Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.
И занимаясь спортом, можно молиться
Протоиерей Игорь Шумилов:
– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.
Священник Петр Гурьянов:
– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».
С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.
Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех
Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.
Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»
Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.
Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.
Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей
Священник Димитрий Шишкин:
– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.
Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.
Занятия спортом не должны нарушать мир в душе
Священник Михаил Гапоненко:
– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.
Священник Святослав Шевченко:
Не должно быть спорта ради спорта
– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.
Спорт необходим для поддержания здоровья
Священник Георгий Мерзликин:
– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.
Священник Павел Коньков:
Если можешь удержаться от азарта – смотри соревнования, если нет – лучше воздержись
– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.
А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко)
Духовник Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря в Ростове Великом архимандрит Сильвестр (Лукашенко) хорошо известен за пределами Ярославской епархии. Он также является духовником российской сборной по неолимпийским видам спорта, которую не раз сопровождал во время ответственных международных соревнований. (А в 2012 году батюшка был официальным членом делегации России на XXX летних Олимпийских играх, проходивших в Лондоне, – единственным представителем Русской Православной Церкви в составе этой делегации). Еще отца Сильвестра многие знают, как духовного наставника Российского Союза боевых искусств и члена экспертного совета Фонда социально-экономической реабилитации сотрудников и ветеранов спецслужб и правоохранительных органов. Говорить о многогранной деятельности пастыря можно много. Но вернемся к его духовничеству в монастыре, тесно связанном с именем святителя Димитрия Ростовского, Российского чудотворца нового времени. Вначале мы встретились с наместником обители игуменом Августином, чтобы спросить его, как разделяется «сфера деятельности» духовника обители и наместника, не возникают ли при этом разногласия. Вот что ответил отец Августин (Неводничек):
– В нашем монастыре традиционно с момента возобновления в нем монашеской жизни, то есть с начала 90-х годов прошлого века, братию окормляет духовник, который занимается вопросами духовного делания. Каждую пятницу насельники обители собираются в храме и исповедуются отцу Сильвестру, назначенному духовником в монастырь чуть более десяти лет назад. Есть в практике Православной Церкви другая традиция, когда наместник одновременно является и духовником, и управляющим монастырем. Но все же во многих возрождающихся российских обителях существует такая, я бы сказал, достойная, вполне оправданная практика, когда наместник занимается административными вопросами, а духовник исповедует братию. Отец Сильвестр, как и духовники других монастырей, не принимает участия в решении каких-либо административных вопросов, связанных, например, с хозяйственной деятельностью монастыря, ремонтно-реставрационными работами, издательскими проектами и т.д. Он, зная духовное состояние каждого, кто здесь подвизается, стремится помочь человеку в его духовном становлении, за что мы ему бесконечно благодарны. Я же не стану вмешиваться в духовную жизнь насельника, если она не противоречит каноническим нормам. Только если кто-то пойдет, что называется, вразнос, тогда я как игумен монастыря буду вынужден принять соответствующие меры…
– Расскажите, пожалуйста, немного о жизни обители.
– Я был назначен сюда наместником три с половиной года назад, и монастырь уже тогда считался одним из лучших в епархии. Здесь совершалось и совершается ежедневное богослужение по полному монашескому кругу, то есть утро начинается в 6 часов с братского молебна, потом служится полунощница, утренние молитвы и Божественная литургия. После этого все отправляются на послушания. Когда я пришел, монастырь активно занимался – и не утратил эту активность сегодня – социально-благотворительной, педагогической, издательской деятельностью и научной работой. В обители сложилась традиция ежегодных «Димитриевских конференций», а в прошлом году даже получилась конференция международного масштаба. Мы прилагаем много усилий для того, чтобы прославлять имя святителя Димитрия Ростовского и продолжать то, что он здесь начал, – образовательную деятельность. При монастыре действует Воскресная школа для детей и родителей, а также созданная вместе с Московским благотворительным Фондом поддержки одаренных детей и молодежи имени Святителя Димитрия Ростовского православная школа искусств, в которой занимается около 80 ребят. Отдельного разговора заслуживает крепнущее из года в год подсобное хозяйство. Словом, монастырь возрождается на глазах. И у истоков его возрождения стоял как раз отец Сильвестр. Еще в сане игумена на Пасху 1991 года он провел здесь первое богослужение, а летом того же года участвовал в передаче из музея в монастырь мощей святителя Димитрия Ростовского.
С архимандритом Сильвестром (Лукашенко) мы встретились вначале в самом монастыре, но он был занят – принимал исповедь у насельников обители. Поэтому после исповеди поехали в село Сулость Ростовского района, где он является настоятелем храма во имя Святого мученика Андрея Стратилата. Там и побеседовали.
– Батюшка, Вы окормляете насельников Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря вот уже более десяти лет. На что при этом обращаете особое внимание как духовник?
– На то, что основным для братии должно быть послушание. Послушание в монастыре – оно превыше всего. Говорю, объясняю, советую насельнику вырабатывать в себе терпение и смирение, усердно молить Господа, чтобы Он даровал ему эти дары. А если у монашествующего нет послушания, то в голове у него возникают всякие помыслы, душу одолевают сомнения: правильно и туда ли нас ведут? Порой складывается впечатление, что тот или иной насельник пришел в монастырь как в некую организацию, в некое политическое движение. Человек плохо понимает, что пришел-то он сюда спасать свою душу!
– Наверное, в Вашей духовной практике были разные случаи? Настоятель Николо-Бабаевского монастыря Ярославской епархии архимандрит Борис (Долженко) в одной из своих книг, посвященных монашеству, говорит, что, если в монастыре за год появляется хотя бы один настоящий монах, – это огромное приобретение. То есть очень непросто стать монахом…
– И в монастыре, и в миру человек совершает серьезнейшую ошибку, если он стремится жить по справедливости. Нас вырастили в этом духе справедливости: око за око, зуб за зуб! А если вдуматься: люди, которые стремятся жить по справедливости, – это люди, готовые разрушить любые законы. Поэтому для них многое непонятно, и они с удивлением спрашивают христиан: да как вы можете прощать? Почему вы не хотите обидчика поставить на место, наказать его по полной? Но, когда мы живем по любви, тогда у нас появляется и терпение, и смирение, и послушание. Там, где нет любви, нет истинного христианства. Господь принес нам заповеди любви – Он не приносил нам заповеди справедливости! Правильное духовное воспитание в монастыре строится на любви, и двигаться надо в этом направлении, в направлении милосердия. Конечно, это сложно, поскольку все мы пришли в монастырь из мира, где занимались разными ремеслами, по-разному себя вели. Кто-то, может, даже озорничал… И немногие из нас воспитывались в воцерковленной семье. То есть у всех был разный путь к вере.
– Можно ли сказать, что за эти годы в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре создана крепкая монашеская семья?
– Она здесь есть, хорошая монастырская семья. Другое дело, что в любом случае мы должны стремиться ее постоянно совершенствовать. Ведь совершенства любви нет! Но наша монастырская семья находит свои формы, которые сейчас существуют в современном монашеском мире. Сами понимаете: то, что было утеряно (создавалось столетиями, а для Православной Церкви – тысячелетиями), трудно так быстро восстановить. Однако потихоньку все восстанавливается и восстанавливается на наших глазах!
– Батюшка, у Вас тоже был непростой путь к монашеству. Известно, что Вы закончили факультет прикладной математики Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова и работали в одном из НИИ, затем – в конструкторском бюро, потом – на кафедре высшей математики Горного института Ленинграда. Также служили в рядах Советской армии. И вот уже тридцать лет Вы подвизаетесь в Ярославской епархии. Вашими духовными наставниками стали митрополит Иоанн (Вендланд) и архиепископ Михей (Хархаров). Как и чем эти архипастыри Церкви, которых сегодня называют светильниками веры и благочестия, помогли Вашему становлению в духовном плане?
– Прежде всего – своим личным примером. Митрополит Иоанн, при котором, несмотря на сложные времена, не был закрыт ни один храм на Ярославской земле, обладал совершенно удивительным, я бы сказал, непостижимым для многих качеством неосуждения. Неосуждения и любви к тем, кто к нему приходил. У владыки Михея, рукоположившего много священников в епархии за годы своего служения, тоже была эта любовь, были терпение и смирение. Это не значит, что у них не имелось каких-то своих немощей, так или иначе проявлявшихся. Но в основе своей это были люди, привнесшие в жизнь любовь. Я видел, например, как архиепископа Михея несколько коробило, когда его пытались подвигнуть на осуждение кого бы то ни было или когда при нем человека осуждали. Опираясь на духовный опыт этих ревностных архипастырей, я для себя много чего почерпнул. Для меня это было очень важно – жить рядом с такими служителями Церкви, встречаться с ними. Святые отцы так и советуют – быть как пчелки: собирать нектар с дивных райских цветов, созданных Господом, чтобы получить мед.
– Думается, таким нектаром можно назвать и Ваши паломничества на Святую Гору Афон, встречи со святогорцами? Я читала, что Вы ездили в монашескую республику со съемочной группой телеканала «Россия», с известным тележурналистом Аркадием Мамонтовым, снимавшим там фильм о Поясе Пресвятой Богородицы. Как раз перед тем, как эта великая христианская реликвия из Ватопедского монастыря, где она хранится, была принесена в нашу страну для поклонения …
– На Святой Горе Афон я был шесть раз и по собственному опыту знаю, что, приезжая туда, человек попадает в мир любви, которая меняет его самого, и вскоре появляется ощущение, что она начинает в нем раскрываться. Там ты перестаешь чувствовать быстротечность времени. Кажется, что время на Афоне остановилось, потому что люди живут там другими ценностями и думают о спасении своей души и спасении всего мира: они молятся за весь мир. А трудятся они конкретно, делая вроде бы маленькие, но нужные вещи. Выращивают оливки, виноград, инжир, делают масло, ловят рыбу, ходят на службу, убирают, чистят, ремонтируют. Встречают и кормят паломников. В моем восприятии святогорцы – это люди, которые наиболее, может быть, ярко прочувствовали на себе исполнение Евангельских заповедей: любви к Богу и любви к ближним. У них есть внутренняя открытость. Сами поездки туда можно назвать и нектаром, и глотком чистой ключевой воды, которая оживляет, одухотворяет, дает тебе возможность по-другому поглядеть на какие-то свои поступки, свои планы. Там ты остро осознаешь, что главным жизненным планом, самым перспективным и долгосрочным, должно быть спасение души и оказание помощи тем, кто к тебе за ней обращается.
– Отче, Вы окормляете и насельников обители в Ростове Великом, и прихожан своего сельского храма в селе Сулость, и многих известных спортсменов, военных, актеров. Скажите, к этим разным категориям верующих или приходящих к вере людей и подход нужен разный?
– Разница лишь в том, что кто-то уже избрал путь, спасительный для души, чтобы жить по заповедям Божиим, а кто-то только идет к этому. Хотя и тем, и другим все равно нужно показывать, разъяснять, где в их поведении заповедь любви нарушается и как эти ошибки можно исправить.
– Отец Сильвестр, мы с Вами встречаемся впервые, но знаю о Вас давно по рассказам приснопамятной монахини Адрианы (Малышевой). Многие называли ее легендарной личностью, потому что, будучи разведчицей в Великую Отечественную войну, она получала задания от маршала Рокоссовского, а после войны, работала инженером-конструктором в ракетостроении, и сам Королев высоко ценил ее как специалиста. После встречи с Вами, сыном однополчанина, избравшим монашеский путь, круто изменились жизнь и духовное состояние Наталии Владимировны Малышевой. Она могла стать депутатом Верховного Совета СССР, но стала верующей. В сельском храме под Угличем в 80-е годы, где Вы служили, столичная гостья купила алюминиевый крестик на веревочке, потому что крестика на ней не было… А дальше… Дальше мы знаем ее как насельницу подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря в Москве, которая на пороге своего 80-летия приняла монашеский постриг. С каким чувством Вы это восприняли?
– В душе была радость. Матушка Адриана рассказывала, что однажды получила письмо от моей мамы из Ленинграда, вдовы ее фронтового друга, и та писала, что сын стал священником. Матушка Адриана тогда была нецерковным человеком и, узнав, что я священник, разволновалась. Как бывшая разведчица, она приняла решение ехать ко мне на сельский приход, куда в то время добраться было непросто, и «спасать» меня. Мама поехала с ней. Но, слава Богу, Господь открыл матушке глаза на то, что есть истинное спасение. Матушка прожила на приходе около недели. Помогала в саду, в приходском доме. Стала ходить на службы в храм, а потом исповедовалась. А в следующий приезд – причастилась.
Я встречался с духовником монахини Адрианы на ее юбилее и был очень доволен, что такой замечательный московский батюшка – протоиерей Владимир Ригин – ее окормляет. Знаю, что каждый год на праздник Великой Победы 9 Мая он приглашал ее к себе в храм, настоятелем которого по сей день является. Это храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. Прихожане накрывали столы, чествовали ветеранов войны. Монахине-фронтовичке было приятно находиться в их кругу. Перешагнув 90-летний рубеж, она умерла, окруженная любовью и заботой сестер подворья Пюхтицкого монастыря. Для меня это близкий человек, и воспоминания о ней чрезвычайно дороги.
– Чуть более двух лет назад в свой 60-летний юбилей в ответ на вопрос, что же именно может современный человек почерпнуть для себя в монашестве, Вы ответили: настоящую жизнь и настоящую любовь. И добавили, что в монашестве человек раскрывается и находит себя в Боге.
– Эти слова я повторю и сейчас и полагаю, что многие монашествующие к ним присоединятся. Человек, который пришел в монастырь, учится всецело полагаться на Бога, учится жить так, чтобы каждую минуту предстоять перед Богом. Здесь уже ведется духовная война. И главный враг для человека – он сам, он внутри, а не кто-то ближний, не какие-то обстоятельства. Бороться приходится со своими слабостями, греховными наклонностями и духовными немощами. Но без Бога поднять такой труд одному человеку не под силу. Так приходит упование на помощь Божию, смирение и терпение.
Беседовала: Нина СТАВИЦКАЯ
Фотограф: Владимир ХОДАКОВ
Фото
Православный военно-патриотический клуб «Пересвет» был основан Твери в 2008 году. Основной дисциплиной занятия в клубе является боевое самбо. Сами тренировки проводятся в разных группах, различающихся возрастом и опытом воспитанников. В каждой группе в среднем занимается 12-14 человек, всего в клубе тренируется около 80 человек. Дети принимаются с 7 лет. Занятия проводят опытные тренеры. За годы существования клуба его участники участвовали во множестве городских, областных и общероссийских турнирах и спортивных фестивалей. Клуб «Пересвет» был организатором многих соревнований: Межрегиональный турнир среди Православных и Патриотических клубов по Русскому Рукопашному Бою в честь памяти Святого князя Михаила Тверского, Турнир по боевому самбо «Победа» в Твери, Второй фестиваль полно контактных боевых искусств среди православных и патриотических клубов в честь памяти Святого князя Михаила Тверского и др. Воспитанники Православного военно-патриотического клуба «Пересвет» не раз завоевывали призовые места на престижных региональных и федеральных турнирах по боевому самбо. Поделиться
Сегодня весь православный мир отмечает светлый праздник Рождества Христова. Поздравляем с ним всех верующих и отмечаем, что среди тех, кто сегодня будет праздновать, есть и немало спортсменов. А ведь многие из них весьма серьёзно относятся к вере, считают, что она помогает им добиваться высоких результатов на соревнованиях. Поэтому в Рождество мы вспоминаем самые яркие истории переплетения веры и спорта. В одних действительно можно усмотреть чудо, а в других высшая сила используется только в качестве привлечения внимания.
Волейбольный божий промысел
Финал олимпийского волейбольного турнира 2012 года подарил всем его зрителям незабываемые эмоции. По этому матчу можно снимать фильм в голливудском стиле о том, как герои, преодолевая все препятствия на своём пути, всё-таки добиваются важнейшей победы в жизни. Главный тренер команды после того матча был весьма лаконичен. «После 0:2 я принял решение, которое не принял бы никогда. Это божий промысел», – рассказал Владимир Алекно. Очевидно, что тренер говорил о переводе Дмитрия Мусэрского на позицию диагонального, который помог внести коренной перелом в ход матча. Сборная России в итоге победила – 3:2.
Через Библию – к золотой награде
Единственной в истории Олимпийских игр двукратной чемпионке в танцах на льду в спорте также помогла религия. Произошедшее в 1994 году с Оксаной Грищук трудно называть иначе как чудо. Незадолго до Игр в Лиллехаммере спортсменка перенесла воспаление лёгких, и выступление на главном старте четырёхлетия оказалось под угрозой. На чемпионате Европы Грищук и Платов выступили неудачно, и, по мнению специалистов, шансов успешно выступить на Играх у пары не было. Но Грищук обратилась к религии, читала Библию, молилась, и зрители увидели на катке чемпионов из России. А Оксана с тех пор старается не расставаться с главной книгой христиан.
«С нами справедливость, бог и правда»
Три года назад в канун Рождества Ольга Зайцева на этапе Кубка мира одержала первую победу в сезоне, а после неё обозначила принцип, которого придерживаются в своих действиях многие российские спортсмены. «С нами справедливость, бог и правда!» – заметила Ольга. Впрочем, сама титулованная спортсменка на дистанции действовала в полном соответствии с поговоркой «на бога надейся, а сам не плошай». Допустив три промаха на огневых рубежах, она показала такую скорость, что ближайшие соперницы остались лишь в полуминуте позади.
Самый религиозный спортсмен страны
Если говорить о самых религиозных спортсменах, которые всегда благодарят бога как за свои победы, так и поражения, то нельзя не отметить именитого российского бойца Фёдора Емельяненко. Тем удивительнее, что именно представитель силовых единоборств является искренне верующим человеком. Однако, по словам Фёдора, он никогда не испытывает агрессии к своему сопернику, а просто хорошо выполняет свою работу. Емельяненко уверен, что бог подвиг его на занятия спортом, а потому своей работой он его славит. «На всё воля божья», – таков девиз выдающегося чемпиона.
Крёстное знамение под вратарской перчаткой
Великий советский хоккейный вратарь Владислав Третьяк по понятным причинам никогда не афишировал свою набожность. Но однажды всё-таки рассказал, что обрёл веру в конце 70-х годов после общения с архимандритом Алексием в Троице-Сергиевой лавре. Выходя на лёд, трёхкратный олимпийский чемпион крестился незаметно от всех – большая вратарская перчатка позволяла скрывать от всех сокровенный жест. Более того, Третьяк признался, что порой молился прямо на льду, обращаясь к образу Сергия Радонежского – основателя лавры, в которой к хоккеисту пришла вера.
«Золотой мяч» – церкви
Футболисты, в отличие от представителей многих других видов спорта, чаще находятся на виду, а потому и разговоров об их религиозных чувствах ведётся куда больше. Многие из них молятся, ходят в церковь и воздевают руки к небу, празднуя победы и забитые мячи, но мало кто из мировых звёзд в своей набожности может сравниться с бразильцем Кака. «Религия – это моя жизнь. Каждый гол я посвящаю богу», – заявлял один из лучших футболистов планеты, считающий, что за все свои успехи он должен благодарить высшую силу. Кстати, свой «Золотой мяч» лучший игрок 2007 года выставил в местной церкви.
Филимонов и злополучный гол
Впрочем, как считают некоторые болельщики, божественный промысел может не только помогать, но и мешать спортсменам. Перед решающим матчем отборочного цикла к чемпионату Европы 2000 года между сборными России и Украины врач команды Юрий Васильков пригласил на базу батюшку, который благословил ребят. И эта история, конечно, давно бы забылась, если бы не одно «но». Спустя несколько дней после одного из самых обидных эпизодов в истории сборной доктор вспомнил, что на встрече отсутствовал только один футболист – Александр Филимонов. Выводы делайте сами.
Александр Филимонов
Фото: «РИА Новости»
Рука бога или голова Марадоны?
Самый выдающийся пример якобы вмешательства божественного промысла в спорт знает каждый, кто мало-мальски интересуется футболом. В июне 1986 года во время четвертьфинального матча чемпионата мира по футболу аргентинец Диего Марадона отправил мяч в ворота сборной Англии рукой. Судья этого не заметил и взятие ворот засчитал, а сам нападающий на послематчевой конференции заявил, что гол был забит «отчасти головой Марадоны, а отчасти рукой бога». Выражение было разнесено по заголовкам и стало крылатым. А аргентинцы через неделю стали чемпионами мира.
Политика конфиденциальности и использования файлов сookie:
Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая, вы соглашаетесь с их использованием. Узнайте больше, в том числе о том, как контролировать использование файлов cookie.
Понятно! Реклама
Христианская традиция определять покровителей представителям разных профессий и видов деятельности уходит корнями в древнюю историю и существует во многих Церквах, признающих святость и небесное заступничество.
Олимпийцы сборной России православного вероисповедания считают своим покровителем святого Георгия Победоносца и перед отъездом на прежние Олимпиады собирались на богослужение в храме святого Георгия на Поклонной горе в Москве.
Георгий Храбрый, военачальник из Палестины, покровитель многих русских князей, был помещен на гербе Москвы и поэтому особенно близок жителям столицы. Изображение святого на коне, пронзающего копьем змея, — не только воспоминание о посмертном чуде, совершенном св. Георгием, но и символ главного в жизни христианина чуда — победы над страстями и неверием. Этот образ будет побуждать обращаться в молитве к святому Георгию и воина-новобранца, и того, кто трудится на благо российской государственности, и вообще всякого христианина, осознающего свою жизнь как борьбу со злом в себе и вокруг себя. Образ «Св. Георгий Победоносец».
До недавнего времени спорт в нашей стране был вне Церкви. Советское безбожное государство не поощряло религию. Однако в настоящее время все больше спортсменов приходит к Вере, и сейчас уже встают вопросы о том, какого святого избирать покровителем того или иного вида спорта, который, разумеется, не противоречит заповедям Божиим.
В нашей стране очень хорошо развиты различные виды борьбы. Это в первую очередь старейший вид – греко-римская борьба, которая истоками уходит в древний Рим и Грецию, а так же более современные виды: спортивное и боевое самбо, вольная борьба, дзюдо, рукопашный бой.
Борьба – благородный вид спорта, который готовит мужчину к исполнению главного его долга – защите Веры и Отечества. Церковь благословляет мальчиков заниматься этим видом спорта.
Сегодня Православная Церковь чтит память святого мученика Нестора. Он служил в дружине святого великомученика Димитрия, воеводы Солунского. В те времена, как впрочем и сейчас, воины непременно должны были владеть приемами какого-либо единоборства. Святой Нестор занимался борьбой. Житие не уточняет, каким видом борьбы он занимался, однако, памятуя о том, что в Греции была развита борьба, которая сейчас называется греко-римской, можно с большой долей вероятности предположить, что он упражнялся именно в этом виде спорта.
Святой Нестор жил в 306 году и был христианином. Однажды в Солунь приехал царь-язычник, который стал принуждать христиан отречься от своей Веры. Тех, кто не соглашался это сделать, он заставлял бороться со своим любимым борцом Лием, как сейчас скажут — супертяжеловесом. Вокруг арены были воткнуты копья лезвием вверх и побежденные сбрасывались на эти копья. Тогда святой Нестор вызвался побороться с Лием и победил его, сбросив на копья, за что был обезглавлен. Такова вкратце жизнь и подвиг покровителя борцов.
Но элементы греко-римской борьбы входят и в другие виды состязаний. По данной причине и борцы других стилей могут считать святого мученика Нестора своим покровителем.
В Оптиной Пустыни среди братии есть бывшие спортсмены-борцы, занимавшиеся «на гражданке» вольной борьбой, греко-римской борьбой, самбо, боксом.