Содержание
Архитектурные памятники
Санкт-Петербург застраивался планомерно, целыми архитектурными ансамблями. Строительным материалом служил сначала в основном камень, потом гранит. Указом Петра I запрещалось строить каменные здания по всей России, кроме Петербурга.
Город возникал по личным планам императора. Однако квалифицированных архитекторов в стране не хватало, и строительство ставило перед зодчими сложные задачи. Петр I решил пригласить опытных архитекторов из западной Европы.
В результате деятельности зодчих разных национальностей архитектура новой столицы стала сплавом русских художественных традиций и элементов, привнесенных из западноевропейских стран.
Первым архитектором города, «правой рукой» Петра I в области строительства, стал швейцарец Доменико Трезини (Петропавловская крепость, план Васильевского острова. Летний дворец Петра I).
Исторический центр Санкт-Петербурга включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Улицы
Петербургские улицы прямые, многие из них очень длинные.
Невский проспект
Центральная улица города. Он тянется от Дворцового моста через Неву до Александро-Невской лавры. Этот проспект строили сразу с двух сторон — с одной стороны — монахи из лавры, с другой — царские мужики. Поэтому проспект (длина 4,5 км) не совсем прямой. Там, где строители встретились, находится Площадь Восстания. Невский проспект — культурный, транспортный и общественный центр города.
По обеим сторонам проспекта выросли знаменитые дома петербургской знати (например, Строгановский дворец), торговые центры (Гостиный двор, Дом книги), церкви (Казанский собор).
Площади
Дворцовая площадь
Центральная площадь города. В центре находится Александровская колонна, вокруг Зимний дворец, здание Главного штаба.
Набережные
Набережные Невы и каналов – характерная черта Петербурга. Набережные украшены красивыми чугунными решетками и скульптурами, во многих местах можно спуститься к реке. Берега Невы обложены гранитом.
Сады
Летний сад
Уже в 1704 г. царь разбил сад с симметрично расположенными аллеями, статуями, фигурной стрижкой деревьев и кустарников, декоративной скульптурой и фонтанами.
Доминантные постройки
Памятники русского барроко:
Архитектура петровского времени и первой половины 18 в. Характерна двухцветная окраска зданий — бирюзовый, лазоревый, ярко-зеленые цвета с белым цветом. Этот стиль называется русское барокко
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость — историческое ядро города, первая каменная постройка, военная крепость с бастионами и несколькими внутренними сооружениями. Позже крепость превратилась в тюрьму. Ежедневно в полдень отсюда стреляют из пушки.
Петропавловский собор
Храм внутри Петропавловской крепости, начиная с погребения Петра I — усыпальница русских императоров. Эта православная церковь с золоченым шпилем-колокольней с фигурой летящего ангела является высотной доминантой центра города. По своему виду этот собор не похож на русские православные храмы.
Адмиралтейство
Центр военного кароблестроения, верфь с золотым шпилем.
Кунсткамера
Первый русский музей с личными коллекциями Петра Великого и обсерватория.
Здание Двенадцати коллегий
Здание длиной около 400 м — административный центр петровского города, в котором размещались высшие государственные учреждения.
Зимний дворец
Большой Зимний дворец был построен в 1754-1762 гг. как резиденция русских царей. Архитектор – Ф.Б. Растрелли.
3-этажное здание с внутренними дворами, один из самых больших дворцов в Европе, внутри ок. 1050 залов и комнат. Парадный вид дворцу придает пышная отделка фасадов и помещений.
Александро-Невская лавра
Мужской православный монастырь, заложенный Петром I. Здесь похоронены многие знаменитые русские (Ломоносов, Чайковский)
Смольный монастырь
Женский монастырь; затем — первое в России женское среднее учебное заведение, архитектор Ф.В. Растрелли.
Памятники русского классицизма:
Русский классицизм – эклектический архитектурный стиль последней трети 18 в. (Главный Штаб, Александринский театр).
Здание Старого Эрмитажа
Одно из 5 зданий, входящих в состав современной галереи Государственного Эрмитажа. При Екатерине II был основан в виде картинной галереи.
Исаакиевский собор
Образец позднего классицизма, одно из самых грандиозных сооружений в Санкт-Петербурге, храм с грандиозным куполом. Храм строили очень долго — вырастал на глазах нескольких поколений.
Едет американец в такси по Ленинграду. Проезжают мимо нового дома.
— И сколько строилось это здание?
— Да около года.
— Ну, у нас такой за полгода возводят.
Проезжают мимо другого дома.
— А этот? – снова спрашивает американец.
— Этот – за полгода, – отвечает наученный недавним опытом таксист.
— А у нас за три месяца.
Вконец расстроенный таксист едет дальше. Вдруг машина врезается в Исаакиевский собор.
— Черт возьми, — вылетая из машины, успевает воскликнуть водитель, — еще вчера здесь ничего не было.
Казанский собор
Храм в стиле классицизма с огромной колоннадой, похожий на Собор Святого Петра в Ватикане.