Пророчества Старца. Предсказания о мученичестве Государя и всероссийской катастрофе
Старец Нектарий в беседах не раз предсказывал тяжелое время, которое скоро настанет, готовил духовных детей своих к предстоящим испытаниям. Задолго до революции Господь открыл ему видение грядущей катастрофы.
Однажды отец Нектарий поведал Сергею Нилусу, будто кто-то из иноков (не он ли сам?) видел знаменательный сон. Словно идет он в сторону Царских врат, а там является ему изображение апокалиптического зверя. Чудовище трижды изменяло свой вид, оставаясь все тем же зверем.
Уже после революции старец Нектарий рассказывал о видении, которое было задолго до нее одному монаху. Сидя на крылечке своей келлии, он увидел вдруг, что все исчезло: и дома, и деревья, а вместо этого до неба — круговые ряды святых, причем между верхним рядом и небом осталось очень маленькое пространство, и монаху было открыто, что когда оно заполнится, настанет конец света. «А пространство было уже небольшое»,— произнес Старец.
Раньше, еще в 1910 году, Нилус записал повествование Батюшки о другом пророческом сновидении. «Оно было мне почти всю ночь, — сказал отец Нектарий. — Во всех подробностях слишком долго рассказывать. Вот главное: вижу я огромное поле, и на поле этом происходит страшная битва между бесчисленными полчищами богоотступников и небольшой ратью христиан. Все богоотступники превосходно вооружены и ведут борьбу по всем правилам военной науки, христиане же безоружны. Я, по крайней мере, никакого оружия при них не вижу. И уже предвидится, к ужасу моему, исход этой неравной борьбы: наступает момент конечного торжества богоотступнических полчищ, так как христиан почти уже не осталось. По-праздничному разодетые толпы богоотступников с женами и детьми ликуют и уже празднуют свою победу… Вдруг ничтожная по численности группа христиан, между которыми я вижу и женщин и детей, производит внезапное нападение на Божиих противников, и в один миг все огромное поле битвы покрывается трупами безбожной рати, и всё неисчислимое скопище её оказывается перебитым, и притом, к крайнему моему удивлению, без помощи какого бы то ни было оружия. И спросил я близ стоящего от меня христианского воина:
— Как могли вы одолеть это несмет- ное полчище?
— Бог помог! — таков был ответ.
— Да чем же? — спрашиваю. — Ведьу вас и оружия-то не было.
— А чем попало, — ответил мне воин. На этом окончилось мое сновидение», — заключил Старец.
Когда же при батюшке Нектарии укорили одного послушника за страсть к накоплению книг, Старец, к смущению многих, это поощрил: «Скоро будет духовный книжный голод, не достанешь духовной книги. Хорошо, что он собирает духовную библиотеку — духовное сокровище. Она очень и очень пригодится». И дальше сказал о видении катастрофы, открытой его духовному взору: «Тяжелое время наступает теперь. В мире прошло число шесть и наступает число семь. Наступает век молчания. Молчи, молчи»,— говорит Батюшка, и слезы у него текут из глаз… «И вот Государь теперь сам не свой, сколько унижений он терпит. 1918 год будет еще тяжелее: Государь и вся семья будут убиты, замучены. Да, этот Государь будет великомученик», — подтвердил Батюшка. Старец ушел к себе в келлию, часа полтора молился там. После молитвы вышел сосредоточенный, взял за руку духовного сына своего, сказал: «Очень многое я знаю о тебе, но не всякое знание будет тебе в пользу. Придет время голодное, будешь голодать… наступит время, когда и монастырь наш уничтожат. И я, может быть, приду к вам на хутор. Тогда примите меня Христа ради, не откажите. Некуда будет мне деться».
Нина Д. в 20-х годах спросила старца Нектария: «Говорят, что все признаки второго пришествия исполнились?» —»Нет, не все, — ответил Батюшка. —Но, конечно, даже простому взору вид но, что многое исполняется, а духовному открыто: раньше Церковь была обширным кругом во весь горизонт, а теперь, видишь ли, как колечко. А в последние дни перед пришествием Христовым она вся сохранится в таком виде: один православный епископ, один православный иерей и один православный мирянин. Я тебе не говорю, что церквей совсем не будет, может быть, они и будут, но православие-то сохранится только в таком виде. Ты обрати внимание на эти слова, ты пойми, ведь это во всем мире».
Вид монастыря: Введенский собор и Владимирская церковь
Как-то и монахиня Нектария спросила Старца о кончине мира. Он ответил: «Что вы все обращаетесь к моему худоумию — вот обратитесь в Оптину к монахам». Она повидалась с ними и слова их передала отцу Нектарию: «Есть люди, которые занимаются изысканиями признаков кончины мира, а о душах своих не заботятся. Людям неполезно знать время второго пришествия. Бдите и молитеся (Мф. 26,41),— сказал Спаситель, значит, не надо предугадывать события, в свое время верным будет все открыто». Отец Нектарий остался доволен ответом монахов, он тоже не был сторонником того, чтобы доверяться всяким фантазиям в этой области. «Все это будет, — подтвердил он, — но это великая тайна. Во дни Ноя Господь в течение ста лет говорил, что будет потоп, но ему не поверили, не каялись, и из множества людей нашелся лишь один праведник с семейством. Так будет и в пришествие Сына Человеческого… (Мф. 24,37)
Многие, зная пророческий дар Батюшки, спрашивали: «Что же нас ожидает?» Старец Нектарий отвечал: «Святой Серафим предвидел революцию и церковный раскол, но говорил: «Если в России сохранится хоть немного верных православных, Бог помилует ее», — а у нас такие праведники есть. Над человечеством нависло предчувствие социальных катастроф. Все это чувствуют инстинктом, как муравьи. Но верные могут не бояться, их оградит благодать. В последние времена с верными будет то же, что было с апостолами перед Успением Богоматери. Каждый верный, где бы он ни был, на облаке будет перенесен в Ковчег-Церковь. Только те, кто будет в ней, спасутся».
И не раз повторял: «Держитесь твердо Православия… Мы живем сейчас во времена, обозначенные в Апокалипсисе,— это после того, как Ангел воскликнул: «Горе живущим!»— перед явлением саранчи».
«Наступает время молитв, — наставлял отец Нектарий своих духовных чад.— Во время работы говори Иисусову молитву — сначала губами, потом умом, потом она сама перейдет в сердце». И дал им свою, собственноручно составленную молитву, которую велел затвердить наизусть: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, помилуй нас, грешных, прости грехопадения в сей нашей жизни и имиже веси судьбами покрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыни спасения Твоего». А как-то заметил: «Наши самые тяжелые скорби подобны укусам насекомых, по сравнению со скорбями будущего века».
О будущем же России предсказывал, что через годы испытаний она воспрянет и будет материально небогата, но духом будет богата и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов.
Незадолго до революции Старец говорил Сергею Нилусу: «Пока старчество еще держится в Оптиной, заветы его будут исполняться. Вот когда запечатают старческие «хибарки», повесят замки на их двери, ну тогда всего ожидать будет можно».
И это время настало…
Вопрос, когда наступит конец света, всегда волновал человечество. Однако в 2020 году, из-за пандемии коронавируса, мрачных пророчеств уфологов и новостей о метеорите интерес к этой теме резко вырос. Пробуем разобраться, будет ли конец света в 2020 и что грозит человечеству.
Конец света 2020 из-за парада планет
Зарубежные уфологи предсказывают наступление конца света в сентябре 2020 года из-за парада планет, пишет TerrNews. Сообщается, что это событие предсказали еще в древности, и оно очень редкое: не менее четырех планет выстраивается в линию раз в миллионы лет.
Однако ученые уфологов «огорчают»: говорят, что гравитационное влияние на Землю других планет минимально и не способно вызвать глобальных катастроф на нашей планете.
Конец света в 2020 году – это библейский Армагеддон
В 1973 году американский астролог Джин Диксон предсказала мистический конец света в 2020 году, сообщает Дни.ру со ссылкой на британский портал Unilad.
«Армагеддон придет в 2020 году, когда лжепророк, Сатана и Антихрист сами восстанут и сразятся с человеком», – написала астролог.
Джин Диксон приписывают предсказание убийства Джона Кеннеди и гибели миссии «Аполлон-1». Но при этом она якобы обещала, что уже к 1967 году человечество победит рак, а в 1958 году начнется Третья мировая война.
Согласно Евангелию от Матфея, даже Сын Божий не знает дату своего второго пришествия и конца света: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36). Поэтому доверять пророкам библейского Апокалипсиса уж точно не стоит.
Конец света в 2020 году из-за вируса
В 2020 году появились так называемые «пандемические пророки», пишет unian.net. Из-за пандемии коронавируса интерес к предсказаниям и пророчествам резко подскочил. Например, книга экстрасенса Сильвии Браун под названием «Конец дней: предсказания и пророчества о конце света» попала на второе место в рейтинге Amazon и продается за сотни долларов.
«»Примерно в 2020 году страшная, похожая на пневмонию болезнь, распространится по всему миру. Она будет вредить легким и бронхам, и никакое лечение не подействует, – говорится в книге. – Самым удивительным будет то, что болезнь исчезнет так же резко и быстро, как и появилась. Атака повторится через десять лет, а потом болезнь исчезнет навсегда».
Кроме того, в интернете и СМИ завирусились предсказания Нострадамуса и Ванги о коронавирусе.
На Первом канале рассказали о предсказании, которое сделала слепая болгарская ясновидящая Ванга: «Свет перевернется в год зеркала и на землю «от желтых» придет старая болезнь и заберет миллионы жизней».
Кроме того, в интернете стало активно распространяться предсказание, якобы написанное французским астрологом Нострадамусом:
«Большая чума в приморском городе не прекратится, пока не будет отмщена смерть и кровь праведника, взятого и осужденного без преступления. И знатной дамы, оскорбленной притворством», — цитирует «пророчество» usolie.info.
У предсказания нашлись и толкователи. Предполагают, что «знатная дама» – это бывший министр здравоохранения Китая Wu Yi (У И), пишет «Комсомольская правда». В 2003 году она организовала борьбу с атипичной пневмонией, уточняет LIFE. С «праведниками» версий больше: якобы речь идет об убийстве саудовского журналиста Джамаля Хашогги либо преследовании уйгуров, обвиняемых в сепаратизме.
Конец света 29 апреля 2020 из-за метеорита
В апреле 2020 в интернет-СМИ активно обсуждали угрозу метеорита 29 апреля 2020-го. СМИ воспользовались тем, что в NASA назвали метеорит «потенциально опасным», и стали муссировать эту тему. На самом деле, космическая организация так называет все объекты, пересекающие орбиту Земли. А шансов на то, что он упадет на Землю, практически не было – 1 случай из 50 000.
Начало конца света в 2020 по версии ООН
Генеральный секретарь ООН заявил, что люди сами приближают возможный конец света для нашей цивилизации. «Наш мир приближается к точке невозврата», – цитирует его издание Дни.ру со ссылкой на ТАСС.
Четырьмя «всадниками» этого Апокалипсиса являются, по его словам, геополитическая напряженность, экзистенциальный климатический кризис, глобальное недоверие и «обратная сторона цифрового мира» (технологии развиваются быстрее, чем человечество успевает осмысливать достижения прогресса).
О страхе конца света и недоверии к миру (к 22.12.2012). А.В.Россохин
С психоаналитической точки зрения страх конца света — это проявление базового недоверия к внешнему миру, страх его исчезновения, изменения его «настроения». Наша жизнь полностью зависит от окружающей нас Вселенной, от состояния Солнца и мы никак не можем это контролировать. Единственная защита — фантазия о том, что мы и есть творцы этой Вселенной, мы — ее и суть, и центр, и смысл. Фантазия о Всемогущем божественном Я. Тогда все под нашим контролем. Если Я и есть Вселенная, то все в порядке — никакой неопределенности нет!
Конечно, речь идет о младенце и его материнской вселенной, от которой он тотально зависит, которой он полностью владеет (он верит в это в случае, если все идет хорошо), и которую он на самом деле никак не может контролировать.
Если все хорошо, возникает базовое доверие к материнской вселенной, к внешнему миру в целом. Если что-то идет не так, возникает страх, что внешний мир в лице материнской вселенной может «отвернуться от нас», исчезнуть, умереть, «взорваться (эмоциями)», у него может измениться настроение и т.п., другими словами, для младенца наступит «конец света».
Так как ни идеальных матерей, ни идеального младенчества не бывает (и это хорошо, иначе все мы были бы Богами, а не живыми развивающимися людьми), то это базовое недоверие и соответственно страх конца света есть в той или иной степени в каждом из нас в виде некоторой тревоги за близких, за себя. Как я и говорил раньше, для меня это не столько страх смерти, сколько страх жизни, жизни не всемогущего Бога, у которого все под контролем, а жизни смертного человека, у которого много пугающей неопределенности, но и много удовольствия от открытия нового.
В этом смысле мы, проходя через постоянные предсказанные всем кому не лень «концы света», действительно, немного перерождаемся, пройдя через маленькую смерть, через, в той или иной степени, смутную тревогу. Главное, чтобы мы переродились не в сторону усиления Божественной иллюзии («я и так был уверен, что все будет хорошо», что означает «я все контролировал и знал, что я – Бог»), а в сторону усиления нашего живого человеческого Я: «Я еще лучше понял и осознал свою незащищенность и малость в этой огромной Вселенной, я понял и немного больше смирился со своими неизбежными ограничениями. Но я также немного лучше понял и ценность своей собственной жизни и жизни Других, ценность каждого момента жизни». На мой взгляд — это и есть самое трудное, но и увлекательное и творческое.
К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале «Psychologies»
I. Общее ожидание конца мира
1. Один из самых образованных людей, каких я видел на своем веку, – бывший ранее, однако, толстовцем, но раскаявшийся, – Сергей Николаевич Дурылин (Москвич) пред или уже при наступлении русской революции занимался вопросом о вере в приближающийся конец мира, – как среди русских, так и среди других народов. Я слышал от него это лично в Москве. Он пришел к замечательным – и даже отчасти будто бы и неожиданным – выводам, особенно о России. Обычно существует воззрение, что ожидание конца мира совпадает с какими-либо историческими катастрофами (войнами в особенности). И это отчасти верно. И так в конце концов и должно быть по предсказанию Господа. Но не всегда совпадают эти явления.
С. Н. Дурылин отмечает следующие исторические наблюдения.
а) Россия переживает татарское иго. Времена тяжкие. Однако ни у кого нет мысли ни о конце мира или даже России. Наоборот, великий светильник Руси, преп. Сергий, и сам строит, и птенцы, вылетевшие из его гнезда, тоже строят, не думая о конце… Татары погибли. Русь встала и духовно окрепла.
б) Смутное время. Во многом напоминает наши дни большевизма. И опять мы не читаем в литературе церковной о конце мира. Смута преодолена. Русь встала и стала расти государственно.
в) Но тут наступает неожиданность: вопреки увеличивающемуся могуществу ее и росту, появляются идеи об антихристе… Конечно, и наш раскол придал этому много поводов; и совпадение 1000 лет и +666 (год большого Моск. Собора), то есть чисто произвольное счисление о времени второго пришествия. Но еще более наших предков поразило падение православия на верхах и влияние «безбожного» Запада. В этом последнем была, несомненно, главная причина ожиданий антихриста; и таковым казался, как известно, многим (даже и не раскольникам) Петр I. «Испровержение благочестия»… «Мы стоим за новую веру», – говорили в воззваниях казаки и стрельцы… И это распространилось очень широко в народ… Но кончилось царствование Петра; конец мира не наступил.
Однако спугнутая мысль уже не успокаивается: с той поры почти нет ни одного выдающегося подвижника веры или богослова, который бы не касался вопроса о конце мира. Начиная со святителя Тихона Задонского – через Серафима Саровского – до старцев Оптинских и о. Иоанна Кронштадтского, – все говорят о приближающемся конце мира. А между тем Россия, наоборот, все растет и растет государственно и культурно. Вот это несовпадение и поражало С. Н. Дурылина.
И оно заслуживает внимания… А почему, увидим далее.
2. Кажется, он же обращал внимание и на аналогичный факт в других странах. Весьма примечательно, что ожидание конца мира распространилось по всему миру, и неправославному. Я сам читал об этом и у католических писателей. Но особенно знаменательно появление специальной секты «адвентистов», учащих о близком втором пришествии Иисуса Христа и назначающих тому сроки.
Пусть это (как и есть) «секта», иными словами, ложное учение, но самое появление ее характерно. Притом – местом рождения ее была Америка, то есть наиболее «благополучная» в мире страна: богатая, обеспеченная, удобная, наслаждающаяся «благами» культуры и всех плотских удовольствий, от миллиардеров до рабочих. Опять странность…
И, кроме того, религиозность там совсем уже не напряженная, чтобы можно было ждать идеи о конце мира.
з. О чем же говорят эти явления, явно не совпадающие при обычном воззрении?
Душа человеческая по всему миру почувствовала собственное умирание: нечем жить ей становится. Тело «обожествилось» – «бог чрево» (говорил ап. Павел); а душа – в загоне или же и совсем отрицается. «Культура» – только материальная; на дух – гонение. Это поняли европейцы. И наши предки почувствовали, – да еще и раньше их, ибо были более здоровы духом.
А теперь большевизм – как результат всей новейшей этой «культуры» – воочию убеждает всех, что предчувствия народа и мира были совершенно правы. И здесь – оправдание всяких ожиданий и исканий.
Когда же, однако, конец мира?
Но совсем другой вопрос – о моменте конца. И если ожидание должно Церкви благословить, то иначе нужно отнестись к исканию точных дат.
И вот почему (помимо того, что я уже писал Вам).
а) В Слове Божием совершенно ясно запрещается это исчисление… Правда, заповедуется по прозябающим почкам смоковницы заключать о наступающей весне вообще; но недели ее неизвестны. Например, сейчас у нас здесь зацвели сливы… И вдруг второй день морозы… Другие деревья, заготовившие почки, приостановились… Но понятно, разница может быть во времени лишь: дни, недели… Весна же неотвратима… Так и с вопросом о конце мира.
– Когда будет кончина века? – спрашивают Господа. Никто не знает; только один Отец Мой… Да и «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7)… Не знаю: может ли быть более ясное и решительное запрещение высчитывать сроки?.. Прямой грех! Дерзкое противление Слову Господа! И как люди не страшатся высчитывать сроки?
б) Но если даже думать и об общих (а не точных) данных – и тогда нельзя быть уверенным, что ожидания несомненны; в частности, о России. Даже если допустить, что она сама кончается, что для нее пришел «конец мировой истории», как было подобное с Грецией, то никто не может отрицать, что на развалинах ее загорятся новые христианские страны Азии, как мы, славяне, загорелись при потухавшей уже культуре Греции.
в) Но если бы этого и не случилось, и тогда все равно никто не должен дерзать устанавливать сроков. 5-20-50-100 лет – это все цифры для истории весьма незначительные.
И преп. Серафим, на которого любят ссылаться ожидатели и искатели годов конца мира, решительно отклонил от себя ответ на данный вопрос. Когда один брат предполагал спросить его о времени второго пришествия, то прозорливый угодник сам предупредил его:
«Радость моя! Ты много думаешь об убогом Серафиме: мне ли знать, когда будет конец миру сему и тот великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его! НЕТ, СЕГО МНЕ ЗНАТЬ НЕВОЗМОЖНО».
Если величайший святой так решительно заявил о себе, то как же мы смеем дерзать! Большое духовное легкомыслие и самомнение нужно, чтобы заниматься тем, что запрещено Господом и от чего отказался угодник, имевший в себе Духа Божиего явно.
III. Теперь ли ждать конца?
Я думаю: НЕТ!
Да помилует меня Господь за сие мнение. Но меня к сему обязывает многое, и прежде всего само Слово Божие.
а) Вы знаете, есть множество мест, где решительно указывается один из несомненных признаков приблизившегося конца мира, это именно: НЕОЖИДАННОСТЬ. При этом данный термин должно понимать не только в смысле «внезапности» часа, а еще более в смысле – ОТСУТСТВИЯ ОЖИДАНИЯ КОНЦА. Послушайте. Люди будут есть, пить, строить и т. д., как перед потопом… Правда, могут сказать, что это относится к грешникам, неверующим… Верно – отчасти… Но не только. Притча о девах говорит, что «задремали» даже и мудрые девы… И потому и другие слова: «не знаете, когда придет», «бодрствуйте, дабы оный час не застал вас спящими» – говорят, что даже и верующим грозит эта опасность. Аналогия с ап. Петром, Иаковом и Иоанном – в саду Гефсиманском: уснули при страшном часе Жениха-Господа.
Но даже если допустить, что здесь речь идет собственно о «часе», а не об ином, более общем моменте, если допустить, что заснут юродивые девы и мир, во зле лежащий, а не ученики (хотя это неверно, по-моему: «и мудрые» «воздремаша», то есть на какой-то короткий срок и слегка забылись); и тогда несомненно, что вообще-то люди, весь мир не только не будет ждать конца, а перед концом как раз будут утверждать и думать, что водворяются «мир и безопасность» (слова ап. Павла в 1 Фее. 5:3). Сейчас же мы как раз видим обратное: всеобщее недовольство, смятение, «издыхание от грядущих бедствий», ожидание конца или, по крайней мере, катастроф мировой истории. О «мире и безопасности» только все мечтают, а их нет… Это одно совершенно несомненно говорит, что конец мира – не сейчас, не теперь. А когда? – Не знаю. Но нужны года, чтобы человечество вошло в желаемое состояние (пусть и мнимое, временное, поверхностное, и, конечно, внешнее, земное, а не духовно внутреннее) «мира и безопасности»… Чтобы стали «говорить» «все»: «Ну, наконец-то мы дождались мира и порядка»… Такие дела не творятся неделями и месяцами, а годами, десятилетиями…
б) Второй признак – обращение евреев к вере. Об этом я мог бы подробно написать, но скажу кратко… И Сам Господь на это указывает: «Остается двор ваш пуст, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне»… И еще: Иерусалим будет во власти язычников, пока не исполнятся времена язычников (язычник в Евангелии противополагается иудею).
Ап. Павел (Рим. 9) решительно говорит, что «весь Израиль» спасется, – после того как языческий мир перестанет давать новых чад Церкви (разумеется, не единиц, а масс народных, то есть когда кончится «эпоха» наполнения Церкви из язычников). «Все» – то есть массы Израиля, а Израиль истинный не по букве, а по духу (ср. Рим. 11:26 = Рим. 2:28-29).
Св. Иоанн Богослов предсказывает Церкви Филадельфийской («братолюбивой»), что их мало, но зато «из сатанинского сборища» (каковыми будут называющие себя иудеями) истинные иудеи придут и поклонятся пред христианами (Откр. 3:9). И св. Иоанн Дамаскин – что евреи пред концом мира обратятся, хотя самый момент этого он относит уже к последним годам: «Будут же посланы, – говорит он, – Енох и Илия Фесвитянин, и они обратят сердца отцов к детям, то есть Синагогу – к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди апостолов; и они будут умерщвлены им (антихристом)» (Точное изложение веры, 267 стр.).
Но хотя бы самое обращение было в последние года; однако исторически это должно быть подготовлено. А для этого требуются опять не месяцы, а годы и десятилетия… Психологически и политически к этому толкает история… И это подготовляется уже… Я мог бы поделиться с Вами своими мыслями о последнем, но может быть до другого раза… Я видел – прекрасных христиан из евреев… Но массы их (даже и правоверных) еще не проснулись. Следовательно, не конец мира и по сей причине.
в) В подтверждение этого сошлюсь и на два знаменательных свидетельства.
Свт. Тихон Задонский в видении Божией Матери, сопровождаемой ап. Павлом, спросил и о конце мира. А ему св. ап. Павел сказал словами своего же послания: «Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фее. 5:3).
Преп. Серафим тоже сказал одной из духовных дочерей Дивеевских сестер: до антихристовых времен не доживете, а времена антихристовы переживете.
Замечательные слова! Сейчас Россия (в особенности) переживает эти времена… Подлинно они антихристовы по существу и даже почти и по масштабу… Но Вы видите, что эти времена «переживутся», то есть между ними и антихристом будет какой-то промежуток времени иной, то есть мирный, благополучный.
И подобное, насколько приходилось слышать (кажется, через того же С. Н. Дурылина), говорили и Оптинские старцы: после этих ужасов будет 70 лет удивительного расцвета и веры, и благоденствия России… А уже потом – еще ужаснее… И после какого-то короткого мнимого говорения: мир и безопасность – конец…
Психологически-исторически это нужно предположительно считать не только вероятным, пожалуй, и исторически НЕОБХОДИМЫМ, то есть чтобы данный момент изжит был Россией и ПРЕОДОЛЕН. За это более данных, чем за то, что она погибнет духовно безвозвратно или даже разделится пополам, на безбожников и христиан, как в свое время Запад разделился на католиков и протестантов…
Итак, еще не видеть (кажется) годов конца мира; хотя много данных за то, что, повидимому, мир подходит к своему завершению…
г) Так думают многие современные наблюдатели. Афонские старцы ныне летом одному русскому паломнику (Б. П. Апрелеву) решительно заявляли, что они для себя почитают «несомненным» наступление последних времен.
Современная катастрофа, – говорит и князь Е. Трубецкой (Смысл жизни), – «дает основание говорить о провале, катастрофе всемирной культуры, частью совершившейся, частью еще надвигающейся. На наших глазах апокалиптическое видение зверя, выходящего из бездны, облекается в плоть и кровь <…> Всюду свирепствует адский вихрь всеобщего разрушения. Сатана обнажился, и мир стал адом. Церковь стала средоточием разбушевавшейся в мире ненависти <…> И в этой ненависти – вся сущность ада, вся его необъятная темная бездна».
Но и он видит возрождение Церкви: «Среди всеобщего разрушения в ней одной проявились силы созидательные. Церковь собирается и организуется <…> Одним словом, начинается процесс церковного возрождения».
И хотя «все указанные Евангелием признаки близости конца вселенной – налицо в НАШИ дни, однако мы должны быть чрезвычайно осторожны в выводах из этого факта». «Не в первый раз» предсказывали сроки. Но «всякий раз оказывались одинаково неправыми те, кто приурочивал евангельские предсказания к какой-либо определенной дате, более того – к определенной эпохе истории <…> А в то же время всякий раз была и великая правда в тех предчувствиях».
Катастрофы и ожидания «всегда означают <…> действительное <…> приближение конца».
А дата неизвестна. «Катастрофичность» эпохи переживают и другие русские богословы и мыслители (архиеп. Феофан, прот. С.Н.Булгаков и очень многие частные лица)…
Это же сознается даже и западными мыслителями, как, например Шпенглер («Закат Запада»); это отмечается и на всемирных студенческих христианских конференциях, – как вероятно Вы знаете по Манчестерскому движению 1925 года.
IV. К чему же все это обязывает нас?
(Если хоть и не «сейчас», но «приближается» (близко) конец?)
Этот вопрос уже имеет для каждого из нас реальное и огромное значение, – в личной жизни и практическом поведении. Укажу очень конспективно…
а) Да! Мы должны «выйти» из психологии прежнего «благополучного жития» в атмосферу ожиданий, святого «беспокойства», переоценок… «Бодрствуйте» – вот первое, что говорит Господь.
б) Особенно «бодрствовать» придется потому, что будет «разделение» – повсюду: в семьях, в друзьях, в светском, в церковном мире! О! Как это ни больно, но как трудно разбираться будет… «Мы – православные». «Нет – мы»… «И не вы, и не те, а мы – третьи». Скорбей разделений нужно ждать и в Церкви. В России это уже совершается (живая церковь, Украинская самосвятская и т.д.). Кажется, должно произойти и за границей… Помоги нам, Господи! Это и больно, и страшно, и потребуется мужество…
в) Еще страшнее: самому отпасть от истинной Церкви, – или: заблудиться. Пусть осудят неправильно, – лишь бы остаться в «малом стаде»… А если и сам запутаешься?.. А вопросов навертывается и за границей все более и более…
И потому всемерно должно держать «Церковного» пути… Но совпадает ли он с линией поведения тех, которые из нас говорят о себе как о Церкви… Это не легко будет разобрать…
г) Где же учиться? В двух источниках: в святоотеческом и Евангельском учении, – но и этого еще мало: необходимо жить соответственно этому, чтобы сподобиться воспринимать свет истины; и этого еще, вероятно, мало: тогда нужно – «совет» между «братьями» иметь… А больше всего, кажется, нужно молиться и подвизаться в покаянии… Молитесь и не отягчайте себя невоздержанием…
А все это сводится к более общему: «Вы же (а Вы – в противоположность центробежной, внешней «деятельности», куда я включаю и само занятие этими вопросами, в деталях, а тем более исчисление дат) СМОТРИТЕ ЗА СОБОЮ (Лк. 21) (то есть устремляйте в себя, в душу свою, а не во внешние события). Может быть, и «довольно» для нас?
Закончу словами двух людей, очень разных по происхождению и духу, но тут сходящихся…
«Основной тон» предсказаний Христа можно свести к четырем словам: «Берегитесь!», «Смотрите!», «Терпите и молитесь!».
Это говорит западный ученый христианин, хотя и англиканин по исповеданию…
А вот что на днях написал мне молодой священник, прежде увлекавшийся революцией большевицкого направления:
«Мы хотим, – очень, может быть, сильно хотим броситься навстречу Жениху, в полунощи грядущему; а все же масло-то наше еще в долг выпрашиваем. СВОЕГО-ТО ПЛАМЕНИ ЕЩЕ НЕ ОБРЕЛИ. Будто бы «внешний» человек «тлеет», но уже очень медленно. Впрочем, смущаться ли этим?» «Не лучшая ли это гарантия вечности… очищения?»
Не знаю, что ответить на сей вопрос? А может быть, это знак «малоелейности» у нас, юродивости?
Многогрешный епископ Вениамин