Ответ священника:
Это трудно оценить потому, что недостойное причащение выражается в определенном состоянии души, а через интернет его бывает непросто определить. Для этого необходимо встретиться и поговорить с глазу на глаз. Но если говорить в общем, то физическая болезнь после причащения может быть и связана и не связана с участием в Таинстве. Апостол Павел пишет о последствиях недостойного причащения: «от того многие из вас немощны и больны и немало умирают» (1 Кор. 11.30). В то – же время, расстройство здоровья после причастия может произойти по причинам соматическим, а не духовным. Вы пишете, что к причастию готовились и были на исповеди. Говение имеет конечную цель духовно отрезвить человека, раскрыть в его душе видение своих грехов и привести к смирению и покаянию перед Богом. Эти качества можно назвать критерием правильного причащения. Если таковые сопровождали Вас во время участия в Таинстве, болезнь Ваша с ним не связана. Если не сопровождали, то, возможно, заболели Вы именно по этому. В моей практике был такой случай. Я причастил одну женщину, и после причастия она на месяц ушла в запой, при этом обвинив Таинство Причащения (что запила, яко – бы из — за принятия вина…!). Впоследствии, я узнал, что она изменяла Православию, посещая разные секты, в прошлом пила и закодировалась от пьянства. Но об этих грехах я не услышал от нее ни единого покаянного слова на Исповеди. Вот эта нераскаянность, а так же отсутствие говения даже по форме и привели к таким последствиям после причащения. На самом деле бывает масса случаев, когда наоборот, наркоманы и алкоголики искренне оплакав свои грехи на Исповеди, причастившись всего один раз, не чувствуют больше своей зависимости исцеляются от пьянства и наркомании. Хотя после этого, они должны духовной работой над собой, укрепить и поддержать плоды своего исцеления, иначе могут вернуться к прежним страстям.
Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru
Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.
Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.
В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.
Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь
Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?
Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.
Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru
В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.
Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.
Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.
Это искушение – ждать, что благодать Таинства непременно произведет в душе неотмирное чувство
Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.
В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.
В духовной жизни христианина всё должно строиться на искренности, простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.
Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.
Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент
В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.
В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.
Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.
Уважаемый отец Сергий, позвольте ещё вопрос. Мой близкий друг (он живёт в другом городе) давно заметил следующий феномен. После каждого причащение в его жизни начитается полоса неприятностей. Приведу его собственные слова, которые чрезвычайно выразительны:
«За несколько дней до причастия, начинают возникать разные препятствия с этим походом несовместимые. Но если все-таки удается попасть и причаститься, то сразу слышится скрип такелажа, треск и скрежет корпуса, словно большой корабль совершает крутой поворот на полном ходу.
На голову сваливается куча неприятностей. Дома все разваливается, машина ломается, близкие ссорятся, на работе волком смотрят, приходят штрафы, возникают проблемы со здоровьем и поднимаются снова какие-то древние похороненные проблемы. В общем — кошмар. Все мои увольнения и крупные неприятности по жизни происходили в эти периоды. Сколько угодно можно спокойно жить, но ровно до того момента, пока не попадаю на причастие. Затем все начинается снова… Самое интересное, что у жены всё точно также. Только она этого всего боится очень и на причастие реже меня ходит.
Собираясь очередной раз на причастие, долго себя уговариваю. Убеждаю, что именно так все должно быть для спасения души. Ведь сам же прошу о спасении, а спасение — это не комфортабельная каюта, а спасательная лодка в шторм и кровавые мозоли от вёсел. Наверное, так нужно, для выправления кривой линии моей жизни в нужном направлении».
Зная много лет автора этих строк как глубоко верующего и порядочного человека, не могу себе представить, чтобы он причащался с нарушением, принятых в нашей Церкви правил подготовки к причащению, или в ненадлежащем духовном настроении. Что Вы думаете об этом? Так должно и быть у христианина, который всегда под давлением тёмных сил, а после причащения особенно? Но у меня всё наоборот — после причащения в жизни начинается светлая полоса.
Спросить у священника
На вопросы читателей «Прихожанина» отвечает эконом Данилова ставропигиального мужского монастыря, игумен Иннокентий (Ольховой)
Валентина:
– После Причастия, а иногда и после Литургии, очень хочется спать. Прихожу домой и сразу на 2-3 часа падаю замертво в постель – пока не разбудят. Спросила у батюшки, он сказал, ничего страшного. Но где-то пишут, что так делать нельзя. Как быть?
Отец Иннокентий:
–Прямого запрета на сон после Причастия нет. Но некоторые духовники не советуют спать потому, что засыпая, мы в некотором смысле обкрадываем себя. К тому же, во сне человек беззащитен, и враг этим пользуется. Именно поэтому подвижники старались меньше спать, чтобы в своей духовной борьбе быть во всеоружии. Так что, если есть силы и возможность, лучше не спать, а заняться каким-нибудь духовным деланием. Но если совсем нет сил, и человек падает с ног, то, повторюсь еще раз – запрета на это нет.
Лидия:
– На праздник Рождества Богородицы в храме Вашего монастыря у меня украли кошелек. То, что пропали деньги и документы это, в конечном итоге, не так уж и важно. Обидно, что такое происходит не на рынке где-нибудь, а в Божием храме, да еще и в таком, который является «визитной карточкой» города. Может быть, повесить предупреждение на входе – чтобы прихожане следили за своими сумками?
Отец Иннокентий:
– Все это прискорбно – тем более, что происходит время от времени. Люди, нечистые на руку, понимают, что человек в храме становится «легкой добычей» — молится и даже не ожидает подобного. Таких воришек мы отлавливаем, но они все равно появляются снова. Повесить предупреждение? Да, наверное, мы так сделаем.
Светлана:
– Мой 10-летний сын начал воровать: сначала предметы, теперь деньги. Каким святым молиться? Есть ли специальные молитвы на такие случаи? Спасибо.
Отец Иннокентий:
– Можно и нужно молиться святителю Николаю Чудотворцу. Это святой, который очень глубоко знает наши слабости. Настолько, что в житии описан случай, как он помог одному вору чудесным образом скрыться от преследования: предвидя, что тот после раскается и изменится. Святитель Николай имеет великое дерзновение перед Богом. Может быть, Ваше сердце подскажет молиться кому-нибудь еще.
Татьяна:
– Пришли на кладбище к дедушке и бабушке и увидели, что между холмиками на земле рассыпана мелочь – явно специально. Что это может значить? Мы откровенно испугались, так как в последнее время семья переживает сложный период. С уважением.
Отец Иннокентий:
– Это какие-то языческие привычки и традиции. Из разряда тех, когда деньги кладут в гроб, чтобы усопший на том свете «рассчитался» за что-то. Это суеверия, а на то, что «всуе» – не нужно обращать внимания.
Нина:
– Будет ли грехом выложить могилу мамы керамической плиткой, так как с каждым годом все труднее бороться с крупными сорняками. Смущает, что мама перед смертью просила «не душить» ее тяжелыми памятниками, так как болела астмой.
Отец Иннокентий:
– Праху земному, лежащему в могиле, все равно, какого размера памятник. Другое дело, что могилу, конечно, надо содержать в порядке – это один из способов, которым мы воздаем почести умершим. Керамическая плитка это не тяжелый памятник, и ее легко убирать. Могилы монахов тоже покрывают плиткой.
Андрей:
– Можно ли в двунадесятые праздники читать канон об усопшем, служить панихиду и литию, если о смерти человека узнали уже в середине дня?
Отец Иннокентий:
– Заупокойные богослужения на двунадесятые праздники в храме не совершаются потому, что эти дни посвящены сугубой радости о Господе и Божией Матери. Таковы традиции и обычаи Церкви. Однако это не мешает читать канон об усопшем дома. Но в каких-то случаях – если это, например сороковой день или, как в вашем случае, смерть случилась только что, — можно отслужить литию.
Елена:
– Подскажите, пожалуйста, есть ли мужские монастыри, где могут вылечить от алкоголизма? Платная это помощь или бесплатная? Моего брата не пронимают ни беседы, ни уговоры. Может быть, это последствия приворотов – я точно знаю о двух…
Отец Иннокентий:
– У нас в монастыре по программе «двенадцати шагов» работает несколько групп, созданных специально для помощи страждущим от алкоголизма и наркомании и их родственникам. Насельник нашей обители, игумен Иона (Займовский) очень давно занимается проблемой зависимости, и обо всех подробностях работы групп можно узнать у него или на сайте http://metanoia.msdm.ru/ . Несколько раз в неделю в здании воскресной школы и монастырской библиотеке встречаются те, кто либо уже избавился от алкогольной зависимости, либо находится на пути к этому. Помогает. Такие службы помощи, несомненно, есть и при других монастырях и храмах. Все это можно без труда узнать в Интернете. А есть ли монастыри, деятельность которых специально нацелена на помощь зависимым — я не знаю.
Наталья:
– Здравствуйте. Я рассталась с мужем, но при переезде из Узбекистана в Россию, потеряла документы о Венчании. Как мне развестись? Не могу больше так жить – нет ни личной жизни, ни детей.
Отец Иннокентий:
– Суть Венчания не в документах, а в том, что Таинство было совершено. Если Вы в Москве Вам нужно обратиться в Московское епархиальное управление, которое находится по адресу Чистый переулок, дом 5. Там в будние дни и в рабочее время дежурят священники, которые, исходя из вашей ситуации, дадут более точные советы.
Екатерина:
– В Москве почти невозможно быть в тишине. Даже дома вечером, когда хочется сосредоточиться, слышны звуки с улицы: машины и разговоры людей, от которых никуда не деться. Очень раздражает.
Отец Иннокентий:
– Надо стараться принимать все, как есть. Один старец жил в Египетской пустыне рядом с болотом, где очень шумел тростник и все время пели птицы, мешая сосредоточиться. Терпеть было невозможно, и он решил уйти. Но потом подумал: вот, попаду я в ад, скорбей так будет еще больше, терпеть придется еще больше, а я тут уже от такой малости сдаюсь. И остался на месте спасаться. Нам в жизни на самом-то деле дается потерпеть не так уж много. И во всем, что происходит, есть духовная составляющая – все промыслительно. Понимание этого очень помогает.
Если Вы хотите, чтобы на Ваши вопросы ответил насельник Данилова монастыря, пишите «Прихожанину» в рубрику «Спросить у священника».