Внимание следует обращать на тех друзей и знакомых, которые вдруг начинают странно, непривычно вести себя. Большинство суицидентов словно бы выставляют перед собой «предупреждающие знаки». Знаки эти – их крик о помощи.
Угроза совершить суицид. Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни. Прямую угрозу не переосмыслишь, различным толкованиям она не поддается. «Я собираюсь покончить с собой», «В следующий понедельник меня уже не будет в живых»… К прямым угрозам, даже если в них ощущается надрыв, относиться следует крайне серьезно. Делиться с тобой мыслями о самоубийстве ради «красного словца» или с целью розыгрыша едва ли кому-нибудь придет в голову.
Косвенные угрозы, многозначительные намеки уловить труднее. «Без меня жизнь хуже не будет» или «Иногда хочется со всем этим покончить раз и навсегда», или «Господи, как жить-то надоело!» Косвенные угрозы нелегко вычленить из разговора, иногда их можно принять за самые обыкновенные «жалобы на жизнь», которые свойственны всем нам, когда мы раздражены, устали или подавлены.
К прямым и косвенным угрозам следует относиться очень внимательно, хотя косвенные угрозы распознать бывает довольно сложно. По счастью, «предупреждающие знаки» угрозами не ограничиваются.
Словесные предупреждения.
— «Я решил покончить с собой».
— «Надоело». Сколько можно! Сыт по горло!»
— «Лучше умереть!»
— «Пожил – и хватит!»
— «Ненавижу свою жизнь».
— «Ненавижу всех и всё!»
— «Единственный выход – умереть!»
— «Больше не могу!»
— «Больше ты меня не увидишь!»
— «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, я и вернусь в этот мир!»
— «Если мы больше не увидимся, спасибо за все».
— «Выхожу из игры. Надоело!»
Резкие изменения в поведении. Когда люди вдруг начинают вести себя непривычно, это верный знак того, что с ними что-то неладно. Помни: мы ведем себя в зависимости от того, что в данный момент чувствуем. Потенциальные суициденты обычно грустны, задумчивы или же взвинчены, озлоблены, часто ненавидят сами себя. в поведении и внешнем виде тех, кто вынашивает планы самоубийства, проявляются их отрицательные эмоции. Обратите внимание на изменение в поведении ваших родственников и знакомых по следующим параметрам.
- Питание. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят «в три горла». Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют. Анорексия и булимия – латентный суицид.
- Сон. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в «сов»: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.
- Школа. Многие учащиеся, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы.
- Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Они не причесываются, неряшливо одеваются и даже перестают принимать по утрам душ. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, они ходят в мятой и грязной одежде, и, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.
- Активность. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.
- Стремление к уединению. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни. Иногда они стараются уйти незаметно, чтобы никто из присутствующих не обратил внимание на их отсутствие. Иногда они ведут себя так, словно жизнь им опостылела, и всем своим видом дают понять, что все и всё им надоело.
- Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Нужно быть начеку, если человек произносит фразы, похожие на эти: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».
- Приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью «привести свои дела в порядок». Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать бюро или письменный стол. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками», такое поведение может означать реализацию суицидального плана.
Тяжкая утрата. К мыслям о самоубийстве подростков может подтолкнуть смерть близких: родителей или братьев и сестер. После такой утраты жизнь подростка меняется самым решительным образом, теперь ему приходится не только примириться с потерей любимого человека, но и заделать брешь, которую эта потеря проделала в его жизни. Некоторые подростки вообще не могут себе представить, как они будут жить дальше без отца или матери, брата или сестры.
Потери, от которых страдают подростки, не ограничиваются смертью близких. Некоторые подростки начинают задумываться о самоубийстве после ссоры с любимой девушкой или пережив развод родителей.
Иногда молодые люди не хотят больше жить, если перенесли тяжелую болезнь или если попали в аварию, которая их обезобразила.
Каждый переносит утрату по-своему. Потеря, которая одному может показаться незначительной, для другого может стать (или казаться) невосполнимой. Изменив всю его последующую жизнь, такая потеря может подтолкнуть его к самоубийству.
Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Бывает, они злятся на самих себя, и их гнев проявляется в агрессии, бунте и неповиновении. Как и всякая перемена в настроении, подобные «взрывы» должны настораживать. Окружающие, как правило, не хотят иметь дело с раздраженным, вспыльчивым, непредсказуемым человеком. В результате, от проблемного подростка отворачиваются как раз те люди, которые могли бы, в случае необходимости, оказать ему реальную помощь. Человек, находящийся в социальной изоляции, подвергается опасности попасть в зону суицидального риска.
Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя «на грани риска». Они сломя голову носятся на машинах, велосипедах и мотоциклах. Где бы они ни находились – на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска. Некоторые даже имеют при себе огнестрельное оружие и, строя из себя лихих гангстеров, беззаботно размахивают пистолетом, направляют дуло себе в лоб, заявляют, что «шутят», – и демонстрируют наигранное хладнокровие.
Некоторые молодые люди, находящиеся в группе суицидального риска, перестают заботиться о своем здоровье. Они могут начать много курить и пить или употреблять наркотики, либо совмещать наркотики с алкоголем.
Потеря самоуважения. Бывают дни, когда любой подросток ощущает себя самым уродливым, самым неуклюжим и самым глупым существом на свете. Однако такое «самобичевание» длится обычно не долго. Происходит какая-то приятная неожиданность, и самобичевание сменяется самовосхвалением, все встает на свои места. Как правило, у молодых людей хватает самоуважения и самоуверенности, что позволяет им пережить тяжелые времена и перемены настроения, которым они так подвержены.
Совсем другое дело – подростки, которые самоуважение утратили. Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.
Группы риска.
Депрессия и желание покончить с собой – не одно и то же. Можно страдать от депрессий, но о суициде даже не помышлять. В то же время большинство суицидальных подростков объединяет склонность к депрессиям. Подавленности предшествует обычно ощущение грусти, нередко безотчетной, и безысходности.
Почти все молодые люди время от времени испытывают тоску и меланхолию. Перепады настроения свойственны молодежи, однако продолжаются эти перепады день-два, не больше. Так называемая ситуационная депрессия напрямую связана с тем, что произошло или происходит в жизни подростка: юноши и девушки живо реагируют на плохие отметки, на ссоры с друзьями и подругами, на семейные неурядицы, на потерю работы. Подростки, которые сталкиваются не с одной, а с несколькими проблемами одновременно, впадают в депрессию, утраивают способность находить выход из создавшейся ситуации.
Депрессия может подтолкнуть молодых людей к совершению суицидальной попытки, поскольку впавшие в депрессию подростки часто думают, что их несчастьям не будет конца. Им кажется, что они попали в полосу невезения, что «дальше будет только хуже» и что выхода из создавшегося положения нет и быть не может. Им представляется, что та жизнь, которую они ведут теперь, будет продолжаться всегда. Выходом из этого состояния безысходности может стать суицид.
Впавшие в депрессию подростки теряют интерес к жизни, к людям, которые их окружают. Они перестают общаться с друзьями, перестают делать то, что раньше делали с интересом. Вид у них грустный, подавленный, они много спят, разговаривают обычно тихим, усталым голосом. Впечатление такое, будто живут они через силу. Они вовлечены в порочный круг: депрессия ведет к отчуждению, отчуждение порождает тоску, тоска – новый виток депрессии. И чем дольше длится этот цикл, тем больше риск, что подросток, пытаясь покончить с меланхолией и одиночеством, покончит с жизнью.
Алкоголизм и наркомания. Можно выделить три способа воздействия алкоголя и наркотиков на «депрессивного» подростка:
1. Если подросток в принципе не пьет и не употребляет наркотики, но находится в состоянии депрессии и подумывает о суициде, выпивка и наркотик могут затуманить его сознание и подтолкнуть к суициду.
2. Если подросток – пьющий и наркоман, выпивка и наркотик могут вызывать у него депрессию и суицидальные мысли.
3. Если родители подростка – алкоголики и наркоманы, то вызванные этим обстоятельством семейные скандалы и неурядицы могут существенно подействовать на психику подростка, подвести его вплотную к суицидальной черте.
Примерно треть совершающих суицид подростков находятся под воздействием алкогольного или наркотического опьянения. Чаще всего подросток не употребляет наркотики, а выпивает – как правило, пиво: оно дешевле и доступнее.
Большинство молодых людей, совершающих самоубийство под воздействием алкоголя или наркотиков, на самом деле не наркоманы и не алкоголики, им просто очень плохо. Алкоголь и наркотики затуманивают сознание, лишают подростков возможности размышлять «на холодную голову».
Они и без того подавлены – под воздействием же алкоголя и наркотиков самоубийство может показаться им единственным средством остановить душевную боль. В результате, у них появляется кураж, и они более расположены к риску, чем в трезвом состоянии.
Наркотики и алкоголь пагубно сказываются и на жизни тех подростков, чьи родители – алкоголики и наркоманы. Сами по себе молодые люди могут не быть зависимыми от наркотиков и алкоголя, однако их жизнь полна страданий из-за того, что распадается семья.
Одаренные подростки. С трудом верится, что твои умные, талантливые друзья могут столкнуться с проблемами, из-за которых они совершат попытку уйти из жизни. Все дело в том, что одаренные подростки стоят перед необходимостью демонстрировать свое преимущество во всех областях жизни, что, естественно, накладывает на них немалые обязательства. Многим из них начинает казаться, что любят не их, а награды, призы и почести, которых они удостаиваются, способности, которыми они наделены от природы. Поэтому стоит им получить всего одну плохую отметку, занять в спортивном соревновании не первое, а второе место, или еще как-нибудь «доказать», что дарования их преувеличены, – как они впадают в депрессию, им начинает казаться, что они всех подвели, в том числе и самих себя. Чувства стыда и вины за постигшую «неудачу» может подтолкнуть их к мысли о суициде.
Подростки, одаренные в той или иной области, часто бывают излишне дотошными, мелочными; каждый свой шаг они тщательно выверяют, продумывают; им кажется, что любое решение, которое они примут, должно быть единственно возможным, что иного пути, кроме ими избранного, не существует. Им сложно – и даже невозможно – представить себе, что они ошиблись в своих расчетах и что следует избрать иной путь.
Подростки с плохой успеваемостью в школе. Подростки, которым учиться трудно и которые поэтому плохо успевают, часто страдают от низкой самооценки и, как следствие, впадают в депрессию. И то, и другое может привести к суициду.
Такие учащиеся могут оказаться и среди твоих друзей. Может даже, они жаловались тебе, что им не хватает способностей. На самом деле, это не дефект, а несоответствие: для обучения таких учащихся необходимы иные методы, которые бы дали им возможность закончить школу и получить профессию.
Поскольку в классе такие учащиеся сталкиваются с особыми трудностями, они находятся в состоянии повышенного стресса. Их самооценка постоянно страдает от язвительных, колких замечаний их одноклассников и учителей, отчего у них может возникнуть ощущение, что они глупы и никогда ничего не добьются.
Всем хочется, чтобы их любили учителя и одноклассники, – отсутствие такой любви может стать тяжкой обузой, избавиться от которой подросток сможет, лишь прибегнув к отчаянным мерам.
Беременность. С каждым годом подростки становятся все более и более сексуально активными, и эти сексуально активные подростки не пользуются противозачаточными средствами. вот почему нет ничего удивительно в том, что в наше время девушки беременеют все в более и более раннем возрасте. Многие из них – стоит им заподозрить или же убедиться в том, что они беременны, – приходят в ужас и панику.
Большинство из них боятся родительского гнева. Некоторых волнует, что они скажут учителям и друзьям. В том числе и мальчикам, которые за ними ухаживали. Теперь они их, скорее всего, бросят, да или нет? Как беременность скажется на их планах?
Решения, которые им приходится принимать в связи с беременностью (Оставлять или не оставлять ребенка? А если оставлять, то кто будет им заниматься?), также очень неоднозначны. Может оказаться, что девочка не знает, как ей поступить. Она будет бояться, что родители или ее друг принудят ее сделать тот выбор, который представляется ей нежелательным.
Для многих девушек беременность – проблема нерешаемая. Они понимают: беременность – не так вещь, которую скроешь, и считают, что их отношения с родителями и друзьями будут испорчены навсегда. Им кажется, что жизнь не задалась, из чего следует, что смерть – это единственное, что им остается.
Подростки – жертвы насилия. Пока твой друг или подруга не признаются тебе, что им – в школе, дома или где-то еще – нанесли физическую, эмоциональную или сексуальную травму, ты, скорее всего, будешь в полном неведении относительно происшедшего. Однако кое-какие улики дадут тебе основание заподозрить, что твой друг или подруга стали жертвой жестокого обращения.
Наглядным доказательством наличия эмоциональной травмы будут служить заниженная самооценка, а также грубые словесные препирательства между твоим другом и его родителями. Впрочем, молодые люди, которым нанесена эмоциональная травма, держатся обыкновенно робко, застенчиво, словно боясь привлечь к себе внимание. Их приучили к мысли, что они ни на что не способны, глупы и невежественны. Часто поэтому им не хватает уверенности в себе, каждое слово в свою защиту дается им с неимоверным трудом.
Сексуальную травму отследить особенно трудно, поскольку обычно такая трава держится в глубокой тайне. Нанесение сексуальной травмы пугает молодых людей, они теряют почву под ногами, испытывают стыд и чувство брезгливости. Такую травму многие подростки стараются держать в секрете, ибо боятся, что им никто не поверит. Боятся они и того, как бы насильник не расправился с ними или с членами их семьи.
Вследствие насилия молодые люди попадают в суицидоопасную зону, поскольку иного выхода, кроме смерти, не видят.
Подросткам не грозит суицид, пока к главной проблеме, к основному страданию не присоединяются другие. Если все у них в жизни идет нормально, одна, даже самая неразрешимая, проблема опасности не представляет.
Форумы, посвященные самоубийству, — достаточно замкнутые мирки. Если администраторы форума не поверят в серьезность ваших намерений, уличат вас в нелояльности к самоубийству как способу решения проблем, вас могут «забанить» (выгнать с форума): вас обвинят в том, что вы не щадите чувства потенциальных самоубийц. Но лейтмотив сообщений — игра с чувствами окружающих, чувствами близких: «Я сообщила родным, что собираюсь покончить с собой, но они меня не поняли…» Как тема популярен «каттинг» — увлечение, близкое увлечению самоубийством, — нанесение себе ран: «Для чего я показываю свои шрамы? Близким. «Случайно» я открываю свои шрамы. Жду реакции. Она мне нужна для того, чтобы чувствовать, что я нужна этому человеку. Если реакции нет — режусь сильнее в следующий раз, потому что к отупению добавляется еще и боль от того, что близким все равно. И все это идет по нарастающей… Причем, что интересно, все равно, какая будет реакция. Пусть это будет подзатыльник, пусть это будет крик «ДУРА!!!», пусть это будет что угодно, но пусть оно — БУДЕТ. Потому что простой пустой взгляд родного человека — это больно!»
На текст: «Точно помню, что пару-тройку лет назад читал где-то про то, что в продвинутых Нидерландах собираются выпускать специальные таблетки для добровольного расставания с жизнью. Ничего об этом больше не слышал. Есть какая-то информация про это дело вообще или это все бред?» Человек получает серию ответов: «Готов закупить оптовую партию»; «формирую дилерскую сеть»…
Все это напоминает ребенка, играющего с ножом. Любой посторонний, кто это прочтет, должен ужаснуться. Испугаться за «ребенка». Между тем «ребенку» только это и нужно: ужас окружающих. Такая игра. Маленький шантаж с абсолютным алиби у шантажиста: ведь ему так плохо. Но что делать тем, чьи близкие начинают играть в эту опасную игру? Об этом рассказывает известный психотерапевт Борис Новодержкин.
— Что делают люди, когда они говорят о самоубийстве? Ведь иногда «игра в самоубийство» становится образом жизни…
— «Русская рулетка» — вещь классическая, люди ищут острых ощущений таким образом. Наверное, в нее по большому счету играют люди, у которых все в порядке. А самоубийством люди кончают от безысходности. Вопрос встает: во время войны люди насморком болели или не до того было? В общем, если есть свободная, незадействованная энергия… Вообще самоубийство — это максимальное выражение чувства вины. Возможно, это звучит парадоксально. Вина — это агрессия, направленная на самого себя. Самоубийство — предельное направление агрессии на самого себя. Агрессия — это энергия, направленная на изменение окружающего мира. Даже художник, который пишет картину, можно сказать, совершает акт агрессии. Если нет возможности его изменить — ее направляют на себя. Человек кончает самоубийством от безысходности.
— А если люди говорят, как, скажем, на этом форуме: у меня все прекрасно, все есть, но смысл жизни потерял…
— Вроде у него все есть, но почему-то, по сути, изменить ничего не может: чувство вины не дает. Иногда причина самоубийства — это страх смерти, то, что человек абсолютно точно не может изменить, он не может стать вечным. Почему много говорят о самоубийстве? Смерть — это самая табуированная тема в обществе. Многие думают, что самая табуированная тема в обществе — секс. Нет, смерть. Люди прибегают к самоубийству от безысходности. Но она, как правило, не связана с их физическим существованием: всегда есть какие-то способы приспособиться. А вот психологическая безысходность особенно заметна тогда, когда у человека с материальной точки зрения вроде бы все есть. Поэтому нередко именно богатые, известные люди кончают с собой, хотя они могли бы влиять на мир самыми разными способами. Но, с их точки зрения, они теряют смысл жизни и нет ничего, что они хотели бы поменять, изменить окружающее. Одна из распространенных причин — безработица: энергии масса, но некуда ее направлять, и ее направляют на себя, внутрь. И вот если эти участники «клубов» все это обсуждают, они хоть как-то направляют эту энергию вовне, сбрасывают напряжение…
— А у вас нет ощущения, что их игра «я всем докажу, что хочу покончить с собой», может привести к трагическим результатам?
«Ны вы будете прыгать или нет?», и вот тогда я понял, что жить НАДО!
— В Интернете, где все анонимно, шантажировать особо некого, там скорее некая отдушина, и это может быть механизмом спасения. Когда меня начинают шантажировать самоубийством на терапии, я начинаю обсуждать… Например: «Ну да, есть разные варианты. Выбросишься из окна — мозги по асфальту, некрасиво! А если не до конца? Так и будешь потом калекой… Таблетки — будут промывать, все вокруг будет загажено… Перед людьми неловко». К сожалению, если не обсуждать, любая боль направляется внутрь, если не будет самоубийства, будут психосоматические заболевания, возможно, онкология… Но, когда это обсуждают с близкими, это превращается в шантаж. Человек, который говорит близким, что хочет покончить с собой, тем самым берет их в заложники. Он начинает шантажировать их своим самоубийством. Допустим, я доведен до безысходности. А близкий начинает мне говорить: «Но ведь в жизни есть еще столько разных хороших вещей!!» И оказывается, что он совершенно не может меня понять. А мне-то надо, чтоб он меня понял. Как это сделать? Я начинаю ему говорить: «Я сейчас покончу с собой, и ты ничего не можешь сделать с этим!» И тогда мой близкий оказывается в симметричной ситуации безысходности, и он зависит только от моего спонтанного решения. И чем больше он пытается убедить меня ничего не делать, тем больше я ему демонстрирую его беспомощность. Два игрока — кто кого переиграет? Тот, у кого козырь в руках.
— Что же делать близкому в такой ситуации?
— Помнить об одной вещи: каждый человек сам в ответе за свою жизнь. Главное — не поддаваться на шантаж. Это так же, как в борьбе с терроризмом: с террористом нельзя вести переговоры. Суть в том, чтобы человек понял, что он делает. Нужно оставить его одного с его решением, сказать ему: «Ты свободен!» Между прочим, потенциальные самоубийцы очень злятся на тех, кто их уговаривает изменить решение, борятся с ними, энергия нарастает… И когда игра доходит до определенной точки, эту агрессию на других очень легко обратить на себя. У меня был один случай, я работал с группой, и одна девчонка вскочила на подоконник: «Ну что, мне прыгать?» Я до этого сказал: «Сделай то, что тебе страшно сделать!» — а она на подоконник… И я оказался в ловушке. Если я скажу: «Прыгай!» — вероятность, что она прыгнет, очень велика. Если я скажу: «Не прыгай» — я не смогу с ней больше работать как психотерапевт. Что мне оставалось сделать? Я сказал: «Подожди, давай подумаем, что ты хочешь сделать… на самом деле…» Она зарыдала и слезла с подоконника. В этом смысле слезы, рыдания — очень хороший способ разрядки.
— А чего она хотела на самом деле?
— Человек, который хочет покончить с собой, хочет что-то доказать всему миру. А мир его не слушает. Мир безразличен. И человек ни на что повлиять не может. Поэтому он хватается за единственный доступный ему инструмент — собственную смерть. Он же не считает себя шантажистом, он действительно готов к этому.
— А «каттинг» — нанесение ран самому себе — имеет ту же природу, что и самоубийство?
— Ну да, тот же самый механизм чувства вины, агрессия, направленная на самого себя. Что я могу сделать, если окружающий мир от меня отвернулся? Только сделать что-то с собой, потому что у меня есть некая фантазия, что я тем самым привлеку внимание окружающих. И тут нельзя эту фантазию холить и лелеять и причитать над человеком, а надо ему просто спокойно сказать: «Ну я все понял, если хочешь — я пошел, можем пойти вместе — пивка попьем, а нет — ну оставайся, режь дальше…»
— Как вы думаете, могут ли разговоры о самоубийстве быть «заразными» для молодых людей с подвижной нервной системой? Может быть, социальные табу на самоубийство могли бы их защитить?
— Я не знаю статистику, но, по идее, процент сексуального насилия в обществе, где тема секса табуирована, должен быть выше. Думаю, что такой же закон должен действовать и в обществе, где табу на суицид. Очень важна возможность говорить об этом анонимно — это позволяет «спускать пар»… И в этом смысле Интернет — хороший способ. Иначе близкие — заложники или настоящее самоубийство. Если есть возможность обсудить это во всех аспектах, если есть возможность осознать свою свободу… Человека эта свобода как раз может удержать, чтобы он не покончил с собой на волне протеста, желания доказать всем свою правоту…
Прямым подтверждением слов Новодержкина стал один диалог на форуме:
«Хотелось бы увидеть здесь нечто сродни: 10 способов остановить самоубийство» (не надо смеяться надо мной, я серьезно). Я имею в виду собирательные способы, безотказные, способы заставить человека передумать убивать себя, универсальные. Например, меня в свое время остановило, что кто-то же ведь найдет мой изуродованный труп, я создам человеку лишние проблемы, в том числе с милицией. Хотя, конечно, задачу я ставлю не из легких, я понимаю: просто, когда не хватает чувственных сил, надо быть хитрее, ведь чтобы спасти чью-то жизнь, все способы хороши». «Меня остановило двухчасовое стояние на краю крыши, держа за руку друга под проливным дождем, рассуждая о жизни и смерти… спустя 2 часа кто-то снизу крикнул: «Ну вы будете прыгать или нет?», и вот тогда я понял, что жить НАДО!
Но это только мой случай…»
Итак, сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка не бояться шантажа.
Посмотрите на мир глазами ребенка. Ребенок столкнулся с шантажом: он что-то увидел, чего не должен был видеть; его принуждают что-то сделать, чего ему делать не хочется; посторонним стало известно о какой-то личной тайне ребенка… вариантов масса.
И что бы ребенок держал информацию в секрете его шантажируют. Манипулятор угрожает:
— раскрыть личную тайну ребенка;
— расправой с домашними животными;
— причинить вред родителям или другим членам семьи;
— высмеять ребенка в глазах друзей;
— сведением счетов с собственной жизнью (суицидом).
В роли шантажиста может выступать взрослый человек, подросток или ровесник Вашего ребенка.
Показательный случай произошел в Рязани. Шестнадцатилетняя девочка познакомилась с компанией ребят. Влюбилась в одного из них. На одной из вечеринок девушка выпила слишком много, а на утро в телефоне парня появились откровенные фото девушки. Молодой человек заявил, что требует определенную сумму каждую неделю взамен того, чтобы фото не увидели свет. Боясь наказания родителей и осуждения всех вокруг, девушка воровала деньги у близких. Когда кражи вскрылись, родственники потребовали объяснений. Девушка и вовсе замкнулась в себе. Побыв пару дней между двух огней и не найдя правильного решения, девушка наглоталась таблеток снотворного. Спасти ее не удалось. Фото свет так и не увидел, а вот неудачливого шантажиста привлекли по статье доведение до самоубийства. (Источник: http://ug-ur.com/prestuplenie/protiv-sobstvennosti/vymogatelstvo/shantag/chto-delat.html).
В таких случаях хорошо работает правило безопасности: ЕСЛИ РЕБЕНОК СОВЕРШИЛ КАКОЙ-ТО ПРОСТУПОК, НО САМ ЧЕСТНО ПРИЗНАЛСЯ В НЕМ, ТО ОН БУДЕТ ПРИНЯТ И ПОНЯТ СЕМЬЕЙ, И НЕ БУДЕТ НАКАЗАН!
Нет ограничений по возрасту для этого правила.
Родители и еще: обратите внимание на свою первую реакцию на слова ребенка. То, что говорит ребенок, Вы должны принять спокойно. И только полностью выслушав ребенка, Вы выпьете успокоительного и примете решение на «холодную» голову.
Такой своей реакцией Вы научите ребенка не бояться шантажа!
Светлана Казьмина
Хотите больше узнать о безопасности вашего ребенка? Приходите 2 июня: «День безопасности семьи»
Случаи неадекватного поведения подростков происходят все чаще. Дети избивают друг друга, нападают на одноклассников и учителей с оружием, причиняют боль себе. Волна захватила даже Петрозаводск. В середине апреля в лицее № 13 школьник выпал из окна. Как оказалось, юноша давно вызывал беспокойство среди сверстников. Можно ли предупредить такие случаи и как заметить, что ребенок нуждается в помощи? Попытались разобраться в этих вопросах вместе с практикующим психологом, старшим преподавателем ПетрГУ Юлией Терюшковой.
Содержание
- Почему дети стали агрессивнее?
- Как ведет себя подросток, способный на неадекватное поведение?
- Каким образом распознать намерение подростка напасть на людей?
- Как родителям предотвратить срыв у подростка?
- Что провоцирует подростка взяться за оружие?
- Что делать, если ваш ребенок ведет себя неадекватно?
- Можно ли полностью оградить ребенка от вызывающих агрессию факторов?
Почему дети стали агрессивнее?
Современное взросление имеет новые тенденции. С одной стороны, происходит увеличение периода пубертата, а с другой — раннее взросление. Эти две тенденции создают высокое эмоциональное напряжение в социуме по отношению к подросткам. Это может увеличивать количество «неадекватного» поведения. К такому поведению мы относим различные девиации — яркая демонстративность, зависимость от вредных привычек, правонарушения, агрессивные выпады, но также это могут быть позиции изоляции, отказ от общения с окружающими.
Как ведет себя подросток, способный на неадекватное поведение?
В большинстве случаев окружающим людям кажется, что они понимали, что именно этот подросток мог совершить акт агрессии. Каким же его описывают окружающие? Это часто неуспешный в учебе ребенок, постоянно участвующий в конфликтах с одноклассниками и педагогами, с семейными проблемами. Можно сказать, что это подросток, который лишен поддержки со всех сторон. Самым ярким маркером является быстрое, внезапное изменение в поведении подростка.
Каким образом распознать намерение подростка напасть на людей?
Чтобы это обнаружить, прежде всего педагоги и родители должны быть наблюдательными, должны осознавать важность пубертатного периода своих воспитанников. Конечно, замечательно, если отношения в семье помогают повзрослеть ребенку, дают ему уверенность в том, что его любят и он нужен. Но если этого не происходит, а вы понимаете, что с ребенком что-то не так, нужно сразу обращаться за помощью.
Как родителям предотвратить срыв у подростка?
Подростковый возраст — это возраст вступления во взрослую жизнь, возраст бури и натиска. Именно на время пубертата родителям и близким психологи рекомендуют именно быть терпимее к подросткам, аккуратно относиться к их привычкам, процессу взросления. Частые реакции на своих взрослеющих детей — это непринятие их позиций, уход от общения, наказания и запреты. Все это может спровоцировать эмоциональные реакции, вплоть до психологических нарушений поведения.
Что провоцирует подростка взяться за оружие?
Провоцирующим фактором агрессии у подростков может стать любое событие, которое окажется «последней каплей» в его жизни. Это может быть замечание педагога, запрет родителя, невнимание одноклассника. Это обычные поведенческие акты в жизни взрослого человека, но они в жизни подростка рассматриваются каждый раз под лупой и наносят психологические раны.
Что делать, если ваш ребенок ведет себя неадекватно?
Обратитесь к специалистам, увеличьте положительное внимание к своему ребенку, обсудите его поведение с педагогами в школе. Если он увлекается Интернетом, можно с ним играть в игры, если он любит смотреть сериалы, покажите, что вам тоже они нравятся, и так далее. Подростки больше чем кто-либо нуждаются в общении со взрослыми.
Можно ли полностью оградить ребенка от вызывающих агрессию факторов?
Наверное, абсолютно оградить всех подростков от этих факторов невозможно, потому что это период жизненного тренинга, период безопасной социализации, когда ты еще не совсем взрослый, но уже и не ребенок. И здесь важное слово «безопасная» социализации. Взрослые всегда должны помнить, что каждый подросток особенный, это самый нежный возраст для общения и взаимодействия. И от окружающих взрослых зависит то, как подросток вступит во взрослую жизнь.