Дорогие друзья, в связи со вчерашним инцидентом в театре.док получила большое количество звонков и писем поддержки, нереально тронута.
Друзья! не бойтесь за нас! Театр.док — не государственный театр, а «автономная некоммерческая организация», занимающаяся строго своей уставной деятельностью в рамках закона:спектакли, в том числе экспериментальные, с обсуждениями — это как раз такая наша деятельность.
И да, помимо социальных проектов, которые мы делаем по заказу Департамента Культуры и Минкульта, со школьниками и в Можайской колонии, помимо спектаклей на самые разные темы (вон, последняя премьера, Аляска, чисто про любовь))) — мы, независимый театр, делаем, что хотим, самые острые проекты, как Час восемнадцать или акции вроде вчерашней — на собственные средства, и считаем, что наши дискуссии и спектакли полезны нам и обществу.
Мы надеемся в этом году выпустить спектакль-дискуссию «Песни нашей тюрьмы», который может станет общественным обсуждением тюремной реформы. Сейчас мы выпускаем- на собственные средства — вторую часть спектакля ЧАс восемнадцать, про то, что сейчас происходит с делом Магнитского. Позавчера закончена пьеса!
Друзья театра пишут, что боятся за нас, может это просто выражение поддержки, может, какая-то информированность большая, чем у меня.
Если что, я директор театра — это единственная в штатном расписании должность, и ничего, уж простите, не боюсь.
Друзья! не будем большими католиками, чем Папа Римский. Как писал Пастернак- «интеллигенция- лошадь, которая сама себя объезжает в манеже». Не стоит заранее бояться, друзья! Давйте тупо делать свое дело, в этом наша радость и наша свобода.
Про сущность инцидента — да, впервые в театр пришли провокаторы, которых таскает за собой печально известная «Анатомией протеста» группа нтвшников. Я понимаю — нынешнему тв нужен конфликт уже на уровне картинки, и они с собой этих зачинщиков скандала и таскают.
Но в театре, друзья, эти провокации обречены на провал. У людей театра- бешеная энергетика, любая артистка областного тюза переорет любого политтехнолога.. А наши специально обучены на интерактивных проектах. Провокаторам с их жалкими нлпшными заготовками рта не дали раскрыть.
Так что все в порядке. Еще раз спасибо, друзья.Приходите к нам на спектакли и премьеры, которых в сентябре- октябре будет три!
Церковным амвоном власти пользовались как центральной прессой по причине отсутствия газет, а театр был своеобразным «оппозиционным СМИ»: русские Петрушки, немецкие Гансы Вурсты, французские Полишинели и итальянские Пульчинеллы высмеивали власть имущих. Но то было в веке тринадцатом. Что сегодня о взаимоотношениях театра и религии думают деятели православия – основной конфессии России?
Священник Михаил Воробьев утверждает следующее:
«Хороший спектакль или кинофильм, талантливое произведение искусства могут стать поводом для разговора, в котором вы сможете познакомить своих друзей с точкой зрения Православной Церкви, рассказать о содержании Евангелия и нравственного учения Иисуса Христа». По сути, отец Михаил настаивает на миссионерском воздействии театрального искусства, как и диакон Андрей Кураев: «В условиях нынешнего примитизирования массового сознания, всеобщей макдональдизации нашей жизни театр Чехова необходимо сохранить. Сегодня театр может быть союзником Церкви». Заметим, что привлечение театра к союзничеству с РПЦ первым делом вызывает в памяти недавний скандал, связанный с обращением российских ученых к Президенту РФ об угрозе клерикализации российского общества. Кураев пояснил, что Церковь не протестует против театра как такового: «Для Церкви сегодня главный вопрос в том, какое мировоззрение утверждается с помощью того или иного художественного метода». Похоже, что Православная церковь России в отношении театрального искусства намеревается провести обратный прием, возвращая театр в лоно церкви с той площади, на которую он был изгнан восемь веков назад еще католиками. И это невзирая на то, что православие уверено: профессия артиста не богоугодна. Так, Андрей Кураев утверждает, что занятие, выбранное артистом, духовно опасная вещь: «Работа в театре – это риск. Ведь актер должен уметь «перевоплощаться» в своего персонажа, в его не только мысли, но и страсти».
А что же в таком случае католики? Священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России, любым театральным искусством искренне интересуется: «Каждый человек имеет призвание от Бога, он обязан его исполнить и призвание актера ничем не хуже. Важно, чтоб человек себя реализовал, а его дело способствовало бы становлению личности и духовному развитию. Среди наших прихожан есть люди искусства, и это неверный стереотип – говорить, что у артистов расшатана психика. Они более эмоциональны, чем люди других профессий, и эти эмоции используют во благо». Театр – не греховное занятие, поскольку радость и развлечение в жизни никто не отменял: «Человек может использовать творение во благо, а может и злоупотреблять им. Давайте возьмем пример попроще. Например, топор. Согласитесь, его можно использовать как во благо, так и в качестве орудия для совершения греха».
У мусульман есть фетвы – специальные документы, регламентирующие посещение развлекательных мероприятий и театра, в частности. Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин (кстати, режиссер по образованию) подчеркнул, что в современной жизни мусульмане используют все, что во благо Исламу: «Если театральное искусство несет духовность, делает человека лучше и чище, то мы его приветствуем. Например, еще в советские годы в Сирии, мусульманской стране, прошел фестиваль театров мусульманских стран, в котором принимал участие башкирский театр с пьесой «Красный паша». И сейчас есть вероятность проведения театр фестиваля международного уровня, хотя ортодоксальный Ислам очень осторожно относится к этому начинанию, ибо велика опасность подмены истинного ложным».
Наиболее лоялен к театральным представлениям и работе артиста буддизм. Элистинский лама Шурган напомнил, что японский театр Но целиком построен на пьесах, пронизанных этим древним восточным мировоззрением, а буддолог Батор Китинов отметил, что принципы буддизма Махаяны гласят, что пропаганда любой религии недопустима, как насилие над личностью: «Будда говорил, что искоренение истинного наслаждения (а талантливый спектакль, согласитесь, как раз таковым и является) – это грех. Припомним один из главных буддийских обрядов – цам. Это красивая мистерия с музыкой, танцами, пантомимами и масками. В цаме есть скрытый смысл, раскрывающий разные смысловые уровни тантр, но непосвященные с удовольствием наблюдают динамичный спектакль».
Наконец, раввин Зиновий Коган разъяснил отношение иудеев к театральному искусству: «Ничего греховного в собственно театре нет, но существует, тем не менее, несколько препятствий. Согласно ортодоксальным взглядам, мужчина не должен слушать пение женщины. А также прикасаться к женщине, достигшей двенадцатилетнего возраста, если она не его жена. Мессию могут встретить только ритуально чистые люди». Но даже если в спектакле принимают участие только мужчины, в силу вступает календарное препятствие: ведь в субботу иудей не должен работать. Тем не менее выяснилось, что ортодоксальная традиция сейчас не столь сильна: в Москве есть еврейский театр «Шалом», который любим зрителем. Более того, есть ряд светских иудейских организаций, которые поддерживают театральное искусство. А сам Зиновий Коган – консультант спектакля «Миражня», который ставит режиссер Юрий Шерлинг в театре Сатиры.
ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕАТР «ЛЕСТВИЦА»
ПРИ СВЯТО-ИЛЬИНСКОМ ХРАМЕ В г. ВЫБОРГЕ.
I. Как все начиналось.
 Однажды, с приближением Рождества Христова, лики святых на иконах в Свято-Ильинском храме стали свидетелями необычных для православного храма приготовлений. Это начались репетиции первого детского представления, которое должно было стать основой православной «елки» — праздника для детей, который каждый из нас, конечно, помнит как один из светлых событий детства.Но этому представлению суждено было стать не только ярким эпизодом чьего-то детства — оно стало началом истории детского православного театра «Лествица». Этот спектакль был центральной частью большого детского праздника, который начинался хороводами на церковном дворе у высокой елки, дружным приглашением Деда Мороза со Снегурочкой и разными играми, продолжался спектаклем и, затем, чтением детьми стихов на тему Рождества Христова и получением сладких подарков. За неимением другого помещения, представление проводилось прямо в храме. Хотя спектакль больше носил характер и имел уровень самодеятельности, начало доброй традиции было положено. С каждым годом число повторов таких праздников увеличивалось, поскольку рос спрос на приглашения, выдаваемые в церковной лавке. Со временем эта традиция дополнилась поездками Деда Мороза с группой сопровождающих к маленьким детям прихожан, где он рассказывал, а чаще выслушивал от детей то, что они знали про Рождество Христово, пел со своими спутниками и детьми праздничные песни.
II. Первое вертепное представление.
 В 2003 году подготовку праздничного рождественского представления возглавила руководитель Выборгского Центра русского фольклора «Вереск» Е.С. Любицкая. В 2003-2005 гг. это была театрализованная постановка «Смерть царя Ирода» в забытом театральном жанре — жанре кукольного вертепа. Традиция вертепных представлений восходит к средневековью, когда простыми и, казалось бы, наивными методами содержание Священного писания доносилось до народа. Вертеп представляет собой некий ящик, за открытыми створками которого находится маленький кукольный театр. Действо, происходящее в вертепе, сопровождается пением и речитативами артистов, а также негромким фоновым звучанием народных инструментов в отдельные моменты представления.
 Вертеп, используемый в представлении в Свято-Ильинском храме, был изготовлен в Выборге и расписан иконописцами в соответствии с религиозными и историческими традициями. Прекрасно сработанные куклы и костюмы певцов, замечательные аранжировочные решения были наполнены русским национальным колоритом. Музыкальный и текстовый материал «Смерти царя Ирода» привезли из этнографической экспедиции студенты Санкт-Петербургской консерватории, а силами Центра русского фольклора этот материал был обработан и переложен для домры и балалайки. В постановке повествуется о Рождестве Христовом, явлении Ангелов пастухам, поклонении волхвов, избиении царем Иродом Вифлеемских младенцев и его смерти.
 Новый спектакль изначально был подготовлен и сыгран юными воспитанниками Выборгского Центра русского фольклора «Вереск». Это сотрудничество храма и творческого коллектива было достаточно продуктивным и позволило приобрести новый опыт и вывести представления на новый уровень. Интересно, что с каждым годом сценарий приходилось дополнять новыми ролями, поскольку друзья детей — участников театра просились поучаствовать в представлениях. Таким образом, театр стал средством миссии среди невоцерковленных детей.
 В 2004 году рождественское вертепное представление было с большим успехом показано в Санкт-Петербурге на традиционном Собрании вертепных театров в Российском Этнографическом музее. Спектакль, адресованный, в основном, конечно, детям, был интересен и взрослым — они получили редкое удовольствие знакомства с полузабытым видом традиционного народного театрального действа. А в январе 2005 года участники этого представления подарили праздник детям, проживающим в детском доме при Санкт-Петербургском Успенском подворье Оптиной Пустыни.
III. «Пасхальное чудо».
 Успех нового дела решено было повторить на Пасху, и с 2003 года в дни Светлой Седмицы в храме стали проводиться аналогичные рождественским детские праздники. Спектакль «Пасхальное чудо» был уже не кукольным, а игровым, и в нем впервые были задействованы маленькие прихожане Свято-Ильинского храма. В основу нового спектакля лег классический сюжет о том, откуда появился обычай на Пасху красить яйца. В результате совместных творческих усилий настоятеляхрама протоиерея Игоря Викторовича Аксенова и художественного руководителя «Вереска» Е.С. Любицкой был написан сценарий в стихотворной форме, в котором нашлись роли для многих участников. После спектакля детей на улице ждали батут, аттракционы, веселые народные игры и, конечно, возможность позвонить в колокола. Каждый вечер окрестности оглашались не очень стройным, но, тем не менее, весьма радостным пасхальным колокольным звоном. Наибольший интерес у детей вызвало катание яиц, и даже отец Настоятель не удержался и стал играть вместе с ними. Позднее участники представлений также ездили выступать в поселок «Ленинское» Выборгского района, через два года — в один из детских приютов Санкт-Петербурга.
IV. «Благовестницы Христова Воскресения».
  В 2005 году было подготовлено театрализованное представление «Благовестницы Христова Воскресения». Центральной темой стала евангельская история о святых женах-мироносицах, первых пришедших ко гробу Спасителя, которую продолжил рассказ из «Пасхального чуда» о красном пасхальном яичке. В новом представлении удачным оказалось решение изображения гроба Господня.
 Была сделана объемная декорация, изображающая пещеру, запечатанную камнем. А самым захватывающим в представлении для детей стал момент, когда при приближении к гробу мироносиц камень отваливался и в ярком свете появлялся Ангел, который указывал на отдельно лежащие пелены и особо свитый сударь Спасителя.Отец Настоятель посчитал немаловажным обратить внимание детей на этот чудесный факт и объяснить им в конце представления его значение, подчеркнув, что это неоспоримое свидетельство должно было несомненно убедить видевших сударь в Воскресении Христовом. Ведь никаким другим образом невозможно извлечь из пропитанного клейкими ароматами плата обвитую им голову умершего!
 В 2006 году юные актеры ездили с этим спектаклем в приграничный финский город Иматру по приглашению настоятеля местного православного прихода о. Тимофея. Финским детям был показан новый спектакль «Благовестницы Христова Воскресения», а затем была организована неотъемлемая часть пасхальных торжеств, связанная с катанием яиц, колокольным звоном и играми.О. Игорь постарался заинтересовать юных зрителей, задавая им вопросы и предлагая найти ответы, внимательно посмотрев представление и вспомнив евангельские события, посвященные Воскресению Христову. Хотя не все дети хорошо знали русский язык, но красивые костюмы, необычные красочные декорации, завораживающее музыкальное сопровождение и вдохновенная игра детей восполнили недостаток понимания текста. Представление приняли очень тепло, и каждый раз на пасхальное «Христос Воскресе!» весь зал громко и радостно отвечал — «Воистину Воскресе!».
V. Образование детского православного театра «Лествица».
 Со временем, как и следовало ожидать, невоцерковленных участников представлений постепенно заменяли прихожане храма. Так родился приходской детский православный театр «Лествица». Его художественным руководителем вполне закономерно стала регент храма Н.В. Березина, которая давно активно участвовала в подготовке представлений. Да и куда без профессионального музыканта, если все представления от начала были наполнены пением и музыкальным сопровождением.
 С течением времени в работу по организации этих представлений включалось все большее и большее число прихожан Свято-Ильинского храма. Каждый старался послужить своим даром, талантом: кто-то мастерил куклы, кто-то шил костюмы для юных актеров и кукол. Одни братья мастерили вертеп, делали в нем подсветку, другие его расписывали и рисовали декорации. Оказалось, что почти любое умение, соединенное с желанием участвовать в общем деле, найдет себе применение. Помимо непосредственного участия в представлениях, нужно было решить вопросы звука, подсветки, видеосъемки представления, шумовых эффектов. Даже такие далекие от театрального искусства навыки, как работа на компьютере, оказались весьма необходимыми — нужно было печатать приглашения на детские праздники.
 Большим событием стало открытие в недавно построенном церковном доме театрального зала. Именно с него началось освоение нового здания, которое открывает широкие возможности для служения жителям Выборга. Новый театр оборудован небольшой, но качественной сценой, за которой, как и полагается, находятся гримерные. Для закрытия сцены изготовлены кулисы, имеется также задник для фоновых декораций. Идет оборудование театра профессиональным светом, устроена костюмерная и гардероб для зрителей. Специально для театра закуплены удобные кресла, повешены соответствующие стилю помещения портьеры.
VI. Новое представление.
«ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ — ЛЮДЯМ РАЙ ОТВЕРЗАЕТСЯ!».
 Неисчерпаемая энергия отца Настоятеля не позволила руководителю и участникам театра остановиться на достигнутом. Он дал решительное благословение начать работу над созданием нового, более церковного и серьезного представления, нежели несколько фольклорно-лубочный спектакль «Смерть царя Ирода». Он сам дал краткий сценарный план, и новый художественный руководитель театра Н.В. Березина с сестрами из прихода, приложив немало усилий, наполнили его стихами и песнями. Представление получилось масштабным и глубоким по содержанию и было названо «Христос рождается — людям рай отверзается!». В нем на понятном для детей языке раскрывается смысл и цель одного из величайших событий человеческой истории — Боговоплощения. Кукольное действие начинается с искушения древним змием прародителей Адама и Евы в райском саду, их грехопадения, лишения светлых одежд и изгнания их из рая с обетованием, что «Семя Жены сотрет главу змия». Во втором и третьем действии спектакля зрителям представляется история Богоотцов Иоакима и Анны, Рождество Пресвятой Богородицы и торжественное Введение Ее в храм Иерусалимский. В последующих действиях кукольного представления повествуется об Иосифе Обручнике, пребывании Девы Марии в его доме, Благовещении Ей Архангелом Гавриилом, путешествии Иосифа и Марии в Вифлеем, и, наконец, о Рождестве Христовом в Вифлеемской пещере. Кульминацией спектакля является радостное возвращение Адама и Евы в светлых одеждах в прежде утраченный ими рай. Для художественного руководителя театра Н.В. Березиной, впервые полностью взявшей на себя постановку нового спектакля, это была своего рода проверка, которую она, несомненно, с честью прошла.
 Для этого представления приходской столяр Юрий Токарев смастерил новый трехуровневый вертеп, оборудованный сложной системой подсветки сцен и расписанный яркими праздничными украшениями иконописцем храма Андреем Николаевичем Кириленко. Куклы, костюмы к ним, декорации — все было выполнено силами прихожан. В роли кукловодов выступили прихожане храма Татьяна Березина и Елена Молчанова. Они впервые попробовали себя в этом новом искусстве, и, надо сказать, получилось у них ничуть не хуже, чем у опытных кукловодов из центра «Вереск». Музыкальное сопровождение также подготовлено прихожанами храма: алтарником и звонарем Григорием Николаевичем Уховым и певчим Алексеем Николаевичем Марковым. Они за короткий срок освоили новые для себя инструменты: домру, балалайку, гусли, а также подобрали некоторые новые аранжировки, что сделало спектакль гораздо насыщеннее. Так, всякий раз появление ангелов сопровождала нежная мелодия гуслей, выход воинов царя Ирода озвучивал ритмичный барабанный бой, а все песни, которыми были богаты оба спектакля, исполнялись под мелодичные композиции в исполнении домры, флейты, тамбурина и балалайки в разных сочетаниях. Репетиции начались задолго до Рождества, и после того, как тексты были выучены назубок, можно было совершенствовать мастерство юных актеров в озвучивании ролей.
 Большую помощь в этом оказал заслуженный работник культуры РФ, опытный детский режиссер из Выборгского театра кукол «Святая крепость» Николай Николаевич Устинов, который посетил несколько репетиций и дал юным актерам немало ценных советов.
 В 2007 году в программу рождественских праздников впервые были включены оба вертепных спектакля, при этом приглашения на спектакль выдавались с учетом возраста детей. Самые маленькие зрители от 5 до 11 лет увидели самую первую вертепную постановку «Смерть царя Ирода», а для старших ребят от 8 до 13 лет был показан кукольный спектакль «Христос рождается — людям рай отверзается».
 Поскольку вся внебогослужебная деятельность прихода имеет, в основном, миссионерский характер, то и детские праздники рассматриваются, прежде всего, как средство донести до детей и приходящих с ними родителей тайну домостроительства Божия о спасении мира, начало которому было положено Рождением и Явлением в мир Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Поэтому каждое представление предварялось обстоятельным пояснительным словом о содержании спектакля, об исторических событиях Ветхого или Нового Завета (в зависимости от спектакля), разъясняя осуществление замысла Божия о человеке в определенное время и через конкретных лиц. Отец Настоятель призывал детей внимательно смотреть спектакль, чтобы потом всем вместе поразмышлять о смысле праздника. После просмотра постановки маленькие зрители старались ответить на задаваемые батюшкой вопросы и делились своими впечатлениями.
 Весной 2008 года юные зрители впервые увидели новый детский игровой спектакль «Святой князь Владимир» по сценарию, специально подготовленному для детского театра его художественным руководителем Н.В. Березиной совместно с другими прихожанами под духовным наставничеством отца Настоятеля. Новый спектакль означал выход театра на новый уровень: юные актеры исполняли в нем по две-три роли, для представления были изготовлен комплекс декорациий, которые сменяли друг друга по ходу спектакля. В мастерской при храме был изготовлен реквизит и пошиты красочные костюмы, насколько возможно повторящие предметы той исторической эпохи. При этом костюмы были выполнены так, чтобы их можно было быстро сменять, поскольку актеры выходили на сцену в разных ролях.
К великому празднику Рождества Христова 2009/2010 года детский театр порадовал юных зрителей сразу двумя премьерами. Были поставлены, отрепетированы и неоднократно показаны игровые спектакли Рождественская ночь», для малышей и «Невероятное приключение в Рождественскую ночь», в котором обыгрывается идея путешествия во времени и рассказывается о том, как двое детей из нашего времени чудесным образом перемещаются в древний Израиль — во времена Рождества Христова. Со своим спутником купцом Артабаном, стремясь успеть поклониться новорожденному Христу, ребята попадают в различные ситуации, в которых учатся быть добрыми, милосердными, жертвенными… Премьера этого спектакля пользовалась большим успехом у подростков.
Кроме двух премьер, святки 2010 года запомнились гастролями в Санкт-Петербурге и Финляндии, куда детский театр выезжал по приглашению православных приходов.
 Театр продолжает развиваться, состав его участников постоянно расширяется, а исполнительское мастерство растет. Хочется надеяться, что это поступательное движение сохранит свой вектор, и театр будет помогать возрастанию все большего числа детей.
Пасхальное представление
«БЛАГОВЕСТНИЦЫ ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ (видео).»
Рождественское вертепное представление
«ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ — ЛЮДЯМ РАЙ ОТВЕРЗАЕТСЯ! (видео)»
Исторический спектакль
«КАК КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ДЛЯ РУСИ ВЕРУ ВЫБИРАЛ. (видео)»
Пасхальное представление
«ПАСХАЛЬНЫЙ АГНЕЦ. (видео)»
Грех лицедейства
В средние века актерство считалось бесовским искусством, артистов даже не хоронили на освященной земле кладбищ. Сегодня про людей этой профессии говорят: «Дар Божий!» Может быть, потому, что искусство лицедеев сочетает в себе дьявольское и божественное, мистика неотступно сопровождает их труд…
Кто хоть немного увлекается мистикой, знает, что наши мысли имеют способность материализовываться, что уж говорить о наших поступках. Любое действие несет за собой череду событий и не всегда хороших. Самый неосмотрительный в этих вопросах народ — актеры. В гонке за славой они частенько забывают об осторожности. Работники театра имеют множество суеверий. Например, пятница считается ужасно несчастливым днем для любого рода премьер. В раздевалку всегда нужно входить с левой ноги.
На дверь гримерной никогда нельзя вешать никаких картинок. Из гримерной нельзя выносить мыло. Мелодии из «Макбета» нельзя напевать во время репетиций. Число 13 приносит ужасные бедствия (ни в одном театре вы не найдете гримерной номер 13). На сцене ни в коем случае нельзя носить живые цветы — только искусственные! Споткнуться и упасть на сцене (если этого не требуется по сценарию) — верный знак, что в этот день актеру нечего делать в театре.
Считается также, что, если обувь актера скрипит, когда он впервые выходит на сцену в какой-нибудь роли, то в этой роли его ждет удача. Однако, если он зацепится дебютным костюмом за гвоздь, он должен, невзирая на любые протесты администрации, вернуться за кулисы и снова выйти на сцену, иначе его постигнет неудача. Желтый цвет считается в театре несчастливым. Но самое плохое может случиться с актером или актрисой в том случае, если кто-то заглянет в зеркало через его плечо.
На сцене свистеть можно только по ходу действия («присвистнуть»), но свистеть в гримерной, за кулисами, стоя на выходе или еще где-нибудь, нельзя ни в коем случае. Считается, что из-за свиста провалится пьеса, на сцене случится какое-нибудь ЧП или в театре не будет зрителей. В отличие от своих английских коллег, русские актеры считают, что кошка не должна появляться на сцене, так как, пройдя по сцене, она «унесет» актерскую удачу. Хотя кошек в театрах держат.
Если актеру говорят: «Ну, удачи тебе!» — то он должен плюнуть три раза через левое плечо. Старые актеры, выходя на сцену, крестились. Если актер случайно уронил текст роли, то нужно обязательно сесть на него. Пока не сядешь, поднимать нельзя — иначе провалишь роль. Не дай Бог, когда переодеваешься, что-нибудь надеть на левую сторону — провалишь роль или что-нибудь забудешь. Есть роли, которые актеры не любят играть, они считаются «несчастливыми». Когда в России была контрактная система, актер был вправе оговаривать, какие роли он не играет: например, Бориса в «Грозе» А.Н. Островского или Нелькина в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Эти роли считались провальными.
Самая зловещая пьеса, приносящая театру больше всего несчастий, — это «Макбет». У этого замечательного произведения настолько плохая репутация, что те актеры и режиссеры, которые, перекрестившись, все же начинают репетировать пьесу, называют ее не иначе как «та пьеса» или «одна пьеса». Упаси Боже произнести вслух ее громкое название! Еще хуже, если особо старательный актер репетирует слова пьесы не на сцене, а где-нибудь на улице или дома: Катастрофа обеспечена.
Существует легенда, согласно которой проклятья «Макбета» повелись от трех ведьм, которые по ходу действия с заклинаниями варили снадобье. Их пророчества вызывали у главного героя роковые намерения. Согласно той же легенде, Шекспир взял диалоги ведьм из реальной жизни и тем обрек пьесу на вечные несчастья.
У Гоголевского «Вия» репутация не лучше. Наталья Варлей, сыгравшая роль панночки, считает, что этот фильм изменил всю ее жизнь. На съемках она выпала из летающего гроба и получила сотрясение мозга. За этим последовали тяжелая болезнь актрисы, гибель мужа, не слишком звездный период в творческом плане, будто темные силы мстили за то, что она вторглась на их территорию. Теперь Варлей человек глубоко верующий и твердо убеждена, что связываться с чертовщиной, даже на съемочной площадке, не стоит.
Но это не единственная злая шутка первого отечественного «ужастика». На одном из морских круизов, куда была приглашена Варлей, в качестве культурной программы приготовили фильм «Вий». Но показать картину так и не удалось: каждый раз, когда начинался сеанс море отзывалось сильной бурей, грозившей потопить корабль. Позднее Наталья скажет: «За эту роль я уже покаялась, получила в церкви прощение и твердо уверена, что нельзя заглядывать туда, куда смертным вход воспрещен». Еще большей трагедией этот фильм обернулся для оператора и режиссера картины — он стал последним в их жизни.
Безусловным рекордсменом по «сбору душ», конечно же, является Булгаковский «Мастер и Маргарита». Сам Воланд предрекал Мастеру: «Этот роман еще принесет вам сюрпризы». Но чем фатальнее произведение, тем оно привлекательнее для киномастеров. Кто только не мечтал экранизировать этот роман: и А. Тарковский, и Г. Данелия, и Р. Быков, и Э. Рязанов, но, вероятно, Воланду не суждено говорить со зрителями с экрана. Очередную попытку перешагнуть Булгаковское проклятие сделал режиссер Юрий Кара. Сколько сложностей и трагедий было на съемочной площадке достойно отдельного разговора, но фильм уже семь лет «пылится на полке».
Исполнительница роли Маргариты — Анастасия Вертинская — до сих пор воздерживается от каких-либо съемок. Валентин Гафт, который взял на себя дерзость воплотить Воланда говорит: «После съемок фильма я себя чувствовал отвратительно. Да что там говорить, некоторые участники съемочной группы и вовсе умерли». Изначально библейские эпизоды фильма планировали снимать в Судаке, на территории генуэзской крепости. Работа началась, и тут в июне (!) в Крыму пошел снег. Режиссер распознал в этом знак свыше и, свернув съемки в Крыму, договорился с правительством Израиля о том, чтобы снять сцены Священной истории на месте реальных событий, в Иерусалиме.
Фильм был снят и: пропал. Долгое время о нем не было слышно, потом ленту нашли, она была поставлена в план показа по телевидению в октябре 2003 года и: канула в лету. Где фильм, почему его, снятый в 1994 году, до сих пор не видела публика, непонятно. Помимо роковых фильмов, существуют роковые роли. Очень дурной репутацией слывет царь Иван Грозный. Он серьезно мстит смельчакам, прикоснувшимся к его образу.
Еще в 1945 году знаменитый актер Н. П. Хмелев умер на сцене МХАТа в гриме и костюме Грозного. В 1992 году эта же роль, но уже в фильме «Ермак» оказалась последней для Евгения Евстигнеева — он умер, недоснявшись всего в двух эпизодах. За несколько лет до гибели всерьез увлекся работой в кино Игорь Тальков. Он успел сняться в двух фильмах: «Царь Иван Грозный» и «Операция «Люцифер». Название первого фильма говорит само за себя, как, впрочем, и второго тоже, в финале которого героя Талькова, главаря банды рэкетиров, убивают выстрелами из пистолета в грудь. Сцена снималась в Ленинграде 6 октября 90-го года. Ровно через год, день в день, в Питере певца настигла настоящая пуля.
«Умирать» на сцене или на съемках вообще очень дурная примета, и многие актеры отказываются даже от очень значительных ролей, если персонажу предстоит погибнуть. Статистика здесь неутешительна. Всего через несколько месяцев, летом 1974 года, после своей «экранной гибели» в фильме «Калина красная» умирает Василий Шукшин. Леонид Быков погиб в автокатастрофе в 1979 году спустя два года после съемок в фильме «Аты-баты, шли солдаты», где его герой гибнет под гусеницами танка. Только вместо танка был асфальтоукладывающий каток — Леонид Федорович врезался в него, уворачиваясь от столкновения с КАМАЗом.
В июле 1980 года, умер Владимир Высоцкий, именно в то время, когда шел премьерный показ фильма «Маленькие трагедии», в котором его персонаж — Дон Гуан — умирает от рукопожатия Командора. Эта роль вообще считается одной из самых опасных в мировой драматургии: Дон Гуан бросает вызов высшим силам. Владимир Высоцкий ненадолго пережил своего экранного героя. В июне 1980 года на телевидении состоялась премьера «Маленьких трагедий», а 25 июля Владимира Семеновича не стало.
Между прочим десятью годами раньше Высоцкий прошел через клиническую смерть, как раз после съемок в трех лентах: «Интервенция», «Служили два товарища» и «Опасные гастроли». Во всех этих фильмах герои Высоцкого погибали. После игры в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», принесшем Александру Кайдановскому настоящую славу, судьба так или иначе связывала его с темой ухода из жизни. Это и фильм «Сталкер», и «Десять негритят», и «Исповедь незнакомца»: Все закончилось инфарктом и смертью актера в 1995 году.
Есть кинофильмы и спектакли, сыгравшие в жизни актеров трагическую роль. Актер Анатолий Папанов умер, едва закончились съемки знаменитой картины Александра Прошкина «Холодное лето 53-го». Его героя, Копалыча, вступившего в неравный бой с амнистированными уголовниками, убивали в финале картины. Вернувшийся со съемок в Москву актер решил принять холодный душ (кстати, впоследствии это факт сочтут своеобразным трагическим намеком на название картины), и сердце Анатолия Дмитриевича не выдержало. Он умер 5 августа 1987 года, а его роль в фильме озвучивал уже другой актер.
Много необъяснимых и даже мистических эпизодов связано и со смертью Василия Шукшина. Он действительно очень часто умирал в кино. Владимир Высоцкий написал о нем: «Смерть тех из нас всех прежде ловит, кто понарошку умирал». Удивительное совпадение, если это действительно совпадение, произошло за день до смерти актера, во время съемок картины «Они сражались за Родину» — об этом вспоминал впоследствии Юрий Никулин. Шукшин сидел в гримерке, ожидая, когда с ним начнут работать. Внезапно он взял булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал что-то машинально чертить на пачке сигарет «Шипка».
Сидевший рядом Георгий Бурков спросил: «Что ты рисуешь?» Шукшин ответил: «Горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны…» На следующий день к вечеру у Василия Макаровича прихватило сердце — валидола не нашлось, и Шукшин выпил капли Зеленина, которые где-то раздобыл для него Бурков. После чего ушел к себе в каюту (съемочная группа жила на теплоходе), а утром его нашли мертвым.
Существует много версий смерти Шукшина, вплоть до уголовной, однако в Волгоградском медицинском институте после вскрытия поставили диагноз: сердечная недостаточность. Вместо Василия Макаровича на средних и дальних планах снимался другой актер (если приглядеться, это заметно), он же озвучивал эту роль. Пророческой оказалась и роль жены Шукшина, Лидии Федосеевой, все в той же картине «Они сражались за Родину» — ей выпало играть вдову. Говорят, Василий Макарович просил ее не акцентировать внимание на этом обстоятельстве. «Играй просто женщину», — говорил он.
Виктор Цой в 1988 года в картине «Игла» сыграл главную роль. В финале его герой погибал. А 15 августа 1990 года сам Виктор погиб в автокатастрофе в Прибалтике. По официальной версии, он заснул за рулем…
Знаменитый Верещагин из картины «Белое солнце пустыни» в финале фильма погибает. Сыгравший его актер Павел Луспекаев умер в апреле 1970 года (ему было всего 43 года), и его смерть трагически совпала с выходом картины в прокат. А актер Николай Годовиков, сыгравший роль Петрухи, погибает в картине от удара штыком в грудь. Ровно через семь лет эта ситуация повторилась в жизни актера: осколком бутылки его ударил в грудь сосед по коммунальной квартире. Рана была тяжелой, но, к счастью, актер остался жив.
Молодой актер Никита Михайловский прославился после того, как сыграл Романа в популярной картине «Вам и не снилось». В финале герой Михайловского выпадает из окна. И хоть в фильме сцены смерти не было, зрители понимали, что Роман не выживет. А через несколько лет Никита умер от лейкемии…
Своеобразным рекордсменом является Алексей Салтыков: ни один фильм этого кинорежиссера не обошелся без трагедий, а также тяжелых, но, к счастью, не смертельных травм. На съемках фильма Салтыкова «Директор» погибли каскадер и актер Евгений Урбанский. На волосок от смерти был и ленинградский актер Владимир Литвинов. Во время съемок картины «За все заплачено», проходивших во время войны в Афганистане, он был тяжело ранен — штырь от антенны бронетранспортера вошел в тело актера на 15 сантиметров. Несколько операций вернули Литвинова к жизни.
С различными трагедиями связаны жизнь и творчество кинорежиссера Динары Асановой — как правило, погибали актеры, игравшие в ее фильмах главные роли. А снимала она в основном подростков… Так, мальчик, сыгравший одну из главных ролей в фильме «Ключ без права передачи», без видимых причин повесился на собственном шарфе. Исполнитель главной роли в фильме «Не болит голова у дятла» спустя какое-то время после съемок стал наркоманом, потом его нашли на улице убитым. К сожалению, недолго прожила и сама Динара Асанова. Во время работы над новой картиной в Мурманске, в апреле 1985 года, ее нашли в кабинете мертвой — у нее остановилось сердце.
Трагически погибла режиссер Лариса Шепитько. Ей был всего 41 год, у нее остался ребенок — мальчик шести лет. Это произошло на съемках картины по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Говорят, гибель кинорежиссера Шепитько не была случайной: ради красивого кадра в новом фильме она сожгла вековое дерево, что в народе всегда считалось страшным грехом. Трагедия произошла ранним утром на 187-м километре Ленинградского шоссе: киносъемочная «Волга»-пикап на полном ходу вылетела на полосу встречного движения и врезалась в грузовик.
Кроме Ларисы Шепитько, в машине находилось еще шесть человек, все они — члены съемочной группы. Позже исследователи творчества Шепитько и ее родные связали факт гибели с финалом последней картины Ларисы «Восхождение», принесшей ей мировую славу. Фильм заканчивался очень тяжелой в эмоциональном плане сценой групповой казни. Среди казненных, как и в разбившейся «Волге», была одна женщина…
Целый набор мистических случаев присутствует и в судьбе актера Леонида Филатова. К примеру, в фильме «Забытая мелодия для флейты» он первым из отечественных актеров сыграл роль человека, который, находясь в состоянии клинической смерти, проносится в «тоннеле мертвых». И это далеко не единственный фильм, где герои Филатова расстаются с жизнью. Но «игры в смерть» ему показалось мало, и в 1993 году Филатов задумал снимать на Центральном телевидении передачу об ушедших из жизни актерах.
По его словам: «Позже меня стали отговаривать, мол, это не полезно для здоровья, шастать по могилам. Я напугался, не скрою. Но остановиться уже не мог». В августе вышла первая передача нового цикла, а уже в октябре у Филатова случился инсульт, потянувший за собой цепочку серьезных осложнений, в результате которых актер умер осенью 2003 года. Незадолго до смерти Леонид Филатов утверждал: «Теперь я как бы вне жизни, я живу нелегально, как безбилетный пассажир». Итак, возможно, все-таки не так уж привлекательна работа актера, играющего на сцене в прятки с судьбой?
Екатерина Гурская