Якутский Преображенский собор
Якутская и Ленская епархия Русской Православной Церкви
В Сибири, после её присоединения к России, первой появляется Тобольская епархия в 1620 году и территория Якутии входит в её состав. В 1678 году в составе Тобольской митрополии учреждаются четыре десятины (благочиния) и Якутская является одной из них. В 1731 году Якутская область приписана к недавно обособившейся Иркутской епархии и находится в её составе до 26 июня 1852 года, когда был издан именной указ «о перечислении Якутской области к Камчатской.»
С 1853 по 1870 год Якутия оформляется в Якутское викариатство Камчатской епархии. Первый епископ Камчатский и Алеутский, святитель Иннокентий (Вениаминов), пребывал в Якутске с 11 сентября 1853 года, а переселившись в Благовещенск в 1860 году оставил за собой викарием епископа Павла (Попова). Официальное учреждение викариатства относится к 11 января 1858 или, по иным сведениям, к 16 ноября 1859 года.
В конце 1869 года в результате многолетних трудов свт. Иннокентия (Вениаминова) был подписан Царский Указ об образовании Якутской епархии. Еще в 1865 году в своем представлении в Святейший Синод святитель ставил вопрос об учреждении самостоятельной Якутской епархии, но только 29 марта 1870 года в Якутске состоялось торжественное её открытие. В 1899 году, при переустройстве Камчатской епархии, Якутской кафедре был передан Охотский округ Приморской области .
После революции 1917 года, новая власть стала активно противодействовать Церкви, с конца 1920-х годов в Якутии началось массовое закрытие церквей и аресты священнослужителей, что постепенно привело к ликвидации всех духовных учреждений. В результате, в середине и второй половине XX столетия Якутия вновь вошла в состав Иркутской епархии.
В 1920-х — 1930-х годах параллельно существовала одноименная обновленческая епархия.
23 февраля 1993 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято постановление о возрождении Якутско-Вилюйской епархии на территории Республики Саха (Якутия). Епархия переименована постановлением Священного Синода от 26 декабря 1995 года в связи с тем, что в городе Вилюйске 7000 жителей и нет православного прихода, а в городе Ленске более 30 тысяч населения и строится православный храм.
Содержание
Исторические названия
- Якутская (викарная) (11 января 1858 или 16 ноября 1859 — 4 ноября 1869)
- Якутская и Вилюйская (4 ноября 1869 — 1937, 23 февраля 1993 — 26 декабря 1995)
- Якутская и Ленская (с 26 декабря 1995)
Статистика
- 1912 — церквей – 122, часовен и молитвенных домов – 141, монастырей – 2. Духовная семинария, 2 духовных училища, епархиальное женское училище, миссионерское училище, 58 церковных школ. Библиотек при церквях – 110.
- Март 1993 — 3 прихода – в гг. Якутске, Нерюнгри и Ленске.
- 2004 — 44 прихода, 28 священнослужителей (21 священник, 7 диаконов), 6 воскресных школ
- 1 января 2006 — 4 благочиния, 50 приходов, 1 монастырь, 1 братство, 1 сестричество. Храмовых зданий в действующих приходах – 22 (из них 9 каменных и 13 деревянных.), молитвенных домов – 20, приходов, не имеющих собственных зданий – 9, часовен – 13. 27 священнослужителей (21 священник, 6 диаконов)
- 2010 — 4 благочиния, 53 прихода (храмовых зданий в них 29, из них 13 каменных и 16 деревянных; 11 приходов без собственных зданий), 12 молитвенных домов, часовен 35, 1 монастырь, 1 братство (свт. Иннокентия, митр. Московского, при Нерюнгринском Казанском приходе), 1 сестричество (прмц. Елисаветы при Мирнинском Троицком приходе); 42 штатных клирика (32 священника, 10 диаконов)
- ноябрь 2011 — 9 благочиний, 67 приходов (включая 1 монастырский), 51 храмов; 16 молельных комнат; 31 часовен, 43 штатных клирика (39 священников, 2 диакона, 1 протодиакон, 1 иеродиакон), 12 монашествующих (1 епископ, 1 игумен, 9 иеромонахов, 1 иеродиакон), 1 монастырь
- январь 2013 — 10 благочиний, 64 прихода (в т.ч. 1 монастырский), 77 храмов (в т.ч. 18 молельных комнат, 20 часовен), 54 штатных клирика (в т.ч. 50 священников, 2 диакона, 1 иеродиакон), 15 монашествующих (в т.ч. епископ, игумен, 12 иеромонахов, 1 иеродиакон)
- август 2015 — зарегистрировано 75 приходов, не считая домовых храмов при больницах, учебных заведениях и тюрьмах
Архипастыри
Викариатство Камчатское
Самостоятельная епархия
Викариатство Иркутское
- Венедикт (Пляскин) (30 января 1946 — 10 июля 1947) в/у, еп. Хабаровский
Самостоятельная епархия
Викарные епархии
- Колымская (недейств.)
География благочиний
Монастыри
- Мирнинский Андреевский (мужской)
- Старо-Покровский (женский)
- Якутский Спасский (мужской)
- Якутский Покровский (женский)
Епархиальные отделы
По состоянию на 2010:
- миссионерский
- по делам молодежи
- пресс-служба епархиального управления
- религиозного образования и катехизации
- по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
- по социальному служению и благотворительности
Учебные заведения
- Якутская духовная семинария
- Якутское духовное училище (недейств.)
- Нерюнгринский филиал Православного Свято-Тихоновского богословского института (с 1999)
- классическая гимназия свт. Иннокентия Московского, г. Якутск
- православная гимназия свт. Иннокентия Московского, г. Мирный
Средства массовой информации
- Изд-во Якутский благовестник (с 2005)
- Логос, молодежная газета
- Беседы о вечном, телепередача (еженедельно, по вторникам в 18.30, на канале «Вести 24» ГТРК «Саха»)
- Фотолетопись православной жизни в Якутии ()
Церковно-общественные организации
- общественный фонд возрождения и поддержания Православия в Республике Саха «Десница»
- братство свт. Иннокентия, митр. Московского (при приходе Казанской иконы Пресвятой Богородицы г. Нерюнгри)
- сестричество во имя прпмц. Елисаветы (при Свято-Троицком приходе г. Мирный)
- социальная трапезная при Казанском храме г. Нерюнгри
Литература
- Справочная книжка Якутской епархии за 1899 г., Якутск, 1899.
- Якутские архипастыри: Краткий перечень их назначения, служения и проч, Иркутск, 1902.
Использованные материалы
- Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
- Страница Православной энциклопедии:
- Страницы официального сайта Якутской епархии:
- Страница сайта Русское Православие:
- Страницы портала Иерархия церквей:
По Ю. Толстому, также Дурново, Иерархия…, т. III, 407.
Якутская и Ленская епархияСтраница епархииРусская Православная Церковь
Дата создания: Епархия образована решением Священного Синода от 23 февраля 1993 года (журнал № 19). Объединяет приходы Русской Православной Церкви на территории Республики Саха (Якутия).
Границы епархии: Республика Саха (Якутия)
Правящий архиерей: Роман, епископ Якутский и Ленский (Лукин Алексей Александрович)
Статистические данные: Количество приходов – 64, в том числе 1 монастырский. Храмов — 77, в том числе молельных комнат —18; часовен — 20.
Штатных клириков — 54, в том числе:
- священников — 50;
- диаконов — 2;
- иеродиакон.
Монашествующих — 15, в том числе:
- епископ;
- игумен;
- иеромонахов — 12;
- иеродиакон.
Социальные учреждения
- социальная трапезная при Казанском храме
678960, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, 31
Учебные заведения
Епархиальные СМИ
- официальный епархиальный сайт «Якутия православная»
- видеоканал официального сайта епархии на YouTube «Якутская и Ленская епархия»
- «Якутские епархиальные ведомости»
- молодежная православная газета «Логос»
- «Беседы о вечном», телепередача (выходит по вторникам в 18.30 (по местному времени), на канале «Вести 24» ГТРК «Саха»)
- «Простые истины» (еженедельная телепередача на НВК «Саха»)
- «Словесная лампада» (еженедельная телепередача на канале «ТНТ-Якутск»)
- «Детская Библия» (еженедельная телевизионная рубрика на НВК «Саха»)
- Фотолетопись православной жизни в Якутии
- сайт Нерюнгринского благочиния
- сайт Мирнинского благочиния
УДК 947+27-772 (571.56+571.66) »185/186»
ЯКУТИЯ В СОСТАВЕ КАМЧАТСКОЙ ЕПАРХИИ (1856 — 1869 гг.): ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
И. И. Юрганова1′ @
1 Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук @ inna.yurganova@mail.ru
Рассматривается Камчатский период истории православия в Якутии (1856 — 1869 гг.) как один из этапов деятельности Русской православной церкви на окраинных рубежах империи в контексте государственной политики, являвшийся в том числе и средством интеграции этносов региона в общероссийскую социально-экономическую структуру в процессе межцивилизационного взаимодействия, что обусловило обращение к цивили-зационному методу исследования.
Определены роль и значение деятельности архиепископа Иннокентия (Вениаминова) в изменении структур РПЦ в Якутии, способствовавшие появлению церковно-административной автономии, выразившейся в создании викариатства и реформировании духовного правления, а также предоставленными возможностями получения духовенством Якутии ряда льгот и пособий, обусловленных спецификой проживания на Крайнем Севере: оплаты проездов, повышенных размеров жалования, пенсионного содержания, ружных выплат и др. Установлено, что в изучаемый период камчатскому архиерею было предоставлено право приема представителей местного населения в духовное сословие, позволившее в дальнейшем решать актуальную для Якутии проблему кадрового дефицита. Выявлено, что пребывание в составе Камчатской епархии создало предпосылки для учреждения самостоятельной Якутской и Вилюйской епархии.
Ключевые слова: Якутия, Камчатская епархия, архиепископ Иннокентий (Вениаминов), благочиние, духовенство, церковь, ружное содержание, причт.
Изучение истории православия на окраинных территориях империи представляется актуальным и необходимым во взаимосвязи с процессом утверждения государственной власти в империи, так как в статусе государственной религии православие являлось одним из средств интеграции этносов регионов в общероссийскую социально-экономическую структуру в рамках процесса межцивилизационного взаимодействия. В церковно-административном отношении территория Якутии последовательно входила в состав Тобольской митрополии (сер. XVII — 1731 г.), и данный период характеризуется началом миссионерской деятельности, учреждением первой в Восточной Сибири монашеской обители, началом храмостроитель-ства. Пребывание в подчинении Иркутских архиереев (1731 — 1856 гг.) отмечено упорядочением миссионерства, созданием крупного (в условиях Якутии) монастырского хозяйства, зарождением приходской деятельности, возникновением первых духовных школ. Распространение и укрепление Православия происходило в контексте государственной политики на окраинах империи, приоритетом которой являлось «бесперебойное поступление ясака в государеву казну», когда церковь выполняла общегосударственные задачи интеграции, но вместе с тем в связи с незначительной численностью духовенства, его бесконтрольностью, связанной с территориальной отдаленностью от епархиального центра, неупорядоченностью церковных структур роль православия в середине XVII -начале XIX вв. была специфичной.
К середине XIX в. в высшей инстанции церковного управления империи Св. Синоде возникли предположения о возможном переводе Якутского края под ведомство Камчатских архиереев. В империи действовало 50 православных епархий, в том числе и созданная в 1840 г. Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, и были созданы предпосылки для начала масштабного распространения православия на Дальнем Востоке. Первым архиереем Камчатской, Курильской и Алеутской епархии более 20-ти лет являлся архиепископ Иннокентий (Вениаминов) (прим. автора: Иннокентий (Вениаминов) (1797 — 1879 гг.), миссионер Сибири, Дальнего Востока и Аляски, член Синода, ученый-лингвист и этнолог, Почетный член Императорского Русского Географического общества. С 1840 г. — епископ (архиепископ) Камчатский, Курильский и Алеутский. В 1853 — 1860 гг. проживал в г. Якутске. В 1868 — 1979 гг. — митрополит Московский и Коломенский), личность которого в настоящее время стала предметом исследования различных направлений церковной и светской науки. Камчатский период истории православия в Якутии неразрывно связан с его деятельностью, что обуславливает специфику историографии заявленной темы, не имеющей отдельных трудов о Камчатском периоде, но представленной изданиями, посвященными деятельности архиепископа .
Первоначально в состав Камчатской епархии были включены территории прибрежной полосы северовосточной Азии — Удский край, Охотское побережье, Камчатка, Гижигинский округ с Чукоткой, а также
российские владения на северо-западном берегу Американского континента, всего 111,74 кв. км. В 1852 г. в состав епархии была включена территория Якутской области. В связи с отсутствием квалифицированных кадров и недостатком финансирования епархии по решению Синода на неопределенный срок было открытие духовной консистории и её функции были возложены сначала на Новоархангельское (Камчатское) духовное правление, не содержащееся за счет местного духовенства, затем с 1862 г. на духовное правление в Якутске. Кроме того, в связи с обширностью епархии действовало ещё Николаевское правление .
Якутия входила в состав епархии в статусе одного из 11 благочиний. Выделение отдельной Камчатской епархии позволило архиепископу Иннокентию (Ве-ниаминову) поставить вопрос о создании института викариатства. Викарии, выступавшие первыми помощниками епархиальных архиереев, должны были взять на себя часть административных обязанностей на местах. В письме на имя обер-прокурора Синода в 1859 г. Вениаминов аккумулирует необходимость введения викариатства в Якутской области, так как она «требует по своим особым обстоятельствам особого изучения и для сего времени не один год… как я вижу по опыту» .
Императорский указ о новом устройстве Камчатской епархии определял создание двух викариатств -в Новоархангельске и Якутске, устанавливал оклады содержания викариев, и если жалование Новоархангельского викария поступало из средств Североамериканской компании, то викарий Якутский получал отплату сначала из вспомогательных окладов духовенства с последующей передачей её на суммы Государственного казначейства. Штат якутского викария составлял 42 человека (вместе с монашествующими и штатом монастыря) с ежегодным финансированием в 1488 руб. 39 к. . Местопребыванием викарного епископа был определен Спасский монастырь . Первым викарным епископом Якутии был назначен епископ Павел (Попов) (Прим. автора: Павел (П. Л. Попов) (1813 -1877) в 1860 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа Якутского, первого викария Якутского викариатства Камчатской епархии. С ноября 1866 г. епископ Новоархангельский, викарий Камчатский, служил в Ново-архангельске и Сан-Франциско) . В 1866 г. произошла смена якутского викария, им стал Петр (Екатерининский) (прим. автора: Петр (Ф. А. Екатерининский) (1820 -1899 гг.) в 1858 г. посвящен в сан Новоархангельского епископа, викария Камчатской епархии. В 1866 г. — епископ Якутский), а затем в 1868 г. протоирей Д. В. Хитров (Прим. автора: Дионисий (Д. В. Хитров) (1818 — 1896) с 1844 г. священник походной миссионерской церкви в Якутской области. Ученик и соратник архиепископа Иннокентия (Ве-ниаминова). В 1868 — 1870 гг. — епископ Якутский, викарий Камчатской епархии, в 1870 — 1883 гг. — первый архиерей Якутской и Вилюйской епархии. Член Императорского географического общества, лингвист).
В 1853 — 1860 гг. в Якутском Спасском мужском монастыре проживал архиепископ Иннокентий (Вениаминов), в монастырь была перенесена архиепископская кафедра, и очевидно, что именно в эти годы происходит более детальное его знакомство с якутской паствой. Интересен установленный факт проведения в 1860 г. аттестации монашествующих, связанной, вероятно, с назначением наместником монастыря викарного епископа .
На основании инструкции, разработанной в 1860 г. архиепископом Иннокентием, якутский викарий имел право «управления, наставления и исправления вверенной ему паствы», должен был действовать в контакте с подчиненным ему духовным правлением, производить следствие и суд лиц духовного сословия и по бракоразводным процессам (с предоставлением протоколов и мнений епархиальному архиерею). Духовенство области находилось в подчинении у викария, который тем не менее ограничивался в передвижениях по вверенной ему территории: «без особенных причин не предпринимать путешествия для обозрения церквей». По вопросам назначения и увольнения членов Якутского духовного правления, благочинных, миссионеров, приема и увольнения в духовное звание, назначения окладов якутскому духовенству, утверждения протоколов и мнений о лишении священнического сана, переводам и перемещениям, открытии новых приходов и миссий, строительству и ремонту церквей викарий должен был получать благословление епархиального архиерея .
Управляющим органом в Якутском викариатстве было духовное правление, располагавшееся на территории Спасского монастыря. В 1857 г. по предписанию архиепископа Иннокентия была проведена реорганизация делопроизводства правления по «консисторскому порядку», и на основании устава духовных консисторий правление готовило и предоставляло епархиальному архиерею различные формы отчетности, информирующие его о деятельности духовных структур (таблица) .
Также правление должно было обеспечивать исполнение указов высшей духовной власти, Камчатского архиерея и консистории, различного характера, в том числе и светского, так как православная церковь являлась частью государственного аппарата.
Церковно-административное деление Якутской области, основываясь на административно-территориальном делении, состояло из благочиний. В 1865 г. действовало 6 благочиний . Сложность в условиях Крайнего Севера представляли объезды викария и благочинных приходских церквей. Подготовка к ним была основательной, так как большая часть времени проходила в пути и посещения отдаленных приходов растягивались на месяцы. Епископ Дионисий писал: «Новый 1869 г. встретил в пустыне.., встали мы с ночлега… и пустились в путь… от нашего ночлега до оной считается более 120 верст» — и отмечал, что «по прибытию на место ждал теплый прием и паства стремилась оказывать архиерею различные почести» .
В «Отчете о состоянии Камчатской епархии за 1868 г.» указывается, что в епархии недостаточно православных храмов и есть церкви, численность прихожан которых составляла более 6000 человек. Всего действовало 104 церкви, в том числе 43 — в Якутской области и единственный монастырь — Якутский Спас-
ский, в составе 156 причтов, из них 82 — в Якутской области, 36 — в Амурском крае, 11 — на Камчатке, 9 -по побережью Охотского моря и 9 — в Америке. Очевидно, что Якутия была самой территориально значительной частью Камчатской епархии .
Таблица. Сведения, предоставляемые якутским духовным правлением архиерею Камчатской епархии Table. The data provided by Yakutsk church management to the archbishop of Kamchatka Diocese
№ Название документа Сроки
1. Перечневые ведомости о движении дел духовного правления в январе (за прошедший год)
2. Именные ведомости о неисполненных делах в январе (за прошедший год)
3. Ведомость о состоянии архива в январе (за прошедший год)
4. Ведомости об исполнении высочайших повелений ежемесячно
5. Ведомости о получении указов Синода ежемесячно
6. Ведомости о неисполненных указах Синода ежемесячно
7. Ведомости об училищах при монастырях и приходских церквях к 1 февраля
8. Сведения о содержащихся при монастырях на покаянии к 1 февраля
9. Ведомости о присоединившихся к православию из раскола, сект и других вероучений к 15 февраля
10. Ведомости о кошельковых сборах по церквям к февралю
11. Ведомость о числе монастырей и монашествующих к февралю
12. Ведомость о количестве церквей и белого духовенства к февралю
13. Именная ведомость о членах духовного правления, благочинных и протоиереях к февралю
14. Ведомость о настоятелях монастыря к февралю
15. Сведения о православных бывших и не бывших на исповеди и у Св. Причастия к марту
16. Сведения о родившихся, бракосочетавшихся и умерших к 15 марта
17. Сведения о воспитанниках духовных учебных заведениях к марту
18. Сведения о деньгах, собранных от продажи церковных свеч к 1 октября
19. Именные списки всех чиновников и канцелярских служащих духовного ведомства к 1 октября
20. Сведения о колодниках или арестантах, содержащихся при духовном правлении три раза в год
21. Сведения о пожертвованиях в пользу церквей, монастыря и т. д. три раза в год
22. Сведения о числе браков между ссыльными в декабре (по особым указам Синода)
Учитывая полукочевой и кочевой образ жизни местного населения, особое значение придавалось строительству часовен, которые могли быть «от простой составленной из облупленных от коры и нете-санных лесинок и обложенных землею — до рубленной в немецкий угол; а видом от похожей на простую юрту — до подобной церкви». В 1865 г. Св. Синод предоставил епархиальным архиереям право разрешать постройку часовен, но ещё в 1855 г. по предложению архиепископа Иннокентия для Камчатской епархии было сделано исключение и специальным Указом Синода разрешалось строительство часовен без ограничения их численности «с совершением всех таинств» . Востребованность строительства часовен на обширной территории Якутии несомненна, особенно в северных округах области. Так, к концу 1860-х гг. только в приходе Средне-Колымской церкви действовало шесть часовен, и епископ Дионисий отмечал, что как бы не был деятелен приходской священник, он не в состоянии «служа в
одном конце своего прихода, в то же время успеть с христианской помощью прихожанам своим в другом, разъединенном с ними сотнями верст» . К 1862 г. в Якутской области действовало 88 часовен, и значительный рост количества церквей в епархии в первые десятилетия её существования происходил путем освящения в церковь бывших часовен.
Деятельность духовенства Якутии также имела особенности, характерные для условий проживания на севере, связанные как с объективными, так и с субъективными причинами. Реформы середины XIX в. привели к нарушению наследственности духовного звания, но в среде провинциального духовенства, в том числе и в Якутском крае, в большинстве случаев именно наследственная принадлежность к духовенству с учетом его малочисленности играла определяющую роль при назначении на служение. Численность православного духовенства Якутии была невелика, и на протяжении десятков лет оставались незаполненными вакантные места. Выпускники ду-
ховных семинарий не изъявляли желания провести свою жизнь в отдаленном и суровом краю. В «Роспи-сании о суммах к отпуску» на содержание причтов Якутской области Камчатской епархии за первое полугодие 1856 г. удерживалось 1059 руб. 11 коп. (из выделенных 9011 руб. 53 коп.) в связи с «некомплектностью причтов», и каждая десятая должность была свободной.
Сложным было положение и с насельниками Спасского монастыря. Викарный епископ Дионисий отмечал: «монастырь существует более двухсот лет, а братией скуден. Монашествующих в нем два лица: настоятель и иеромонах» — и указывал, что приходских священников «обязывать служением» в монастыре в виду их занятости невозможно, просил направить в Якутск иеромонахов и иеродиаконов из других монастырей, что было реализовано в последующие годы. Тем не менее численность монашествующих всегда была недостаточной и желающих переезжать в суровую Якутию находилось немного .
В мае 1855 г. благодаря настойчивым предложениям архиепископа Иннокентия был издан указ, разрешивший принимать в духовное звание «из туземцев, обитающих в Якутской области, а также из под-датного состояния причисленных к той же области, без разрешения Правительствующего Сената и по предварительному сношению с местным начальством». Желающий поступить в духовное звание должен был подать прошение на имя архиерея (а в его отсутствие — в духовное правление) с приложением согласия от сельского общества (родовой управы) с характеристикой (в том числе моральных качеств) и увольнение от своего общества. Предусматривалось проведение испытания «в познаниях и способностях» . Данный указ положил начало династической преемственности духовенства из якутов и частично решил проблему дефицита духовных кадров.
Архиепископом были высказаны предложения о распространении на духовное ведомство епархии льгот, предоставленных гражданским чиновникам. В 1833 г. императором было утверждено Положение Сибирского Комитета «О прогонных деньгах по Якутской области и Охотскому краю», где указывалось, что священно- и церковнослужители наряду с чиновниками должны получать прогоны (оплату проезда) . В 1850 — 1860-х гг. духовенство епархии имело право на получение оплаты «двойных прогонов» на всех членов семьи, путевого содержания и годового оклада жалования «на подъём». Кроме того, после 10-летнего срока службы в Камчатской епархии представителям духовного сословия в двойном размере оплачивалась оплата проезда к новому месту службы.
В 1844 г. правительством было принято решение о постепенном введении постоянного жалования всему приходскому духовенству империи, но жалование, выплачиваемое из государственной казны, было различным даже в пределах одной епархии. Причты походных церквей получали большее жалование по сравнению с приходскими священниками, но и в приходах жалование разнилось. Так, амурские священники получали по 462 р./г., диаконы — 343 р./г., причет-
ники — 119 р./г.; американский викарий по 150 долларов в месяц, протоиереи — 100 $, священники — от 60 до 70 $, причетники — от 10 до 25 $. В Якутской области жалование священников составляло от 200 до 360 р./г., диаконов — от 120 до 150 р./г., дъячков — от 90 до 150 р./г., пономарей — от 50 до 58 р./г. . Учитывая специфику служения в отдаленных областях империи, духовенству Камчатской епархии дважды за первую половину XIX в. повышали оклады жалования (в 1849 и 1856 гг.) . В 1842 г. были утверждены правила о выдаче камчатским священникам единовременных пособий при назначении их к сельским церквям и переводе от одной церкви к другой, выплачиваемые за счет отчислений из окладов жалования (2 % с рубля) и остатков средств от некомплектности штатов .
После создания Якутского областного присутствия (комитета) по обеспечению быта духовенства под председательством губернатора, главной задачей которого являлось представление в епархиальные, синодальные и светские органы вопросов, связанных с повышением жизненного уровня духовенства, в 1865 г. присутствие обратилось к генерал-губернатору Восточной Сибири с предложением о выдаче пайкового довольствия причтам северных церквей (по примеру пайков, получаемых гражданскими чиновниками в Сибири, составлявшими 132430 фунтов ржаной муки и 135 пудов 1 фунт крупы в год с оплатой расходов на доставку продуктов за счет государства) . Предложение комитета было передано обер-прокурору Св. Синода, но было отклонено в связи с отсутствием средств.
В 1861 г. императором было утверждено положение Сибирского комитета о замене хлебной руги денежной. Для духовенства Камчатской епархии это положение имело принципиальное значение, так как местные условия не позволяли установить полноценное обеспечение хлебом в связи с его недостаточностью и небольшим количеством запасных магазинов. Размеры хлебного ружного содержания составляли от 200 до 250 пудов хлеба священникам, по 175 пудов диаконам, по 70 пудов пономарям; денежного — от 15 до 20 копеек с прихожанина (по разным округам области), и обязывали клир бесплатно исполнять требы и обучать грамоте детей прихожан. Сбором ружного содержания занимались окружные и областные гражданские власти, собранная руга поступала в Якутское Казначейство, после чего духовное правление могло получать эти суммы для выдачи их духовенству по особым расписаниям .
Духовенство епархии обеспечивалось и государственным пенсионным содержанием, размер которого зависел от занимаемой должности и стажа. Право на получении пенсии также имели вдовы священнослужителей (в т. ч. и бездетные) и их несовершеннолетние дети.
К XIX в. законодательством Российской империи были установлены нормы приобретения и владения земельными участками для духовного ведомства. Сводом Законов Российской империи (изд. 1842 г.) в церковный удел отводилось не менее 33 десятин земли . В 1863 г.
был подписан Императорский указ о приобретении домов для церквей Камчатской епархии без «испра-шивания разрешения» Синода, что свидетельствует о ещё одном шаге к самостоятельности камчатского архиерея .
Данные о служении якутского духовенства содержатся, прежде всего, в отчетах благочинных, которые составлялись по единому образцу и содержали необходимые сведения о состоянии православия в благочинии: о благоустройстве церквей, ведении церковного делопроизводства, служении причта (отмечались особые заслуги), графике служения, проведении служб на якутском языке, отношениях причта и паствы, численности прихожан (отмечалось увеличение или уменьшение) и их социальный состав благотворительности (пожертвованиях на храм), наличии в приходах представителей сект и раскола. Источники свидетельствуют, что церковные службы проводились регулярно, в том числе и на якутском языке. По распоряжению архиепископа Иннокентия в градоякутских церквях в субботние дни были организованы поучения для детей .
Камчатский период деятельности Православной церкви в Якутии стал последней ступенькой к учреждению самостоятельной Якутской епархии, образование которой также связано с именем архиепископа Иннокентия. Он первым счел необходимым выделение территории Якутской области в отдельную церковно-
административную единицу и почти два десятилетия убеждал высшую церковную власть империи в необходимости создания епархии, указывая в качестве причин на обширность территории, сложность транспортной схемы, наличие населения со своим языком и необходимость введения на территории области духовного судопроизводства. В декабре 1869 г. был подписан императорский указ об образовании (с 1870 г.) Якутской епархии, утверждены штаты (штатное расписание) архиерейского дома, Свято-Троицкого кафедрального собора и духовной консистории и Якутская епархия стала 53-ей самостоятельной епархией Русской православной церкви .
Таким образом, пребывание Якутии в составе Камчатской епархией, создание викариатства, наделение Якутского духовного правления функциями консистории, появившаяся возможность решения вопроса кадрового дефицита, обеспечение духовенства различными видами государственного и местного довольствия позволило укрепить самостоятельность Якутии в духовном ведомстве Русской православной церкви и вывести её историю на епархиальный уровень. Данные изменения связаны, прежде всего, с деятельностью архиепископа Иннокентия и его пребыванием на якутской земле, итогом которого стало понимание и внимание к особенностям проживания на Крайнем Севере и донесение этой специфики до сведения высшей церковной инстанции империи.
Литература
1. Барсуков И. П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. По его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883.
2. Государственный архив Иркутской области. Ф. 24. Оп. 12.
4. Журналы священника Иоанна Вениаминова / сост. О. Д. Якимов. Якутск, 2005.
5. Капранова Е. А. Развитие церковно-административного устройства и управления Русской православной церкви на Дальнем Востоке России (1840 — 1918 гг.). Благовещенск, 2003.
6. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 225и. Оп. 1.
7. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 227-и. Оп. 1.
8. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1869. № 13.
9. Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание второе. Т. VIII. СПб., 1834. № 6583.
10. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 442.
11. Свод Законов Российской Империи. Свод законов о состояниях. Т. 9. М., 1910.
13. Святитель Иннокентий (Вениаминов) — миссионер, исследователь, просветитель: материалы научно-практической конференции. Иркутск, 2014.
14. Юрганова И. И. История Якутской епархии. 1870 — 1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск, 2007.
Информация об авторе:
Юрганова Инна Игоревна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук (ИГИ и ПМНС СО РАН), inna.yurganova@mail.ru.
Статья поступила в редколлегию 16.02.2016 г., принята к печати 15.03.2016 г.
YAKUTIA AS A PART OF THE KAMCHATKA DIOCESE (1856 — 1869): FEATURES OF CHURCH MANAGEMENT Inna I. Yurganova1, @
Keywords: Yakutia, Kamchatka Diocese, Archbishop Innokenty (Veniaminov), deanery, clergy, Church, outer content.
2. Gosudarstvennyi arkhivIrkutskoi oblasti . Fond 24, List 12.
4. Zhurnaly sviashchennikaIoanna Veniaminova . Iakutsk, 2005.
8. Pribavleniia kIrkutskim eparkhial’nym vedomostiam , no. 13 (1869).
10. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv . Fond 796, List 442.