8 апреля 2010г. в Палану впервые был доставлен Благодатный Огонь. Это знаменательное событие произошло по благословлению владыки Петропавловска-Камчатского Игнатия, а доставил Огонь глава городского округа «поселок Палана» А.В.Алексеев.
На взлетно-посадочной полосе аэропорта «Палана» знаменитый Свет встречал Игумен Аркадий, благочинный Корякского округа. Трепетно оберегая от порывов северного ветра Благодатный Огонь, А.В.Алексеев передал Игумену миниатюрную лампу со священным для всех православных христиан живым огоньком.
По дороге из аэропорта Игумен Аркадий сделал остановку на кладбище, обойдя со священным Огнем захоронения. Между тем в церкви св. Николая Чудотворца прихожане Паланы с трепетом ожидали Благодатный Огонь, впервые прибывший на северные земли Камчатского полуострова из далекого Иерусалима. Молитвами радости и песнопениями был встречен паланцами Благодатный Свет.
«Это огонек от того Благодатного Огня, который ни разу за две тысячи лет не погас с момента первого явления в великую субботу, — обратился к прихожанам Игумен Аркадий. – Господь устроил так, что сам глава городского округа «поселок Палана» А.В.Алексеев, как отец нашего поселка, доставил этот благодатный огонек. Он не выпускал его из рук в самолете, а жена его весь полет держала страховочную свечу с Благодатным Огнем на случай, если огонек в лампе погаснет. Алексей Валерьевич бережно передал мне эту святыню из рук в руки. Дорогие братья и сестры то, что Благодатный огонек впервые долетел до самого краешка земли, до Камчатки, до Корякии – это очень хороший знак возрождения духовной жизни на севере, это великое и знаменательное событие для Паланы. Теперь в нашем храме будет неугасимая лампада и каждый из православных может взять этот огонек себе домой, чтобы и в доме была неугасимая лампада».
Игумен Аркадий сообщил, что Благодатный Огонь продолжит свое шествие по северу края. «Если Господь сподобит меня поехать в какой-либо ближайший поселок или село, я обязательно возьму с собой Благодатный Огонь, чтобы он имелся во всех населенных пунктах Корякии. Я надеюсь, что с божьей помощью этот огонек распространится по всему нашему северу».
Благочинный Корякского округа выразил надежду, что прибытие на Камчатке Благодатного Огня станет доброй ежегодной традицией. «Я думаю отныне, как только Благодатный Огонь будет приходить на камчатскую землю, он будет прибывать и на север полуострова, как благословение нового года, потому что православные, как известно, живут от Пасхи до Пасхи. И мы будем жить, надеюсь, от Благодатного Огня до следующего Благодатного Огня».
Пользуясь случаем, Игумен Аркадий сообщил прихожанам, что в день Радоницы, во вторник 13 апреля в церкви св.Николая Чудотворца пройдет панихида, начало в 10.00. А в 11 часов состоится общий отъезд на кладбище, где пройдет общая панихида, затем Игумен Аркадий отслужит панихиды на отдельных могилках.
История: На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего в Иерусалиме. Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом становятся свидетелями схождения Благодатно Огня (Света).
Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом — исполнен был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, образы видел — чувственно и душевно,» – описывает церковный историк Г. Нисский.
За сутки до начала Православной Пасхи в Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также заполнены народом.
В храме все свечи, лампады, паникадила заранее потушены. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям — прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне — еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается.
«И вот утром Великой Субботы, в 9 часов по местному времени, начинают появляться первые признаки Божественной силы: слышатся первые раскаты грома, между тем, как на улице ясно и солнечно. Продолжаются они в течение трех часов (до 12-ти). Храм озаряется яркими вспышками света. То в одном, то в другом месте стали блистают небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного Огня, — вспоминает один из очевидцев. — Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам, как бы стекая к подножию храма и растекаясь по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи. И вдруг в толпе раздается крик восторга и потрясения — огонь пылает в алтаре! Вспышка и пламя — как огромный цветок. А Кувуклия еще темная. Медленно — медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь».
По свидетельству очевидцев, первые 3-10 минут Огонь обладает удивительными свойствами — совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем — водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. Капельки воска, которые падают от свечек, прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.
Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубине чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, — из храма очевидцы выходили как бы заново родившимися, как они сами говорят, — духовно очистившимися и прозревшими.
В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажигаться лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами
Огонь доставляется на Кипр и в Грецию, откуда развозится уже по всему миру.
Трудно перечислить все многочисленные события, которые происходят перед схождением Благодатного Огня и во время его. Однако одно заслуживает особого упоминания. Несколько раз за сутки или непосредственно перед схождение Благодатного Огня, в Храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя.
13 апреля 2010 г. Радоница
Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и, следуя слову митрополита Антония Сурожского, «мы с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души.
НЕСТОР (Анисимов Николай Александрович) — церковный и общественный деятель, миссионер, митрополит Кировоградский и Николаевский.
Из семьи военного. Учился на миссионерском отделении Казанской духовной академии. В 1907 году принял монашество, рукоположен в иеродиаконы, затем в иеромонахи и, по благословению Иоанна Кронштадтского, отправился миссионером на Камчатку, в с. Гижига под Петропавловским портом (ныне Петропавловск-Камчатский).
Нестор изучил корякский и тунгусский языки, перевёл на корякский язык литургию, частично Евангелие, на тунгусский — главные библейские тексты (молитву «Отче наш», заповеди Моисея и заповеди блаженства); составил особые молитвы для нужд местного населения (на лов рыбы и др.). Открыл школу в с. Тиличики, а также колонию- лепрозорий для больных проказой с храмом в честь Св. праведного Иова, позднее приют для детей кочующих народностей Камчатки. В 1910 гоуд по инициативе Нестора, при активном участии имп. фамилии, было создано Камчатское братство во имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса; вскоре его отделения открылись в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Киеве и др. городах. Братство собирало средства, готовило разборные деревние храмы, школы, богадельни, больницы для Камчатской миссии, издавало религиозную и просветительскую литературу. На Камчатку были направлены учителя, монахи, врачи, сёстры милосердия. К 1917 году там было 32 церкви, 60 часовен, 45 школ, в Петропавловском порту находилась учительская школа.
В годы Певрой мировой войны Нестор служил военнным священником лейб-гвардии Драгунского полка, окормляя организованный им санитарный отряд «Первая помощь под огнём врага»; лично выносил солдат с передовой, поднимал воинов в атаку.
В 1916 году рукоположен в епископы с титулом Камчатский и Петропавловский; участвовал в работе Поместного собора Русской церкви 1917-1918 годов. В начале 1918 года, после выхода в свет книги Нестора «Расстрел Московского Кремля», в которой автор описывал ущерб, нанесённый Кремлю и его святыням во время штурма революц. войсками, епископ был арестован большевиками, но вскоре отпущен. В 1919 году Нестор отправился к месту служения на Камчатку, но не был допущен туда сов. властями и жил в Японии до 1922 года. Принял участие в организации и проведении Приамурского земского собора (1922 год), затем эмигрировал в Харбин (Китай), где создавался крупный центр русской эмиграции и церковной жизни. Усилиями Нестора в Харбине было создано Камчатское подворье для помощи русским эмигрантам, включавшее храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и созданные ранее приют для престарелых и больных (1923 год), Дом милосердия (1927 год), приют для сирот, мастерские.
В 1933 году Нестор возведён в сан архиепископа, участвовал в Архиерейских соборах РПЦЗ. С 1938 года участвовал в подготовке соединения Малабарской (Сиро-яковитской) церкви Индии с РПЦЗ, но процесс был прерван Второй мировой войной. В июне 1945 года Нестор вернулся в юрисдикцию Московского патриархата. В 1946 году Нестор был назначен патриаршим экзархом созданного Восточноазиатского экзархата РПЦ, включившего Харбинскую епархию, Корейскую миссию и Пекинскую епархию, и возведён в сан митрополита с титулом Харбинский и Маньчжурский.
В июне 1948 году Нестор арестован китайским правительством по обвинению в связях с японцами, спустя 2 мес депортирован в СССР. В 1948-1956 годы находился в заключении в Читинской внутренней тюрьме и в мордовских лагерях строгого режима (Дубравлаг). После освобождения назначен митрополитом Новосибирским, но вскоре отстранён от управления епархией. В 1959-1962 гоыд управлял Кировоградской епархией (Украина), в этот период там, несмотря на антирелигиозную политику государства, не было закрыто ни одной церкви (через 3 мес после кончины Нестора из 320 приходов епархии осталось около 30).
Сочинения:
Православие в Сибири: Исторический очерк. СПб., 1910. Новосиб., 2000;
Моя Камчатка: Записки православного миссионера. Сергиев Посад, 2002;
Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). М., 2005. Т. 1–2.