если бы человек не пал. Грех Адама и Евы отделил человека от Бога, и теперь предназначение человека выполнить до конца невозможно. Крестная жертва Христа открыла людям путь к спасению, но в земной жизни мы остаемся людьми грешными и несовершенными, и с этой реальностью приходится считаться. За два тысячелетия христиане накопили немало опыта и «рецептов», как сражаться со своими пороками, которые уводят нас от замысла Божьего. Западная христианская традиция особо подчеркивает, что борьба с «ветхим Адамом» — это тоже одно из предназначений человека, которое возникло не изначально, а после грехопадения. Лютеране и кальвинисты указывали, что только вера дает возможность преодолеть «ветхого Адама» и стать чадом Божьим.
Итак, человек предназначен быть образом Божьим, чадом Господа, которое живет в любви со своим Создателем и, подражая Ему во всем, становится мостиком между земным и небесным, соработником и сотворцом Бога, — по-моему, величественно и прекрасно. Главное, понять, как это воплощается в твоей обычной, как тебе кажется, жизни.
Если верующего человека спросить о его призвании,он тут-же начнёт в уме перебирать дары Святого Духа,записанные в Библии,и искать своё место в них.Кто-то обнаружит в себе дар евангелиста,кто-то учителя,кто-то дар вспоможения и,ощутив свою дееспособность,соответственную этим дарованиям,делает вывод,что это их призвание.
Я не спорю,в какой-то мере это действительно так.Но все эти призвания на служение невозможно осуществить,не учитывая главного призвания христианина:быть в общении Сына Божьего—Иисуса Христа!»Верен Бог,Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа,Господа нашего.»1-е Кор.1:9.Это не красивый оборот речи,который мы,прочитав,можем насладиться изысканным звучанием славословия,присущего Апостолу Павлу.Здесь ключ к успеху любого служения,за которое мы берёмся.
Что бы мы ни делали,насколько бы ни были уверенны,что вот это—моё,я это могу,у меня это получится…Необходимо остановиться и проверить себя:нахожусь ли я в тесном общении с Иисусом Христом,является ли Он—Господом,Главой того,что я делаю во имя Его? Прихожу ли я регулярно к Нему на «планёрку»,чтобы получить личное задание,разъяснение по этому заданию? Решаюсь ли я задать Ему вопросы,когда мне что-то не понятно?
Я призвана общаться с Господом—Господином моей жизни и всего,что я делаю в ней.Только так проявится верность Божия по отношению ко мне—быть моим Пастырем.»Верен Бог,Которым вы призваны в общение Сына Его…»—наипервейшее,наиглавнейшее призвание!—общаться с Иисусом!Как на личностном уровне,так и на уровне всей церкви!Одним голосом,в унисон,синхронно общаться с Иисусом,как единый организм!Что может этому препятствовать? Разномыслие,разногласие,и как следствие этого—разделение!
Павел умоляющим голосом просит:соединиться!»Умоляю вас,братия,именем Господа нашего Иисуса Христа,чтобы все вы говорили одно,и не было между вами разделений,но чтобы вы были соединены в одном духе и в одних мыслях.»1-е Кор.1:10.
Любое превозношение над другими,едва заметная ниточка тщеславия—это трещина,которую если вовремя не «зашпаклевать»,приведёт к расколу;ссоры,как землетрясения,будут колебать церковь,ведя к неизбежным разрушениям.
Призвание или призыв – это обращение Бога к человеку с побуждением к исполнению определенных задач или функций. Божье призвание связано с идеей о поддержке, одобрении или апологии: если человек призывается Богом выполнить какую-то задачу или занять определенное положение, это рассматривается в Библии достаточным оправданием для того, чтобы этот человек посвятил себя исполнению поручения. Помимо поддержки, в призвании есть также элемент принуждения: если Бог призывает человека, нет сомнений, что он обязан подчиниться призыву. Пуританское разделение призывов на общий и особый остается подходящим основанием для распределения библейских образов призвания по категориям. Общее призвание – это призыв Бога уверовать в Него как в Господа и Спасителя и следовать Его предписаниям в жизни. Особое призвание – это Божий призыв к выполнению конкретных задач или функций.
Общее призвание. Первым человеком, получившим прямой призыв от Бога вести благочестивый образ жизни в вере и послушании, был Авраам (Быт. 12:1–9). Конкретно призыв выразился в словах: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1), и Авраам с верой и послушанием принял все, что Бог предназначил для его жизни в общении с Собой. Форрестер справедливо отмечает, что «Авраам был первым человеком с определенным и ясным пониманием предназначения. «Вера” и в дальнейшем была его ответом на «призыв” Бога» (Forrester, 23). В этом первом библейском рассказе о призвании нашли выражение, в первую очередь, три образа.
Первый мотив – эманация божественной власти при нисхождении на землю гласа трансцендентного Бога, предъявляющего права на Свое создание.
Второй – понимание этим существом необходимости повиноваться, выразившееся в быстрой и решительной реакции: «И пошел Аврам, как сказал ему Господь» (Быт. 12:4).
Третий мотив – вера и доверие, которых требует такой ответ, то есть решимость Авраама посвятить себя выполнению Божьих повелений в его жизни и отправиться в неизвестную «землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).
Впоследствии общее призвание Бога распространилось в Ветхом Завете на народ Израиля, и опять это был, в первую очередь, духовный призыв к вере и послушанию. Более того, духовное предназначение ветхозаветного Израиля практически совпадало по смыслу с понятием завета. В данном случае в слове призвание выражается не просто какая-то сторона вопроса, а сама суть заветных отношений между Богом и Израилем, основанных на принципе послушание – благословение и непослушание – проклятие. Тема призвания народа Израиля раскрывается, прежде всего, в таких местах, как получение закона у горы Синай, прощальная речь Моисея во Второзаконии, в которой он подчеркивает обязательства народа, призванного Богом вести особый образ жизни, и сокрушения пророков в связи с тем, что народ не живет той жизнью, к которой его призвал Бог.
В Новом Завете конкретное слово призвание используется в местах, где речь идет о Божьем призыве к людям жить верой во Христа и в преобразование Христом их сердец, которое даст им возможность следовать этому призыву. Мы читаем о «призванных в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1Кор. 1:9), о «Призвавшем вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9), о «призванных в одном теле» верующих (Кол. 3:15), о «призванных святых» (1Кор. 1:2). Павел писал Тимофею о «вечной жизни, к которой ты и призван и исповедал доброе исповедание» (1Тим. 6:12), а фессалоникийцам – о призвании «благовествованием» ко спасению (2Фес. 2:13–14). В этих случаях мы видим общий Божий призыв к спасению и освящению в одной для всех людей форме.
Рассказы о призвании или предназначении составляют в евангелиях отдельный жанр. Обычно к нему относят рассказы о призвании Иисусом двенадцати учеников, чтобы они следовали за Ним в жизни, посвященной духовному просвещению и служению. В определенном смысле ученики являют собой особый случай, но, с другой стороны, их можно считать представителями рода человеческого в целом, призванными следовать за Христом как за Пастырем и Спасителем. Кроме того, в евангелиях содержится множество рассказов о «призвании», в которых Иисус обращается к людям как Спаситель мира и призывает их посвятить свою жизнь Ему.
Особое призвание.
Призыв к духовному служению. Помимо общего призвания к жизни в вере и послушании Богу, в Библии показано множество случаев, когда Бог призывает людей к выполнению конкретных функций и задач. Иногда речь идет о специфически религиозных делах. В Ветхом Завете мы видим несколько памятных сцен «призвания». Одна из них – призвание Моисея у горящего куста (Исх. 3 – 4), когда Бог дал Моисею поручение и обещал помочь ему вывести народ из египетского рабства. Характер миссии, к выполнению которой призывался Моисей, был отчасти духовным (осуществлять духовное руководство) и отчасти политическим (завоевать среди молодого народа авторитетное положение, благодаря которому можно было бы принимать ключевые решения от имени всего общества). На Аарона и его сыновей Бог возложил священнические обязанности, связанные с богослужениями израильтян (Чис. 18:1–7). Гедеон тоже был призван Богом занять положение национального лидера (Суд. 6).
Столь же выразительными выглядят сцены призвания некоторых ветхозаветных пророков. Среди них выделяется Исаия, призвание которого происходит на фоне величественной картины Бога, сидящего на небесном престоле, сопровождается признанием пророка своей недостойности быть Божьим посланником, а затем очищением его Богом, когда серафим коснулся уст Исаии горящим углем, взятым с Божьего жертвенника (Ис. 6:1–8). Подобным же образом были призваны Иеремия (Иер. 1), Иезекииль (Иез. 1 – 3) и Амос (Ам. 7:15). В этих рассказах о призвании выделяются три темы:
1) видение непреодолимости Божьей силы;
2) понимание человеком своей недостойности принять это призвание;
3) преодоление Богом всякого сопротивления и наделение человека силой для выполнения призвания;
а также, в некоторых случаях,
4) Божье знамение, помогающее человеку выполнить призвание.
Новозаветный аналог ярких ветхозаветных сцен призвания – рассказ об обращении Павла на дороге в Дамаск (Деян. 9:1–19), в котором главную роль играет образ сияющего с неба Божьего света, вызвавшего временную слепоту и беспомощность Павла и приведшего его к осознанию, что он встретился с Небесным Господом. Это было обращенным к Павлу призывом о спасении, но не только: Бог призвал также Павла стать Его «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15), иными словами, быть апостолом и миссионером. В соответствии с этим, большинство своих посланий Павел в той или иной форме начинает с утверждения, что он «поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников» (2Тим. 1:11).
Кроме того, рассказы об особом призвании или предназначении можно выделить в отдельный подраздел сюжетной линии евангелий. Во всех этих рассказах речь идет о призвании Иисусом одного или нескольких из двенадцати учеников. Сам по себе призыв одинаков во всех случаях (стать учеником Иисуса), как и ответ на него (немедленный отказ от выполнения повседневных обязанностей, чтобы следовать за Иисусом), но обстоятельства, при которых Иисус встречается с учениками, бывают разными. В этих сценах доминирующее положение занимают образы силы призыва и немедленного изменения жизни учеников в ответ на этот призыв.
Помимо конкретных сцен призыва, важную роль в Новом Завете играют перечни призванных для церковного служения (Еф. 4:11; 1Кор. 12:28), в которых подчеркивается, что Бог наделяет людей необходимыми «дарами» (способностями) для организации установленных религиозных служб в церкви. Здесь мы видим демократический принцип призвания к религиозному служению в том смысле, что возможность духовного самовыражения распространяется на простых людей, а не только на гигантов веры, чье призвание выглядит особенно ярким и необычным.
Призвание к выполнению обычных профессиональных дел. Наконец, мы подходим к вопросу об обычных делах и функциональных обязанностях, которые люди исполняют в мире. Абстрагируясь от конкретных примеров Божьего призвания к такому служению, нам следует прежде всего отметить, что оно находится в полном соответствии с библейским пониманием Божьего провидения в отношении рода человеческого и что выполняемые людьми функции и обязанности предопределены Богом. В Библии показано, что Бог устроил общество таким образом, чтобы в нем были крестьяне, домохозяйки, охотники, воины, цари, водители колесниц, маляры и т. д. С учетом этого божественного предопределения вполне разумно сделать вывод, что никто, кроме Бога, не может призвать человека на свое место в этом мире.
Такая общая установка подтверждается конкретными примерами. Бог «избрал» Давида и «взял его от дворов овчих», чтобы он стал царем Израиля (Пс. 77:70–71). О предназначении на роль политического лидера объявил Самуил Саулу: «Господь помазал тебя царем над Израилем» (1Цар. 15:17). Самая развернутая картина Божьего призвания к выполнению профессиональных задач показана в двух отрывках, где описываются назначение и подготовка Богом мастеров для возведения скинии (Исх. 31:1–6; 35:30 – 36:2). В этих отрывках множество специфических выражений, связанных с идеей о призвании, таких как «призвал», «исполнил Духом Божиим», «назначил», «дал мудрость и разумение». А задача, к выполнению которой эти люди были призваны и подготовлены, требовала конкретных навыков работы мастеров: ремесленного «искусства», умения «резать камни», «резать дерево», «вышивать» и делать «всякую работу, потребную для святилища».
Тот факт, что свои профессиональные функции и задачи в жизни люди выполняют благодаря полученному от Бога призванию, находит подтверждение и в двух местах Нового Завета. По поводу того, как обращение отражается на жизненном предназначении человека, Павел писал: «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал… Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1Кор. 7:17, 20). Иными словами, обращение ко Христу не требует изменения профессионального предназначения в мире. В аналогичном отрывке Иоанн Креститель в ответ на вопрос людей, которых он окрестил, что им делать дальше, посоветовал им оставаться в прежнем положении, заботясь при этом о нравственном совершенствовании (Лк. 3:12–14).
Заключение. Божье призвание людей распространяется как на духовную жизнь веры и освящения (призыв войти в Божье Царство и стать полноправными гражданами этого Царства), так и на жизнь человека в земном обществе. Центральное место в образе занимает участие двух лиц: Лица, обладающего властью (Бог), от Которого исходит призыв, и подчиненного лица, отвечающего на него. В Библии предназначение никогда не показывается как самостоятельное понятие, в нем всегда подразумевается взаимосвязь между Богом и Его созданием. С учетом разного уровня положения двух сторон Божий призыв предполагает обязательность ответа на него со стороны человека. Фактически рассказы о призвании можно назвать «рассказами об ответе». Не будет преувеличением сказать, что в библейском образе призвания мы видим христианскую жизнь в миниатюре.
См. также: АВРААМ, ВЛАСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И АНГЕЛЬСКАЯ, ИЗРАИЛЬ, МОИСЕЙ, ПРОРОК, РАБОTA.
06.11.2017 | Комментариев нет
Как найти призвание от Бога
Необычное и очень сильное служение прошло у нас вчера! Тема про мечту и призвание зацепила всех! Это было настоящее общение, взаимодействие.
Сначала пастор озвучил несколько мест Писания, говорящих о дарах, вложенных в каждого человека Господом:
Пс.138:13-14 совр. перевод – Господь, Ты создал всё, что есть во мне, соткал меня в утробе материнской. Я славлю, Господи, Тебя за то, что я прекрасно сотворён и знаю, что все Твои творения прекрасны.
1Пет.4:10 совр. перевод – Каждый из вас получил свой особый дар, так распоряжайтесь разумно этим многообразием Божьих даров для служения друг другу.
Бог вложил в каждого человека Свои особенные дары, и для каждого человека приготовил особенное призвание!
Далее эксперты отвечали на вопросы зала, а затем каждый участник записывал свои «инсайды” по этой теме и размещал их на доске.
После было интересно читать, что каждый для себя отрыл в вопросах самоопределения и самореализации. Люди благодарили за то, что не зря пришли, получили ответы на главные вопросы, а формат ток-шоу оказался очень простым и легким по атмосфере.
Вот основные вопросы, на которые мы ответили:
– Расскажите свою историю – как вы оказались в своем призвании? Как вы распознали то дело, которое и стало делом вашей жизни?
– Если человек не уверен, в чем дело его жизни, то как начать делать первые шаги на пути к призванию?
– Если появляются проблемы на этом пути, значит ли, что это призвание не от Бога? Как отличить?
– Как справляться с трудностями, когда двигаешься к своей мечте? Ваш личный рецепт победы над сомнениями.
– Что значит «ищите прежде Царства Божьего» в сфере призвания?
В финале служения было несколько важных мыслей от пастора:
1. Воспринимай любую работу как подготовку к служению и призванию.
Лук.16:10-12 – Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
Яркий пример – Давид, который на момент, когда его представили царю для сражения с Голиафом, имел опыт побеждать врага (львов и медведей). Говоря современным языком, он смог представить отличное резюме Саулу.
2. Старайся всё делать весьма хорошо. Любое поручение или дело на своей работе или в служении – от души, как для Господа. Кол.3:23-24 – И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
3. Будь наполнен страстью и огнем. Человек, который горит своим проектом, любимым делом, служением – всегда будет привлекать людей, как магнит. Даже, если ты не в духе, веди себя так, как будто ты в отличном состоянии.
4. Не зависай на какой-то одной ступени своей жизни. Возможно, ты уже многое преодолел, победил, добился результата. Но не оставайся на этом уровне, иди выше!
5. Цени пророческое слово – оно играет очень важную роль в осуществлении призвания в жизни любого человека.
«Одна из главных целей пророческого служения – это не только обучать людей слышать голос Божий, но также соединять людей с их судьбой” – Рик Джойнер
Очень важно понимать следующее: «Многие верующие думают, что Бог не исполняет Своих пророческих слов в их жизнь, однако они упускают один важный факт, а именно, что пророческое слово указывает на потенциал, который потребует их активного участия. Бог не будет реализовывать ваш потенциал, потому что Он хочет, чтобы вы стали зрелым верующим, который мыслит и действует, как Он, и по собственной воле. Зрелые верующие – это люди, которым Он может доверить секреты Своего сердца, потому что они будут использовать Его покровительство и помощь не в своих интересах, но в Его” – Билл Джонсон, книга «Укрепляйтесь в Господе”
6. Ищи прежде Царства Божьего. А это значит – выгоды для Царства и Царя в любом деле.
И самое главное! Не смотри на то, как долго ты идешь к осуществлению своей мечты, того, что тебе говорил Бог. Он вне времени и Он способен сократить время, в очень короткий срок приблизив к тебе твою цель. Ведь «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день” (2Пет.3:8).
Не переживай, что твои усилия потрачены зря, и что ты так много времени ушло на оттачивания твоих навыков. Бог способен за неделю в твоей жизни произвести то, что не происходило за все предыдущие годы. Ожидай этого, верь в это, и продолжай делать то дело, которым горит твое сердце.
Даг Эддисон: «Приготовьтесь к развитию того, что когда-то было только мечтой, поскольку оно сейчас становится реальностью”.