Они навещают пациентов в больницах, сажают деревья, помогают медикам, пожарным, спасателям и органам охраны правопорядка, участвуют в проведении культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий. Многие волонтёры помогают социально незащищённым категориям населения: инвалидам, детям-сиротам, бывшим заключённым, беженцам.
Наш автор, в течение многих лет являющийся волонтёром Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых (ВОС), не только поделился опытом общественной работы, но и предостерёг своих последователей от возможных ошибок.
Содержание
- Когда нужны волонтёры?
- Разные роли
- Без ошибок
- Личное мнение
- Будьте с ним до конца
- Дайте ему возможность побыть одному
- Не давайте советов
- Избегайте слов-триггеров
- Речь не о тебе
- Помогите ему найти способ высвободить эмоции
- Спросите, чем конкретно вы можете помочь
- Не преуменьшайте его чувства
- Спросите его, как он себя чувствует.
- Самостоятельно изучите проблему
- Не включайте нездоровое поведение.
- Напомните другу про его сильные стороны
- Предложите обратиться к специалисту
- Не используйте себя в качестве сравнения
- Будьте готовы к худшему
- Будьте терпеливы
Когда нужны волонтёры?
Общественные организации инвалидов, в частности Всероссийское общество слепых (ВОС), не может осуществлять свою работу без добровольных помощников. Труд волонтёров востребован в самых разных областях. Многие незрячие люди хорошо ориентируются в городе и практически не нуждаются в помощи. Но существует немало и тех, кто неспособен без постороннего вмешательства покинуть собственную квартиру. В особенно трудном положении находятся те, кто потерял зрение недавно и ещё не смог приспособиться к новой жизненной ситуации.
В любой местной организации ВОС могут подсказать координаты инвалидов по зрению, нуждающихся в адресной поддержке. Это могут быть одинокие слепые люди, не имеющие родственников, супружеские пары, где оба супруга лишены зрения, люди с многочисленными сопутствующими заболеваниями. Они будут благодарны, если вы при необходимости станете сопровождать их в поликлинику, в театры, на концерты.
Разные роли
В ВОС волонтёры нужны не только для сопровождения на личном автомобиле или общественном транспорте. Также их помощь может потребоваться при освоении ослепшими людьми социально-бытовых навыков, при обучении их компьютерным технологиям, при подготовке различных мероприятий. Большое значение также имеет взаимодействие со спонсорами, поиск финансовых средств, необходимых для проведения различных реабилитационных мероприятий.
В организациях инвалидов по зрению и специализированных библиотеках волонтёры также востребованы в качестве чтецов. Обычно в бюджетах библиотек заложены весьма скромные средства, поэтому нет возможности приглашать профессиональных дикторов и артистов – значительная часть аудиокниг создаётся на общественных началах.
Чтецы также требуются отдельным людям – незрячим студентам, аспирантам и специалистам, – чтобы познакомить их с художественной и профессиональной литературой, недоступной в рельефно-точечном шрифте.
Ещё одна сфера приложения труда волонтёров – помощь инвалидам по зрению в занятиях физкультурой и спортом. Здесь требуются люди с хорошей физической подготовкой. Зрячий велосипедист вместе со своим слепым напарником управляет велосипедом-тандемом. «Глазастый» бегун во время кросса соединяет себя верёвочкой с незрячим напарником и тем самым даёт ему возможность пройти дистанцию. Также во взаимодействии со зрячими спортсменами инвалиды по зрению осваивают горные лыжи и целый ряд других видов спорта.
Безвозмездный труд волонтёров необходим не только в общественных организациях инвалидов. Их ждут в больницах, детских домах, психоневрологических интернатах, социальных гостиницах для бездомных. Волонтёры не только помогают другим, но и сами много получают от общественной работы. Она даёт огромный положительный заряд, повышает уверенность в себе, наполняет жизнь новым смыслом. Волонтёры получают ценный опыт общения с людьми, приобретают новые контакты. Они начинают более осмысленно относиться к планированию собственной жизни, отказываются от вредных привычек, начинают больше заботиться о своём здоровье.
Без ошибок
Чтобы волонтёрская деятельность приносила радость и могла продолжаться долгие годы, необходимо избегать нескольких типичных психологических ошибок, которые совершают многие волонтёры.
Общественная деятельность не должна заполнять всё свободное время человека. Иначе помощь нуждающимся может привести к конфликтным ситуациям в собственной семье, помешать выполнению профессиональных обязанностей и даже нанести урон здоровью. Определите для себя, сколько часов в месяц вы можете тратить на общественное служение, и не выходите за пределы этого «лимита».
Порой физические недуги сочетаются у людей с психическими отклонениями. Может иметь место неадекватное поведение. Иногда подопечные волонтёров пытаются втянуть их в конфликтные ситуации, заваливают жалобами в адрес социальных работников, родственников, соседей, товарищей по организации инвалидов. Не окунайтесь в пучину сутяжничества. Лучше сохранять нейтральную позицию.
Волонтёры сталкиваются и со случаями эгоистичного поведения своих подопечных. Люди с ограниченными возможностями здоровья – и дети, и взрослые – могут просить у добровольных помощников дорогие подарки. Не нужно идти у них на поводу! Волонтёр тратит своё время на помощь нуждающимся, но он не обязан быть спонсором.
Занимаясь волонтёрской деятельностью, человек осознаёт, что рядом с ним находится много единомышленников, также готовых бескорыстно помогать другим людям. Это прекрасное, светлое чувство!
Личное мнение
Никас Сафронов:
– Волонтёрский опыт был у меня в детстве, когда я был пионером. Когда молодые ребята отдают своё время на добрые дела, вместо того чтобы праздно шататься или сидеть в кабаке, ничего, кроме благодарности и уважения, это вызвать не может.
Когда вы чувствуете себя подавленным, вам, скорее всего, хочется, чтобы окружающие помогли вам снова встать на ноги. Для чего же еще нужны друзья?
Не забудьте же протянуть и свою руку, когда кому-то из ваших друзей вдруг потребуется помощь.
16 способов быть полезным, когда ваш друг переживает не самое лучшее из времен.
Будьте с ним до конца
Находитесь рядом и защищайте интересы вашего друга, пока его черная полоса не закончится. Сейчас ему нужна поддержка и тот, кому можно довериться. Цените тот факт, что он выбрал вас.
Дайте ему возможность побыть одному
Важно, чтобы вы проводили время со своим другом и поддерживали его, но не менее важно дать ему немного свободы. Уважайте его желание побыть наедине с собой.
Не давайте советов
Пока вас об этом не попросят. Вы сейчас не переживаете то, что чувствует он, поэтому вы не вправе советовать, что ваш друг должен делать. Это может заставить его чувствовать себя еще более подавленным.
Избегайте слов-триггеров
Некоторые вещи или слова могут напоминать ему о боли его переживаний.
Речь не о тебе
Не пытайтесь перевести разговор на себя, если вы хотите помочь кому-то.
Я не говорю, что вы эгоистичны, но иногда люди втягиваются в эту игру по перетягиванию одеяла на себя. Сосредоточьте свое внимание на друге.
Помогите ему найти способ высвободить эмоции
Помогите вашему другу сосредоточиться на занятии, которое заставит его почувствовать себя лучше. Это может быть что угодно: музыка, кикбоксинг, кулинария, пение.
Спросите, чем конкретно вы можете помочь
Зачастую мы эгоистично предполагаем, что помогаем человеку своими действиями. Уточните, в чем конкретно может быть выражена ваша помощь.
Возможно, ему достаточно будем ваших объятий. Или кусочка горячей пиццы. Или ему необходимо побыть в одиночестве.
Но вы не узнаете, если не спросите.
Не преуменьшайте его чувства
Мне становится просто невыносимо, когда люди пытаются свести к минимуму чувства других людей. То, что вы не чувствуете их эмоций, не делает их менее значимыми.
Спросите его, как он себя чувствует.
Вы знаете, что он подавлен, но как он себя чувствует? Многие из нас забывают задать этот элементарный, но нужный вопрос. Не будьте уверены, что знаете, какие эмоции переживает ваш друг.
Самостоятельно изучите проблему
Почитайте про тревогу, депрессию и триггеры. Исследуйте свои конкретные заболевания, будь то апатия или беспокойство. Вы должны знать, с чем имеете дело.
Не включайте нездоровое поведение.
Вы думаете, что выпить и расслабиться — это хороший способ помочь кому-то, но это не так. Держите их подальше от алкоголя.
В подавленном состоянии очень легко превратить один бокал вина в бутылку, а бутылку в зависимость.
Напомните другу про его сильные стороны
Вы должны напомнить ему, кто он и что он из себя представляет. Сейчас у него тяжелое время, но это не значит, что он утратил все свои сильные качества.
Предложите обратиться к специалисту
Если вы не психолог, вы не имеете права советовать. Вы можете поддержать друга, но вы не знаете, как справиться с психологическими проблемами.
Поэтому поговорите с ним о получении профессиональной помощи.
Не используйте себя в качестве сравнения
Я знаю, что вы думаете, что помогаете, рассказывая о том, как вы страдали, но сейчас не о вас. Речь идет о вашем друге, поэтому держите свои истории при себе.
Сопоставление ваших переживаний напоминает соревнование. Это лишнее.
Будьте готовы к худшему
В этом нет позитива, согласен. Я не говорю, что вы должны 24/7 ожидать суицид.
Возможно, у него и появятся мысли о самоубийстве. Найдите номер горячей линии психологической поддержки.
Будьте терпеливы
Беспокойство и депрессия — очень длительные процессы. Ваш друг может вести себя более чем странно. Принимайте и старайтесь понять все его эмоции.
Будьте терпимее и подготовьтесь к тому, что вам понадобится время.
Команда Фаза Роста, Фаза Роста
В Латвии и Литве помогают чаще
Существуют общее представление о том, что люди в странах Балтии и Северных странах сдержанны и не готовы прийти на помощь. Однако данные опроса If Страхования свидетельствуют об обратном – в Балтии люди помогают друг другу в среднем 10 раз в месяц. Во всех странах каждый опрошенный каждый месяц помогал друзьям и родственникам 6–7 раз, а незнакомым людям – 3–4 раза. В основном, люди оказывают помощь в повседневных ситуациях, например, помогают сменить покрышку, присматривают за детьми, помогают нести пакеты с покупками, перемещают детские коляски, а также не отказывают в совете или консультации и т.д.
Сравнивая результаты, полученные в странах Балтии, было установлено, что чаще всего помогают жители Литвы и Латвии. В целом, участники опроса в Литве рассказали, что помогали другим в среднем 11 раз в месяц, в свою очередь, в Латвии – в среднем 10 раз в месяц, а опрошенные в Эстонии – в среднем 8,5 раз в месяц. Учёный, проводивший исследование, и автор его методологии, профессор психологии Факультета педагогики, психологии и искусств Латвийского Университета Иварс Аустерс объясняет, что отличия в каждой стране, возможно, отражают отличия людей в категоризации своих поступков, то есть, присуща ли человеку, в общем, тенденция воспринимать себя как готового помочь.
Опрошенные в Латвии признали, что им гораздо привычнее и удобнее помочь кому-то в своём ближнем кругу – близким и друзьям, а в ситуации, когда помощь необходима незнакомцам, для принятия решения об оказании помощи необходимо более длительное время. Респонденты также рассказали, что скорее готовы помочь конкретным группам людей – детям, беременным, людям из так называемых «групп риска», и гораздо реже возникает желание помочь алкоголиками или назойливым попрошайкам. Незнакомцам чаще всего люди помогают спонтанно, реагируя на какую-либо особую ситуацию или обстоятельство.
Исследование также подтверждает, что желание прийти на помощь не связано с какими-либо демографическими различиями. Во всех трёх странах люди оказывали помощь независимо от возраста, пола, этнической принадлежности или уровня доходов – эти демографические факторы не определяли различий в частоте оказания помощи.
Помогая другим, человек становится счастливее
Почему люди помогают другим? «Потому что, помогая другим, люди получают положительные эмоции, то есть, становятся счастливее. Показатели счастья (рассчитанные, вычитая из выраженности положительного опыта выраженность негативного опыта) всегда оставались положительными: когда люди помогают другим, положительные эмоции доминируют, то есть, во всех трёх странах показатели счастья были примерно в 1,5 раза выше, когда люди оказывали помощь, чем тогда, когда сами принимали её. Это означает, что положительные эмоции в 1,5 раза сильнее, когда люди оказывают, а не принимают помощь», – рассказывает Иварс Аустерс.
Данные всех трёх стран свидетельствуют и о том, что мысли об оказании помощи формируют положительный образ себя. В исследовании замечены различия между упомянутой частотой оказания и получения помощи. В большой и репрезентативной выборке эти цифры должны совпадать, и это наглядный пример того, как улучшить образ себя, а именно, у нас имеется склонность преувеличивать только то, что мы высоко оцениваем.
Гордость, вдохновение и ощущение компетентности
Исследование «Индекса помощи If» позволило определить наиболее существенные положительные эмоции, которые люди испытывают, помогая другим. Наиболее часто упоминались такие эмоции как гордость, осознание собственной значимости, вдохновение и ощущение компетентности. Люди также признавали, что эти эмоции становятся более сильными именно в момент оказания, а не получения помощи.
Как известно, секрет счастья – в мелочах и простых вещах. Результаты исследования показали очень похожую корреляцию во всех трёх странах: наблюдалась положительная корреляция между частотой оказания помощи и интенсивностью положительных эмоций в момент оказания помощи. «Это соотношение подтверждает общий вывод социальной психологии о том, что люди не становятся счастливее, осуществляя лишь крупные жизненные цели, например, заключение брака, обеспечение богатства, приобретение недвижимого имущества или получение докторской степени. Всё это очень важно, но именно «мелкие» ежедневные события вносят наибольший вклад в счастливую жизнь, и опрос показывает, что в этом контексте оказание помощи имеет большое значение», – признаёт председатель правления If P&C Insurance AS и руководитель сегмента бизнеса Балтии Андрис Морозовс.
Трудно попросить о помощи
Участники, опрошенные в Латвии, признали, что эмоционально гораздо проще и более приемлемо помочь другим, чем попросить помощи самому, особенно в ситуациях, когда помощь необходима в связи с проблемами со здоровьем. Часть опрошенных также рассказала, что им сложно именно просить о помощи и проще намекнуть окружающим, что помощь не помешает. Участники опроса из Литвы также признали, что в целом они достаточно отзывчивы и часто оказывают помощь даже без просьбы. В свою очередь, абсолютно иное отношение возникает в ситуациях, когда помощь необходима им самим: участники признают, что стараются избежать таких ситуаций, насколько возможно.
В Эстонии участники, отвечая на вопрос о культуре помощи, указали, что она улучшилась в последние годы. Парадоксально, но, в то же время, участники признали, что общество в целом не является отзывчивым, хотя лично им оказывалась поддержка, когда это было необходимым. Респонденты в Литве также указали, что общество не является отзывчивым, хотя могли упомянуть множество случаев, когда им оказывалась помощь. «Таким образом, кажется, что в этом аспекте ещё есть возможность развития и содействия пониманию понятий отзывчивости и взаимопомощи в нашем обществе», – делает вывод Иварс Аустерс.
Когда мы решаем не оказывать помощь
Исследование также показало, что в странах Балтии в среднем 6 % людей никогда не помогали близким и 21 % – незнакомцам.
Люди решают не оказывать помощь в очень разнообразных ситуациях. Респонденты в Латвии признали, что отказывают в помощи, если видят, что человек сам способен справиться с ситуацией, а также в случае, если просящий просто хочет жить за счёт жалости других. В Латвии люди не помогают нахальным, пьяным или навязчивым гражданам. Также люди отказывают слишком назойливым родственникам, поведение которых раздражает, и коллегам, не справляющимся со своими рабочими обязанностями. В свою очередь, участники опроса из Эстонии признали, что уклоняются от оказания помощи, если она необходима незнакомцам, или если у них отсутствуют необходимые навыки для её оказания, или если ситуация слишком опасная.
Нужно ли платить за помощь?
Хотя господствует уверенность, что общество в целом ожидает материальное вознаграждение за оказание помощи, исследование показало другую картину. Отвечая на вопрос о вознаграждении за оказанную помощь, участники опроса указали, что материальный аспект менее важен, чем отношения, и им вполне достаточно словесной благодарности. В то же время, участники опроса считают, что, по их мнению, другие люди материальный аспект ценят выше. «А именно, связь такая: мы считаем, что «для других деньги и подарки важнее, чем для меня», но и для других положительные эмоции и отношения весьма важны», – объясняет Иварс Аустерс.
Об «Индексе помощи If»
Исследование «Индекса помощи If» было проведено в ноябре и декабре 2016 года в каждой из стран Балтии путём репрезентативного интервью 500 жителей в возрасте от 25 до 40 лет. В дальнейшем «Индекс помощи If» будет регулярно исследовать частоту взаимопомощи, её причины и связь с эмоциями. Цель исследования – определить привычки культуры взаимопомощи в обществе, а также в ситуации, когда люди помогали другим, и когда помощь требовалась им самим.
Автокредит на покупку подержанного автомобиля предлагают практически все банки, развивающие автокредитование.
Приобрести машину с пробегом в кредит дороже и сложнее, чем новую. Процентная ставка здесь всегда выше. Банки объясняют это повышенными рисками — автомобиль может числиться в угоне, находиться в качестве залога в другом банке. Кроме того, само по себе подержанное авто менее ликвидный актив для банка, чем новое.
Банки по таким кредитам выдвигают для заемщиков дополнительные условия и ограничения: страна-производитель и год выпуска автомобиля, пробег и количество предыдущих владельцев, страховая стоимость, срок кредита, первоначальный взнос по кредиту.
Возраст автомобиля иностранного производства, как правило, должен быть не больше 10 лет на момент погашения кредита, отечественного – пяти лет. Чаще всего срок кредитования на покупку подержанного автомобиля не превышает пяти лет. Первоначальный взнос по кредиту может составлять от 10% до 50% в зависимости от состояния автомобиля, его марки и года выпуска.
Многие банки не выдают кредиты на автомобиль с пробегом китайского, иранского, индийского, российского и украинского производства.
Требования к заемщику банками предъявляются такие же, как при покупке нового авто: наличие гражданства РФ, постоянное проживание в регионе по месту предоставления кредита, наличие определенного общего трудового стажа, в том числе на последнем месте работы.
Большинство банков предлагает заемщику приобрести подержанный автомобиль через официальных дилеров, но некоторые реализуют и программы на покупку автомобиля с пробегом напрямую у частного лица. Подобные программы отличаются более высоким первоначальным взносом и процентом по кредиту, чем на подержанные автомобили, приобретаемые через автосалон. Срок такого кредита меньше — как правило, до трех лет. Покупка автомобиля по данной программе проходит через сложное оформление сделки.
Европа с пробегом