Содержание
- Памятка «Профилактика гриппа и ОРВИ»
- Профилактика гриппа и ОРВИ
- Неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ
- Вслед за мощам Иоанна Крестителя в Петербург прибыла икона «Спас нерукотворный». Несмотря на вспышку коронавируса, прихожане петербургских храмов уже третью неделю прикладываются к мощам.
- Как пенсионеры в Москве отнеслись к запрету выходить на улицу (23.03.2020)
Памятка «Профилактика гриппа и ОРВИ»
Грипп — острая респираторная вирусная инфекция, которая имеет всемирное распространение, поражает все возрастные группы людей.
Грипп и ОРВИ составляют 95% всей инфекционной заболеваемости.
Как происходит заражение?
Попадая на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, вирус внедряется в их эпителиальные клетки, проникает в кровь и вызывает интоксикацию. Создаются условия для активизации других видов бактерий, а также для проникновения извне новых бактерий, вызывающих вторичную инфекцию — пневмонию, бронхит, отит, обострение хронических заболеваний, могут пострадать сердце, суставы.
Кто является источником инфекции?
Единственным источником и распространителем инфекции является больной человек. Основным путем распространения вирусов гриппа от человека к человеку считается воздушно-капельное заражение при разговоре, кашле, чихании. Распространение вирусов гриппа может происходить и контактно-бытовым путем при несоблюдении заболевшим и окружающими его лицами правил личной гигиены, в том числе пользовании общими предметами ухода (полотенце, носовые платки, посуда и др.), не подвергающимся обработке и дезинфекции. Необходимо помнить, что инфекция легко передается через грязные руки. Специальные наблюдения показали, что руки до 300 раз в день контактируют с отделяемым из носа и глаз, со слюной. При рукопожатии, через дверные ручки, другие предметы вирусы переходят на руки здоровых, а оттуда к ним в нос, глаза, рот.
Как проявляется грипп?
В типичных случаях болезнь начинается внезапно: повышается температура до 38 — 40 градусов, появляется озноб, сильная головная боль, головокружение, боль в глазных яблоках и мышцах, слезотечение и резь в глазах.
Что делать, если вы заболели?
При первых симптомах необходимо обратиться к врачу. Соблюдайте постельный режим и следуйте всем рекомендациям врача. Самолечение при гриппе недопустимо. Ведь предугадать течение гриппа невозможно, а осложнения могут быть самыми различными.
Как защитить себя от гриппа?
Самое эффективное средство в профилактике гриппа — вакцинация. В вакцинации нуждается каждый человек, заботящийся о своем здоровье и здоровье окружающих. 70-80% провакцинированных сотрудников в коллективе создают иммунную прослойку, которая надежно защищает от гриппа. Своевременная вакцинация снижает заболеваемость гриппом в несколько раз, смягчает течение болезни, сокращает ее длительность, предотвращает осложнения.
Необходимо помнить, что любое лекарственное средство при лечении гриппа вызывает побочные реакции, которые не сравнимы с допустимыми реакциями на вакцинацию. Кроме того, с профилактической целью противовирусные препараты необходимо применять на протяжении всего периода эпидемии, что при длительном применении снижает их эффективность и способствует формированию лекарственно устойчивых форм вируса.
· Рекомендуется повышать защитные силы организма: заниматься физической культурой, правильно питаться, своевременно и достаточно отдыхать, принимать витаминно-минеральные комплексы.
· Регулярно и тщательно мыть руки с мылом, особенно после кашля или чихания. Спиртосодержащие средства для очистки рук также эффективны.
· Избегать прикосновений руками к своему носу и рту. Инфекция распространяется именно таким путем.
· Прикрывать рот и нос одноразовым платком при чихании или кашле. После использования выбрасывать платок в мусорную корзину.
· Использовать индивидуальные или одноразовые полотенца.
· Стараться избегать близких контактов с людьми с гриппоподобными симптомами (по возможности держаться от них на расстоянии примерно 1 метра).
· Регулярно проветривайте помещения, проводите влажную уборку.
· Избегать как переохлаждений, так и перегревания.
· Во время эпидемии гриппа и ОРВИ не рекомендуется активно пользоваться городским общественным транспортом и ходить в гости.
· При заболевании гриппом и ОРВИ, оставаться дома, вызвать врача. Максимально избегать контактов с другими членами семьи, носить медицинскую маску, соблюдать правила личной гигиены. Это необходимо, чтобы не заражать других и не распространять вирусную инфекцию.
Следует помнить, что соблюдение всех мер профилактики защитит от заболеваний гриппом и его неблагоприятных последствий.
Профилактика гриппа и ОРВИ
Профилактика гриппа и ОРВИ – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение инфицирования организма человека вирусами, вызывающими заболевание. Профилактические способы защиты подразделяются на специфические и не специфические.
Специфическая профилактика гриппа и ОРВИ – это ежегодное введение вакцины населению. В связи с тем, что вирусы имеют склонность к мозаицизму, вакцину корректируют ежегодно. Согласно данным, предоставленным ВОЗ, именно благодаря массовой вакцинопрофилактике удалось снизить интенсивность эпидемий гриппа во всем мире. Современная вакцина способна защитить от гриппа около 80% как взрослого населения, так и детей.
Неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ – это комплекс общих мероприятий, среди которых: проветривание помещения, полноценное питание, использование масок, мытье рук, прием препаратов, воздействующих на вирус гриппа и пр.
Доказано, что проведение массовой специфической профилактики гриппа и ОРВИ положительным образом сказывается на качестве жизни, способствует созданию иммунной прослойки населения на конкретной территории.
Особая необходимость во введении вакцины стоит перед следующими социальными группами:
· Пожилые люди;
· Дети дошкольного и школьного возрастов;
· Работникам образовательной, медицинской, торговой и иных сфер;
· Беременные женщины;
· Лицам с ослабленным иммунитетом, с хроническими заболеваниями.
Как правило, побочных явлений современные вакцины не вызывают, хотя возможно возникновение некоторой болезненности в месте введения вакцины, гиперемия этого участка кожи, повышение температуры тела, насморк, слабость, аллергические реакции.
Неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ
Неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ сводится к тому, чтобы повысить устойчивость организма к вирусам и не допустить его проникновения в организм.
Имеются следующие практические рекомендации, которые следует соблюдать, чтобы оградить себя от инфекции:
· Поддержание оптимальных параметров температуры воздуха и его влажности в помещениях с большим скоплением людей.
· Регулярное проветривание помещений.
· Прогулки на свежем воздухе.
· Полноценное питание. Пища должна обеспечивать необходимое поступление в организм белков, жиров, углеводов и витаминов.
· Адекватный питьевой режим позволяет восполнить запасы организма в жидкости и увлажнить слизистые. Доказано, что вирусам намного проще внедряться в клетки эпителия верхних дыхательных путей, когда они пересохшие и на них имеются микротрещины.
· Физическая активность, которая включает в себя ежедневные занятия спортом.
· Полноценный отдых. В первую очередь – это здоровый сон. Для поддержания функционирования иммунитета, следует спать не менее 8 часов в сутки.
· Поддержание чистоты в помещении, ежедневная влажная уборка с минимальным использованием средств бытовой химии.
· Введение масочного режима в период эпидемий гриппа и простуды. Маску не стоит касаться руками, после того, как она будет закреплена на лице. Ее повторное использование недопустимо.
· Избегание мест массового скопления людей.
· Тщательное мытье рук после посещения общественных мест. До этого момента не следует прикасаться к лицу, губам, носу.
· В плане гигиены внимание следует уделять не только рукам, но и носовым путям. Туалет носа нужно осуществлять после каждого посещения общественного места. Для этого подойдут специальные растворы и спреи на основе морской воды, а также обычный физиологический раствор. В дополнении к этой процедуры можно полоскать горло раствором соды и соли.
· Во время разговора следует держаться на расстоянии, как минимум, одного метра от собеседника.
· В помещениях медицинских учреждений, в учебных классах, в группах детского сада, в университетах целесообразно использование ультрафиолетовых ламп.
Правила неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ существуют не только для здоровых людей, но и для тех, которые уже заболели.
Им необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
· Следует соблюдать постельный режим, отказаться от посещения любых общественных мест. При первых симптомах заболевания важно вызвать врача на дом.
· Следует держаться как можно дальше от здоровых людей и использовать маску во время вынужденных контактов.
· Больной должен находиться в отдельной комнате, в которой необходимо проведение регулярной влажной уборки и проветривания.
· Во время кашля и чихания рот следует прикрывать индивидуальным платком, чтобы предотвратить распространение вируса на дальние расстояния.
· Одноразовые макси должны использоваться не более 2 часов, а по истечении этого времени их нужно утилизировать.
· После каждого контакта с респираторными выделениями руки нужно обработать антисептическим гелем или тщательно вымыть с использованием мыла.
· За всеми людьми, контактирующими с больным человеком, необходимо наблюдение в течение одной недели.
Отдельного внимания заслуживают различные препараты иммуностимуляторы и противовирусные средства, которые часто рекомендуют к приему с целю повышения иммунных сил организма и для борьбы с вирусом. Перед тем, как начать принимать то или иное средство, стоит помнить, что в продаже имеется огромное количество препаратов-пустышек, эффект которых не подтвержден научными исследованиями. Такие средства не обладают каким-либо профилактическим эффектом и создаются с целю обогащения фармацевтических компаний.
Прежде чем отправится в аптечный пункт за приобретением противовирусного или иммуностимулирующего средства, необходимо проконсультироваться с врачом и уточнить необходимость его приема.
На сегодняшний день противовирусными препаратами с разной степенью доказанной эффективности являются: Циклоферон, Кагоцел, Лавомакс (Тилорон, Амиксин), Цитовир 3, Арбидол, Ингавирин.
Для лечения гриппа и простуды возможно использование следующих средств с доказанной эффективностью: Ремантадин (Орвирем, Ремантадин), Реленза, Тамифлю, Перамивир.
Кроме того, существуют препараты-интерфероны, которые содержат в себе белки как бы предупреждающие клети об опасности и заставляющие их активизироваться. Препараты-интерфероны – это Кипферон, Виферон, Интрон, Реаферон, Циклоферон.
Под вопросом также остается необходимость приема синтетических витаминов для профилактики гриппа и простуды. Желательно, чтобы человек получал их из продуктов питания, однако, если это невозможно, то следует принимать синтетические витамины группы В, аскорбиновую кислоту, витамин А.
Профилактика гриппа и ОРВИ является залогом сохранения здоровья даже в период эпидемии. Главное подходить к этому делу со всей ответственностью и не забывать о простых правилах, позволяющих обезопасить себя и близких от инфекции.
Версия для печати Живко Панев 25.04.2020 09:02:14
Известный богослов, исследовавший духовную суть и значение болезней и страдания как для отдельного человека, так и для общества в целом, Жан-Клод Ларше отвечает на острые вопросы, спровоцированные мерами по борьбе с пандемией вируса COVID-19, которые вызвали многочисленные дискуссии и разногласия.
Об «опасности» Причастия и изменении практики причащения, о закрытии храмов и монастырей для верующих, о Пасхе без значимых и важных для христиан богослужений, о том, как пережить «отлучение» от Причастия, – в первой части интервью с ним.
Во второй части беседы будут затронуты вопросы о причинах болезней и эпидемий: посылаются ли они Богом или в них повинен диавол, какова тут роль греха и вообще болезни – это зло или благо для человека.
Вопросы Ж.-К. Ларше задавал протоиерей Живко Панев – преподаватель канонического права и истории Поместных Церквей Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, настоятель прихода в честь Державной иконы Божией Матери в Шавиль близ Парижа.
– Вы одним из первых развили богословскую мысль на тему болезней, страдания, медицины. Ваша книга «Болезнь в свете православного вероучения» переведена на многие языки, а в связи с пандемией вируса COVID-19 она вскоре выйдет и на японском. Вы также являетесь автором размышлений на тему страдания «Бог не хочет страдания людей», тоже вышедших на разных языках.
Каково ваше общее мнение о нынешней эпидемии коронавируса?
– Я не удивлен. На протяжении тысячелетий человечество каждый век сталкивалось с двумя крупными эпидемиями и несколькими более мелкими. Однако их число растет, а плотность населения в нашей городской цивилизации, темпы передвижения в связи с глобализацией, а также многообразие и скорость современных транспортных средств легко превращают их в пандемии. Таким образом, нынешняя эпидемия была предсказуемой и даже предсказанной многими эпидемиологами, которые не сомневались, что она придет. Единственное, чего они не могли спрогнозировать, это точное время ее появления и форму, которую она примет. Что удивляет, так это неподготовленность некоторых государств, которые вместо того, чтобы обеспечить медработников больницами и оборудованием, необходимыми для борьбы с бичом, допустили ухудшение состояния своих клиник и острую нехватку лекарств, масок и респираторов, которые сейчас приходится заказывать из-за границы (это относится к Китаю и другим).
Болезни вездесущи в истории человечества, и никто не может прожить жизнь, ни разу ничем не заболев. Эпидемии – это особенно заразные болезни, которые быстро распространяются, пока не охватят большую часть населения. Особенность COVID-19 в том, что он серьезно поражает дыхательную систему пожилых и ослабленных другими патологиями людей. В связи с его высокой заразностью отделения реанимации быстро переполняются пациентами, потому что многие заболевают одновременно за очень короткий период.
– Поместные Православные Церкви отреагировали на это поэтапно, с разной скоростью и в разной форме. Что вы думаете об этом?
– Надо сказать, что страны были охвачены эпидемией в разное время и в разной степени, и каждая Поместная Церковь отреагировала по мере развития болезни и в зависимости от мер, принятых властями соответствующих стран. В наиболее пострадавших странах решение прекратить совершать службы было принято быстро, с разницей в несколько дней. Не ожидая полного прекращения богослужений в ближайшем будущем, некоторые Церкви (например, Русская Церковь) приняли меры для минимизации случаев возможного заражения во время общественных богослужений или совершения Таинств; сегодня им приходится просить верующих вообще не приходить в храмы.
– Эти различные меры вызвали дискуссии и даже полемику среди духовенства, монашеских общин, верующих, богословов… Первым поводом для споров послужило решение некоторых Церквей изменить практику причащения.
– При этом следует различать действия, сопровождающие причащение Святых Таин, и само Причастие.
Недопустима мысль, что якобы Тело и Кровь Христовы могут быть источником заражения
Возможен риск заражения от способа преподания Причастия: это касается вытирания губ каждого причастника одним и тем же платом (эта практика неукоснительно соблюдается некоторыми приходами Русской Церкви) и традиции запивки после Причастия (тоже практикуется Русской Церковью) из одних и тех же кружек. Поэтому решения использовать бумажные салфетки для вытирания губ прихожан и одноразовые стаканчики для запивки (которые тут же будут сжигаться), по моему мнению, не должны вызывать возражений.
Что касается самого Причастия, некоторые Церкви отошли от традиционного способа его преподания, когда священник вкладывает Святые Дары в рот верующего из лжицы. Ряд Церквей рекомендовали вливать содержимое в открытый рот, при этом священник должен соблюдать определенную дистанцию; другие (и Русская Церковь среди них) предложили дезинфицировать лжицу спиртом после причащения каждого причастника или использовать одноразовые лжицы, которые тотчас будут сжигаться. По-моему, ни одна Церковь не допустила мысли, что якобы Тело и Кровь Христовы (а в молитвах до и после причащения неоднократно говорится, что мы причащаемся «во исцеление души и тела») могут быть источником заражения: такую идею выдвинул лишь архимандрит Кирилл (Говорун) в своей статье, содержавшей множество ересей и имевшей эффект «сарафанного радио» в интернете, – поэтому я ее и упомянул.
Но появляются сомнения по поводу самой лжицы, и начинаются дискуссии: одни особенно отмечают, что лжица касается рта верующих, а другие – что, будучи пропитанной частицами Тела и Кровью Христовыми, она становится «дезинфицированной» и защищенной через освященные хлеб и вино. Последние также обращают внимание на потребление священником оставшихся после причастия мирян Святых Даров: это обычно происходит в больших церквях, где среди прихожан обязательно найдутся болящие разными недугами, но священник так ничем и не заболевает. Они также утверждают, что во времена страшных эпидемий древности священники причащали заразившихся верующих, но сами не заражались. Что касается последнего утверждения, у меня не хватает достоверных данных из документов истории.
С другой стороны, живший во второй половине XVIII века преподобный Никодим Святогорец в своем «Пидалионе» (собрании священных канонов Православной Церкви с обширными комментариями) в комментарии к 28-му канону VI Вселенского Собора признает, что
«иереям во время чумы следует для причащения больных класть освященный хлеб в какой-нибудь священный сосуд, из которого умирающие и больные могут брать его лжицей или чем-то похожим на нее. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в непопираемое ногами место. Или же делать это каким угодно другим, более надежным и каноничным способом».
Значит, во времена преподобного Никодима (или, возможно, раньше) считалось допустимым преподавать Причастие через несколько сосудов и ложек, которые следовало затем дезинфицировать (считалось, что уксус благодаря содержанию в нем спирта и уксусной кислоты обладает антисептическим и антигрибковым свойствами, хотя для COVID-19 этого было бы недостаточно). Русская Церковь, принимая эти меры, руководствовалась именно данным текстом, также процитированным в «Настольной книге священно-церковно-служителя» великого литургиста XIX века С.В. Булгакова.
И прежде считалось допустимым преподавать Причастие через несколько сосудов и ложек
Считаю, что имеющие достаточно сильную веру и уверенно причащающиеся из одной лжицы ничем не рискуют, и верится, что пошедшие на такие меры Церкви сделали это с расчетом на слабоверных и сомневающихся. В каком-то смысле они руководствовались правилом апостола Павла: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9: 22).
Нужно учитывать, что Причастие не обладает «магическим действием»: как и все остальные Таинства, оно сообщает благодать в полноте, но восприятие благодати соразмерно вере получающего (греческие святые отцы использовали греческий термин «аналогия», который означает пропорцию, соответствие, соразмерность). Апостол Павел говорит (и это повторяется в молитвах перед причащением), что «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней», «ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27, 29–30).
В любом случае, каждая Поместная Церковь вправе по причине икономии принять все необходимые меры в каждом отдельном случае.
– Вторым поводом для споров стало закрытие храмов и прекращение совершения богослужений.
– Прежде всего, следует отметить, что в большинстве стран не было указа закрывать храмы: в них стали пускать людей лишь маленькими группами, а затем ограничили посещение храмов отдельными лицами. Но меры по самоизоляции сделали поездки в храмы и их посещение мирянами невозможными. Однако в большинстве Поместных Церквей служение Литургии продолжается: в храмы приходят священник, чтец, возможно, даже диакон и алтарник (хотя в Греции даже в монастырях это было объявлено вне закона, что парадоксально для страны, где Православие является основой национальной идентичности и официально признанной религией).
Радикально мыслящие люди развили ряд теорий заговора, увидев в решениях разных стран желание определенных влиятельных группировок уничтожить христианство. Они усмотрели здесь параллели с гонениями первых веков христианства, призывая христиан к сопротивлению и приводя в пример мучеников. Такая позиция, очевидно, является чрезмерно алармистской, а параллели с гонениями первых веков неуместны. От христиан не требуют отречения от их веры и поклонения другому богу.
Параллели с гонениями первых веков неуместны: от нас не требуют отречения от Христа и поклонения другому богу
Церкви не закрываются навсегда, а ограничения на их посещение носят временный характер. Государства в целях защиты своих граждан исполнили свой долг и приняли единственно доступные меры карантина, чтобы свести к минимуму число заражений и смертей и оказать всю возможную медицинскую помощь заболевшим.
Стоит добавить, что церковь нельзя считать магическим местом, полностью защищенным от внешнего мира, где никто не может подхватить никакую болезнь, а уж тем более – очень заразную. Это правда, что в древности во время эпидемий у людей был другой подход: они, наоборот, собирались в храмах, а число крестных ходов увеличивалось. При этом мы забываем, что церкви превращались в своего рода хосписы и даже склепы. Так, во время сильных эпидемий в Византийской империи в церквях часто можно было увидеть сотни сваленных в груду трупов.
В обязанности Церкви входит защита здоровья и жизни верующих, но также и тех, кого они могут заразить вне церкви, чтобы не усложнять работу представителей здравоохранения, которым, если они не будут справляться с огромным числом заболевших, придется прибегнуть к установлению «очередности медицинской помощи» – иными словами, оставлять наиболее ослабленных умирать. К тому же, если у нас одновременно слишком много летальных исходов, нет гарантии, что их можно будет похоронить: нам было очень грустно видеть в Италии колонны армейских грузовиков, набитых десятками мертвых тел, направлявшихся прямо к крематорию, без присутствия родных или каких бы то ни было религиозных церемоний. В Китае тысячи трупов сжигали один за другим, и лишь только через несколько недель их родственники смогли приехать и забрать прах своих близких с переносных платформ, на которых были установлены погребальные урны.
Закрыв себя на карантин, монашеские общины (в том числе и на Афоне) решили защитить своих гостей и паломников от заражения друг друга, но также и самих себя, чтобы им можно было продолжать служить Литургию и исполнять свой важнейший долг (что крайне необходимо нам сейчас): молиться за мир.
– То, что Причастие на некоторое время стало недоступно, представляет для некоторых верующих серьезную проблему. Опять-таки, некоторые горячие головы увидели в этом успешную реализацию заговора против христиан…
– Я не разделяю эти теории заговора, поскольку в них замешаны люди и организации, а также потому, что, как сказал выше, эпидемии являются повторяющимся и цикличным явлением в истории человечества. Однако считаю, что в этой эпидемии и ее последствиях присутствует действие диавола. Позднее расскажу почему.
Касательно недоступности Причастия можно сказать вот что. В данной ситуации очень страдают те, кто привык к причащению раз в неделю (или чаще) и черпает в этом Таинстве великую силу, – и мы их понимаем. В качестве утешения можем вспомнить житие преподобной Марии Египетской, которая за всю жизнь причастилась только два раза: перед началом своей аскетической жизни и прямо перед кончиной; ее житие также гласит, что по традиции того времени жившие в общине монахи удалялись по одному в пустыню на время Великого поста и возвращались в обитель только в Великий четверг, чтобы вместе причаститься. Также можно вспомнить, что большинство удалявшихся в пустыню отцов причащались в лучшем случае раз в год. По необходимости мы в этот Великий пост тоже разлучены с Причастием, и благодаря нашему нынешнему заточению в домах и квартирах (которое в век постоянного движения стало многими восприниматься как суровая пустыня) мы сможем чуточку приобщиться их опыту и извлечь из этого пользу.
Во-первых, сегодня (особенно в рассеянии) Причастие стало частым, тогда как всего несколько десятилетий назад было редким в православных странах. Оно стало настолько частым, что существует опасность превратить его в нечто обыденное. Несколько лет назад разговаривал об этом с епископом Афанасием (Евтичем), и он сказал, что было бы полезно периодически воздерживаться от причащения на некоторое время, чтобы пробудить в себе чувство серьезности и необходимости этого Таинства и приступать к нему с подлинным желанием.
Полезно периодически воздерживаться от причащения – чтобы пробудить в себе чувство благоговейного отношения к Таинству
Во-вторых, можем вспомнить, что действие Причастия не проходит после его вкушения нами. Его действие соразмерно нашей способности его воспринять, а эта способность касается не только степени нашей готовности к причащению, но и нашего состояния по отношению к нему после приобщения Святых Даров. Чтобы нам помочь, Церковь составила специальные молитвы перед причащением и после него. Знаю несколько духовных отцов, которые советовали своим духовным чадам читать благодарственные молитвы после Святого Причастия каждый день до следующего Причастия, чтобы постоянно помнить о том, что они приобщились бесценных Даров и позволили благодати продолжать действовать в них.
– Что можно сказать о невозможности посещать религиозные службы?
– Думаю, вполне возможно совершать их дома. Это, в первую очередь, так называемое богослужение мирянским чином, совершаемое в отсутствии священника: обедница (или изобразительны) вместо Божественной Литургии; хотя, конечно, она не может полностью заменить Литургию, так как лишена самого важного элемента – бескровной Жертвы, совершаемой только пресвитером. У многих верующих имеются богослужебные тексты дома (особенно молитвенники для мирян, специально рассчитанные для чтения некоторых служб в отсутствие иерея); также большинство текстов можно найти в интернете.
Помимо этого существует практика Иисусовой молитвы: на горе Афон маленькие общины или отдельные анахореты, живущие в «пустыне» и без священника, заменяют уставные службы определенным числом молитвенных обращений ко Христу, Богородице и святым. Старец Ефрем Катунакский, ссылаясь на святителя Иоанна Златоуста, говорил: «Люди в миру, если не могут пойти в церковь ни в субботу, ни в воскресенье, могут в этот час самих себя сделать жертвенниками через молитву».
В православных странах также возможно смотреть трансляцию Литургии по телевидению или онлайн, как делают многие старики и больные люди, не имеющие возможности ездить в храм. Это не заменит настоящего участия, физического присутствия в молящейся общине, но мы, тем не менее, имеем возможность присоединиться к службе и ощутить сопричастие совершаемому в это время общественному служению, когда церковная община распространяется за рамки видимого присутствия молящихся (так называемое «общение святых»).
– В своем недавнем интервью митрополит Пергамский Иоанн (Зизюлас) осудил решение ряда Поместных Церквей закрыть храмы и прекратить совершать богослужения, сказав, что если Литургия перестает совершаться, то Церковь прекращает быть Церковью. Что вы на это скажете?
– Позиция митрополита Иоанна (Зизюласа) понятна в свете его персоналистского учения, ставящего на первый план вопросы общения и, соответственно, отождествляющего Литургию скорее с собранием верных (синаксисом), а не с собственно Евхаристической Жертвой. На самом деле Литургия продолжает совершаться во всех Поместных Церквях, монастырях и даже среди маленьких групп верующих во многих храмах. Вот что важно. Значение Литургии не зависит от числа присутствующих участников; точно так же ценность и полнота Евхаристической Жертвы не зависят от количества отслуженных Литургий. Когда Литургию совершают одновременно сотни тысяч церквей, они осуществляют (это точный перевод слова анамнесис, описывающего сердцевину Литургии) Единую Жертву Христову. Если представить, что лишь одна из Поместных Церквей продолжала бы служить одну-единственную Литургию, то и в этом случае она совершалась бы во всей полноте, ибо Литургия охватывает всю вселенную.
Даже если только одна Церковь служила бы одну-единственную Литургию, то и тогда Литургия совершалась бы во всей полноте
Касательно верующих следует вспомнить, что Литургия святителя Василия Великого ясно предвидит возможное отсутствие верующих. Одна из ее молитв гласит: «Помяни, Господи, предстоящия люди, и ради благословных вин оставльшихся» – «Помяни, Господи, предстоящий народ и по важным причинам отсутствующих», – определенным образом связывая их с присутствующими верными и получаемой ими благодатью.
– Как жить в самоизоляции? Очевидно, она представляет собой проблему для современников…
– Нам повезло, что объявленный государствами карантин частично совпал со «священным карантином» Святой Четыредесятницы. В это время мы, православные, по традиции ограничиваем наши увеселительные прогулки, досуг и потребление; также используем это время тишины и уединения, чтобы вернуться к своему внутреннему миру, читать больше духовной литературы и больше молиться. На все это у нас есть опыт прошлых лет; нам лишь придется продлить подвиги на несколько недель.
В целом такое «заточение» есть хорошая возможность для исихии (родной для православной духовности), состояния уединения и особенно внешнего и внутреннего безмолвия; отдыха от непрестанного движения, шума и стресса, связанных с обычными условиями жизни; и «заселения» своего внутреннего «обиталища», которое отцы-исихасты называют «место сердца».
Изоляция также помогает парам и детям быть вместе дольше обычного, и это полезно для всех. Конечно, это не всегда воспринимается как нечто само собой разумеющееся, поскольку некоторые не привыкли находиться вместе долгое время; но карантин может стать возможностью для усиления родственных уз.
Однако возврат к своему внутреннему миру, к супружеской и семейной жизни не должен быть за счет забвения других. Раздача милостыни, являющаяся обычной великопостной практикой, может перерасти в оказание более продолжительной и регулярной помощи нашим знакомым, страдающим от болезней, одиночества и чрезмерной тревоги. В этом отношении современные средства коммуникации очень помогают.
Заметил, что многие наши соотечественники стали активно заниматься спортом в своих домах и квартирах. В течение Великого поста мы привыкли делать немало земных поклонов. Их число можно увеличивать (монахи совершают от 300 поклонов в день, некоторые даже до 3000 в день!). Патриарх Сербский Павел, совершавший такое правило каждый день до 91 года (его остановила лишь травма колена), говорил, что земные поклоны являются лучшей «гимнастикой» и гарантируют поддержание хорошей формы.
(Окончание следует.)
С Жан-Клодом Ларше
беседовал протоиерей Живко Панев
Перевел с английской версии Дмитрий Лапа
Книги Ларше Жан-Клода в интернет-магазине «Сретение»
24.03.2020
Икона «Спас Нерукотворный»
Вслед за мощам Иоанна Крестителя в Петербург прибыла икона «Спас нерукотворный». Несмотря на вспышку коронавируса, прихожане петербургских храмов уже третью неделю прикладываются к мощам.
Икона «Спас Нерукотворный» с частицами мощей апостолов Петра и Андрея Первозванного прибыла в Троицкий собор Петербурга в понедельник, 23 марта. Это уже вторая особо почитаемая среди православных верующих святыня, прибывшая в город за последнее время. На прошлой неделе петербургская епархия отчиталась, что к привезенным в Казанский собор мощам Иоанна Крестителя приложились 70 тысяч человек. «Спас Нерукотворный» не вызывает такого ажиотажа среди простых прихожан, зато военные ходят к нему организованными группами.
РПЦ после скандала составила инструкцию
Очередь к мощам Иоанна Крестителя в Казанском соборе
Фотографии из Казанского собора на прошлой неделе шокировали тех, кто не погружен в церковные обряды. В то время как городские и федеральные власти призывали людей оставаться дома, чтобы не распространять коронавирус, тысячи людей в плотной очереди ждали момента, чтобы приложиться к мощам Иоанна Крестителя, привезенным из Иерусалима.
Многие пользователи интернета и даже православные священники (например, протодиакон Андрей Кураев) упрекали Русскую православную церковь в содействии распространению COVID-19. Пока мощи святого находились в Казанском соборе, представители РПЦ не давали официального ответа на претензии. Только за день до того, как святыня покинула храм, 17 марта, Церковь опубликовала «Инструкцию настоятелям в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции».
Среди прочего священнослужителям рекомендовали воздержаться от «преподания руки для целования», использовать перчатки при раздаче просфор и регулярно дезинфицировать храмовую мебель. В большинстве случаев рекомендуется избегать лобзания (целования) используемых в обрядах предметов. Впрочем, в инструкции упоминаются без уточнения и «иные случаи», когда икону после каждого лобзания следует обрабатывать дезинфицирующим средством.
Иконе приписывают спасение от чумы
Не прошло и недели, в Петербург прибыла новая святыня — как принято считать, главная икона Вооруженных сил России «Спас Нерукотворный» с частицами мощей апостолов Петра и Андрея Первозванного. Ее турне по России началось с аннексированного Севастополя и должно закончиться в так называемом «главном храме Вооруженных сил России» в парке «Патриот» под Москвой. Собор планируют открыть к 75-летию Победы.
Хотя путешествие иконы по стране было запланировано еще в прошлом году, можно увидеть символизм в том, что эта святыня отправилась по России именно в разгар пандемии COVID-19. На многих православных ресурсах «Спас Нерукотворный» упоминается в историях об эпидемии чумы в России в 1654-1655 году. Якобы благодаря поклонению именно этой иконе жители города Хлынов (ныне Киров) оказались спасены от свирепствовавшей, как тогда говорили, моровой язвы. При этом, ярославские СМИ пишут, что это их город «Спас нерукотворный» уберег от моровой язвы в 1612 году.
Число присутствующих превышало карантинную норму
В Петербурге «Спас Нерукотворный» выставляется по очереди в трех «военных» храмах. В Троицкий собор он прибыл из Морского Никольского собора в Кронштадте, а 27 марта отправится в Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления. Таким образом удалось избежать одновременного присутствия на церемонии привнесения иконы огромного числа военнослужащих.
Тем не менее карантинный запрет губернатора Петербурга на собрания более 50 человек в одном месте 23 марта в Троицком соборе явно был нарушен. Корреспондент DW насчитал на церемонии не менее 60 военных и курсантов. Кроме них в храме присутствовали служители церкви и несколько журналистов. На фотографиях с церемонии в Кронштадте видно, что число присутствующих и вовсе превышало карантинный потолок не менее чем в три раза.
До начала церемонии опытный военнослужащий рассказал молодым курсантам, что в храм скоро привнесут исключительно важную для Вооруженных сил России икону и что в мае ее разместят в главном храме ВС РФ в Подмосковье. После короткого экскурса военные выстроились вдоль ковровой дорожки, а настоятель собора протоиерей Геннадий Бартов начал службу. «Ваше превосходительство, господа генералы, офицеры, — обратился он к публике. — Сегодня исторический момент для нашего города, когда из Кронштадта в Санкт-Петербург внесена эта воинская святыня».
«Мирамистин» против вируса
Целование иконы
По окончании службы каждый военный подходил к иконе и либо целовал ее, либо прислонялся к ней лбом. Некоторые целовали и икону, и ковчежец с мощами. Служитель храма после каждого «лобзания» протирал поверхность тряпочкой. Другая служительница объяснила корреспонденту DW, что таково было распоряжение «из Москвы» и показала бутылочку «Мирамистина» в руке. Она стала выполнять работу своего коллеги, когда очередь военных прошла и к иконе стали прикладываться простые прихожане.
На некоторых показательная санитария оказала влияние. «Не собиралась «прикладываться», — поделилась с DW женщина средних лет, — но увидела, что дезинфицируют, и решилась. От иконы ничего страшного не будет».
Как мир борется с коронавирусом Пандемией коронавируса охвачено более 188 стран
Общее число заразившихся коронавирусом в мире к 12 июня, по данным Университета Джонcа Хопкинса, составило около 7,5 млн человек, эпидемия охватила не менее 188 стран и территорий. Выздоровели около 3,5 млн человек, свыше 420 тысяч скончались от последствий коронавирусной инфекции.
Как мир борется с коронавирусом По всему миру отменяют мероприятия
Из-за распространения коронавируса SARS-CoV-2 по всему миру отменяют публичные — прежде всего, спортивные — мероприятия. На год позже перенесены Олимпийские игры в Токио, в ФРГ отменены крупнейшая в мире туристическая ярмарка ITB в Берлине, Лейпцигская книжная ярмарка, Ремесленная ярмарка в Мюнхене, а также ежегодный пивной фестиваль Октоберфест (на фото).
Как мир борется с коронавирусом Европа пытается защититься от коронавируса
Опасаясь стремительного распространения коронавируса, практически все страны Евросоюза закрыли национальные границы. Занятия в учебных заведениях поначалу были полностью отменены, позже — восстановлены в сильно ограниченном объеме. На фотографии: медицинский работник на границе Австрии с Италией измеряет температуру водителю автомобиля. Повышенная температура — повод для запрета на въезд в страну.
Как мир борется с коронавирусом Италия, Испания, Великобритания
Первыми в Европе коронавирус наиболее сильно поразил Италию и Испанию. В Италии карантин на территории всей страны был введен уже с 9 марта. Улицы и площади итальянских городов опустели, а в поддержании общественного порядка была задействована армия (см. фото).К концу мая максимальное число смертей от SARS-CoV-2 в Европе зафиксировано в Великобритании.
Как мир борется с коронавирусом Германия: постепенное смягчение карантинных мер
До 25 февраля в ФРГ было зарегистрировано всего 16 случаев заражения коронавирусом. Но затем число стало резко расти. К 12 июня число инфицированных превысило 186 тысяч человек. Большее всего заражений — в землях Бавария, Северный Рейн — Вестфалия и Баден-Вюртемберг. Погибли около 8,7 тысяч человек. С 27 апреля в стране начато постепенное смягчение карантинных мер.
Как мир борется с коронавирусом Ажиотажный спрос на дезинфицирующие средства
Из-за вспышки коронавируса в Германии возник ажиотажный спрос на дезинфицирующие средства и жидкое мыло. В супермаркетах и магазинах бытовой химии поначалу пустовали полки, прежде забитые всевозможными флаконами и тюбиками с антисептиками. К маю снабжение было восстановлено. В некоторых магазинах только висят объявления с просьбой не покупать товары для создания запасов дома.
Как мир борется с коронавирусом Коронавирус добрался до России
Число инфицированных коронавирусом в России к 12 июня превысило 510 тысяч человек. Наибольшее число заболевших зарегистрировано в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Нижегородской области. В Москве и МО с 15 апреля действует всеобщий пропускной режим. Платформу по выдаче таких цифровых пропусков планируют ввести также еще в 21 регионе России.
Как мир борется с коронавирусом Израиль: жесткий карантин принес результаты
В Израиле к 12 июня коронавирус диагностирован более чем у 18 тысяч человек. В стране были приняты жесткие меры по борьбе с распространением коронавируса включая полный карантин и запрет на въезд в страну иностранцев. С 19 апреля началось постепенное смягчение карантинных мер, открылись отдельные непродовольственные магазины и возобновилось движение общественного транспорта.
Как мир борется с коронавирусом Иран: реальные цифры могут быть намного хуже официальных
К 12 июня в Иране зарегистрировано более 180 тысяч заболевших и более 8,5 тысяч смертей. Не исключено однако, что в действительности цифры могут быть намного выше. Пытаясь предотвратить распространение вируса, иранские власти поручили обильно заливать улицы городов дезинфицирующими средствами (на фото).
Как мир борется с коронавирусом Китай: эпидемия коронавируса пошла на спад
Между тем в Китае, где в конце 2019 года началась вспышка SARS-CoV-2, новых случаев заражений нет. Большинство больниц, построенных для инфицированных коронавирусом в Ухане, закрыты. На фотографии — медики одного из временных госпиталей в Ухане на церемонии его закрытия. Всего в Китае коронавирусной инфекцией заболели около 84 тысяч человек, умерли около 4600.
Как мир борется с коронавирусом Кто наиболее подвержен коронавирусной инфекции?
Наиболее опасна коронавирусная инфекция для пожилых людей старше 80 лет и людей с хроническими сердечно-сосудистыми, респираторными заболеваниями, диабетом и гипертонией. Именно в этих группах максимальный риск летального исхода. Еще одна группа риска — медицинские работники. У большинства пациентов — около 80 процентов — болезнь проходит в легкой или относительно легкой форме.
Как мир борется с коронавирусом Когда появится вакцина от коронавируса?
Число лабораторий, работающих над созданием вакцины против коронавируса SARS-CoV-2 по всему миру, невозможно сосчитать. Ученые уже создали несколько вариантов вакцины и тестируют их на животных. В США и Великобритании проводятся и испытания на людях. Но при самом благоприятном течении событий вакцина может появиться на рынке не ранее середины 2021 года.
1 | 12 02:19 мин. Все сюжеты | 23.03.2020
Как пенсионеры в Москве отнеслись к запрету выходить на улицу (23.03.2020)
Сергей Сатановский
Делание заключается не в том, чтобы попробовать и отступить. Делание заключается в том, чтобы выйти на единоборство, победить, потерпеть поражение, приобрести, потерять, упасть, встать, все преодолеть и продолжать подвиг и брань до последнего издыхания.
И чтобы никогда не впадать в самонадеянность, пока душа не выйдет из тела. Но когда она восходит на небо, должна ожидать, что на следующий день сойдет в ад. Не говорю уже о том, что нисхождение может произойти в то же самое мгновение. Поэтому человек не должен удивляться изменениям, но должен иметь в виду, что ему свойственно и то, и другое.
Знай, что благодать всегда предшествует искушениям как некое извещение для приготовления. И когда видишь благодать, сразу настораживайся и говори: «Пришло объявление войны! Смотри, брение, откуда даст сигнал к битве злобный». Часто он приходит быстро, и часто — через два или три дня. Во всяком случае, он придет, и пусть твердыми будут укрепления: исповедь каждый вечер, послушание старцу, смирение и любовь ко всем. И так облегчишь скорбь.
Теперь, если приходит благодать прежде очищения и тому подобное, — прошу внимания и ясности ума.
Благодать разделяется на три чина: очистительная, просвещающая и совершенная. И житие — на три: по естеству, выше естества, противно естеству. По этим трем чинам человек восходит и нисходит. И великих дара, которые получает человек, три: созерцание, любовь, бесстрастие.
Итак: деланию содействует благодать очистительная, которая помогает в очищении. И всякого, кто покаялся, именно благодать побудила к покаянию. И все, что человек делает, — это дело благодати, даже если этого и не знает тот, кто ее имеет. Однако она его воспитывает и его наставляет. И соответственно преуспеянию, которое принимает, он восходит, или нисходит, или остается в том же состоянии. Если у него есть ревность и самоотречение, тогда он восходит к созерцанию, за которым следует просвещение божественного познания и отчасти бесстрастие. Если охладеет ревность, усердие — уменьшается и действие благодати.
Относительно молящегося со знанием, о котором ты говоришь, — это тот, кто знает, о чем молится и чего просит у Бога. Молящийся со знанием не многословит, не просит излишнего, а знает место, способ и время и просит подходящего и полезного для своей души. Он умно общается со Христом. Он обнимает Его, и удерживает, и говорит: «Не отпущу Тебя вовек».
Итак, молящийся просит оставления грехов, просит милости Господней. Если он просит и великих дарований прежде времени, Господь этого ему не дает. Ибо Бог дает их по чину. И если ты, прося, надоедаешь Ему, Он позволяет духу прелести изображать благодать и прельщать тебя, показывая тебе одно под видом другого. Поэтому неполезно просить превосходящих меру дарований. Но если ты и будешь услышан прежде очищения, не достигнув соответствующего чина, они превратятся в змей и будут тебя жалить. Ты же имей искреннее покаяние, оказывай всем послушание, и благодать придет сама, без твоих прошений.
Человек, как лепечущий младенец, просит у Бога Его святой воли. Бог как Преблагий Отец дает ему благодать, но дает ему и искушения. Если он безропотно терпит искушения, получает прибавление благодати. Насколько большую он получает благодать, настолько большее и прибавление искушений.
Бесы, приближаясь, чтобы начать битву, не идут туда, где ты их спокойно победишь, а проверяют, где твое слабое место. Там, где ты их совсем не ожидаешь, они пробивают стены крепости. И когда они найдут душу немощной и слабое место, всегда там побеждают человека и делают его виновным.
Ты просишь благодати у Бога? Вместо благодати Он попускает тебе искушение. Не выносишь брани, падаешь? Тебе не дается прибавление благодати. Снова просишь? Снова искушение. Снова поражение? Снова лишение — и так до конца дней. И ты должен выйти победителем. Стой против искушения насмерть. Упади без сил в битве, взывая в изнеможении: «Не отпущу Тебя, сладчайший Иисусе! И не оставлю Тебя! Неразлучным с Тобой пребуду вовек и ради любви Твоей умру на поприще». И внезапно Он предстает на поприще и взывает сквозь бурю: «Я здесь! Препояшь, как муж, чресла свои и следуй за Мной!» Ты же весь — свет и радость: «Увы мне, окаянному! Увы мне, лукавому и непотребному! Слухом уха слышах Тя первее, ныне же око мое виде Тя; темже укорих себе сам… и мню себе землю и пепел».
Тогда ты исполняешься божественной любовью. И душа твоя горит, как у Клеопы. И в час искушения ты больше не оставишь покрывало и не убежишь нагим, а терпеливо будешь переносить скорби, размышляя: как миновало одно искушение и другое, так минует и это.
Однако когда унываешь, и ропщешь, и не терпишь искушений, тогда, вместо того чтобы побеждать, ты должен постоянно каяться: о дневных согрешениях, о ночном нерадении. И вместо того чтобы получать благодать на благодать, ты увеличиваешь свои скорби.
Поэтому не страшись, не бойся искушений. И если много раз упадешь — встань. Не теряй своего хладнокровия. Не отчаивайся. Это тучи, которые пройдут.
И когда с помощью благодати, которая очищает тебя от всех страстей, ты пройдешь все то, что есть «делание», тогда твой ум будет вкушать просвещение и двигаться к созерцанию.
И первым является созерцание всего существующего: как все–все Бог сотворил для человека, и еще самих ангелов для служения ему. Какое достоинство, какое величие, какое великое предназначение имеет человек — это дуновение Божие! Не прожить здесь немногие дни своего изгнания, а жить вечно со своим Создателем. Видеть божественных ангелов, слушать их неизреченное пение. Какая радость! Какое величие! Лишь только эта наша жизнь достигает конца и закрываются эти очи, сразу открываются другие и начинается новая жизнь. Воистину радость, которая уже не имеет конца.
Думая об этом, ум погружается в мир и крайнюю тишину, которая распространяется по всему телу, и он совершенно забывает, что находится в этой жизни.
Такие созерцания сменяются одно другим. Человек не мечтает в своем уме, но таким бывает состояние — действие благодати, которая приносит помышления, и ум размышляет в созерцании. Человек их не создает — они сами приходят и восхищают ум в созерцание. И тогда ум расширяется и становится другим. Человек просвещается. Все для него открыто. Он наполняется премудростью и, как сын, обладает тем, что принадлежит его Отцу. Он знает, что он — ничто, брение, но и сын Царя. Ничего не имеет, но всем обладает. Он наполняется богословием. Он возглашает ненасытно, с полным сознанием исповедуя, что существо его — ничто. Происхождение его — брение. А его жизненная сила? Дуновение Божие — его душа. Душа возлетает прямо на небо! «Я дуновение, дыхание Божие! Все разрушилось, осталось в земле, из которой было взято! Я сын вечного Царя! Я бог по благодати! Я бессмертен и вечен! Я через одно мгновение — рядом с моим Небесным Отцом!»
Таково поистине предназначение человека; для ЭТОГО он был создан и должен прийти туда, откуда произошел. Таковы созерцания, о которых размышляет человек духовный. И ожидает часа, когда оставит землю и душа возлетит на небеса.