Содержание
Руслан Айсин вспоминает «телецелителя всея СССР», которому сегодня исполняется 80 лет
Молодому поколению россиян, возможно, имя психотерапевта Анатолия Кашпировского ничего не скажет. Однако на рубеже 1980-х и 1990-х это был не только один из самых известных людей в стране, но также символ смутных времен, наступивших в Советском Союзе, а затем и в России. Политолог Руслан Айсин вспоминает тот телевизионный образ из своего детства, а также проводит параллели между нашим героем и Роном Хаббардом.
СЛОВО «МАРАЗМ» ПРОИЗОШЛО ОТ ГРЕЧЕСКОГО СЛОВА «ИСТОЩЕНИЕ»
Советский Союз был необычным рациональным пространством. Построение коммунистического общества, может, и было утопичным желанием, но в остальном режим действовал расчетливо и рационально. Система была выстроена на отрицании сакрального, всего того, что не соответствует догмам марксизма-ленинизма. В стране царил культ материализма, атеизма, религия признавалась пережитком старого буржуазного мира, а реальностью признавалось лишь то, что осязаемо. Вот материя — действительна, а дух — нет. Потому что первый можно потрогать и ощутить, а со вторым так не получится.
Когда система себя изжила во всех смыслах, общество, или то, что от него осталось (все-таки при СССР были зачатки политического общества), погрузилось в трескучий маразм. Это не эмоциональная оценка. Проблема значительней. Слово «маразм» произошло от греческого слова «истощение». Внутреннее истощение — это к тому же вырождение и исход из реальности.
Но исход в какую реальность? В ирреальность, в ту сторону, которая признавалась идеологами советской власти темной и враждебной, опасной. Однако именно эта таинственность и вывернутая наизнанку реальность манила людей. Они тянулись к ней в бессознательном режиме. Постсоветский человек хотел особой индивидуации. Но структура его личности была рыхла, слаба и податлива.
Этим и воспользовались на рубеже крушения СССР всевозможные шарлатаны, поддержанные глубинной властью, спецслужбами. Одним из таким «гуру» был Анатолий Кашпировский, которому сегодня исполняется 80 лет. Он наряду с Аланом Чумаком стал символом грубой манипуляции общественным сознанием. 30 лет назад, в 1989 году, на Центральном телевидении стала выходить передача «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского», якобы в ходе которой целитель осуществлял беспрецедентное по своим масштабам излечение от самых различных заболеваний около 10 млн человек всего за шесть часов телевизионного эфира. Я помню этот суровый взгляд Кашпировского, пронзительно глядящего на меня исподлобья каждое воскресенье из телевизора. Улицы пустели, люди как завороженные прилипали к экранам. Матрица включалась.
КАШПИРОВСКИЙ ТЯНУЛСЯ ДО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ВЫСОТ ХАББАРДА
Кашпировский и стоящие за ним кураторы расширяли зону своего информационного присутствия и влияния. Весь 1990 год передачи регулярно транслировались во Вьетнаме. Братская соцстрана тоже кинулась в объятия афериста-морфея. Возможно, Москва готовила своего Рона Хаббарда для контроля за, по выражению Жиля Делёза, шизомассами. Хаббард — легендарный основатель церкви саентологов, практиковавший, как и Кашпировский, гипноз и обещавший избавление от многих духовных и физических недугов. Саентологи успешно внедрялись, в элитарные структуры по всему миру, и делают они это до сих пор. Говорят, что при мэре Набережных Челнов Рафгате Алтынбаеве они хорошо обжились в городе.
В 1984 году церковь саентологии выступила против Джерри Армстронга. Судья Верховного суда штата Калифорния Пол Дж. Брекенридж принял решение в пользу Армстронга, снабдив вердикт таким вот комментарием: «Совершенно ясно, что организация является шизофренической и параноидальной, и это диковинное сочетание, похоже, является отражением ее основателя Рона Хаббарда».
И опять мы сталкиваемся здесь с понятием шизофрения. Это характерный момент.
Кашпировский тянулся (или его тянули?) до методологических высот Хаббарда. Его звездным часом было выступление в штаб-квартире ООН в 1991 году, где он предложил применить свои методы для борьбы с последствиями радиоактивного облучения, рубцами и эпидемией ВИЧ. Но не вышло. Проект «Кашпировский» пришлось свернуть. Свою миссию на тот момент он, судя по всему, уже выполнил, открыв дорогу новым инициативам в этом направлении.
ЭТО ДИАГНОЗ ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, КОТОРОЕ ВХОДИТ В СУМЕРЕЧНУЮ ЗОНУ ПОСТИСТОРИИ
На смену целителю пришел Сергей Мавроди с МММ, познакомившись с россиянами, вступившими на новое, доселе неопознанное, поле дикого капитализма. Финансовые пирамиды, ваучеры, бизнес-воротилы, криминальная власть, политтехнологи — все это вошло в новый дивный мир зомбированных и загипнотизированных россиян уже не как картинка с ТВ-экрана, а как холодная действительность.
До сих пор принципами Кашпировского не брезгуют политические управленцы, которые пытаются манипулировать массами и обманывать их. Ложь — главный ресурс такой технологии. У лжи богатая история, но она полая внутри и нищая по содержанию.
Раз уж выше мы упомянули про Делёза (без постмодернистов сложно прощупать некоторые процессы, которые протекают сегодня), приведем у еще одну его забавную мысль. Он совместно со своим соавтором Феликсом Гваттари заключает: «Шизофрения как процесс — это производство желания, но таковой она предстает в конце, как предел социального производства, условия которого определяются капитализмом. Это наша собственная «болезнь», «болезнь» современных людей. Конец истории не имеет иного смысла».
Это диагноз постчеловечеству, которое входит в сумеречную зону постистории. И вряд ли здесь поможет простой гипноз.
Добавить «БИЗНЕС Online» в избранное Яндекс.Новости Подписаться на нас в Яндекс.Дзен Читать полную версию
Анатолий Михайлович Кашпировский — это имя известно, наверное, всем россиянам. Цикл телепередач «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Кашпировского», прошедший в 1989 году на Центральном телевидении СССР, в мгновение ока сделал его самым популярным человеком в стране. Затем, после ошеломительного успеха — жесточайшая критика и целый ураган обвинений.
С тех пор прошло более 20 лет, но споры между сторонниками и противниками «метода Кашпировского» не утихают. Можно ему верить или нет? Мне кажется нужно, не поддаваясь эмоциям, взглянуть на факты: документально зафиксированных осложнений после сеансов Кашпировского нет, а случаев выздоровлений — тысячи. Самое интересное, что сам Анатолий Кашпировский абсолютно равнодушно относится к этому вопросу, на своих сеансах он постоянно подчеркивает: «Я не прошу, не требую, не вымаливаю вашей веры, веры в данный способ воздействия. Все равно ваш организм будет оздоравливаться.»
В середине ноября Кашпировский целую неделю выступал в Новосибирске. Слово «сеансы» его обижает: «Почему-то когда дворник метет улицу, никто про его работу не говорит «сеанс уборки», а к моим публичным выступлениям это слово прицепилось». Его выступления состоят из нескольких частей. Сначала Анатолий Михайлович объясняет основные принципы своей теории и практики: «Суть моего метода состоит в возбуждении матрицы памяти нормы, записанной в организме на тончайшем уровне в виде врожденных программ, это приводит к реакции стволовых клеток, которые есть не только в организме зародышей, но и у взрослых людей». При этом он подчеркивает, что «запуск таких реакций невозможен при помощи самовнушения — хоть ум и в нашем теле, но в наше тело он не вхож».
После теоретической части Кашпировский доказывает, что его методика работает. Прямо на глазах зала у приглашенных на сцену людей после его воздействия проходит затрудненное носовое дыхание, исчезают аллергические реакции. Причем я уверен: на сцене не «подсадные утки», а излечение действительно стойкое, потому что среди выздоровевших есть мои знакомые. Немного не по себе только оттого, что всех своих пациентов Кашпировский толкает в правое плечо, после чего они падают на пол и лежат там несколько минут. Встречи заканчиваются оздоровительным воздействием на всех присутствующих в зале. В отличие от сеансов конца 80-х никто не впадает в транс, не крутит головой, не дирижирует руками.
Казалось бы, после многочисленных «добрых» публикаций Анатолий Кашпировский должен не любить СМИ, но нет, он охотно встречается с прессой. Хотя легкая обида иногда проскакивает: «Неприятно, когда журналисты искажают факты. То заявят, что телесеансы в 1989 году были запрещены, хотя их и было запланировано всего 6, и все они успешно прошли. То вдруг поселят меня в Польшу, а потом, с легкой руки Андрея Малахова, вообще за океан, в Америку. А я в это время работаю в Государственной думе».
Его внешний вид никак не соответствует анкетным данным (он родился в 1939 году), а когда журналисты просят поделиться рецептом вечной молодости, смеется: «Не надейтесь, ничего нового не скажу. Я никогда не пил спиртного, не курил, всю жизнь занимаюсь спортом, и гены хорошие».
Своего отрицательного отношения к так называемой народной медицине, экстрасенсам Кашпировский не скрывает: «Целители, биоэнергетики — все это ерунда. Они не приносят никакой пользы пациентам, если больной и выздоравливает, то это не «благодаря», а «несмотря» на то, что они обратились к народной медицине, а ведь им сейчас лицензии выдают. Не могу понять, что сегодня академики, профессора всерьез исследуют биоэнергетику, парапсихологию.
Таких ученых на поля гнать, пусть картошку или капусту собирают, там от них больше пользы будет. Когда я слышу в свой адрес «экстрасенс», воспринимаю это как оскорбление. Экстрасенсов не существует, нет людей с такими сверхспособностями, есть фокусники и шарлатаны. Их появлению предшествовали мои телемосты, во время которых я на расстоянии, не пользуясь гипнозом, осуществлял обезболивание хирургических операций и, конечно же, мои телепередачи. Сотрудники программы «Взгляд» В. Белозеров и В. Соловьев, после того как я с ними прекратил сотрудничество, под видом целителя предоставили экран своему коллеге, журналисту А. Чумаку. Они не просто предали меня, они своими «зарядками» воды и кремов, «разгоном» облаков скомпрометировали саму идею телевизионного лечения.
Немного после Чумака появилась Стефания. Ее «создал» журналист Д. Гордон по моей рецептуре. Я дружил с Димой, много беседовал с ним о сути психологического лечения, попутно рассказывал, как «создаются» разного рода целители, маги, экстрасенсы. Он воспользовался этой информацией, и сам стал штамповать «чудотворцев».
Сегодняшний телеэкран переполнено разного рода экстрасенсами, реклама их несуществующих способностей очень вредна, она приводит только к оглуплению миллионов людей».
Так все-таки, верить Кашпировскому или нет? Да как хотите, лично я верю, потому знаю людей, у которых после сеансов 1989 года прошли болезни, нормализовалось давление, рассосались рубцы, а седые волосы потемнели. Так что глупо обвинять его в шарлатанстве, целительстве или черной магии. Во все времена были ученые, врачи, удивлявшие своими нетрадиционными взглядами, оригинальными подходами, и их, увы, почти всегда закостеневшие невежды обвиняли во всех смертных грехах.
Анатолий Михайлович — врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук, почти 50 лет ведущий медицинскую практику. Сегодня у каждого из нас есть право выбора, так что к какому врачу идти — решайте сами.
Игорь Пурик
Читайте «МК в Новосибирске» на Google News
2. Воздействие на сознание путем убеждения и разъяснений. Само по себе это может и не лечит, но необходимо, чтобы человек достаточно долго посещал сеансы и не мешал сам себе сомнениями. Кашпировский создает информационную реальность самоисцелений людей, в которую предлагает погрузиться пациенту. Это вырезание из неопределенности будущего нужной альтернативы. Выделенная информационная реальность повышает вероятность срабатывания иных закономерностей функционирования психофизики, чем повышение энтропии, хотя законы, естественно, никто не меняет. Не последнюю роль играет его решительность и волевое давление на пациентов, ибо вызывая в них страх, он запускает глубинные механизмы подчинения авторитету вожака или оцепенения перед опасностью с потерей самоконтроля.
3. Воздействие на подсознание пациента за счет создания наблюдаемого им потока исцеленных людей — психологическая эпидемия. Вероятно, через работу зеркальных клеток, автоматически происходит психологическое заражение процессом исцеления. Это механизмы массового (матричного) сознания, которые сильнее индивидуального. Например, многие солдаты во время войны с многократно более сильным агрессором, преодолевают желание жизни и жертвуют собою, ради победы оставшихся. Такая реакция заложена глубоко в подсознании и в животном мире проявляется в виде стайного (стадного) инстинкта. Интересно, что и массовая заболеваемость человечества, включая социальные потрясения, также может отчасти опираться на эффект ″массового психоза″.
4. Создание эффекта непосредственного воздействия на пациента во время музыкального сопровождения, которое обеспечивает благоприятный эмоциональный фон самосогласованности психики. В этот период, вероятно, психологические установки совмещаются с инстинктами и физиологическими процессами в мозге на уровне регуляторных механизмов и даже режима работы генома. Правда, существует проблема у определенной группы пациентов в нестабильности исцелений. Только они прекращают посещать сеансы, возникают рецидивы. Но здесь дело не в методе внушения, просто такие люди требуют постоянной поддержки или склонны нарушать требования здорового образа жизни, или еще не достигли точки невозврата. Видимо, реакция на психологическое воздействие, как и положено любому явлению, лежит в полном диапазоне от стабильных исцелений, через нестабильные, до отсутствия результатов и до негативных реакций у психически неадекватных людей, что описывается нормальным распределением Гаусса. Слишком многое зависит от специфики индивидуальностей.
5. Некоторые обвинения в подставных исцелениях совершенно беспочвенны. Всякий процесс должен с чего-то начинаться. Затравкой кристаллизации может служить и бусинка, а в центре всякого вещества лежит пустота космического вакуума. Все начинается с ничего, но при правильной методике становится реальностью. Эффект плацебо – это не обман, а метод воздействия на подсознательные установки, которые часто эффективнее сознательных.
При достаточной длительности и официальной поддержке со стороны науки и государства результативность и массовость исцелений заметно возросла бы. Но такой поддержки, увы, не будет, т.к. это противоречит догматам современной медицины и ее бизнесу. Кашпировский категорически (игнорируя факты) отрицает существование сверхчувствительных людей (экстрасенсов) и биополей (физических полей биологических организмов). Это можно пояснить особенностями его понимания понятия «экстрасенса». Кашпировский, по-видимому, хочет сказать, что нет ничего сверх естественного даже в самых удивительных способностях психики и тела, не учитывая, что исходный смысл этого понятия в том, что есть люди со способностями-талантами, намного превышающими среднестатистические. А методы ненаучной психотерапии тоже эффективны в рамках определенных мировоззрений пациентов. Ведь у каждого свой спусковой механизм исцеления, свои ожидания.
Кстати, сам Кашпировский во время сеансов своими действиями и обстоятельствами создает информационный посыл подсознанию пациентов, но информация есть последовательность состояний материи-энергии. И эта информация-энергия вызывает процесс самоорганизации в теле и психике, т.е. уменьшает энтропию организма: информационную и энергетическую. Так, что Кашпировский «излучает»? Современная квантовая теория поля говорит о информационно-энергетическом дуализме, подобном квантово-волновому состоянию.
Мета-учение полностью поддерживает мысль Кашпировского о необходимости исследований биохимического языка мозга в особых его состояниях. Зная, какие вещества производит мозг внушаемого человека, можно создать лекарства для плохо внушаемых. И это касается не только проблем здоровья, но и расширения других возможностей мозга, и задач исследования внутреннего космоса, т.е. холонавтики.
В рамках идей рациократии, мы можем сделать вывод о необходимости использования методики Кашпировского не только для поднятия уровня здоровья населения, но и в целях пропаганды интеллектуального и нравственного совершенствования. Единственное, личность психотерапевта, как и качество пропагандируемой им религиозно-философской системы (а любое мировоззрение, даже материалистическое, таковой является) следует тщательно, научно обосновано, подбирать. Личность и содержание внушения должны быть предельно сбалансированы. Важно также несколько ослабить зависимость пациентов (или назовем их учениками) от самого врача используя методики передачи ключа к от врача самому пациенту. Для этого достаточно организовать поток людей, которые с помощью данного им ключа пришли к исцелению или каким-то просветлениям в осмыслении и осознании.
Поскольку решающим фактором в исцелении является наблюдение человека за массовостью исцелений, то достаточно на длительный промежуток времени погрузить себя в среду, где такие явления происходят. Причем независимо от того, кто работает массовыми сеансами, будь-то психотерапевт, экстрасенс или проповедник произвольной религии. Или это запись или собрание, или поклонение иконам, или целебному месту – главное массовость и чудесные случаи, а все остальное есть разные психологические привязки и мировоззрения. Важен эффект ″сотой обезьяны″, на который подсознание автоматически отвечает во многих случаях.
По большому счету, метод Кашпировского известен и применяется издревле во всех восточных учениях, но он переоткрыл его на более высоком концептуальном и психотехническом уровне. Он внес новую философию в психиатрию и доказал ее эффективность на практике. Работа А.М. Кашпировского — это высший пилотаж в области психосоматерапии, а количество исцеленных говорит сам за себя. Есть ли у А.М. недостатки? Да, полно. А кто совершенен?
В самой психотехнике А.М.К. я вижу вполне стандартные наборы гипнотических техник, которые хорошо укладываются в теорию гипноза наяву, но не тормозного, и не возбуждающего, а в около нормальном состоянии. Многие подходы его терапии перекликаются с известными идеями Эриксона. А именно: пациент лечит себя сам, косвенное внушение лучше директивного, невербальные посылы лучше вербальных, основным является состояние ничего не делания, когда обычное сознание отвлечено от стандартного функционирования и не давит ни на свое подсознание, ни на организм. Эриксон не лечил психосоматику, только потому что не верил, что такое возможно.
А.М., будучи спортсменом, пытается сделать свою методику все более быстрой, глубокой и эффективной. К скорости наведения гипнотических внушений призывал и Элман, но тоже не допускал мысли, что можно так лечить тело, а лишь путем снятия неврозов.
Но самое главное даже не в количестве излеченных (больные были и будут до и после Кашпировского), а в том, что он продемонстрировал огромный потенциал и мощь сознания-подсознания, его не активированную во всей полноте власть над организмом. Эффекты: очень быстрых, иногда за несколько минут, исцелений от хронических болезней, рассасывания рубцов на кожи и в органах, глубочайшая анестезия, регенерация тканей (случаи отрастания носа, груди, зубов), изменение цвета волос и глаз. Все эти чудесные исцеления как глоток чистого воздуха для души, порабощенной, спящей в теле-материи. Они позволяют вспомнить о первозданной силе сознания и вселяют надежду, веру человека в себя-Бога. Статья обновлена в 2019. Рекомендую посмотреть официальный сайт Кашпировского.
В интервью https://lenta.ru/articles/2019/08/11/kashpirovski/ 80-десятилетний Кашпировский подытоживает:
«И последний вопрос, немного философский. Можете сказать, что жизнь удалась?
Нет, не удалась.
Почему?
Я у подножия того, что мог бы сделать, но я упустил это. Сделал несколько ляпов с своей судьбе… Теперь похоронил родителей, дочку и внучку.
И что — это считается, что удалась жизнь? Если бы я проводил эти передачи, никогда бы мои дети в Америку не поехали. Все по-другому повернулось бы. Я мало работал, я был большой лентяй. Надо было читать больше, быть более внимательным, откровенным — в выборе друзей и во всем прочем. Надо быть бдительным в построении всего — и личной жизни, и рода занятий. И прежде чем что-то делать, надо подумать и сказать: «Я переночую с этим вопросом. Ночь, а то и две. И когда созрею — отвечу». А в спешке ошибки неизбежны.»