Организм женщин создан для рождения детей. Ребенок также хорошо подготовлен к родам: например, кости на голове ребенка еще не твердо срослись. Благодаря этому головка ребенка легче проходит малый таз. На пути из половой системы ребенок поворачивается, чтобы занять наиболее удобное положение.
Начало родов называется фазой раскрытия. При этом шейка матки, которая во время беременности надежно сомкнута, раскрывается до 10 см. Лишь после этого головка ребенка проходит через шейку матки. Фаза раскрытия может длиться несколько часов.
При родах физические и эмоциональные усилия матери и ребенка должны быть согласованы. Положительный и радостный настрой мамы по отношению к родам и своему ребенку имеет большое значение для успешного протекания родов. Чем меньше отвлекающих моментов для матери и ребенка, тем проще проходит весь процесс.
Из многолетнего опыта акушерки знают, что лучше всего помогает в этом случае:
- Уверенность, защищенность и доверие: Если женщина чувствует себя комфортно и уверенно, ей проще довериться себе и подготовиться к рождению ребенка. Высокая степень стресса может даже привести к остановке родов! Близкие люди также могут оказать большую поддержку женщине во время родов.
- Время, спокойствие и терпение: В течение 9 месяцев женский организм вынашивал и снабжал ребенка всем необходимым. Гормонам во время схваток требуется определенное время, чтобы стимулировать роды. Ткань промежности также медленно и постепенно растягивается, пропуская ребенка.
- Ход естественных родов: Чем меньше воздействия извне, тем уверенней проходят роды. Любое вмешательство акушерки или врача повышает вероятность дополнительных мер.
- Сила тяжести и движения: Положение стоя облегчает путь ребенка через малый таз матери. Вы и ваш ребенок также получаете больше кислорода, когда вы стоите, сидите с прямой спиной или сидите на корточках. В положении стоя выходу ребенка помогает сама сила тяжести. Кроме того, так вам легче справляться с болевыми ощущениями при схватках.
- Подготовка: В рамках подготовки к родам вы изучаете и отрабатываете различные позы.
- Изменение позы: Во время родов попробуйте принимать различные позы. Это поможет вам контролировать процесс.
В последнее время все больше становится популярна новая специальность «перинатальный психолог». Специалистов в этой области становится все больше и больше, растет и востребованность их знаний и навыков в разных общественных и медицинских учреждениях.
Деятельность перинатального психолога регламентируют все те документы, которые определяют и деятельность психолога в различных организациях. Единственным требованием к перинатальному психологу предъявляют – наличие специализированной переподготовки в области перинатальной психологии, так как наличие высшего психологического образования не дает достаточных навыков в коррекционной и развивающей работе, необходимого диагностического материала в процессе взаимодействия с клиентом в этой сфере.
Чтобы определить область компетенции перинатального психолога, ниже дадим определение самой науки «перинатальной психологии».
Перинатальная психология – это новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах жизни, в том числе в перинатальный период (антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе), и их влияние на всю последующую жизнь личности (П.И. Сидоров).
Согласно мнению нашего соотечественника и психотерапевта И.В. Добрякова, перинатальная психология представляет собой «область психологической науки, изучающей психические и психологические процессы, происходящие в системе «мать – дитя» и связанные с зачатием, беременностью, родами и развитием ребенка до трехлетнего возраста» (И.В. Добряков).
Перинатальная психология включает в себя несколько основных разделов, отличающиеся задачами, встающими перед психологом на разных этапах репродуктивного процесса.
Выделяют следующие разделы: психология зачатия, психология беременности, психология родов, психология раннего постнатального периода, в некоторых источниках также выделяют перинатальную психологическую помощь при потерях и рождении тяжелобольного ребенка и др.
Исходя из определения перинатальной психологии, можно выделить следующие направления работы перинатального психолога:
- психологическое сопровождение пар, планирующих зачатие (проработка мотивов рождения беременности, собственного отношения к теме материнства, диагностика и формирования психологической готовности к материнству, рассмотрение благополучных периодов для зачатия относительно стадий жизненного цикла супружеской пары и др.);
- психологическое сопровождение пар, планирующих зачатие при помощи применения вспомогательных репродуктивных технологий (на этапах от принятия решения участив в программе и до сопровождения в родах и после рождения ребенка);
- психологическая помощь при работе с бесплодием (психологический фактор);
- индивидуальное и/или групповое психологическое сопровождение беременности, включающее в себя психологические особенности беременности, работа с эмоциями и переживаниями беременной, подготовка к родам, перинатальное воспитание ребенка и многое другое;
- психологическое сопровождение и поддержка во время родов;
- психологическое консультирование женщин в послеродовой период (профилактика послеродовой депрессии, проработка «новых» отношений в семье с мужем, старшими детьми и родителями в связи с появлением нового члена семьи и т.д.);
- психологическое консультирование и поддержка в ситуациях репродуктивного выбора, рождения ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья;
- психологическая помощь в проживании горя и потери в результате перинатальной утраты (выкидыш, аборт, мертворожденный ребенок).
Пожалуй, выше изложены основные направления работы перинатального психолога, включающие работу с определенными категориями граждан в столь важный и особенный период жизни каждой семьи.
Если вы в данный момент на стадии планирования, уже беременны или столкнулись с какими-либо трудностями (которые описаны выше), Вы можете обратиться за профессиональной поддержкой и консультацией к перинатальному психологу в Вашем городе или записаться ко мне на очную или онлайн консультацию.
С уважением, Ваш перинатальный психолог Наталья Ганеева.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
© Э. К. Айламазян 1, ДЕМОГРАФИчЕСКАя СИТуАцИя
и. в. Добряков2 и развитие перинатальной психологии
В современной РОССИИ
1 ФГБУ «НИИАГ им. Д. О. Отта» СЗО РАМН, Санкт-Петербург;
2 СЗГМУ им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербург
УДК: 618.2:159.9
■ Проблема низкой рождаемости требует комплексного решения. Принимаемые сейчас в России меры односторонне направлены на материальную стимуляцию увеличения рождаемости и на совершенствование акушерско-гинекологической помощи. Неиспользованным ресурсом является развитие перинатальной психологии, организация доступной перинатальной психологической
и психотерапевтической помощи населению.
■ Ключевые слова: демографические проблемы; рождаемость; перинатальная психология; психология семьи; гестационная доминанта.
Характерная для большинства индустриально развитых стран низкая рождаемость стала и российской реальностью. Причиной ее возникновения одновременно являются не только растущие затраты на ребенка, но и постепенное отмирание экономической и психологической составляющей потребности в детях. Кроме того, замена семейного родства родством социальным способствует тому, что дети теряют свое значение источника психологического удовлетворения для родителей. Те же самые факторы, которые у взрослых ведут к желанию иметь все меньше детей, провоцируют последних на безразличие к семейной идентичности и преемственности. Все это происходит на фоне снижения в общественном мнении ценности материнства, кризиса семьи как социального института, распространения конкубината и иных новых форм псевдосупружества. Таким образом, проблема является комплексной, и, соответственно, требует проведения комплексных мероприятий для улучшения ситуации. Между тем правительство Российской Федерации, обеспокоенное сложившейся за последние десятилетия демографической ситуацией в стране, принимает меры, преимущественно направленные на улучшение материального благосостояния семей, материальной стимуляции увеличения рождаемости, материального улучшения состоянии учреждений акушерско-гинекологического профиля. Хотя общеизвестно, что хорошая зарплата, налаженный быт семьи далеко не всегда приводят к желанию супругов иметь много детей. Наоборот, в странах с низким благосостоянием населения рождаемость, количество детей в семьях, как правило, значительно превышают эти показатели в развитых странах.
Меры, направленные на решение психологических проблем, препятствующих деторождению, пока, к сожалению, недостаточны и малорезультативны. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 1 июня 2007 года издан приказ № 389 «О мерах по совершенствованию акушерско-гинекологической помощи населению Российской Федерации». В нем — в пункте 7 — в число кабинетов специализированных приемов рекомендуется включить в структуру женской консультации кабинет психопрофилактической подготовки беременных к родам и кабинет психотерапевта (медицинского психолога). В приложении к приказу № 808 н от 2 октября 2009 года о штатных нормативах перинатальных центров рекомендовано ввести «до 2 должностей врачей-психотерапевтов». Своевременность этого решения подтверждает результат анализа ответов более 20 000 респонденток из 67 регионов России. Более 60 % опро-
■ ЖУРНАЛ!) АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОШИ ЕЙ
ТОМ LXII ВЫПУСК 1/2013
ISSN 1684-0461
шенных женщин отметили, что хотели бы получать психологическую и психотерапевтическую помощь в медицинских учреждениях акушерско-гинекологического профиля по месту наблюдения и лечения . Аналогичные результаты были получены Городским Центром медицинской профилактики Санкт-Петербурга, сотрудники которого организовали опрос 1 473 беременных, состоящих на учете в женских консультациях. Было выявлено, что 57 % из них хотели бы получить непосредственно в женской консультации психологическую помощь .
Эти пожелания согласуются с приказом министра, но выполнение приказа сталкивается с трудностями, связанными с дефицитом медицинских психологов и психотерапевтов, способных квалифицированно осуществлять перинатальную психотерапевтическую помощь в дородовой подготовке, в процессе родов, в раннем постнатальном периоде.
Частично этот дефицит восполняется за счет лиц, нередко называющих себя «практикующими перинатальными психологами». К сожалению, многие из них люди невежественные, уверенные, что перинатальная психология занимается исключительно дородовой подготовкой и что они в этом разбираются. Зачастую они устанавливают со своими клиентками комплиментарные отношения, то есть работают по принципу «желание клиентки — закон». Такие «перинатальные психологи», вместо того чтобы помогать беременным женщинам адекватно оценивать свое состояние и адаптироваться к нему, безответственно настраивают их против употребления любых назначенных врачом медикаментов, без достаточных медицинских показаний по просьбе клиенток соглашаются проводить роды под наркозом или делать кесарево сечение. Это серьезно дискредитирует перинатальную психологию, и акушеры-гинекологи не желают сотрудничать ни с какими «психологами».
Дискредитируются перинатальная психология и в том случае, если ею начинают заниматься «общие», «практические» психологи, знания которых в области медицинской психологии, психологии семейных отношений, психологии развития, а также в смежных с перинатальной психологией областях (в акушерстве, неонатологии, психотерапии и пр.) недостаточны. Справедливо утверждая, что «беременность — не болезнь», такие психологи упускают из вида, что и вполне здоровая беременная женщина должна регулярно посещать медицинские учреждения, наблюдаться врачом, проходить целый ряд обследований, много общаться с медицинским персоналом. Не говоря уже о том, что
более половины женщин обнаруживают во время беременности ту или иную патологию и нуждаются в медицинской помощи.
Перинатальная психология — это область клинической (медицинской) психологии, изучающая возникновение, динамику и особенности психологического и психического развития системы «мать-дитя», закономерности самых ранних этапов онтогенеза человека от зачатия до первых лет жизни после рождения в его взаимодействии с матерью, участвующая в решении комплексных задач в системе охраны здоровья материнства и детства.
Деятельность перинатального психолога должна быть направлена:
• на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей мужчин и женщин, стремящихся иметь ребенка, во время беременности и имеющих маленького ребенка;
• на создание оптимальных условий развития на ранних этапах онтогенеза;
• на психопрофилактику и охрану психического здоровья матери и ребенка.
Объектами перинатальной психологии являются диадные системы «беременная женщина-пренейт», «мать-дитя», а также семья как система в периоды ожидания рождения ребенка, в раннем постнатальном периоде.
Основными предметами профессиональной деятельности перинатального психолога являются:
• развитие психических процессов на самых ранних этапах онтогенеза;
• социально-психологические феномены, появляющиеся у женщин и мужчин в связи с их репродуктивной функцией;
• психосоматические расстройства, причиной которых является возникновение беременности;
• психология отношений в семье, ожидающей рождения ребенка, имеющей маленького ребенка.
К видам деятельности перинатального психолога относятся:
• психопрофилактика;
• психодиагностика;
• консультации;
• психокоррекции;
• научные исследования.
Основываясь на понимании психотерапии как системы лечебного воздействия на психику и через психику — на организм больного , перинатальную психотерапию можно определить как систему лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка в антенатальном (герминальном, эмбриональном, фетальном), интранатальном и постнатальном периодах, а через психику — на организмы женщины и ребенка .
По законам Российской Федерации психолог, в том числе и перинатальный, заниматься психотерапией права не имеет. При необходимости перинатальной психотерапевтической помощи оказывать ее должен врач-психотерапевт. Считать перинатальную психотерапию лишь практическим приложением к перинатальной психологии так же наивно, как рассматривать терапию или хирургию в качестве прикладных разделов физиологии. Оно не только наивно, но и пагубно, так как провоцирует неподготовленных психологов браться за проведение психотерапии.
Объекты, предметы профессиональной деятельности перинатального психолога и психотерапевтов в основном совпадают. Однако к предметам профессиональной деятельности перинатального психотерапевта следует добавить нервно-психические расстройства, связанные с репродуктивным процессом и требующие лечения.
К особенностям перинатальной психологии и психотерапии на современном этапе следует отнести :
• диадический характер объекта психокоррекци-онного и психотерапевтического воздействия (системы «беременная-плод» или «мать-дитя»);
• семейный характер проблем, которые она предназначена решать;
• низкий уровень осведомленности пациентов, нуждающихся в перинатальной психологической и психотерапевтической помощи, о возможности ее получения;
• необходимость активного выявления нуждающихся в перинатальной психологической и психотерапевтической помощи и формирования у них мотивации на ее получение;
• ятрогенный и психологогенный характер ряда нарушений, являющихся показанием к применению перинатальной психокоррекции и психотерапии;
• последовательную смену задач перинатальной психокоррекции и психотерапии, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции;
• необходимость тесного сотрудничества перинатального психолога, психотерапевта с другими специалистами (акушерами-гинекологами, неонатологами, психологами);
• предпочтение краткосрочных психокоррекци-онных и психотерапевтических методик;
• дефицит специфического психологического инструментария и методических разработок в области перинатальной психологии и психотерапии;
• недостаточное количество грамотных перинатальных психологов и психотерапевтов;
• профилактическую направленность перинатальной психологии и психотерапии.
Отсутствие квалифицированных специалистов в области перинатальной психологии и психотерапии приводит к гиподиагностике нервно-психических расстройств у беременных женщин. Если они все-таки обнаруживаются, то акушерами-гинекологами, терапевтами, невропатологами, как правило, назначается медикаментозное лечение (чаще всего, седативные препараты, побочные действия которых на беременную и развивающийся плод нежелательны). Именно психологические воздействия и психотерапия являются альтернативой фармакотерапии.
Таким образом, представляется очевидным, что базовым образованием перинатальных психологов должна быть медицинская (клиническая) психология и психология семейных отношений. Кроме того, они должны пройти курсы обучения основам психотерапии, а психотерапевты, сотрудничающие с учреждениями акушерско-гинекологического профиля, должны пройти циклы тематического усовершенствования по перинатальной психологии и психотерапии.
Направленность перинатальной психологии и психотерапии на активное выявление решений семейных проблем обусловливает необходимость усиления их значения при попытках найти пути улучшения демографической ситуации. Важно учитывать, что семейная ситуация, гармония отношений супругов влияют на возникновение бессознательных и осознаваемых мотивов зачать ребенка, определяют отношение женщины и ее мужа к случайной беременности. К сожалению, в настоящее время зачатие в большинстве случаев бывает не запланированным, а случайным. Если отношение женщины или мужчины, или, что еще хуже, обоих потенциальных родителей к беременности амбивалентное или отрицательное, то у женщины, вынашивающей ребенка, часто отмечаются вегетативные нарушения, обострения психосоматических и хронических физических заболеваний, токсикозы, различные невротические реакции, стертые депрессивные состояния. Все это приводит к искажениям антенатального взаимодействия в системе «беременная-плод».
Нежеланных детей рожают преждевременно примерно в восемь раз чаще, чем желанных. При этом 46,9 % из них нуждаются в интенсивной терапии в связи с возникшими сразу же после родов соматическими и неврологическими осложнениями, среди желанных детей таких лишь 14,8 % . Течение беременности и родов с осложнениями, патология новорожденного, как правило, при-
водит к еще большему напряжению семейных отношений.
Наш опыт показывает, что коррекцию семейных отношений при выявлении супружеской дисгармонии можно эффективно проводить во время беременности женщины, что к тому же является профилактикой осложнений течения гестацион-ного периода и родоразрешения, формирования неблагоприятных форм привязанности матери и младенца.
До сих пор далеко не каждая супружеская пара готова обратиться за помощью к психологу или психотерапевту при возникновении конфликтных ситуаций, тем более в период ожидания рождения ребенка. Не зная, не понимая сущности работы семейного психолога и психотерапевта, многие не верят в саму возможность какой-то помощи, опасаются грубого вмешательства в свой внутренний мир, боятся стать объектами манипуляций, внушений.
В настоящее время беременные женщины, встающие на учет в женскую консультацию, как правило, встречаются с психологом. Выделение среди них группы риска по возникновению нервно-психических расстройств, осложнений течения гестации следует назвать в числе первоочередных задач перинатального психолога. Супружеская дисгармония является как одной из основных причин осложнений, так и следствием их. Грамотный перинатальный психолог должен уметь создать доверительные отношения с такими супругами, замотивировать их на психокоррекционную работу или (в сложных случаях) на семейную психотерапию. Нередко такая работа принимается супругами за не вызывающую тревоги и возражений дородовую подготовку.
Нами совместно с Е. Н. Гриненко было проведено исследование с целью выявления взаимосвязи структуры психологического компонента гестационной доминанты и удовлетворенности женщины браком, ее субъективного психического самочувствия. В процессе работы 69 женщин, находящихся во втором триместре беременности, протекавшей без существенных осложнений, были обследованы с помощью теста-опросника удовлетворенности браком (ОУБ), разработанного В. В. Столиным, Т. Л. Романовой и Г. П. Бутенко; теста самооценки самочувствия, общей активности, настроения (САН) и тестом отношений беременной И. В. Добрякова (ТОБ).
Результаты показали, что в прямой зависимости находятся общая неудовлетворенность женщины браком и тревожный тип психологического компонента гестационной доминанты. Такую зависимость можно объяснить тем,
что дисгармоничные отношения в семье способствуют повышению тревожности. Нередко это проявляется в страхе того, что изменения, связанные с беременностью, могут еще больше ухудшить отношения с мужем. Интересным представляется выявленная закономерность достоверно более частой встречаемости депрессивных характеристик психологического компонента гестационной доминанты у женщин, беременность которых была для них неожиданной случайностью.
Значимые различия были получены при использовании методики «Самочувствие, активность, настроение». При анализе корреляционной матрицы была выявлена связь между настроением женщин и их самочувствием. Женщины, планирующие данную беременность, чаще находились на благоприятных стадиях супружества и чаще оценивали свое состояние как оптимистичное, радостное, счастливое. В ходе исследования были установлены статистически значимые связи между эмоциональными особенностями беременных женщин и особенностями семейной ситуации. Женщины, не удовлетворенные браком, чаще испытывали состояние тревожности, напряжения.
Таким образом, удалось доказать, что на формирование типа психологического компонента гестационной доминанты, на течение беременности и родов влияет ситуация зачатия, особенности семейных взаимоотношений.
На основании комплексного анализа причин перинатальной заболеваемости и смертности социально-бытовые факторы риска поставлены на первое место . Однако разрабатывающиеся и внедряющиеся в практику высокотехнологичные методы оценки состояния беременной и плода, направленные на дородовое выявление врожденных дефектов морфологического, структурного и функционального развития эмбриона и плода, не учитывают патогенного значения психологических факторов.
Дифференцированный подход к терапии и выбору акушерской тактики в зависимости от тяжести антенатальных нарушений состояния плода, разработанный и внедренный в практику коллективом кафедры акушерства и гинекологии N° 2 лечебного факультета ММА им. И. М. Сеченова, позволил в 2,6 раза снизить частоту рождения детей с гипотрофией, в 1,5 раза — в состоянии средней и тяжелой асфиксии, в 1,75 — проведение реанимационных мероприятий новорожденных, в 1,8 раза — частоту гипоксического и ишемиче-ского поражения центральной нервной системы, в 2,6 — перинатальные потери у женщин группы высокого перинатального риска .
Предложенные оптимальные схемы коррекции нарушений состояний плода и активизации компенсаторно-приспособительных реакций фе-топлацентарного комплекса при фетоплацентар-ной недостаточности различного генеза включают, к сожалению, исключительно медикаментозную терапию, игнорируя возможности психотерапевтической помощи. Не учитывается, что сам факт диагностики нарушений, как правило, является для беременной женщины психотравмирующим фактором. Своевременная оценка психологического состояния беременной и оказание ей психотерапевтической помощи способны сыграть позитивную роль при выборе оптимальной акушерской тактики и снизить применение медикаментозных средств.
Нами сформулированы принципы взаимоотношений медикаментозных и психокоррекцион-ных, психотерапевтических вмешательств в акушерстве :
• чем острее состояние пациентки, тем больше оснований для назначения медикаментов;
• использование минимальных доз препаратов с постепенным осторожным повышением их при отсутствии эффекта;
• чем меньше срок беременности, тем чаще выбор между медикаментозным лечением и психотерапией должен быть в пользу последней;
• стремление к прекращению медикаментозной терапии при возможности эффективного психотерапевтического воздействия;
• при резистентных к проводимой психокоррекции, психотерапии беременных женщин с нервно-психическими расстройствами не следует продолжать те же психокоррекци-онные мероприятия. При этом целесообразно попробовать иные способы психологического воздействия, при отсутствии эффекта подключать медикаментозную терапию. Психологи в этом случае обязаны рекомендовать консультацию психотерапевта или психиатра. Использование комплексной оценки, включающей оценку роли психологического фактора, позволит улучшить результаты дифференцированного подхода к выбору метода и срока родоразрешения.
Решая демографические проблемы, важно учесть, что в России распадается каждый четвертый брак, а в Москве каждый второй, и что более чем в половине случаев это происходит после рождения первого ребенка . Следовательно, меры по повышению рождаемости должны быть направлены не только на улучшение материального состояния семьи, но и на предоставление ее членам широких возможностей получения психологической и психотерапевтической
помощи. Большую роль в этом могут сыграть перинатальные психологи и психотерапевты, при условии, что они будут иметь достаточные знания в области психологии, психокоррекции и психотерапии семьи. Эти знания также необходимы им при решении новых сложнейших психологических проблем, возникающим в связи с развитием науки, делающим явью то, что раньше считалось невозможным (например, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство и пр.).
Яитература
3. Добряков И. В. Психотерапия и перинатальная психология // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сборник материалов межрегиональной конференции. — СПб.: АМСУ, 2000. — С. 11-15.
5. Добряков И. В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестацион-ной доминанты // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сборник материалов конференции по перинатальной психологии. — СПб., 2001. — С. 39-49.
7. КарвасарскийБ. Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 1985. — 304 с.
8. ЛанцбургМ.Е. Анализ запроса на психологическую помощь врачей и пациентов учреждений родовспоможения и детства в регионах России // Репродукция человека 2003: Сборник материалов 1-го Международного форума. М., 18-19 марта 2003 г. — М.: Экспосистемс, 2003. — С. 32-33.
9. Россия 2006: статистический справочник. — М., 2006. — 55 с.
10. СтрижаковА.Н. Беременность высокого перинатального риска: проблемы и решения // Медицинская газета. — 2007. — № 97. — С. 13.
11. Филиппова Г. Г. Материалы к утверждению перинатальной психологии и перинатальной психотерапии в качестве модальности на Комитет модальности ОППЛ // Перинатальная психология и психология родительства. — 2007. — № 2. — С. 5-42.
Статья представлена М. А Тарасовой, ФГБУ «НИИАГ им. Д. О. Отта» СЗО РАМН, Санкт-Петербург
DEMOGRAPHIC SITUATION AND DEVELOPMENT OF PERINATAL PSYCHOLOGY IN RUSSIA TODAY
Aylamazyan E. K., Dobryakov I. V.
■ Key words: demographic problems; birthrate; perinatal psychology; psychology of the family; dominant of gestation.
■ Адреса авторов для переписки-
Добряков Игорь Валериевич — к. м. н., доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ высшего профессионального образования СЗГМУ им. И. И. Мечникова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 193015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 41. E-mail: dobriakov2008@yandex.ru.
⇐ ПредыдущаяСтр 100 из 109
- Билет 3 вопрос Деятельность педагогического коллектива ДОУ по музыкальному воспитанию детей.
- Влияние профессиональной деятельности на личность психолога-консультанта
- ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
- ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
- Вопрос 2. Понятие и сущность налогового консультирования. Принципы и основные критерии эффективной деятельности налогового консультанта.
- Вопрос 38. Половая роль, половая социализация. Современные подходы к половому воспитанию.
- Вопрос 55. Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.
- Воспитанию детей в нашей стране уделяется внимание.
- Документ 3.2. Психолог – консультант и взаимодействия между родителями и детьми
- Запуск СПС КонсультантПлюс
.., »*•■. | ||
Психолог-перинатолог — это специалист в области перинатального воспитания, психологии ребенка антенатального и перинатального периода, грудного и раннего возраста, а также психологии беременной, роженицы и кормящей матери. Он изучает закономерности и оптимальные условия для формирования и развития психики ребенка. Практическая задача психолога-перинатолога довольно широка — он ведет линию развития и формирования психики и поведения ребенка от зачатия до 3 лет. Конечной целью работы этого специалиста является рост и развитие полноценного мозга. Для достижения этой цели психолог-перинатолог решает следующие задачи:
— занятия с беременными по подготовке к родам и грудному вскармливанию, создание оптимальных условий для развития плода (предохранение его от стресса), а также для благополучного протекания беременности; формирование материнской сосредоточенности, доминанты на грудное вскармливание и естественные роды, оптимизация их ожидания (прогноз течения и исхода родов, обучение приемам снятия родовых болей, приемам поведения в родах, определение наиболее комфортных условий для родов и появления ребенка на свет и т.д.), тестирование и психологическая коррекция;
— занятия сродными беременной, направленные на изменение отношения к будущему ребенку и самой беременной, а также к материнству вообще;
— партнерство в родах, направленное на достижение психоэмоционального комфорта роженицы, необходимого для благополучных родов, а также ведение естественных неосложненных родов. Психолог-перинатолог во время родов может выполнять функции повитухи и доулы;
— оценка степени тяжести родового стресса и прогноз отдаленных последствий родов, которые психолог-перинатолог проводит непосредственно после родов и, в соответствии с ними, дает рекомендации по преодолению возможных последствий родового стресса;
— мягкая адаптация новорожденного и грудного ребенка к новой среде существования, организация полноценного грудного вскармливания и физиологически обоснованного ухода;
— наблюдение за развитием грудного ребенка первого года жизни, консультации по развитию грудничка и формированию его поведения, внесение изменений в уход и приемы воспитания;
— наблюдение за развитием ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет), консультации по его развитию, приемам ухода и воспитания;
— формирование материнского поведения, обучение матери основным навыкам обращения с ребенком и приемам воспитания от рождения до 3 лет, характеризующим хорошее материнство.
Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 2; Нарушение авторских прав