Еще один бывший приверженец ныне запрещенной организации рассказал свою историю.
«Давайте поговорим о Боге»
– Представлюсь я как Артём (имя изменено – прим. ред.). Почему я «Свидетелям» импонировал с детских лет? Они к нам ходили – семейная пара, молодые. Мне лет 7-8 было, а сейчас уже под тридцать. Бабушка моя, хоть и женщина воцерковленная, была любительница поспорить о религии.
Почему я это захотел рассказать? Началось с того, что у меня была родственница, не в этом городе. Эта женщина болела, и я впервые столкнулся с тем, что был прямой запрет на…
– Вмешательство?
– Да. «Свидетели» не запрещают использовать таблетки, но есть запрет на переливание компонентов крови. Раньше был запрет принципиальный, теперь идут на уступки. Думаю, там был запрет на вмешательство, связанный с тем, что человек теряет кровь в ходе операции. И с этого момента у меня стали появляться некоторые выводы.
– Получается, Вы попали к «Свидетелям» через родственников?
– Да. Надо понимать, что семья у нас не совсем свидетельская, там бабушка была. А я – уже по накатанной. Отец в принципе был против. Мама (поскольку бабушка – её мать) как-то общалась, но в подробности не вдавалась. Сознательно я пробыл среди «Свидетелей Иеговы» где-то с 2008 года и до 2014-го. Это такая была «активная» фаза.
– Можно подробнее как раз об этом периоде, чем Вы занимались?
– Те самые вопросы: «Давайте поговорим о боге», «Верите ли Вы в бога» называются «преподнесением». Оно заранее готовится в виде сценки. «Преподнесение» является первым заданием для пары людей. Как если бы мы с Вами сейчас что-то рассказывали, и разговор был бы отрепетирован. «Преподнесение» – это первый контакт. Обращение с проповедью.
Вторая задача – второй контакт. С человеком познакомились, он согласился изучать Писание, с ним встречаются снова, чтобы закрепить материал. Как за ниточку, подводят к учебному плану. Он представляет собой тетрадку с основными библейскими темами и взглядами. Здесь подвох. Христианские догматы в большинстве случаев будут искажены. Даже количество псалмов – на один больше. У руководителей групп, старейшин, есть планы, по которым обучают. Приветливо разговаривают с новичком, в воззрениях с ним будут совпадать, пока не начнутся вопросы.
Образец литературы для изучения
Например, «Свидетели» доказывают, что Христос и Архангел Михаил – одно и то же имя, но для разных народов. Вот на таких моментах, даже если человек был с «налетом» православия, как зачастую бывает, сказав несколько раз «да», «нет» он уже не скажет.
– А если человек мусульманин или иудаист, например?
– Без разницы. Но с мусульманином будет труднее. Да, есть татарская группа, но там и вопросы задавать сложнее, потому что сразу получишь жесткий отпор. Даже не стоит пробовать.
Выдержка из руководства для проповедующих
– В последние годы заметно, что людей с книжками и брошюрами на улицах стало меньше.
– Были моменты с литературой, пока еще могли её предоставлять людям. Сейчас – нельзя, все (даже бабушки!) перешли на планшеты. Если человек не умеет пользоваться электронным устройством или нет его, можно попросить старейшин: «Распечатайте мне кусочек».
«Каждый микрорайон «привязан» к своему собранию»
– Небольшой исторический аспект. Со времен сталинских репрессий «Свидетели» оказались в Восточной Сибири. Их хотели сослать, а получился анклав. Как-то выходит, что их большая часть с Востока движется. Мне так казалось, потому что местные были главами малых групп. А руководящий состав откуда-то приезжал: их направлял Управленческий центр.
Что касается «Зеленой волны»: автошкола там есть, но Зала царств уже не существует. Там раньше было собрание, руководил им Сергей Масюк – один из организаторов ежегодного конгресса, который проходил в ДК «Шинник». Сейчас они находятся на ул. 2-я Брянская. Стоит до сих пор частный дом, обшит сайдингом, висят камеры. Переехали потому, что у организации закончилась аренда, и здание было нельзя переписать на кого-то – не их собственность. А здание на Брянской построили.
По сути, каждый микрорайон «привязан» к своему собранию. По времени они могли состыковываться, не пересекаясь. Теократическая школа проходила в четверг либо в пятницу. И воскресное служение – у каждого собрания. Есть собрания на Лагоды (Московка, Телевизионка), на 12-го Декабря. Часть Московки и Кордный приезжали на 2-ю Брянскую, проспект Космический. Далее – Энтузиастов, это Нефтяники, Кристалл, Юбилейный, Береговой. Есть отдельные группы: китайская, казахская, армянская. Китайская диаспора – Солнечный, совхоз Новоомский. Китайцы и к нам приезжали. Думаю, они до сих пор собираются в домашних школах или на теплицах.
Три раза собирались раньше. Сейчас в школу объединены два дня. Воскресная встреча – полтора часа, школа – около двух. Во время школы могут попросить ребенка прочитать Псалтырь, часть Библии. Поют в начале, перед «преподнесением», в конце. Изучение материала идет по главам. Книги рекомендует Управленческий центр, каждая изучается месяца два-три, в зависимости от объема. Книги, в основном на библейские сюжеты: о царе Соломоне, царице Эсфири и т.п. Либо это история «Свидетелей». Кстати, им обидно, когда говорят «Свидетели ИЕговы», а не «ИегОвы» – как афроамериканца «ниггером» назвать.
Люди бросают работу, чтобы посещать собрания. Чаще эта проблема возникает у женщин. Их в собраниях больше, много разводов, когда муж это не приветствует. Возникают накладки с рабочим графиком. Начальству неинтересно, что человек в рабочие дни на каком-то конгрессе. Приходится решать вопрос о будущем, об учебе. Те же самые моменты. У нас было много людей, кто, скажем так, светским образованием не обременен. Вопросы армии – аналогично. Нельзя брать в руки оружие, только альтернативная служба: на почте, в больницах и т. д.
– Вернемся к истории с Залами царств в Омске. Сейчас «Свидетели» вроде бы объявлены экстремистами, их имущество конфисковано…
– Думаю, что конфискация могла пройти только в Солнечном и именно у организации. У нас они сохранили свои места пребывания – если взять любой Зал царств, он записан на какого-либо человека, будто является его собственностью. По поводу бабушек, кстати. Есть среди «Свидетелей» те, кто работает в соцслужбах. Они рассказывали на собраниях (не во всеуслышание): мол, есть бабушка. Я ей помогаю, покупаю продукты… А потом стали делаться документы на Залы царств. Их не так уж и много в городе. С 2010 года они оказались в собственности. До того были арендованные. Подходишь, читаешь «Ответственный за помещение такой-то». Мне кажется, так у них появились 12-го Декабря и 2-я Брянская. Если приходила полиция, то ответственный вызывался, и это всегда был прихожанин.
Думаю, у нас не зря оказались участки под домами, которые сносились, а потом в считанные недели на этом месте ставились Залы царств. У женщины сгорал дом частный, здесь в центре ей на новый собрали дней за пять.
– Откуда брались деньги на это?
– Сдавались. Старейшина объявляет, что существует проблема: у человека сгорел дом. Давайте проголосуем, чтобы собрать, допустим, тысячи по две. Голосуют только «крещеные возвещатели». Скидываются средства в два ящичка, ответственный с бухгалтером открывают, подсчитывают. В ходе конгресса спикер объявляет: для компенсации потраченного предлагаем скинуться по столько-то. Во время конгресса или в конце, оглашают, сколько собрано. Квартиры если отписывались, нам об этом не говорили. Если приходили крупные суммы…
– …то, скорее всего, это шло всё через руководство.
– Через руководство, частные договоренности. Уверен, они есть, но до нас, понятно, всё это не доводили.
– Вы начали говорить про конгрессы…
– Да, названное тем мужчиной в интервью число присутствовавших на конгрессе верно. Он шел два или три дня – как скомандует Управленческий центр. Раз-два в год. Не афишировалось это по той причине, что могли возникнуть проблемы.
«Как только появляется конфронтация, ты априори становишься неправ»
– Такого как, например, когда люди общаются, гуляя по городу, там нет. Это меня сподвигло задавать вопросы руководителям, что начало менять их настроение. Общаться по этому поводу с другими представителями – чревато и для тебя, и для них. Могут «лишить общения». Учитывая, что «свидетели» общаются только между собой… Если родственники не «свидетели», то человек и с ними не может общаться.
– Ни на какие выборы «Свидетели» не ходят?
– Нет. Ведь выбирается правительство на земле, а не на небе. «Свидетели» признают только «небесное правительство», следовательно, не могут голосовать. По поводу службы в армии действительно проповедовали, что оружие брать в руки нельзя. Я в свое время служил. Стоило вспомнить об этом, сразу мягко переводили тему, даже если говорили вдвоем.
– А военных – действующих – там не было?
– Были бывшие. Это люди достаточно «перекованные». Очень ценились – не будут мямлить, лучше всех будут выполнять приказы. Встречал полицейского бывшего. Человек твердый. Мне кажется, это очень был приемлемый вариант для «Свидетелей».
То, что говорилось на конгрессах и проповедях, разрешалось обсуждать лишь в положительном ключе. Информация от главы «домашней» группы шла к старейшине, а он «принимал меры». Как только появляется конфронтация, скажем, по вопросам Писания, ты априори становишься неправ. Критика никакая не воспринимается.
Что касается инакомыслия, то это шло от людей, имеющих какой-то контакт со внешним миром. На себя осуждение по факту случившегося брали т. н. «тройки». Трое старейшин. Ты сидишь перед ними, они решают – что с тобой делать? «Лишить общения»? Срок испытательный дать? Если есть человек, который на тебя оказал «плохое» влияние, по нему тоже решают – отлучить (если он «свидетель») или просят прекратить общаться с ним (если нет). И он для тебя «умер». На собрании объявляют: «такого-то мы братом или сестрой не считаем». Насовсем или на время. На 100% никакого общения. Начинаются проблемы «отцов и детей» либо мужей и жен. Жены, повторю, у нас оказывались чаще. И дети в семьях могут «нормально» воспитываться – по мнению «свидетелей», но не других людей. Этот ребенок не встанет на гимн страны, тем более, не будет его исполнять.
«Я будто со стенкой поговорил»
– Нельзя не спросить о том, чем «прославились» иеговисты – об отношении к переливанию крови.
– Комитет содействия больницам в самом деле есть. Он молодой по времени возникновения, но о нем, понятно, не распространяются. Там все, как с конгрессом. Людям достаточно получить информацию, неважно, что и как готовится. Есть, конечно, ответственные, думаю, их число ограничивается двадцатью. Это касается основных больниц: БСМП, станция переливания в Нефтяниках, МСЧ №9 и 10. Есть стоматологи, ЛФК люди занимаются, это реальные сотрудники. Работают непосредственно в сфере оказания медуслуг.
Был и у меня документ, где обозначено, какие «брат» или «сестра» будут представлять в чрезвычайной ситуации мои интересы. Через тот же Комитет распространяется информация, что есть синтетические заменители крови, плазмы. Думаю, они действуют, но не стопроцентно. Если посмотреть в поисковиках, много случаев гибели либо предотвращения гибели людей при вмешательстве прокуратуры. У нас больных было много, но случаев, чтобы доходило до суда, не было. Я задал руководителю вопрос, почему умерла моя бабушка, она же вроде бы принимала таблетки? Ну, нельзя хирургическое вмешательство, есть же заменители крови, город большой… Вопрос был пропущен. И это усилило во мне некое замешательство.
Вот так выглядит упомянутый документ
– Артём, расскажите о главном: как Вы порвали со «Свидетелями»? Кто-то помогал?
– Знакомые пытались, но бабушкино влияние… Я же ни к кому не лез ругаться. Объяснение было одно – есть такой выбор. Или во дворе покурить, или вот книжки преподносить. И отношение у родителей было: пусть занимается. Я старейшинам объяснял: вот, есть бабушка, посредством которой я тут оказался, а у родителей своя жизнь.
– Вы ушли оттуда легко, на Вас не давили?
– Нет, на меня не давили, не угрожали. Но сейчас не могу нормально пообщаться ни с кем из тех, с кем в организации отношения поддерживал. Для всех этих людей я – вне закона. Даже не знаю, если бы у меня там остались родители… Это точно было бы потрясение.
Люди действительно попадают в зависимость. Могло казаться, что жизненная ситуация человека у «Свидетелей» выправлялась, особенно если до того были неприятные моменты. Но вопрос: чем всё заменилось? Необходимостью поквартирного служения. Там ведь есть врачи, преподаватели, причем высшего образования, медсестры. Я работаю в реальном секторе экономики и осознаю, какова опасность, если человек находится на важном объекте и говорит: «Я сейчас доверюсь воле Иеговы». Но это будет воля руководителя, служебного или районного надзирателя. Для нашего города, имеющего стратегические объекты, тот же нефтезавод, – серьезный вопрос.
Меняется мировоззрение настолько, что я с молодежью потерял контакт, когда у меня эти взгляды начали проявляться. Руководители довели до людей, чтобы они не общались – так и получалось. С кем раньше общался, не ругался, просто встретились, поулыбались друг другу… Но я будто со стенкой поговорил.
«Вы узнаете только то, что вам разрешат»
– Так что же делать, если к человеку обращаются «Свидетели Иеговы»?
– Если они подошли, сохраняйте спокойствие. В «преподнесении» часто используются следующие моменты: правильно ли Вы произносите «Отче наш», знаете ли Вы эту молитву? Задача – вывести Вас из равновесия, может даже, заставить впасть в ярость. И в этот момент они начнут приводить псевдофакты, которые человеку в неуравновешенном состоянии могут показаться верными. Относитесь критически к ситуации. Не воспринимайте на веру информацию, которую дают. Если вас заинтересовали библейские темы, лучше изучите их по независимым источникам. «Свидетели» говорят, что они якобы «исследуют Библию». Ничего они не исследуют – лишь в рамках того, что командует Управленческий центр. Вы узнаете только то, что вам разрешат узнать – и уже не сможете это обсуждать, а только принять на веру.
На заметку:
На минувшей неделе Верховный Суд РФ отклонил апелляцию российских «Свидетелей Иеговы», оставив без изменений решение от 20 апреля 2017 года о признании организации экстремистской, запрете её деятельности и ликвидации в нашей стране. Представители «Свидетелей» обратились в ЕСПЧ.
Антоний Дулевич, миссонерский отдел Кызыльской епархии
ПРОВЕРКА ВХОДЯЩИХ
Конечно, ответ на этот вопрос имеет духовный аспект. За всяким злом стоит реальная личность – диавол. Ему очень не хочется, чтобы пришедшие к Богу умножались в количестве, поэтому, он ведёт с этим борьбу. И, как практически, любое злодеяние, он совершает это через других людей. Именно поэтому святые и учат осуждать не человека, но стоящего за ним сатану, подтолкнувшего согрешившего на злой поступок. Единственная Церковь, которую создал Бог – Православная, поэтому враг и воюет с теми, кто к Ней причастен. Когда же кто-то попадает в секту – то попадает на путь погибели,с которого диаволу не выгодно сталкивать человека, поэтому он и не мешает. Господь «не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак.1:13). Но Бог попускает сатане устраивать искушения, пример чему мы можем найти в книге Иова, где описывается, как сатана спрашивал у Бога разрешения, чтобы досадить праведнику. Господь попускает искушения для проверки веры и доверия Ему. Господь может проверить и приходящего в храм, пришёл ли он к Нему, или для чего другого. Ведь если человек пришёл к своему Создателю, то его ничто не должно остановить. Ни замечания бабушек, ни что либо другое. Ведь, сталкиваясь с грубостью продавца покупатель не перестаёт ходить в магазин, потому что без хлеба никак не проживёшь. Надо помнить, что и в церкви тоже живые люди, тоже не без греха, тоже со своими недостатками (потому и ходят в храм, чтобы исправиться). Поэтому надо постараться их простить, помня о том, что Церковь, по словам преподобного Ефрема Сирина «не собрание святых, толпа кающихся грешников». Да, человек не прав, но от обиды и собственного недовольства и своей душе пользы не принести, и обижающего не исправишь. Пострадавшим от свечниц нужно помнить ещё одну важную вещь: Церковь свята от Крови Христа, и её святость не умалится, ибо она не от людей, а от Бога. Из-за согрешившего Церковь не теряет благодати. Но бывает и такое, что нетактичное поведение бабушек является лишь отговоркой для того, чтобы не ходить в храм Божий. Ведь, если жених стремиться увидеть свою невесту, то его не будет смущать, что в подъезде в котором она живёт, можно встретить грубых соседей или неприятный запах. Влюбленному жениху, стремящемуся попасть к своей возлюбленной, всё это не будет помехой.
ПРОВЕРКА СВЕЧНИЦ
Вспоминается одна история. В храм пришла молодая беременная девушка и стала молится. Вдруг подбежала бабушка и отогнала девушку, сказав, что это её место и она здесь уже больше 20 лет молится. Эту ситуацию разглядел проходивший мимо настоятель храма. Он остановился, подошёл к бабушке и сказал: «Да! 20 лет! А всё впустую…» Действительно, мы приходим в храм Божий с задачей духовного совершенствования. Но не будет отличий от фарисеев, если за чётко выполненными положенными поклонами и молитвословиями затмевается сама суть духовной жизни: самообучение умению любить. Святой Апостол Павел пишет: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1Кор.13:3). Следовательно, ни один подвиг не будет полезным, если его будет сопровождать отсутствие любви. Грубость уж совсем никак не может быть проявлением любви. Если кто-то, по незнанию, неправильно перекрестился и не там где надо встал, то это не повод делать замечания. Ведь если есть хоть малейшая возможность соблазнить человека, то от неё нужно бежать, как от огня, ибо, по словам Господа, страшна участь тех, через кого проходит соблазн (Лк.17:1-2). Достичь же любви можно обратным — деликатностью. Так учит святой Нектарий Эгинский: «Христианин должен быть вежлив со всеми. Слова и дела его должны дышать благодатью Святого Духа, которая обитает в душе его, чтобы таким образом славилось имя Божие. Тот, кто выверяет каждое слово, тот и выверяет каждое дело. Тот, кто исследует слова, которые собирается сказать, исследует и дела, которые намеревается совершить, и никогда не перейдёт границ хорошего и добродетельного поведения. Благодатные речи христианина ха- рактеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Напротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать в спорах, беспорядки, войны». Господь, видно, и попускает случаи, в которых так и хочется кому-нибудь с раздражительностью сделать замечание, для того, чтобы давно воцерковлённые женщины остановились и проверили себя, появились ли плоды регулярного хождения в Дом Божий. Кроме того, не стоит забывать, что Апостол Павел запрещает женщине учительствовать в церкви (1 Кор. 14:34). Замечание же можно сделать лишь в самом крайнем случае, когда вошедший нарушает порядок в храме и мешает другим молиться. Ни в коем случае нельзя делать замечание по поводу внешнего вида человека, ведь у некоторых просто напросто нет одежды. Разве правильно, что человек приходит помолиться, но получает упрёки о том, что в спортивном костюме нельзя приходить в храм? Для начала неплохо было бы, чтобы обличительница подарила ему комплект одежды для хождения в храм, а потом уже делала бы подобные замечания. Удивительно, что замечания другим делают, в основном те, кто сами нарушают правила церковного благочестия. Надеюсь, что милосердный Господь поможет всем нам исправиться.
P.S.Что можно/нельзя
— Нет большой разницы, кто первым подойдёт к Чаше на Причастие. Не стоит из-за этого устраивать суету возле самой главной Святыни;
— Иконы после Причастия целовать не запрещается, это делают и священнослужители;
— Нельзя делать замечания окружающим;
Когда нельзя ходить по храму и ставить свечи:
— На чтении Евангелия, Апостольских отрывков и ветхозаветных паремий;
— На чтении Шестопсалмия, ибо данное молитвословие есть образ предстояния человека пред Судом Божиим;
— Во время Евхаристического канона на Божественной Литургии;
«Новая газета» редакция
Русская православная церковь приняла решение ужесточить санитарные требования для приходов при проведении богослужений и таинств в связи с распространением COVID-19. В том числе, в храмах временно изменят практику целования креста, говорится в соответствующем документе, утвержденном патриархом Кириллом.
Так, теперь в конце Литургии священникам рекомендовано возлагать крест на голову прихожанах: раньше в конце службы верующие прикладывались к нему губами. Также в патриархии распорядились использовать одноразовые ватные палочки при елеопомазании на всенощных и во время таинства соборования.
Изменения коснутся и таинства Причастия. Его отменять не будут, однако введут дополнительные правила дезинфекции: так, после каждого причастившегося клирики церкви должны будут протереть антисептическим средством лжицу (ложку) и использовать одноразовые салфетки вместо плата. Обычно после причастия верующим предлагается выпить подслащенную воду — теперь подавать ее будут в одноразовых стаканчиках. Служители, раздающие просфоры и антидор, должны будут использовать медицинские перчатки.
В документе отмечается, что ограничения следует воспринимать как исполнение слов Священного Писания: «не искушай Господа Бога твоего». РПЦ также рекомендовала священникам объяснять своим прихожанам, что в случае появления симптомов ОРВИ им следует «ради любви к ближним и заботы о них» воздерживаться от посещения храмов. Приходам также предписано помогать пожилым людям с доставкой на дом продуктов.
РПЦ выпустила эти инструкции на фоне распространения в России нового типа коронавируса. На сегодняшний день в стране выявлено 93 случая заражения, выздоровели пять человек, жертв нет. По данным Роспотребнадзора, в России было проведено более 116 тысяч исследований на наличие COVID-19.